Федеральный закон «об иностранных инвестициях в российской федерации» от 09.07.1999 n 160-фз ст 21 (ред. от 02.07.2021)

Правовые гарантии для иностранных инвестиций

Естественно, что ни один инвестор не будет вкладывать деньги в государство, которое не сможет гарантировать ему юридическую поддержку такой деятельности. Инвестор, осуществляющий портфельные инвестиции, кредитующий компании другой страны или покупающий контрольный пакет ее акций, преследует единственную цель — получить прибыль. Сделать это можно только при уверенности в том, что свои средства он сможет беспрепятственно и в любой момент вывести из другой страны. То есть государство должно ему это гарантировать и законодательно закрепить такую возможность. Никто не будет вкладывать свои деньги в экономику страны с нестабильным политическим режимом, в котором законы не соблюдаются.

Вот поэтому для привлечения иностранных инвестиций разные страны разрабатывают законы, которыми гарантируют безопасность средств иностранных инвесторов. В нашей стране об этом говорится в уже упомянутом Федеральном Законе, а также других законодательных актах, в том числе и в указах Президента РФ. В частности, наша страна гарантирует беспрепятственный вывод иностранных инвестиций после оплаты инвесторами всех установленных налогов и сборов в той валюте, в которой эти инвестиции совершались.

Наличие государственных гарантий беспрепятственного вывода инвестиций и полученной прибыли из страны, в которую они вводились, является одним из главных факторов привлечения иностранных финансовых потоков.

Подводя итоги нашему разговору про иностранные инвестиции можно отметить, что сегодня их использование является объективной необходимостью для любого государства. Они позволяют решить целый ряд задач, обусловленных глобализацией и интернационализацией мировой экономики. Иностранные инвестиции создают условия в государстве, куда они приходят, от которых выигрывает не только сам инвестор, но и все участники этого процесса. Благодаря развитию производства и повышению конкурентоспособности национальных товаров, прибыль получает и само государство. Именно поэтому страны заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, для чего создают привлекательные для инвесторов из-за рубежа условия.

Профессиональный инвестор с опытом работы 5 лет с разными финансовыми инструментами, ведет свой блог и консультирует вкладчиков. Собственные эффективные методики и информационное сопровождение инвестиций.

Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 160-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» (не вступил в силу)

28 июня 2018

Принят Государственной Думой 5 июня 2018 года

Одобрен Советом Федерации 20 июня 2018 года

Внести в Федеральный закон от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 1, ст. 41; 2016, N 27, ст. 4298) следующие изменения:

1) статью 3 дополнить пунктами 18 и 19 следующего содержания:

«18) технологическая инфраструктура — совокупность объектов недвижимого имущества и оборудования, необходимых для осуществления научно-технической деятельности или инновационной деятельности;

19) промышленный технопарк — объекты промышленной инфраструктуры и технологической инфраструктуры, предназначенные для осуществления субъектами деятельности в сфере промышленности промышленного производства, и (или) научно-технической деятельности, и (или) инновационной деятельности в целях освоения производства промышленной продукции и коммерциализации полученных научно-технических результатов и управляемые управляющей компанией — коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;

2) в статье 6:

а) пункт 5 части 1 после слов «индустриальных (промышленных) парков,» дополнить словами «промышленным технопаркам, управляющим компаниям промышленных технопарков,»;

б) пункт 4 части 3 после слов «индустриальных (промышленных) парков» дополнить словами «и промышленных технопарков»;

3) пункт 5 части 1 статьи 7 после слов «управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков,» дополнить словами «промышленным технопаркам, управляющим компаниям промышленных технопарков,»;

4) в части 4 статьи 19 слово «осуществляется» заменить словом «осуществляются»;

5) дополнить статьей 19.1 следующего содержания:

«Статья 19.1. Промышленные технопарки

1. Применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, к управляющей компании промышленного технопарка и субъектам деятельности в сфере промышленности, использующим объекты технологической инфраструктуры и промышленной инфраструктуры, находящиеся в составе промышленного технопарка, осуществляется при условии соответствия промышленного технопарка и его управляющей компании требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

