Постановление правительства рф от 08.05.2014 n 426

Оглавление

Кто и каким образом проводит специальную оценку?

Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.

Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая

Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.

Необходимость во внеплановой оценке возникает в случае смены офиса и введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Она должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.

Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:

  • при изменении технологического процесса;
  • замене оборудования;
  • при изменении составов применяемого сырья или материала;
  • после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
  • по запросу профсоюза;
  • при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.

Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.

Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.

Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы

Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми

Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении. Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор. Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель. В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.

Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.

Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:

  • перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
  • протоколы всех измерений и испытаний;
  • заключения экспертов;
  • и др.

Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.

В этой статье вы можете посмотреть правила и образец заполнения спецификации к договору поставки.

Если вас интересует, что такое факторинг и какие его виды бывают, прочитайте об этом здесь.

Что делать с результатами спецоценки

Комиссия (или сам ИП) подписывает отчет о проведении спецоценки. После этого:

  1. В течение 30 дней с даты, когда подписали отчет, ознакомьте сотрудников с результатами спецоценки под подпись.

  2. Также у вас есть 30 дней, чтобы отправить в трудовую инспекцию декларацию по рабочим местам, где не нашли вредных условий. Декларация подтвердит, что вы выполнили все требования на рабочих местах. 

  3. Заполните результаты спецоценки в таблице 5 отчёта 4-ФСС. 

Таблица 5 заполняется по данным на 1 января отчетного года. Если вы провели спецоценку в 2020 году, то ее результаты попадут в отчет только в следующем году. В отчете 4-ФСС за 2020 год укажите результаты предыдущей спецоценки, если она была. 

А во всех отчетах 4-ФСС в 2021 году таблица 5 будет одинаковой с результатами спецоценки 2020 года.

Как проводится идентификация?

Существует классификатор опасных либо вредных факторов, утвержденный Минтрудом России. Эксперты сопоставляют данные конкретных рабочих мест с классификатором и таким образом выявляют те рабочие места, которые требуют оценки и измерений.

Работник со своей стороны также имеет право обратиться к работодателю или напрямую к организации, проводящей СОУТ, с предложением провести проверку для выявления потенциально вредных и/или опасных факторов на его рабочем месте.

Оценка и измерения нужны для последующего присвоения рабочим местам класса условий труда. Измерения нужно проводить для всех рабочих мест, на которых были выявлены вредные и/или опасные факторы. Однако, если эти места полностью аналогичны, то можно проводить замеры только для 20% таких рабочих мест (минимум 2 рабочих места), а результаты будут действительны для всей группы. Если же выявлено хоть одно различие, то измерения будут проводиться для каждого рабочего места отдельно.

Почему это важно?

От результатов спецоценки напрямую зависят гарантии и компенсации, которые работодатель обязан предоставить своим сотрудникам. Это могут быть, например, сокращенная рабочая неделя, дополнительный отпуск или денежная компенсация.

Рабочие места, на которых экспертом были установлены оптимальные или же допустимые условия труда, также подлежат декларированию, если на них ранее не был установлен класс вредных условий труда, и они не входят в списки Постановления №10.

После окончания исследований и измерений специализированная организация предоставляет работодателю отчет, в который включаются:

  • сведения об организации, проводившей СОУТ, с приложением документов, подтверждающих ее соответствие требованиям Закона № 426-ФЗ;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертами классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии);
  • сводная ведомость СОУТ;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда для рабочих мест, на которых проводилась СОУТ;
  • заключение эксперта (экспертов) организации, проводившей СОУТ

Отчет должен быть утвержден всеми членами созданной работодателем комиссии. Сведения об утверждении отчета работодатель передает в организацию, осуществлявшую СОУТ.

Внеплановая СОУТ

Планово спецоценку следует проводить не реже одного раза в пять лет. Однако Законом № 426-ФЗ предусмотрены случаи, когда нужно провести ее внепланово.

На проведение внеплановой процедуры работодателю может даваться 6 или 12 месяцев. Если в эксплуатацию были введены вновь организованные рабочие места, или же произошли изменения в технологическом процессе, которые могут оказать влияние на условия труда, то внеплановая СОУТ проводится в течение 12 месяцев.

Если же речь идет о получении предписания от государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ, изменении состава использующихся материалов и сырья (если это может повлиять на уровень воздействия вредоносных и/или опасных факторов), изменении применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, а также если был зафиксирован несчастный случай на производстве или было выявлено профессиональное заболевание, то на проведение спецоценки дается 6 месяцев.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 503-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

30 декабря 2020

Принят Государственной Думой 22 декабря 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2016, N 18, ст. 2512; 2019, N 52, ст. 7769) следующие изменения:

1) часть 4 статьи 8 дополнить предложением следующего содержания: «На рабочих местах, указанных в части 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в отношении которых действует декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, повторное проведение специальной оценки условий труда не требуется до наступления обстоятельств, установленных частью 5 статьи 11 настоящего Федерального закона.»;

2) в статье 11:

а) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда является бессрочной в случае сохранения условий труда на соответствующем рабочем месте.»;

б) в части 5 слова «в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» исключить, слова «данная декларация» заменить словами «декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»;

в) часть 7 признать утратившей силу.

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения части 4 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в редакции настоящего Федерального закона) также применяются в отношении действующих деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, внесенных в реестр деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль30 декабря 2020 годаN 503-ФЗ

Оценка произведена. Что потом?

Закон устанавливает 30-дневный период, в течение которого каждый сотрудник обязан под роспись ознакомиться с результатами проведенной СОУТ. Если работодатель имеет официальным сайтом компании, то заключение экспертов и комиссии также размещаются на странице в тот же период.

Проведенная СОУТ является основанием для начисления дополнительных пенсионных взносов.


Страховые тарифы в зависимости от классов условий труда

Максимальный размер дополнительного тарифа предусмотрен в размере 8%. Для рабочих мест, признанных оптимальными и допустимыми, дополнительный тариф не начисляется.

В отношении не вредных и безопасных рабочих мест составляется декларация соответствия, передаваемая в инспекцию по труду. Срок действия документа составляет 5 лет.

Какие факторы исследуют во время спецоценки

Статья 13 Закона определяет вредные и опасные факторы, подлежащие выявлению и оценке.

Факторы производственной среды делятся на три категории:

  1. Физические — аэрозоли, шум, инфразвук, ультразвук, общее и локальное вибрационное воздействие.
  2. Химические — опасные вещества и смеси, включая биологической природы.
  3. Биологические — органические клетки, споры, микроорганизмы, способные спровоцировать инфекционные заболевания.

Факторы трудового процесса подразделяются на 2 категории:

  1. Тяжесть трудового процесса — уровень физической нагрузки на организм;
  2. Напряженность трудового процесса — уровень сенсорной нагрузки на ЦНС и органы чувств человека.

Кроме того, в испытательных лабораториях исследуют:

  • температуру окружающей среды;
  • влажность;
  • скорость движения воздуха;
  • дозы инфракрасного излучения;
  • напряженность переменного электрического, магнитного поля промышленной частоты;
  • напряженность переменного поля промышленной частоты (50 Герц);
  • напряженность переменного электрического, магнитного поля электромагнитных излучений радиочастотного диапазона;
  • напряженность электростатического поля и постоянного магнитного поля;
  • ультрафиолетовое излучение;
  • энергетическую освещенность;
  • энергетическую экспозицию лазерного излучения;
  • уровень шума;
  • напряженность трудового процесса работников;
  • биологические факторы.

Кто обязан обеспечивать проведение специальной оценки условий труда в организациях

Обязанность по проведению СОУТ возложена на всех работодателей. Как правило, она проводится совместно с независимой компанией, привлеченной на договорных началах.

Указанное требование регламентировано п.2 ст. 8 ФЗ № «О СОУТ» (далее — Закон).

Функции работодателя и оценивающей организации при проведении СОУТ

Важно! Даже при смене фактического местонахождения работодателя, СОУТ обязательна в любом случае.

Требования к компаниям, которые могут быть привлечены для проведения СОУТ, закреплены в ст. 19 Закона, а именно:

  • независимость по отношению к работодателю;
  • в уставе организации должно быть прямо указано, что проведение спецоценки является основным или одним из видов осуществляемой деятельности;
  • компания прошла аккредитацию в соответствии с правилами, установленных в приказе Минздравсоцразвития РФ от 01.04.2010 № 205н;
  • штат сотрудников насчитывает не менее 5 экспертов, работающих на основании трудового договора, и имеющих сертификаты эксперта на предоставление подобного рода услуг;
  • хотя бы один эксперт должен иметь высшее образование по одной из специальностей: общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
  • в распоряжении компании есть испытательная лаборатория или центр, аккредитованные в установленном законом порядке. Сферой аккредитации должно быть проведение исследовательской деятельности, измерений вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Кто проводит специальную оценку условий труда по закону № 426 ФЗ

