Что будет за неповиновение сотруднику полиции

Оглавление

Сопротивление при задержании

Чаще всего нарушители закона оказывают сопротивление при задержании. Под задержанием законодатель понимает лишение человека возможности свободного перемещения на срок от 3 до 48 часов. Регулирует сопротивление при задержании статья 318 УК РФ, если виновный оказывает физическое сопротивление.

Если примененное насилие не опасно для жизни и здоровья полицейского, то преступнику грозят:

  • большой штраф;
  • арест до 6 месяцев;
  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • заключение в местах лишения свободы на тот же срок.

Статья 213 УК РФ предусматривает наказание в форме штрафа, обязательного или исправительного труда за публичное оскорбление полицейского при исполнении им служебных обязанностей.

Необходимая и допустимая оборона в уголовном праве РФ

Именно по этой причине всегда ведите себя сдержано и не препятствуйте совершению правосудия, даже если вы считаете свое задержание незаконным, ведите себя адекватно. По истечению 48 часов вас будут обязаны отпустить и уже после этого вы сможете отстоять свои права и наказать полицейских, которые вас незаконно задержали.

Каковы обязанности полицейского при задержании?

Сотрудник при обращении должен предоставить документы (служебное удостоверение), назвать должность, звание, ФИО. Обязательно сообщить причину, цель обращения. Также требуется разъяснить причину, основания ограничения прав и свобод.

Уполномоченный имеет право проверить документы (паспорт) в случае:

  • если имеются подозрения в совершении правонарушения;
  • есть информация, что гражданин находится в розыске;
  • есть повод к возбуждению административного дела;
  • существуют иные основания при задержании.

Сотрудник полиции должен разъяснить права на помощь адвоката, услуги переводчика, уведомление родственников. Также требуется составить протокол задержания. Он составляется при административном задержании. Если совершено преступление, то в течение трех часов гражданина доставляют к следователю. В документе указывают основания, мотивы задержание, а также время и место. Нарушитель имеет право ознакомиться с протоколом и убедить, что все поля заполнены. После прочтения необходимо поставить отметку согласия или несогласия. Полицейский уведомляет в течение трех часов после задержания о месте нахождения административно- учебного заведения, работы, ближайших родственников.

Отличия законного, незаконного и противоправного требования

Суть требования соответствующего нормам права, которыми руководствуются работники правоохранительных органов, определяют такие требования законными. Рассматривая функции, исполняемые полицией, изначально необходимо считать соответствующими законодательству. Все действия представителей власти и высказываемые требования подкрепляются нормативными документами.

Требования, нарушающие закон, считаются сделанными незаконно.

Правовая основа таких требований:

  • или отсутствует;
  • или право применено ошибочно.

Значимой характеристикой считается факт того, что при других обстоятельствах указания носили бы законный характер. Одним из вариантов незаконного указания может служить не основанное на законе действие.

Полицейские при исполнении обязанностей по охране правопорядка, независимо от уровня своей профессиональной подготовки, попадают в положение, когда им оказывается противодействие. Возможность стать жертвой преступных посягательств зависит от знаний нормативной базы и опыта работы полицейского. Кроме этого, увеличивают вероятность стать объектом посягательств: необходимость выполнения функциональных обязанностей одному, неграмотные действий во время задержания нарушителя и при изменении обстановки.

Отличительным признаком незаконных требований (действий) является факт того, что их сотрудник совершает, исполняя обязанности по службе, и может ошибаться в правильном понимании отдельной нормы закона. Противоправный характер требования (действия) определяется стремлением получить какую-либо выгоду и полицейский, совершая их, знает о превышении должностных полномочий. Другим отличительным фактором сравнения является мера ответственности за ущерб, возникший в итоге. Незаконные действия будут характеризоваться ответственностью финансовых структур МВД, а за противоправные требования отвечает работник силового ведомства лично.

Можно ли оспорить действия полицейского

К сожалению, сотрудники полиции также нередко допускают противоправные действия, оспорить которые может каждый гражданин в установленном законе порядке. Это может происходить умышленно, с целью получения незаконного вознаграждения, или неумышленно, в связи с незнанием сотрудником существующих законодательных норм. В любом случае гражданин России, столкнувшийся с нарушением закона со стороны сотрудника полиции, может привлечь его к ответственности. При этом отвечать за выдвижение незаконных требований должен сам правоохранитель, а материальный ущерб восстановить может орган внутренних дел.