2. Подтверждение соответствия промышленного технопарка и управляющей компании промышленного технопарка требованиям, установленным Правительством Российской Федерации к промышленному технопарку и управляющей компании промышленного технопарка, осуществляется уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, к управляющей компании промышленного технопарка и субъектам деятельности в сфере промышленности, использующим объекты технологической инфраструктуры и промышленной инфраструктуры, находящиеся в составе промышленного технопарка, осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в случае соответствия промышленного технопарка и управляющей компании промышленного технопарка требованиям, установленным в соответствии с настоящей статьи, и дополнительным требованиям в случае их установления субъектами Российской Федерации в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

4. Создание новых и развитие существующих промышленных технопарков на территориях субъектов Российской Федерации осуществляются с учетом стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также схем территориального планирования Российской Федерации и схем территориального планирования субъектов Российской Федерации.».

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

27 июня 2018 года

№ 160-ФЗ

Привлечение иностранных инвестиций в Российскую Федерацию

Наиболее предпочтительным способом использования иностранного капитала для России является привлечение прямых иностранных инвестиций. Их преимущество в том, что они не требуют возврата. Если объект вложения не гарантирует прибыли, то растет заинтересованность инвестора в развитии компании.

Основные направления развития привлекательности России для иностранных инвесторов:

  • Снижение уровня инфляции.
  • Укрепление финансового положения российских предприятий.
  • Развитие системы гарантий и защиты собственности инвесторов.
  • Контроль за использованием амортизационных отчислений.
  • Формирование системы налогового стимулирования, для чего снижается налоговое бремя инвестора.
  • Разработка механизмов господдержки инвестиционных проектов.

Об иностранных инвестициях в Российской Федерации

Иностранные инвестиции в России регулируются одноименным федеральным законом, который был принят почти 20 лет назад, в 1999 году. В нем содержатся юридические гарантии сохранения и беспрепятственного вывода финансовых средств зарубежными инвесторами. Кроме того, закон предусматривает отдельные условия для вложения в некоторые сектора экономики, например, нефтегазовую отрасль, банковский сектор и т.д. Причем, нужно заметить, что такая практика существует и в других странах, где государство также ограничивает зарубежные инвестиции в ключевые отрасли национальной экономики.

Еще одной особенностью нашей страны является то, что даже кредиты, которые получены отечественными компаниями от зарубежных финансовых организаций, также считаются иностранными инвестициями. Причем доля именно таких инвестиций сегодня составляет более 90%. Хуже всего, что большинство таких кредитов — краткосрочные и срок их выплаты составляет менее года. Около 9% всех получаемых из-за рубежа кредитов приходится на прямые иностранные инвестиции, и менее процента — портфельные. Основными экономическими сферами, куда зарубежные инвесторы стремятся вкладывать свои деньги в российскую экономику являются информационные технологии и финансовый сектор. Причем эти отрасли в числе лидеров по привлечению иностранного капитала и в других странах.

Права и гарантии: особенности работы с иностранными вкладчиками

Стандарты ФЗ«Об иностранных инвестициях» декларируют права владельцев инвестиций, компаний зарубежных вкладчиков, пользователей доходной части. Отмечено, зарубежный представитель может рассчитывать на равные с отечественными фирмами условия. Исключения из общего правила оговорены отдельно.

Различия структур и общие правила ФЗ для иностранных контрагентов

Акт ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» декларирует различия в правах между инвесторами, их филиалами, дочерними компаниями. Такой подход ФЗ объясняется тем, что организации разной формы имеют отличающиеся уровни ответственности. Об этом говорится в четвертой статье акта. Далее, для инвесторов устанавливаются общие гарантии.

Положения ФЗ об иностранных вкладах гласят:

  1. Ограничительные изъятия по ФЗ допустимы в интересах защиты конституционного порядка, безопасности, а также обороны России. Либо же имеют цели оберегания нравственности, правовых интересов граждан и их здоровья.
  2. Иностранный инвестор, работающий на коммерческой основе, отвечает по принятым обязательствам, может осуществлять деятельность через дочерние структуры или представительство. Указанные подразделения должны иметь аккредитацию установленного стандарта.
  3. Филиалы фирмы с зарубежными фининвестициями не вправе пользоваться особыми режимами по защите, льготам или гарантиям. Зато это вправе получать вкладчик, участвующий в УК.
  4. Компания РФ по ФЗ облекается особым статусом, когда официально принимает инвестора.
  5. Владелец инвестиций вправе делегировать свои юрправа и обязанности иному лицу в рамках, установленных ГК РФ. Кроме этого, передача прав становится обязанностью, если такое решение вынес суд.
  6. В том случае, когда зарубежная юрисдикция оплачивает гарантии, адресованные владельцу иностранных инвестиций и эта юрисдикция получает права вкладчика, то уступка такого требования отвечает ноте закона.
  7. Имущество вкладчика по ФЗ недопустимо изымать принудительно, если только момент не оговорён в контракте или законодательном акте.
  8. Реквизиция, а также национализация сопровождается компенсацией владельцу инвестиций стоимости имущества. Когда обстоятельства изменяются, вкладчик по суду вправе добиться возврата. Тогда он должен будет вернуть компенсацию за имущество.

Стабильность и санкции для иностранных участников

Гарантиям посвящено большое число статей Закона 160 ФЗ (в частности, это также шестая и девятая). Серьёзный подход говорит о заинтересованности государства в привлечении в страну реальных инвестиций. Но России нужны серьёзные международные игроки. Поэтому здесь же указывается и на санкции, которые будут применены в случае нарушений.

Иностранному капиталу необходимо знать:

В том случае, когда на иностранный капитал растёт налоговая нагрузка (из-за изменения законов, повышения сборов), инвестор по ФЗ вправе рассчитывать на работу по критериям, существовавшим ранее. Его деятельность при этом должна быть признана целевой, направленной на приоритетные бизнес-проекты.
Стабильность гарантируется на время пока инвестпроект окупается. Но этот период ограничен семью годами с момента финансирования. Дифференцировать временной лимит имеет право Правительство РФ.
Семилетний срок продлевается ФЗ в исключительных обстоятельствах. Это возможно в рамках крупных производственных и логистических бизнес-проектов
Правительство оценивает работу владельца инвестиций, основываясь на анализе поступления взносов федуровня, действующего режима ограничений.
Также оно утверждает порядок работы с первоочередными инвестпроектами, начиная с их регистрации; контролирует их исполнение, соблюдение установленных сроков.
Неисполнение иностранным участником рынка обязательств по инвестициям влечёт санкцию в виде лишения льгот. Более того, разница, которая не уплачена в льготный период, взыскивается в бюджет.
Сделки, осуществляемые иностранными государствами, международными структурами или подконтрольными компаниями, в результате которых игрокам отходит более четверти УК фирмы, контролирующих его голосов, должны предварительно согласовываться

Такой же подход ФЗ применяется и в том случае, когда заграничные инвесторы могут получить косвенный контроль над блокирующим пакетом акций.
Предварительное согласование должен получить и иностранный инвестор, вкладывающийся в производство, которое может иметь стратегическую важность для безопасности РФ, обороны. В отношении этого пункта инвестором признается и россиянин, имеющий двойное гражданство.

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

Стимулирование инвестиций

Поскольку инвестиции оздоравливают национальную экономику, любое государство стремится привлекать зарубежных инвесторов, создавая для них выгодные условия для вложения своих денег. Это может происходить несколькими способами. Причем страны конкурируют между собой в привлечении инвестиций, ведь инвестор также будет выбирать самое выгодное для себя предложение. Самыми распространенными способами, которыми производится стимулирование инвестиций:

  1. Внедрение новых технологий и способов производства, которые позволяют при вложении инвесторских денег получать достаточно большую прибыль, что может заинтересовать потенциальных зарубежных инвесторов.
  2. Развитие информационно-технологической и банковской сферы, которые наиболее популярны среди инвесторов сегодня, в том числе и среди иностранных. В область IT-технологий сегодня нередко вкладываются венчурные инвестиции, то есть инвестиции, практически полностью финансирующие проекты, находящиеся иногда еще на уровне «идеи». И хоть такой способ вложений позволяет инвестору приобрести значительную долю стартапа, это реальный шанс воплотить в жизнь бизнес-идею.
  3. Создание благоприятных условий для функционирования межнациональных корпораций и совместных предприятий.
  4. Обеспечение юридических гарантий инвесторам — понятность и прозрачность законодательства, гарантия сохранности введенных в государство средства, стабильность законодательной базы, ее неизменность в худшую для инвесторов сторону.
  5. Экономическая стабильность — стабильная национальная экономика, демонстрирующая рост на протяжении нескольких лет.
  6. Политическая стабильность — крепкая политическая система без встрясок и с развитыми демократическими институтами.

