Статья 278 ук рф. насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Комментарий к ст. 278 УК Украины

1. Деяние, предусмотренное ст. 278 УК, посягает на общественную безопасность, жизнь и здоровье людей.

2. Угон или захват железнодорожного подвижного состава, воздушного, морского или речного судна — это противоправное, самовольное завладение такими транспортными средствами с целью дальнейшего их использования по собственному желанию.

3. Предметами деяния, предусмотренного ст. 278, признаются: а) железнодорожный подвижной состав; б) воздушные, морские или речные суда, а также в) вокзалы, аэродромы, порты и другие транспортные предприятия, учреждения, организации.

4. Угон или захват транспортных средств или вокзалов, портов, аэродромов и т. п, совершенные по предварительному сговору группой лиц или с применением насилия, которое не является опасным для жизни или здоровья потерпевшего, квалифицируется по ч. 2 ст. 278 УК, а если угон или захват транспортных средств или предприятий были совершенные организованной группой или объединенные с насилием, опасным для жизни или здоровья потерпевшего, или повлекшие за собой гибель одного или более лиц или причинение тяжких телесных повреждений или иных тяжких последствий,— по ч. Ст. 278 УК. Неудачная, попытка угнать или захватить транспортное средство или транспортное учреждение квалифицируется как покушение на совершение преступления по ст. 15 и ст. 278 УК.

5. Угон или захват транспортных средств совершаются умышленно.

6. Ответственность за такое деяние наступает с четырнадцати лет (ч. 2 ст. 22 УК Украины).

Комментарий к статье 277 УК РФ

1. Государственные деятели — это руководители и иные должностные лица высших государственных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, а также органов прокуратуры РФ, субъектов РФ, чья деятельность носит политический характер (Президент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, члены Правительства РФ, руководители министерств, федеральных агентств и служб, лица, занимающие аналогичные должности субъектов РФ, прокуроры, судьи и др.).

Общественные деятели — лица, возглавляющие руководящие органы, входящие в их состав или активно участвующие в работе политических партий, общественных движений и объединений, фондов, профессиональных союзов как на федеральном, так и на региональном уровнях.

2. Посягательство включает в себя как убийство, так и покушение на государственного или общественного деятеля (в том числе вред, причиненный при этом здоровью). Оно считается оконченным с момента совершения действий, непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего. Фактическое причинение смерти квалифицируется по нормам комментируемой статьи.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательными являются цель — прекратить государственную или иную политическую деятельность и мотив преступления — месть потерпевшему за такую деятельность.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Действия лица в возрасте от 14 до 16 лет подпадают под признаки, указанные в п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

Комментарий к ст. 278 УК РФ

Комментарий под редакцией Есакова Г.А.

1. Объективная сторона преступления выражается в форме действий: а) захват власти; б) удержание власти в нарушение Конституции РФ; в) действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ. Захват власти — противоправное свержение, отстранение от власти законных представителей для получения властных полномочий. Удержание власти в нарушение Конституции РФ — это сохранение, удержание властных полномочий в нарушение основного закона лицами, которым она ранее принадлежала на законных основаниях или насильственно захватившими власть. Изменение конституционного строя — это полное или частичное изменение базовых начал общественного стоя и государственной организации, характеризующих конституционный строй РФ.

Насильственный характер указанных действий означает применение или демонстрацию готовности применения силы преимущественно с использованием оружия и (или) специализированных средств лицами, группами граждан, организациями в процессе осуществления указанных действий. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти могут сопровождаться побоями, умышленным причинением вреда здоровью, принудительной изоляцией и т.п.

2. Преступление признается оконченным с начала совершения указанных насильственных действий, независимо от наступления последствий и достижения поставленных целей.

Комментарий к Ст. 275 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона выражается в форме действий в виде: а) шпионажа; б) выдачи сведений, составляющих государственную тайну; в) оказании финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ. Об объективных признаках шпионажа см. комментарий к ст. 276 УК. Выдача сведений, составляющих государственную тайну, выражается в сообщении, доведении или передаче соответствующих сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, иностранному государству, международной (правительственной или неправительственной) либо иностранной организации или их представителям. Выдача может совершаться разными способами: устно, письменно, посредством электромагнитных установок, тайников и т.п. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» государственная тайна — это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень этих сведений предусмотрен в указанном Законе и Указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне». Выдача государственной тайны окончена с момента перехода сведений соответствующему адресату. Оказание финансовой, материально-технической, консультационной помощи проявляется в (со)финансировании деятельности иностранных государств, международных либо иностранных организаций или их представителей, направленной против безопасности Российской Федерации, снабжении их необходимым оборудованием и материалами, оказании им информационной поддержки и т.п. Оказание иной помощи состоит в содействии враждебной деятельности другими действиями: посредством выполнения роли связного, вербовки агентуры для иностранных спецслужб, перехода на сторону врага в военное время и т.п.

