Порядок перевода земли из одной категории в другую

Оглавление

Можно ли обжаловать отказ?

Отказ возможен в нескольких случаях. Среди них:

  • наличие запрета или ограничения по закону;
  • заявленный статус не позволяет осуществлять целевое назначение;
  • экологическая экспертиза вынесла отрицательное решение, так как будет нанесен ущерб.

Дополнительно часто отказ производится по причине отсутствия права на обращения у лица, так как он не является собственником и не уполномочен на ведение таких процедур, или отсутствию необходимой документации, а также ошибок в ней.

Еще одним вариантом является увеличенный тип кадастровой стоимости, например, больше 50% средней цены по региону.

Отказ оформляется в письменном виде с указанием причины, после чего его отправляют в течение месяца заявителю.

Если заявитель не согласен с отказом, то он имеет право обратиться в судебную инстанцию. Для этого потребуется:

  • получение акта в департаменте;
  • исковое заявление с указанием требований и приложенных документов;
  • ксерокопия акта, который был получен;
  • копии всех документов, которые были направлены на рассмотрение, включая само ходатайство;
  • бумаги, которые обосновывают нелигитимность решения;
  • оплаченная госпошлина;
  • сбор дополнительных бумаг и справок, которые могут иметь отношение к делу.

Все собранные документы вместе с заявлением передаются на рассмотрение.

После судебных заседаний выносится решение. Если оно вынесено в пользу истца, то можно подавать ходатайство повторно. К стандартному пакету документации прикладывается решение суда.

Если отказ произведен еще на этапе предоставления заявления в уполномоченный орган, то можно подавать повторно, устранив все указанные недочеты, например, недостаток документов.

Для осуществления смены статуса у земельного надела требуется провести стандартную процедуру, которая нуждается в подаче документов в уполномоченный орган. По федеральному законодательству не все территории могут изменить статус и сферу использования. При отказе от перерегистрации можно обращаться в суд, но для этого потребуется предоставить доказательства, что отказ был необоснован.

https://youtube.com/watch?v=1Ip2_uDigAI%3F

Процедура перевода участка

Она достаточно простая:

Заинтересованное лицо сначала выясняет наименование ответственного органа, куда ему предстоит обратиться. Обычно, это местная администрация.

Сбор документов. Нужны правоустанавливающие бумаги, подтверждающие статус гражданина (арендатор или собственник).

Составление прошения. Строгой формы нет, внешне оно выглядит как стандартное заявление. Главное четко передать основную мысль и указать информацию:

· действующая категория территории;

· намерения заявителя изменить ее;

· кадастровый номер;

· обоснование просьбы;

· подтверждение полномочий.

• Подать готовый комплект документов сотруднику уполномоченного органа. Взамен получить расписку, где кроме списка принятых бумаг будет примерная дата повторного обращения

• Дождаться решения властей. Если оно положительное, данные о территории в системе будут изменены, а гражданин получит соответствующее уведомление. Все обновления укажут в выписке. Нововведения станут постоянными, до проведения следующей похожей процедуры

• Выполнить запланированные мероприятия, связанные с использованием надела. Теперь они законодательно разрешены

В прошении гражданину могут отказать. Тогда ему придет письменный ответ, где отказ дополнят пояснениями. Если причины устранимые, можно обратиться повторно. Например, неполный набор документов, просроченные справки или неверно составлено обращение. Такие недочеты легко исправить. После чего человек вправе снова посетить администрацию.

Новые данные будут внесены в систему Росреестра и там останутся. Ходатайство гражданин может написать самостоятельно или, скачав типовую форму, заполнить ее. В составлении подобных документов новичкам помогают юристы. Это недорого, зато гарантия избежать ошибок.

Статья 19. О внесении изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе»

Внести
в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической
экспертизе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48,
ст. 4556) следующие изменения:

1)
абзац второй статьи 11 дополнить словами «, за исключением проектов
индивидуальных правовых актов, принимаемых на основании документов
территориального планирования и документации по планировке территории, лесоустроительной
и землеустроительной документации, прошедших государственную экологическую
экспертизу»;

2)
абзац второй статьи 12 дополнить словами «, за исключением проектов
индивидуальных правовых актов, принимаемых на основании документов
территориального планирования и документации по планировке территории,
лесоустроительной и землеустроительной документации, прошедших государственную
экологическую экспертизу
«.

