Федеральный закон «о государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 n 161-фз (ред. от 02.07.2021)

Оглавление

Иные аспекты хоз. ведения

Унитарное предприятие сегодня является единственной организацией коммерческого характера, которая обладает гражданскими обязанностями и правами, напрямую относящимися к деятельности, указанной в уставе

Важно отметить, что размер уставного фонда государственной структуры должен равняться или превышать сумму, 5000-кратную размеру месячной оплаты труда по минимальной ставке, а муниципальной – должен равняться или превышать 1000 МРОТ. Кроме того, уставной фонд учреждения должен оплачиваться владельцем в полной мере в течение 90 дней после государственной регистрации

Владелец имущественной массы рассматриваемого вида унитарного предприятия не отвечает в соответствии с обязательствами этого предприятия. Исключение составляют ситуации, при которых банкротство (экономическая несостоятельность) структуры вызвана по причине указаний собственника. Устав дочерней компании утверждается учредителем, он же назначает руководителя.

Особенности финансов

В заключение рассмотрим финансовый вопрос унитарных предприятий. Отличительной чертой финансов унитарных структур может служить применение ими бюджетных источников финансирования, носящих целевой характер

Важно отметить, что ассигнования из местных, регионального и федерального бюджетов, прежде всего, направляются на реализацию отдельных мероприятий и программ социальной природы. Данные ассигнования имеют форму субсидий, субвенций или дотаций

Под субсидиями следует понимать средства из бюджетов разных уровней, которые предоставляются на условиях частичного финансирования расходов, связанных с реализацией проектов и программ. Эти средства используются также для развития и осуществления деятельности унитарных структур, которая прописана в уставе. Субвенции необходимо рассматривать как деньги из бюджетов разных уровней, которые предоставляются безвозмездно. Стоит дополнить, что одной из самых популярных разновидностей субвенций является грант. Он может предоставляться в собственность или в целях пользования как в денежном варианте, так и в имущественном.

Описание закона

ФЗ 161 был принят 11 октября 2002 года. Краткое содержание Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” можно рассмотреть по структурному разделению документа по главам:

  • общие положения — определяют основные понятия закона, регулируют общие аспекты, участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях, их ответственность;
  • процедура учреждения гос или муниципального унитарного предприятия;
  • предписания по имуществу и уставному фонду;
  • управление учреждением;
  • порядок реорганизации и ликвидации данных организаций.

Каждая глава регламентирует отдельные вопросы по приведенным положениям. Все они активно дорабатываются в соответствии с изменениями в текущем законодательстве. Последние поправки в документ были внесены в мае 2016 года.

Под таким же номером существует 161 ФЗ о национальной платежной системе (последняя редакция).

Основное в ФЗ о гос и муниципальных унитарных предприятиях

Унитарным предприятием по ФЗ 161 согласно статье 2 считается коммерческая организация, которая не наделяется правом собственности на закрепленное за ней имущество. Такой формой обладают только государственные или муниципальные учреждения. Собственником их имущества является Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальные образования.

Статья 2 регулирует основные принципы, касающиеся деятельности данных организаций:

  • используемое имущество является неделимым;
  • не допускается создание дочерних учреждений с передачей части имущества;
  • организация должна обладать собственным балансом;
  • унитарные предприятия могут быть следующих видов — государственное с правом хозяйственного ведения и казенное с правом оперативного управления;
  • печать учреждения должна быть круглой, с информацией на русском языке по названию и местонахождению, допускается дополнительно указывать аналогичную информацию на иных языках;
  • не допускается создание унитарных предприятий на основе объединения имущества РФ.

Скачать

Скачать Закон о государственных унитарных предприятиях ФЗ 161 можно по данной ссылке. Документ представлен в последней редакции, с актуальными на 2017 год изменениями.

ФЗ 161 о ГУП и МУП регламентирует основные вопросы деятельности данных организаций. Текст закона будет актуален для его учредителей, собственников, правозащитников. Востребован он и для юристов, изучающих соответствующие разделы законодательства РФ.

Когда ликвидируют остальных

Переходный период для ликвидации МУПов до 2025 года установлен для организаций, которые созданы до 08.01.2020 и работают на конкурентных рынках. Если после этой даты выявят, что унитарное предприятие создано с нарушением установленных требований, антимонопольный орган отправит учредителю предписание о необходимости ликвидировать. Если это предписание не исполнят, то ФАС обратится в суд с заявлением о принудительной ликвидации ГУПов и МУПов.

Если после 01.01.2025 товарный рынок станет конкурентным, в т.ч. и в сфере естественных монополий, антимонопольный орган выдаст предписание о ликвидации или реорганизации унитарного предприятия, которое работает на таком рынке. В этом предписании укажут сроки для принятия учредителем решения о ликвидации или реорганизации и сроки для мероприятий, которые необходимы для исполнения решения. Эти сроки не меньше тех, которые нужны для проведения отдельных процедур по законодательству о госрегистрации ликвидации или реорганизации. Если такое предписание антимонопольного органа не исполнят, предприятие ликвидируют на основании иска антимонопольщиков.

Остались вопросы? В КонсультантПлюс есть статьи экспертов, которые объясняют процесс ликвидации унитарных предприятий. Вот пример одной из них.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Оперативное управление

Унитарными предприятиями, которые основаны на праве оперативного управления, считаются предприятия казенного типа в соответствии со статьей 115 ГК РФ. Образуются они на основе имущественной массы, которая находится в федеральном владении, владении субъектов России, а также муниципальной собственности. Стоит отметить, что основной учредительной бумагой казенной структуры является устав, который утверждается правительством РФ, ее субъектом или структурой местного самоуправления. Собственник – он же учредитель – имеет абсолютное право на:

  • Изъятие излишней имущественной массы.
  • Изъятие неиспользованных имущественных комплексов.
  • Изъятие имущества, которое применяется не по назначению.

Причины создания и цель деятельности

Прежде чем рассмотреть виды унитарных предприятий, целесообразно изучить ключевые причины их создания и соответствующие цели. Так, основными причинами формирования унитарных структур являются следующие:

  • Реализация деятельности, связанной с решением задач социального значения. Сюда необходимо отнести продажу товарной продукции определенного типа и услуг по максимально низким ценам, а также организацию интервенций товарного и закупочного характера по товарным продуктам первой необходимости.
  • Обеспечение отдельных разновидностей деятельности дотируемого плана, а также ведение производств убыточного характера.
  • Необходимость использования имущественных комплексов, приватизация которых запрещается.

Руководитель унитарного предприятия обязуется сделать все для того, что основная цель деятельности была достигнута. Это не что иное, как решение задач государственного плана на коммерческой основе.

Статья 9. Устав унитарного предприятия

1. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.

2. Уставы унитарных предприятий утверждаются уполномоченными государственными органами Российской Федерации, государственными органами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, в отношении федеральных государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», — Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом». Уставы унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского», утверждаются федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского». Уставы государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», утверждаются Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос». Уставы унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляются в соответствии с Федеральным законом «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт», утверждаются федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».

3. Устав унитарного предприятия должен содержать:

полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;

указание на место нахождения унитарного предприятия;

цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;

сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества унитарного предприятия;

наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор);

порядок назначения на должность руководителя унитарного предприятия, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;

иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.

4. Устав государственного или муниципального предприятия кроме сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.

5. Устав казенного предприятия кроме сведений, указанных в пункте 3 настоящей статьи, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.

6. Устав унитарного предприятия может также содержать иные не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам положения.

7. Внесение изменений в устав унитарного предприятия, в том числе утверждение устава в новой редакции, осуществляется по решению государственного органа Российской Федерации, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос», федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского», федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт», государственного органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных утверждать устав унитарного предприятия.

Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Федерального закона для государственной регистрации унитарного предприятия.

Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Характеристика и существенные отличия публичных и непубличных обществ

В ПАО весь капитал создается за счет ценных бумаг или акций. Также преумножить капитал ПАО можно при помощи перевода в ценные бумаги основных средств. Функционирование данных компаний и их обращение должно целиком и полностью согласовываться действующему Федеральному законодательству «О рынке ценных бумаг», которое принято РФ.

