Оглавление
Комментарий к статье 352 ТК РФ
1. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Поскольку в трудовом правоотношении стороны не равны, а работник является менее защищенной стороной, нормы ТК, направленные на защиту прав и законных интересов работников, играют значительную роль. Работодатель как сторона экономически независимая не только имеет возможность самостоятельно отстоять свои права, но и обладает в отношении работников, с которыми заключил трудовые договоры, дисциплинарной властью. Невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей является составом дисциплинарного проступка, за совершение которого работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.
У работника возможностей защититься от произвола работодателя значительно меньше. Работник имеет право отстаивать свои права в суде, однако возможность доказать свою правоту для работника значительно затруднена. Это объясняется различными причинами:
— экономическими — во многих регионах России, где есть градообразующие предприятия, работнику зачастую невозможно устроиться на другую работу к другому работодателю, т.к. это будет связано с переездом в другую местность и проч.
К экономическим причинам можно отнести и стремление некоторых работодателей в целях минимизации издержек не оформлять работников или платить им официально минимальные заработные платы, переходя на так называемые серые и черные схемы. При таких условиях работник вообще лишается возможности в судебном порядке получить ту заработную плату и тот социальный пакет, которые были ему обещаны при трудоустройстве;
— социальными — к социальным причинам следует отнести низкую активность работников, нежелание вступать в профессиональные союзы, которые могут успешно противостоять работодателям, социальное иждивенчество, состоящее в отсутствии активных действий по отстаиванию собственного социального статуса и ожидании мер, которые предпримет центральная власть;
— поведенческими (субъективными). К субъективным причинам следует отнести низкую правовую грамотность населения и недоступность квалифицированной правовой помощи.
В этих условиях особую актуальность приобретает контрольно-надзорная деятельность государственных органов.
Исходя из изложенного, законодатель определяет, что каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
2. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:
— самозащита работниками трудовых прав (см. ст. ст. 379, 380 и коммент. к ним);
— защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами (см. ст. ст. 370 — 373 и коммент. к ним);
— государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемые системой специально уполномоченных на это государственных органов (см. гл. 57 ТК и коммент. к ее статьям);
— судебная защита трудовых прав.
3. Статья 22 ГПК РФ относит трудовые споры к подведомственности судов общей юрисдикции. Дела о восстановлении на работе и дела о разрешении коллективных трудовых споров рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (см. ст. 24 ГПК РФ, а также ст. ст. 382, 383, 391 — 396, 413 ТК и коммент. к ним).
Основные трудовые права работника
часть первая статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что каждый работник имеет право на:
- заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
- рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
- подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
- ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
- разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами;
- обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
- предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
- своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
- полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;
- объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
- участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
- защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
- возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
Защита трудовых прав прокурором
Присутствие прокурора объясняется необходимостью тщательного расследования факта нарушения
Гражданский процессуальный Кодекс (ст.45) предписывает гражданам обратиться в прокуратуру с требованием передачи дела в суд, если есть веские основания полагать, что их трудовые права нарушены.
Примечательно, что для прокурора дальнейшее движение иска в суд является не обязанностью, а правом. Это означает, что он уполномочен сначала убедится в присутствии факта нарушения, которое невозможно устранить без судебного разбирательства.
Бывают случаи, когда достаточно предписания прокурора об устранении нарушений для нанимателя и судебного рассмотрения не требуется.
Закон устанавливает срок на обращение граждан в суд в три месяца со дня, когда они могли узнать о нарушении или один месяц с даты незаконного увольнения. Восстановление сроков возможно по уважительной причине, но доказательства должны быть существенными.
В качестве таковых могут быть признаны: серьезная болезнь, вынужденное отсутствие в командировке, стихийные бедствия, необходимость ухода за тяжелобольным членом семьи (Постановление Пленума Верховного Суда №2, 2004).
Поступившее обращение в прокуратуру или в трудовую инспекцию не прерывает текущий срок и ссылка на это как на уважительное обстоятельство не принимается во внимание. Поэтому для своевременного решения вопроса лучше не затягивать со сбором доказательств нарушений и подачей жалобы
Самостоятельное обращение в суд при незаконном увольнении также гарантирует присутствие прокурора в процессе. Это связано с необходимостью наиболее полного исследования обстоятельств нарушения прав трудящихся. Рассмотрение других трудовых споров граждан присутствия прокурора не требует.
Таким образом, законодатель предоставляет работающим гражданам широкий спектр способов защиты своих прав и интересов. Они могут инициировать данную процедуру как самостоятельно, так и через специализированные государственные структуры.
