Федеральный закон «об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 n 33-фз ст 33 (ред. от 11.06.2021)

Взаимодействие закона с другими нормами

Поскольку Кодекс РФ предусматривает непосредственное предотвращение правонарушений, охранные предприятия, задействованные на территории природного комплекса, получили права на проверку документов посетителей, а также досмотр их вещей в случае необходимости. Такая мера безопасности всего за несколько лет привела к существенному снижению происшествий в зонах ООПТ.

Работники охранного предприятия также подвергаются защите со стороны законодательной базы. Помимо вышеуказанных полномочий, им разрешается использовать средства самозащиты, а также инструменты для остановки транспортных средств. Им допускается ношение и даже применение огнестрельного оружия. В качестве материальной защиты все инспекторы проходят процесс государственного страхования жизни и здоровья, а потому семья может быть спокойна за будущее своего работника.

В чьей собственности находятся территории и как их защищают

Собственником обозначенных зон является Российская Федерация. Из-за этого, искомые земельные объекты не могут быть отчуждены. Кроме того, законом строго запрещается перевод земельных участков, которым присвоен статус охраняемых, в другие категории, которые снимали бы с них необходимость охраны. Таким образом, они защищаются от того, чтобы произвести застройку этих земель:

  • отелями;
  • гостиницами;
  • спортивными и прочими объектами.

Подобное строительство стало бы причиной уничтожения уникальной и ценнейшей флоры и фауны, образовавшихся естественным путем природных объектов и прочих натуральных богатств страны.

Все мероприятия, направленные на защиту заповедных зон, должны согласовываться с контролирующими органами

Особенностью нововведений 2018 года также является то, что физические лица и компании, которые арендуют землю в национальных парках, обязаны каждые 12 месяцев проводить различные мероприятия, которые направлены на предупреждение и предотвращение нанесения вреда:

  • животным;
  • растениями;
  • окружающей среде в целом.

Берегите природу независимо от того, находитесь ли вы на территории защищаемой законом зоны

Что регламентирует 33 ФЗ

В настоящее время характеристики, описанные в 33 Федеральном Законе, имеют свое начало в Конституции РФ, а потому являются обязательными к исполнению. Этот закон описывает отношения и взаимодействие человека и окружающей среды в зонах ООПТ, которые могут хранить культурное и природное наследие РФ. И также в законе регламентированы все имущественные отношения между гражданами и участками зеленой зоны.

Во второй статье описываются категории и факторы для признания и создания ООПТ на определенном участке земли. Таким образом, для придания особых прав учитывают: наличие биологической флоры, включая редкие виды животных, рыб и растений, подходящих под понятия «Красной книги» или иного акта в данной сфере; ландшафт, представляющий культурное наследие либо имеющий эстетическую или научную ценность.

В зависимости от природных особенностей региона, местные власти вправе дополнять вышеуказанные категории, тем самым защищая флору и фауну. При этом указание на создание охраняемой зоны может прийти свыше, например, от федерального органа управления. А потому для контроля за такими зонами могут использоваться структуры всех уровней для максимальной защиты биологических видов, проживающих на них.

Виды особо охраняемых природных территорий

В зависимости от того, какой режим установлен для каждой конкретной территории, можно выделить различные виды оных.

Существует множество разновидностей режимов, установленных на охраняемых территориях

Таблица 2. Разновидности особо охраняемых территорий 

Вид территории Пример
Природные государственные заповедники, в частности также и биосферные Ярким примером такого образования является природный биосферный заповедник, расположенный на территории Алтайского края.
Парки национального характера Среди национальных парков можно отметить Валдайский.
Парки природного характера Природные парки – места, особенности которых образованы самой природой. В качестве примера можно вспомнить знаменитые Ленские столбы, расположенные на берегу одноименной реки в Якутии.
Природные заказники государственного типа К примеру, Ярославский заказник зоологического профиля, охраняемый, как вы могли понять, ввиду того, что на его территории проживают малочисленные виды представителей животного мира.
Природные памятники В качестве примера приведем Долгую косу, образованную стихийно из ракушечника, расположенную в Ейском районе Краснодарского края.
Парки и сады дендрологического и ботанического характера Например, один из таких парков расположен в Хабаровске, и носит одноименное название.

Выдержка из ФЗ №33 Статьи 2. Категории особо охраняемых природных территорий

Согласно сведениям, обнародованным Владимиром Бурматовым, занимающим председательствующую должность в Комитете по экологии и охране природы, в нашей стране сегодня насчитывается около 13 000 подобных объектов. Если говорить о процентном соотношении, то это будет 12% от всей площади, занимаемой нашей страной.

Согласно статистике, целых 12% всех территориальных угодий нашей страны занимают зоны, подлежащие охране

Правила посещения особенно охраняемых природных территорий

Согласно поправкам, внесенным в рассматриваемые законодательный акт в 2018 году, посещение обозначенных в тексте зон возможно лишь в том случае, когда соблюдаются правила особой охраны.

Так, граждане, которые бы хотели осуществить посещение природных территорий, могут сделать это следующими двумя путями:

  • платно;
  • бесплатно.

То, какой режим (платный или бесплатный) устанавливается для каждой зоны, определяется постановлениями Правительственных структур нашей страны.

Одним из важных изменений, которое произошло в 2018 году во время внесения корректировок в содержание закона, стало то, что теперь официально прописали отказ от взимания платы за пересечение границ природных территорий с граждан, которые:

  • проживают непосредственно в этих зонах;
  • относятся к представителям малочисленных народов Севера, Сибири, Дальнего Востока, то есть исторически проживали на данных территориях, и имеют этическое право находиться в их границах.

К слову, раньше случалось так, что потомки коренных народностей, живущих на конкретной земле несколько сотен лет, имеющие там же всю родню, вынуждены были платить за то, чтобы проехать к своему бывшему месту жительства. Это вызывало недовольство среди людей. Нововведения 2018 года упразднили эту несправедливость.

Ранее представители коренных народностей не могли беспрепятственно проехать по охраняемым зонам, им приходилось платить

Статья 34. Права должностных лиц органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий

1 — 3. Утратили силу с 1 июля 2021 года. — Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ.

4. Должностные лица органов и государственных учреждений, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при исполнении служебных обязанностей применять специальные средства — наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.

5. Государственным инспекторам в области охраны окружающей среды при осуществлении возложенных на них настоящим Федеральным законом задач и при исполнении служебных обязанностей разрешены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, хранение, ношение и применение служебного огнестрельного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия. Перечень типов, моделей и количество служебного огнестрельного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия, правила их применения должностными лицами, осуществляющими государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий и их охранных зон, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

6. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.

6.1. Государственным инспекторам в области охраны окружающей среды выдаются служебные удостоверения и форменная одежда установленного образца.

Образцы форменной одежды, знаков различия и отличия, служебных удостоверений должностных лиц федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, и порядок ношения форменной одежды указанными должностными лицами утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Государственные инспектора в области охраны окружающей среды подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

8. Органы и федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, могут быть привлечены судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и ее компонентам вследствие нарушения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях.