Статья 27.2. доставление

Что сказано в законе?


Причины и порядок доставления временно задержанных лиц в полицейский участок прописан в:

  1. Федеральном законе №3-ФЗ «О полиции» от 7 февраля 2011 года.
  2. Статье 27 пунктах 1, 2, 3 КоАП РФ.
  3. Статьях 91 и 92 УПК РФ.

В рамках законодательных действий различают две основные процедуры препровождения:

  • доставление;
  • задержание.

Доставление отличается от задержания тем, что не подразумевает обязательного ограничения свободы. Данный процесс связан с выяснением личности человека или необходимостью составить протокол, который по каким-то причинам не мог быть написан на месте.

В полицейский участок может быть препровожден как совершеннолетний, так и несовершеннолетний гражданин. В последнем случае обязательно уведомляются родители несовершеннолетнего или его опекуны.

По закону граждане не могут отказаться прошествовать в полицию или препятствовать законным действиям представителям власти. В случае отказа в повиновении на виновного налагается административный арест сроком до 15 суток (ст.19.3 КоАП).

Отличие доставления от задержания

Не стоит путать эти два понятия. Они несут различную смысловую нагрузку. Так, задержание – это временное ограничение свободы человека. Необходимо это в тех ситуациях, когда следует оперативно разрешить административное дело, не допустить его затягивания, а также принять все существующие меры, чтобы соблюсти требования законодательства.

О том, что произошло задержание, составляется соответствующий протокол. Кроме того:

  • срок ограничения свободы составляет не более 3 (трех) часов;
  • гражданин имеет право сообщить о своем местонахождении родственникам, работодателю;
  • человек может вызвать адвоката.

Протокол об административном правонарушении – как водителю защитить свои права?

Срок задержания исчисляется с момента доставления. Исключение: лица, находящиеся в нетрезвом состоянии. Их период инициируется после удостоверения факта протрезвления.

Другой комментарий к Ст. 27.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Данная принудительная мера применяется к правонарушителю в целях составления протокола об административном правонарушении, если отсутствует возможность его составления на месте выявления правонарушения, а составление протокола является обязательным. Например, при нарушении правил пользования транспортными средствами, Правил дорожного движения, законодательства об охране окружающей среды, при выявлении нарушений таможенных правил и др.

2. Доставление — это принудительное препровождение физического лица в служебное помещение органа внутренних дел, помещение военной прокуратуры, органа местного самоуправления или в иное служебное помещение. По своей правовой природе доставление нарушителя является составной частью такой процессуальной меры, как административное задержание.

3. Комментируемая статья содержит перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять доставление. Так, по делам об административных правонарушениях, подведомственных органам внутренних дел, доставление осуществляется должностными лицами органов внутренних дел (милиции); при выявлении административных правонарушений на транспорте — должностными лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; при выявлении административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды, лесного фонда, животного мира и рыбных запасов, правил охоты и рыболовства — должностными лицами органов, на которые возложен надзор и контроль за соблюдением законодательства в соответствующей сфере, и т.д.

4. Срок доставления не предусмотрен, однако закреплено, что доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок.

5. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Если лицо оказало неповиновение, сопротивление или иное противодействие должностным лицам, а также в случае применения к нему специальных средств (дубинка, наручники и т.д.), в протоколе о доставлении это должно быть зафиксировано.

Сказка номер три. «В отделении полиции нельзя снимать, это режимный объект»

В действительности еще в 2017 году глава МВД Владимир Колокольцев отменил ведомственный приказ, запрещающий фото- и видеосъемку в отделениях полиции. Тем не менее в ведомстве подчеркивали, что запрет содержится в других, не отмененных актах. Часть 1 статьи 8 ФЗ «О полиции» разрешает съемку в том случае, когда она не противоречит федеральному законодательству. Понятно, что в таком случае вам должны в соответствииспунктом 2 части 4 статьи 5 ФЗ «О полиции» разъяснить, в каких помещениях нельзя производить съемку и на каком основании. Например, в оружейной комнате отела полиции. Вы не можете разгуливать по всему отделению и снимать различные закоулки, где в объектив могут попасть особенности личной жизни сотрудников, но в рамках обеспечения принципа открытости у вас есть право фиксировать общие помещения. Также вы можете снимать все процессуальные действия в отношении вас.