Федеральным законом от
17 апреля 2006 г. N
53-ФЗ статья 20 настоящего Федерального закона признана утратившей силу с 1
июля 2006 г.

Статья 20. О признании утратившим силу абзаца
одиннадцатого пункта 22 статьи 83 Федерального закона «О внесении
изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими
силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
«Об общих принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации»

Перевод земель сельхозназначения в промышленные

Перевод земли из сельскохозяйственного в промышленного назначения – долгий и трудный процесс. Он регламентируется Федеральным Законом №172. Перевод возможен в случаях, если кадастровая стоимость земельного участка не превышает среднего значения стоимости по району или если отсутствуют другие варианты размещения промышленных объектов.

Чтобы сделать это, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  • Заполненное ходатайство подается в муниципалитет или исполнительный орган.
  • К документам необходимо прикрепить проект рекультивации – комплекс мероприятия, необходимый для восстановления окружающей среды от задуманной деятельности. Также необходимо приложить государственную экологическую экспертизу.

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.Рекультивация предусматривает два этапа: технический и биологический. Меропириятия, которые проводятся при каждом этапе, должны быть отражены в проекте.  Технический этап предусматривает планировку, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению .

Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

  • После рассмотрения выносится решение.
  • В случае положительного ответа необходимо зарегистрировать права собственности.

Практические особенности процедуры

На первый взгляд может показаться, что изменить категорию земли можно без особых трудностей, но на практике оказывается, что не всё так просто. Процедура может затянуться, а администрация довольно часто отказывает в изменении такого параметра.

Сельскохозяйственные земли редко переводятся в другую категорию, особенно если являются плодородными и представляют реальный интерес для земледелия. Однако, если участки уже давно не используются по назначению, урожайность снизилась, то шансы вырастут. Всё будет зависеть от результата экспертизы.

Важно, чтобы изменение категории не причиняло вреда природе. Гражданин не сможет просто так построить дом на промышленной территории или возвести завод на сельскохозяйственных землях

Для этого зонирование и было введено, чтобы обеспечить порядок и планомерное использование земельного ресурса.

Основной момент заключается в том, что надел не должен иметь особого интереса для использования по своей первоначальной категории. Вот в таком случае перевод параметра будет без проблем реализуем.

Нужно ли проводить оценку

Смена категории земельного надела повлияет и на иные параметры такого объекта собственности, в первую очередь, на его кадастровую стоимость. Это напрямую изменит размер налога, который должен оплатить собственник.

Письмо Министерства Финансов № 03-05-04-02/22593 устанавливает, в какой именно момент начинает применяться новая налоговая база. Так, сумма налога будет изменена в следующем налоговом периоде, а в текущем будет использован предыдущий метод начисления.

Законодатель не требует от собственника самостоятельного проведения оценки. Однако такая процедура может потребоваться, если лицо не согласно с новой стоимостью и оспаривает её в суде.

Изменение категории после утверждения генерального плана

Генеральный план, по сути, это схема, отражающая развитие территории. До его утверждения изменить такой параметр участка проще, для этого нужно принять участие в публичных слушаниях.

Градостроительный кодекс РФ, в , определяет, что генеральный план поселения утверждается местными властями. Проект плана утверждается после проведения публичных слушаний, с учётом позиций заинтересованных лиц.

Собственники наделов могут оспорить результаты утверждения плана, если он нарушает их законные права.

После утверждения плана изменить категорию участка можно, однако шанс на положительный исход уменьшается. При этом подаётся заявление о внесении изменений в генеральный план.

Документы и порядок их подготовки

Для того, чтобы осуществить перевод и сменить категорию земель населенных пунктов на другую, заинтересованное лицо должно направить соответствующее ходатайство в исполнительный орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченных на его рассмотрение (ч.1 ст.2  N 172-ФЗ).

