Оглавление
Понятие предвыборной агитации
Во время проведения любого избирательного процесса наступает момент его кульминации. Для него характерно развертывание предвыборной агитации, которая позволяет раскрыть характер существующего в стране политического права. Что представляет собой это явление? В чем состоит основная суть предвыборной агитации? Подобный процесс является деятельностью, которая имеет место в период проведения избирательной кампании. Ее цель — побудить людей проголосовать за того или иного кандидата или против него.
Предвыборная агитация обладает своей правовой регламентацией, закрепленной в федеральных законах и нормативных документах субъектов РФ. Детализирование этой процедуры происходит в форме инструкций, предоставляемых избирательными комиссиями.
С понятием «предвыборная агитация» можно ознакомиться в ст. 48 Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав…». Исходя из положений данной статьи, под таким процессом понимаются:
- Призывы избирателям быть за кандидата (-ов) или нескольких либо отдать свой голос против него или них.
- Указание на конкретного кандидата или избирательное объединение, за которое предположительно будет голосовать большинство избирателей.
- Описание вероятных последствий в том случае, если указанного кандидата изберут (или нет).
- Распространение данных с акцентом на сведения об определенном кандидате или избирательном объединении.
- Знакомство избирателей с информацией, указывающей на деятельность кандидата, не связанной с его профессиональными обязанностями.
- Любые мероприятия, которые способствуют созданию либо положительного, либо отрицательного отношения людей к кандидату или избирательному объединению.
Агитационные материалы иноагентов
Иноагенты в законодательстве появились недавно, поэтому прогнозирую пристальное внимание контролирующих органов к их агитационным материалам. Для целей агитации избирательное законодательство разделяет иноагентов на два вида:
- кандидат, выполняющий функции иноагента;
- кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом.
Поэтому любой агитационный материал таких людей должен содержать специальную маркировку — она предусмотрена пунктом 9.4 статьи 48 Закона № 67-ФЗ и часть 9.3 статьи 62 Закона № 20-ФЗ.
Маркировка должна быть ясно видимой или ясно различаемой на слух и занимать не менее 15 процентов от площади (объема) агитационного материала.
Пример маркировки агитационного материала иноагента:
- кандидат Иванов является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента;
- Иванов является кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом.
Важный нюанс о двойной маркировке материалов иноагентов
Статьей 4 Закона о СМИ предусмотрена обязанность каждый раз маркировать физическое лицо, включенное в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, а также созданные им материалы. Требования к указаниям иноагента, предусмотренные Законом о СМИ, утверждены Приказом Роскомнадзора № 124 от 23.09.2020.
Эти требования не отменяют требования, предусмотренные избирательным законодательством, а требования избирательного законодательства не отменяют требования законодательства о СМИ.
Следовательно, при размещении агитационного материала иноагентов нужно выполнить требования о маркировке как Закона о СМИ, так и Закона № 67-ФЗ.
Из этого следует, что каждая публикация в СМИ агитационных материалов кандидатов, выполняющих функции иноагентов, должна содержать две маркировки!
Такую позицию озвучивает Роскомнадзор, склонен с ней согласиться.
Фотографии людей в агитационных материалах
При проведении выборов использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в установленных законом случаях.
Эти два случая предусмотрены пунктом 9.1 статьи 48 Закона № 67-ФЗ и пунктом 9.1 ст. 62 Закона № 20-ФЗ:
- использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;
- использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.
В Рекомендация Роскомнадзора от 19 января 2018 г. поясняется, что запрет на использование изображений в агитационных материалах специально ограничивает возможности кандидатов использовать авторитет и популярность известных личностей.
Использование изображений неопределенного круга лиц при этом допускается постольку, поскольку эти изображения помогают донести до избирателей смысловую нагрузку сюжета, в котором используется изображение кандидата.
Под неопределенным кругом лиц Роскомнадзор предлагает понимать неперсонифицированных субъектов определенной социальной группы.
Например, врачей, учителей, пенсионеров, если именно на эти группы направлены программы кандидата или политической партии.
Другой пример — группа лиц, объединенных творческим замыслом агитационного материала: гости мероприятия, участники какого-либо события, спортсмены на соревнованиях, участники демонстрации, митинга, собрания и т.д.
То есть единственной целью присутствия фото людей в агитационном материале должно быть формирование образа и выражение позиции непосредственно кандидатом или политической партией.
Что делать-то?
Публиковать свое мнение о выборах и кандидатах никто не может запретить. На своей странице в соцсети или на своем сайте, без разницы. Мнение не должно быть оскорбительным, а утверждения не должны быть заведомо ложными, то есть клеветой.
Информация всегда субъективно воспринимается, учитывайте это. Если готовите серьезный пост, то заранее подумайте, почему вы напишете его, почему именно так. Иначе говоря, обоснуйте для себя его необходимость, содержание и форму до того, как опубликуете, а не после.
Остаюсь с вами на связи. Все вопросы по статье можно задать в чате Телеграм или. Следить за обновлениями контента удобнее в основном Телеграм-канале
Поделитесь в соцсетях
Другие законы о выборах
Деятельность политических партий в России регулируется соответствующим законом (ФЗ «О политических партиях» от 11 июля 2001 года). Например, политическая партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ, при этом в одном субъекте может быть только одно партийное отделение. Численность партии — не менее 500 членов.
Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» уточняет правила именно для этого вида выборов. В частности, в 2013 году были внесены поправки, согласно которым кандидат в депутаты Госдумы обязан к моменту регистрации в данном статусе закрыть счета (вклады) и прекратить хранение наличных и ценностей в зарубежных банках, а также осуществить отчуждение иностранных финансов.
Этот же акт регулирует правила предвыборный агитации через СМИ (ст. 65). В медиа агитация начинается за 28 дней до выборов. Информационные блоки на государственных теле- и радиоканалах предоставляются кандидатам и партиям бесплатно. На общероссийских каналах каждой партии выделяется не менее 60 минут бесплатного эфира. На региональных — не менее 30 минут. Все программы выходят в рабочие дни, в рейтинговое время, и не прерываются рекламой.
Во весь голос
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына
Помимо этого, в апреле 2021 года президент России Владимир Путин подписал закон об отмене дня тишины при многодневном голосовании. Ранее глава Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова заявила, что день тишины в современных условиях развития социальных сетей и интернета лишен смысла.
Другие документы содержат нормы, гарантирующие, что голосование пройдет спокойно и по общим правилам. Так, закон «О полиции» (от 7 февраля 2011 года) возлагает на правоохранительные органы обязанность пресекать незаконную агитацию; предоставлять сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у кандидатов; охранять помещения, где хранятся бюллетени; поддерживать общественный порядок в помещениях для голосования и на территориях вокруг них в единый день голосования.
Наконец, особую группу представляют законы, устанавливающие юридическую ответственность за нарушения избирательного законодательства. Прежде всего, это Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях.
Сроки проведения
Предвыборная агитация избирателей – это одна из стадий избирательного процесса, которая ограничена определенным периодом. Эти сроки, а также формы и методы осуществления данной кампании регулируются ФЗ №51 (при избрании депутатов в Государственную думу и Федеральное собрание РФ), а также ФЗ №138 (при проведении выборов в органы местного самоуправления).
Существует и еще один ФЗ — №19. Его нормативные положения используются в том случае, когда производится предвыборная агитация президента РФ.
К созданию положительного или отрицательного имиджа кандидата или целого избирательного объединения можно приступать с того дня, когда происходит выдвижение претендента (или списка) на пост. При этом предвыборная агитация начинается при условии создания необходимого фонда. Когда заканчивается этот период? Сроки предвыборной агитации можно уточнить в соответствующих ФЗ РФ. Окончание данной кампании должно произойти в ноль часов ноль минут за сутки до дня голосования (по местному времени). Подобное временное ограничение призвано обеспечить свободу избирательного права.
Какие могут быть применены методы и формы предвыборной агитации? Рассмотрим их подробнее.
Ответственность за агитацию под видом информирования
Как видно, четких границ между агитацией и информированием не существует. Поэтому, пишите аккуратнее.
Ответственность серьезная и предусмотрена статья 5.10 КоАП РФ «Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где её проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах» — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
А повторное нарушение избирательного законодательства согласно статье 16.1 Закона «О СМИ» влечёт приостановление выпуска СМИ до момента окончания голосования на выборах.