Статья 8 Закона закрепляет, что:

  • организация и финансирование проведения СОУТ возлагается на работодателя;
  • спецоценка проводится совместно работодателем и организациями, отвечающим требованиям, установленным в статье 19 Закона;
  • методика проведения СОУТ утверждается федеральным органом власти, к компетенции которого относится выработка и реализация государственной политики и правовое регулирование в сфере труда с учетом мнения Российской 3-сторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
  • СОУТ проводится не менее 1 раза в 5 лет, если иное не определено Законом. Истечение срока начинается со дня утверждения отчета о проведении спецоценки.

В отношении кого специальная оценка не проводится

СОУТ не требуется касательно:

  • надомных работников;
  • сотрудников, выполняющих обязанности в дистанционном режиме;
  • для работодателей — физических лиц, не прошедших государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Оценщик — из реестра Роструда

Спецоценку проводит не сам работодатель, а специальная компания. Советую выбирать по двум критериям: аккредитация Рострудом и цена.

Аккредитация. Специальную оценку условий труда вправе проводить только аккредитованные компании из списка Роструда. В списке — 521 компания.

Реестр оценщиков удалось открыть только через гугл-таблицы. В таблице — названия компаний и контакты

Компании с аккредитацией получают уведомление на фирменном бланке и с печатью министерства:

Обычно уведомление есть на сайте оценщика, мы взяли пример у аккредитованного оценщика «Экспертиза»

Цена. Оценщики сами устанавливают цены. По опыту, цена зависит от количества рабочих мест: десять мест — тысяча рублей за каждое, сто мест — восемьсот рублей.

Цена может зависеть не только от количества мест, на нее влияют факторы, которые будут оценивать, например, замер шума и вибраций. Для примера — стоимость оценщика «Экспертиза».

Из таблицы непонятно, что включено в стоимость оценки рабочего места и какие факторы мне нужны

Лучше не только смотреть цены на сайте, а позвонить и расспросить. Я позвонила в «Экспертизу» и узнала: спецоценка рабочего места в пекарне со всеми замерами обойдется в 1200 рублей.

В среднем спецоценка для офиса из двадцати человек стоит двадцать тысяч рублей, для общепита — тридцать.

Положение по соут для предприятия

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

Сейчас Карта специальной оценки — Документ, на основании которого решаются многие финансовые моменты. Если Вам выдали кипу бумаг с множеством ошибок, неточностей и некорректных данных, то Отчет теряет статус документа и работодатель остается один на один с госинспекцией, фондом социального страхования, пенсионным фондом и т.д.

, более того, к этому могут добавиться штрафные санкции и необходимость заново проводить спецоценку.

Положение о специальной оценке условий труда

С 1 января 2014 года все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда рабочих мест, которая введена вместо существующей ранее аттестации рабочих мест для определения на них вредных и опасных факторов, воздействующих на работников. Какова же судебная практика по этому вопросу?

Проведение специальной оценки по условиям труда обязательно для всех видов предприятий любой специфики деятельности.

Что из условий учитывается и как проходит спецоценка у офисного персонала? Как ее организовать и как оформить все необходимые документы? В этой статье приводится примерный вариант пошаговых действий.

Образец положения об осуществлении СОУТ в организации

Как уже говорилось ранее, разрабатывается положение о специальной оценке условий труда самостоятельно работодателем и, как все локальные документы, утверждается руководителем. Так как типового образца законодательством не установлено, при составлении акта целесообразно пользоваться положениями Закона № 426-ФЗ.

Положение о СОУТ в организации — образец его не установлен законодательством, поэтому разрабатывается данный документ каждым предприятием самостоятельно. Какие нормативные акты можно использовать при составлении положения, каким может быть его примерное содержание, расскажем подробно в статье далее.

