Оглавление
Согласование границ двух участков
Согласование общих границ двух или нескольких землевладений наиболее конфликтная работа, выполняемая при межевании. Отсутствие межевых знаков или самовольная их установка одним из владельцев не только препятствует нахождению взаимопонимания по этому вопросу среди соседей, но нередко приводит к судебным разбирательствам. Именно поэтому перед тем как согласовывать границы двух участков, необходимо учесть нормы закона.
Исходя из положений пункта 2 статьи 39 ФЗ, владелец соседнего участка не имеет права предъявлять претензии относительно местоположения правильно установленных межевых знаков. Кроме того, не допускается согласование расположения границы за денежную компенсацию, предоставленную владельцу одного из смежных участков.
Подписывать акт согласования границ, который является обязательным этапом при создании кадастровой документации, можно лишь с законным владельцем смежного участка или с его наследниками, еще не переоформившими право собственности, но получившими при этом нотариальное свидетельство. Кроме того, закон допускает согласование границ с арендатором при условии, что соглашение на землевладение заключено на срок, превышающий 5 лет.
Если же смежный участок находится в коллективной или долевой собственности (это касается также многоквартирных домов), подписывать акт имеет право официальный представитель, наделенный такими полномочиями на общем собрании владельцев земельных паев, помещений в доме или членов садоводческого товарищества.
По обоюдному желанию собственников смежных землевладений акт может быть согласован как с установлением межевых знаков на местности, так и без. В соответствии со статьей 40 ФЗ для исключения недоразумений или подлогов согласительный акт подписывается на оборотной стороне план-схемы расположения границ.
Закон имеет в себе четкие инструкции по поводу того, что нужно делать, если хозяин соседнего участка отказывается ставить свою подпись для согласования общей границы. В этом случае кадастровым инженером должна быть сделана соответствующая запись с указанием изложенных соседом аргументов, которые вынудили его отказаться от подписи. Спор по поводу границы впоследствии может быть урегулирован, основываясь на нормах Земельного кодекса РФ.
Письма Министерства экономического развития РФ:
- № 26268-ВА/23и “О применении положений федеральных законов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 280-ФЗ” от 15.09.2017;
- № Д23и-5855 «О перераспределении земельных участков» от 10.10.2017;
- № ОГ-Д23-1002 «Относительно включения площади, занимаемой перегородками, внутренними стенами, в площадь этажа жилого и нежилого здания» от 01.02.2017;
- № ОГ-Д23-1483 «О рассмотрении обращений от 30.01.2017 г» (о перепланировках) от 13.02.2017;
- № Д23и-1291 «Относительно определения площади жилого здания, относительно необходимости определения площади ранее учтенного здания, сооружения; относительно несоответствия вида и значений площади объекта строительства, указанных в техническом плане и разрешении на ввод в эксплуатацию; относительно определения площади жилого строения; относительно эксплуатируемой кровли» от 10.03.2017;
- № Д23и-1179 «Об организации кадастровой деятельности» (на кровле не формируются помещения, определение технического этажа, перепланировка нежилого помещения по декларации, вспомогательные объекты) от 03.03.2017;
- № ОГ-Д23-2557 «Относительно размеров машино-мест» от 10.03.2017;
- № Д23и-1881 «Относительно государственного кадастрового учета части объекта недвижимости» от 4.04.2017;
- № ОГ-Д23-3939 «О рассмотрении обращения» (раздел ИЖС) от 07.04.2017;
- № ОГ-Д23-6564 «О рассмотрении обращения» (о ГКУ машино-мест) от 02.06.2017;
- № ОГ-Д23-6556 «Относительно порядка определения контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в соответствии с Требованиями к подготовке технического плана, составу содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953» от 02.06.2017;
- № ОГ-Д23-9803 «По вопросу приостановления осуществления кадастрового учета в связи с разделом здания (жилого дома)» от 25.08.2017;
- № Д23и-5096 «Относительно подготовки технического плана сооружения, для строительства которого получение разрешения на строительство не требуется» от 01.09.2017;
- №Д23и-5777 «О применении статьи 40 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (о нескольких МКД на одном ЗУ) от 05.10.2017;
- № Д23и-4942 «Относительно кадастрового учета части здания в целях регистрации долгосрочного договора аренды» от 10.10.2017;
- № ОГ-Д23-56 «О документах, на основании которых подготавливается технический план в отношении здания, расположенного на садовом или дачном земельном участке» от 10.10.2018;
- № Д23и-1944 (о подготовке технического плана на жилое строение) от 13.04.2018;
- № 17683-ВА/Д23и «О ГКУ нежилого здания с помещениями и машино-местах» от 29.05.2018.