Одним из основных и самых распространенных способов стимулирования инвестиций в национальную экономику является создание специальных свободных экономических зон. Как правило, действие такой зоны распространяется на административный участок государства (район, область, регион). Здесь устанавливается льготный режим функционирования предприятий с иностранным капиталом, а также для иностранных инвесторов.

Такие льготы включают в себя разнообразные налоговые уменьшения и упрощения прохождения обязательных в государстве процедур для ведения бизнеса. Частным случаем свободных экономических зон являются, так называемые, оффшорные зоны, где иностранные инвесторы вообще избавлены от необходимости платить местные налоги и сборы. Как правило, для своей деятельности на такой территории они должны один раз заплатить регистрационный сбор, а также раз в год платить фиксированную плату, размер которой не зависит ни от вида деятельности компании, ни от размера ее прибыли. Поскольку размер таких сборов гораздо ниже налогов в своих родных странах иностранные инвесторы массово выбирают оффшоры для своих инвестиций.

Статья 6. Гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации

Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Оценка вложения капитала в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Оценка вложения капитала осуществляется в валюте Российской Федерации.

Сделки, которые совершаются иностранными государствами, международными организациями или находящимися под их контролем организациями и в результате которых приобретается право прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал российского хозяйственного общества, или иная возможность блокировать решения органов управления такого хозяйственного общества, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном статьями 9 — 12 Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», за исключением сделок, в которых участвуют международные финансовые организации, созданные в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, или международные финансовые организации, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства по решению председателя Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации сделки, совершаемые иностранными инвесторами в отношении российских хозяйственных обществ, подлежат предварительному согласованию в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Для целей применения настоящей статьи иностранными инвесторами признаются также граждане Российской Федерации, имеющие иное гражданство, и находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации. При этом для определения факта наличия контроля иностранных инвесторов над такими организациями применяются положения пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В случае, предусмотренном частью пятой настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, в течение трех рабочих дней со дня получения решения председателя Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации уведомляет иностранного инвестора о необходимости предварительного согласования сделки в отношении российского хозяйственного общества.

Сделки, совершенные с нарушением требований, установленных настоящей статьей, влекут за собой последствия, предусмотренные статьей 15 Федерального закона от 29 апреля 2008 года N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Иностранные инвестиции в стратегические отрасли экономики

Одним из исключений для иностранных инвесторов является ограничение возможности их участия в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для экономики, безопасности, обороны страны и иных стратегических направлений. Изъятие не носит запретительный характер, поэтому допуск к участию иностранных инвесторов в инвестиционной деятельности по отношению к стратегическим отраслям не запрещен, но требует соблюдения некоторых условий.

Так, ст. 4 Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций» допускает совершение подобных инвестиционных сделок, которые могут повлечь установление контроля иностранцами, лишь при условии, если разрешение на то даст вышеуказанная Правительственная комиссия.

Допуск зарубежных инвесторов к инвестированию в стратегические отрасли возможен по их ходатайству, поданному в Комиссию со всеми необходимыми документами, указанными в ст. 8 закона. Она проверяет поданные документы, получает необходимые заключения и запрашивает необходимые материалы относительно угрозы стратегическим отраслям у других уполномоченных органов и только после этого принимает решение о предварительном согласовании сделки, согласовании установления контроля или отказе в них.

Решение должно быть принято в течение трех месяцев с момента подачи ходатайства. Ст. 6 закона определяет 45 видов деятельности, которые имеют стратегическое значение для обороны и безопасности страны.

Что представляет собой закон?

В июне 1999 года в России был принят Федеральный закон №160 «Об иностранных инвестициях в РФ». 9 июля 1999 г. положения закона вступили в силу. Последние на сегодняшний день изменения, внесенные в текст закона, датируются 18 июля 2017 года.

