Оглавление
Статья 13. Государственные инспектора, их права и ответственность
1.
Государственные инспектора, осуществляющие государственный контроль и надзор за
соблюдением обязательных требований государственных стандартов, являются
представителями государственных органов управления и находятся под защитой
государства.
Государственный
инспектор имеет право:
свободного
доступа в служебные и производственные помещения субъекта хозяйственной
деятельности;
получать от
субъекта хозяйственной деятельности документы и сведения, необходимые для
проведения государственного контроля и надзора;
использовать
технические средства и специалистов субъекта хозяйственной деятельности при
проведении государственного контроля и надзора;
проводить в
соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор
проб и образцов продукции и услуг для контроля их соответствия обязательным
требованиям государственных стандартов с отнесением стоимости израсходованных
образцов и затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки
производства проверяемых субъектов хозяйственной деятельности;
выдавать
предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований
государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к
производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования
(эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при
выполнении работ и оказании услуг;
выдавать
предписания о запрете или приостановке реализации (поставки, продажи),
использования (эксплуатации) проверенной продукции, а также выполнения работ и
оказания услуг в случаях несоответствия продукции, работ и услуг обязательным
требованиям государственных стандартов;
запрещать
реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае уклонения
субъекта хозяйственной деятельности от предъявления продукции, работ и услуг
для проверки.
Главный
государственный инспектор Российской Федерации по надзору за государственными
стандартами, главные государственные инспектора республик в составе Российской
Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов по
надзору за государственными стандартами имеют право выдавать субъекту
хозяйственной деятельности предписания, указанные в абзацах седьмом и восьмом
настоящего пункта, а также имеют право:
принимать
постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за
нарушения обязательных требований государственных стандартов;
запрещать
реализацию импортной продукции и оказание импортных услуг, не соответствующих
обязательным требованиям государственных стандартов и не прошедших
государственную регистрацию в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
За нарушение
предписаний государственных инспекторов о запрете или приостановке реализации
(поставки, продажи) продукции, выполнения работ и оказания услуг субъекты
хозяйственной деятельности уплачивают штраф в размере стоимости реализованной
продукции, выполненных работ и оказанных услуг или в размере до 10 миллионов
рублей, в случае если стоимость реализованной продукции, выполненных работ и
оказанных услуг определить невозможно или необходимая отчетная документация не
представлена.
2.
Государственные инспектора в случае невыполнения выданных ими предписаний и
постановлений субъектами хозяйственной деятельности направляют необходимые
материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд для принятия мер,
установленных законодательством Российской Федерации.
3.
Государственные инспектора при осуществлении возложенных на них обязанностей
должны защищать интересы потребителей, субъектов хозяйственной деятельности и
государства, руководствуясь законодательством.
4.
Государственные инспектора несут установленную законодательством
ответственность за невыполнение и ненадлежащее выполнение возложенных на них
обязанностей, разглашение государственной или коммерческой тайны.
Раздел IV Ответственность за нарушение положений
настоящего закона
Наши события
28 сентября 2021, 13:08
Премьера спецвыпуска RusCable Review: Сарансккабель. Павел Цветков. Новое поколение кабельщиков. Шлангокабель
27 сентября 2021, 12:58
RusCable Insider #240 — Цифровой Москабельмет. Интервью с Павлом Цветковым, Сарансккабель. «АЧП-терроризм» побежден?
27 сентября 2021, 12:40
Какой он, кабельный завод будущего?
23 сентября 2021, 11:47
“АЧП-терроризм” побежден? Счет 3:0 в пользу кабельщиков. СЗМТУ Росстандарта может дорого заплатить за действия “псевдорегулятора”
21 сентября 2021, 10:20
Цветлит: трансформация рынка неизбежна. Премьера спецвыпуска RusCable Review
20 сентября 2021, 10:53
RusCable Insider #239 — Интервью с КЗ «Цветлит». Итоги 78 Собрания АЭК. 10 лет заводу «Электропровод» в Подольске
ПАРТНЁРЫ
Общие положения 162 ФЗ
162 закон о стандартизации является одним из самых «молодых» в истории российского права. Его актуализация датируется 19 июня 2015 г., в день, когда закон приняли представители Госдумы. Совфед России одобрил законопроект пятью днями позже, 24.06.2015. Закон был отредактирован спустя год и один месяц, 3.07.2016. Поскольку утвержденное количество стандартов, действующих на территории страны, многочисленно, существует необходимость в регулировании их на основе комплексного, но единого свода правил. Важным условием является приверженность унифицированным принципам политики государства. Невозможно соблюдать стандарты в той или иной области, если их нормы на федеральном и региональном уровнях разнятся. Именно поэтому закон о стандартизации имеет большую ценность.
