Оглавление
Другой комментарий к Ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Объективная сторона воспрепятствования законной предпринимательской или иной деятельности описана в законе с помощью пяти альтернативных действий и двух форм бездействия должностного лица.
2. К числу действий закон относит:
1) неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица. Отказ на законных основаниях возможен в случаях (см. ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»): а) непредставления заявителем необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна; г) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; д) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества и т.д.;
2) неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на право осуществления определенной деятельности. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установил перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется разрешение (лицензия), порядок лицензирования, сроки (5 дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами), а также закрепил в п. 7 ст. 14 основания для законного отказа в выдаче лицензии. К ним относятся: а) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; б) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; в) наличие в отношении соискателя лицензии решения об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности;
3) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы означает дискриминационный подход к различным субъектам экономической деятельности. Оно может выражаться, например, в запрете выдачи лицензий на определенный вид деятельности всем, за исключением муниципальных унитарных предприятий, и т.д.;
4) ограничение самостоятельности либо 5) иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Закон не конкретизирует виды вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица. Следовательно, они могут быть любыми, но обязательно не основанными на действующем законе. Например, запрет на заключение с определенными предпринимателями договоров на реализацию товаров, установление предельного объема производства или сбыта продукции, принуждение к назначению определенных лиц на различные должности и т.д.
3. К числу бездействий закон относит: уклонение от государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица или от выдачи специального разрешения (лицензии). В этих формах преступление будет считаться оконченным с момента истечения сроков, установленных для регистрации или выдачи лицензии при условии наличия законных оснований для совершения этих действий.
4. Обязательным признаком объективной стороны выступает способ — использование должностным лицом своего служебного положения, т.е. тех полномочий, а также авторитета, которыми лицо обладает в силу занимаемой должности, для совершения преступления.
5. Если воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжается после судебного решения, определившего неправомерность действий должностного лица (ч. 2 ст. 169 УК РФ), то субъектом преступления может быть и другое должностное лицо; необходимо лишь, чтобы оно знало о наличии соответствующего судебного решения, вступившего в законную силу.
6. Крупный размер ущерба выражается как в виде реального материального ущерба, так и главным образом в виде упущенной выгоды. В сумме он должен превышать 1,5 млн. руб.
7
Вина должностного лица по отношению к причиненному его действиями ущербу может быть как умышленной, так и неосторожной
Ситуация 1. Контракт за «откат»
Система заключения соглашений за так называемый «откат», то есть личное вознаграждение представителя контрагента, существует в российском бизнесе с момента его появления. Не избежала этого и сфера госзаказа. Уголовная ответственность за такое преступление предусмотрена статья 290 «Получение взятки».
Пример — уголовное дело в отношении главврача родильного дома в г. Ухта Республики Коми. В течение нескольких лет он обеспечивал заключение подведомственным ему лечебным заведением контрактов на поставку лекарственных средств и медизделий с группой из нескольких поставщиков. Было доказано, что в качестве благодарности компании перечисляли главврачу денежные средства на счета третьих лиц.
К слову, взятка не обязательно должна быть в форме денежных средств. Это может быть предоставление каких-то иных благ или преференций.
Ситуация 2. Удовлетворение личных нужд за бюджетные деньги
Довольно часто на практике можно столкнуться с ситуациями, когда руководитель или иное уполномоченное лицо заказчика превышает свои должностные полномочия или злоупотребляет ими. Например, понуждает сотрудников без необходимости приобретать путем закупки имущество, которое потом используется в личных целях руководства.
Примером может служить дело, фигурантом которого стал бывший руководитель Государственного бюджетного научного учреждения «ГНТЦ Наука». Прокуратура заподозрила его в том, что он дал распоряжение уполномоченным сотрудникам путем неконкурентной закупки приобрести оргтехнику стоимостью примерно полмиллиона рублей. Через год после приобретения эта техника была списана и по фиктивным документам утилизирована.
Также итогом подобных преступлений может быть возбуждение уголовного дела по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Примером является дело в отношении должностных лиц администрации одного из городских поселений Ростовской области. Следствие придерживается такой версии: подозреваемые помогли знакомому предпринимателю получить контракт на поставку, монтаж и пусконаладку системы видеонаблюдения. Инцидент произошел в апреле 2021 года, и дело пока находится в процессе производства.
Комментарий к ст. 169 УК РФ
1. Содержание терминов «индивидуальный предприниматель» и «юридическое лицо» раскрывается в ГК (ст. ст. 23, 48 и др.). О предпринимательской деятельности и лицензировании см. коммент. к ст. 171.
2. Для определения того, что следует считать воспрепятствованием в осуществлении законной предпринимательской деятельности в определенных в комментируемой статье формах, необходимо прежде всего установить, каков порядок регистрации и выдачи специальных разрешений, а также основания и порядок правомерного отказа в регистрации либо выдаче специального разрешения. Положения, в общем и конкретно определяющие процедуру регистрации, выдачи разрешений, включая и отказ в удовлетворении соответствующих просьб, содержатся, в частности, в ГК, Федеральных законах от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 29.12.2012), от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011), от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 29.12.2012), от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 28.07.2012), а также в многочисленных актах органов исполнительной власти.
3. Отказ в удовлетворении законных требований о регистрации и т.д. состоит в информировании обратившегося с просьбой лица о состоявшемся официальном решении. С вынесением соответствующего решения и принятием предусмотренных мер по доведению до сведения заявителя о данном решении связан в данном случае момент окончания преступления. Отказ должен быть окончательным. Неправомерным следует считать отказ в нарушение положений вышеупомянутых нормативных актов, касающихся оснований для отказа в регистрации либо выдаче специального разрешения.
4. Уклонение в отличие от отказа может выражаться в любых действиях (не только в бездействии), направленных на несоблюдение требований нормативных актов о выдаче регистрационного свидетельства либо лицензии. Фактически речь, как правило, идет об умышленном затягивании установленных сроков регистрации либо выдачи специального разрешения. Преступление в этом случае является оконченным в момент совершения конкретных действий либо окончания срока, в течение которого действия должны были быть совершены, при том что в последнем случае совершению действий объективно ничего не препятствовало.
5. Ответственность предусмотрена и за иные формы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. Указанная формулировка предусматривает настолько широкий круг возможных правонарушений в самых разнообразных формах, насколько широк перечень прав, предоставленных законодательством лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В частности, в последнее время начинает складываться практика осуждения по ч. 1 комментируемой статьи глав муниципальных образований за то, что они под угрозой проведения необоснованных проверок принуждали предпринимателей к непредусмотренному законодательством перечислению средств в специально созданные местные фонды, имущество которых использовалось для проведения различных празднований, встреч комиссий и т.п.
6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
8. По ч. 2 комментируемой статьи следует квалифицировать действия, заключающиеся в продолжении воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, например, в форме незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица независимо от того, на основании какого материального закона было принято судом решение о незаконности действий должностного лица.
9. К крупному ущербу, причиненному воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности, следует относить не только реальный материальный ущерб, но и упущенную выгоду (ст. 15 ГК), исчисляемую с учетом приводимых потерпевшими расчетов.
Кто такие субъекты предпринимательской деятельности
Деятельность, представленная как предпринимательство, охарактеризована в Гражданском кодексе. Она представляет действия индивидуального характера, выполняемые с целью получения дохода лицами, официально зарегистрированными в инспекции. В России регистрацию проводят органы, именующиеся исполнительной властью Российской Федерации. Желающим открыть ИП, создать коммерческую организацию, компанию, фирму дано право начать вести бизнес только после того, как их предпринимательская деятельность прошла регистрацию.
Лицензирование предпринимательской деятельности — порядок процедуры
Соответственно субъектами предпринимательской деятельности являются упомянутые физические и юридические лица. Те, кто, базируясь на постоянной профессиональной основе, занимается предпринимательством.
Важно! Зарегистрировать своё дело необходимо в срок, ограниченный 5-ю рабочими днями. Отсчёт начинается со дня, когда все необходимые документы сданы в инспекцию
Указанные субъекты закон наделяет правами и обязанностями, предоставляет им определённую хозяйственную компетенцию. Им предоставлено право обособленно распоряжаться имуществом, которое необходимо им для ведения предпринимательской деятельности. Их регистрация должна проводиться в установленном порядке. Данная процедура, отметим это повторно, наделяет их правами, а также обязанностями вести дела от собственного имени, проводить различные хозяйственные, финансовые операции в законодательно защищённых рамках.
Понятие вида субъекта представляющего предпринимательскую деятельность относят к следующим категориям:
- к ИП — физическим лицам, прошедшим регистрацию в соответствующей форме, осуществляющим предпринимательские действия, не образуя юридические лица;
- к товариществам и обществам, проводящим хозяйственную деятельность — коммерческим организациям, созданным на основании разделения финансовых долей (вкладов) со стороны учредителей, имеющим общий уставной капитал;
- к акционерным обществам с уставным капиталом, разделённым на акции участников соответствующих акционерных обществ;
- к унитарным предприятиям, признанным коммерческими организациями, не наделенными со стороны собственника правами распоряжаться закрепленным за ними имуществом.