Специальная оценка условий труда: общие положения

  • Предметом Договора является оказание Исполнителем юридических услуг, а именно юридическое консультирование по интересующим Заказчика правовым вопросам в сфере здравоохранения.
  • Юридические услуги предоставляются Заказчику в соответствии с перечнем и стоимостью услуг, указанных в Прайс-листе Исполнителя, действующем на момент акцепта оферты Заказчиком.
  • За оказание юридических услуг по Договору Заказчик уплачивает Исполнителю вознаграждение в порядке, определенном в разделах 4 и 6 Договора и конкретизированном в характеристике заказа.
  • Юридические услуги предоставляются в форме устной или письменной консультации.
  • Юридические услуги в форме устной консультации оказываются по местонахождению Исполнителя (125252, г. Москва, ул. Алабяна, д. 13, корп.1) или в дистанционном виде с использованием различных средств удаленного консультирования, в частности: телефонная или ip связь, иные виды современной связи (Skype, WhatsApp, Viber, другие), позволяющие осуществлять устную коммуникацию сторон.
  • Юридические услуги в форме устной консультации могут оказываться в ином месте, которое согласовывается Сторонами любыми доступными способами.
  • Юридические услуги в форме письменной консультации могут быть представлены как в отложенном, так и в интерактивном режиме. После получения письменной консультации Заказчик вправе в течение 15 календарных дней получить пояснения Исполнителя в устной форме в пределах 15 минут. При желании получить пояснения сверх указанного времени, Заказчик имеет право на получение платной консультации на условиях настоящих Правил.
  • Консультация в отложенном режиме предполагает подготовку Исполнителем письменного ответа на строго определенный(-ые) вопрос(-ы) Заказчика. Ответ оформляется на русском языке в формате word и (или) pdf и приобщается к информации о заказе в личном кабинете Заказчика. По желанию Заказчика ответ может быть направлен на его электронную почту или передан ему иными доступными и бесплатными для Исполнителя способами.
  • Письменная консультация в интерактивном режиме предоставляется по электронной почте или с использованием других электронных сервисов (Skype, WhatsApp, Viber, другие).
  • Дата и время оказания юридических услуг, форма, вид и режим консультации, ее продолжительность, стоимость и иные условия оказания юридических услуг определяются в характеристике заказа в личном кабинете.

Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 июня 2017 г. № 15-1/ООГ-1744 О проведении специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих

17 августа 2017

Департамент условий и охраны труда рассмотрел обращения и сообщает, что, в соответствии с частью 4 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон) проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе.

Таким образом, вопросы проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируются положениями Федеральных законов от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», а также изданными в развитие их положений нормативными правовыми актами, положения которых регулируют вопросы установления условий труда на рабочих местах государственных и муниципальных служащих.

В отношении рабочих мест военнослужащих, проходящих воинскую службу, специальная оценка условий труда не проводится так как в соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, если в установленном Трудовым кодексом Российской Федерации порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей.

В отношении рабочих мест остальных категорий государственных служащих, перечисленных в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также работников религиозных организаций специальная оценка условий труда может быть проведена в общем порядке, установленном Федеральным законом и изданными в развитие его положений нормативными правовыми актами.

По вопросам о сроках проведения специальной оценки условий труда сообщаем, что частью 4 статьи 27 Федерального закона предусмотрена возможность поэтапного проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, на которых проведена идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов и ранее была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. При этом работодатель вправе провести на таких рабочих местах специальную оценку условий труда в порядке, установленном Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

В отношении рабочих мест, на которых не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда или идентификация потенциально вредных (опасных) производственных факторов не проводилась в соответствии с требованиями части 6 статьи 10 Федерального закона, специальная оценка условий труда должна быть проведена в первоочередном порядке.

Вопросы установления порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда в зависимости от возникновения оснований для ее проведения, а также исчерпывающий перечень оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда урегулированы положениями статьи 17 Федерального закона, независимо от наличия результатов ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.

При этом во всех случаях возникновения оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда решение о необходимости ее проведения принимается комиссией по проведению специальной оценки условий труда у работодателя и оформляется протоколом. Аналогично оформляется решение комиссии по проведению специальной оценки условий труда у работодателя о необходимости проведения внеплановой специальной оценки условий труда или об отсутствии такой необходимости в случае реорганизации работодателя или его структурных подразделений.

В перечисленных случаях работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае нарушения порядка и сроков проведения внеплановой специальной оценки условий труда независимо от того, какой трудовой договор был заключен с работником, занятым на рабочем месте, где должна проводиться внеплановая специальная оценка условий труда.

Заместитель директора Департаментаусловий и охраны труда П.С. Сергеев

Внеплановая СОУТ

Планово спецоценку следует проводить не реже одного раза в пять лет. Однако Законом № 426-ФЗ предусмотрены случаи, когда нужно провести ее внепланово.

