Оглавление
Содержание и суть преступления
Деяниям с использованием должностных полномочий посвящён блок статей в УК РФ. Определение преступного присвоения служебных возможностей дано в ст. 288 УК РФ:
Место совершения
Совершение преступления может происходить на любом уровне. Обязательным элементом для квалификации является использование реальных полномочий. То есть то должностное лицо, чьим статусом прикрывается преступник, действительно существует и наделено правами. Если обман происходит на основании вымышленной информации, то такое деяние следует квалифицировать как мошенничество, ввод в заблуждение или злоупотребление довершением. Конкретная инкриминируемая статья определяется на этапе следствия.
Состав преступного деяния
В обязанности следствия вменяется доказывание причинно-следственной связи между тремя аспектами преступления:
- Действие совершается с присвоением полномочий или служебного положения.
- Суть деяния входит в печень возможностей служащего, чьи полномочия были использованы.
- Лицо, присвоившее себе полномочия должностного лица, причинило своими действиями вред.
Субъектом могут быть лица, состоящие на службе или работающие в сфере реализации государственной власти, но не наделённые определёнными полномочиями. Минимально допустимый возраст субъекта – 16 лет. Определение понятия гос. служащий дано в ст. 10 Федерального Закона «О системе государственной службы Российской Федерации»:
Объектом в данном преступлении выступит порядок реализации власти. При нарушении прав граждан или организации – это будет считаться дополнительным объектом. Объективная сторона – механизм того, как будет совершаться присвоение полномочий должностного лица, перечень использованных средств и способов. В процессе расследования проводится отграничение от смежных деяний. Для признания преступления завершённым необходимо наступление последствий. Умысел или корыстный интерес может отсутствовать. Это не препятствует квалификации.
Комментарий к Ст. 288 Уголовного кодекса
1. Объективная сторона заключается в двух обязательных действиях: во-первых, присвоении государственным служащим или муниципальным служащим полномочий должностного лица и, во-вторых, совершением им в связи с этим действий, влекущих существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Фактически виновный вводит в заблуждение граждан и представителей юридических лиц и совершает под видом должностного лица те или иные юридически значимые действия; тем самым в совершении действий под видом должностного лица фактически объединяются оба действия.
2. Преступление окончено с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Недействительность совершенных под видом должностного лица действий и необходимость повторного обращения граждан или организаций за их совершением фактически означают наличие этого последствия практически во всех ситуациях присвоения полномочий должностного лица.
Понятие
Преступление рассматривается в общем контексте преступлений против государственной власти.
Должность ответственного лица – достояние общества, так как посредством своего статуса он призван регулировать общественные отношения и определять развитие событий в соответствии с законностью их реализации.
Присвоение должностного статуса – моральное и духовное покушение на незаконное использование чужой власти. Отсутствие компетентности в решении ответственных вопросов может привести к негативным последствиям и ущербу.
Подобными действиями, противоправные лица наносят существенный вред государственной власти, так как общество воспринимает их в качестве должностных лиц, которые не могут справляться с вменёнными им обязанностями, дискредитируя фактических представителей власти.
Компетенция решения соответствующих вопросов играет значимую роль для граждан, она принадлежит должностным лицам, имеющим право их решения. Эти полномочия предоставлены им, государственной властью.
Любое нарушение утверждённой государством, иерархии, является преступным деянием. Но сам по себе факт выполнения полномочий должностного лица, не является уголовным преступлением.
Это нарушение может рассматриваться в административном или дисциплинарном порядке.
Но в том случае, если деяние повлекло деструктивные последствия и нанесло гражданину или обществу вред – оно рассматривается в рамках уголовной ответственности.
Наказание и ответственность вменяются лицу за присвоение должностных полномочий, в соответствии со статьёй 288 УК РФ.
Комментарий к статье 288 Уголовного кодекса РФ
Комментарий под редакцией Рарога А.И.
1. Присвоение полномочий должностного лица заключается в том, что виновный путем обмана выдает себя за должностное лицо и совершает действия с использованием присвоенного должностного положения, причиняя существенный вред правоохраняемым интересам.
2. С объективной стороны преступление характеризуется действием, наступившими общественно опасными последствиями и причинной связью между действием и последствиями.
3. В законе не указывается конкретная форма присвоения полномочий – устно, используя заблуждение потерпевшего, с предъявлением фиктивных документов и т.п. Разрыв между присвоением полномочий должностного лица и совершением с их использованием противоправных действий не всегда обязателен – фактическое совершение действий, которые может совершить только должностное лицо, и есть присвоение его полномочий.
4. Полномочия должностного лица присваиваются для совершения неправомерных действий, о чем говорит указание закона на наступившие в результате этих действий последствия – существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Эти действия могут содержать состав какого-либо иного преступления (мошенничества, присвоения, служебного подлога и т.д.). В подобных случаях они образуют совокупность преступлений.
