Статья 14.10. незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)

Ключевые понятия

Для лучшего понимания механизма, как преследует контрафакт УК РФ, целесообразно начать с основных понятий:

  1. Акцизный сбор – вид налогового сбора, которым облагаются монопольные товары с высокой степенью рентабельности.
  2. Для маркировки продуктов, облагаемых акцизом, используются акцизные марки.
  3. Специальные марки свидетельствует о легальности происхождения продукта.
  4. Знак соответствия – ещё одна разновидность маркировки, которая подтверждает, что приобретаемое изделие соответствует требуемым стандартам.

Диспозиция рассматриваемой правовой нормы не называет конкретных признаков злодеяния, а отсылает для их установления к другим нормативно-правовым актам.

В рамках кодекса об административных правонарушениях предусмотрено наказание за те же деяния по ст. 15.12 КоАП. Различие между административным проступком и уголовным правонарушением заключается в размерах нанесённого ущерба.

Предметом правонарушения выступает весь ассортимент, который подлежит обязательной маркировке. Сюда же относится алкогольная и табачная продукция, ювелирные украшения, драгоценные камни, некоторые виды сырья и другое. Наличие акцизной марки на упаковке даёт гарантию покупателю в легальности его происхождения. Акцизами в нашей стране облагается только определённая группа товаров – это спиртное с процентом содержания этилового спирта свыше 9%, табак. Кроме того, импорт, завозимый из стран СНГ, маркируется знаком соответствия, который означает, что продукция соответствует требуемым стандартам качества.

Объективная сторона правонарушения имеет несколько форм выражения. Например, производство контрафакта, его приобретение, реализация или сбыт, а также транспортировка.

Часто трудности с квалификацией состава преступления возникают при определении субъективной стороны, при доказательстве умысла. Вместе с тем умысел должен заключаться в желании лица реализовать запрещённые изделия. В случае если умысел не доказан, действия обвиняемого будут квалифицированы как незаконное предпринимательство.

Как субъект выступает физическое лицо либо группа лиц, которые организовали линию сбыта контрафакта.За совершение злодеяния, предусмотренного рассматриваемой нормой права, грозит довольно суровое наказание.

В действующей редакции законодатель предусмотрел следующие виды уголовной ответственности:

  • штраф;
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода за определённый период;
  • лишение свободы сроком до 6 лет;
  • принудительные работы.

Основной проблемой применения рассматриваемой правовой нормы является отсутствие единого мнения относительно объекта преступления. Чаще всего под объектом понимают непосредственно процесс изготовления и оборота продукции, которая маркируется в установленном порядке в ходе предпринимательской деятельности.

Почему на рынке много подделок

Между незнакомым производителем и брендом покупатели чаще выбирают известную марку, поэтому магазинам выгоднее продавать товары известного изготовителя. Но закупка продукции у бренда стоит дороже, чем закупка подделки, а продавцы заинтересованы в сокращении затрат.

Так и выходит, что при продаже ходового товара компания испытывает искушение заработать побольше. В этом ей помогают подпольные производители.

В нашей стране больше всего подделывают молочную продукцию. Но также много фальсификата среди одежды, лекарств, техники и даже топлива. Незаконный оборот продукции сегодня считается одной из ключевых проблем российской экономики.

Как статья 14.10 КоАП РФ применяется на практике?

Практическое применение статьи 14.10 КоАП РФ достаточно подробно развернуто в Постановлении Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 №11 (ред. от 25.01.2013) «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Так, установленная статьей 14.10. КоАП РФ административная ответственность может быть применена лишь в случае, если предмет правонарушения содержит незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений. При этом к административной ответственности может быть привлечено не только лицо, непосредственно разместившее соответствующий товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара или сходное с ними обозначение.

Статья 14.10. КоАП РФ охватывает в числе прочих такие нарушения, как введение товара, на котором (а равно на этикетках, упаковке, документации которого) содержится незаконное воспроизведение средства индивидуализации, в гражданский оборот на территории Российской Федерации, а также ввоз на территорию Российской Федерации такого товара с целью его введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации.

За нарушение, заключающееся в реализации товаров, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.10. КоАП РФ, может быть привлечено любое лицо, занимающееся этой реализацией, а не только первый продавец соответствующего товара. Кроме того, с учетом статьи 1484 ГК РФ такие действия, как приобретение товара, содержащего незаконное воспроизведение товарного знака, независимо от цели приобретения, а равно хранение или перевозка такого товара без цели введения в гражданский оборот на территории Российской Федерации, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.10. КоАП РФ.

