Способы и формы защиты прав и свобод человека и гражданина

Возрастные ограничения

Конституция России устанавливает, что граждане могут осуществлять в полной мере свои права и обязанности, начиная с восемнадцати лет самостоятельно. Ключевым словом в этой связи выступает слово самостоятельно и фраза в полной мере. Не стоит забывать, что граждане обладают своими конституционными правами и в более раннем воз­расте. Однако реализация государственных гарантий в этом случае происходит посредством законных представителей.

На что имеет право ребенок? Этот вопрос интересует многих.

Международным пактом о гражданских свободах за каждым ребенком закреплено право на предоставление мер защиты, государственные гарантии медицинской помощи, образования, а, кроме того, на мгновенную регистрацию после своего рождения и на личное имя. Каждый ребенок обладает правом на приобретение гражданства. Данные нормы не отражены в Конституции нашей страны, но, по своей сути, они могут быть при­равнены к соответствующим нормам.

21.6. Деятельность института Омбудсмена в России

В современной России получил развитие институт Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена). В странах Западной Европы омбудсмен – это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан на злоупотребления властью в сферах государственного управления.

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт «д» части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ. Статья 1 этого закона гласит: «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами». Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

На федеральном уровне работает уже третий в новейшей российской истории Уполномоченный по правам человека Российской Федерации В.П.Лукин. Уполномоченные по правам человека избраны региональными парламентами в 31 субъекте Российской Федерации.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа — одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, — так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, — был создан в 1809 году в Швеции.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады, посвященные тем сферам жизни, где имеются существенные нарушения прав человека.

В специальных докладах обобщаются типичные и носящие массовый характер нарушения прав граждан, отражается деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предлагается комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений.

А.Ю.Сунгуров выделяет три основных направления в деятельности уполномоченных по правам человека:

нацеленность служб исполнительной власти на решение проблем жителей, на их обслуживание, с чем коррелируется видение российского президента на эффективность работы чиновников — предоставление ими качественных публичных услуг населению;

предотвращение нарушений прав человека, внедрение международных стандартов прав человека в реальную практику стран;

снижение уровня коррупции.

Появление Уполномоченного по правам человека в России является следствием демократизации общества, усвоения гражданами соответствующих институтов и практик. Однако, эффективность функционирования этого института будет зависеть от понимания его роли и места государственными структурами, структурами гражданского общества, отдельными гражданами.

21.2. Личные права и свободы

Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на междуна­родно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве гражданских).

Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы га­рантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обра­щения; индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятствен­ного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступа­ет как биосоциальное существо.

Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть ре­ализована только самим человеком.

К личным правам и свободам Конституция Российской Федерации относит:

— право на жизнь (ст.20) — первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность;

— право на достоинство личности (ст.21) — предполагает, что госу­дарство создает для человека такие условия жизни, которые бы не ума­ляли его достоинство;

— право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);

— право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23), под кото­рыми закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и которая может в случае разглашения нанести ему моральный ущерб. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24);

— право на неприкосновенность жилища (ст.25);

— право свободно определять и указывать свою национальную при­надлежность и пользоваться родным языком (ст.26);

— право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27);

— право на свободу совести (ст.28);

— право на свободу мысли и слова (ст.29).

В Конституции определены положения, конкретизирующие реализацию личных прав и свобод. Так, например, запрещены пытки, насилие или другие унижающие человеческое достоинство обращения и наказания. Никто не может быть подвергнут без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам.

Человек может быть арестован только по решению суда. До судебного решения лицо не может быть задержано на срок более 48 часов.

Ограничения права на неприкосновенность частной жизни допускается только на основании судебного решения.

Каждый имеет право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны предоставить соответствующие возможности.

Неприкосновенность жилища может быть нарушена только в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.

Впервые в истории России Конституция гарантирует право свободного передвижения внутри и за пределами государства, свободно выезжать из России и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Никто в России не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным путем.