В данном документе необходимо указать сведения(ч.3 ст.2  N 172-ФЗ):

  • о кадастровом номере земельного участка;
  • о категориях земель, где находится и куда планируется перевести земельный участок;
  • об обоснованных причинах смены категории земель;
  • о правах на территорию земельного участка.

Чтобы решение о смене категории земель могло быть принято, необходимы также следующие документы (ч.4 ст.2  N 172-ФЗ):

  1. Если заявитель является физическим лицом, то понадобятся копии документов, удостоверяющих личность. В случае, если он еще и индивидуальный предприниматель, то придется добавить выписку из ЕГРИП.
  2. Выписка из ЕГРЮЛ для заявителей, являющихся юридическим лицом.
  3. Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на тот участок земли, для которого планируется сменить категорию.
  4. Если требуется законом, необходимо провести государственную экологическую экспертизу, а ее заключение приложить к пакету документов.
  5. Если на использование участка земли не заключено соглашение сервитута, то для его перевода из одной категории земель в другую, понадобится разрешения его правообладателя.

Копии документов, удостоверяющие его личность, а также согласие на смену категории земель, заявитель подает самостоятельно в органы государственной власти или местного самоуправления. Остальная документация, в случае ее не предоставления, запрашивается вышеуказанными органами власти у подведомственных организаций, которые владеют соответствующей информацией (ч.4.1ст.2  N 172-ФЗ).

Если в процессе смены категории земель происходит изменение/установление границ населенных пунктов, или создание особо охраняемых природных территорий, то согласия правообладателей земель не требуется. Однако право владения земельными участками остается за ними (ч.5 ст.2  N 172-ФЗ).

Рассмотрение ходатайства о смене категории земель

По завершении этапа подачи ходатайства в соответствующие органы власти, последние приступают к его рассмотрению. На данном этапе существует риск отклонения ими данного документа, если обнаружится, что его подало ненадлежащее лицо, или будет выявлено несоответствие поданных документов общепринятым требованиям (ч.2 ст.3  N 172-ФЗ). Во втором случае ходатайство возвращается заявителю на протяжении 30 дней с того момента, как оно поступило на рассмотрение с указанием причин его возврата (ч.3 ст.3  N 172-ФЗ).

По результатам рассмотрения ходатайства может быть принято решение о переводе земель населенных пунктов или отказе в нем. Оба варианта выражаются в форме принятия акта о соответствующем решении в течении 3-х месяцев Правительством РФ и 2-х месяцев — органами государственной власти или местного самоуправления (ч.4 ст.3 N 172-ФЗ).

В случае принятия решения о смене категории земель в соответствующем акте должны содержаться сведения о:

  • веских основаниях для принятия такого решения;
  • площади и кадастровых номерах земельных участков, границах и местоположении земель;
  • категории земель откуда/куда осуществляется перевод (ч.5 ст.3  N 172-ФЗ).

Данный акт не имеет установленного срока действия. Любой из актов (о переводе или отказе в нем) направляется инициатору перевода в течение четырнадцати дней с момента его принятия. Если заинтересованное лицо не согласно с принятым решением, оно может оспорить его через суд (ч.6,7,8 ст.3  N 172-ФЗ).

Основания для отказа в смене категории земель (ст.4 N 172-ФЗ):

  1. Если федеральными законами установлено ограничение или запрет на такой перевод.
  2. Если государственная экологическая экспертиза дала отрицательный результат (в случае необходимости ее проведения).
  3. Если установлено, что землеустроительная документация, утвержденные документы территориального планирования, документация по планировке территории и испрашиваемое целевое назначение земель не соответствуют друг другу.

Внесение сведений в ЕГРН

После того как категория земель населенных пунктов изменена, их кадастровые номера предоставляются уполномоченным Российской Федерацией федеральным органам исполнительной власти или их территориальным органам ( ч.3ст.8 N172-ФЗ). Это необходимо для того, чтобы внести и зафиксировать осуществленные изменения в ЕГРН. Данные структуры имеют право:

  1. Осуществлять государственный кадастровый учет.
  2. Проводить государственную регистрацию прав.
  3. Вести ЕГРН.
  4. Предоставлять сведения, которые содержаться в ЕГРН.

