Статья 217. служба охраны труда в организации

Оглавление

Новая редакция Трудового Кодекса РФ с изменениями на 2021 год

  1. государство как гарант законности реализации прав людей на труд.
  2. работодатель;
  3. работник;

Считается, что ТК РФ, выполняя функцию посредника между сторонами производственного процесса, защищает преимущественно права наёмных работников. В соответствии с нормами ФЗ №197, работники имеют право на:

  1. своевременную выплату заработной платы;
  2. защиту от произвольного увольнения;
  3. сорокачасовую рабочую неделю;
  4. отпуск по беременности и родам и уходу за ребёнком.
  5. отдых в соответствии с режимом и графиком;
  6. обеспечение постоянных и адекватных условий труда в соответствии с договором и существующими нормативами;
  7. защиту персональных данных;

При этом ему необходимо учитывать специфику производственной деятельности компании.

К их числу можно отнести следующие функции:

  1. составление отчетности и оформление документации по ОТ;
  2. текущий контроль за соблюдением требований ОТ в компании;
  3. ведение группы вопросов по проведению инструктажей, проверке знаний, пропаганде ОТ;
  4. планирование и организация мероприятий по ОТ, предупреждению производственного травматизма и профзаболеваний;
  5. расследование и учет несчастных случаев.
  6. решение вопросов, связанных с проведением спецоценки на рабочих местах;

О том, что предпринять работодателю, если в компании произошел несчастный случай, читайте в материалах:

  1. .
  2. ;
  3. ;

Трудовой кодекс (ТК РФ) 2021

Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Следующая
СтатьиСт 213 ТК РФ медицинские осмотры в редакции 2021 года

С 01 сентября 2021 года работодателям необходимо использовать в работе новый профстандарт “Специалист по охране труда»

Профессиональный стандарт помогает определить компетенцию и разграничить должностные обязанности СОТа. Профстандарт “Специалист по охране труда”, утвержденный приказом Минтруда от 22.04.2021 № 274н, претерпел сильные изменения, внесены правки и сделан упор на оценку профессиональных рисков, появились новые должности с новыми обязанностями, с новыми требования к квалификации и стажу.
В новом Профстандарте № 274н внесено небольшое, но очень существенное дополнение – это управление профессиональными рисками.

Теперь СОТ обеспечивает работу СУОТ, планирует и совершенствует работу этой системы. Дополнительно в трудовую функцию СОТа входит экспертиза мероприятий по охране труда и стратегическое управление профрисками. Это значит, что СОТ должен:

  • изучать мероприятия для улучшения условий труда и уменьшения несчастных случаев; 

  • консультировать по вопросам охраны труда и профрисков;

  • оценивать подготовку работников по охране труда;

  • обеспечить организацию методическими пособиями и локальными актами по профрискам;

  • взаимодействовать с заинтересованными лицами для внедрения процедуры профрисков; 

  • контролировать внедрение процедуры профрисков;

  • оценивать эффективность процедуры управления профрисками.

Внесены также существенные изменения касательно образования и умений специалистов службы охраны труда, добавлены новые должности.

Возможные наименования должностей:

  • Младший специалист по охране труда.
  • Специалист по охране труда.
  • Главный (ведущий) специалист по охране труда.

Требования к образованию и обучению:

программы профессиональной переподготовки в области охраны труда.дополнительное профессиональное образование в области охраны труда.профессиональную переподготовку по охране труда.

Для каких организаций профстандарт “Специалист по охране труда” обязателен в применении

Работодатель обязан применять профессиональный стандарт, если в Трудовом кодексе либо в федеральном законе или НПА указаны требования к квалификации работника (ст. 195.3 ТК РФ). Например, педагог обязан соответствовать требованиям к уровню квалификации, которые указаны в ТК РФ и профессиональных стандартах для такой категории работников (ст. 46 № 273-ФЗ). Для специалистов по охране труда такого четкого требования в разделе X Трудового кодекса РФ нет. Причем их нет и в статье 223 новой редакции ТК РФ. И хотя требование соответствовать профстандарту специалиста по охране труда необязательно,  работодатели могут быть оштрафованы за несоответствие профстандарту, к примеру, в ст. 217 ТК РФ сказано, что при определенной численности штата создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. То есть в тех организациях, где еще СОТ в должности инженера по охране труда больший риск “нарваться” на штраф по п.1 ст. 5.27 КоАП РФ в размере на юридических лиц от 50 до 80 тысяч рублей. 
Для некоторых организаций соблюдать профстандарт “Специалист по охране труда” обязательно. Это, например:

  • государственные внебюджетные фонды РФ;
  • государственные (муниципальные) учреждения и унитарные предприятия;
  • государственные корпорации и компании;
  • хозяйственные общества, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной (муниципальной) собственности.

Порядок формирования службы охраны труда

Правильное устройство системы ОТ на предприятии выступает залогом стабильного роста производительности труда и устранения фактов травматизма и профзаболеваемости на производстве.

Ответственность за разработку структуры отдела поОТ и корректное оформление его деятельности лежит на руководстве организации. В рамках выделенных полномочий оно должно:

  1. Обеспечить разработку и утверждение внутреннего нормативного акта, направленного на регулирование деятельности службы ОТ, например, соответствующего положения.
  2. Включить в штат дополнительные должностные единицы в соответствии с избранной структурой отдела. Для этого издаётся соответствующее распоряжение, подтверждающее факт корректировки штатного расписания.
  3. Разработать и утвердить должностные инструкции для новых сотрудников отдела ОТ.
  4. Подписать приказ о принятии на должности и организовать подписание трудовых договоров с вновь принятыми сотрудниками.

В рамках квалификационных требований, предъявляемых к инспекторам поОТ, предусматривается принятие на эти должности граждан, закончивших обучение по техническим специальностям в высшем или среднем специальном учебном заведении и получивших спецподготовку в области охраны труда.

Закон не предписывает работодателю содержания отдельной штатной единицы для трудоустройства специалистов по ОТ. Он уполномочен самостоятельно сформировать отдельный механизм контроля над безопасным осуществлением трудового процесса на возглавляемом предприятии. Контролирующие полномочия он может взять на себя или возложить на профессионала, привлечённого для этих целей и оформленного по гражданско-правовому договору.

Преимущество данного способа в том, что финансовые затраты ограничиваются оплатой выполненных работ по договору на оказание услуг, не вызывая у работодателя обязанности дополнительно производить социальные платежи с фонда оплаты труда штатных сотрудников или специалистов, нанятых по гражданскому договору.

Работодатели, из-за особенностей процесса производства вынужденные перемещать сотрудников на удалённые объекты для осуществления ими своих трудовых функций, обустраивают мобильные кабинеты по ОТ, внутри которых размещается информация, характеризующая уровень производственной безопасности в подразделениях. Также там вывешиваются утверждённые нормативы и внутренние документы по охране труда, принятые на промышленном объекте. Помимо исполнения информативной роли, кабинеты ОТ пропагандируют безопасные трудовые приёмы и методы, а также наглядно демонстрируют приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим от травм и несчастных случаев на производстве.

Статья 214.1. Запрет на работу в опасных условиях труда

Работодатель обязан приостановить работы на рабочих местах в случаях, если условия труда на таких рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасному классу условий труда.

Приостановка работ осуществляется до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда.

На время приостановки работ на рабочих местах, указанных в части первой настоящей статьи, работникам, занятым на таких рабочих местах предоставляются гарантии, установленные частью третьей статьи 216.1 настоящего Кодекса.

Устранение оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда, осуществляется на основе плана мероприятий, который разрабатывает работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Копия утвержденного работодателем плана мероприятий направляется работодателем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту нахождения работодателя.

Возобновление деятельности работодателя на рабочих местах, указанных в части первой настоящей статьи, допускается только по результатам внеплановой специальной оценки условий труда, подтверждающей снижение класса условий труда.