Остаюсь с вами на связи. Все вопросы по статье можно задать в чате Телеграм или. Следить за обновлениями контента удобнее в основном Телеграм-канале
Поделитесь в соцсетях
Отдельные ограничения
Существуют и некоторые запреты в предвыборной агитации. Так, в период проведения данной кампании не допускаются действия по злоупотреблению свободой информации, ущемляющие права других лиц. Запрещены также деяния, признаваемые административными проступками и преступлениями.
Ограничения, существующие при проведении предвыборной агитации, установлены на уровне федерального законодательства. Этими правовыми актами предусматриваются и определенные требования к кандидатам.
Федеральное законодательство считает недопустимым нарушения предвыборной агитации, которые могут иметь место при неверном использовании ее сроков, выпуске и распространении печатных материалов, не имеющих необходимых выходных данных или без внесенной оплаты, и т. д.
Отнесение подаваемой информации в ходе избирательных кампаний к той, которая запрещена законом, возможно при определении некоторых критериев. Например, несет ли она в себе негативную эмоциональную оценку в отношении к определенной социальной, религиозной и этнической группы, подстрекающую на ограничение их прав и свобод? Кроме этого, необходимо установить, нет ли в подаваемой информации высказываний, носящих дискриминационный характер. А может, в ней находит выражение только личное отношение кандидата к проблеме, без призывов против своих соперников?
Недопустимой, согласно законодательству РФ, считается информация, нарушающая нормы интеллектуальной собственности. Они охраняются нормативными правовыми актами государства в виде смежных и авторских прав, патентов, средств индивидуализации, коммерческих и служебных тайн, селекционных достижений, топологии микросхем интегрального типа, рационализаторских изобретений.
Для того чтобы обеспечить свободное волеизъявление пришедших на избирательные участки людей, сравнительно недавно законодательством была утверждена норма, запрещающая проведение в день голосования лотерей и прочих игр, основанных на риске.
Недопустимым считается и подкуп тех, кто вправе отдать свой голос за кандидата.
Использование Интернета, радио, телевидения и печати
СМИ являются основным каналом, позволяющим оказать влияние на избирателей
Хорошо организованная реклама в печатных изданиях или на телевидении способна в самые кратчайшие сроки привлечь внимание избирателей к определенному кандидату. После этого люди, как правило, готовы оказать такому человеку кредит доверия
Проведение эффективной работы со СМИ предполагает предварительное планирование подобной деятельности, координируя ее с прочими агитационными технологиями. Следует помнить о том, что реклама порой остается незамеченной или вызывает негативные эмоции, если она подана в соответствующем оформлении или окружении. Для получения желаемого эффекта необходимо определить масштабы аудитории СМИ в данном регионе и его популярность среди населения. После этого штабу конкретного кандидата предстоит найти грамотные подходы к подаче информации, первоначально делая акцент на личности и имени претендента на выборный пост, а затем создать и укрепить его имидж. Вся подаваемая в СМИ информация должна иметь статус сенсации или новостей.
Обязательные сведения об агитационных материалах
Все печатные и аудиовизуальные агитационные материалы должны содержать обязательную информацию:
- наименование, юридический адрес и ИНН организации, изготовившей данные материалы;
- если материал изготовило физическое лицо, то его ФИО, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, где находится его место жительства. Домашний адрес не нужно указывать;
- наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей агитматериалы;
- информацию о тираже и дате изготовления этих материалов;
- указание об оплате их изготовления из средств избирательного фонда кандидата.
Эти требования предусмотрены пунктом 2 статьи 54 закона № 67-ФЗ и частью 4 статьи 68 закона № 20-ФЗ. Требования также распространяются на материалы, которые публикуют сетевые издания.
Пример выходных данных для агитационного материала:
Позаботиться о наличии необходимых сведений должны кандидаты и изготовители агитационных материалов, но редакция СМИ перед публикацией должна проверить их наличие. Если их нет или они неполные, то размещать агитматериал нельзя.
Если материал изготовлен специально для сетевого издания, то количество экземпляров можно обозначить так: “тираж: единственный экз”. За достоверность сведений о тираже отвечают кандидаты.