Процесс изменения категории земель: пошаговая инструкция

Инициирование изменения статуса проводится уполномоченным лицом, в том числе госорганом при необходимости. Во всех случаях соблюдается стандартный порядок, который установлен 3 статьей ФЗ № -ФЗ.

Шаг 1. Подготовка пакета документов

  • удостоверение личности в виде паспорта;
  • при необходимости выписку, которая подтверждает наличие регистрации у ИП или юрлица;
  • выписку ЕГРН;
  • справки на собственность, в том числе свидетельство о наследстве или договор купли-продажи. В ряде случаев может потребоваться согласие собственника в письменной форме, если запрос оформляет арендатор.

Дополнительно может потребоваться доверенность, если процесс проводится сторонним лицом. Также может потребоваться заключение эксперта по экологическим аспектам, например, что участок больше не пригоден для эксплуатации в сельском хозяйстве.

Если у органа возникнут сомнения, то он может запросить вторичные справки или документы на свое усмотрение.

Шаг 2. Обратиться с заявлением (ходатайством)

Бланк можно заполнять в свободной форме по образцу, который предоставляют органы, принимающие ходатайство. В обязательном порядке указывают:

  • кадастровый номер;
  • право на указанный надел;
  • статус и планируемые изменения;
  • обоснованную причину процесса изменения статуса.

Бланк не должен содержать ошибок или неточностей, так как при наличии недочетов его не примут.

Шаг 3. Принятие решения с составлением соответствующего акта

Заявление рассматривают 2 месяца, если обращение производилось в городской или муниципальный орган, и 3 месяца при заявлении в региональный департамент или Правительство РФ.

Уведомление о решении, которое может быть положительным или отрицательным, будет направлено в течение двух недель с момента вынесения заключения по обращению.

Если решение положительное, то департамент составляет акт о смене статуса. Дополнительное изменение в актах не потребуется.


Образец распоряжения о переводе земли

Шаг 4. Регистрация изменения категории

Составленный акт, в частности его копию, отправляют в Федеральную службу, которая регистрирует изменения и внесение их в ЕГРН.

После регистрации пользователь надела может осуществлять деятельность уже в соответствии с изменениями.

Важно! Деятельность, не обозначенная для нового статуса, после регистрации невозможна.

Кто вправе инициировать смену статуса земли

Инициирование смены статуса участка могут проводить определенные лица и организации. В их числе:

  • арендатор, который использует землю по договору с владельцем. Так как владение арендатора является временным, то ему требуется согласовать процедуру с собственником и получить его согласие. В противоположном случае арендатор не имеет права подавать ходатайство;
  • землепользователь в виде лица, которое бессрочно и безвозмездно использует участок на законном основании;
  • собственник в виде физического или юридического лица;
  • уполномоченный орган власти.

Все остальные граждане или организации право на подачу документов по смене статуса территории не имеют.

Когда требуется изменить категорию

Каждый надел можно использовать в рамках его назначения, которое связано с установленной государством категорией

Неважно, собственник гражданин или простой арендатор, ему надо следовать требованиям закона.. К примеру, на территории с/х назначения можно заниматься растениеводством или животноводством, разбить огород

А земли под ИЖС застраивать домами: одноэтажные, многоэтажные или устанавливать нежилые постройки

К примеру, на территории с/х назначения можно заниматься растениеводством или животноводством, разбить огород. А земли под ИЖС застраивать домами: одноэтажные, многоэтажные или устанавливать нежилые постройки.

Законодательство допускает возможность изменения категории. Согласно планам гражданина. Порядок определен ФЗ-172. Заинтересованному лицу надо подать ходатайство, адресовав его в муниципалитет. Результат зависит от решения, принимаемого местными органами. Свое обращение гражданин дополняет комплектом документов.

Основная причина, вынуждающая человека инициировать данную процедуру – не соответствие назначения земли его планам использования.