Рассматривая дела о привлечении лица к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.10. КоАП РФ, за использование им обозначения, сходного с товарным знаком до степени смешения, суд должен учитывать, что вопрос о таком сходстве разрешается судом с учетом того, как данное обстоятельство могло быть оценено потребителем. Подтверждением того, сходны ли используемые обозначение и товарный знак с точки зрения потребителей, могут являться в том числе опросы мнения потребителей при их наличии. В соответствии со статьей 82 АПК РФ суд может назначить экспертизу для разрешения вопросов, требующих специальных знаний.

Другой комментарий к статье 10.14 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. О порядке ввоза на территорию РФ партий семян, не включенных в Государственный реестр селекционных достижений, см. п. 2 комментария к ст. 10.12. За совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционные достижения, взимаются пошлины в порядке, определенном Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 918.

Общие требования к определению сортовых и посевных качеств семян определены ст. 25 — 27 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ «О семеноводстве«.

Согласно ст. 31 Федерального закона «О семеноводстве» партии семян при их реализации и транспортировке могут находиться в затаренном или в незатаренном состоянии (насыпью). При реализации и транспортировке партий семян в затаренном состоянии их тара и упаковки должны иметь этикетки установленных форм.

При реализации и транспортировке партий семян в незатаренном состоянии (насыпью) требуется оформить на данные партии семян сопроводительные документы с указанием сведений о наименовании сорта растений каждой партии семян, происхождении и качестве семян.

Партии семян, обработанные химическими или биологическими препаратами, должны находиться в затаренном состоянии. Тара и упаковки этих партий семян должны иметь соответствующие надписи и сопроводительные документы, определяющие порядок обращения с такими семенами и содержащие сведения о возможных негативных воздействиях на здоровье человека и окружающую природную среду.

При реализации и транспортировке партий семян запрещается указывать на их таре и упаковках, этикетках и в сопроводительных документах не соответствующие действительности сведения о наименованиях сортов растений, происхождении и качестве семян, а также распространять заведомо ложную рекламу о партиях семян в средствах массовой информации.

О лицензировании деятельности по производству элитных семян (семян элиты) см. п. 3 комментария к ст. 7.18, п. 6 комментария к ст. 10.12, абз. 3 п. 1 комментария к ст. 10.13.

2. Порядок реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений утвержден Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 18 октября 1999 г. N 707 и введен в действие с 1 июня 2000 г. (зарегистрирован в Минюсте России 20 января 2000 г. N 2059).

3. Соответствие семян лесных растений указанным требованиям определяется в соответствии с Инструкцией по организации и проведению семенного контроля в отношении семян лесных растений в Российской Федерации, утвержденной Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 25 июня 1999 г. N 134 (зарегистрирован в Минюсте России 21 июля 1999 г. N 1838).

4. О рассмотрении дел о комментируемых административных правонарушениях см. п. 8 комментария к ст. 10.12.

Комментарий к ст. 15.12 КоАП

Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с порядком осуществления государственного контроля в сфере оборота отдельных видов товаров (продукции) путем их маркировки.

Основной целью государственного регулирования в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является защита экономических интересов Российской Федерации, а также обеспечение нужд потребителей в указанной продукции. В соответствии с Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» обязательной маркировке подлежит алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 процентов объема готовой продукции. В настоящее время перечень подакцизных товаров установлен ст. 181 НК РФ, куда помимо алкогольной и спиртосодержащей продукции входит и табачная продукция.

Объективную сторону данного правонарушения составляют действие или бездействие должностных лиц, связанных с невыполнением обязательных мер по маркировке продукции при ее изготовлении или дальнейшей реализации, а также перевозка, хранение или приобретение подобной продукции в целях сбыта. Маркировка указанной продукции осуществляется путем нанесения специальных марок, форма которых устанавливается Правительством РФ.

Субъектом данного правонарушения являются юридические и физические лица, производящие, реализующие, хранящие или перевозящие немаркированную продукцию и товары без нанесения необходимой информации. Следует отметить, что действия, связанные с хранением, перевозкой или приобретением подобной продукции для личных нужд, т.е. не с целью сбыта, не подпадают под действие части 2 статьи 15.12 КоАП РФ.

Субъективная сторона характеризуется виной в форме как прямого, так и косвенного умысла.