Если сомневаетесь, как правильно указать размер тиража, уточняйте у своего регионального избиркома по телефону. Мы часто сталкиваемся с разными подходами в регионах, поэтому подстраховка лишней не будет. Но повторюсь, за достоверность сведений о тираже несут ответственность кандидаты, а не СМИ.
Агитматериалы для периодических печатных изданий
Если макет агитационного материала планируется опубликовать в периодическом печатном СМИ, то обязательная информация о нем отличается от общих правил.
Достаточно указать, из средств избирательного фонда какой политической партии, из средств избирательного фонда какого ее регионального отделения или из средств избирательного фонда какого зарегистрированного кандидата была оплачена публикация.
Если предвыборные агитационные материалы были опубликованы безвозмездно в соответствии с требованиями закона о выделении бесплатной печатной площади, то информация об этом также должна содержаться в публикации с указанием, какой политической партии, какому зарегистрированному кандидату была предоставлена такая возможность.
Блокировка сайта за нарушение избирательного законодательства
Статья 15.3 Закона № 149-ФЗ “Об информации…” допускает блокировку сайта, если на нем размещается информация с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах.
Если владелец сайта получит от Роскомнадзора требование об удалении агитационных материалов, то исполнить его нужно в течение суток. Требование об удалении может прислать и провайдер хостинга, если РКН решит направить требование через провайдера
Возражения против этого решения не предусмотрены, поэтому стоит его исполнить и уведомить РКН об удалении спорного материала. При желании уже потом можно искать справедливость в суде.
Следите за тем, чтобы все адреса электронной почты редакции были доступны и проверялись постоянно. В спам тоже заглядывайте.
Скриншот из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
Практики по блокировке сайтов за нарушение законодательства о выборах еще нет, но будет, не сомневаюсь. Понадобится помощь, обращайтесь к нам
Остаюсь с вами на связи. Все вопросы по статье можно задать в чате Телеграм или. Следить за обновлениями контента удобнее в основном Телеграм-канале
Поделитесь в соцсетях
Предвыборная агитация в СМИ
Предвыборная агитация в СМИ имеет ряд дополнительных условий и ограничений.
Одно из главных ограничений – предвыборная агитация в СМИ может начаться за 28 дней до голосования.
Не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов СМИ обязаны опубликовать сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени, печатной площади. Эти условия должны быть одинаковы для всех кандидатов. Данные сведения должны быть предоставлены в избирательную комиссию, организующую выборы.
Запрещено размещать агитационные материалы в СМИ, зарегистрированных менее чем за один год до начала избирательной кампании. За исключением СМИ, учрежденных кандидатами или избирательными объединениями.
Государственные и/или муниципальные СМИ обязаны предоставить кандидатам и избирательным объединениям бесплатное эфирное время или бесплатную печатную площадь, равное по времени и/или месту. Это не распространяется на специализированные государственные и/или муниципальные СМИ — культурно-просветительские, детские, технические, научные и др., а также на СМИ, выходящие реже одного раза в неделю.
Агитационные материалы не могут сопровождаться редакционными комментариями в любой форме – заголовок, иллюстрация и т.д. На телевидении запрещается перекрывать передачу агитационных материалов трансляцией иных программ или иных агитационных материалов.
Основные признаки и критерии информационного материала
Содержание информационных материалов, размещаемых в средствах массовой информации или распространяемых иным способом, должно быть:
- объективным;
- достоверным;
- не должно нарушать равенство кандидатов, избирательных объединений. Это означает, что нельзя оказывать предпочтение тем или иным кандидатам, политическим партиям при осуществлении информирования избирателей об их предвыборных мероприятиях. Однако закон не устанавливает какой-либо очередности освещения предвыборных мероприятий кандидатов, политических партий, подразумевая лишь недопустимость замалчивания деятельности одних кандидатов и чрезмерное освещение деятельности других.
Эти признаки и критерии перечислены в статье 58 Закона № 20-ФЗ
При условии, что они выполнены, то в период информирования могут публиковаться:
- материалы о предвыборных мероприятиях политических партий;
- результаты опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных аналитических материалов, с соблюдением требований статьи 60 Федерального закона о выборах депутатов;
- интервью с кандидатами;
- иные сообщения и материалы о кандидатах, избирательных объединениях;
- передачи с участием кандидатов.