2. Преступление признается оконченным с момента совершения указанных действий вне зависимости от факта причинения вреда безопасности государства.

3. Субъект специальный: гражданин РФ (в том числе бипатрид), достигший 16-летнего возраста. При выдаче сведений, составляющих государственную тайну, лицо должно располагать доверенными или ставшими известными ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством, сведениями, составляющими государственную тайну.

4. В примечании к данной статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, предусмотренные ст. 275, 276, 278 УК. Это возможно если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Подготовительные мероприятия для рейдерского захвата компании

Незаконный захват предприятия начинается с большой предварительной работы.

Важно!

Захватчики» будут обращать внимание на любую мелочь, исходя из чего выберут оптимальный вариант для нахождения слабого места и его использования. К подготовленным мероприятиям относятся:

К подготовленным мероприятиям относятся:

  • экономическая разведка. В первую очередь определяется финансовые состояние компании с учётом её чистой среднегодовой прибыли, стоимости земельного участка и производственных активов:
  • потенциальная охрана. Определяется степень охраны компании и наличие знакомых среди сотрудников прокуратуры, МВД и местных органов власти;
  • подкуп представителей ФНС, местных органов власти, прокуратуры, МВД и судей.

Историческая основа

Люди в 90 х выходя на улицы свергли антинародный режим, утвердив конституционный порядок зависимости власти от народа, а не наоборот, на принципе чего строилась власть, лицемерно обозванная «советской». Советы никогда в СССР реальной властью не обладали, обладали этой властью партноменклатура и чекисты. Только после выходов сотен тысяч на улицу в 90 х эта паразитическая изначально структура рухнула, не выдержав социального диссонанса свих деклараций и реального содержания, освободив дорогу конституционным принципам народовластия, основа которых уличный протест испокон веков. Что было прямо закреплено в основном законе государства как принцип осуществления власти.

Комментарий 2

1. Объект преступления тот же, что и в преступлении, предусмотренном ст. 277 УК. Однако надо иметь в виду, что в этом случае терпит урон конституционный порядок формирования и функционирования государственной власти. Дополнительным объектом выступают здоровье, телесная неприкосновенность, честь, достоинство, репутация лиц, пострадавших от насильственных действий, совершенных при захвате или удержании власти.

Согласно Конституции РФ государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ, а в субъектах Федерации — образуемые ими органы государственной власти. Основы конституционного строя составляют положения гл. 1 Конституции РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, предусмотренном гл. 9 Конституции РФ.

2. Объективная сторона характеризуется тремя альтернативно указанными деяниями: а) действия, направленные на насильственный захват власти; б) действия, направленные на насильственное удержание власти; в) действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Действия, направленные на насильственный захват власти, характеризуются тем, что политическая партия, движение или иная политическая сила предпринимают попытку прихода к власти в Российской Федерации или ее субъектах неконституционным путем, при этом не меняя конституционный строй РФ. В комментируемой статье в качестве обязательного признака указан насильственный способ захвата власти. Насилие в этом случае может выражаться в заключении под стражу, лишении свободы, интернировании, причинении вреда здоровью.

3. Причинение смерти не охватывается комментируемой статьей и требует самостоятельной квалификации. В зависимости от статуса потерпевшего, целей и мотивов преступления оно может охватываться ст. 277, 317 или 105 УК.

4. Некоторыми авторами потерпевший не персонифицируется, в связи с этим, вероятно, можно предположить, что насилие, по их мнению, может быть осуществлено в отношении любых лиц, в том числе родных и близких лиц представителей власти, либо вообще какого-либо лица. Другие же считают, что потерпевшими могут быть лишь представители органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ и законодательством России. Эта позиция, пожалуй, более точна.

5. Если действия, направленные на захват власти, осуществлены преступным сообществом, то имеет место совокупность преступлений, предусмотренных ст. 278 и 210 УК.

Организация в процессе совершения рассматриваемого преступления массовых беспорядков или вооруженного мятежа требует дополнительной квалификации деяния соответственно по ст. 212 или 279 УК.

6. Действия, направленные на насильственное удержание власти, означают продолжение осуществления властных функций лицами, которым власть принадлежала на законных основаниях, отказ уступить ее вопреки результатам выборов, референдума или иному законному акту, принятому в соответствии с Конституцией РФ. Указанные действия согласно комментируемой статье должны сопровождаться применением насилия к представителям политических сил, к которым должна перейти власть. Содержание насилия при попытке удержать власть аналогично содержанию насилия при неконституционной попытке захватить власть в стране.

7. Действия, направленные на изменение конституционного строя РФ, представляются наиболее опасными из числа названных в статье 278. Они преследуют цель изменения общественного строя, основ политической системы или государственного устройства РФ.

8. Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный захват власти, насильственное удержание власти или насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации. При этом не имеет значения, удалось ли виновному достичь поставленной цели, т.е. захватить власть, удержать ее или изменить конституционный строй России.

9. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и специальной целью: насильственного захвата власти, насильственного удержания власти или изменения конституционного строя РФ.

10. Характеристика субъекта преступления зависит от вида деяния. При насильственном удержании власти ответственность несет представитель органов власти, сформированных в соответствии с Конституцией РФ, обязанный передать власть политическим силам, пришедшим к власти конституционным путем. В остальных случаях субъект общий — лицо, достигшее возраста 16 лет.

Комментарии к статье 278

Объект – общественные отношения по поводу и в связи с охраной политической системы страны, конституционных основ и строя государства.

Комментарии:

  1. Дополнительный объект – жизнь человека, которым угрожает насилие.
  2. В статье речь идет о государственной власти, для решения вопроса необходимо обращение к Конституции (бланкетная диспозиция), к которой статья отсылает для установления термина государственная власть. В соответствие с Конституцией, власть делится на законодательную, судебную и исполнительную. Ее осуществляют Президент, Федеральное собрание, Правительство, суды.
  3. Объективная сторона – захват или удержание власти, изменение строя.

Насильственный захват – завладение властью лицами, группировками – тем, кому власть не принадлежала. При этом нарушается установленная процедура наделения полномочиями. Действия, направленные на захват, – физическое устранение лиц, осуществляющих законные властные полномочия, принудительная изоляция и провозглашение на месте тех, кто совершает противоправные действия.

Удержание власти – сохранение ее лицами, которым она не принадлежала. Действия могут выражаться в препятствии функционирования конституционной системы после захвата. Лица контролируют принятие решений действиями, а носители власти лишены функций и компетенции.

Если действия виновных образуют все 3 формы преступления, это особо тяжкое деяние. Состав его формальный, преступление окончено в момент совершения действий независимо от реализации целей. Преступление схоже с государственной изменой (275 ст.). Если виновные совершают действия в сговоре с иностранным государством, то это измена в форме помощи такому государству или организации. Это характеризуется проведением деятельности в ущерб безопасности страны. Квалификация наступает по совокупности преступлений.

Дополнительные комментарии:

  • Применение насилия не охватывает причинение смерти по общим и специальным нормам, а терроризм, требует квалификации по статьям Особенной части кодекса. Деяние характеризуется умышленной виной. Умысел только прямой – лицо понимает опасность действий, преследует цель захвата власти. Специальная цель обязательна для признания преступления, отсутствие ее означает отсутствие преступления.
  • Мотив для квалификации не имеет смысла, но подлежит доказыванию. Субъект – лицо старше 16 лет. Насилие может включать организацию массовых беспорядков, психическое воздействие, предъявление ультиматумов. Действия могут направляться против всех или одной ветвей власти, деятельности центральных органов или субъектов страны.
  • Если захват сопровождался массовыми беспорядками, мятежами с использованием оружия, то наступает ответственность по совокупности с 212 или 279 ст. Действия квалифицируются по совокупности со ст. 210, если захват осуществляет преступная организация.

Удержание власти является этапом, который следует за захватом, но иногда оно рассматривается как самостоятельное преступление. Действия могут выражаться в блокировании работы законной власти, введении режима чрезвычайного положения. Изменение строя страны следует за этапом захвата или удержания власти, но иногда оно является самостоятельным деянием – например, когда лица у власти насильственно изменяют строй страны. Это изменение структуры власти, упразднение институтов, введение новых, принятие новой Конституции с существенными изменениями.

Статья 278 о чём

Насильственный захват власти – это стремление противозаконно прийти к браздам правления объектом (синоним — узурпатором), не обладавшим ранее этой привилегией.

Лица, пытающиеся:

  • завладеть властью;
  • принудительно её удерживать;
  • заменить существующий строй.

Есть правонарушители, посягнувшие на Конституцию РФ. Применение насилия для захвата власти проявляется в нанесении повреждений различной степени, мирным гражданам, независимо, была ли достигнута цель субъектами насилия. В согласии с Уголовным кодексом преступление, совершённое против государства, предусматривает наказание лишением свободы на 12-20 лет.