Законодательный акт, который мы рассмотрим в настоящей статье, дает ответы на следующие вопросы:

  • Кто может стать зарубежным инвестором на территории РФ;
  • В какой форме могут проявляться такие инвестиции;
  • Каков порядок налогообложения и назначения налоговых льгот для инвесторов из других стран?

В роли зарубежного инвестора может выступать:

  • Юридическое лицо, учрежденное за рубежом;
  • Организация, не обладающая статусом юридического лица, учрежденная за рубежом;
  • Гражданин другого государства;
  • Лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами России;
  • Международная организация — на условиях достигнутых с Российской Федерацией договоренностей в соответствующей области;
  • Другое государство в порядке, обозначенном федеральными законами.

Инвестиции могут быть начислены:

  • В денежной форме либо в виде ценных бумаг (использоваться для этих целей может как зарубежная, так и отечественная валюта);
  • В виде имущества или имущественных прав, подлежащих денежной оценке;
  • Посредством предоставления исключительных прав на интеллектуальную собственность;
  • Путем предоставления услуг либо ценной информации.

Коммерческая организация в России приобретает статус предприятия с иностранными инвестициями в день, когда иностранный инвестор входит в состав ее участников. Соответственно, утрачивает этот статус в день, когда последний иностранный инвестор покидает состав ее участников. Войти в число инвесторов можно путем выкупа доли уже существующего предприятия либо вложения средств в уставной капитал создаваемого предприятия.

Закон 160 ФЗ не регулирует иностранные вложения в банковскую сферу и сферу страхования, а также в деятельность некоммерческих учреждений.

Существует понятие приоритетного инвестиционного проекта. Такие проекты могут рассчитывать на заключение специальных договоров с российским правительством, предусматривающих низкие налоги, льготы и другие послабления.

Если суммарный вклад зарубежных инвесторов в проект превышает 1 млрд. рублей, он автоматически признается приоритетным. Минимальная необходимая инвестиция для получения такого статуса — 100 млн. рублей, при этом присвоение статуса остается на усмотрении Правительства РФ.

Снижения налоговой нагрузки обязательно удостаиваются организации с зарубежным вкладом, деятельность которых направлена на развитие инфраструктуры.

В полной мере могут рассчитывать на предусмотренные ФЗ №160 правовую защиту, гарантии и льготы предприятия, осуществляющие реинвестирование, с долей иностранного капитала не менее 10%. Дочерние компании и филиалы предприятий с иностранным капиталом не могут пользоваться правовой защитой, гарантиями и льготами, предписанными настоящим законом.

Иностранные инвестиции

Вообще понятий иностранных инвестиций существует довольно много, наверное, несколько десятков. Я же постараюсь дать самое из них общее и понятное. Под иностранными инвестициями понимают сумму вложений (имущественных, финансовых и интеллектуальных), которую зарубежные инвесторы, а также иностранные филиалы российских компаний вкладывают в отечественные компании для получения дохода в будущем.

Количество таких вложений определяют инвестиционный климат страны, то есть насколько привлекательна страна для подобных вложений иностранными субъектами. В качестве иностранных инвесторов могут выступать и частные лица, однако, чаще всего в их роли выступают фонды, компании, транснациональные корпорации или даже сами другие государства.

Все иностранные инвестиции разделяются на прямые и портфельные, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Прямые инвестиции из-за рубежа направлены на покупку контрольных пакетов акций отечественных предприятий с целью участвовать в их управлении. Как правило, такие инвестиции самые желанные для государства, поскольку, чаще всего, инвестируемые компании проходят модернизацию, люди работающие на них повышают свою квалификацию, создаются новые рабочие места и т.д.

Портфельные же инвестиции направляются на покупку акций российских компаний с целью получения прибыли от последующей перепродажи их акций. К краткосрочным инвестициям экономическая наука относит инвестиции на срок до 2 лет, к среднесрочным — 2 — 5 лет, а к долгосрочным — инвестиции со сроком вложения более 5-ти лет.

Иностранные инвестиции — необходимый фактор развития любой национальной экономики. Благодаря им появляется возможность ускорить экономический рост, создать новые рабочие места и получить доступ к передовым мировых технологиям.