Информирование в дни голосования
В дни голосования нельзя публиковать данные об итогах голосования и результатах выборов. Запрет действует до закрытия участков в конкретном избирательном округе.
Публиковать результаты опросов общественного мнения, прогнозы результатов выборов и других исследований, связанных с проводимыми выборами также нельзя. Этот запрет действует в течение пяти дней до дня голосования.
Адресная агитация
От чего зависит успех подачи информации о кандидате? Во многом он находится в зависимости от того, насколько тесно подаваемые избирателям агитационные материалы связаны с их насущными нуждами и насколько глубокое воздействие они произвели на эмоции и чувства людей.
Для достижения успеха рекламное сообщение должно быть обращено к более сплоченной и узкой группе людей. Только в таком случае появится больше уверенности в том, что поданная информация достигнет чувств и сознания избирателя.
Например, американские организаторы агитационной кампании сравнивают ее адресную форму с винтовкой, которая противопоставляется дробовику. Прямая агитация позволяет подаваемой информации попасть непосредственно к тем людям, которым она и была предназначена. Подобной деятельности должно предшествовать создание баз данных избирателей и их постоянное обновление. Только в таком случае становится возможным составление личного обращения.
Может ли обычный человек на своей странице писать о кандидатах, о выборах? А паблики? И что с репостами?
Право участвовать в предвыборной агитации относится к избирательным правам граждан.
Если их резюмировать, то ЦИК относится к социальным сетям как к площадкам распространения аудиовизуальных и иных агитационных материалов. Это некая иная форма агитации. Иная — в сравнении с традиционными теле, радио, печатными СМИ и сетевыми изданиями.
По смыслу статьи 54 Закона № 67-ФЗ материалы, которые технически могут быть размещены в интернете, относятся к аудиовизуальным. Они предназначены для зрительного и слухового восприятия либо только для зрительного, либо только для слухового.
В свою очередь все аудиовизуальные агитматериалы:
- должны содержать специальные “”;
- до начала их распространения должны быть представлены кандидатом, избирательным объединением в соответствующую избирательную комиссию.
Проверять, представил ли кандидат свои материалы в избирком или нет, человек не обязан и не несет за это ответственность. А вот выходные данные нужны всегда, следуя требованиям закона.
Мой пост — агитационный или нет?
Я уже писал о признаках агитации для СМИ, прочитайте. По этим же критериям можно оценить и ваш пост.
Кратко. Если он преследует цель побудить своих подписчиков голосовать за этого кандидата или против того кандидата, и в нем присутствуют другие признаки агитации, то он агитационный. Более четких критериев, к сожалению или к счастью, нет.
Общие требования части 4 статьи 68 Закона № 20-ФЗ и пункта 2 статьи 54 закона № 67-ФЗ говорят о том, что каждый агитматериал должен содержать информацию:
- наименование, юридический адрес и ИНН организации, изготовившей данные материалы;
- если материал изготовило физическое лицо, то его ФИО, наименование субъекта Российской Федерации, района, города, где находится его место жительства. Домашний адрес не нужно указывать;
- наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей агитматериалы;
- информацию о тираже и дате изготовления этих материалов;
- указание об оплате их изготовления из средств избирательного фонда кандидата.
Означает ли это, что если я планирую разместить агитационный материал, например, стихотворение, в поддержку определенного кандидата на своей странице в социальной сети, то должен и всю эту информацию написать? С кандидатом я никак не связан и просто хочу его поддержать. Агитационный материал создаю самостоятельно и бесплатно.
На этот вопрос даже на горячей линии Центризбиркома мне не смогли ответить, но предложили направить запрос, который будет рассмотрен. Что я и сделал, о результатах сообщу.
Пока же вижу такой выход. На первый взгляд странный, но соответствующий требованиям законодательства о выборах, если ЦИК что-то другое не предложит.
Итак, под агитационными постом, автором которого является некий Петров П. П., я напишу:
Данный материал изготовил Петров Петр Палыч, Свердловская область, г. Екатеринбург по своему заказу. Тираж – 1 экземпляр. Дата изготовления 18.08.2021 г. Из средств избирательного фонда кандидата Иванова И. И. материал не оплачивался.
А что делать с репостами? Можно или нет?
Репост — это распространение информации. Если при репосте агитматериала выходные данные сохраняются, то все ОК.
Агитация в соцсетях и блогах//Иллюстрация pixaby.com
И, кажется, единственным безопасным решением в ситуации правовой неопределенности является отказ от публикации агитации. Но ведь так сложно удержаться и промолчать… Маскировать мудреными словесными оборотами свои высказывания — тоже не новая идея.
Немного истории
Органы власти в обществе существуют с давних времен. И на протяжении уже не одного века все занимаемые в них посты являются избирательными. Выборы относятся к социальным явлениям, распространенным практически на всех исторических этапах становления государства. Однако лишь в 19-20 вв. произошло их конституционно-правовое признание и утвердились демократические принципы, которые служат основой избирательного права.
На сегодняшний день выборы, предшествующие формированию органов, представляющих государственную власть и местное самоуправление, являются неотъемлемым атрибутом любого правового демократического государства. Они служат особо значимым элементом общечеловеческих ценностей, взаимодействуя со свободой слова, массовой информации и печати.
Независимые выборы в целом демонстрируют наличие конституционного правопорядка и ограничивают произвол публичной власти. При этом они характеризуют тот уровень демократии, политической и экономической свободы, который достигнут обществом в отношении всех жителей страны и каждого человека в отдельности.
Нарушения в предвыборной агитации
Нарушениями предвыборной агитации являются:
- привлечение к предвыборной агитации несовершеннолетних граждан;
- использование изображения и/или высказывания несовершеннолетних граждан в агитационных материалах;
- предвыборная агитация лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, за исключением, если они зарегистрированы в качестве кандидатов на проходящих выборах;
- использование кандидатом преимуществ должностного или служебного положения.
Законом также запрещается проводить предвыборную агитацию:
- федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления;
- воинским частям, военным учреждениям и организациям;
- благотворительным и религиозным организациям и учрежденным ими организациям;
- членам и участникам религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;
- избирательным комиссиям, членам комиссий с правом решающего голоса;
- иностранным гражданам;
- международным организациям и международным общественным движениям;
- представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности;
- лицам, в отношении которых решением суда в период проводимой избирательной кампании установлен факт нарушения ограничений, связанных с запретом экстремистской деятельности.
Запрещено нарушать сроки предвыборной агитации и агитировать за день до голосования, в так называемый «день тишины» и в день голосования.
Агитация на улице
Вряд ли возможна такая ситуация, когда большое количество людей приходит на встречу с кандидатом. Необходимо, чтобы он сам шел к своим избирателям, организовывая специальные встречи.
Самой эффективной явится агитационная кампания, которая будет проведена непосредственно на улице. Варианты организации подобных встреч могут быть следующие:
- Посещение торговых предприятий. В этом случае кандидат приходит в магазин и пожимает руки продавцам и покупателям. При этом претендента на выборный пост должна сопровождать его команда, которая займется раздачей агитационного материала.
- Приезд на предприятия. В этом случае кандидата не должен сопровождать начальник, которого работники, вполне возможно, недолюбливают. Для этой миссии подойдет лидер профсоюза или сторонник претендента, работающий на данном предприятии.
- Посещение школ и вузов. Этот вариант явится хорошей предпосылкой проведения разговора с молодежью, которую можно рассматривать в качестве потенциального добровольного помощника.
- Приезд в дома престарелых. Пожилые люди очень чутко реагируют на оказание личного внимания и, как правило, обязательно участвуют в голосовании.
- Посещение дискотек и мест отдыха, где обычно не ждут кандидата. Именно поэтому его приезд способен произвести неплохой агитационный эффект.
- Привлечение внимания избирателей во время специальных поездок или походов. Подобный способ также позволяет дать неплохой эффект. Самым хорошим вариантом при этом станет агитпоезд. Он позволит кандидату провести встречу с широкой аудиторией, не увязнув при этом в полемике с избирателями.