Статья 1073. ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте до четырнадцати лет

Комментарий к статье 1073 Гражданского Кодекса РФ

1. Малолетние, т.е. лица, не достигшие 14 лет, признаются неделиктоспособными и, следовательно, не могут быть субъектами ответственности.

Ответственными за вред считаются:
а) законные представители — родители (усыновители) или опекуны (граждане или воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения, являющиеся в силу ст. 35 ГК опекунами);
б) образовательные, воспитательные, лечебные и иные учреждения, под надзором которых малолетние находились в момент причинения вреда, а также лица, осуществляющие надзор за ними на основании договора. Для возложения ответственности необходимо установить причинную связь между действиями малолетних и наступившим вредом.

2. Независимо от того, живут родители совместно либо раздельно, за малолетних отвечают оба родителя по принципу равной долевой ответственности, установленной в ст. 321 ГК. Однако один родитель может быть освобожден от ответственности, если по вине другого он был лишен возможности принимать участие в воспитании ребенка (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ N 3).

3. Законные представители малолетних отвечают, если не докажут, что вред возник не по их вине. Под их виной следует понимать как неосуществление должного надзора за несовершеннолетними, так и безответственное отношение к их воспитанию или неправомерное использование своих прав по отношению к детям, результатом которого явилось неправильное поведение детей, повлекшее вред (попустительство или поощрение озорства, хулиганских действий, безнадзорность детей, отсутствие к ним внимания и т.п.).

4. В п. 3 ст. 1073 говорится о таких субъектах, деятельность которых предполагает систематическое или периодическое пребывание малолетних под их контролем. К таковым, к примеру, относятся государственные и частные школы, оздоровительные лагеря, больницы, а также лица, с которыми заключен договор о частном воспитании и обучении ребенка.

Субъекты, указанные в рассматриваемой норме, несут ответственность за несовершеннолетних, если не докажут, что вред возник не по их вине. Под виной этих субъектов понимается неосуществление ими должного надзора за несовершеннолетними в момент причинения вреда (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ N 3).

5. Различные критерии ответственности законных представителей (п. п. 1 и 2 ст. 1073) и лиц, обязанных осуществлять надзор (п. 3 ст. 1073), указывают, что допустима одновременная ответственность и тех и других. Если будет доказано, что вред причинен как по вине законных представителей, так и по вине лиц, осуществляющих надзор (в т.ч. и в случае причинения вреда малолетними самим себе), то вред возмещается по принципу долевой ответственности в зависимости от вины каждого.

Принцип долевой ответственности должен применяться и в случае причинения вреда несколькими малолетними, происходящими от разных родителей и (или) находящимися под опекой разных лиц.

6. Ответственность лиц, указанных в п. п. 1, 2 и 3 ст. 1073, — это ответственность за собственную вину. Отсюда следует, что, во-первых, нельзя признавать вину малолетних в причинении вреда ни другим лицам, ни самим себе, и поэтому правила ст. 1083 ГК об учете вины потерпевшего неприменимы к случаям повреждения здоровья этих детей (Бюллетень ВС РФ, 2002, N 3). Во-вторых, обязанность названных в п. п. 1, 2 и 3 ст. 1073 лиц возмещать вред, причиненный малолетним, не прекращается с достижением последним полной дееспособности. По этому же основанию они лишены права регрессного требования к малолетнему причинителю вреда по достижении им полной дееспособности (п. 4 ст. 1081 ГК).

Вместе с тем в исключительных случаях с целью защиты интересов потерпевших п. 4 ст. 1073 допускает возможность переноса обязанности по возмещению вреда на самого причинителя. Для этого необходима следующая совокупность обстоятельств:
1) вред причинен жизни и здоровью потерпевшего;
2) ответственным за вред выступает не юридическое лицо, а родители (усыновители), опекун и другие граждане;
3) эти граждане умерли либо не имеют достаточных средств для возмещения вреда;
4) причинитель вреда стал дееспособным и обладает средствами, достаточными для возмещения.