Субъекты предпринимательства
Вопросы по нюансам положений ст. 169 ТК
Как наниматель и переезжающий сотрудник конкретизируют характеристики компенсационных выплат, указанных в этой статье?
Их размеры, как и другие параметры, заранее согласовываются сторонами и формализуются соглашением в письменном формате. Помимо прямо указанных в ст. 169 выплат, нанимателем в этом соглашении могут быть указаны и другие платежи сотруднику: на оформление дополнительных документов, единовременное пособие на переезд и т.д.
Если точная величина компенсационных выплат не может быть заранее установлена, то переезжающему сотруднику допускается выплата определённой суммы в виде аванса. Также необходимо упомянуть, что законодательством не указаны минимальные размеры рассматриваемых в статье компенсационных выплат.
Каким законодательством регулируется компенсация за переезд для служащих федеральных госструктур?
Основным нормативным источником по данному вопросу выступает Постановление Правительства № 187 от 02.04.03, где прописаны условия этих выплат и их величина. Но его положения применяются не ко всем служащим федеральных госорганов: могут быть и отдельные категории, для которых параметры этих выплат могут отличаться, как это указано, к примеру, в ст. 326 ТК для категории госслужащих, переезжающих на северные территории. Что касается служащих региональных и местных органов власти, то для них величина выплат на переезд устанавливается на основе соответствующих постановлений местных правительств и муниципальных структур. Причём эта величина может быть даже больше, чем для федеральных госслужащих.
Существуют также постановления отраслевого характера, регулирующие отдельные вопросы компенсационных выплат при переезде. Так, для сотрудников силовых ведомств в п. 12 Постановления Правительства № 949 от 29.12.07 указана их величина в случае направления за рубеж.
Комментарии к статье № 169.
1. Объектом таких экономических преступлений, предусмотренных статьей № 169 УК РФ, законодательством признаются отношения в обществе, осуществляемые в области экономики в сфере предпринимательства, и другой деятельности.
2. Объективной стороной преступного деяния признается действие, или бездействие обвиняемого лица. Действие-незаконный отказ совершить нужное действие. Отказ бывает законным, если:
- нет документов;
- отправка документации осуществилась в не соответствующие требованиям о регистрации органы;
- имеет место неверная форма направляемых документов.
3. В статье есть упоминание об отказе выдавать лицензию на определенную деятельность. Здесь существует возможность применить ссылку на Федеральный закон, регламентирующий порядок лицензирования. Законом установлены формы деятельности. Их осуществление требует наличия лицензии, которая выдается после предоставления документов и заявления от заинтересованного лица. Сроки выдачи соответствующего разрешения-около пяти дней с даты подачи заявления.
4. Упомянутое в 169-й статье УК РФ нарушение прав индивидуальных предпринимателей обозначает дискриминацию. Такие действия по дискриминации могут быть выражены, например, запретом выдачи лицензии на конкретные виды предпринимательской деятельности определенным лицам.
5. Уголовный Кодекс России расценивает такие преступные деяния как достаточно легкую форму преступлений. Но, тем не менее, сложно переоценить опасность этих правонарушений для общества, и противодействие нормам Конституции РФ. Потому что Конституция гарантирует свободную экономическую зону, беспрепятственный обмен товарами и финансовыми средствами, и беспрепятственное предоставление услуг.
Актуальные вопросы по вакцинации от коронавируса (covid-19):
Как законно отказаться от вакцинации коронавируса
Что будет с теми кто откажется от вакцинации от коронавируса
Гороскоп по знакам зодиака на март 2021 года
Лунный посевной календарь на март 2021
Лунный календарь стрижек на март 2021
Лунный календарь маникюра на март 2021
Статья 169 УК РФ воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности
Преследованию подлежат должностные лица государственных контролирующих структур за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.
Законодатель чётко разграничивает деяния, которые обычно признаются преступным посягательствам на права и свободы предпринимателей:
- Отказывают регистрировать юридическое лицо, когда такой отказ не подкреплён нормативным правовым обоснованием.
- Затягивание проведения вышеописанной процедуры.
- Невыдача разрешительных документов на осуществление лицензируемых разновидностей деятельности, равно как и препятствование в оформлении бумаг.
- Любые ограничительные действия в отношении коммерческих предприятий одной из организационно-правовой формы (ИП, ООО, ПАО, ЗАО).