Следует отметить, что за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 15.12 КоАП РФ предусмотрены значительные санкции. Это вполне объяснимо и связано в первую очередь с возможной опасностью, которую представляют собой немаркированная продукция и товары. Ведь наличие подобных марок и информации является определенной гарантией качества таких продуктов, подтверждает законность их происхождения.

Примеры из судебной практики

Челябинским городским судом 18.05.2017 по ч. 5 ст. 171.1 УК РФ осуждён гражданин М. В качестве наказания подсудимому назначен штраф в размере 200 000 рублей.

Гражданин М. признан виновным в том, что умышленно приобрёл у неустановленного лица крепкие напитки, разлитые по бутылкам разного объёма, без каких-либо сопроводительных документов, подтверждающих законность происхождения, с целью последующей реализации. Кроме того, в ходе следствия был установлен факт хранения обвиняемым указанной продукции. К материалам дела было приобщено экспертное заключение, подтверждающее факт, что находящаяся на хранении у М. алкогольная продукция является немаркированной, запрещённой к реализации, т.е. контрафактной. Объем изъятой продукции, её оценочная стоимость позволила квалифицировать действия М., как приобретение и хранение с целью дальнейшего сбыта контрафакта в крупном размере. Обвиняемым полностью признана вина, написана явка с повинной

Взяв во внимание все обстоятельства, суд приговорил обвиняемого М. к наказанию в виде штрафа

Приведённый пример наглядно демонстрирует, как квалификация деяния по ч. 5 ст. 171.1 может привести не к реальному заключению, а ограничиться назначением штрафа.

В последнее время закрепилась тенденция к изменению в сторону увеличения количества злодеяний на рынке сбыта контрафактного алкоголя. Это касается реализации непосредственно фальсификата и производства поддельных акцизных марок и знаков соответствия.

Нарушая требования законодательства, преступники своими противоправными действиями:

  • Посягают на установленный порядок налогообложения подакцизных товаров;
  • нарушают экономическую схему производства;
  • подвергают риску здоровье простых потребителей, так как производство алкоголя требует высокой степени контроля качества.

Другой случай из судебной практики показывает немного другой итог рассмотрения уголовного дела.

Головинским районным судом г. Москвы 24.12.2015 вынесен приговор в отношении группы лиц Г., М., Л., по п. «а», «б», ч. 6 ст. 171.1 УК РФ. Подсудимые были приговорены к лишению свободы сроком на3 года. Назначенная мера применена условно.

В ходе судебного процесса было установлено, что подсудимые по предварительному сговору приобрели у третьих лиц с целью дальнейшей реализации и получения прибыли немаркированную алкогольную продукцию в особо крупном размере. Кроме того, подсудимые для организации своей преступной деятельности создали интернет-сайт, на котором осуществляли продажу«серого» алкоголя.

Во время следствия подсудимые признали свою вину полностью, в содеянном раскаялись

Беря во внимание все обстоятельства дела, суд пришёл к выводу о виновности подсудимых, но в то же время не стал применять к ним реальный срок заключения и дополнительное наказание в виде штрафа. Тот факт, что подсудимые действовали по предварительному сговору, усугубил их положение и состав был квалифицирован по ч

6 ст. 171.1 УК РФ.

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ О СОЗДАНИИ (НАЗНАЧЕНИИ) В ОРГАНИЗАЦИЯХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ (РАБОТНИКОВ), УПОЛНОМОЧЕННЫХ НА РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

1. В :

а) изложить в следующей редакции:

«в) подготовки работников организаций к выполнению мероприятий по защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;»;

б) подпункты и изложить в следующей редакции:

«д) проведения мероприятий по поддержанию устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

е) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне;»;

в) дополнить подпунктом «ж» следующего содержания:

«ж) создания и поддержания в состоянии постоянной готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне в организациях, отнесенных в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.».

2. изложить в следующей редакции:

«4. Количество работников структурного подразделения по гражданской обороне организации или отдельных работников по гражданской обороне в составе ее представительств и филиалов устанавливается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в положении об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций.».

3. :

а) дополнить словами «в области гражданской обороны»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«Руководителем структурного подразделения по гражданской обороне может быть один из заместителей руководителя организации.».