Видео консультация о трудовом праве и о защите прав трудящихся:
Правовые документы, регулирующие этот вопрос
Защита прав – это ряд мероприятий, направленных на восстановление нарушенных гарантий граждан, предупреждение совершения работодателями противоправных действий в дальнейшем, а также наказание за противозаконные деяния. Она имеет место только при наличии факта правонарушения.
Вопросы, которые касаются защиты прав, регулируются рядом нормативно-правовых документов, их перечень приведен ниже:
- Трудовой кодекс России;
- Конституция РФ.
Согласно статьи №352 Трудового кодекса России, каждый гражданин имеет право на защиту личных гарантий, интересов и свобод всеми доступными и разрешенными законом способами. Статья №45 Конституции РФ гарантирует защиту прав и свобод человека. Законодательство предоставляет работникам широкие возможности по защите личных трудовых интересов.
Но к сожалению многие сотрудники не понимают, как лучше поступать в случае совершения руководителем предприятия противозаконных действий. Некоторые работники думают, что отстоять свои интересы у них не получится, и мирятся с тем, что их права нарушаются, но практически любая проблема может быть решена в пользу работника. Главное действовать грамотно, настойчиво и последовательно.
Данный факт доказывает судебная практика по вопросам незаконного увольнения, невыплаты компенсаций и положенного заработка при разрыве трудовых отношений. Немного хуже обстоят дела с доказательной базой по искам об установлении факта производственных отношений, о заключении трудового контракта
Но, тем не менее, работникам важно стремиться отстаивать свои права. В противном случае их нарушение и ущемление может стать регулярным
По статистическим данным, каждый четвертый сотрудник сталкивается с нарушением его прав.
Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде — это деятельность специально уполномоченных органов по защите трудовых прав работников.
Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде в Российской Федерации осуществляют следующие органы:
- органы федеральной инспекции труда (Рострудинспекции) — государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде во всех организациях на территории РФ;
- федеральные надзоры (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, Роскомнадзор) — государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности;
- федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления — контроль за соблюдением законодательства о труде в подведомственных им организациях. Федеральная инспекция труда представляет собой единую централизованную систему государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде на территории РФ. Ее правовой статус определен ст. 354-365 ТК РФ.
К основным полномочиям органов федеральной инспекции труда относятся:
- осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
- рассмотрение дел об административных правонарушениях;
- проверка соблюдения установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
- проверка соблюдения требований по реализации прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей и др.;
Трудовые инспекции проводят плановые (текущие) и внеплановые проверки соблюдения законодательства о труде. В соответствии со ст. 357 ТК РФ инспекторы труда наделены правом беспрепятственно в любое время суток посещать инспектируемые организации. . При установлении нарушений законодательства о труде инспектор вправе предъявить обязательные для исполнения организацией предписания об устранении выявленных нарушений, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности. Он может также приостанавливать работу организации, ее структурных подразделений в тех случаях, когда их деятельность создает угрозу жизни и здоровью работников, до устранения организацией правонарушения. При обнаружении грубых нарушений законодательства о труде инспектор привлекает организации (их должностных лиц) к административной ответственности. Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы их вышестоящему руководителю или в суд.
Защита трудовых прав работников профсоюзами
Защита трудовых прав работников профсоюзами включает в себя:
- учет работодателем мнения профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а также при увольнении работников по ряду оснований;
- согласование работодателем с профсоюзным органом увольнения отдельных категорий работников;
- профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде.
Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, установлен ст. 372 ТК РФ. Работодатель до принятия локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, направляет его проект и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников организации, который в течение 5 рабочих дней должен выдать работодателю свое мотивированное мнение по проекту.
Если мотивированное мнение профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо предлагает его усовершенствование, работодатель в течение 3 дней после его получения проводит дополнительные консультации с профсоюзным органом в целях достижения взаимоприемлемого решения. Неурегулированные сторонами разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права в своей редакции, а выборный профсоюзный орган вправе обжаловать это решение в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а также начать процедуру коллективного трудового спора.
Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение 1 месяца со дня ее получения провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю обязательное для исполнения предписание об отмене указанного локального нормативного акта.
Порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора с работником установлен ст. 373 ТК РФ. Увольняя работника, являющегося членом профсоюза, по п. 2, подп. «б» пп. 3 и 5 ст. 81 ТК РФ, работодатель обязан направить в профсоюзный орган организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия им указанного решения. Выборный профсоюзный орган в течение 7 рабочих дней со дня получения документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мнение. При этом мнение, не представленное в семидневный срок или не мотивированное работодателем, не учитывается. Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее 1 месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.
Если профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, в течение 3 рабочих дней проводятся дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении 10 рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.
Государственная инспекция труда в течение 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.