Принцип охраны прав и свобод человека

Впервые принцип, касающийся охраны прав и свобод человека и гражданина, появляется в уголовно-процессуальном законодательстве (статья 11 УПК). Его можно считать наиболее демократичным и прогрессивным в рамках современной системы принципов, по которым работает уголовное судопроизводство.

Замечание 1

Основой принципа охраны прав и свобод является конституционное положение (ст. 2 Конституции РФ). Оно гласит, что соблюдение, обеспечение и методы защиты прав и свобод человека должны являться обязанностью государства. На это же указывают и прочие нормы Конституции, которые формируют действующий в реальности характер прав и свобод для человека и гарантируют государственную, международную и судебную защиту этих категорий.

Рассматриваемое понятие в уголовном судопроизводстве включает несколько мероприятий, которые концентрируются на формировании условий в области реализации субъективного права и законных интересов, включая их восстановление при нарушении и обеспечение безопасности тех граждан, которые принимают участие в уголовных процессах.

С одной стороны, работа по охране прав и законных интересов в рамках уголовного процесса обладает превентивным характером, поскольку происходит охрана прав и свобод от различных нарушений и посягательств. С другой стороны происходит выполнение защитной и восстановительной функции.

Особенности принципа

Замечание 2

Важнейшим элементом рассматриваемого принципа можно считать обеспечение прав для лиц, которые обладают свидетельским иммунитетом. Понятие свидетельский иммунитет представляет собой возможность отказаться от свидетельствования против себя, своего мужа (жены), близких родственников (ребенка, одного из родителей, брата или сестры и др.).

Право отказаться от свидетельствования против самого себя и собственных близких должно разъясняться лицам, которые наделены свидетельским иммунитетом. Разъяснение должны проводить должностные лица, которые несут ответственность за производство по определенному делу. Если свидетель соглашается дать показания, то его необходимо предупредить о том, что данные показания суд, прокурор или следователь может использовать как доказательства в процессе последующего производства по уголовному делу, включая случаи, когда человек откажется от данных показаний.

Охрана прав и свобод человека и гражданина должна характеризоваться защитой самых важных законных интересов личности. В число этих интересов можно отнести личную и имущественную безопасность членов процесса и их близких лиц.

Пример 1

Например, если есть достаточные сведения о том, что в адрес участников уголовного судопроизводства, включая их близких родственников, родственников или близких лиц поступают угрозы убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения их имущества, то должностное лицо (следователь, дознаватель, суд, прокурор и др.) могут в пределах своей компетенции принять меры безопасности.

Достаточно широким является круг лиц, поступающая угроза в адрес которых предполагает обязанность должностных лиц принять соответствующие меры. В него включены все участники уголовного судопроизводства, в том числе близкие родственники участников (муж, жена, ребенок, мать, отец и др.). Сюда можно отнести и других близких лиц, исключая близких родственников, которые состоят в отношениях с потерпевшим, свидетелем. Также закон предусматривает отнесение к участникам тех людей, жизнь и здоровье которых представляют ценность для потерпевшего, свидетеля по причине сложившихся личных отношений.

Меры безопасности, которые могут быть приняты должностными лицами, включают:

  • описание в протоколе следственного действия псевдонимов потерпевших, его представителей, свидетелей и других лиц;
  • запись и контроль переговоров по телефону, что осуществляется в соответствии с письменным заявлением потерпевших, свидетелей, их близких родственников и др. (осуществляется по решению суда);
  • представление лица с целью опознания в условиях, которые исключают визуальное наблюдение опознающего опознаваемыми;
  • закрытые судебные разбирательства;
  • допрос свидетелей на судебных заседаниях в условиях, которые исключают визуальное наблюдение свидетелей прочими участниками процесса, не оглашая настоящей информации о его личности;
  • прочие меры безопасности.

Кроме перечисленного, рассмотренные меры могут использоваться в адрес подозреваемого и обвиняемого, с которым заключается досудебное соглашение о сотрудничестве, включая близких родственников, родственников и близких лиц при проявлении угрозы их безопасности.

Замечание 3

Принцип охраны прав и свобод человека играет право восстановительную роль, которая состоит в том, что вред, который был причинен человеку в ходе нарушения его прав и свобод судом (должностным лицом, которое осуществляет уголовное преследование), должен быть возмещен.