Например, семье государство передало участок для ведения там хозяйства. Однако, граждане хотят построить дом, прописаться и жить постоянно. Для чего им нужна территория с разрешением ИЖС. Иначе построенный ими дом будет признан самостроем и администрация вправе снести его. А пользователя объявить нарушившим предписания. Ему грозит штраф, возможно, изъятие надела.

Согласно последним изменениям законодательства, назначение с/х земель было расширено. Теперь там разрешается строительство не дачного, а полноценного жилого дома.

Причем, объект по характеристикам должен соответствовать установленным требованиям, закрепленным в 39 статье (ГК РФ). Отдельное стоящее, небольшое строение, максимум 3 этажа. Высота которого 20 метров. Разделению дом не подлежит. Семья вправе жить там и прописаться.

Процедура смены категории участка

Процедура перевода земель сельхозназначения в другую категорию регламентируется Федеральным законом №172-ФЗ от 21.12.2004. Она состоит из следующих этапов:

  1. Составление ходатайства. В документе необходимо указать следующие данные: действующий кадастровый номер земельного участка; статус, который имеет земля на текущий момент; категорию, в которую заявитель просит перевести объект с указанием обоснования своей просьбы.
  2. Сбор пакета необходимых документов.
  3. Подача всех собранных бумаг в уполномоченный орган, а именно, в орган государственной власти или местного самоуправления. Ходатайство может быть возвращено без рассмотрения при наличии в документах ошибок, при несоответствии документов нормам законодательства или при подаче неполного пакета бумаг. В таком случае рекомендуется исправить указанные недочеты и подать заявку повторно.
  4. Ожидание результатов рассмотрения документов. Решение принимается органами местного самоуправления в течение 2 месяцев с даты подачи ходатайства, а органами государственной власти — в течение 3 месяцев. По результатам рассмотрения документов выносится акт о смене категории участка или об отказе в удовлетворении просьбы без объяснения причин. Документ направляется заявителю в течение 14 дней после завершения процедуры рассмотрения ходатайства. В акте о переводе земель в другую категорию должны быть указаны следующие данные: основание принятия решения о смене категории, границы, площадь и кадастровый номер участка, прежняя и новая категория земли.
  5. Внесение соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости на основании акта о переводе земель в другую категорию (в случае принятия органами власти положительного решения).

Правила и порядок изменения

Как и любая другая процедура, перевод земельного участка из одной категории в другую имеет свои правила оформления. Процесс на самом деле несложный, и если соблюдать основные условия, то проблем возникнуть не должно.

Подать заявление на перевод земли из одной категории в другую может заинтересованное лицо, обладающее правом:

  • собственности на земельный участок;
  • бессрочного пользования;
  • наследуемого владения;
  • аренды, субаренды, сервитута.

Подать ходатайство может:

  • физическое лицо,
  • юридическое лицо,
  • доверенное лицо.

Куда предоставлять?

Инициатор смены категории подает ходатайство (заявление) в муниципальный или федеральный исполнительный орган, правомочный решать эти вопросы.

Землями сельскохозяйственного назначения занимаются только органы исполнительной власти субъектов РФ.

Как оформить заявление-ходатайство?

Заявление можно заполнить от руки, либо предоставить в печатном варианте.

В ходатайстве нужно указать:

  • для физического лица – ФИО, паспортные данные, адреса регистрации и проживания, контактный телефон;
  • для юридического лица – название, организационно-правовая форма, адреса регистрации и нахождения, контактный телефон;
  • место расположения земельного участка;
  • цель его использования;
  • точная площадь участка;
  • текущая категория, к которой он относится;
  • категория, в которую заявитель желает его перевести;
  • согласие арендатора (если таковой имеется);
  • согласие собственника построек, которые находятся на участке (если таковые имеются).


К заявлению обязательно приложить

  • копии удостоверения личности для частного лица и ЕГРЮЛ или ЕГРИП для юридического;
  • выписку из кадастра РФ со всеми необходимыми сведениями о земельном участке;
  • выписку из ЕГРП о правах на земельный участок;
  • согласие собственника участка на изменение категории,
  • решение экологической экспертизы, если ее проведение было обязательным;
  • расчеты потерь сельхозпроизводства или лесного хозяйства (если они необходимы).