Только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа допускается увольнение по инициативе работодателя по п. 2, подп. «б» пп. 3 и 5 ст. 81 ТК РФ руководителей и их заместителей выборных профсоюзных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых), не освобожденных от основной работы (ст. 374 ТК РФ). В таком же порядке должно проводиться и увольнение по инициативе работодателя руководителя выборного профсоюзного органа организации и его заместителей в течение 2 лет после окончания срока их полномочий (ст. 376 ТК РФ).
Статья 370 ТК РФ и Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 22.12.2014 г. ) закрепили право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями законодательства о труде. Для осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профсоюзами и их объединениями.
Кто не имеет права на самозащиту
Существуют некоторые категории сотрудников, которые не имеют права на самозащиту в связи с особой спецификой своей работы. В частности, это:
- Сотрудники силовых структур, отвечающие за безопасность страны.
- Сотрудники МЧС.
- Специалисты аварийно-спасательных служб.
- Работники госорганов.
- Сотрудники коммунальных служб, служб связи.
- Люди, занятые экстренной медицинской помощью.
- Люди, ответственные за обеспечение стабильной работы опасных производств.
- Работники противопожарных служб.
- Работники всех прочих специальностей и должностей, действия которых связаны с обеспечением безопасности.
Ограничения в самозащите связаны с тем, что отказ от работы в данном случае может спровоцировать возникновение угрозы для населения. Однако сотрудники не утрачивают право на защиту полностью. Для отстаивания своих прав они могут обратиться в трудовую инспекцию, судебные органы, прокуратуру.
Защита трудовых прав граждан и законных интересов посредством судебного порядка
При возникновении индивидуального или коллективного трудового спора, когда другие действия не помогли уладить конфликт — обращайтесь в суд.
Информация! Подать заявление можно в течении 3-х месяцев с момента нарушения. При обращении в суд по указанным вопросам рабочий не оплачивает судебные издержки и госпошлину.
К заявлению необходимо прикладывать доказательства, например, переписку, во время которой происходило разбирательство конфликта, но не завершилось урегулированием. Если суд принял вашу сторону, то должностное лицо, на которое вы работаете, должно немедленно (максимум до 10 дней) исполнить все предписания суда.
Видеоролик Анатолия Терентьева «Нормативные требования охраны труда» (Нормативно-правовые акты по охране труда)
Текст видео:
Нормативно-правовые акты по охране труда содержат в себе обязательные государственные требования как по охране труда, так и по пожарной безопасности.
В каких случаях Вам пригодятся нормативные документы?
√ Вам надо разрабатывать мероприятия по реализации любых видов работ;√ Вам нужно разработать инструкцию по охране труда;√ У Вас случился (не дай Бог) несчастный случай на предприятии, и Вам этот случай надо расследовать.√ Вам надо обосновано доказать инспектору по труду, что нарушений у Вас не было.
Давайте поговорим о том, какие есть государственные нормативные документы, которые в Вашей работе могут пригодиться?
1. Конституция Российской Федерации — прописывается во всех документах, но на практике практически не применяется.
2. Трудовой Кодекс Российской Федерации – это основной документ, который регулирует отношение между работодателем и работником. Трудовой Кодекс специалисту по охране труда условно можно разбить на две части:
1 часть ТК – трудовое право. Если, например, Вас интересует содержание трудового договора, порядок предоставления отпуска, предоставление гарантий и компенсаций.
2 часть ТК— охрана труда, раздел 10. В этом разделе есть:
√ права и обязанности работодателя (указывается что он должен делать, а вот ка делать – не указывается);√ права и обязанности работника;√ порядок расследования и учета несчастных случаев на предприятии.
В Трудовом Кодексе также есть важные разделы, касающиеся государственного контроля надзора в Российской Федерации за соблюдением трудового законодательства, а также контроль и надзор со стороны общественных организаций (профсоюзов)
3. Иные нормативно-правовые акты Российской федерации (субъектов РФ).
√ системы стандартов безопасности труда. Это ГОСТы и технические регламенты;
√ правила по охране труда на каждый вид работ;
√ строительные нормы и правила (СНиПы). Довольно часто в организации проводят совмещенные работы, когда на предприятие приходит строительно-монтажная организация для проведения строительных работ. Возникает вопрос, как правильно допустить эту бригаду, как правильно организовать совместную работу двух организаций? В СНиПах вы найдете ответ на эти вопросы;
√ санитарные нормы и правила (СанПиНы). За выполнение санитарных норм и правил следит Роспотребнадзор. Одним из самых важных СанПиНов называется «Производственный контроль за соблюдением санитарных правил».