Основания и порядок возмещения рассматривает УПК в 18 главе. Если же происходят другие случаи появления основания для возмещения ущерба, помимо указанных в 18 главе, но не связанных с реабилитацией граждан, то данные вопросы должно решать гражданское судопроизводство.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Роль международного права в вопросах защиты прав и свобод человека

Регулирование прав человека и способов их защиты сегодня относится не только к национальному праву, но и к международному. Ситуации, когда начинает применяться право на обращение в межгосударственный орган, связаны с тем, что все внутригосударственные методы правовой защиты закончились. Во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., для которой применим морально-политический окрас, признает право любого человека на качественное восстановление в правах профессиональными национальными судами. На основании Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. нашло развитие это положение. Согласно данной Конвенции для каждого человека свойственно иметь право на справедливое судебное разбирательство дела в разумные сроки независимым и беспристрастным судом, который создан на базисе закона.

Замечание 5

Таким образом, для всех право- и дееспособных субъектов права, которые проживают в рамках границ государств, которые входят в Совет Европы, в ситуациях, когда исчерпаны возможности защиты своих прав на основании национального законодательства, допустимо обратиться в Европейский Суд по правам человека.

Одно из ключевых достижений в международном регулировании прав человека – это создание и работа межгосударственной структуры их защиты. Сегодня на основании положений международных договоров определилась конкретная структура межгосударственных органов, которые наделены функциями международного контроля за работой страны в направлении обеспечения прав гражданина. Контроль такого рода происходит на разных стадиях. Речь идет об универсальной стадии, когда в работу вступают ключевые и ряд вспомогательных органов ООН; об региональной стадии, под которой понимается Европа на стадии Совета Европы и ряду других институтов, в американских странах – в области Организации американских государств. Ряд международных правозащитных институтов сформированы и на постсоветском пространстве в рамках СНГ.

Для каждого человека должно быть свойственно осуществлять свободный выбор способов защиты прав человека

Важно отметить, что при этом у него должна быть гарантия того, что страна обеспечит равные возможности для каждого, не принимая во внимание веру, расу, место жительства, возраст и пол, воспользоваться данными методами защиты. Если же это не будет соблюдаться, направленность современной страны к демократии, свободе, законности, правовой стране, которая выражена в ряде конституционных норм и принципов, останется только на уровне декларации о намерениях

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Основа социальной защиты в области соцобеспечения пенсией

В ходе реализации гражданами собственных прав, касающихся отдельных видов социального обеспечения, проявляются различные разногласия (споры) между гражданами, муниципальными органами и государством, организациями, предприятиями, учреждениями, которые предоставляют обеспечение. Они могут возникнуть в правоотношениях, устанавливающих факты, которые имеют юридическое значение и касаются предоставления соответствующих видов социального обеспечения, включая материальные правоотношения по социальному обеспечению.

Правоотношения в области установления фактов, которые имеют юридическое значение, в качестве основы спора предусматривают отказ в установке инвалидности, неудовлетворенность граждан предоставленной группой инвалидности, причиной инвалидности, и т.д., отказ в установке факта иждивенства и др.

В случае обращения за назначением пенсии, спор часто касается задержки в оформлении документации по вине работодателей или задержки по вине территориальных органов пенсионного фонда, органа военного управления, правоохранительных органов. Помимо этого, спор возникает по поводу отказа в назначении пенсии, включая несогласие человека с ее суммой и сроком назначения.

Замечание 1

Спор также может может возникнуть на этапе выплаты пенсий, где предмет спора состоит в задержках выплаты, выплаты в меньшем размере, чем было назначено.

Проявление спорных вопросов между гражданами, с одной стороны, территориальными органами ПФР или пенсионным подразделением органов военного управления, правоохранительным органом, с другой стороны, споры могут касаться нескольких вопросов:

  • назначения пенсий,
  • расчет стажа,
  • определение суммы и выплата пенсий,
  • перерасчет, индексация, перевод с одного вида пенсии на другой,
  • расчет сумм удержаний из пенсий,
  • приостановка и прекращение выплат пенсий и др.