- Притеснение самостоятельности такого субъекта гражданского оборота или вымешивание в его работу.
Для квалификации посягательства по 169 статье УК РФ предусматривается особый вид нарушителя – чиновник. Субъективной стороной является служебное положение, в рамках которого проявляются манипуляции по ограничению прав предпринимателей.
Когда коммерческое предприятие обращается в суд для восстановления своего права и выигрывает дело, но должностные лица продолжают «травлю», то можно говорить о квалифицированном составе по части 2 рассматриваемой статьи. Здесь же предусматривается, что действия должностного лица могут иметь крупный ущерб для предпринимателя.
В 2003 году был восполнен пробел уголовного законодательства в части определения величины материального урона, и по составу препятствование предпринимательской деятельности в статью УК РФ было внесено примечание. Обозначено, что крупным размером признаются материальные потери, выраженные в полутора миллионах рублей.
Наказание, которое грозит нарушителю по ч.1 ст. 169 предусматривает:
- штрафные санкции в диапазоне 250 000 – 500 000 рублей с возможностью замены на размер зарплаты преступника за полтора года;
- недопущение нарушителя к занятию определёнными разновидностями деятельности или нахождению на должностях в течение 3 лет после приговора суда с одновременной оплатой штрафных санкций в размере не более 80 000 рублей или замена на размер дохода в течение полугода;
- осуждение к обязательным работам на срок 15 суток (360 ч.).
Когда квалифицируют нарушение уголовного закона по ч. 2 ст. 169, вменяют одно из следующих наказаний:
Не допускается занимать должности не менее 3, но и не более 5 лет с момент вступления приговора в силу с одновременной оплатой штрафа, не превышающего 250 000 рублей либо с заменой материального наказания на размер дохода за последние 12 месяцев:
- Могут быть назначены обязательные или принудительные работы на 480 ч. и 2 года соответственно.
- Нарушителя могут ограничить в свободе (арестовать) на 6 месяцев.
- Назначается и лишение свободы не более чем на 3 года (минимального порога осуждения не предусматривается).
Таким образом, квалифицированный состав, который несёт существенные материальные лишения для предпринимательства выражается серьёзной ответственностью для клерка.
Ст. 169 УК РФ с комментариями
289, ч.1 ст. 169 УК РФ. Следствием и судом установлено, что в 2009 году гр.М. и гр.К., являясь должностными лицами Администрации города Кургана, создали коммерческую организацию в целях оказания услуг по содержанию и обслуживанию многоквартирных жилых домов — ООО УК «Престиж-Курган», и в дальнейшем, покровительствуя деятельности данной организации, для обеспечения ее стабильной работы и извлечения прибыли от ее деятельности, используя свое должностное положение, предоставляли ей льготы и преимущества. Кроме того, гр.М. признана виновной в том, что получив отказ от других учредителей в выплате части прибыли от деятельности управляющей компании, в сентябре 2010 года организовала приостановление выпуска «единой квитанции» для ООО УК «Престиж-Курган», поставив под угрозу подготовку обслуживаемых домов к отопительному сезону. Приговором суда гр.К. назначено наказание в виде штрафа в размере 50 тысяч рублей, а также лишения права занимать должности муниципальной и государственной службы на срок 3 года 6 месяцев; гр.М. назначено наказание в виде штрафа в размере 70 тысяч рублей и лишения права занимать должности муниципальной и государственной службы на срок 4 года.
_________________________ URL: http://kurgan.sledcom.ru/news/detail.php?news=9914.
Консультации и комментарии юристов по ст 169 УК РФ
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
СТ УК РФ
Раздел 1. УГОЛОВНЫЙ ЗАКОНРаздел 2. ПРЕСТУПЛЕНИЕ
Раздел 3. НАКАЗАНИЕРаздел 4. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОТ НАКАЗАНИЯРаздел 5. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХРаздел 6. ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРАРаздел 7. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЛИЧНОСТИРаздел 8. ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИРаздел 9. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКАРаздел 10. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИРаздел 11. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫРаздел 12. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
2011-2012г.
Другой комментарий к ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации
Давая другое разъяснение к статье, следует выделить особый объект преступного посягательства – предпринимательская деятельность, которая должна вестись в соответствии с установленным законным порядком.