√ нормативно-правовые акты по пожарной безопасности. Самым важным документом является «Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
√ требования по опасным производственным объектам (Федеральный закон 116 ФЗ). Применяется исключительно для работников, работающих на опасных производственных объектах.
И не забываем: Согласно статье 212 ТК РФ, комплект нормативно-правовых актов должен быть у нас на предприятии (либо в уголке по охране труда, либо в кабинете по охране труда).
Итак, мы разобрались, в каких документах изложены основные государственные нормативные требования охраны труда, какие нормативные документы по охране труда в 2021 году помогали специалистам по ОТ и ТБ справляться со своими должностными обязанностями, что можно включать в перечень нормативных документов по охране труда на конкретных предприятиях.
Также советуем почитать:
- Разработка инструкций по охране труда
- Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях
- Охрана труда на предприятии: документы и их учет
- Удостоверение по охране труда нового образца 2021 года
Защита трудовых прав государственными органами
Государственный контроль (надзор) по соблюдению трудового законодательства возложен на Государственную инспекцию труда. Порядок деятельности инспекции определяется Правительством РФ. Формой надзорно-контрольной деятельности является инспектирование, осуществляемое по поручению Роструда и структурных подразделений Министерства труда РФ.
Наряду с этим, функция контроля в отдельных сферах деятельности возложена на федеральные органы исполнительной власти. К примеру, функциями Министерства труда и социальной защиты РФ являются осуществление политики государства в сфере труда, его оплаты, охраны труда и так далее. Функциями отдела организации санитарного надзора по гигиене труда, входящего в структуру Роспотребнадзора, является проверка работодателей на предмет соблюдения требований санитарного законодательства.
Также к контролирующим органам относится прокуратура. Прокурор проверяет информацию о нарушениях прав человека, разъясняет порядок защиты прав, принимает необходимые меры для пресечения нарушения прав человека, включая осуществление прокурорской проверки по соблюдению охраны труда работников.
Для инициирования проведения проверки в отношении работодателя работник может использовать жалобу в трудовую инспекцию, в прокуратуру, в Роспотребнадзор, в иные государственные органы. Примеры и рекомендации составления таких документов Вы найдете на сайте.
Расписка об отсутствии претензий к работодателю
Претензия работодателю от того или иного работника составляется в каждом случае индивидуально. Просмотрев примеры подобных документов, можно выделить несколько правил, которых стоит придерживаться при составлении бумаги:
- заявление должно быть максимально объективно;
- нелишним будет, описывая нарушения, сразу делать соответствующие ссылки на нормы закона;
- предъявленные претензии должны подкрепляться доказательствами;
- текст должен быть грамотно написан, в деловом стиле, без ошибок, ненормативной лексики и угроз;
- в документе необходимо указать свои данные.
Далее, представляем образец претензии работодателю при увольнении в порядке досудебного урегулирования.
Пожаловаться на работодателя может каждый, особенно если трудовые отношения с человеком уже прекратились и терять ему нечего. И далеко не всегда такие претензии являются обоснованными. Чтобы этого избежать часто в организациях при увольнении работника либо же ещё во время его работы практикуется написание расписки про отсутствие претензий.
Поводов для оформления вышеупомянутой бумаги может быть несколько:
- намерение погасить невыплаченную задолженность;
- выдача всех документов труженику;
- выполнение договорных обязательств;
- увольнение сотрудника;
- ДТП с участием транспортного средства работника и т.д.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридическихвопросов, но каждый случай носит уникальный характер.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему —обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →
Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону.Это быстро и бесплатно!
Другой комментарий к статье 212 ТК РФ
Статья 212 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Большая часть из них корреспондирует иным нормам ТК РФ и регулируется положениями соответствующих статей (см. ст.ст.213, 219-231, 353 ТК РФ и комментарии к ним и др.). Неисполнение указанных обязанностей является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст.5.27 КоАП РФ.
Среди нормативных актов, принятых в развитие норм комментируемой статьи, следует выделить следующие:
— Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, в соответствии с которым обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. При этом согласно ст.8 данного закона специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено указанным законом. Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н утверждены: Методика проведения специальной оценки условий труда; Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению;
— Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
— Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13 января 2003 года N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Данный Порядок предназначен для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей. Согласно требованиям комментируемой статьи работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с указанным Порядком;
— Приказ Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года N 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами». Например, для работников, выполняющих наружные, сварочные и другие работы, связанные с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, C или воздействием пониженных температур, ветра, предусмотрена выдача средств для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (от раздражения и повреждения кожи) в объеме 100 мл;
— Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 года N 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний», в соответствии с которым расследованию подлежат острые и хронические профессиональные заболевания (отравления), возникновение которых у работников и других лиц обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя. При этом под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности;
— Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 года N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».