Оглавление
Запреты и ограничения, связанные с гражданской государственной службой
Лицо не может занимать должности гражданской ГС в случае:
- полной или частичной недееспособности по решению суда;
- несения им наказания в виде запрета занимать соответствующие посты или при наличии неснятой/непогашенной судимости;
- наличия определенных заболеваний, перечень которых устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
- отказа от процедуры оформления допуска к информации, которая является государственной тайной, в случаях, когда выполнение его обязанностей по должности, на замещение которой он претендует, или по замещаемому служащим посту гражданской службы связано с использованием такого рода сведений;
- выхода из гражданства России или получением гражданства другого государства;
- предоставления фальсифицированных документов или заведомо ложной информации в момент приема на работу;
- близкого свойства или родства (супруг, родители, дети, сестры, братья, супруги детей или дети супругов) со служащими ГГС, в ситуациях, когда замещение поста связано с непосредственной подконтрольностью или подчиненностью одного из них другому;
- отказа от предоставления или подачи заведомо ложных сведений об имуществе в момент приема на работу;
- утраты доверия со стороны представителя нанимателя, в результате невыполнения запретов и ограничений, требований о пресечении и разрешении конфликта интересов и невыполнения обязанностей, которые установлены в целях противодействия коррупции ФЗ-79 и другими соответствующими законами;
- непрохождения военной службы по призыву без законных на то оснований (кроме граждан, служивших по контракту).
Служащему на посту гражданской ГС запрещено выполнять некоторые действия, подробно описанные в ФЗ-79. Вот некоторые из них:
- запрещено замещать должности ГС, если он выбран или назначен на гос. должность, избран на должность в орган муниципалитета или избран на оплачиваемую должность в орган профсоюза в государственном органе;
- запрещено заниматься предпринимательством, участвовать в управлении хозяйствующего субъекта (кроме жилищного, гаражного или жилищно-строительного кооперативов, садоводческого, дачного, огороднического потребительских кооперативов, профсоюза и товарищества собственников недвижимости);
- запрещено покупать ценные бумаги, по которым возможно получить доход;
- запрещено открывать и иметь счета и хранить ценности в иностранных банках, которые расположены за пределами территории РФ;
- получать вознаграждения, подарки от юридических и физлиц в связи с исполнением своих должностных обязанностей;
- разглашать конфиденциальные сведения, полученные в результате профессиональной деятельности.
Государственная служба — это многогранное, многоаспектное правовое явление, имеющее взаимосвязь с конституционным, административным и трудовым правом. Это неотъемлемая часть, одно из фундаментальных звеньев российской государственности. Поэтому вся система государственной службы и ее виды по отдельности подробнейшим образом регулируются законодательством РФ, а его исполнение контролируется компетентными на то органами власти.
Глава 4. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 19. Вступление в
силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.
Определение военной службы как вида федеральной
государственной службы, содержащееся в статье 6 настоящего Федерального закона,
применяется со дня вступления в силу федерального закона о военной службе.
Определение правоохранительной службы как вида федеральной
государственной службы, содержащееся в статье 7 настоящего Федерального закона,
применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной
службе.
2. Признать утратившими силу подпункт 1 пункта 1 статьи 1,
пункты 1 и 3 статьи 2, пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 1995
года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской
Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 31,
ст. 2990).
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Москва, Кремль |
|
27 мая 2003 г. |
|
№ 58-ФЗ |
Общие сведения
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» вступил в силу 27 июля 2004 года.
Этот закон устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы в области госслужбы.
В ФЗ 79 освещаются следующие основные аспекты гражданской госслужбы:
- Должности: классификация, квалификация и др;
- Правовой статус: права, обязанности, запреты и ограничения, обязательство по предоставлению информации о доходах и расходах и др;
- Порядок поступления на службу;
- Служебный контракт: порядок заключения, срок действия, отстранение и другое;
- Основания и последствия прекращения контракта;
- Кадровая работа: персональные данные служащих, ведение личных дел, реестры;
- Распределение времени для работы, отдыха и отпусков;
- Прохождение службы: регламенты, аттестация, проверка квалификации;
- Оплата труда;
- Дисциплина: Взыскания, поощрения и награждения;
- Кадровый состав: подготовка, профразвитие, кадровый резерв;
- Финансирование;
- Надзор и контроль: надзорные органы, ответственность.
