Оглавление
Другой комментарий к Ст. 23.3 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Многие дела об административных правонарушениях отнесены КоАП РФ к компетенции органов внутренних дел (милиции), которым Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» отводится существенная роль как правоохранительным органам, обеспечивающим общественный порядок и общественную безопасность.
2. КоАП РФ относит к рассмотрению органов внутренних дел (милиции) дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими нормами его Особенной части: ст.6.8, 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, ч.1, 3, 4 и 5 ст.11.1, ст.11.9, 11.14, 11.15, ч.1, 2 и 3 ст.11.17, ст.11.23, 12.1, 12.2, 12.3, 12.4-12.34, 13.24, 18.8, 18.9, 19.2, 19.15-19.18, 19.22, 19.24, 20.1, 20.8, 20.10-20.14, 20.16, 20.17, 20.20, 20.21, ч.1 ст.20.23, ст.20.24.
Некоторые из названных составов рассматриваются с определенными ограничениями. Так, ч.2 ст.12.3 предусматривает случаи управления транспортным средством водителем, не имеющем при себе лицензионной карточки; ст.19.22 — нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов, механизмов и установок; ст.20.24 в качестве субъекта правонарушения рассматривает частных детективов (охранников) и руководителей частных детективных или охранных организаций (объединений, ассоциаций, служб безопасности в организациях).
3. От имени органов внутренних дел полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и назначению административных наказаний КоАП РФ наделена большая группа должностных лиц. При этом указываются составы правонарушений, отнесенные к компетенции конкретных должностных лиц. Так, начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел, их заместители, а также начальники территориальных отделов (отделений) милиции и их заместители рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями: 8.22, 8.23, 10.4, 10.5, 11.9, 11.14, 11.15, 13.24, 18.8, 18.9, 19.2, 19.15-19.18, 19.22, 19.24, 20.1, 20.8, 20.10-20.14, 20.16, 20.17, 20.20, ч.1 ст.20.23, ст.20.24.
4. Начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители рассматривают дела, предусмотренные ч.1, 3, 4 и 5 ст.11.1, ст.11.9, 11.14, 11.15, ч.1, 2 и 3 ст.11.17, ст.13.24, 18.8, 18.9, 19.15, 20.1, 20.8, 20.12, 20.13, 20.17, 20.20, 20.21, ч.1 ст.20.23.
5. Начальники дежурных смен дежурных частей линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, начальники линейных пунктов милиции рассматривают дела, предусмотренные ч.1, 3, 4 и 5 ст.11.1 ст.11.9, 11.14, 11.15, ч.1, 2 и 3 ст.11.17, ст.13.24, 20.1, 20.20. Они же и другие сотрудники милиции, на которых возложен надзор за соблюдением соответствующих правил рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных на железнодорожном транспорте, предусмотренных ч.1, 3, 4 и 5 ст.11.11, ст.11.14, 11.15, ч.1, 2 и 3 ст.11.17
6. Особо оговорены полномочия должностных лиц Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), которые руководствуются в своей деятельности Положением, утвержденным указом Президента РФ от 15 июня 1998 г. Начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель рассматривают дела, предусмотренные ст.8.22, 8.23, 11.23, 12.1, 12.2, 12.3, 12.4-12.34, 19.22.
Сотрудники ГИБДД, имеющие специальные звания, рассматривают дела, предусмотренные ст.12.1, ч.1 и 2 ст.12.2, ст.12.3, ч.1 ст.12.5, ст.12.6, ч.1, 2 и 3 ст.12.9, ч.2 ст.12.10, ч.1 и 2 ст.12.11, ст.12.12-12.14, ч.1 и 2 ст.12.15, ст.12.16, ч.1 ст.12.17, ст.12.18-12.20, ч.1 ст.12.21, ст.12.22, 12.23, 12.28, ч.1 и 2 ст.12.29, ч.1 ст.12.30.
Определенными полномочиями в этой области наделены также: государственные инспектора безопасности дорожного движения (ст.8.22, 8.23, ч.1 ст.12.4, ст.12.31, 12.32, 19.22); государственные инспектора дорожного надзора (ст.12.33, 12.34.); старшие участковые инспектора (ст.12.1, ч.1 и 2 ст.12.2, ст.12.3, 12.22, 12.23, 12.28, ч.1 и 2 ст.12.29, ч.1 ст.12.30, ст.19.2, 19.15, 19.24, 20.1).
Комментарий к статье 12.24. КоАП РФ:
1. Объектами правонарушений являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, охраны здоровья граждан.
2. С объективной стороны данные правонарушения выражаются в нарушении: а) Правил дорожного движения; б) правил эксплуатации транспортных средств.
3. Общее требование, содержащееся в Правилах дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.), и предъявляемое ко всем участникам дорожного движения, состоит в том, что они должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. В комментируемой статье речь идет о нарушениях водителями Правил дорожного движения (нарушения порядка движения, требований дорожных знаков и разметки проезжей части, скорости, обгона и т.д.) и правил эксплуатации транспортных средств, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.
4. Основные требования к эксплуатации транспортных средств содержатся в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изм. и доп.), Правилах дорожного движения Российской Федерации, Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностях должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных тем же Постановлением. В соответствии со ст. 16 указанного Федерального закона техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать его безопасность. Обязанности по поддержанию транспортных средств в технически исправном состоянии возлагаются на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства. Запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения (ст. 19 Федерального закона). Правила дорожного движения устанавливают обязанность водителя перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства (п. 2.3).
5. Составы правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи, предполагают последствия в виде причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. Понятия легкого или средней тяжести вреда здоровью даются в примечании к статье. Степень тяжести нанесенного вреда здоровью определяется в результате проведения судебно-медицинской экспертизы.
Правила определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. N 522.
Если в результате нарушения водителем транспортного средства правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств наступили последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека, то действия виновного образуют состав преступления, предусмотренный статьей 264 УК РФ.
6
С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения характеризуются умышленной виной по отношению к нарушению правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в отношении последствий — неосторожной формой вины
7. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются водители транспортных средств.
8. Дела об административных правонарушениях рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель (ст. 23.3), а также судьи в случае передачи дела на рассмотрение судье в связи с возможностью назначения наказания в виде лишения права управления транспортным средством (ч. 2 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).
Правила перевозки детей с 2017 года по наше время
В июле 2017 года произошло последнее важное обновление закона о перевозке детей (Постановление №761 от 28.07.17). Согласно собственно этих норм и была приведена информация в нашей статье. Самое важное, что следует почерпнуть из закона, так это то, что дети с 7 до 11 лет на заднем сидении могут пристегиваться штатными ремнями безопасности
Во всех остальных случаях дети должны перевозиться с помощью специальных удерживающих устройств (возраст до 7 лет или переднее сидение).
Теперь же мы хотели акцентировать внимание на том, что грозит водителю, если он перевозит детей без удерживающих устройств, то есть без кресла или в случае если ребенок не пристегнут
ПДД о перевозке детей
Итак, прежде чем вынести вердикт по поводу штрафа, надо знать за какое правонарушение он вам грозит. Обратимся к ПДД. Нас интересует статья 22.9 ПДД, которую можно разделить на две части, так как в них говорится о возрастном цензе для ребенка. Первое, что обязательно для детей до 7 лет:
То есть если вы перевозите ребенка до 7 лет, то наличие детских удерживающих устройств ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!
Продолжая изучать все тот же самый пункт 22.9 ПДД читаем далее:
Все что написано выше, можно представить в наглядном виде. Вот так!
Заметьте, если это переднее сидение, то может быть применено, только удерживающее устройство, то есть детское кресло или что-то подобное. На заднем сидении, ребенок может находиться как в кресле, так и быть пристегнут штатным ремнем, либо с помощью удерживающих систем, которые обеспечат безопасность ребенка при его перевозке. Какие такие удерживающие устройства, для большинства это так и останется неким неразрешенным, согласно их предположениям и предпочтениям, которые так и не обрели в законе «четких форм». Быть может это подушка под ребенком, а может что-то, что сводит ремни, чтобы они были чуть ниже, или еще что-то. …точного описания или стандарта в законе так и не найти.
