Оглавление
Общие сведения
Федеральный закон N 184-ФЗ «О техническом регулировании» был принят Государственной Думой, а затем одобрен Советом Федерации в декабре 2002 года. Вступил в силу в июле 2003 года.
Выход ФЗ 184 — закона о техническом регулировании — определил принципиально новый подход к установлению и применению требований к продукции, регулированию процессов производства, работ и услуг.
Закон призван регламентировать сферу отношений, связанных с областью проектирования, производства, строительства, монтажа, транспортировки, хранения, эксплуатации, реализации, оценки, утилизации, выполнения работ или оказания иных услуг. 184 ФЗ направлен на создание механизма обеспечения защиты жизни и здоровья жителей страны и их имущества, а также охрана окружающей среды, обороны, национальной экономики и технологической безопасности России.
Структурно закон представлен десятью главами, включающими 48 статей. Рассмотрим краткое содержание настоящего закона, обозначив основные положения:
- Общие положения: область действия закона, основные понятия и принципы, действующее законодательство в данной сфере, особенности технического регулирования различных отраслей.
- Технические регламенты: цели и задачи, содержание и порядок применения. Разработка, принятие, изменение и отмена технических регламентов.
- Документы по стандартизации, применение которых производится на добровольной основе. На настоящий момент все статьи третьей главы, кроме ст. 16.1, утратили силу.
- Подтверждение соответствия: цели, принципы, формы. Добровольное и обязательное подтверждение соответствия и признание результатов подтверждения, а также права и обязанности заявителя. Знаки соответствия, декларирование. Обязательная сертификация и ее организация. Маркировка товара знаком обращения на рынке. Условия ввоза товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, в Российскую Федерацию.
- Аккредитация сертификационных и испытательных органов (лабораторий, центров).
- Государственный надзор за соблюдением положений закона о тех. регулировании: контролирующие органы, их полномочия и ответственность. Объекты государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов.
- Нарушение требований регламентов и отзыв продукции: ответственность за несоответствие продукции или связанных с ней процессов, обязанности изготовителя в случае получения информации о несоответствии. Права органов государственного надзора при данных обстоятельствах. Принудительный отзыв товара. Ответственность за нарушения, допущенных сертификационными и испытательными органами.
- Федеральный информационный фонд техрегламентов и стандартов;
- Финансирование;
- Заключительные и переходные положения.
Главными инструментами являются техрегламенты, национальные стандарты (используются на добровольной основе), такие процедуры как подтверждение соответствия и аккредитация, а также контроль (надзор) со стороны государства.
Технический регламент — это нормативно-правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий обязательные для соблюдения требования. Вводится федеральным законом. Носит директивный характер, связан с регулированием безопасности объектов технического нормирования и стандартизации на всем этапе их жизненного цикла.
Виды техрегламентов в соответствии с ФЗ о техническом регулировании классифицируются согласно следующим основным критериям:
По объекту нормирования:
- Объекты, для которых можно определить риски и снизить их до допустимого минимума еще на этапе разработки;
- Источники опасности могут проявиться как на стадии проектирования и разработки, так и непосредственно при производстве;
- Услуги, для оказания которых необходимо регулирование требований техники безопасности.
По содержащимся требованиям:
- С конкретными техническими требованиями — самая распространенная категория. Включает в себя предписывающие регламенты и регламенты, содержащие эксплуатационные требования безопасности;
- С общими требованиями;
- Техрегламенты, содержащие требования, изложенные в виде ссылок на конкретные государственные стандарты или иные нормирующие документы (кодексы).
Как любой иной значительный федеральный закон, ФЗ 184 о тех. регулировании не обошли стороной изменения. За почти 15 лет своего существования, закон претерпел свыше двадцати изменений. Последние были внесены в текущем году. Рассмотрим подробнее.
Рассмотрение законодательства местного самоуправления
Детально особенности рассматриваемой системы отношений в обществе регулируют законы соответствующих субъектов РФ. На период действия Закона о местном самоуправлении, который был принят в 1995 году, большая часть субъектов приняла базовые законы, включающие:
- О МСУ (Республика Тыва, Красноярский, Приморский край, Омская, Томская области и др.).