В случае нарушения полицейским закона, а таковым считается даже отказ предъявить служебное удостоверение, обращаться необходимо к высшему руководству. В этом случае сотруднику полиции будет вынесено дисциплинарное взыскание, а в случае наличия серьезных последствий надо обращаться в прокуратуру, которая инициирует проведение служебного расследования, что увеличит шансы гражданина на восстановление его законных прав. Поможет в этом также мотивированное обращение в суд, где можно компенсировать не только материальный, но и моральный вред.

Следующий комментарий к статье 19.3 КоАП РФ

Если у вас есть вопросы по ст. 19.3 КоАП, вы можете получить консультацию юриста.

1. Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе обеспечения органами исполнительной власти общественного порядка и общественной безопасности. Под общественным порядком следует понимать определенный предусмотренный правом порядок поведения на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах, то есть местах скопления физических лиц.

2. Объективную сторону части 1 статьи 19.3 составляет неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Требования либо распоряжения, исходящие от сотрудников вышеперечисленных органов, должны быть законными, то есть их возможность должна быть предусмотрена существующими законодательными актами. Кроме того, они должны иметь в качестве цели охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Неповиновение выражается в отказе исполнить законное распоряжение или требование, а воспрепятствование состоит в создании препятствий для исполнения служебных обязанностей сотрудников милиции, военнослужащих или сотрудников уголовно-исполнительной системы.

3. Объективная сторона части 2 статьи 19.3 выражается в неповиновении гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых).

Целью распоряжений или требований, неповиновение которым образует состав данного правонарушения, должно быть обеспечение охраны и безопасности учреждений уголовно-исполнительной системы, поддержанию в них установленного режима.

4. Объективная сторона части 3 статьи 19.3 состоит в неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.

5. Субъектом административного правонарушения выступают граждане.

6. Данное правонарушение совершается умышленно.

7. В том случае, если в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности происходит посягательство на жизнь данных сотрудников, это образует состав преступления, предусмотренный ст. 317 УК РФ.

8. Административные правонарушения, предусмотренные частями 1 и 3 статьи 19.3, рассматриваются мировыми судьями. Административные правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 19.3, рассматривают начальники арестных домов, исправительных учреждений, следственных изоляторов и изоляторов временного содержания.

9. Протоколы об административных правонарушениях по статье 19.3 уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел, об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.3, протокол может составляться также должностными лицами органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Кроме того, по делам, предусмотренным частью 3 статьи 19.3, протокол может составляться должностными лицами органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Комментарий к Статье 19.4 КоАП РФ

1. Объектом данного административного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе государственного контроля (надзора). Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» определяет государственный надзор как проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Однако понятие государственного надзора нецелесообразно ограничивать данным определением, так как положения вышеуказанного Закона не применяются к отношениям, связанным с проведением: налогового контроля; валютного контроля; бюджетного контроля и т.д. Поэтому данное понятие государственного надзора не является исчерпывающим и может изменяться применительно к различным видам надзора.

Объектом данного правонарушения выступают только те общественные отношения, которые требуют взаимодействия органов надзора (контроля) и поднадзорных субъектов.

2. Объективную сторону части 1 статьи 19.4 составляет неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей.

Неповиновение выражается в открытом отказе поднадзорного субъекта исполнить распоряжения или требования должностного лица, осуществляющего государственный надзор. Воспрепятствование состоит в создании препятствий для осуществления должностными лицами своих обязанностей.

Законность распоряжений или требований заключается в том, что как государственный орган, так и должностное лицо, действующее от его имени, должно обладать компетенцией на проведение надзорных мероприятий. И эта компетенция должна быть четко закреплена в нормативных актах.

3. Объективная сторона части 2 статьи 19.4 состоит в невыполнении законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа Российской Федерации или органа охраны исключительной экономической зоны Российской Федерации об остановке судна, а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом возложенных на него полномочий, в том числе на осмотр судна.

Федеральный закон от 14 декабря 1995 г. N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» определяет континентальный шельф как морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.

Федеральный закон от 11 декабря 1998 г. N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» определяет исключительную экономическую зону как морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным указанным Федеральным законом, международными договорами и нормами международного права.