По сути закон не предписывает какие-либо четко специализированные по стандарту удерживающие устройства, под которыми подразумеваются детские кресла или иные средства. Нет ссылок ни на документ, по которому они должны быть изготовлены, ни на условия, что это вообще должно быть детское кресло. Такое обстоятельство вещей не очень радует разумного водителя, так как прежде всего, его должна волновать безопасность перевозимых детей, которая будет максимально гарантирована путем четко регламентированного выбора успешно опробованных удерживающих устройств и детских кресел. Однако это как раз и дало возможность производителям и водителям использовать эти самые «заменители детских кресел». Мы не будем говорить о степени ответственности и о выборе удерживающих устройств в данной статье, чтобы у читателя все не перемешалось в голове, так как это отдельная тема. Более подробно об этом можно узнать из статьи «Выбор детского кресла». По факту это вопрос между балансом ответственности и материальных затрат. Как поступить в этой ситуации, каждые решает сам.
Условия наступления уголовной ответственности
Причин, по которым может произойти ДТП, существует множество. Вне зависимости от того, виновен в ДТП водитель, перевозивший людей, или не виновен, он будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ при одновременном стечении двух условий:
- перевозка людей осуществлялась с нарушением ПДД;
- в результате ДТП серьезно пострадали или погибли перевозимые им люди.
Чтобы было легче понять, приведем пример.
Водитель Иванов вез школьников на экскурсию за город. При этом детей в его микроавтобусе было больше, чем посадочных мест, а кроме того, автобус не был оснащен специальными опознавательными знаками. На двухполосной трассе пьяный водитель грузика вышел на встречную полосу движения, в результате чего произошло столкновение грузовика с автобусом под управлением Иванова. В результате ДТП погибли двое детей, а 10 детям были причинены тяжкие телесные повреждения.
Как видно из условий примера, в ДТП был виновен пьяный водитель грузовика. Однако уголовное дело будет возбуждено не только в отношении виновника, но и в отношении Иванова, поскольку погибли дети, которые ехали в автобусе стоя, то есть в нарушение пунктов 22.3 и 22.9 ПДД. Дети, которые сидели в креслах и были пристегнуты, не пострадали. То есть водитель будет привлечен к уголовной ответственности не за нарушение ПДД, которое привело к ДТП, а за нарушения ПДД, которые привели к тяжким последствиям.
Статья 264 УК РФ предусматривает ответственность за нарушение любого пункта Правил дорожного движения, если в результате этого нарушения либо был причинен тяжкий вред здоровью людей, либо имела место гибель людей.
Меры наказания будут различаться в зависимости от тяжести последствий и от некоторых сопряженных с нарушением ПДД обстоятельств. Так:
- ч.1 ст. 264 УК предусматривает ответственность за нарушение ПДД, если в результате нарушения был причинен тяжкий вред здоровью людей. Мерой наказания могут быть либо лишение свободы, либо принудительные работы, либо арест. Дополнительная мера наказания в виде лишения водительских прав будет применена по усмотрению суда;
- ч.2 ст.264 УК предусматривает ответственность по тем же основаниям, что и часть 1, но с условием совершения нарушения в состоянии опьянения либо с условием, что водитель покинул место ДТП;
- ч.3 ст.264 УК предусматривает ответственность за нарушение ПДД, если в результате этого нарушения наступила смерть человека. Мерой наказания могут быть либо лишение свободы, либо принудительные работы с обязательным лишением водительских прав;
- ч.4 ст.264 УК предусматривает ответственность за те же действия, что и ч.3, но с условием совершения нарушения ПДД в состоянии опьянения либо при условии, что водитель покинул место ДТП;
- ч.5 ст.264 УК предусматривает ответственность за нарушение ПДД, если в результате этого нарушения погибло более одного человека. Мерой наказания может быть только лишение свободы с обязательным лишением водительских прав;
- ч.6 ст.264 УК предусматривает ответственность за те же действия, что и ч.5, но с условием совершения нарушения в состоянии опьянения, либо с условием, что водитель оставил место ДТП.