Основы конституционно-правового статуса личности

Сочетание прав и обязанностей, предусмотренных законодательными актами всевозможных областей права, представляет собой правовой статус (положение) личности, человека, гражданина, который рассматривают в качестве субъекта правоотношений, складывающихся в ходе исполнения законов разных сфер права, и в полной мере наделен всеми положенными ему своих прав, свобод и обязанностей.

Определение 1

Основы правового статуса граждан зкреплены Конституцией России, а конституционное право играет большую роль в координации общественных вопросов.

К основам правового статуса относят:

  • иметь гражданство;
  • общую правоспособность;
  • нормы правового статуса человека и гражданина;
  • наличие главных прав и свобод (экономических, гражданских, социально-культурных, политических)
  • наличие гарантий соблюдения главных прав и свобод человека и гражданина;
  • выполнение человеком и гражданином своих обязанностей.

Выше перечисленные основы являются центром правового статуса личности, обуславливают основное место индивидума в социуме. Они законодательно прописаны в главе 2 Конституции Российской Федерации. Многозначимо провозглашение всего объема прав и свобод граждан, их правовое равенство. К примеру, каждый гражданин на территории РФ имеет все права и свободы, а также несет равнозначные обязанности, исходя из принципов Конституции (п. 2 ст. 6 Конституции РФ).

Принципы правового статуса личности регламентируют основные права и обязанности личности перед другими людьми, сообществами, социумом, страной, они являются юридическими, находятся под государственной и правовой охраной. Данные принципы определяют подробную регламентацию правового статуса личности.

В ряде принципов конституционно-правового статуса личности в РФ рассматривают:

  • комплекс прав и обязанностей человека, который обладает правами и имеет обязанности относительно других личностей, сообществ, страны и социума;
  • неотделимость главных прав и свобод, невозможность самовольного отказа от выполнения обязанностей, предписанных Конституцией РФ, в одностороннем порядке;
  • равенство прав и обязанностей человека и гражданина;
  • гарантия реализации прав и выполнения обязанностей.

Сочетание прав и обязанностей подразумевает для каждого конституционного права человека возникновение обязанности у другого человека, государства или социума. (К примеру, каждый человек имеет право на заработанную пенсию по старости, а на соответствующие государственные структуры возлагается обязанность по выплате заработанной пенсии, используя накопленные обществом активы). Но не в каждой ситуации право соответствует появлению обязанности. (К примеру, по ч.1 ст.37 Конституции РФ каждый может реализовать свое право на труд, однако, ни у кого нет обязанности каждого трудоустраивать и прочее).

Замечание 3

Неотделимость главных прав и свобод, невозможность самовольного отказа от выполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией РФ, в одностороннем порядке отражена в конституционном запрете на принятие законодательных норм, лишающих или ущемляющих людей и граждан в их правах и свободах (ч.2 ст. 55 Конституции РФ). Конституционный запрет обеспечивается охраной и защитой судебной власти – Конституционным судом РФ, судами общей юрисдикции и прочими.

Равенство прав и обязанностей человека и гражданина подразумевает не допустить ущемление прав и выполнение обязанностей из-за естественных особенностей человека или его положения в обществе. В ч. 2 ст. 19 Конституции РФ говорится, что равенство прав человека и гражданина признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и иное.

Гарантия реализации прав и выполнения обязанностей – совокупность условий (социально-экономических, политических, юридических, культурных и прочих), дающих возможность обеспечить выполнение гарантированных Конституцией России прав и свобод личности. Юридические (правовые) гарантии возлагают на государство обязанность по защите прав и свобод человека, регламентированных законодательством страны.

Обязанности человека и гражданина

Существование и реализация прав и свобод неразрывно связаны с определенными обязанностями, которые выступают их оборотной стороной. «В основе права, – писал Гегель, – лежит свобода отдельного человека, и право заключается в том, чтобы я обращался с другим как со свободным существом». Отсюда ограничение собственной свободы, отсюда осознание необходимости адекватной поведенческой реакции. Обязанность – это мера общественно необходимого поведения человека, призванная вместе с правами и свободами обеспечивать баланс, устойчивость и динамизм правового регулирования.