- Об организации местного самоуправления (Москва, Еврейская АО, Республика Марий Эл, Оренбургская и Нижегородская области и др.).
- Об основах МСУ (Калининградская область и Алтайский край).
- Об общих принципах организации МСУ (Ярославская область, респ. Бурятия, Сахалинская и Липецкая область).
В 2003 году был принят Закон о МСУ, что предопределило потребность изменить действующее законодательство о МСУ со стороны региональных законодателей. С другой стороны появилась необходимость в создании новой законодательной основы данного направления. Новый Федеральный закон более подробно, чем предыдущий, стал регулировать проблемы организации.
Замечание 1
Законодательные акты субъектов РФ могут быть приняты лишь по проблемам организации местного самоуправления, которые прямо предписываются для этого посредством ФЗ.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
Найдено научных статей по теме — 15
Органические законы субъектов Российской Федерации
Ульихин Виктор Сергеевич
Статья посвящена анализу конституций (уставов) субъектов Российской Федерации на предмет выделения ими региональных органических законов.
Стадии налогового законотворчества субъектов Российской Федерации
Краснова Антонина Анатольевна
В статье речь идет об анализе и поиске решения проблем, возникающих при осуществлении законотворчества субъектов Российской Федерации в налоговой сфере.
Принципы налогового законодательства субъектов Российской Федерации
Краснова Антонина Анатольевна
Статья посвящена исследованию принципов законотворчества субъектов России в налоговой сфере. Приводится классификация принципов налогового законотворчества на общие (общеправовые) и специальные.
О стадиях налогового законотворчества субъектов Российской Федерации
Смирнов Дмитрий Анатольевич, Краснова Антонина Андреевна
В статье рассмотрены стадии налогового законотворчества, их сущность и особенности, внесены предложения о закреплении в законодательстве дополнительных стадий, таких как стадии обязательного проведения специализированной или компл
Законы субъектов Российской Федерации о молодежи и молодежной политике
Киселева Надежда Анатольевна
Дан анализ законодательных актов, закрепляющих основы молодежной политики на уровне субъектов Российской Федерации.
Понятие права законодательной инициативы субъектов Российской Федерации
Волкодаева Наталия Александровна
Анализируются правотворчество как элемент государственной деятельности в сфере формирования права, стадии законодательного процесса, различные подходы к определению права законодательной инициативы субъектов Российской Федерации.
Пределы законодательства субъектов Российской Федерации о мировых судьях
Мишунина Алёна Александровна, Сачко С. Ю.
Возрастание роли суда в период укрепления демократического государства и формирование стойкой вертикали судебной власти, названные Президентом РФ в качестве основных направлений судебной реформы на современном этапе, влекут за соб
Принципы деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации
Иналкаева Казбан Саматовна
Цель исследования заключается в определении основных проблем практической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Особенности структуры системы законодательства субъектов Российской Федерации
Абулханова Светлана Мухарямовна
Статья посвящена вертикальной структуре системы законодательства субъектов Российской Федерации.
О принципах законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации
Переверзева Елена Владимировна
В принципах налогового права выражаются основополагающие начала и требования, которым должны отвечать отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.
Современные тенденции развития законодательства субъектов Российской Федерации
Филиппов А. Н.
В данной статье исследованы основ-ные направления развития законодательства субъ-ектов Российской Федерации. В том числе обозначе-ны характерные особенности правотворческой дея-тельности субъектов федерации.
Некоторые тенденции оптимизации законодательства субъектов Российской Федерации
Пирожкова Л. В.
Тема статьи актуальна для современной конституционной теории и практики Российской Федерации. Предметом ее исследования являются некоторые тенденции оптимизации регионального законодательства в условиях современного федерализма.
Процессуальное законодательство субъектов Российской Федерации: постановка проблемы
Смолин А. А.
Проанализированы теоретические и законодательные основы выделения самостоятельного уровня регионального законодательства процессуального законодательства.
О некоторых вопросах роспуска законодательных органов субъектов Российской Федерации
Л. А. Тхабисимова, Э. С. -М. Ахъядов
В статье исследуются вопросы роспуска законодательного органа субъекта федерации.