Таким образом, мы рассмотрели основные нормативные правовые акты, которые могут пригодиться в работе кадастрового инженера.
14.05.2020
Договор на выполнение кадастровых работ
Чтобы межевание было выполнено точно и согласно действующему законодательству, между заказчиком и подрядчиком должен быть заключен договор, куда обязательно вписываются:
- условия выполнения заказа (время, место, объем и содержание работ);
- обязанности обеих сторон договора.
Стоимость на выполнение работ должна быть определена на основании проведенной сметы и утверждена обеими сторонами.
Достаточно часто заказчики обращаются в геодезические фирмы по телефону, требуя указать примерную стоимость нужных им работ. Однако подобный способ получения информации о цене выполнения выноса границ в натуре или межевания может быть неточным. Весьма вероятно, что впоследствии стоимость работ будет скорректирована исходя из особенностей местности и других нюансов, узнать о которых по телефону бывает довольно непросто.
Кроме того, в договоре желательно указать предельный срок выполнения работ
Особенно это важно, если оформление тех- или кадастрового паспорта вскоре понадобится для отчуждения объекта недвижимости. Соблюдение точных сроков в подготовке документации лучше всего упомянуть отдельным пунктом в договоре
Кодексы РФ:
- Земельный кодекс;
- Лесной кодекс;
- Градостроительный кодекс;
- Жилищный кодекс;
- Гражданский кодекс.
Земельный кодекс РФ является основным источником земельного права в России и определяет земельные отношения. Земельный кодекс регулирует образование земельных участков, охрану земель, права и пользование землей и другие аспекты землепользования.
Лесной кодекс РФ – это основной нормативно-правовой документ, разъясняющий вопросы лесопользования. В общих чертах, Лесной кодекс дает определения сфере своего применения, разграничивает ответственность в области лесных отношений, регламентирует порядок купли-продажи лесных участков, а также определяет контролирующие органы и ответственность за нарушение законодательства.
Градостроительный кодекс РФ – это свод нормативно-правовых основ, определяющий и регулирующий градостроительные и отдельные связанные с ними отношения на территории РФ. Основная функция – это закрепление норм и определений в сфере территориального планирования, городского зонирования и планировки территории, а также назначение контролирующих органов в сфере городского строительства. Особенностью данного кодекса является обособленное определение правовых норм в сфере градостроительства Москвы и Санкт-Петербурга.
Жилищный кодекс РФ — кодифицированный свод законодательных норм, регулирующих отношения, связанные с жилыми и нежилыми помещениями, их использованием, а также жилищными правами граждан Российской Федерации.
Гражданский кодекс РФ содержит 4 части. Часть I ГК посвящена наиболее общим вопросам, являющимся своеобразным фундаментом гражданского права. В нее включены три раздела, рассматривающие сферу действия гражданского законодательства, его основы, применение, права собственности и другие вещные права и обязательства. Часть II ГК рассматривает различные виды обязательств — или, если сказать проще, разные виды договоров. В ней даются правовые основы рассматриваемого обязательства: определение, характеристики, виды, формы, особенности. Часть III ГК включает в себя два больших раздела — по международному частному и по наследственному правам. Часть IV — самая новая его часть — введена в действие с 2008 года. Она устанавливает правовые нормы в сфере интеллектуальной собственности. Это, в первую очередь, авторское право, а также смежные с авторским права, патентное право, ноу-хау и т. п.