Комментарии к статье 278

Объект – общественные отношения по поводу и в связи с охраной политической системы страны, конституционных основ и строя государства.

Состав преступления и ответственность за захват заложников по УК РФ статья 206

Комментарии:

  1. Дополнительный объект – жизнь человека, которым угрожает насилие.
  2. В статье речь идет о государственной власти, для решения вопроса необходимо обращение к Конституции (бланкетная диспозиция), к которой статья отсылает для установления термина государственная власть. В соответствие с Конституцией, власть делится на законодательную, судебную и исполнительную. Ее осуществляют Президент, Федеральное собрание, Правительство, суды.
  3. Объективная сторона – захват или удержание власти, изменение строя.

Насильственный захват – завладение властью лицами, группировками – тем, кому власть не принадлежала. При этом нарушается установленная процедура наделения полномочиями. Действия, направленные на захват, – физическое устранение лиц, осуществляющих законные властные полномочия, принудительная изоляция и провозглашение на месте тех, кто совершает противоправные действия.

Удержание власти – сохранение ее лицами, которым она не принадлежала. Действия могут выражаться в препятствии функционирования конституционной системы после захвата. Лица контролируют принятие решений действиями, а носители власти лишены функций и компетенции.

Если действия виновных образуют все 3 формы преступления, это особо тяжкое деяние. Состав его формальный, преступление окончено в момент совершения действий независимо от реализации целей. Преступление схоже с государственной изменой (275 ст.). Если виновные совершают действия в сговоре с иностранным государством, то это измена в форме помощи такому государству или организации. Это характеризуется проведением деятельности в ущерб безопасности страны. Квалификация наступает по совокупности преступлений.

Дополнительные комментарии:

Понятие и наказание за вооруженный мятеж по УК РФ статья 279

  • Применение насилия не охватывает причинение смерти по общим и специальным нормам, а терроризм, требует квалификации по статьям Особенной части кодекса. Деяние характеризуется умышленной виной. Умысел только прямой – лицо понимает опасность действий, преследует цель захвата власти. Специальная цель обязательна для признания преступления, отсутствие ее означает отсутствие преступления.
  • Мотив для квалификации не имеет смысла, но подлежит доказыванию. Субъект – лицо старше 16 лет. Насилие может включать организацию массовых беспорядков, психическое воздействие, предъявление ультиматумов. Действия могут направляться против всех или одной ветвей власти, деятельности центральных органов или субъектов страны.
  • Если захват сопровождался массовыми беспорядками, мятежами с использованием оружия, то наступает ответственность по совокупности с 212 или 279 ст. Действия квалифицируются по совокупности со ст. 210, если захват осуществляет преступная организация.

Удержание власти является этапом, который следует за захватом, но иногда оно рассматривается как самостоятельное преступление. Действия могут выражаться в блокировании работы законной власти, введении режима чрезвычайного положения. Изменение строя страны следует за этапом захвата или удержания власти, но иногда оно является самостоятельным деянием – например, когда лица у власти насильственно изменяют строй страны. Это изменение структуры власти, упразднение институтов, введение новых, принятие новой Конституции с существенными изменениями.

Комментарий к Статье 278 УК РФ

1. Основным объектом преступного посягательства выступает конституционный строй РФ, т.е. те его основы, в которых закреплены принципы, порядок формирования и функционирования органов государственной власти РФ. Конституция гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3). Факультативным объектом выступают физическая неприкосновенность, честь и достоинство лиц, могущих пострадать от насильственных действий.

Что показывает судебная практика по статье?

Статья применяется редко, так как это особо тяжкое преступление, которое сложно подготовить и произвести, ведь власть надежно охраняется.

Примеры дел:

  1. Гражданин В. работал депутатом в Думе местного городского округа, находился в партии Правительства. Он задумал свергнуть местную власть, а потом продвинуться по всей стране и захватить пост Президента. Он стал искать подельников, нашел группу и решил совершить вооруженный мятеж. Один из участников его группы сознался накануне полиции о предстоящем мятеже, поэтому всех участников арестовали. После следствия их лишили свободы на 10 лет каждого.
  2. Гражданка Ф. решила, что ее не устраивает власть, поэтому она решила бороться с ней своими путями. Она начала собирать команду, печатать листовки в поддержку новой власти. Ее поддержало много человек, но были среди них те, кто специально это делал, чтобы разрушить организацию изнутри. В один из дней, когда они готовили налет, ответственный участник не явился, а сдал всю группу полиции. По итогу следствия каждый получил несколько лет колонии. Ф. села на 15 лет.
  3. Гражданин З. был нанят иностранным государством для препятствия законной власти в России. Он снабжался деньгами, ему помогали советами по использованию методов борьбы. З. сначала был настроен позитивно, но потом решил, что не хочет предавать страну. Он пришел в полицию с повинной, указал на источники денег, цели. За это ему смягчили наказание – оно составило 6 лет колонии.