Положения закона подвергаются относительно частому редактированию и обновлению, поскольку тесно связаны с другими законодательными областями.
Например, в 2016 году были внесены множественные поправки:
Глава 4. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Определение военной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 6 настоящего Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о военной службе.
Абзац 3 пункта 1 статьи 19 утратил силу с 1 января 2016 г. согласно Федеральному закону от 13 июля 2015 г. № 262-ФЗ.
2. Признать утратившими силу подпункт 1 пункта 1 статьи 1, пункты 1 и 3 статьи 2, пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 31, ст. 2990).
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Москва, Кремль |
|
27 мая 2003 г. |
|
№ 58-ФЗ |
Глава 3. Система управления государственной службой
Статья 16. Управление
государственной службой
Система управления государственной службой создается на
федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации в целях
координации деятельности государственных органов при решении вопросов
поступления на государственную службу, формирования кадрового резерва,
прохождения и прекращения государственной службы, использования кадрового
резерва для замещения должностей государственной службы, профессионального
образования и дополнительного профессионального образования государственных
служащих, проведения ротации государственных служащих, а также в целях
осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных
органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской
Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской
Федерации о государственной службе.
Статья 17. Кадровый резерв
для замещения должностей государственной службы
Для замещения должностей государственной службы создаются
федеральный кадровый резерв, кадровый резерв в федеральном государственном
органе, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв в
государственном органе субъекта Российской Федерации.
Статья 18. Финансирование
государственной службы и программы ее реформирования и развития
1. Финансирование федеральной государственной службы и
государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации осуществляется
за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджета соответствующего
субъекта Российской Федерации в порядке, установленном федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Совершенствование системы государственной службы
осуществляется путем реализации федеральных программ реформирования и развития
федеральной государственной службы и соответствующих программ субъектов
Российской Федерации.
Статья 18.1. Военная служба в Российской Федерации
иностранных граждан
В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом
предусматривается поступление иностранных граждан на военную службу по
контракту и прохождение ими военной службы.
На указанных граждан распространяются положения настоящего
Федерального закона, определяющие правовые основы государственной службы
Российской Федерации.
Обзор документа
Определены основные направления развития госслужбы на 2019-2021 гг. Даны соответствующие поручения Правительству РФ.
До 1 января 2020 г. внедрят единую методику прохождения испытания на гражданской службе в федеральных органах власти.
До 1 января 2021 г. обеспечат мониторинг качества подготовки служащих по дополнительным профессиональным программам, а также автоматическую проверку сведений о кандидатах и госслужащих с помощью ФГИС в области госслужбы.
В 2020 и 2021 гг. структуру денежного содержания служащих оптимизируют без снижения его уровня путем поэтапного увеличения доли должностного оклада и увеличения размера пенсии за выслугу лет.
Указ вступает в силу со дня подписания.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Основные принципы построения и функционирования
Принципы госслужбы закреплены российской Конституцией, либо истекают из нее. Они конкретизированы федеральными законами, а также законами субъектов Федерации. Обеспечивают стабильность служебно-государственных отношений и эффективность деятельности госслужащих.
Принципы госслужбы разделяются на конституционные и организационные. К конституционным относятся:
- Принцип главенства Российской Конституции и законов федерального значения над всеми иными нормативно-правовыми актами.
- Приоритетность гражданских прав и свобод граждан РФ, их неукоснительное соблюдение, исполнение и защиту.
- Принцип целостности и единства госвласти, четкого разграничения объектов ведения между Федерацией и ее субъектами.
- Четкое разделение законодательной власти, судебной и исполнительной.
- Принцип равноправной доступности к госслужбе граждан России в соответствии с уровнем своих способностей, профподготовки и квалификации.
- Принцип, исключающий принадлежность госслужбы к партийности, религиозным и иным общественным объединениям. Госслужащие имеют право состоять в партиях, исповедовать ту или иную веру, но в целом, госслужба не имеет такой принадлежности.
К организационным принципам госслужбы относятся:
- Строгая подотчетность и подконтрольность госорганов.
- Единство требований к госслужбе, закрепленных законами и иными нормативно-правовыми актами.
- Высокий профессионализм и полная компетенция госслужащих.
- Ответственность госслужащих любого уровня за подготовку и принятие решений, ответственность за неисполнение или недобросовестное осуществление своих служебных обязанностей.
- Принцип стабильного восполнения кадрового состава госслужащих.
- Прозрачность и гласность деятельности госслужбы.
- Взаимосвязь и взаимодействие государственных и муниципальных служб.
- Защита госслужащих от противоправного вмешательства в их служебную деятельность со стороны должностных лиц, госорганов, любых физических и юридических лиц.
Гражданская госслужба
Гражданская госслужба занимает самый большой сектор из существующих, потому что представляет как федеральный уровень, так и региональный.
Современная гражданская госслужба РФ представляет собой квалифицированную профдеятельность сотрудников и специалистов разных областей по осуществлению деятельности госорганов Российской Федерации в рамках установленных полномочий, а также, деятельность лиц, занимающих федеральные госдолжности.
Она непосредственно направлена на выполнение госфункций, аппаратного управления государством. Регулируется законодательством федерального уровня.
К гражданской госслужбе причисляется и специальная гражданская служба, необходимая для выполнения специальных задач:
- таможенные органы;
- налоговые;
- финансовые;
- кредитные;
- дипломатические и другие.
Обзор документа
Предусмотрена административная ответственность за публичное распространение информации, отрицающей факты, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси, либо одобряющей преступления, установленные указанным приговором, а равно публичное распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы Второй мировой войны, о ветеранах Великой Отечественной войны, в т. ч. совершенные с использованием СМИ либо Интернета.
Юрлиц будут штрафовать на сумму от 3 млн до 5 млн руб. (с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой).
Такие же штрафы будут налагаться за публичное распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно публичное осквернение символов воинской славы России. Закреплена ответственность за публичное оскорбление памяти защитников Отечества либо публичное унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Структура органов государственной власти
В соответствии с Российской Конституцией госвласть в РФ осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Их органы самостоятельны. Высшие инстанции власти:
- Глава Российского государства – Президент, у которого имеется значительная концентрация власти. Он не входит в систему разделения властей, а находится над ними и осуществляет функции координатора, осуществляя общее руководство государством. Однако, частично выполняет некоторые функции каждой из ответвлений власти: руководство Правительством (исполнительная власть), издает указы, ставит свою подпись под принятыми парламентом законами (законодательная власть), принимает решение о помиловании лиц, преступивших закон (судебная власть).
- Федеральное собрание – парламент Федерации. Это орган представительный и законодательный. Состоит из двух палат – Совет Федерации и Госдума.
- Правительство РФ – исполнительный орган, подчиняющийся и Президенту, и Федеральному собранию РФ.
- Суд:
- Конституционный.
- Верховный.
- Высший Арбитражный.
Должности и вакансии
Все органы госслужбы имеют четкую структуру. Штат госслужащих распределяется по четырем основным категориям:
- Руководители органов госслужб и их подразделений.
- Помощники и советники, оказывающие содействие руководителям.
- Классные специалисты (основная, самая многочисленная категория).
- Специалисты обеспечения деятельности госорганов (организационное обеспечение, документальное, информационное, финансовое и другие).
Руководители |
Помощники
(советники) |
Специалисты | Обеспечивающие специалисты | |
Высшая группа | ∨ | ∨ | ∨ |
— |
Главная группа |
∨ | ∨ | ∨ | ∨ |
Ведущая группа | ∨ | ∨ | ∨ |
∨ |
Старшая группа |
— | — | ∨ | ∨ |
Младшая группа | — | — | — |
∨ |
При имеющихся свободных вакансиях в госорганах назначается конкурс на замещение этих вакансий. В рамках конкурса специальной комиссией оценивается:
- профпригодность каждого кандидата;
- его личностные достоинства и способности;
- учитывается стаж работы и рекомендации;
- результаты тестирования.