Сейчас практически все отделения полиции оборудованы камерами видеонаблюдения. В тех помещениях, где они есть, снимать точно можно. Добиться изъятия видеозаписей со стационарных камер очень трудно, поскольку они, как правило, оказываются стерты «в связи со сроками хранения». Теоретически эти записи существуют, и на них можно ссылаться как на доказательства при подаче жалоб о неправомерных действиях сотрудников полиции.

Сказка номер два. «Вы не имеете права меня снимать»

Снимать полицейских можно, но лишь при исполнении ими служебных обязанностей, поскольку личная жизнь неприкосновенна в соответствии со статьей 23 Конституции РФ.

А вот часть 1 статьи 8 №3-ФЗ «О полиции» и часть 4 статьи 29 Конституции РФ позволяют снимать полицейских на службе.

Чтобы обойти эти нормы, сотрудники полиции могут вводить граждан в заблуждение, выставляя себя в качестве обычных физических, а не должностных лиц. Но при исполнении служебных обязанностей полицейский является должностным лицом, и на него распространяются нормы закона «О полиции». Таким образом, его действия обретают общественную значимость и являются объектом общественного внимания.

Отдельно стоит остановиться на публикации видео с полицейскими в интернете. Если вы снимаете сотрудника полиции, то из этого прямо не следует, что вы разместите где-либо это видео. Поэтому полицейский не может запрещать съемку из-за подозрений, что в дальнейшем вы разместите запись в открытом доступе. Но если видео будет опубликовано, полицейский может подать на вас в суд.

Простых граждан тоже можно снимать наряду с сотрудниками полиции, если вы фиксируете правонарушение или ведете запись в публичном месте. Согласие на обнародование и использование фото или видео гражданина не требуется, если это необходимо «в целях защиты правопорядка и государственной безопасности (например, в связи с розыском граждан, в том числе пропавших без вести либо являющихся участниками или очевидцами правонарушения)» (пункт 44 постановления Пленума Верховного суда РФ от 23 июня 2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ»).

Так что, если, по вашему мнению, полицейский совершает правонарушение, то снимать и размещать его действия в сети не только можно, но и нужно, поскольку это делается в целях защиты правопорядка и государственной безопасности.

Как себя вести при задержании?

Главное во время задержания не оказывать сопротивление и не грубить сотрудникам полиции. Подобные действия могут подпадать под административные и даже уголовные статьи.

При обращении полиции нужно узнать причину задержания, если сами полицейские её не назвали. Без веской причины они не имеют право задерживать человека. Также как и на основании неконкретных надуманных причин вроде «неподобающего вида» человека.

При задержании можно сразу же отказаться от объяснений и потребовать вызвать адвоката, а также позвонить родным и сообщить о местонахождении задержанного. Отказ сотрудников полиции выполнить эти требования является нарушением прав задержанного.

Комментарий к статье 27.2 КоАП РФ

1. Административное доставление представляет собой передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте. Вместе с тем административное доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению административного правонарушения, установлению личности нарушителя и др.

Из смысла комментируемой статьи следует, что законодатель не требует после окончания доставления обязательного применения административного задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным.

Перечень лиц, уполномоченных применять административное доставление, приведенный в комментируемой статье, является исчерпывающим. Данный перечень меньше, чем перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административном правонарушении. В связи с этим в п. 1 комментируемой части указано, что должностные лица органов внутренних дел (милиции) могут осуществлять доставление не только в случаях выявления правонарушений, по которым органы внутренних дел (милиция) составляют протоколы об административных правонарушениях либо их рассматривают, но и в случае обращения к ним иных должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях.