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РУКОВОДИТЕЛЯМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Профессиональные и квалификационные требования предъявляются к руководителям государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации в отношении уровня их профессиональной подготовки, стажа и опыта работы по специальности, навыков, знания Российской Федерации, федеральных законов, конституций, уставов, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

2. К руководителям государственных учреждений службы занятости населения субъектов Российской Федерации предъявляются следующие профессиональные и квалификационные требования:

а) наличие высшего профессионального образования;

б) наличие не менее 2 лет стажа работы на руководящих должностях в сфере труда и социального развития или не менее 4 лет стажа работы на руководящих должностях в других сферах деятельности, либо не менее 5 лет стажа работы по специальности, относящейся к сфере занятости населения;

в) знание Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федеральной службы по труду и занятости; законов соответствующего субъекта Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности, применительно к исполнению своих должностных обязанностей; положения об органе исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения; устава соответствующего государственного учреждения службы занятости населения; основ управления, делопроизводства, организации труда; правил делового поведения; порядка организации учета хозяйственных расходов и денежных средств; порядка и сроков составления необходимой отчетности; правил трудового распорядка; порядка работы со служебной информацией; правил по охране труда и противопожарной безопасности;

г) наличие навыков управленческой деятельности; оперативного принятия и реализации управленческих решений; организации деятельности, направленной на достижение полноты и качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, реализуемых государственным учреждением службы занятости населения; оперативного принятия и реализации управленческих решений; ведения деловых переговоров; взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления; планирования работы; контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений; стимулирования достижения результатов; требовательности; публичного выступления; подбора и расстановки кадров; делегирования полномочий; осуществления и организации работы с применением автоматизированных средств управления; пользования современной оргтехникой и программными продуктами; систематического повышения профессиональных знаний; подготовки и редактирования документации; своевременного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к конфликту интересов.

Юридические Комментарии к статье 14.10 КоАП РФ

В комментируемой статье речь идёт о таких средствах индивидуализации товаров (работ, услуг), как товарные знаки, знаки обслуживания и наименования места происхождения товаров. Остановимся чуть подробнее на каждом из них:

  • Товарный знак

    — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Исключительное право на товарный знак удостоверяется свидетельством на товарный знак (пункт 1 статьи 1477 Гражданского кодекса РФ).

  • Знак обслуживания

    — это обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг. Правила Гражданского кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания (пункт 2 статьи 1477 Гражданского кодекса РФ).

  • Наименование места происхождения товара (НМПТ)

    – это обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.

Статья 14.10. КоАП устанавливает административную ответственность за довольно узкий круг нарушений в сфере интеллектуальной собственности. Однако нельзя не отметить, что данный вид юридической ответственности является наиболее оперативной по сравнению с гражданской или уголовной ответственностью. А особенность административной ответственности проявляется в применении особых мер государственного принуждения – административных наказаниях. Применительно к правонарушениям в сфере интеллектуальной собственности особенная часть КоАП РФ предусматривает только один вид административной ответственности — административный штраф, при этом допуская в качестве дополнительного наказания конфискацию предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара. Вместе с тем при соблюдении ряда условий, установленных общей частью КоАП РФ, административный штраф может быть заменен на предупреждение.

Объектом правонарушения в комментируемой статье являются общественные отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности. Правонарушение посягает на экономические права и интересы правообладателя товарного знака (знака обслуживания) или лица, законно использующего наименование места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров.

Непосредственным объектом правонарушения является исключительное право на товарный знак, знак обслуживания или наименование места происхождения товаров, удостоверяемое соответствующим свидетельством.

Предметом правонарушения могут являться различные предметы, документы и товары, содержащие незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, НМПТ.

Объективная сторона правонарушения заключается в незаконном использовании чужого товарного знака (знака обслуживания, НМПТ) или сходных с ним обозначений для однородных товаров и услуг, в том числе производство в целях сбыта либо реализация товара, содержащего незаконное воспроизведение чужого товарного знака.

Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица. Согласно примечанию к ст.2.4. КоАП РФ индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица.

Субъективная сторона правонарушения. Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо несет ответственность за совершенное административное правонарушение, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. С учетом этого, ответственность юридического лица за совершение правонарушения, установленного статьей 14.10 КоАП РФ, наступает в том числе в случае, если лицо использовало чужой товарный знак, не проверив, предоставляется ли ему правовая охрана в Российской Федерации, и (или) не проверив, осуществляет ли оно такое использование на законных основаниях.