5. Преступление окончено в момент наступления указанных в законе последствий – существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций (см. п. 5 комментария к ст. 285 УК).
6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
7. Субъект преступления специальный – государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами (см. п. 15 комментария к ст. 285 УК). Если же полномочия должностного лица присваиваются другим должностным лицом, действия последнего квалифицируются по ст. 286 УК. Если звание и власть должностного лица присваиваются так называемым общим субъектом и в связи с этим причиняется вред правоохраняемым интересам, содеянное следует квалифицировать как преступление против личности, собственности и т.п.
8. Присвоение полномочий должностного лица может образовать совокупность с иными преступлениями раздела X УК. Если служащий предварительно подделал какие-либо официальные документы (например, приказ о назначении на должность), содеянное должно быть квалифицировано по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 288 и 292 УК. Если виновный сам не изготавливал поддельный документ, но фактически использовал его в процессе присвоения полномочий, содеянное им следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 288 и ч. 3 ст. 327 УК.
Кем может совершаться?
Это должностное преступление популярно в органах власти: федеральных, муниципальных и органах местного самоуправления.
Осуществляется оно служащими и сотрудниками административного учреждения, которые не имеют должностных полномочий, но спекулируют фактом работы в учреждении.
Преступное деяние определяется в контексте их деятельности тогда, когда они принимают на себя обязанности должностного лица, позиционируя себя перед доверчивыми гражданами, уполномоченными на решение тех или иных вопросов.
Если эти сотрудники причинили своими неуместными действиями, вред – им будет вменено наказание. Но только при условии, что деяние совершилось без осведомления должностного лица.
Если должностное лицо распорядилось в отношении выполнения своих обязанностей, нижестоящим сотрудником, то оно понесёт, ответственность за последствия безграмотного решения вопроса, сотрудником.
При этом необходимо иметь письменное распоряжение руководителя – должностного лица. Если распоряжение будет отдано устно, а не письменным приказом – руководитель, во избежание ответственности, может отказаться от данного им, распоряжения.
Состав преступления
Состав преступления – материальный. Преступление считается законченным тогда, когда наступают его последствия в виде нанесённого вреда.
Объект преступления – законные распоряжения государственной власти, распределившей ответственность между должностными лицами, которые использовались произвольно и безответственно.
К объективной стороне преступления относится также:
Причинённый имущественный и моральный вред, в результате преступного деяния;
Должностные обязанности, которые были использованы незаконно;
Ситуация, в которой виновный, действовал преступно;
Лица и материальные объекты, которые подверглись ущербу;
Время и место совершения преступления.
Субъект преступления – сотрудник государственного, муниципального учреждения или органа местного самообразования, достигший возраста 16 лет, который использовал не принадлежащие ему полномочия.
Субъективной стороной преступления является также вина в виде прямого умысла.
Виновный мог не предвидеть и не желать наступивших последствий, но это не играет роли, так как он обязан был предвидеть возможность развития негативного сценария, который спровоцирован его неловкими и незаконными действиями.
Мотивы преступления не играют никакой значимой роли. Существенным фактором является лишь нанесённый ущерб.
Комментарий к ст. 289 УК РФ
1. Общественная опасность рассматриваемого преступления состоит прежде всего в том, что незаконное участие в предпринимательской деятельности создает условия для коррупционных связей, стимулирует должностное лицо использовать возможности по службе в своих корыстных интересах, причиняя вред действительным интересам службы.
Законодательство РФ запрещает государственным служащим и лицам, занимающим государственные должности, заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в деятельности органа управления коммерческой организации.
Так, данный запрет установлен в ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012), ст. 6 Федерального закона от 08.05.1994 N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2012), ст. 11 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2012) и других законах.
2. Объективная сторона преступления состоит в совершении следующих действий:
- учреждении должностным лицом организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, вопреки запрету, установленному законом, либо
- участии должностного лица в управлении такой организацией лично или через доверенное лицо вопреки запрету, установленному законом;
- предоставлении учрежденной либо управляемой организации льгот и преимуществ или покровительство ей в иной форме.
В случае учреждения (создания) организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, должностное лицо выступает в качестве учредителя или соучредителя. Организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность, может быть как коммерческая организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, производственный кооператив), так и некоммерческая, не преследующая такой цели, однако имеющая право осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана.
3. Обязательным признаком объективной стороны является предоставление учрежденной или управляемой организации льгот и преимуществ или покровительство ей в иной форме. Предоставление льгот, преимуществ и иное покровительство происходит путем использования должностным лицом своих полномочий и может выражаться в следующем: освобождение организации от какой-либо проверки, от привлечения к ответственности и наложения различного рода санкций, предоставление таможенных, налоговых, экспортных льгот, создание условий для победы организации на конкурсе по получению государственного заказа, создание препятствий конкурентам и т.п.