Наиболее важным для принятия дела к рассмотрению является пункт о причинах изменения категории.

Причины должны быть весомыми. Требуется пояснить, для чего будет использоваться участок.

Приложить документы, свидетельствующие, что после процедуры перевода земля будет использоваться согласно закону.

Закон требует в обязательном порядке самостоятельно представить лишь паспортные данные и документы на право собственности. Остальные орган власти может получить путем межведомственного обмена.

Образец

Скачать шаблон заявления можно здесь. Есть и заполненный для примера образец заявления. Форма ходатайства в различных регионах РФ одинакова.

Сроки рассмотрения

Правительству РФ на решение о смене категории отпущено три месяца (за редкими исключениями). Местным органам исполнительной власти – два.

Решение – положительное или отрицательное – должно быть доведено до заявителя не позднее двух недель после принятия.

Получив ходатайство с приложенными обязательными документами, специально учрежденная комиссия рассматривает их и дает обоснованное заключение, с которым знакомит заявителя.

Если решение положительное, необходимые изменения вносятся в кадастровые и прочие документы.

Порядок обращения в инстанции зависит от того, какой орган решает вопрос, а это определяется видом объекта. Поэтому логичнее вначале прийти в низовой орган власти, где подробно разъяснят, куда обращаться и какие бумаги подготовить.

Какие документы получает заявитель?

В любом случае вы получаете один из трех видов документов:

  • постановление об успешном переводе участка из одной категории в другую;
  • отказ в переводе;
  • отказ в рассмотрении заявления (в случае каких-либо нарушений в документации).

В случае положительного решения в итоговом акте об изменении статуса земельного участка будут указаны:

  • основания принятого решения;
  • границы участка,
  • его площадь,
  • учетный номер;
  • категория, из которой осуществлен перевод,
  • новая категория.

Еще раньше его копию передают в земельный кадастр для внесения изменений в учетные данные.

Что делать в случае отказа?


причины отказа

  • не все бумаги поданы, или они неправильно оформлены;
  • заявление подано не правообладателем, либо документы представителя собственника оформлены не подобающим образом;
  • у владельца нет российского гражданства.

В этих случаях ходатайство не позднее 30 дней будет возвращено заявителю, недостатки предстоит исправить и вновь подать на рассмотрение.

И если условия, при которых смена категории недопустима в принципе, отсутствуют, скорее всего, вопрос будет решен положительно.

Сделать это нужно не позднее трех месяцев с момента отказа. Если спохватились позднее, нужно указать уважительную причину пропуска времени.

Статья 2. Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

1. Для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также — ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.

2. Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:

1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;

2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.

3. В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:

1) кадастровый номер земельного участка;

2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;

3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;

4) права на земельный участок.

4. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:

1) утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ;

2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей — физических лиц);

2.1) выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей — индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей — юридических лиц);

3) выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;

4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;

5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка;

6) утратил силу с 1 января 2008 года. — Федеральный закон от 18.12.2006 N 232-ФЗ.

4.1. Документы, предусмотренные пунктами 2 и 5 части 4 настоящей статьи, направляются заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Документы, предусмотренные пунктами 1, 2.1, 3 и 4 части 4 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заинтересованное лицо не представило указанные документы самостоятельно.

5. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Какие есть виды разрешенного использования земель запаса

В Земельном Кодексе прописано наиболее точное определение, которое позволяет охарактеризовать значение земель запаса. Эта привычная для каждого специалиста процедура формирования земель запаса была рассмотрена с нескольких точек зрения.

Сюда включают земельные участки, которые были выведены из категории общего пользования совсем недавно:

  • земли, которые предназначены для сельскохозяйственных целей, однако их использовать нельзя из-за низкого коэффициента плодородия;
  • следует отнести в эту категорию иные земли пользования, которые можно будет использовать в сельскохозяйственных целях. В регионе может быть установлен запрет на эксплуатацию территорий, которые стоят в резерве для дальнейшего возделывания и процедуры обработки. Следует в обязательном порядке провести все необходимые расчеты касательно цифры урожая, которая будет получена в этом году. Продуктов должно хватить на обеспечение внутренних нужд страны, а также для осуществления поставок за рубеж;
  • ряд земельных фрагментов, которые находятся в пользовании лесного фонда с густой растительностью. Запрещается использовать такие территории, так как они зарезервированы для проведения дальнейших строительных работ, а также возведения иных инженерных объектов;
  • земля, на которой расположены водоемы. Использовать такие участки нет возможности из-за их непригодности.