Обязанности можно подразделить на естественно-правовые, носителями которых выступают человек и общество, и юридические, носителями которых являются гражданин, государство, его органы и которые отражены в позитивном праве. Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека (право на жизнь – обязанность «не убей», право собственности – обязанность «не укради») и они так же, как права, по мере развития общества постепенно конкретизируются и закрепляются в виде юридических обязанностей в законодательстве. В ряде стран законодатель, подчеркивая разницу между естественными и юридическими обязанностями, устанавливает обязанности человека (каждого) и обязанности гражданина. Так, в ст. 58 Конституции РФ закреплена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, в ст. 59 записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Отражены обязанности и в международных актах. Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН, провозглашает, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности, и что осуществление прав и свобод гражданином требует должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе. В Международном пакте о гражданских и политических правах зафиксирована обязанность каждого государства, участвующего в Пакте, «уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства».

Основные обязанности граждан обычно закрепляются в конституциях и детализируются в текущем законодательстве. Это обязанности уважать права и свободы других лиц, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу, окружающую среду, памятники истории и культуры, уважать и соблюдать законы, нести воинскую повинность и т.д. В конституциях некоторых государств устанавливаются и обязанности трудиться (Япония), воспитывать детей (Россия, Италия), заботиться о своем здоровье (Уругвай).

Неотменяемость свобод и прав граждан

Гражданин может быть полностью уверен в устойчивости своих прав лишь тогда, когда органы власти ли­шены возможности принимать законы, которые могли бы отменять либо умалять свободы людей. В связи с этим в Конституции заявляется, что законы, которые могут отменять или умалять права и свободы граждан России, не должны ни в коем случае издаваться. Данная существующая норма дает гарантию незыблемости прав и служит постоянным напоминанием для органов законодательной власти о том, что любая отмена либо пересмотр свобод требует созыва конституционного совета.

Наряду с этим Конституция допускает возможность огра­ничения в правах и свободах людей

При этом важно понимать, что какие-либо ограничения не означают отмену либо умаление прав и осущест­вляются исключительно в той мере, в какой это требуется согласно строго ус­тановленным Конституцией целям

Формы защиты гражданских прав

Форма защиты гражданских прав — комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.

Различают две основные формы защиты:

1) юрисдикционную

Юрисдикционная форма защиты есть деятельность уполномоченных органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в суд, арбитражный, третейский суд, вышестоящую инстанцию и т.д.), которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

    1. общий (судебный) порядок защиты нарушенных прав;
    2. специальный (административный) порядок защиты нарушенных прав.

По общему правилу защита гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в судебном порядке. По соглашению участников гражданского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда.

В качестве средства судебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов выступает по общему правилу иск, т.е. обращенное к суду требование об отправлении правосудия, с одной стороны, и обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения, с другой стороны.

2) неюрисдикционную

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам.

ВАЖНО! С данной их квалификацией в научном плане согласиться невозможно, так как здесь смешаны близкие, но отнюдь не совпадающие понятия — способ и форма защиты гражданских прав. Самозащита гражданских прав с позиций теории — это форма их защиты, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя, не прибегая к помощи судебных или иных правоохранительных органов

В рамках этой формы защиты обладатель нарушенного или оспариваемого права может использовать различные способы самозащиты, которые должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК). К допускаемым мерам самозащиты относятся, в частности, действия лица в состоянии необходимой обороны (ст. 1066 ГК) и крайней необходимости (ст. 1067 ГК), применение к нарушителю так называемых оперативных санкций, например отказ совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента (отказ от оплаты, от передачи вещи и т.п.), поручение выполнения работы, не сделанной должником, другому лицу за счет должника (ст. 397 ГК) и некоторые другие действия