Хотя комментируемая статья в общем говорит лишь о доставлении физических лиц, в п. 8 ч. 1 ее термин «доставление» используется применительно к принудительному перемещению судов и орудий совершения административного правонарушения, принадлежность которых не может быть установлена при осмотре.

2. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться в разы из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия/отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п.

Комментируемая часть не определяет, сколько времени доставленное лицо может находиться в соответствующем органе, если административное задержание не было произведено. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что указанный срок не может превышать одного часа, обосновывая это ссылкой на ч. 6 ст. 238 КоАП РСФСР, где было закреплено, что нахождение в штабе добровольной народной дружины не может длиться более одного часа <160>. По нашему мнению, данный срок в большинстве случаев действительно является достаточным для реализации цели доставления. В случае же если по причинам объективного характера составление протокола в указанный срок является невозможным, после окончания доставления возможно применение административного задержания. В силу этого представляется целесообразным закрепление указанного выше срока в комментируемой части настоящей статьи.

———————————
<160> См., например: Помогалова Ю.В. Административное задержание, доставление и привод в системе мер административного принуждения. Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 152.

3. В комментируемой части указываются основные варианты фиксации факта доставления: 1) составление протокола доставления; 2) запись в протоколе об административном правонарушении; 3) запись в протоколе об административном задержании. В указанных документах обязательно должны быть указаны причины применения данной меры.

Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении считается возбужденным дело об административном правонарушении, с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.

Кто осуществляет доставление

Если случилось дорожно-транспортное происшествие и требуется произвести доставление граждан для написания протокола, то сделать это могут не все. Существует определенный круг уполномоченных сотрудников.

К таковым относятся:

  • Должностные лица, которые проводят мероприятия по надзору на транспорте.
  • Представители военной автомобильной инспекции. Речь в данном случае идет о тех автомобилях, которые задействованы Росгвардией, а также армейскими подразделениями.
  • Лица, находящиеся при выполнении своих прямых служебных обязанностей. Например, при нарушении правил дорожного движения в заповедниках, национальных парках, доставление могут осуществить сотрудники экологического надзора, лесной охраны, рыболовства и др.

GPS маяк для машины – поможет найти угнанный автомобиль?

Личный досмотр в полиции — изучение протокола

Важнейшим этапом личного досмотра является составление и изучение протокола. Протокол должен быть предъявлен вам и понятым для изучения. Попросите протокол для изучения вначале предоставить вам

При отказе заявите, что на нарушения в протоколе хотите обратить внимание понятых. Вы не ограничены во времени изучения протокола

Прочитайте документ самым внимательным образом. Проверьте по пунктам правильность следующих моментов:

— дата, время и место досмотра соответствует действительности

— верно ли указаны ФИО и место жительства понятых  

— правильно ли указан перечень обнаруженных при вас вещей

— отражены ли сведения об упаковке изъятых вещей

При выявлении нарушений, укажите об этом в протоколе. Также укажите о других нарушениях, которые допущены полицейским, например:

— не разъяснены права вам или понятым

— изъятый предмет вам не принадлежит (подброшен)

— полицейский хамил, угрожал вам или применял насилие

— при досмотре в кабинете находились посторонние лица

— не согласны с основаниями для досмотра

— понятые являются заинтересованными или не следили за досмотром

— понятых при досмотре вовсе не было

— понятые не владеют русским языком

— понятые пьяные или неадекватны

понятой был противоположного пола

Печень нарушений не исчерпывающий и в каждом случае индивидуален. При выявлении ошибки в дате и времени досмотра не сообщайте об этом. Это может быть основанием для отмены протокола вдальнейшем.

После внесения замечаний, попросите понятых подтвердить указанные нарушения. Для этого понятым также следует кратко указать суть нарушения в протоколе. Если они откажутся — не страшно. Главное, чтобы они  в дальнейшем подтвердили нарушения в судебном заседании. Только после этого можно подписать протокол и требовать получения его копии

Подпись в графе о получении протокола ставьте только после фактического  получения копии документа.

Какие могут быть основания для доставления в отделение полиции?

Для препровождения в полицию должны быть веские причины. Остановить любого прохожего и без видимых причин прервать его путь нельзя. Основания для таких действий прописаны в п. 13 ч. 1 ст. 13 ФЗ №3:

  1. Гражданин задержан. Применить данную меру можно лишь в том случае, если человек совершил преступление или подозревается в его совершении. В соответствии с законом задерживать стоит только в том случае, если иных вариантов для решения вопроса нет. По возможности ситуация должна быть урегулирована на месте.
  2. Требуется установить личность человека. Это основание подойдет для тех граждан, которые не имеют при себе удостоверения личности, а представитель власти полагает, что гражданин имеет общие черты с одним из разыскиваемых лиц.
  3. Жизнь или здоровье гражданина подвергается опасности. Речь идет о людях, которые по тем или иным причинам находятся в беспомощном состоянии. Данный пункт подходит для больных, а также пожилых лиц, которые не могут позаботиться себе. В случае с психическими расстройствами от неприятностей ограждаются иные граждане, которые могут пострадать от неосознанных действий больного.
  4. Препровождение несовершеннолетних, если они совершили противоправное деяние.
  5. Выявленное алкогольное или наркотическое состояние, при условии, что человек неадекватен и не может самостоятельно перемещаться.

При отсутствии указанных оснований человек не может принудительно препровождаться в участок.

Порядок личного досмотра в полиции

Перед проведением личного досмотра полицейский должен разъяснить вам ваши права и порядок проведения мероприятия. При проведении личного досмотра обязательно участие двух понятых. Понятые при личном досмотре должны быть одного с вами пола.

Незаинтересованными понятые не являются:

— сотрудники полиции, в том числе бывшие

— друзья, родственники или знакомые сотрудника полиции

— друзья или родственники потерпевшего

Личность понятых должна быть установлена документально. Понятым должны быть разъяснены права и порядок досмотра. Понятые должны внимательно наблюдать за процедурой, а не стоять в дальнем углу кабинета.  

Перед досмотром вам должно быть предложено добровольно выдать предметы, для поиска которых проводится досмотр.

При досмотре вас могут раздеть до гола — если этого требует сложившаяся ситуация.

В ходе досмотра может проводиться фотографирование или видеозапись. В этом случае фото-видеоматериалы должны прилагаться к протоколу.

Все изъятые предметы должны быть упакованы в пакеты (бумажные или полимерные). На упакованные предметы должна быть наклеена пояснительная бирка. На бирке указывает наименование изъятого, и должны быть подписи понятых. Упаковываться предметы должны при вас и при понятых.


Порядок личного досмотра в полиции

При досмотре вправе присутствовать ваш адвокат, если он находится в это время рядом с вами

По результатам досмотра составляется протокол.

Личный досмотр в полиции — как себя вести?

Если вам стало известно, что планируется провести ваш личный досмотр, не нервничайте. Не стоит спорить с полицейским по поводу оснований личного досмотра. Сконцентрируйтесь на процедуре и постарайтесь не допустить нарушений ваших прав. Попутно быстро проверьте свои вещи: не подкинули ли вам чего, пока доставляли в отдел полиции?

Не сопротивляйтесь полицейскому — этим вы только ухудшите свое положение. Личный досмотр может быть проведен и без вашего желания в принудительном порядке. Сопротивление при досмотре может расцениваться как неповиновение законному требованию полицейского. За это предусмотрена отдельная административная ответственность.

На предложение полицейского выдать находящиеся при себе вещи ответьте согласием. Поддерживайте зрительный контакт с понятыми. Следите чтобы они не отвлекались и при необходимости просите их внимания — это не нарушение.

Незаинтересованные понятые — ваша единственная надежда на справедливый досмотр, от них многое зависит.  

Уточните куда вы можете выложить вещи, находящиеся при вас. Потребуйте предоставить достаточно пустого места на столе. Там, куда вы выкладываете вещи не должно быть посторонних предметов. Аккуратно и медленно выложите находящиеся при вас предметы на стол. Ваши действия должны быть хорошо видны понятым. Рекомендую комментировать свои действия вслух: «Мой мобильный телефон», «Денежные средства в сумме 5000 рублей». После того, как вещи выложены, сообщите об этом полицейскому. Сотрудник вправе еще раз принудительно вас досмотреть, чтобы убедиться что при вас больше ничего нет.

Если вдруг при вас обнаружат предметы, которых ранее у вас не было, сразу заявите об этом, чтобы слышали понятые.

Доставление без задержания

Задержанию предшествует доставление (принудительное препровождение) лица в отделение

Важно учитывать, что статья 13 Федерального закона «О полиции» допускает, что доставление может обойтись и без задержания

Вас могут доставить в полицию для следующих целей:

  1. для решения вопроса о задержании;
  2. для установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести;

В перечисленных случаях составляется протокол о доставлении. Если же предполагается оформление протокола задержания, то могут ограничиться упоминанием о доставлении в нем.

Почему доставление может произойти без задержания? Потому что предположение о причастности лица к правонарушению (преступлению) или о том, что он находится в розыске, может не оправдаться. В конце концов, возможно, и правонарушения (преступления) никакого нет. Доставленного следует отпустить.

Отметим, что согласно пункту 8.6 Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан (утверждено Приказом МВД РФ от 30 апреля 2012 года № 389) в случае если выясняется неправомерность задержания или доставления лица в дежурную часть, такое лицо незамедлительно освобождается с одновременным принесением старшим дежурной смены извинений.

С одной стороны, наличие такого положения не может не радовать. С другой, извинений стоит ждать лишь в том случае, если полиция признает, что у нее не было никаких оснований рассматривать лицо в качестве правонарушителя или подозреваемого.

Ещё один важный момент. Установление личности и оценка возможности привлечения доставленного лица к административной ответственности либо как подозреваемого должно производиться в самые короткие сроки после доставления. В противном случае речь пойдет уже о задержании, что потребует оформление соответствующих протоколов.

Помимо указанных выше оснований доставление также возможно:

  1. для защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
  2. в отношении лиц в состоянии опьянения. Они доставляются либо в медицинские организации, либо в отделение. «Заберут» не любого пьяного, одурманенного, а лишь того, кто находится в публичном месте или дома (угрожая жизни, здоровью или имуществу проживающих совместно с ним граждан). Кроме того, лицо, находящееся в состояние опьянения, может доставляться в соответствующие учреждения для прохождения освидетельствования.
  3. в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных. Их доставляют в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, в учреждения для реабилитации или в отделение.

Судебная практика по статье 27.2 КоАП РФ:

Решение Верховного суда: Определение N 14-О10-44 от 26.10.2010 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация

Глава 27 — другие статьи

  • Статья 27.1. Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении
  • Статья 27.3. Административное задержание
  • Статья 27.4. Протокол об административном задержании
  • Статья 27.5. Сроки административного задержания
  • Статья 27.6. Место и порядок содержания задержанных лиц
  • Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице
  • Статья 27.8. Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов
  • Статья 27.9. Досмотр транспортного средства
  • Статья 27.10. Изъятие вещей и документов
  • Статья 27.11. Оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей
  • Статья 27.12. Отстранение от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения
  • Статья 27.12.1. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения
  • Статья 27.13. Задержание транспортного средства
  • Статья 27.13.1. Задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации
  • Статья 27.14. Арест товаров, транспортных средств и иных вещей
  • Статья 27.14.1. Арест судна, доставленного в порт Российской Федерации
  • Статья 27.15. Привод
  • Статья 27.16. Временный запрет деятельности
  • Статья 27.17. Срок временного запрета деятельности
  • Статья 27.18. Залог за арестованное судно
  • Статья 27.19. Помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации
  • Статья 27.20. Арест имущества в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица

На какой срок могут задержать по закону?

При доставлении в полицию или задержании есть свои строго установленные сроки, которых представители власти должны придерживаться. Время содержания напрямую зависит от оснований, по которым гражданин был препровожден в полицию.

Если поводом доставления было не задержание, то человек должен находиться в участке до разрешения причины, по которой он был туда препровожден. В законе нет прописанных для данной процедуры сроков, но оговаривается, что после выполнения действия (проверки личности, составления протокола и др.) человек должен быть отпущен.

При задержании установлены следующие сроки:

  • В первые три часа составляется протокол.
  • По истечение 48 часов задержанный выпускается на свободу, если нет постановления суда на продление этого периода.

В соответствии со статьей 14 ФЗ №3 началом задержания считается момент фактического ограничения свободы.

Для защиты себя каждый человек должен знать свои права и обязанности.

Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 110-89-42Санкт-Петербург: +7 (812) 385-56-34Россия: +7 (499) 755-96-84

Другой комментарий к статье 27.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно ч. 1 данной статьи физическое лицо доставляется для составления протокола об административном правонарушении. Протокол составляется с целью установления доказательств по делу, следовательно, после доставления нарушителя в соответствующее служебное помещение судье, органу, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, предстоит установить наличие и обоснованность доказательств, а также подтвердить наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (см. ст. 24.5 КоАП). Таким образом, очевидно, что составление протокола предваряет последующие определенные КоАП процессуальные действия, поэтому по смыслу комментируемой статьи подразумевается доставление лица, в отношении которого ведется производство по указанному делу (лица, подозреваемого в совершении административного правонарушения).

По смыслу ч. 1 данной статьи доставляемый задерживается на месте выявления административного правонарушения, т.е. выявлен факт совершения данного правонарушения, но не установлена вина доставляемого лица в его совершении.

2. В тех случаях, когда доставление обусловлено последующими процессуальными действиями, предусмотренными КоАП, например, когда доставление предваряет административное задержание в целях исполнения постановления о назначении административного наказания, оно применяется в отношении физического лица, вина которого в совершении административного правонарушения установлена вступившим в законную силу постановлением о назначении административного наказания (см. ч. 1 ст. 27.3 КоАП).

3. Доставление лица для составления протокола является первичным процессуальным действием, осуществляемым должностными лицами уполномоченных органов при административном задержании (см. комментарий к ст. 27.5). Срок административного задержания исчисляется с момента доставления нарушителя для составления протокола уполномоченным лицом, правомочным осуществлять доставление нарушителя согласно комментируемой статье.

4. Доставление лица возможно только в тех случаях, если совершение административного правонарушения, в котором лицо подозревается, предполагает составление протокола. Случаи, когда административное наказание назначается (налагается) без составления протокола об административном правонарушении, определены ст. 28.6 КоАП. Если лицо оспаривает сам факт совершения им административного правонарушения в указанных случаях либо считает применяемое к нему административное наказание несоразмерным проступку, оно может быть доставлено для составления протокола.

5. Необходимой предпосылкой доставления лица является наличие обстоятельств, препятствующих составлению протокола на месте выявления правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП протокол составляется даже в тех случаях, когда свидетели отсутствуют, поэтому данное обстоятельство нельзя рассматривать в качестве препятствующего составлению протокола.

6. Доставление осуществляется должностным лицом, военнослужащим или иным лицом соответствующего органа административной юрисдикции, указанными в п. 1 — 12 ч. 1 комментируемой статьи.

7. Согласно ч. 3 комментируемой статьи протокол о применении данной меры обеспечения производства по делу может быть составлен наряду с протоколом об административном задержании после принудительного препровождения доставляемого в служебное помещение либо о доставлении вносится соответствующая запись в протокол об административном задержании (см. ст. 27.4 КоАП) или в протокол об административном правонарушении.