Комментарий к ст. 14.33 КоАП

1. Объект правонарушения — имущественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Комментируемая статья призвана обеспечить соблюдение таких конституционных принципов, как единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в РФ, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

В соответствии со ст. 4 Закона недобросовестная конкуренция — это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении любых действий, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащих законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, если указанные действия причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В частности, согласно ст. 14 Закона не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;

2) введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;

3) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;

4) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;

5) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Не допускается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

Решение федерального антимонопольного органа о нарушении положений законодательства в отношении приобретения и использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.

3. Субъекты данного правонарушения — юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

ДВУХБУКВЕННЫЕ КОДЫ СТРАН МИРА МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ (ISO)

Краткое название страны Буквенный код Краткое название страны Буквенный код
АВСТРАЛИЯ AU МАДАГАСКАР MG
АВСТРИЯ AT МАЛАВИ MW
АЗЕРБАЙДЖАН AZ МАЛАЙЗИЯ MY
АЛБАНИЯ AL МАЛИ ML
АЛЖИР DZ МАЛ. ТИХООК. О-ВА UM
АНГИЛЬЯ AI МАЛЬДИВЫ MV
АНГОЛА AO МАЛЬТА MT
АНДОРРА AD МАРИАНСКИЕ О-ВА MP
АНТАРКТИКА AQ МАРОККО MA
АНТИГУА.БАРБ AG МАРТИНИКА MQ
АНТИЛЬСКИЕ О-ВА AN МАРШАЛЛОВЫ О-ВА MH
АОМЫНЬ (МАКАО) MO МЕКСИКА MX
АРГЕНТИНА AR МИКРОНЕЗИЯ FM
АРМЕНИЯ AM МОЗАМБИК MZ
АРУБА AW МОЛДОВА MD
АФГАНИСТАН AF МОНАКО MC
БАГАМСКИЕ О-ВА BS МОНГОЛИЯ MN
БАНГЛАДЕШ BD МОНТСЕРРАТ MS
БАРБАДОС BB МЬЯНМА MM
БАХРЕЙН BH НАМИБИЯ NA
БЕЛИЗ BZ НАУРУ NR
БЕЛАРУСЬ BY НЕПАЛ NP
БЕЛЬГИЯ BE НИГЕР NE
БЕНИН BJ НИГЕРИЯ NG
БЕРМУДСКИЕ О-ВА BM НИДЕРЛАНДЫ NL
БОЛГАРИЯ BG НИКАРАГУА NI
БОЛИВИЯ BO НИУЭ NU
БОТСВАНА BW НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ NZ
БРАЗИЛИЯ BR НОВ. КАЛЕДОНИЯ NC
БРИТ. ТЕР. В ИНД. ОК IO НОРВЕГИЯ NO
БРУНЕЙ BN НОРФОЛК NF