Установленный настоящей статьей запрет не распространяется на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок формирования службы охраны труда

Служба охраны труда на предприятии представляет собой систему, состоящую из элементов, находящихся в тесной взаимосвязи, которые обеспечивают безопасность производственной среды в границах промышленного объекта. Для этого они определённым образом взаимодействуют, формируя целевые концепции и мероприятия, из совокупности которых складывается политика ОТ. Правильное устройство системы ОТ на предприятии выступает залогом стабильного роста производительности труда и устранения фактов травматизма и профзаболеваемости на производстве.

Ответственность за разработку структуры отдела поОТ и корректное оформление его деятельности лежит на руководстве организации. В рамках выделенных полномочий оно должно:

  1. Обеспечить разработку и утверждение внутреннего нормативного акта, направленного на регулирование деятельности службы ОТ, например, соответствующего положения.
  2. Включить в штат дополнительные должностные единицы в соответствии с избранной структурой отдела. Для этого издаётся соответствующее распоряжение, подтверждающее факт корректировки штатного расписания.
  3. Разработать и утвердить должностные инструкции для новых сотрудников отдела ОТ.
  4. Подписать приказ о принятии на должности и организовать подписание трудовых договоров с вновь принятыми сотрудниками.

В рамках квалификационных требований, предъявляемых к инспекторам поОТ, предусматривается принятие на эти должности граждан, закончивших обучение по техническим специальностям в высшем или среднем специальном учебном заведении и получивших спецподготовку в области охраны труда.

Закон не предписывает работодателю содержания отдельной штатной единицы для трудоустройства специалистов по ОТ. Он уполномочен самостоятельно сформировать отдельный механизм контроля над безопасным осуществлением трудового процесса на возглавляемом предприятии. Контролирующие полномочия он может взять на себя или возложить на профессионала, привлечённого для этих целей и оформленного по гражданско-правовому договору.

Преимущество данного способа в том, что финансовые затраты ограничиваются оплатой выполненных работ по договору на оказание услуг, не вызывая у работодателя обязанности дополнительно производить социальные платежи с фонда оплаты труда штатных сотрудников или специалистов, нанятых по гражданскому договору.

Работодатели, из-за особенностей процесса производства вынужденные перемещать сотрудников на удалённые объекты для осуществления ими своих трудовых функций, обустраивают мобильные кабинеты по ОТ, внутри которых размещается информация, характеризующая уровень производственной безопасности в подразделениях. Также там вывешиваются утверждённые нормативы и внутренние документы по охране труда, принятые на промышленном объекте. Помимо исполнения информативной роли, кабинеты ОТ пропагандируют безопасные трудовые приёмы и методы, а также наглядно демонстрируют приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим от травм и несчастных случаев на производстве.

Основные новшества новой редакции трудового кодекса РФ

Самоконтроль — новое право работодателя

Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)».

За неприменение средств индивидуальной защиты — неоплачиваемый простой

В соответствии с новыми требованиями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан будет отстранить от работы работника, «не применяющего выданные ему в установленном порядке средства индивидуальной защиты, применение которых является обязательным при выполнении работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях».

Запретительные меры в сфере труда женщин изменяются на ограничительные

Законодатель следует международному тренду на гендерное равенство. С 1 января 2021 года действует новый Перечень производств, работ и должностей, на которых ограничивается труд женщин (далее — Перечень).

В обновленном Перечне вместо слов о запрете труда женщин на определенных работах предполагается только ограничение на его применение. В документе применяется иная классификация производств и работ, где ограничивается женский труд.

Например, новой редакцией предусмотрено, что применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, ограничивается. В действующей редакции применять труд женщин на соответствующих работах запрещено.

Также сняты ограничения по работе женщин на воздушном и водном транспорте и в качестве дальнобойщиков — водителей большегрузных автомобилей. Установлен безусловный запрет только на девять видов работ, которые упомянуты в п. 89–98 Перечня (среди них тушение пожаров, транспортировка, погрузка, разгрузка вручную ядохимикатов и др.). В остальных случаях труд женщин запрещен во вредных и опасных условиях труда, а также когда не проведена специальная оценка условий труда (СОУТ).

Для гармонизации законодательства (Трудового кодекса РФ и его подзаконного акта — Перечня) вносятся изменения в раздел XII, главу 41, ст. 253 ТК РФ.