В Конституции, равно как и в гражданском законодательстве закреплено право на «использование способностей индивида, равно как и его имущества для ведения предпринимательства или иной законной экономической деятельности». При этом в ГК РФ говориться о том, что предприниматель является средним звеном между гражданином и компанией, поскольку ему приходится полагаться только на свои силы, навыки и умения для выстраивания экономически выгодной модели ведения бизнеса. Для этого государство стремится создать условия минимального вторжения в дела такого субъекта. Если проверка проводится, то цель одна – осуществить контроль над соблюдением законных требований, предъявляемых к конкретным действиям и не нарушения прав потребителей и других участников рынка (ограничение конкуренции).
По смыслу статьи 169 УК РФ, привлекать к ответственности по рассмотренным выше основаниям могут только за ущемления лиц, извлекающих из своей деятельности прибыль. К некоммерческим организациям такой состав преступления не относится.
Во время расследования преступления отмечается, что мотивы и цель преступления могут быть отличными от извлечения материальной выгоды (взяточничества), но это не имеет существенного значения для выводов о виновности. Отмечено, что даже личная неприязнь будет провоцировать использование служебного положения для совершения противоправного деяния.
В отношении субъекта необходимо упомянуть об одном важном нюансе. Возраст, с которого может наступить ответственность по рассматриваемому составу – 16 лет. Но известно, что для включения в резерв кадровой службы на муниципальные или государственные должности должна наступить полная дееспособность по возрасту, а для некоторых должностей есть возрастной ценз для заключения контракта
Но известно, что для включения в резерв кадровой службы на муниципальные или государственные должности должна наступить полная дееспособность по возрасту, а для некоторых должностей есть возрастной ценз для заключения контракта.
Отдельно пару слов следует сказать о том, как высчитывается сумма крупного ущерба, предусмотренная примечанием к статье УК РФ. В соответствии с нормами гражданского законодательства материальные потери могут быть выражены прямо – неполучение прибыли, оплата аренды помещения без ведения деятельности, а также косвенно – через упущенную выгоду от отсутствия движений капиталов, повышение цен на расходные материалы или себестоимости продукции.
Комментарий к статье 169 ТК РФ
1. Расходы, возникающие при переезде в другую местность, компенсируются работнику в том случае, если имела место предварительная договоренность о переезде между работником и работодателем. В этом случае работодатель обязан возместить работнику понесенные им в связи с переездом расходы. Порядок возмещения расходов и возмещаемая сумма определяются соглашением сторон трудового договора. Минимальные размеры компенсации не установлены.
2. Комментируемая статья предусматривает возмещение работнику в связи с переездом двух видов расходов — собственно на переезд и на обустройство на новом месте. Поскольку ст. 169 ТК не упоминает выплату единовременного пособия работнику и членам его семьи, а также заработной платы за дни сбора в дорогу и обустройства на новом месте, эти суммы возмещаются только по соглашению сторон трудового договора.
3. Возмещение расходов по переезду может быть связано:
а) с переводом работника на работу в другую местность;
б) с приемом на работу в организацию, расположенную в другой местности;
в) с переводом организации, с которой у работника заключен трудовой договор, в другую местность.
4. Порядок и размеры возмещения расходов при переезде на работу в другую местность работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений определены Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 187. Им компенсируются:
а) расходы по переезду работника и членов его семьи по фактически понесенным расходам, но в пределах, установленных подп. «а» п. 1 указанного Постановления;
б) расходы по провозу имущества в количестве до 500 кг на работника и до 150 кг на каждого переезжающего члена его семьи — в размере фактических расходов, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозки грузов (грузобагажа) железнодорожным транспортом;
в) расходы по обустройству на новом месте жительства: на работника — в размере месячного должностного оклада (месячной тарифной ставки) по новому месту его работы и на каждого переезжающего члена его семьи — в размере 1/4 должностного оклада (1/4 месячной тарифной ставки) по новому месту работы работника;
г) суточные работнику в размере 100 руб. за каждый день нахождения в пути следования к новому месту работы.
К членам семьи работника, расходы по проезду которых компенсируются, относятся муж, жена, а также дети и родители обоих супругов, находящиеся на иждивении этого работника и проживающие вместе с ним.
5. Работник обязан вернуть полностью средства, выплаченные ему в связи с переездом на работу в другую местность, в следующих случаях:
а) если он не явился на работу или отказался приступить к работе без уважительной причины;
б) если он до окончания срока работы, обусловленного при переводе, направлении или приеме на работу, а при отсутствии определенного срока — до истечения одного года работы уволился по собственному желанию без уважительной причины или был уволен за виновные действия, которые в соответствии с законодательством явились основанием прекращения трудового договора.
Работник, который не явился на работу или отказался приступить к работе по уважительной причине, обязан вернуть выплаченные ему средства за вычетом уже понесенных путевых расходов.