Саморегулируемые кадастровые организации
Действующий закон о земельном кадастре, принятый Госдумой Российской Федерации в 2007 году, в статье 30 вносит разъяснение относительно статуса и полномочий саморегулируемых организаций (СО), в компетенции которых контроль над деятельностью кадастровых инженеров. Стоит отметить, что саморегулируемая организация может быть создана далеко не в каждом российском городе — закон допускает ее регистрацию лишь при наличии более 700 участников. Это ограничивает количество саморегулирующих кадастровых организаций лишь федеральными субъектами. Среди функций таких организаций следует выделить:
- составление правил работы и контроль за их соблюдением;
- определение суммы регулярных членских взносов;
- защиту интересов членов СО в правовых спорах;
- рассмотрение жалоб со стороны заказчиков и других лиц;
- принятие и исключение членов СО;
- проведение информационных тренингов, стажировок и курсов повышения квалификации для членов СО.
Кроме функций, саморегулируемые организации имеют некоторые права, которые позволяют им эффективно следить за тем, чтобы все участники СО вели свою деятельность на высоком профессиональном уровне. К ним относятся:
- осуществление официальных запросов относительно результатов работы того или иного инженера;
- проведение графологической и технической экспертизы документов при подозрениях в фальсификации или порче.
Все решения СО должны приниматься простым большинством голосов на общем собрании. Обязательное условие — присутствие при голосовании не менее 50% от общего числа участников организации.
Комплексные кадастровые работы
Потребность в заказе кадастровых работ может коснуться не только какого-либо одного собственника дачи или иного частного землевладения, решившего привести в порядок документацию перед продажей или дарением дома. В некоторых случаях может понадобиться комплексное проведение межевания сразу нескольких десятков участков.
Иногда такая необходимость обусловлена введением в строй коттеджного городка или жилого комплекса, состоящего из нескольких зданий. Однако часто подобная работа кадастровых инженеров требуется для исправления ошибок в реестре, которые коснулись целого ряда участков. Кроме того, комплексное межевание нужно при объединении нескольких территорий под строительство единого объекта.
В действующем законодательстве кадастровая деятельность регламентирована статьей 42.1 ФЗ. Учитывая, что действия инженеров в такой ситуации требуют тщательной согласованности, подряд на выполнение комплексного межевания следует доверять одной фирме. Это защитит от путаницы во время полевых работ, позволит точно установить сроки окончательного окончания работ и оформления необходимой документации
Следует также принять во внимание, что повторные работы на территории обозначенного в договоре подряда кадастрового квартала не допустимы
Требования к вакансии
Существующий закон о госкадастре (статьи 9–33 главы 4 ГЗК) подробно разъясняет все аспекты работы кадастровых инженеров и организаций, имеющих полномочия для саморегулирования деятельности лиц этой профессии.
Сейчас почти все знают, что кадастровому инженеру для работы необходимо иметь государственную лицензию. Однако это далеко не все требования, которые предъявляются к будущим инженерам-геодезистам. В частности, гражданин, желающий выполнять межевание и другие кадастровые работы, должен иметь:
- гражданство России;
- диплом профильного вуза (по специальности, допускающей дальнейшую работу в сфере кадастра, либо не по специальности, однако иметь при этом сертификат, свидетельствующий о прохождении дополнительной профессиональной подготовки);
- двухлетний опыт работы помощником кадастрового инженера (включая стажировку);
- успешно пройденный экзамен за знание теории кадастровой деятельности;
- действующий ОСАГО;
- отсутствие судимостей или дисквалификации в ГКН.