4. По конструкции объективной стороны состав рассматриваемого преступления является формальным. Преступление окончено с момента совершения входящих в объективную сторону действий.
5. Субъективная сторона характеризуется виной в виде прямого умысла.
6. Субъект преступления — специальный — должностное лицо, в отношении которого законом установлен запрет на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность. Так, не является субъектом данного преступления должностное лицо государственного либо муниципального учреждения, поскольку законодательство не устанавливает для него запрет на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении организацией (если только такое должностное лицо не относится к категории государственных или муниципальных служащих). Субъектом преступления не является также депутат законодательного органа субъекта РФ, осуществляющий свои полномочия не на постоянной основе. Вместе с тем предоставление такими должностными лицами льгот и преимуществ учрежденным (управляемым) ими организациям или иное покровительство может быть квалифицировано по ст. 285 УК.
Комментарий к Ст. 288 УК РФ
1. Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по статье 292 или статье 327 УК РФ. Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий. Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава присвоения полномочий должностного лица. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления.
Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки, подписание документа, предоставляющего права, и т.п.
Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица. В связи с этим государственный либо муниципальный служащий, выдающий себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должен нести ответственность за мошенничество (статья 159 УК РФ) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291 УК).
Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия — существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Установление существенности нарушений должно осуществляться с учетом конкретных обстоятельств дела.
2. Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.
Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.
4. Субъект преступления является специальным — это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.
Статья 288 УК РФ. Присвоение полномочий должностного лица
Новая редакция Ст. 288 УК РФ
Присвоение государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, —
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев.
Другой комментарий к статье 288 УК РФ
1. Понятие гражданского служащего дается в Федеральном законе от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» , а муниципального служащего — в Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» .
2. Объективная сторона преступления заключается в присвоении полномочий должностного лица, повлекшем существенное нарушение прав и законных интересов организаций. Это означает, что государственный или муниципальный служащий совершает действия, которые входят в круг полномочий должностных лиц.
3. Субъективная сторона преступления предполагает прямой умысел.
4. Субъект преступления — государственный или муниципальный служащий, не являющийся должностным лицом.
5. Совершение рассматриваемого преступления с использованием подделанного официального документа требует дополнительной квалификации по ст. 292 УК.
Остались вопросы по ст 288 УК РФ?
Получите консультации и комментарии юристов по статье 288 УК РФ бесплатно.
Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.
Примеры из судебной практики
Заведующий автостоянкой внебюджетного хозяйства исправительного учреждения, по указанию начальника исправительной колонии, взымал арендную плату в размере 300 000 рублей в месяц.
Сославшись на решение руководства, он самовольно назначил плату в размере 500 000 – 600 000 рублей.
Когда преступление раскрылось, виновный попал под следствие в соответствии с составом преступления по ст. 288 УК РФ.
Эта уголовная ответственность была ему вменена в связи с тем, что он являлся государственным служащим и приказ о получении конкретной денежной суммы за сдачу площадей в аренду, а также его должностные обязанности в новой должности были ещё не подготовлены.
Этот нюанс спас незадачливого бизнесмена, так как изначально его действия квалифицировались как неоднократное получение взятки в особо крупных размерах.
При внимательном рассмотрении, состав преступления мог включать и элементы мошенничества.
Виновный был осужден на 2 года исправительных работ, с отчислением денежных средств из заработной платы.
Как видно, преступление по присвоению полномочий должностного лица имеет широкий диапазон реализации.
Оно отличается деятельным характером. В действительности, было бы просто нелепо представляться должностным лицом бездеятельно и бесцельно.
В жизни, достаточно и таких случаев, но однозначно, что они не несут в себе состава преступления. Это преступление оценивается по масштабам причинённого, незаконной деятельностью, ущерба.
Также важны смежные составы преступлений, для определения общей квалификации преступления. Так как преступное деяние по присвоению полномочий должностного лица, может оказаться лишь завесой, за которой скрываются более глубокие преступные действия.
Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС получите бесплатную ЮРИДИЧЕСКУЮ консультацию: +7 (499) 653-64-11 Москва +7 (812) 317-55-28 Санкт-Петербург
Комментарий к ст. 288 УК Украины
1. Законом «О дорожном движении» от С июня 1993 г. установленные правила, нормы и стандарты строительства, реконструкции и ремонта автотранспортных средств, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов и других сооружений.
2. Нарушение этих правил, норм и стандартов, образует объективную сторону преступления, если эти нарушения привели к последствиям, предусмотренным ст. 286 УК.
3. Нарушения, указанные в ст
288 УК, совершаются неосторожно
4. Субъектами деяния, предусмотренного ст. 288 УК, являются только лица, на которых была возложена ответственность за строительство, реконструкцию, ремонт или содержание дорог, улиц, переездов и других транспортных сооружений.
Комментарий к статье
1. Объективная сторона преступления заключается в присвоении государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций.
Присвоение полномочий должностного лица выражается в том, что государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом, обманным путем выдает себя за такового: например, устно представляется гражданам должностным лицом, заявляя о наличии у него должностных полномочий, либо для большей убедительности предъявляет подложные документы (например, удостоверение), использует форменную одежду и т.п. Если присвоение полномочий сопровождается служебным подлогом либо совершается с использованием заведомо подложных документов, содеянное дополнительно квалифицируется соответственно по ст. 292 или ст. 327 УК. Присвоение полномочий осуществляется лицом для дальнейшего совершения каких-либо действий. Это обстоятельство является необходимым условием наличия состава присвоения полномочий должностного лица. Поэтому одно лишь объявление себя должностным лицом (например, простая демонстрация подложного удостоверения или ношение форменной одежды) не образует состава рассматриваемого преступления.
Примерами действий, совершаемых виновным в связи с присвоением полномочий должностного лица, могут быть: проведение ревизионной или налоговой проверки, подписание документа, предоставляющего права, и т.п.
Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица. В связи с этим государственный либо муниципальный служащий, выдающий себя за должностное лицо лишь с целью получения взятки за действия, которые он якобы может совершить, должен нести ответственность за мошенничество (ст. 159 УК) и подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291 УК).
Совершение лицом подобных действий должно повлечь за собой общественно опасные последствия – существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (например, нарушение конституционных прав и свобод человека, причинение крупных убытков гражданам и организациям). В противном случае речь может идти только о дисциплинарном проступке. Установление существенности нарушений должно осуществляться с учетом конкретных обстоятельств дела.
2. Присвоение полномочий должностного лица относится к числу преступлений с материальным составом. Оно является оконченным с момента существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций.
Состав анализируемого преступления имеет место только в тех случаях, когда виновный совершает действия, входящие в компетенцию должностного лица.
3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.
4. Субъект преступления является специальным – это государственный служащий (федеральный государственный служащий и государственный служащий субъекта РФ) или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.
https://ugolovnyj.ru/кодекс/статья_288/
Уголовно-правовая характеристика
Для определения факта преступного деяния лица, не уполномоченного решать ответственные проблемы, требуется доказательство трёх аспектов деяния и установление взаимосвязи между ними:
Виновный, осуществил деяние, в соответствии с присвоением полномочий должностного лица;
Совершённое деяние или отданные им распоряжения уполномочено совершать исключительно должностное лицо;
Совершённое деяние причинило вред или нанесло ущерб.
При анализе фактов, характеризующих наличие состава преступления, изучаются должностные инструкции сотрудников и должностных лиц, с целью установления точного понимания – чьи должностные полномочия присвоил виновный.
Важным становится определение действительного присвоения должностных полномочий, так как от этого факта зависит определение состава преступления.
Кроме этого, проводится тщательный анализ причинно-следственных связей, подтверждающий или опровергающий нанесённый вред как последствия совершённого деяния.
Если должностные обязанности были присвоены в чрезвычайных условиях и все действия были продиктованы острой необходимостью, состав преступления в данном случае, отсутствует.
Понятие
Преступление рассматривается в общем контексте преступлений против государственной власти. Должность ответственного лица – достояние общества, так как посредством своего статуса он призван регулировать общественные отношения и определять развитие событий в соответствии с законностью их реализации.
Присвоение должностного статуса – моральное и духовное покушение на незаконное использование чужой власти. Отсутствие компетентности в решении ответственных вопросов может привести к негативным последствиям и ущербу.
Подобными действиями, противоправные лица наносят существенный вред государственной власти, так как общество воспринимает их в качестве должностных лиц, которые не могут справляться с вменёнными им обязанностями, дискредитируя фактических представителей власти.
Компетенция решения соответствующих вопросов играет значимую роль для граждан, она принадлежит должностным лицам, имеющим право их решения. Эти полномочия предоставлены им, государственной властью.
Любое нарушение утверждённой государством, иерархии, является преступным деянием. Но сам по себе факт выполнения полномочий должностного лица, не является уголовным преступлением.
Это нарушение может рассматриваться в административном или дисциплинарном порядке.
Но в том случае, если деяние повлекло деструктивные последствия и нанесло гражданину или обществу вред – оно рассматривается в рамках уголовной ответственности.
Наказание и ответственность вменяются лицу за присвоение должностных полномочий, в соответствии со статьёй 288 УК РФ.