Полномочия по охране континентального шельфа и исключительной экономической зоны должны быть закреплены в нормативных актах, содержащих компетенцию органов государственной власти.

4. Объективная сторона части 3 статьи 19.4 выражается в воспрепятствовании доступу членов международной инспекционной группы, осуществляющей свою деятельность в соответствии с международным договором Российской Федерации, на объект, подлежащий международному контролю.

5. Объективная сторона части 4 статьи 19.4 состоит в невыполнении требований должностного лица органа, уполномоченного в области экспортного контроля, а равно в воспрепятствовании осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей

6. Субъектами правонарушений по части 1 выступают граждане и должностные лица, по части 2 — должностные лица, по части 3 — должностные и юридические лица, по части 4 — должностные и юридические лица.

7. С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные статьей 19.4, совершаются умышленно.

8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 19.4, рассматриваются судьями, дела, предусмотренные частью 2, рассматриваются пограничными органами. В данный момент функции пограничных органов осуществляются ФСБ России.

9. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, на которые возложен государственный надзор (контроль).

Что является сопротивлением при задержании?

Отдельной статьи в уголовном кодекса о сопротивлении сотрудникам при задержании нет. Однако есть иные статьи, которые квалифицируют нарушение закона как сопротивление. Сопротивление – активные действия, насилие в отношении представителей правоохранительных органов.

Суд считает, что, оказывая сопротивление полицейскому, нарушитель посягает на жизнь и здоровье уполномоченного. Публичное оскорбление усугубляет положение. При задержании нужно вести себя спокойно. Свои права необходимо осуществлять через представителя, обращаться в инстанции и суды. Отягощающими обстоятельствами могут стать преступления, такие как «мошенничество», «хулиганство», «беспорядки». Задержанный имеет право воспользоваться услугами защитника при задержании.

Административная ответственность

Ответственность определена первой частью статьи 19.3 КоАП РФ. Необходимо разобраться в каком случае она наступает:

  • гражданин не выполнил распоряжение полицейского, которое связано с обеспечением безопасности и порядком в обществе;
  • гражданин мешает выполнению обязанностей полицейскому.

Административная ответственность установлена в размере 500 – 1000 рублей. Также может быть выражена в виде ареста на период не более 15 дней. Наказание и размер штрафа может быть определен судьей в ходе рассмотрения дела. Тяжесть наказания определяется наличием отягощающих обстоятельств или смягчающих. Отягощающими обстоятельствами может являться состояние наркотического или алкогольного опьянение.

Может ли быть уголовная ответственность?

В случае неповиновения и оскорбления полицейского нарушителю грозит административная и уголовная ответственность. Могут назначить следующие меры наказания:

  • Штраф в размере заработной платы (не более 3 окладов);
  • Штраф до 40 000 рублей;
  • Обязательные работы (до 360 часов);
  • Исправительные работы (до 1 года).

Если оказывалось физическое сопротивление в зависимости от причиненного вреда здоровью, нарушителя могут лишить свободы на срок до 5 лет. Ст. 213 УК РФ устанавливает санкции в виде штрафа, исправительных работ за публичное оскорбление сотрудника полиции при исполнении. Те, кто применил насилие, могут быть наказаны денежным взысканием, арестом на полгода, принудительными работами до 5 лет. Самое суровое наказание – лишение свободы на тот же срок. Хулиганские действия, которые оказаны в отношении сотрудников полиции наказывают штрафом от 500 000 до 1 000 000 рублей, а также принудительными работами до 5 лет, лишением свободы до 7 лет.

В случае если с действиями полицейского, который проводит задержание, гражданин не согласен, нельзя вести себя некорректно, допускать оскорбление или применять насилие. Отстаивать свою точку зрения необходимо путем подачи жалоб, ходатайств в прокуратуру или суд.

Неподчинение сотруднику полиции с применением силы

Согласно ст. 318 УК РФ, неповиновение сотруднику полиции с применением силы чревато для нарушителя уголовной ответственностью.

Так, если сопротивление сотруднику полиции было оказано в мере, неопасной для жизни и здоровья людей, то наказание может быть следующим:

  • штраф в пределах 200000 рублей или дохода осужденного за период восемнадцать месяцев;
  • принудительные работы на период до 5 лет;
  • арест до полугода;
  • лишение свободы на срок, не превышающий пять лет.

Если же использование физической силы, оружия или подручных средств при неповиновении сотруднику правоохранительных органов могла повлечь за собой смерть или вред здоровью, то наказанием может быть лишение свободы на срок до десяти лет.

Кроме того, ст. 319 УК РФ, предусматривает уголовную ответственность за неподчинение сотруднику полиции с нанесением оскорбления. Наказание может быть таким:

  • штраф в пределах 4000 рублей или дохода осужденного за период три месяца;
  • обязательные работы продолжительностью до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до 1-го года.

При вынесении приговора учитывается цель, которую преследовал обвиняемый, а также являлись ли его действия запланированными или спонтанными.

В спорной ситуации, когда действия правоохранительных органов кажутся незаконными, то есть выходящими за рамки их полномочий, лучше подчиниться. В последующем все действия представителей правоохранительных органов могут быть обжалованы в суде. Пострадавший сможет получить компенсацию, в том числе морального ущерба.

Что делать, если хотят оштрафовать

Сотрудники полиции, ГИБДД оформляют пакет документ для передачи дела в суд:

  • протокол об АП с указанием данных правонарушителя, места происшествия, свидетелей и потерпевших (если таковые есть);
  • рапорт оперуполномоченных сотрудников;
  • письменные объяснения правонарушителя;
  • видеофиксацию событий;
  • иные материалы и вещественные доказательства.

Подавать жалобу следует на имя начальника ГИБДД или в суд.

В первом случае жалоба подается, если:

  • протокол об АП и пакет документов составлен с нарушением законодательства без соблюдения требуемых норм;
  • остановка ТС произошла в запрещенном месте;
  • нарушение автоматически фиксируется на посторонний номер;
  • по требованию регулировщика водителю потребовалось выехать на красный свет.

В суд следует подавать жалобу, если:

  • сотрудник ГИБДД нарушил процессуальные права участников нарушения;
  • превышены должностные полномочия сотрудниками ГИБДД;
  • при составлении протокола и пакета документов намеренно искажались факты;
  • сотрудник ГИБДД отказался вносить изменения, предложенные участниками нарушения.

Перед подачей жалобы следует проконсультироваться с юристами для оценки шансов на победу. Иногда проще заплатить штраф, чем терять временные и финансовые ресурсы на судебное разбирательство.

Административная ответственность за неповиновение сотруднику полиции

Штрафные санкции за неповиновение сотруднику полиции, предъявляющему законные требования, предусмотрены ч.1 Статьи 19.3 Кодекса об административных правонарушениях. Такая мера наказания актуальна в следующих случаях:

  • гражданин препятствует действиям полицейских, которые выполняют свои профессиональные обязанности;
  • гражданин отказывается выполнять законные требования полицейского, занимающегося охраной правопорядка и безопасности.

В зависимости от ситуации, дело может дойти до административного ареста и более серьезного наказания. При этом Закон распространяется как на непосредственно полицейских, так и на сотрудников ФСБ, ФСИН и так далее.

Административная ответственность, конечно, дело неприятное, однако, в ряде случаев, она заменяется на меры уголовной ответственности, что оказывается куда более серьезным.

Уголовная ответственности за неповиновение сотруднику полиции

Как административная, так и уголовная ответственность вполне применимы в ситуациях, когда гражданин не повинуется законным распоряжениям полицейского. Однако стоит знать, в каких случаях предусматриваются административные наказания, а какие доводят до уголовных.

Если спросить об этом адвокатов с хорошей практикой, ответ будет примерно следующим.

  • Если гражданин просто не повинуется распоряжению полицейского – не садится в машину, не предъявляет документы, не идет в автозак – физически не исполняет требование, то это грозит административной ответственностью.
  • Если же, помимо прямого отказа подчиниться распоряжению полицейского, гражданин пытается оскорбить лица, находящиеся при исполнении, или нанести им физический урон, последует уголовная ответственность.

Стоит понимать, что данные меры применимы, если действия представителей полиции законны. Обратная ситуация, когда полицейский действует без достойных оснований и в несоответствии с законодательством, заслуживает отдельного разговора.

Какая классификация у данного преступления?

Задержание осуществляется полицейским в соответствии с законодательством. Исключает причинение вреда сотруднику и сопротивление. Подозреваемый, даже если он отрицает свою вину, должен вести себя корректно и не принимать насилие.