Основные особенности ГГС
Должности гражданской ГС подразделяются на категории: руководителей, советников (помощников), специалистов и обеспечивающих специалистов. К группам гражданской ГС относятся: высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности.
На ГГС имеют право поступать лица старше 18 лет, владеющие государственным языком РФ и подходящие по квалификационным критериям, установленным ФЗ. К квалификационным требованиям относятся: уровень профессионального образования, стаж гражданской службы или опыт работы по специальности, направление подготовки, профессиональные навыки и знания. Высшим образованием должны обладать кандидаты на посты руководителей, советников, специалистов и обеспечивающих специалистов главной и ведущей групп должностей ГС.
Прием на гражданскую службу соответствующего лица производится в результате проведения конкурса, проводимого специально созванной комиссией. В результате успешного прохождения данного конкурса с гражданином заключается контракт, срок действия которого может быть ограничен (от одного до пяти лет) или не иметь даты окончания. Законом также установлен предельный возраст лица, занимающего должность гражданской ГС, — 60 лет (в исключительных случаях — 65 лет, а для федеральных госслужащих руководителей высшей группы — 70 лет, по решению президента страны).
Гражданские государственные служащие обязаны раз в три года проходить аттестацию. А в случае их желания получить классный чин по собственной инициативе или по наступлению срока (для некоторых категорий работников, перечисленных в ч. 2 ст. 11 ФЗ-79) — еще и сдать квалификационный экзамен.
В момент приема на рассматриваемую службу гражданин обязан предоставить сведения о своем имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера, а в некоторых случаях и аналогичные сведения о членах своей семьи (супруге и несовершеннолетних детях). Помимо этого, госслужащий обязан предоставлять и сведения о своих расходах (расходах своей семьи).
Оплата труда госслужащего ежегодно индексируется и увеличивается с каждым годом соразмерно стажу. За отработанные 1-5 лет к заработной плате прибавляется 10%, за 5-10 лет — 15%, за 10-15 лет — 20%, а свыше 15 лет — 30%.
Последние изменения, внесенные в закон о системе государственной службы
Последние изменения в ФЗ-58 состоялись 23 мая 2016 года в ходе принятия закона № 143-ФЗ. Данной поправкой была отредактирована статья 14, предусматривающая общую продолжительность госслужбы. Рассмотрим её содержание подробнее.
Начисление стажа госслужбы в соответствии со ст. 14 ФЗ-58 осуществляется в соответствии со следующими положениями:
- Стаж или общая продолжительность работы на госдолжностях определяется рядом федеральных законов:
- законом о конкретном виде государственной службы;
- законодательством о пенсионном обеспечении граждан РФ, которые проходили госслужбу;
- законами субъектов Российской Федерации.
- В соответствии с вышеперечисленными законодательствами, в стаж входят длительность работы на всех видах госслужбы, включая промежутки замещения должностных лиц на временной и постоянной основе.
- Персональная информация государственных служащих и данные об их деятельности и стаже регистрируются в их личных делах и соответствующих документах, в которых ведётся учёт госработников;
Персональная информация является конфиденциальной и охраняется федеральными законами.
Скачать 58 ФЗ в последней редакции
Ознакомление с положениями закона позволит избежать множества ситуаций, когда по незнанию законодательства гражданин лишается причитающихся ему преимуществ.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Указ Президента РФ от 24 июня 2019 г. N 288 “Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы”
26 июня 2019
В целях дальнейшего развития государственной гражданской службы Российской Федерации постановляю:
1. Установить, что основными направлениями развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы являются:
а) совершенствование порядка назначения на должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба) граждан Российской Федерации, государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — гражданские служащие);
б) стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной служебной деятельности, развитие системы государственных правовых и социальных гарантий на гражданской службе;
в) внедрение новых форм профессионального развития гражданских служащих, в том числе предусматривающих использование информационно-коммуникационных технологий;
г) ускоренное внедрение информационно-коммуникационных технологий в государственных органах в целях повышения качества кадровой работы.
