Оглавление
Какие были внесены изменения?
В ходе изменений, состоявшихся 3 июля 2016 года, часть 3 статьи 2, предусматривающая сферу распространения действия настоящего законодательства, была дополнена отношениями, которые возникают в области защиты окружающей среды, когда общественный инспектор исполняет функции экологического контроля.
Последние поправки в настоящее законодательство были внесены 29 декабря 2017 года. Во время редакции часть 3 статьи 2 была расширена положением, предусматривающим распространение законодательства на отношения, связанные с обсуждением и слушанием решений, принимаемых в соответствии с законом о Градостроительной деятельности.
Также при последних изменениях была исключена часть 2 статьи 25.
Декларируется, но не предусматривается возможность личного гражданского контроля
Статья 1 Федерального закона «устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия».
В статье 4 Федерального закона дается следующее определение понятия «общественный контроль»: «Под общественным контролем в настоящем Федеральном законе понимается деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений».
Следовательно, в соответствии с нормами Федерального закона общественный контроль осуществляется в отношении деятельности органов власти, а также государственных и муниципальных организаций, исполняющих отдельные публичные полномочия.
В соответствии с Федеральным законом субъектами общественного контроля являются «1) Общественная палата Российской Федерации; 2) общественные палаты субъектов Российской Федерации; 3) общественные палаты (советы) муниципальных образований; 4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации», но не граждане.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона «для осуществления общественного контроля в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, могут создаваться: 1) общественные наблюдательные комиссии; 2) общественные инспекции; 3) группы общественного контроля; 4) иные организационные структуры общественного контроля».
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона граждане могут принимать участие в общественном контроле только «в качестве общественных инспекторов и общественных экспертов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами».
Следовательно, несмотря на установленную статьей 3 Федерального закона норму, в соответствии с которой «граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций», реально граждане могут участвовать в общественном контроле только в составе тех или иных организаций или «организационных структур», то есть их личное участие в общественном контроле фактически только декларируется, но не предусматривается.
Как бы ни понимались эти новые нормы российского законодательства, они дают приоритет в общественном контроле общественным палатам и общественным советам, а не самим гражданам.
Насколько эти общественные советы и общественные палаты представляют интересы граждан, в российском законодательстве и правоприменительной практике не определено, потому что эти советы и палаты не формируются на основе прямых выборов гражданами и не берут на себя добровольно обязательства представлять их интересы, хотя нередко такое собственное представительство декларируют.
В такой ситуации в нашей стране достижение целей общественного контроля, установленных частью 1 статьи 5 Федерального закона, будет определяться складывающейся практикой применения его норм.
Дело в том, что в российском законодательстве не существует гарантий того, что общественные палаты и общественные советы будут обеспечивать приоритеты и интересы граждан.
Поэтому не существуют и не вводятся законом об общественном контроле правовые гарантии того, что субъекты общественного контроля будут обеспечивать реализацию и защиту «прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций», учет «общественного мнения, предложений и рекомендаций граждан, общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций» при принятии государственных и муниципальных решений, а также общественную оценку деятельности органов власти, государственных и муниципальных организаций, осуществляющих публичные полномочия, в соответствии с приоритетами и интересами граждан и общественных объединений.
Выводы и рекомендации
Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» впервые в российском законодательстве дает юридическое понимание общественного контроля.
Это понимание, как было сказано выше:
предполагает, что органы власти и организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия, сами будут определять, принимать ли во внимание результаты общественного контроля;
предполагает, что органы власти и организации, осуществляющие отдельные публичные полномочия, будут принимать во внимание только официальные результаты общественного контроля, то есть одобренные теми или иными субъектами общественного контроля, определёнными нормами закона, то есть общественными палатами и общественными советами при органах власти;
существенно ограничивает гражданскую активность и инициативу в осуществлении общественного контроля, в частности не предусматривает возможность личного гражданского контроля без согласований с субъектами общественного контроля, определёнными нормами закона;
существенно снижает значимость журналистских и правозащитных расследований в нашей стране, потому что они должны утверждаться субъектами общественного контроля, определёнными нормами закона;
существенно снижает значимость общественного мнения относительно деятельности органов власти и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия;
не предусматривает никаких изменений в практике наблюдений на выборах, фактически допускает существенные ограничения общественного контроля на выборах, несмотря на то, что это важнейшие периоды формирования значимых для граждан органов власти: президентской, законодательной и исполнительной в регионах, городах и районах.
Следовательно, Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» будет действовать скорее в интересах органов власти и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, но не в интересах общественных и государственных.
По этой причине общественный контроль в нашей стране с принятием настоящего Федерального закона будет оказывать очень ограниченное влияние на повышение эффективности деятельности органов власти и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия, на снижение уровня коррупции в них, на неукоснительное соблюдение ими прав и свобод граждан.
Указанных выше причин вполне достаточно для того, чтобы рекомендовать доработать Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», провести его широкое общественное обсуждение для существенной переработки по его результатам в соответствии с имеющимся в нашей стране и мире опытом осуществления гражданского контроля деятельности органов власти и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия.
Необходимо, чтобы обновлённые российские законодательные нормы об общественном контроле не ограничивали, а поддерживали такой позитивный опыт и гражданскую активность в области контроля деятельности органов власти и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия.
Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Сайт «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165809
Там же. Здесь и далее, если не указано иное, цитирование производится из этого документа. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=165809
Федеральный закон от 12.06.2002№ 67-ФЗ (в ред. от 04.06.2014) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Сайт «Консультант Плюс». URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=163985
Там же. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=163985
Там же. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=163985