БУВЕ BV ОБЪЕД. АРАБ. ЭМИРАТ AE
БУРКИНА-ФАСО BF ОМАН OM
БУРУНДИ BI О-ВА КУКА CK
БУТАН BT О-ВА МИДУЭЙ MI
ВАНУАТУ VU О-В МЭН IM
ВАТИКАН VA О-В РОЖДЕСТВА CX
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ GB О-В СВЯТОЙ ЕЛЕНЫ SH
ВЕНГРИЯ HU О-В УЭЙК WK
ВЕНЕСУЭЛА VE ПАКИСТАН PK
ВИРГИН. О-ВА (США) VI ПАЛАУ PW
ВИРГИН. О-ВА (БРИТ.) VG ПАНАМА PA
ВОСТ. САМОА. (США) AS ПАПУА-НОВАЯ ГВИНЕЯ PG
ВОСТОЧНЫЙ ТИМОР TP ПАРАГВАЙ PY
ВЬЕТНАМ VN ПЕРУ PE
ГАБОН GA ПИТКЭРН PN
ГАИТИ HT ПОЛЬША PL
ГАЙАНА GY ПОРТУГАЛИЯ PT
ГАМБИЯ GM ПУЭРТО-РИКО PR
ГАНА GH РАЗДЕЛЕННАЯ ЗОНА NT
ГВАДЕЛУПА GP РЕЮНЬОН RE
ГВАТЕМАЛА GT РОССИЯ RU
ГВИАНА GF РУАНДА RW
ГВИНЕЯ GN РУМЫНИЯ RO
ГВИНЕЯ-БИСАУ GW САЛЬВАДОР SV
ГЕРМАНИЯ DE САН-МАРИНО SM
ГИБРАЛТАР GI САН-ТОМЕ И ПРИНС. ST
ГОНДУРАС HN САУДОВСКАЯ АРАВИЯ SA
ГРЕНАДА GD СВАЗИЛЕНД SZ
ГРЕНЛАНДИЯ GL СЕЙШЕЛЬСКИЕ О-ВА SC
ГРЕЦИЯ GR С.-ПЬЕР И МИКЕЛОН PM
ГРУЗИЯ GE СЕНЕГАЛ SN
ГУАМ GU С. ВИНСЕНТ. ГРЕНАД. VC
ДАНИЯ DK СЕНТ-КИТС И НЕВИС KN
ДЖИБУТИ DJ СЕНТ-ЛЮСИЯ LC
ДЖОНСТОН АТОЛЛ JT СИНГАПУР SG
ДОМИНИКА DM СИРИЯ SY
ДОМИНИКАНСК. РЕСП. DO СЛОВАКИЯ SK
ЕГИПЕТ EG СОЛОМОНОВЫ О-ВА SB
ЗАИР ZR СОМАЛИ SO
ЗАМБИЯ ZM СУДАН SD
ЗАПАДНАЯ САХАРА EH СУРИНАМ SR
ЗАПАДНОЕ САМОА WS СЬЕРРА-ЛЕОНЕ SL
ЗИМБАБВЕ ZW США US
ИЗРАИЛЬ IL СЯНГАН (ГОНКОНГ) HK
ИНДИЯ IN ТАДЖИКИСТАН TJ
ИНДОНЕЗИЯ ID ТАИЛАНД TH
ИОРДАНИЯ JO ТАЙВАНЬ TW
ИРАК IQ ТАНЗАНИЯ TZ
ИРАН IR ТЕРКС И КАЙКОС TC
ИРЛАНДИЯ IE ТОГО TG
ИСЛАНДИЯ IS ТОКЕЛАУ (ЮНИОН) TK
ИСПАНИЯ ES ТОНГА TO
ИТАЛИЯ IT ТРИНИДАД И ТОБАГО TT
ЙЕМЕН YE ТУВАЛУ TV
КАБО-ВЕРДЕ CV ТУНИС TN
КАЗАХСТАН KZ ТУРКМЕНИСТАН TM
КАЙМАН KY ТУРЦИЯ TR
КАМБОДЖА KH УГАНДА UG
КАМЕРУН CM УЗБЕКИСТАН UZ
КАНАДА CA УКРАИНА UA
КАТАР QA УОЛЛИС И ФУТУНА WF
КЕНИЯ KE УРУГВАЙ UY
КИПР CY ФАРЕРСКИЕ О-ВА FO
КИРИБАТИ KI ФИДЖИ FJ
КИТАЙ CN ФИЛИППИНЫ PH
КОКОСОВЫЕ О-ВА CC ФИНЛЯНДИЯ FI
КОЛУМБИЯ CO ФОЛКЛЕНДСКИЕ О-ВА FK
КОМОРСКИЕ О-ВА KM ФРАНЦИЯ FR
КОНГО CG ФР. ПОЛИНЕЗИЯ PF
КОРЕЯ (КНДР) KP ФР. ЮЖНЫЕ ТЕРРИТОР. TF
КОРЕЯ РЕСП. KR ХЕРД И МАКДОНАЛЬД HM
КОСТА-РИКА CR ЦЕНТР. АФР. РЕСПУБЛ CF
КОТ-Д’ИВУАР CI ЧАД TD
КУБА CU ЧЕШСКАЯ РЕСПУБЛИКА CZ
КУВЕЙТ KW ЧИЛИ CL
КЫРГЫЗСТАН KG ШВЕЙЦАРИЯ CH
ЛАОС LA ШВЕЦИЯ SE
ЛАТВИЯ LV ШПИЦБЕРГЕН И ЯН-МАЙЕ SJ
ЛИТВА LT ШРИ-ЛАНКА LK
ЛЕСОТО LS ЭКВАДОР EC
ЛИБЕРИЯ LR ЭКВАТОР. ГВИНЕЯ GQ
ЛИВАН LB ЭСТОНИЯ EE
ЛИВИЯ LY ЭФИОПИЯ ET
ЛИХТЕНШТЕЙН LI ЮГОСЛАВИЯ YU
ЛЮКСЕМБУРГ LU ЮЖНО-АФР. РЕСПУБ. ZA
МАВРИКИЙ MU ЯМАЙКА JM
МАВРИТАНИЯ MR ЯПОНИЯ JP