Воздействие уполномоченному может быть выражено в:

  • отказе на требование прекратить преступные деяния;
  • отказе от приказа убрать руки за спину;
  • неподчинении приказу;
  • отказе положить оружие на землю, опустить пистолет;
  • неповиновении полицейскому с применением силы;
  • попытке использовать оружие или физическую силу против полицейского.

Нарушением может стать ругательство в адрес уполномоченных или в иных действиях, которые препятствуют проведению задержания. Поступок квалифицируется как сопротивление представителям правоохранительных органов.

Комментарии к статье 19.3 КоАП РФ, судебная практика применения

В п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» содержатся следующие разъяснения:

Невыполнение участником публичного мероприятия требований сотрудника квалифицируется по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, а не по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ

Судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.

К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации. Невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, которая в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 КоАП РФ.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018 года содержатся следующие разъяснения:

«Вопрос 2. Как следует разграничивать составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 и частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, при привлечении к административной ответственности участников публичных мероприятий?

Ответ. Нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения такого мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место только в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

К числу таких обязанностей относится, в частности, необходимость выполнения всех законных требований сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации.

Вместе с тем невыполнение законных требований сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и контролю за соблюдением законности, не связанных непосредственно с проведением публичного мероприятия (например, отказ предъявить документы, удостоверяющие личность гражданина, если имеются данные, дающие основания подозревать его в совершении преступления или полагать, что он находится в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении его дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для задержания такого лица в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 1 статьи 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции»), образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, в том числе в случае, если упомянутые обстоятельства имели место в ходе проведения публичного мероприятия.

При этом указание на невыполнение лицом законных требований сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка, безопасности граждан и контроля за соблюдением законности, не связанных непосредственно с проведением публичного мероприятия, в соответствии с требованиями части 2 статьи 28.2 КоАП РФ должно быть отражено в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 названного кодекса.

Таким образом, при квалификации тех или иных действий (бездействия) участников публичного мероприятия в качестве подпадающих под признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.3 либо частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, необходимо оценивать их связь с проводимым публичным мероприятием».

Статья 318 ук рф невыполнение законных требований сотрудника полиции

В Кодексе об административных нарушениях права (далее КоАП) имеется статья 19.3. В части 1 этой статьи речь идет о штрафных санкциях за неповиновение сотрудникам полицейской структуры, которые предъявляли к гражданину законные требования.

Когда наступает ответственность за представленное правонарушение? Здесь стоит отметить:

  • отказ со стороны гражданина выполнять законные и обоснованные распоряжения представителя полиции, если последний занят охраной общественного порядка и безопасности;
  • намеренное создание любых препятствий сотруднику правоохранительной структуры при осуществлении последним своих профессиональных обязанностей.

Таким образом, любой отказ гражданина удовлетворить легальные требования полицейского при выполнении последним своих должностных функций будет расцениваться как нарушение права.

Комментарий к статье 19.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Объектом рассматриваемых административных правонарушений является установленный порядок управления.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в неповиновении виновного лица законному распоряжению или требованию должностных лиц в виде полного или частичного игнорирования этих распоряжений и требований, совершения действий вопреки им либо продолжения бездействия, либо воспрепятствовании (физическом, психологическом, организационном) исполнению служебных обязанностей сотрудником милиции, органа уголовно-исполнительной системы, военнослужащим. Следует помнить о том, что в рамках комментируемой статьи речь идет исключительно о законных распоряжениях (требованиях), отданных в связи с исполнением должностными лицами обязанностей по охране общественного порядка в установленной законом форме.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой нормы права, заключается в неповиновении виновного лица законному распоряжению или требованию сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, ФМС, военнослужащего либо любого другого лица, которое в соответствии с законом исполняет обязанности по обеспечению безопасности и охране тюрем, изоляторов временного содержания и т.п. учреждений, направленному на поддержание в этих учреждениях установленного режима.

Административная ответственность по ч. 3 комментируемой статьи наступает, если указанные законные требование или распоряжение отданы сотрудником полиции, военнослужащим, должностным лицом органов Госнаркоконтроля России, органов ФМС или УФСИН.

2. В качестве субъекта административной ответственности выступают вменяемые граждане, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется лишь прямым умыслом.