Какие решения выносятся по статье 278?

Решения всегда выносятся обвинительные, преступление является очень тяжким. В 2020 по нему проходило 1 дело, преступник был заключен в тюрьму.

Насильственный захват или насильственное удержание власти (ст. 278 УК РФ)

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, —

наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

Статья 278 УК РФ предусматривает ответственность за действия, направленные на насильственный захват или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ.

В 1997 г. было зарегистрировано 0, в 1998 г. — 0, в 1999 г. — 3, в 2000 г. — 2, в 2001 г. — 0, в 2002 г. — 8, в 2003 г. — 1, в 2004 г. — 1, в 2005 г. — 4, в 2006 г. — 0, в 2007 г. — 4, в 2008 г. — 2 преступления, предусмотренных ст. 278 УК РФ.

Объективную сторону данного состава преступления образуют действия, направленные на: а) насильственный захват власти или б) насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ либо в) насильственное изменение конституционного строя РФ.

В соответствии с Конституцией РФ государственную власть в России (она разделяется на законодательную, исполнительную и судебную) осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (ст. 10-11 Конституции РФ). Вместе с тем о насильственном захвате речь может идти лишь в отношении законодательной и исполнительной власти (исходя из специфики их функционирования).

Насильственный захват власти — это завладение ею насильственным (преимущественно вооруженным) путем лицами, группировками, организацией, которым власть не принадлежала.

Насильственное удержание власти — это насильственное ее сохранение в нарушение Конституции РФ лицами, которым она ранее принадлежала по закону (Конституции РФ).

В УК РСФСР 1960 г. такие действия формулировались как заговор с целью захвата власти и относились к измене Родине (ст. 64 УК РСФСР 1960 г.). Правда, в УК РСФСР 1926 г. заговор с целью захвата власти не входил в состав измены Родине, а образовывал самостоятельное преступление — вооруженное восстание в контрреволюционных целях, заговор в центре и на местах в тех же целях. Вопрос о квалификации заговора с целью захвата власти как своеобразной измены Родине возник в связи с известным делом Л. Берии. Специальное присутствие ВС СССР, вынесшее смертный приговор Берии, квалифицировало его действия как измену Родине потому, что тот будто бы сколотил враждебную Советскому государству изменническую группу заговорщиков, якобы действовавших в интересах иностранного капитала. Был сделан вывод, что заговорщики замышляли реставрацию капитализма и восстановление господства буржуазии в нашей стране1См.: Пионтковский АА., Меньшагин В.Д. Курс советского уголовного права. Особенная часть. Т. I. М., 1995. С. 150.. Таким образом, и в том процессе заговор с целью захвата власти превращался в измену Родине лишь в связи с предполагаемой «распродажей» социалистического Отечества и попыткой свержения Советской власти и реставрацией капитализма в стране (хотя сейчас ясно, что этот преступник, не единожды заслуживший смертный приговор, заслуживал его по совсем другим причинам). «Уроки» бериевского дела и «вынудили» законодателя превратить заговор с целью захвата власти в одну из форм (способов) измены Родине. Однако очевидно, что это деяние, хотя и является по своей юридической природе государственным преступлением, тем не менее к государственной измене не может быть отнесено, так как не связано с изменой в пользу другого государства. По этой причине, например, с большими трудностями столкнулись обвинение и суд при квалификации действий организаторов ГКЧП (события августа 1991 г.). Очевидно, что заговорщики не пытались оказать помощь какому-либо государству в проведении им враждебной деятельности против бывшего Советского Союза. Поэтому юридический крах этого дела также свидетельствовал о необходимости выделения указанных действий из государственной измены в самостоятельный состав государственных преступлений.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что совершает действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ, и желает этого.

Субъектом преступления является лицо, достигшее 16 лет. Субъектом насильственного удержания власти является бывший носитель государственной власти, по Конституции РФ обязанный передать ее другим лицам (лицу).

Статья 282.1 УК РФ. Организация экстремистского сообщества

  1. Создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности — наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до четырех лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
  2. Участие в экстремистском сообществе — наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года.
  3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.
    Примечания. 1. Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
    2. Под преступлениями экстремистской направленности в настоящем Кодексе понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса и пунктом «е» части первой статьи 63 настоящего Кодекса.