Исключениями из правил могут стать только разнообразные рекреационные варианты.

Земли запаса можно поделить на несколько основных категорий, в зависимости от степени подчиненности ресурсов, а также общему уровню собственности:

  • федеральные земли. На территории подобных земельных наделов располагаются важные объекта государственного значения, либо же отдельные участки с приватизированными на территории объектами. До момента прохождения процедуры земли являлись собственность страны;
  • объекты РФ, к которым относятся все многочисленные участки, которые были включены в территориальные границы различных муниципальных образований, которые располагаются на территории этого государственного субъекта. Могут быть также они включены в строгие границы отдельного субъекта, на территории которого была расположена недвижимость, которая до приватизации числилась в пользовании государства;
  • земельные наделы разнообразных муниципальных образований. В данную категорию входят территориальные субъекты, которые не имеют совершенно никаких разделений на федеральные либо же региональные уровни.

Использование вышеперечисленных категорий земли может быть осуществлено, только если появится в этом необходимость, также угодья могут быть переданы в другую категорию земельных участков, которые соответствуют действующему законодательству страны.

Правила использования земельных наделов

Эти земли можно смело относить к категории земельных угодий, которые существуют на территории государства и для осуществления общего процесса эксплуатации должны быть соблюдены правила, которые позволяют разрешить, либо же наоборот, запретить использовать данные ресурсы.

Что значит неиспользуемые земли запаса?

Как земли запаса перевести в другую категорию, читайте тут.

Разрешается использовать землю без перевода ее в другую категорию, но подобное возможно только в случае, если:

  • земельное угодье не было внесено в общий список закрытых территориальных объектов и тогда каждый природный объект, который на нем имеется можно эксплуатировать согласно своим личным интересам. Обычно это касается угодий, которые следует относить к категории так называемых земель запаса и через эти земли может протекать река, в которой водится щука и рыбакам позволительно ее ловить. Все просто, этот вид рыб не относят к числу запрещенных, поэтому такое возможно;
  • можно использовать землю для охоты, прогона скота к месту своего выпаса без остановки на данном территориальном объекте;
  • угодье, которое нельзя отнести к какой-то из вышеперечисленных категорий, позволительно организовывать сбор сухостоя. При этом нет совершенно никаких ограничений касательно вырубки зеленых насаждений. Обычно сухостой используют для того, чтобы отапливать дома, но точно не для дополнительной прибыли.

Кто вправе подать ходатайство

Любое лицо, заинтересованное в этом. Как правило, это связано с будущими планами по использованию территории:

1. Владельцы – физические, юридические лица.

2. Землепользователи – кому надел был передан государству на бессрочное/безвозмездное использование.

3. Арендаторы, получившие землю согласно договору аренды/субаренды. Свои действия они согласуют с непосредственным хозяином.

4. Уполномоченный орган – если надо перевести статус у муниципальных/государственных территорий.

Вдобавок, собственник может аннулировать это, если не будет доволен результатом. Поэтому требуется письменное одобрение.

Список документов

Ходатайство считается основной бумагой, там отражены намерения заявителя и его полномочия. Надо дополнить его другими документами, список которых определяется индивидуально.

Можно уточнить на месте подачи:

· паспорт гражданина или правоустанавливающие бумаги, касающиеся статуса организации;

· кадастровый паспорт (можно выписку оттуда);

· выписка ЕГРН (сейчас ее достаточно, там содержатся все кадастровые данные плюс принадлежность территории);

· договор соцнайма (если участок изначально был передан государством частному лицу).

Иногда требуется заключение госэкспертизы или выданное частным специалистом. Оно нужно для обоснования безопасности процедуры. Что ее результаты не навредят окружающей среде или самой земле.