Охрана труда: апгрейд раздела X «Охрана труда» ТК РФ

Наибольшее количество корректировок внесено в раздел X «Охрана труда» ТК РФ

Далее подробно разберем, что изменилось и на что особенно надо обратить внимание

Необходимость обеспечения безопасности труда

Первостепенной задачей каждого нанимателя является создание безопасных условий труда. Безопасность не может быть абсолютной, но ее необходимо минимизировать до установленных пределов. Выполнение данной задачи требует комплексного подхода и регулярности применений.

Безопасность трудовых функций включает в себя мероприятия направленные на минимизацию вредных или опасных факторов, которые воздействуют на работников в процессе выполнения ими своих обязанностей. Основной задачей охраны труда является сведение к минимальному показателю уровню травматизма и профессиональных заболеваний.

Достичь абсолютной безопасности невозможно, так как существует приемлемый риск. Допустимым рисков считается соотношение между стопроцентной безопасностью и возможностями для ее достижения. Данная величина варьируется в зависимости от того, к какой именно отрасли относится организация. Безусловно, потенциальные риски в металлургических и горнодобывающих предприятиях несравнимо выше, чем в организациях, занимающихся логистикой и посреднической деятельностью.

Другой комментарий к статье 212 ТК РФ

Статья 212 ТК РФ возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Большая часть из них корреспондирует иным нормам ТК РФ и регулируется положениями соответствующих статей (см. ст.ст.213, 219-231, 353 ТК РФ и комментарии к ним и др.). Неисполнение указанных обязанностей является основанием для привлечения работодателя к административной ответственности по ст.5.27 КоАП РФ.

Среди нормативных актов, принятых в развитие норм комментируемой статьи, следует выделить следующие:
— Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ, в соответствии с которым обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. При этом согласно ст.8 данного закона специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено указанным законом. Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года N 33н утверждены: Методика проведения специальной оценки условий труда; Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению;
— Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
— Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13 января 2003 года N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Данный Порядок предназначен для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей. Согласно требованиям комментируемой статьи работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда в соответствии с указанным Порядком;
— Приказ Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года N 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами». Например, для работников, выполняющих наружные, сварочные и другие работы, связанные с воздействием ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, C или воздействием пониженных температур, ветра, предусмотрена выдача средств для защиты кожи при негативном влиянии окружающей среды (от раздражения и повреждения кожи) в объеме 100 мл;
— Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2000 года N 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний», в соответствии с которым расследованию подлежат острые и хронические профессиональные заболевания (отравления), возникновение которых у работников и других лиц обусловлено воздействием вредных производственных факторов при выполнении ими трудовых обязанностей или производственной деятельности по заданию организации или индивидуального предпринимателя. При этом под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности;
— Постановление Минтруда России от 24 октября 2002 года N 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях».

Видеоролик Анатолия Терентьева «Нормативные требования охраны труда» (Нормативно-правовые акты по охране труда)

Текст видео:

Нормативно-правовые акты по охране труда содержат в себе обязательные государственные требования как по охране труда, так и по пожарной безопасности.

В каких случаях Вам пригодятся нормативные документы?

√ Вам надо разрабатывать мероприятия по реализации любых видов работ;√ Вам нужно разработать инструкцию по охране труда;√ У Вас случился (не дай Бог) несчастный случай на предприятии, и Вам этот случай надо расследовать.√ Вам надо обосновано доказать инспектору по труду, что нарушений у Вас не было.

Давайте поговорим о том, какие есть государственные нормативные документы, которые в Вашей работе могут пригодиться?

1. Конституция Российской Федерации — прописывается во всех документах, но на практике практически не применяется.

2. Трудовой Кодекс Российской Федерации – это основной документ, который регулирует отношение между работодателем и работником. Трудовой Кодекс специалисту по охране труда условно можно разбить на две части:

1 часть ТК – трудовое право. Если, например, Вас интересует содержание трудового договора, порядок предоставления отпуска, предоставление гарантий и компенсаций.

2 часть ТК— охрана труда, раздел 10. В этом разделе есть:

√ права и обязанности работодателя (указывается что он должен делать, а вот ка делать – не указывается);√ права и обязанности работника;√ порядок расследования и учета несчастных случаев на предприятии.