Самозащита гражданских прав с позиций теории — это форма их защиты, допускаемая тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя, не прибегая к помощи судебных или иных правоохранительных органов. В рамках этой формы защиты обладатель нарушенного или оспариваемого права может использовать различные способы самозащиты, которые должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (ст. 14 ГК). К допускаемым мерам самозащиты относятся, в частности, действия лица в состоянии необходимой обороны (ст. 1066 ГК) и крайней необходимости (ст. 1067 ГК), применение к нарушителю так называемых оперативных санкций, например отказ совершить определенные действия в интересах неисправного контрагента (отказ от оплаты, от передачи вещи и т.п.), поручение выполнения работы, не сделанной должником, другому лицу за счет должника (ст. 397 ГК) и некоторые другие действия.

Защита гражданских прав и охраняемых законом интересов обеспечивается применением предусмотренных законом способов защиты.

Формы защиты прав личности

В качестве форм защиты прав личности выступают:

  • защита прав рядом органов публичной власти;
  • защита прав и свобод человека и гражданина рядом общественных объединений;
  • самозащита прав, в состав которой входят ряд обращений в государственные органы и органы местного самоуправления; обжалование того, что должностные лица, которые нарушают права граждан, действуют или бездействуют; ряд обращений в СМИ и правозащитные компании, общественные объединения; выступления граждан относительно защиты свои прав публичного характера; ряд обращений в международные органы по защите прав человека.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Судебная защита: типы правомочий и особенности

В правовой стране в качестве одного из наиболее действенного и распространенного способа защиты прав и свобод человека выступает судебная защита.

В конституционном праве гражданина на судебную защиту есть два типа правомочий:

  1. Материальная структура данного права (право потерпевшего на то, чтобы ему был возмещен ущерб или вред, который был причинен незаконным действием или преступлением со стороны органа государственной власти или его должностного лица).
  2. Его процессуальная структура (право на судебный иск, на жалобу индивидуального или коллективного характера).

В структуре правозащитных органов впервые появился институт омбудсмена в 1809 г. в Швеции. Тогда ввели новую должность особого парламентского контролера за уровнем законности работы администрации. Многие страны по-своему определили название данного института. Так, в Португалии это был Проведор юстиции, во Франции данный работник назывался Парламентским посредником (медиатором), в Австрии это была Коллегия народной правозащиты, в Польше данного работника называли Уполномоченным по гражданским правам, в Румынии это был Адвокат народа, в России такого человека называли Уполномоченным по правам человека.

Замечание 4

На сегодня институт омбудсмена осуществляет свою деятельность больше чем в 100 государствах. Ключевая причина возникновения этого правозащитного института – недостаточный уровень разрешений новых видов конфликтов между страной и гражданином, который отмечался в конце XX.

В структуре разделения власти Уполномоченному по правам человека отведено значимое место

Также важно отметить, что он не относится ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законодательной власти. Для него свойственно выполнять функцию публично-представительного характера, работа его распространяется на самое конфликтное направление общественных отношений – на отношения между гражданином и страной, в частности между гражданином и чиновником

Его работа служит дополнением к существующим способам защиты прав граждан и их свобод, но не исключает и не подразумевает пересмотр компетенции государственного органа, который занимается обеспечением защиты и восстановлением прав и свобод, которые были нарушены. Для него важно производить защиту граждан от некачественной деятельности административного органа, определять и проводить анализ сбоев в деятельности органов власти, которые приводят в дальнейшем к нарушению прав и свобод личности, создавать ряд рекомендаций относительно совершенствования их работы в сфере защиты прав гражданина.

Защита свобод как прямая обязанность государства

Конституция гарантирует права и свободы человека и гражданина. Такое общее правило предполагает обязанность государства за счет различных правовых сред­ств обеспечить защиту прав, осуществляя их ре­гулирование. Гарантом свобод выступает прези­дент России. Обязательства государства перед гражданами по осуществлению мер и по обеспечению прав входит в перечень полномочий правительства страны. Данная функция представляет главную задачу судебной системы. Таким образом, в гарантировании свобод, а также прав принимает участие весь государственный меха­низм и органы власти.