Учитывая, что контроль над работой инженеров положен на местные саморегулирующие организации, законодательство имеет ограничение на введение с их стороны каких-либо дополнительных условий. Это делается для того, чтобы пресечь возможный конфликт интересов между членами организации-саморегулятора, которые сами являются кадастровыми инженерами, и теми, кто только собирается ими стать. Таким образом, закон не допускает наличия ограничений на допуск к работе, кроме вышеперечисленных в статье 29 ФЗ.
О КАДАСТРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Принят
Государственной Думой
4 июля 2007 года
Одобрен
Советом Федерации
11 июля 2007 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального законаСтатья 2. Правовая основа регулирования кадастровых отношений
Статья 3, статья 3.1. Утратили силуСтатья 3.2. Орган, осуществляющий федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров и ведение государственного реестра саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, государственного реестра кадастровых инженеров
Глава 2. Ведение государственного кадастра недвижимости
Статья 4, статья 5, статья 6. Утратили силу
Статья 7. Утратила силу
Статья 8, статья 9, статья 10, статья 10.1, статья 11, статья 11.1, статья 12, статья 13, статья 14, статья 15. Утратили силу
Глава 3. Порядок кадастрового учета
Статья 16, статья 17. Утратили силу
Статья 18. Утратила силу
Статья 19. Утратила силу
Статья 20, статья 21, статья 22, статья 23, статья 24, статья 25, статья 25.1, статья 26. Утратили силуСтатья 26.1. Обжалование решения о приостановлении
Статья 27, статья 28. Утратили силу
Глава 4. Кадастровая деятельность
Статья 29. Кадастровый инженерСтатья 29.1. Права и обязанности кадастрового инженера при осуществлении кадастровой деятельностиСтатья 29.2. Ответственность кадастрового инженера. Договор обязательного страхования гражданской ответственности кадастрового инженераСтатья 30. Саморегулируемые организации кадастровых инженеровСтатья 30.1. Органы саморегулируемой организации кадастровых инженеровСтатья 30.2. Ведение саморегулируемой организацией кадастровых инженеров реестра членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров. Раскрытие информации саморегулируемой организацией кадастровых инженеровСтатья 30.3. Национальное объединениеСтатья 30.4. Государственный реестр саморегулируемых организаций кадастровых инженеровСтатья 30.5. Регулирование кадастровой деятельности и деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения. Осуществление федерального государственного надзораСтатья 31. Формы организации кадастровой деятельностиСтатья 32. Осуществление кадастровым инженером кадастровой деятельности в качестве индивидуального предпринимателяСтатья 33. Осуществление кадастровым инженером кадастровой деятельности в качестве работника юридического лица
Статья 34. Утратила силуСтатья 35. Основания для выполнения кадастровых работСтатья 36. Договор подряда на выполнение кадастровых работСтатья 37. Результат кадастровых работ
Статья 38. Утратила силуСтатья 39. Порядок согласования местоположения границ земельных участковСтатья 40. Акт согласования местоположения границ
Статья 41, статья 42. Утратили силу
Глава 4.1. Комплексные кадастровые работы
Статья 42.1. Объекты комплексных кадастровых работСтатья 42.2. Финансирование выполнения комплексных кадастровых работ. Заказчики комплексных кадастровых работСтатья 42.3. Основания выполнения комплексных кадастровых работ. Исполнители комплексных кадастровых работСтатья 42.4. Результат комплексных кадастровых работ
Статья 42.5. Утратила силуСтатья 42.6. Порядок выполнения комплексных кадастровых работСтатья 42.7. Порядок извещения о начале выполнения комплексных кадастровых работСтатья 42.8. Особенности уточнения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работСтатья 42.9. Установление местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работСтатья 42.10. Порядок согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работСтатья 42.11. Особенности выполнения комплексных кадастровых работ, финансируемых за счет внебюджетных средств
Глава 5. Заключительные положения
Статья 43, статья 44. Утратили силуСтатья 45. Ранее учтенные объекты недвижимости
Статья 45.1. Утратила силуСтатья 46. Обеспечение реализации положений настоящего Федерального законаСтатья 47. Иные заключительные положенияСтатья 48. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
24 июля 2007 года
N 221-ФЗ
Отличия закон о земкадастре и ФЗ 221
Контроль над кадастровой деятельностью в ныне действующем законодательстве не ограничивается одним лишь законом № 221 «О государственном кадастре недвижимости». Кроме него существует закон № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Несмотря на очевидную схожесть названий, путать эти два законодательных акта не следует.