С иском о возложении такой ответственности может обратиться как потерпевший, так и гражданин, несущий ответственность за действия малолетнего и не имеющий достаточных средств для возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего. Суд вправе с учетом установленных обстоятельств (имущественного положения потерпевшего и причинителя вреда и др.) возложить обязанность по возмещению вреда, полностью либо частично, на причинителя.

Другой комментарий к статье 1074 ГК РФ

1. В отличие от малолетних несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет признаются деликтоспособными, а потому самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях, что и отражено в п. 1 коммент. ст.

2. Однако закон учитывает, что чаще всего в таком возрасте несовершеннолетние не имеют фактической возможности возместить причиненный ими вред ввиду отсутствия у них для этого достаточных средств

Кроме того, во внимание принимается то обстоятельство, что и в таком возрасте поведение несовершеннолетних во многом определяется воспитательным воздействием родителей (попечителей), которые к тому же должны осуществлять надзор за детьми. По этим причинам на родителей (попечителей) возлагается дополнительная (субсидиарная) ответственность за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми

Иными словами, родители (попечители) отвечают перед потерпевшими лишь в той части, в какой не могут отвечать своим имуществом и доходами сами несовершеннолетние.

Условием ответственности родителей (попечителей) является их вина в ненадлежащем воспитании и надзоре за детьми, которая презюмируется.

3. В соответствии с абз. 2 п. 2 коммент. ст. такую же субсидиарную ответственность и на таких же началах несут организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 СК), если несовершеннолетний причинитель вреда находится под надзором данной организации. Напротив, образовательные, медицинские и иные организации, которые осуществляют лишь надзор за детьми в период их временного нахождения в этих организациях, никакой ответственности перед потерпевшими не несут.

4. Важнейшей особенностью рассматриваемого деликта является то, что обязанность родителей (попечителей) и соответствующих организаций для детей-сирот по возмещению вреда прекращается по достижении причинителем вреда совершеннолетия, либо когда у него до достижения совершеннолетия появились доходы или иное имущество, достаточные для возмещения вреда, либо когда он до достижения совершеннолетия приобрел дееспособность (например, путем эмансипации). С любого из этих моментов причинитель вреда отвечает перед потерпевшим самостоятельно, хотя бы это и имело отрицательные последствия для потерпевшего.

5. В случае если вред потерпевшему причинен действиями двух и более несовершеннолетних, они сами отвечают на солидарных началах (ст. 1080 ГК). Что касается ответственности родителей (попечителей), то они несут долевую ответственность в соответствии со степенью своей вины.

Меню

  • Портал
  • Новости
  • О муниципальном образовании
    • Общие сведения
    • Географическая справка
    • Историческая справка
    • Глава МО
    • Население
    • Природа
    • Границы МО «Сеитовский сельсовет»
  • Органы местного самоуправления
    • Администрация МО
    • Совет МО
    • Структура
    • Отчёт главы МО
    • Выборы 2019 год
  • Контакты
  • Бюджет муниципального образования
    • Бюджет муниципального образования на 2021 год
    • Архив бюджета МО»Сеитовский сельсовет»
      • Бюджет 2011 года
      • Бюджет 2012 года
      • Бюджет 2013 года
      • Бюджет 2014 года
      • бюджет 2015 года
      • план-график 2014
      • план-график 2015
    • Сайт Министерства финансов Астраханской области
  • Нормативно-правовая база
    • Решения Совета
      • Решение Совета 2021 год
      • Решения Совета 2020 год
      • Архив прошлых лет
        • Решение Совета 2011 год
        • Решение Совета 2012 год
        • Решение Совета 2013год
        • Решение Совета 2014 год
        • Решения совета 2015 год
        • Решение Совета 2016 год
        • Решение Совета 2017
        • Решения совета 2018 год
          • Решение Совета № 18
          • Решение Совета №15
          • Решение № 17
        • Решения Совета 2019 год
          • Решение Совета № 4
          • РЕШЕНИЕ № 8 от 08.05.2019 г.
          • решение Совета № 12 от 18.07.2019 г.
          • Решение Совета № 15 от 18.07.2019 г.
          • Решение № 24 от 23.10.2019 г.
    • Устав МО
    • Постановления
      • Архив прошлых лет
        • Постановление 2017
        • Постановление 2018 год
          • Постановление № 23/1 от 26.07.2018 г.
          • Решение № 15
        • Постановление 2014
        • Постановление 2015
        • Постановление 2016
        • Постановление 2019 год
          • Постановление № 4
          • Постановление № 17 от 25.11.2019 г.
          • Постановление № 18 от 20.12.2019 г.
        • Постановления 2020 год
          • Постановление № 05 от 28.01.2020 г. Административный регламент Организация розничного рынка
          • Постановление № 25 от 01.04.2020 г.
          • Постановление № 26 от 17.04.2020 г.
          • Постановление № 27/1 от 20.04.2020 г.
          • Постановление № 30 от 26.06.2020 г.
          • Постановление № 35 от 02.007.2020 г.
      • Постановления 2021 год
    • Проекты нормативно-правовых актов
      • Архив прошлых лет
        • Проекты НПА 2012