На проведение внеплановой процедуры работодателю может даваться 6 или 12 месяцев. Если в эксплуатацию были введены вновь организованные рабочие места, или же произошли изменения в технологическом процессе, которые могут оказать влияние на условия труда, то внеплановая СОУТ проводится в течение 12 месяцев.

Если же речь идет о получении предписания от государственного инспектора труда о проведении внеплановой СОУТ, изменении состава использующихся материалов и сырья (если это может повлиять на уровень воздействия вредоносных и/или опасных факторов), изменении применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, а также если был зафиксирован несчастный случай на производстве или было выявлено профессиональное заболевание, то на проведение спецоценки дается 6 месяцев.

Что такое СОУТ

Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных или опасных воздействий производственной среды и трудового процесса, с последующей оценкой уровня их воздействия на работников. При проведении такой специальной оценки должно учитываться отклонение фактических значений вредных факторов от значений, которые устанавливает Минтруда, как уполномоченный на это правительством РФ орган. Именно такое определение СОУТ дает 426-ФЗ.

Все эти мероприятия нужны чиновникам ради заботы об условиях труда граждан, которое выражается в установлении классов (подклассов) рабочих мест. На основе этих данных организации присваивается класс риска, который влияет на размер страховых взносов на травматизм, а также целый ряд других ньюансов. Проводить СОУТ могут только специально аккредитованные организации с участием представителей работодателя и профсоюзов. Все работодатели должны прибегать к их услугам не реже, чем раз в пять лет, а то и чаще, если будут организованы новые рабочие места или произойдут изменения в имеющихся. От необходимости проведения СОУТ избавлены только надомные и дистанционные работники, которые трудятся на своей территории. По результатам СОУТ заполняется отчет — Декларация об итогах СОУТ, которая направляется в территориальную Государственную Инспекцию труда и действует в течение 5 лет.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос

Ответ

Что такое специальная оценка?
Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)
Кто должен проводить специальную оценку?
Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)
Какие рабочие места подлежат специальной оценке?
Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ): — надомных работников; — дистанционных работников; — работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями
Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм?
Да, органы ФСС устанавливают скидку в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)
Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки?
Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб. При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ). Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.
Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку?
Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ

Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст

318 НК РФ)
Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах?
Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)
Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов?
Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов

Подготовка к проведению специальной оценки условий труда

Закон 426-ФЗ определяет порядок проведения специальной оценки условий труда. Ее подготовительный этап включает следующие процедуры:

  • Cоздание на предприятии специальной комиссии для проведения СОУТ. В зависимости от ситуации в ее состав могут войти работодатель (лично), представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, члены профсоюза или другого представительного органа (если он существует). Возглавляет комиссию работодатель (или его представитель). Своим приказом работодатель утверждает состав и порядок деятельности комиссии.
  • Утверждение списка рабочих мест, на которых на которых будет проведена СОУТ.
  • Выбор исполнителя: сторонней экспертной организации, которая вправе проводить специальную оценку условий труда. Выбранная организация-исполнитель привлекается на основании договора. Представители организации не включаются в состав комиссии, оставаясь в ходе процедуры незаинтересованной стороной.

Обзор документа

Решено установить бессрочное действие декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Это позволит работодателям по истечении срока действия декларации в случаях, когда условия труда рабочих местах не изменились, не проводить спецоценку.

Раньше декларация выдавалась на 5 лет. При отсутствии оснований для ее прекращения она считалась продленной на следующие 5 лет без повторной спецоценки. Затем спецоценка требовалась.

Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Состав

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 426-ФЗ, спецоценка проводится работодателем совместно с профессиональной организацией, занимающейся оценкой рабочих мест. С такой организацией работодатель заключает гражданско-правовой договор и оплачивает ее услуги. Требования к организации, которую компания вправе привлечь, перечислены в статье 19 426-ФЗ.

Со стороны работодателя издается приказ о проведении СОУТ и создании комиссии. В коллектив оценщиков входят специалист по охране труда и представитель профсоюза, если таковой имеется. Состав комиссии утверждается распоряжением. Если после его издания состав необходимо изменить, руководитель вправе издать приказ об изменении состава комиссии по СОУТ, в котором исключит одних членов и добавит новых. Общее количество членов нечетное, минимальная численность не установлена.