В составе ФЗ 162 выделяют 11 глав и 35 статей. Их основное содержание направлено на:
- Интеграцию России в интернациональные системы стандартизации для повышения статуса страны;
- Прогрессивный рост качества жизни всех социальных слоев;
- Меры на усовершенствование государственных программ в экономике и социальной сфере;
- Повышение оборонной способности и безопасности страны;
- Модернизацию вооружения и оборонной промышленности;
- Совершенствование стандартов продукции, всех этапов производства, качества предоставляемых услуг.
О последних изменениях в ФЗ о психиатрической помощи можно прочесть тут:
Закон предусматривает, что реализуемая программа внедрения единых стандартов будет содержать:
- Применение последних разработок науки и техники для развития инноваций в экономике;
- Внедрение стандартов регионального уровня наравне с интернациональными.
ФЗ 162 делает обязательным:
- Унификацию измерений;
- Предоставление только достоверной информации для потребителей;
- Оптимальную эксплуатацию ресурсов;
- Адаптацию и улучшение номенклатуры продуктов, оптимизация расходов на использование и переработку;
- Применение системы стандартов в процессе закупки.
Также для стандартизации соблюдаются следующие принципы:
- Способствование росту уровня безопасности и жизни граждан РФ;
- Охрана окружающей среды, флоры и фауны;
- Защита имущества, принадлежащего юридическим и физическим лицам;
- Меры по защите государственного и муниципального имущества.
Оглавление
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет, цели и сфера регулирования настоящего Федерального закона
Статья 2. Основные понятия
Статья 3. Цели и задачи стандартизации
Статья 4. Принципы стандартизации
Статья 5. Правовое регулирование отношений в сфере стандартизации
Статья 6. Стандартизация в отношении оборонной продукции (товаров, работ, услуг) по государственному оборонному заказу, продукции, используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции, сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также в отношении процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией
Глава 2. Государственная политика Российской Федерации в сфере стандартизации
Статья 7. Направления государственной политики Российской Федерации в сфере стандартизации
Глава 3. Участники работ по стандартизации
Статья 8. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации
Статья 9. Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации
Статья 10. Полномочия федеральных органов исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и иных государственных корпораций в сфере стандартизации
Статья 11. Технические комитеты по стандартизации
Статья 12. Проектные технические комитеты по стандартизации
Статья 13. Комиссия по апелляциям
Глава 4. Документы по стандартизации
Статья 14. Виды документов по стандартизации
Статья 15. Документы национальной системы стандартизации
Статья 16. Основополагающие национальные стандарты и правила стандартизации
Статья 17. Национальные стандарты и предварительные национальные стандарты
Статья 18. Рекомендации по стандартизации
Статья 19. Информационно-технические справочники
Статья 20. Общероссийские классификаторы
Статья 21. Стандарты организаций и технические условия
Статья 22. Своды правил
Глава 5. Планирование работ по стандартизации, разработка и утверждение документов национальной системы стандартизации
Статья 23. Программы стандартизации
Статья 24. Порядок разработки и утверждения национального стандарта
Статья 25. Порядок разработки и утверждения предварительного национального стандарта
Глава 6. Применение документов национальной системы стандартизации
Статья 26. Общие правила применения документов национальной системы стандартизации
Статья 27. Применение ссылок на национальные стандарты и информационно-технические справочники в нормативных правовых актах
Глава 7. Информационное обеспечение стандартизации
Статья 28. Информационное обеспечение национальной системы стандартизации
Статья 29. Федеральный информационный фонд стандартов
Статья 30. Официальное опубликование, издание и распространение документов национальной системы стандартизации, общероссийских классификаторов, документов международных организаций по стандартизации и региональных организаций по стандартизации
Статья 31. Знак национальной системы стандартизации
Глава 8. Международное и региональное сотрудничество в сфере стандартизации
Статья 32. Международное и региональное сотрудничество в сфере стандартизации
Глава 9. Финансирование в сфере стандартизации
Статья 33. Финансирование в сфере стандартизации
Глава 10. Ответственность в сфере стандартизации
Статья 34. Ответственность в сфере стандартизации
Глава 11. Заключительные положения
Статья 35. Заключительные положения
Статья 36. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
Статья 7. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации
1.
Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги,
имеющие межотраслевое значение, и не должны противоречить законодательству
Российской Федерации. Государственные стандарты должны содержать:
требования к
продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни,
здоровья и имущества, требования пожарной безопасности требования техники
безопасности и производственной санитарии;
требования по
технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости
продукции;
основные
потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их
контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению
и утилизации продукции;
правила и
нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке,
производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и
оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации,
допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг,
сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их
определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и
организационно-технические правила и нормы.