          административный регламент перевод жилого помещения в не жилое

    • Действующие правовые акты
      • РАСПОРЯЖЕНИЕ 2020 г.
        • Распоряжение № 20 от 12.05.2020 г.
        • Распоряжение № 30 от 15.06.2020
        • Распоряжение № 34 от 02.07.2020 г.
        • Распоряжение № 36 от 23.07.2020 г.
    • Правовые акты, утратившие силу
    • Регламенты администрации
    • Утратившие силу
  • Экономика
    • Инвестиционные площадки
    • Предприятия
    • Отчет об исполнении бюджета
    • Потребительская сфера
  • Муниципальная собственность
  • Правопорядок
  • НПА по противодействию коррупции
  • ГО ЧС и ПБ
  • Сфера услуг
  • Сервисы
  • Интернет-приемная
  • Информация о работе с обращениями
    • Интернет-приемная
    • Нормативные документы по обращениям граждан
    • Порядок обращений граждан в администрациию МО «Сеитовский сельсовет»
    • обзор обращений граждан
    • порядок обжалования муниципальных нормативных правовых актов органа местного самоуправления
  • Кадровое обеспечение
    • Вакантные должности
    • Документы
    • Объявления о конкурсах
    • Порядок поступления на муниципальную службу
    • Результаты конкурсов
    • Требования к кандидатам
  • Сведения о доходах
  • Утвержденные ТКМВ
  • Градостроительное зонирование
    • ЗАКЛЮЧЕНИЕ о результатах публичных слушаний
    • Заключение о результатах публичных слушаниях
    • Оповещение о начале публичных слушаний с 01.09.2020 по 30.09.2020
    • ПРОТОКОЛ заседания комиссии по вопросам землепользования и застройки поселений МО «Сеитовский сельсовет»
    • Протокол заседания комиссии
    • Протокол публичных слушаний от 01.10.2020 г.
    • Протокол публичных слушаний от 27.08.2020 г.
    • Распоряжение о проведении публичных слушаний
  • Генеральный план МО «Сеитовский сельсовет»
  • Правила землепользования и застройки
  • Информация о выбросах вредных веществ
  • Информация прокуратуры
    • Прокуратура информирует о своей деятельности
    • Прокуратура разъясняет положения законодательства
    • Прокуратура разъясняет положения законодательства
  • Кадастровая палата информирует
  • Эксперты кадастровой палаты ответят на вопросы граждан.
  • Налогооблажение
  • Оплата налогов не выходя из дома

    ИФНС информирует

  • Управление Пенсионного Фонда РФ
  • Здравоохранение
  • Культура и досуг
  • Фотогаллерея
    • 9 мая 2019 год
    • фотогаллерея 2014
  • Образование
  • Спорт