2. Правительству Российской Федерации:
а) до 1 января 2020 г.:
создать нормативно-правовую базу, необходимую для совершенствования практики проведения экспериментов, направленных на развитие гражданской службы;
обеспечить внедрение единой методики прохождения испытания на гражданской службе в федеральных органах исполнительной власти;
представить в установленном порядке предложения по созданию нормативно-правовой базы, необходимой для совершенствования порядка отбора кандидатов на замещение должностей гражданской службы;
обеспечить совершенствование на основе единых методологических подходов порядка проведения аттестации гражданских служащих;
обеспечить функционирование на базе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих;
завершить мероприятия по переходу к использованию федеральными государственными органами в кадровой работе федеральной государственной информационной системы в области государственной службы;
б) до 1 января 2021 г.:
обеспечить проведение мониторинга качества подготовки гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам;
обеспечить совершенствование методов оценки (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) профессиональных качеств гражданских служащих и лиц, претендующих на замещение должностей гражданской службы и включение в кадровый резерв на гражданской службе;
завершить создание нормативно-правовой базы, необходимой для формирования федерального кадрового резерва на гражданской службе;
обеспечить возможность проведения проверки сведений, представляемых гражданами Российской Федерации, поступающими на гражданскую службу, и гражданскими служащими, в автоматическом режиме (с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы), а также посредством направления в электронном виде запросов в государственные органы, ответственные за предоставление соответствующей информации;
в) в 2020 и 2021 годах обеспечить в рамках осуществления мероприятий по совершенствованию системы оплаты труда гражданских служащих оптимизацию структуры денежного содержания гражданских служащих (без снижения его уровня) путем поэтапного увеличения в структуре этого содержания доли должностного оклада и соответствующее увеличение размера пенсии за выслугу лет;
г) в месячный срок утвердить план мероприятий («дорожную карту»), направленных на реализацию настоящего Указа;
д) ежегодно, до 1 апреля, информировать Президента Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Указа;
е) обеспечить контроль и координацию деятельности федеральных государственных органов по выполнению плана мероприятий («дорожной карты»), предусмотренного настоящего пункта.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации при организации мероприятий, направленных на развитие государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, учитывать предусмотренные настоящего Указа основные направления развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019 — 2021 годы.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
24 июня 2019 года
№ 288
Последние изменения 58 ФЗ «О системе государственной службы»
Последние изменения в Закон «О системе государственной службы» были внесены 23 мая 2016 года. Они были проведены в рамках поправок по повышению пенсионного возраста отдельным категориям граждан.
Внесенные изменения коснулись статьи 14 ФЗ 58 о стаже государственной службы. По ним была скорректирована формулировка части 2. Данное положение предписывает включение в общий стаж продолжительность всех видов службы. Учитываются также периоды замещения федеральных и муниципальных должностей.
- на должность могут поступить граждане, владеющие русским языком и достигшие установленного для соответствующей категории возраста;
- дополнительные требования, условия контракта и порядок заключения определяются Федеральным законом о виде госслужбы;
- контракт о принятии на должность может быть заключен на определенный или неопределенный срок;
- закон определяет предельный возрастной порог, до которого гражданин может занимать соответствующую должность;
- прохождение госслужбы по общей системе подразумевает следующие моменты – назначение на должность, присвоение чина или звания, аттестацию на получение квалификации.
Федеральный закон о видах госслужбы также определяет основания для увольнения.
Изменения в статью 12 ФЗ 58 вносились один раз в 2013 году. Поправки коснулись редакции четвертого абзаца пункта 3. Его содержание учитывает обучение в профессиональном образовательном учреждении с последующим назначением на должность.
Закон указывает на обязательное прохождение данной госслужбы. Минимальный срок определяется индивидуальным контрактом, заключаемым при принятии на обучение.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43