Для
обеспечения государственной защиты интересов Российской Федерации и
конкурентоспособности отечественной продукции (услуг) в государственных
стандартах в обоснованных случаях устанавливаются предварительные требования на
перспективу, опережающие возможности традиционных технологий.
Содержание
требований государственных стандартов, области их распространения, сферы их
действия и даты их введения определяются государственными органами управления,
которые их принимают.
2. Требования,
устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности
продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, для
обеспечения технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости
продукции, единства методов их контроля и единства маркировки, а также иные
требования, установленные законодательством Российской Федерации, являются
обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами
хозяйственной деятельности.
Соответствие
продукции и услуг указанным требованиям государственных стандартов определяется
в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательной
сертификации продукции и услуг.
Иные
требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежат
обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора
либо в том случае, если об этом указывается в технической документации
изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. При этом
соответствие продукции и услуг этим требованиям государственных стандартов
может определяться в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации о добровольной сертификации продукции и услуг.
3.
Соответствие продукции и услуг требованиям государственных стандартов может
подтверждаться путем маркирования продукции и услуг знаком соответствия
государственным стандартам.
Форму знака
соответствия государственным стандартам, порядок маркирования этим знаком, а
также порядок выдачи субъектам хозяйственной деятельности лицензий на
маркирование ими продукции и услуг этим знаком устанавливает Госстандарт
России.
Субъекты
хозяйственной деятельности, которым выданы лицензии на маркирование продукции и
услуг знаком соответствия государственным стандартам, а также сами продукция и
услуги, маркированные этим знаком, вносятся в Государственный реестр продукции
и услуг, маркированных знаком соответствия государственным стандартам. Порядок
ведения указанного реестра и пользования им устанавливает Госстандарт России.
4. В
соответствии с настоящим Законом государственные стандарты и общероссийские
классификаторы технико-экономической информации принимает Госстандарт России, а
в области строительства и промышленности строительных материалов —
Государственный комитет Российской Федерации по вопросам архитектуры и
строительства (Госстрой России).
Государственные
стандарты вводятся в действие после их государственной регистрации в
Госстандарте России.
5. Порядок
разработки, принятия, введения в действие, применения и ведения общероссийских классификаторов
технико-экономической информации устанавливает Госстандарт России.
О ЗНАМЕНИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЗНАМЕНИ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА, ЗНАМЕНАХ ИНЫХ ВИДОВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(в ред. Федеральных законов , , , , , )
Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года
Настоящим Федеральным законом устанавливаются знамя Вооруженных Сил Российской Федерации, знамя Военно-Морского Флота, знамена иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов , )
Статья 1.
Знамя Вооруженных Сил Российской Федерации, знамя Военно-Морского Флота, знамена иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации являются официальными символами и воинскими реликвиями Вооруженных Сил Российской Федерации, Военно-Морского Флота, иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов , )
Статья 2.
Знамя Вооруженных Сил Российской Федерации состоит из двустороннего полотнища, древка с навершием, со скобой и с подтоком. Полотнище знамени прямоугольное, красного цвета, с каймой красного цвета. Полотнище знамени и кайма обшиты золотистой тесьмой.
На лицевой стороне полотнища, в центре, — главная фигура Государственного герба Российской Федерации: золотой двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного дракона, опрокинутого навзничь и попранного конем. В каждом углу полотнища — золотистая контурная пятилучевая звезда. В кайме — золотистый плетеный орнамент.
На оборотной стороне полотнища, в центре, — военный геральдический знак — эмблема Вооруженных Сил Российской Федерации: золотой двуглавый орел с распростертыми крыльями. В правой лапе орла — меч, в левой — лавровый венок. На груди орла — щит, увенчанный короной. На щите, на красном поле, — всадник, поражающий копьем дракона. В каждом углу полотнища — золотистая контурная пятилучевая звезда. В кайме — золотистый плетеный орнамент. В верхней части каймы орнамент прерывается надписью: «ОТЕЧЕСТВО», в нижней части каймы — «ДОЛГ ЧЕСТЬ». Надписи выполнены золотистыми буквами, стилизованными под старославянский шрифт.
Ширина полотнища 130 сантиметров, длина 170 сантиметров, с запасом для крепления к древку, изготовленным из ткани красного цвета.
Многоцветный рисунок знамени Вооруженных Сил Российской Федерации помещен в приложении 1 к настоящему Федеральному закону. (в ред. Федерального закона )
Статья 3.
Знамя Военно-Морского Флота состоит из двустороннего полотнища, древка с навершием, со скобой и с подтоком. Полотнищем знамени Военно-Морского Флота является Военно-Морской флаг Российской Федерации, представляющий собой белое прямоугольное полотнище, пересеченное синим диагональным (Андреевским) крестом. Отношение ширины флага к его длине 2 : 3. Отношение ширины концов креста к длине флага 1 : 10.