В Трудовом Кодексе также есть важные разделы, касающиеся государственного контроля надзора в Российской Федерации за соблюдением трудового законодательства, а также контроль и надзор со стороны общественных организаций (профсоюзов)

3. Иные нормативно-правовые акты Российской федерации (субъектов РФ).

√ системы стандартов безопасности труда. Это ГОСТы и технические регламенты;

√ правила по охране труда на каждый вид работ;

√ строительные нормы и правила (СНиПы). Довольно часто в организации проводят совмещенные работы, когда на предприятие приходит строительно-монтажная организация для проведения строительных работ. Возникает вопрос, как правильно допустить эту бригаду, как правильно организовать совместную работу двух организаций? В СНиПах вы найдете ответ на эти вопросы;

√ санитарные нормы и правила (СанПиНы). За выполнение санитарных норм и правил следит Роспотребнадзор. Одним из самых важных СанПиНов называется «Производственный контроль за соблюдением санитарных правил».

√ нормативно-правовые акты по пожарной безопасности. Самым важным документом является «Правила противопожарного режима в Российской Федерации.

√ требования по опасным производственным объектам (Федеральный закон 116 ФЗ). Применяется исключительно для работников, работающих на опасных производственных объектах.

И не забываем: Согласно статье 212 ТК РФ, комплект нормативно-правовых актов должен быть у нас на предприятии (либо в уголке по охране труда, либо в кабинете по охране труда).

Итак, мы разобрались, в каких документах изложены основные государственные нормативные требования охраны труда, какие нормативные документы по охране труда в 2021 году помогали специалистам по ОТ и ТБ справляться со своими должностными обязанностями, что можно включать в перечень нормативных документов по охране труда на конкретных предприятиях.

Также советуем почитать:

  • Разработка инструкций по охране труда
  • Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях
  • Охрана труда на предприятии: документы и их учет
  • Удостоверение по охране труда нового образца 2021 года

Статья 216. Государственное управление охраной труда

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Часть вторая утратила силу.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда Правительство Российской Федерации, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;

разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;

устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;

разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;

обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;

координируют научно-исследовательские работы в области охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

организуют международное сотрудничество в области охраны труда;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда:

обеспечивают реализацию на территории субъекта Российской Федерации государственной политики в области охраны труда и федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

разрабатывают и утверждают территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;

координируют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей — индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;

осуществляют на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке государственную экспертизу условий труда;

организуют сбор и обработку информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации;

исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда, не отнесенные к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

назад к оглавлению

Другой комментарий к статье 218 ТК РФ

§ 1. Статья 218 ТК предусматривает создание (помимо службы) по инициативе работодателя и (или) работников либо их представителей паритетного органа из их представителей в целях сотрудничества в сфере охраны труда — комитета или комиссии по охране труда организации. Типовое положение об этом комитете (комиссии) утверждается Минздравсоцразвития РФ, и на его основе разрабатываются и принимаются локальные положения о комитете (комиссии) по охране труда.

§ 2. Комитет (комиссия) по охране труда организации разрабатывает проект соответствующего коллективного договора по разделу «Охрана труда», осуществляет контроль за его выполнением, организует другие совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Комитет (комиссия) организует также проверку условий и охраны труда на рабочих местах и информирует работников о результатах этих проверок, организует сбор предложений к разделу коллективного договора по вопросам охраны труда.

Ответственность за отсутствие инструктора по охране труда

По ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в случае несоблюдения нанимателем законодательства по ОТ (отсутствие ответственного сотрудника или специальной службы) на организацию накладывается штраф от 50 до 80 тысяч руб.*


Заключение

Таким образом, законодательство четко устанавливает, при какой численности работников требуется введение в штат инспектора по ТО. В фирме, не имеющей дела с вредными условиями или с числом персонала меньше 50 человек, не считается обязательным вакансия специалиста по безопасности – достаточно ответственности администрации. При численном составе работников больше 50, требуется формирование службы или включение в штат инспектора по ОТ.

*Суммы штрафов актуальны на август 2020 г.