Постановление правительства рф от 31.03.2012 n 272

V. Сроки доставки, выдача груза. Очистка транспортных средств и контейнеров

63. Перевозчик доставляет и выдает груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель — принимает доставленный ему груз. Перевозчик осуществляет доставку груза в срок, установленный договором перевозки груза. В случае если в договоре перевозки груза сроки не установлены, доставка груза осуществляется:

а) в городском, пригородном сообщении — в суточный срок;

б) в междугородном или международном сообщениях — из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.

64. О задержке доставки груза перевозчик информирует грузоотправителя и грузополучателя. Если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию:

а) в течение 10 дней со дня приема груза для перевозки — при перевозке в городском и пригородном сообщениях;

б) в течение 30 дней со дня, когда груз должен был быть выдан грузополучателю, — при перевозке в междугородном сообщении.

65. Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба в случае повреждения (порчи) груза в процессе перевозки по вине перевозчика, если использование груза по прямому назначению невозможно.

66. В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу — возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением. Расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются за счет грузоотправителя.

67. Переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:

а) водитель с использованием средств связи информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз;

б) перевозчик в письменной форме либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз и запрашивает указание о переадресовке груза;

в) при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента его уведомления о невозможности доставки груза перевозчик в письменной форме уведомляет грузоотправителя о возврате груза и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю;

г) при получении от грузоотправителя указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в транспортной накладной, перевозчик с использованием средств связи информирует водителя о переадресовке.

68. При подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель отмечает в транспортной накладной в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест.

69. По завершении пользования транспортным средством фрахтователь отмечает в заказе-наряде в присутствии фрахтовщика (водителя) фактические дату и время завершения пользования транспортным средством.

70. Проверка массы груза и количества грузовых мест, а также выдача груза грузополучателю осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона.

71. После выгрузки грузов транспортные средства и контейнеры должны быть очищены от остатков этих грузов, а после перевозки грузов по перечню согласно приложению № транспортные средства и контейнеры должны быть промыты и при необходимости продезинфицированы.

72. Обязанность по очистке, промывке и дезинфекции транспортных средств и контейнеров лежит на грузополучателях. Перевозчик по согласованию с грузополучателем вправе принимать на себя за плату выполнение работ по промывке и дезинфекции транспортных средств и контейнеров.

8 интересных поправок в новый проект

Версия документа, которую выкатили в конце 2019 года, сократилась в несколько раз. Вышеупомянутые замечания частично все же были учтены, но, как прежде, нет четких рекомендаций к действию. Зато появились конкретные предложения поправок в иные НПА. Давайте по порядку.

Предлагается:

Закрепить термины: «электронная транспортная накладная», «оператор», «пользователи электронного документооборота транспортных накладных», «система документооборота электронных транспортных накладных».

Операторам ЭДО транспортных накладных обеспечивать обмен ЭТрН. Фактически они и сейчас этим занимаются.
При подписании использовать простую электронную подпись

Что самое важное, она может быть выдана с использованием ЕСИА. Другой вопрос, что доступ к сервису у операторов ЭДО пока нет.
Переадресовку организовывать только через оператора ЭДО транспортных накладных

Учитывая количество хищений грузов в РФ именно через переадресовку – когда водителю по мобильному телефону сообщают новое место выгрузки, а далее груз «уводят» мошенники – решение вполне разумное.

«Оператор передает электронную транспортную накладную и изменения в ней в информационную систему федерального органа исполнительной власти в области транспорта», – так говорится в проекте. Надо понимать, что есть определенные наработки, идеи рабочих групп, предложения, но самой системы пока всё же нет.
Имеются данные, что федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, создаст реестр операторов электронных транспортных накладных. Планируется, что именно Минтранс будет устанавливать порядок формирования и ведения реестра операторов, порядок взаимодействия между операторами и порядок обмена ЭТрН между пользователями электронного документооборота транспортных накладных и операторами.
Разработать формат по согласованию с Федеральной налоговой службой. По моему мнению, это правильное решение.
Внести изменения в ПДД. А именно допустить проверку как бумажных, так и электронных транспортных накладных.

Однозначно этот проект кажется более жизнеспособным, нежели предыдущие его версии. И, по моему мнению, с рядом допущений его можно принять уже сегодня. Конечно, при условии, что будут внесены правки в сопряженные НПА.

Вместо вывода хотелось бы сказать, что 272-е Постановление давно себя изжило, даже несмотря на то, что в справочной правовой системе «КонсультантПлюс» указана дата «от 31 января 2020». Рынок стремительно меняется, а правила 1997 года все еще никто не отменял, и компании вынуждены подстраивать свой бизнес под устаревшее законодательство, что, конечно, в корне неверно. Но это уже совсем другая история.

Почему не приняли версию проекта Постановления № 272 от сентября 2018 года?

  • Не предусмотрено взаимодействие с привлечением экспедиторских компаний;
  • Не предусмотрена процедура работы с документом в случае использования роуминга;
  • Нет описания единого формата для всех операторов ЭДО, и не ясно, кто его разработает;
  • Отсутствуют четкие инструкции и рекомендации, как можно представлять документы по месту требования (ГИБДД, суды, ФНС и др.).

По этим причинам, вероятно, проект постановления и не приняли. К слову, сейчас существует множество рабочих групп, через которые бизнес-сообщество старается влиять на НПА:

  • Рабочая группа при «Сколково».
  • Сообщество ECR, куда входят представители всех сторон перевозки и операторы ЭДО.
  • АНО «Цифровая экономика» и др.

Однако, воз и ныне там. Обсуждения идут, а правки так и не принимаются.

VII. Порядок составления актов и оформления претензий

79. Акт составляется в следующих случаях:

а) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;

б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;

в) утрата или недостача груза, повреждения (порчи) груза;

г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;

д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;

е) просрочка доставки груза;

ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;

з) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.

80. Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.

81. Отметки в транспортной накладной и заказе-наряде о составлении акта осуществляют должностные лица, уполномоченные на составление актов.

82. Акт содержит:

а) дату и место составления акта;

б) фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;

в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;

г) в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза — их описание и фактический размер;

д) подписи участвующих в составлении акта сторон.

83. В случае, указанном в подпункте «г» пункта настоящих Правил, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя.

84. В случае отказа от подписи лица, участвующего в составлении акта, в акте указывается причина отказа.

85. Акт составляется в количестве экземпляров, соответствующем числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем в 2 экземплярах. Исправления в составленном акте не допускаются.

86. В транспортной накладной, заказе-наряде, путевом листе и сопроводительной ведомости должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для ее проставления, и размер штрафа.

В отношении специализированных транспортных средств по перечню согласно приложению № размер штрафа за задержку (простой) транспортного средства устанавливается в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона.

87. Претензии предъявляются перевозчикам (фрахтовщикам) по месту их нахождения в письменной форме в течение срока исковой давности, установленного статьей 42 Федерального закона.

88. Претензия содержит:

а) дату и место составления;

б) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;

в) полное наименование (фамилия, имя и отчество), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;

г) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;

д) обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;

е) перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);

ж) фамилию, имя и отчество, должность лица, подписавшего претензию, его подпись.

89. Претензия составляется в 2 экземплярах, один из которых отправляется перевозчику (фрахтовщику), а другой — остается у лица, подавшего претензию.