Многоцветный рисунок знамени Военно-Морского Флота помещен в приложении 2 к настоящему Федеральному закону.
Статья 4.
Знамя Вооруженных Сил Российской Федерации и знамя Военно-Морского Флота вручаются Президентом Российской Федерации и хранятся соответственно в Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации и Главном штабе Военно-Морского Флота.
Знамя Вооруженных Сил Российской Федерации и знамя Военно-Морского Флота официально используются в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.
Статья 5.
Положения о знаменах видов Вооруженных Сил Российской Федерации (кроме Военно-Морского Флота), их описания и рисунки утверждаются Президентом Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов , )
Статья 6.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В. ПУТИН
Москва, Кремль
29 декабря 2000 года
N 162-ФЗ
Приложение 1 к Федеральному закону от 29 декабря 2000 г. N 162-ФЗ «О знамени Вооруженных Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил Российской Федерации и знаменах других войск»
Статья 16. Стимулирование применения государственных стандартов
1. Государство
гарантирует экономическую поддержку и стимулирование субъектов хозяйственной
деятельности, которые производят продукцию (оказывают услуги), маркированную
знаком соответствия государственным стандартам, в том числе государственным
стандартам с предварительными требованиями на перспективу, опережающими
возможности традиционных технологий.
2. Меры
экономической поддержки и стимулирования субъектов хозяйственной деятельности,
осуществляющих производство продукции (оказывающих услуги) в соответствии с
пунктом 1 настоящей статьи и получивших лицензии на маркирование продукции
(услуг) знаком соответствия государственным стандартам, определяются в порядке
и на условиях, установленных законодательными актами Российской Федерации.
Президент
Российской ФедерацииБ. Ельцин
Москва, Дом Советов
России
10 июня 1993
года
Последние поправки, внесенные в закон о стандартизации
С точки зрения юрисдикции закон о стандартизации является технически доработанным и оптимальным по содержанию документом. Его структура не подвергалась многочисленным доработкам. Поправки в законе появились только в 2016 году, в апреле и июле. Июльская редакция закона (3.07.2016) содержит несколько изменений, главные из которых затронули статью четвертую на основе ФЗ 296.
Измененная версия ст. 4 гл. 1
Отражает свод ключевых тезисов текущего ФЗ. Обосновывается свобода в принципе применения документов, касающихся стандартизации в целом. Утверждается обязательность в использовании документации, которая затрагивает оборонные и стратегические объекты, а также продукцию сферы атомной энергии. Оговаривается, что терминология и комплекс характеристик и норм, которые используются в тематической отечественной документации, должны соответствовать современным инновациям, в том числе и зарубежной практике. Процесс разрабатывания и подготовки документации национальной системы стандартизации должен быть открытым для доступа, соблюдается принцип толерантности, свободы выражения мнений.
В документации также фиксируются положения, помогающие контролировать выполнение основных пунктов. Особо выделен тезис о том, что национальные стандарты не могут противоречить друг другу. Содержание документации о стандартизации обязано коррелировать со сводом актуальных технических регламентов, находящихся в ходу в РФ. Весь процесс, затрагивающий оборот документов по стандартизации, начиная от этапа создания и заканчивая возможной отменой, унифицируется. Вся информация, содержащаяся в документации, должна быть доступной. Исключение составляют данные по стандартизации, относящиеся к засекреченным или ограниченным для доступа в соответствии с законодательством.
Поправки в ст. 14
Перечисляет входящие в систему стандартизации документы, а именно:
- законодательные акты национального уровня;
- систематизированные перечни, общие для Российской Федерации;
- документы с техническими требованиями и стандартами для организаций;
- процедура по внедрению стандартизации;
- свод правил и законодательных актов для специализированных объектов стандартизации (оборонные заведения, секретное производство и пр.).
Данные изменения не относятся к последней редакции.
Актуальная версия ст. 29
Описание основ деятельности Федерального информационного фонда стандартов, подведомственного правительству России. В его фундаментальные задачи входит порядок учета и сохранности документов, включая утратившие силу акты. В случае соответствующего запроса фонд регулирует процесс обмена документами стандартизации с интернациональными организациями. Строго контролируется процедура выдачи актов гражданским лицам и учреждениям. Описанные изменения не входят в последнюю редакцию.
Скачать текст 162 ФЗ о стандартизации в последней редакции
Для юрисдикции не существует плохих или хороших стандартов. Принятая и утвержденная законодательством система стандартизации является обязательной для исполнения. Незнание ее основ может негативно сказаться на производителях продукции разных видов. В свою очередь, рядовые граждане, изучив главные принципы закона, могут составлять свое мнение о качестве приобретаемых товаров или услуг.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43