Если ФЗ № 221 представляет собой детализированную инструкцию по поводу того, кто и как должен проводить кадастровые работы, а так же как осуществляется контроль над такой деятельностью, то закон № 28 разъясняет понятие государственного кадастра, устанавливает цели его создания и принципы работы.
Особое место в законе уделено полномочиям государственных органов в сфере земельного кадастра. Учитывая, что в настоящее время основная часть земельных ресурсов является собственностью государства, а передача земли в долгосрочную аренду и под индивидуальное жилое строительство происходит в основном за счет муниципального и государственного фонда, полномочия федеральных и местных органов власти имеют большое влияние на процесс кадастрового учета. Для разъяснения роли государства в законе отводится глава 2.
https://www.youtube.com/watch?v=GfCoeZZT1kI
Следующая, третья глава закона о земельном кадастре посвящена тому, какие именно сведения входят в единый реестр ГКН, а также основной терминологии, применяемой в кадастровом деле.
Глава 4 рассказывает о порядке ведения учета в ГКН, процедуре предоставления сведений, находящихся в государственном кадастре, заинтересованным лицам.
Права и обязанности кадастрового инженера
Вступление в саморегулирующую организацию отнюдь не означает, что инженер с этого момента может работать так, как ему заблагорассудится. В своей работе он обязан неукоснительно следовать требованиям, изложенным в статье 29.1-ФЗ «О земельном кадастре». Знание этих требований будет полезно не только геодезистам, но и собственникам недвижимости. Это позволит, прежде всего, не допустить ошибок при межевании. В частности, кадастровый инженер может отказаться от предложенной ему работы, если:
- объект не может считаться недвижимостью или не подлежит учету в ГКН в соответствии со статьями 6–7 действующего закона;
- заказчик не смог представить требуемые документы для осуществления межевания участка;
- заказчик не смог обеспечить инженеру свободный доступ на объект;
- представленные собственником недвижимости документы недостоверны.
В то же время инженер должен представить заказчику документы, подтверждающие его полномочия для осуществления межевых работ. Если землевладелец требует конфиденциальности информации, полученной в ходе работ, инженер обязан ее обеспечить, за исключением ситуаций, где имеет место противоречие нормам законодательства.
Кто имеет право заниматься кадастром
Депутатами Государственной Думы установлено четкое требование для каждого кадастрового инженера: быть членом местной саморегулируемой организации, в чьи функции среди прочих входит осуществление контроля над работой в сфере кадастра земли и других объектов недвижимости. Тем не менее, способ организации своей работы инженер может выбирать самостоятельно.
Согласно статьям 32–33 ФЗ «О государственном кадастре» деятельность кадастрового инженера может осуществляться в качестве:
- частного предпринимателя;
- сотрудника специализированной частной фирмы.
Если выбран второй вариант, то геодезическая фирма должна:
- иметь в штате сотрудников как минимум двух квалифицированных инженеров, являющихся участниками профессиональной саморегулирующейся организации;
- хранить документацию с результатами работ;
- заключать с кадастровыми инженерами трудовой договор;
- не допускать к выполнению заказов инженеров, которые были исключены из состава СО или отказались пройти квалификационные курсы.
Хранимые документы в виде копий заключенных договоров и результатами межевых работ могут быть востребованы у фирмы правоохранительными и контролирующими организациями на основании судебного решения.