Говоря о непубличных акционерных обществах стоит сказать, что к ним принято относить общества с ограниченной ответственностью (ООО), а также и конечно само непубличное акционерное общество (НАО).

Теперь необходимо установить главные  принципиальные отличительные особенности публичных и непубличных акционерных обществ. Первым показателем для сравнительного анализа служит наименование:

  • В ПАО обязательное наличие русскоязычного наименования, а также обязательное упоминание о публичности.
  • В НАО требуется наличие русскоязычного наименования и с обязательное указание формы, будь то общество с ограниченной ответственностью или же непубличное акционерное общество.

Следующим критерием служит минимально допустимый размер уставного капитала:

  • Для ПАО такой размер должен быть не менее 100 тысяч рублей.
  • Для НАО минимально допустимый размер уставного капитала установлен на сумме в 10 тысяч рублей.

Что касается допустимого числа акционеров, то здесь нет никаких различий. Как публичное, так  и непубличное АО может состоять минимум из одного акционера. Ограничений по максимальному количеству акционеров ПАО и НАО не имеют.

Далее следует наличие права на проведения подписки на размещения акций в открытом виде:

  • Публичное АО имеет право для проведения открытой подписки на размещения акций.
  • Непубличное АО такого права не имеет.

Логично заключить, что основное принципиальное отличие ПАО от НАО это возможность публичного обращения ценных бумаг и акций. Суть этих акционерных обществ и заключается именно в том, что для публичного АО это возможно, а непубличное АО данным правом не обладает.

Еще одним существенным отличием упомянутых акционерных обществ является факт наличия совета директоров:

  • ПАО предусматривает обязательное наличие такого органа как совет директоров.
  • В НАО совет директоров может отсутствовать лишь в том случае, если количество акционеров не превышает 50 держателей акций.

Что касается НАО, то их непубличный характер организации открывает большую свободу в ведении управленческой деятельности. Ко всему прочему от таких обществ не требуется размещать данные о ведении своей деятельности в официальных источниках. Подобная информация обычно интересует исключительно инвесторов или акционеров, а в данном конкретном случае таковыми являются учредители общества, которые уже обладают необходимым доступом ко всей требуемой информации.

Говоря о видах деятельности непубличных АО, то такие организации могут заниматься любым видом деятельности из тех, которые не запрещены действующим законодательством РФ. Вообще, суть НАО заключается в том, что такие организации просто не выпускают свои акции на рынок. Имущество непубличного АО после приведения независимой оценки вносится в уставный капитал как вложение.

В рамках ведения управленческой деятельности непубличным акционерным обществом, также как и публичным, проводится общее собрание акционеров организации. Любые решения, которые приняты на таком собрании, должны быть заверены в нотариальном порядке, или же их может удостоверить лицо, возглавляющее счетную комиссию.

Согласно определению хозяйственных обществ под него вполне подпадают публичные и непубличные компании, которые проводят коммерческую деятельность, и уставный капитал которых представляет собой доли. Касаемо имущественного фонда, то он создается при помощи вкладов, которые вносятся учредителями. Любое хозобщество делится на публичное и непубличное.

Статья 12. Уставный фонд унитарного предприятия. 1. Уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.

2. Уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях. 3. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия. 4. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия. 5. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.Комментарий к статье 121. В п. 1 комментируемой статьи впервые законодательно закреплено, что уставный фонд государственного или муниципального предприятия, как и соответствующий капитал хозяйственных обществ, выполняет гарантийную функцию, поскольку представляет собой минимальный размер имущества государственного и муниципального предприятия, обеспечивающего интересы кредиторов такого предприятия. Поэтому образование уставного фонда в унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения, является обязательным. Комментируемая статья принята в соответствии с п. 3 ст. 114 ГК РФ, в силу которого размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. До принятия комментируемого Закона было установлено, что размер уставного фонда как государственного, так и муниципального предприятия не должен быть менее суммы, равной 1000 МРОТ, установленных законодательством Российской Федерации на дату представления учредительных документов для регистрации. Пункт 3 ст. 12 комментируемого Закона устанавливает, что минимальный размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее 5000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия, а муниципального предприятия — не менее 1000 МРОТ. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях. Вероятно, что изменение комментируемым Законом минимального размера уставного фонда государственного предприятия не влечет за собой автоматически обязанности собственника увеличить уставный фонд, если он составляет менее 5000 МРОТ, но соответствовал уровню, установленному действовавшими в момент создания предприятия правовыми актами, в т.ч. в случае приведения в соответствие с нормами комментируемого Закона устава унитарного предприятия на основании п. 2 ст. 37 Закона. Такой подход, в частности, был выработан судебной практикой в отношении аналогичной ситуации, сложившейся в связи с принятием Закона об акционерных обществах . ——————————— Пункт 5 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 2 апреля 1997 г. N 4/8 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» // Вестник ВАС РФ. 1997. N 6.2.

Понятие унитарной структуры

В соответствии с ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» под структурой такого типа необходимо понимать учреждение коммерческого характера, которое не обладает правом владения тем имуществом, которое закреплено за ним владельцем

Важно отметить, что имущественные комплексы унитарных учреждений неделимы. Они не могут быть распределены по долям, вкладам или паям

Собственником имущества унитарного предприятия является, как правило, субъект РФ или же образование муниципального типа. Таким образом, основной отличительной чертой унитарных структур служит отсутствие права собственности на имущественные комплексы.

Способы закрепления имущества за государственным унитарным предприятием

В отношении имущества, закрепляемого за государственным унитарным предприятием, следует отметить, что:

  • Создается юридическое лицо посредством выделения собственником некоторой массы имущества, а не объединением собственности со стороны нескольких лиц.

  • Имущество закрепляется за определенным юридическим лицом на ограниченных правах.

  • Сохраняется полное право собственности на любое имущество за учредителем.

  • Имущество является абсолютно неделимым.

При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК):

  • унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК России);

  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения

Предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, формируется по решению уполномоченного на это действие государственного органа или же определенного органа местного самоуправления.

В данном случае в качестве учредительного документа используется устав компании, который в любом случае должен утверждаться министерством, ведомством или же каким-либо иным федеральным органом, который действующим законодательством наделен функциями координирования и регулирования деятельности компаний в данной отрасли.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления

Предприятия, основанные на праве оперативного управления  основываются на базе того имущества, которое на данный момент находится в федеральной собственности, муниципальной собственности или же собственности различных субъектов РФ.

Такое государственное унитарное предприятие в качестве учредительного документа использует устав, который утверждается правительством, субъектом страны или же органом местного самоуправления, у которого имеются соответствующие полномочия.

Правовое положение

Важно отметить, что правила, предусмотренные статьями 113-115, а также 294-297 ГК РФ, обеспечивают регулирование лишь правового положения структур. Однако они не затрагивают обязанности и права сотрудников, как это делается в отношении членов производственных кооперативов или хозяйственных обществ

Обязанности и права специалистов, прежде всего, определяются трудовым правом. Если такая коммерческая организация, как унитарное предприятие, с согласия владельца внесла вклад в общество хозяйственного типа, то полученная прибыль не может быть распределена между сотрудниками учреждения – она будет числиться как имущество данного предприятия.

Имущественная масса, которая выделяется унитарной структуре при ее формировании, находится в муниципальной собственности или собственности государства. Она принадлежит унитарному предприятию на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, как было отмечено выше. Стоит дополнить, что в фирменное наименование учреждения унитарного типа так или иначе должно входить указание на владельца его имущественных комплексов. Кроме того, в уставе четким образом указывается, кому именно (РФ, какому конкретно субъекту и органу самоуправления местного характера) принадлежит имущественная масса унитарной структуры в соответствии с правом собственности. Стоит иметь в виду, что унитарное учреждение отвечает по собственным обязательствам всем имуществом, но не отвечает по обязательствам владельца этого имущества. Управленческим органом рассматриваемого типа структур выступает руководитель. Он назначается владельцем или уполномоченным владельцем органом.