Виды принудительных мер воспитательного воздействия несовершеннолетних

Статья 91 УК РФ. Содержание принудительных мер воспитательного воздействия

  1. Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных настоящим Кодексом.
  2. Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.
  3. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.
  4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

Государственный воспитатель

Воспитание — это важнейший процесс в нашей жизни. Именно он определяет то, каким человеком станет тот или иной ребенок

Пренебрегать им нельзя, даже если несовершеннолетний гражданин несознательно или по неосторожности нарушил закон. Государство заботится о нас и может обеспечить подростку воспитателя

Речь идет об инспекторе по делам несовершеннолетних.

Инспектор — это не надзиратель. Если смотреть со стороны несовершеннолетних граждан, то инспектор — злой человек. Однако, как вы понимаете, это вовсе не так. Государство не заинтересовано в увеличении числа уголовных преступников или не социализированных правонарушителей. Оно обязано заботиться о своих гражданах и воспитывать их. Если человек не принимает и не уважает закон, значит, государство обязано помочь ему изменить свою точку зрения.

Инспектор — это не просто сотрудник полиции, это профессионал. У него есть либо высшее педагогическое, либо юридическое образование. А в некоторых случаях имеется и то, и другое.

Сущность воспитательных мер

Судебные органы, при назначении такого вида наказания исходят в первую очередь из возможности исправления подростка путём бесед, детального обсуждения причин и последствий неблаговидного поступка и донесения до него недопустимости противоправного поведения.

В общем суть их такова:

  1. Являются альтернативным вариантом влияния по отношению к наказанию.
  2. Не влекут за собой наличие судимости.
  3. Назначаются только лицам, недостигшим совершеннолетия.
  4. Их основная задача – перевоспитание асоциальных субъектов и разъяснение им норм морали и законности, устоявшихся в обществе.
  5. Имеют принудительный характер.

В законе не установлено понятие регулярности. При этом ВС РФ в одном из своих Постановлений рассматривает в качестве систематичности нарушение мер более 2 раз. В случае совокупности предписаний отступление от каждого менее 3 раз не является регулярным.

Судебная практика по статье 90 УК РФ

Апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 31.01.2018 N 11-АПУ18-1 Назначенное осужденным наказание нельзя признать чрезмерно суровым, оно является справедливым, и оснований для его смягчения либо применения положений ч. 6 ст. , ст. ст. , УК РФ, а Хасанову А.А. также ст. ст. , УК РФ не усматривается.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 42

1. Если в ходе предварительного расследования уголовного дела будет установлено, что имеется предусмотренное частью первой статьи Уголовного кодекса Российской Федерации основание для прекращения уголовного дела или уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора выносит постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, предусмотренной частью третьей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, которое вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа или прокурором в суд.

Апелляционное определение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 22.11.2018 N 201-АПУ18-46

Адвокат Зайцев в апелляционной жалобе, поданной в защиту осужденного Давыдова, считает, что выводы суда, изложенные в приговоре, не соответствуют фактическим обстоятельствам уголовного дела, судом нарушены нормы уголовно-процессуального закона и неправильно применен уголовный закон. В обоснование, ссылаясь на результаты психолого-лингвистических экспертиз, защитник утверждает, что размещенный Давыдовым 3 февраля 2020 г. в сети «Интернет» текст не содержит признаков оправдания терроризма, в нем не имеется указаний на насилие, устрашение населения, противоправные действия, практику воздействия на принятие решений органами власти, умысел на оправдание терроризма у Давыдова не установлен. Общественная опасность этого текста отсутствует, о чем свидетельствует его наличие в свободном доступе длительное время, в том числе после возбуждения уголовного дела. Факт проведения 29 декабря 2020 г. осмотра предметов (документов) вызывает сомнение, протокол этого следственного действия возможно сфальсифицирован. Ссылка в протоколе на смену пароля страницы » … » опровергается сведениями, полученными из ООО «ВКонтакте». Осмотр предметов (документов) проводился с участием Давыдова в качестве свидетеля в отсутствие защитника, право пользоваться услугами адвоката Давыдову не разъяснялось, что свидетельствует о недопустимости протокола осмотра предметов (документов) от 29 декабря 2020 г. как доказательства. Назначенное Давыдову наказание является несправедливым вследствие чрезмерной суровости

Суд не принял во внимание небольшую тяжесть содеянного, несовершеннолетний возраст Давыдова, его эмоциональное состояние в период совершения преступления, примерное поведение, осознание своих заблуждений до возбуждения уголовного дела. Суд имел возможность применить в отношении Давыдова положения ст

УК РФ либо ст. ст. , 76.2 УК РФ, что не сделано. Защитник просит отменить приговор в части осуждения Давыдова по ч. 1 ст. 205.2 УК РФ (в редакции Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ) и оправдать осужденного.

Комментарий к Ст. 90 Уголовного кодекса

1. В ст. 90 УК содержится специальный вид освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия.

Основанием применения этой нормы является совершение несовершеннолетним преступления небольшой или средней тяжести. Условие освобождения от уголовной ответственности — возможность исправления несовершеннолетнего без привлечения его к уголовной ответственности путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

2. Принудительные меры воспитательного воздействия — это меры государственного принуждения, которые не являются наказанием и применяются к несовершеннолетним, совершившим преступление, с целью их исправления.

Несовершеннолетнему может быть назначена одна или одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия, перечисленных в ч. 2 ст. 90 УК. Перечень принудительных мер воспитательного воздействия является исчерпывающим. Вопрос о применении к несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия решается только судом.

3. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия является единственным условным видом освобождения от ответственности. Согласно ч. 4 ст. 90 УК в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. При этом возобновление производства по делу допустимо, если не истекли сроки давности привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (см. комментарии к ст. 78, 94 УК).

Комментарии к статье

Практически любая статья любого из кодексов из ФЗ имеет комментарии. Чаще всего, это разъяснения профессиональных юристов. Они помогают гражданам понять суть самой статьи. Увидеть в тексте спасительные преимущества или же наоборот потерять надежду.

Ст. 90 УК РФ с комментариями можно найти в удобной юридической справочной системе «Консультант» или в аналогичной системе «Гарант». Это небольшая статья. Для того чтобы понять ее, не требуется чтение дополнительных материалов, ведь язык законодателя в данном случае не пытается запутать граждан. Однако комментарии все же должны помочь родителям несовершеннолетнего или студентам юридического факультета.

Панель быстрого запуска

  • ГлавнаяВыбранный в данный момент
  • 75 лет Победы
  • 100 лет Марий Эл
  • Администрация
    • Руководство
    • Структура
    • Общая информация
    • Телефонный справочник
    • Персональные данные
  • Собрание депутатов
    • Общая информация
    • Глава Моркинского муниципального района
    • Структура
    • Полномочия Собрания депутатов
    • График приема граждан
    • Норамативно-правовые акты
    • Почетные граждане района
  • Территориальная избирательная комиссия
  • Финансовое управление
  • Отдел образования
  • Архив
  • ЗАГС
  • Организации
  • Морко мланде
  • Здравоохранение
  • Культура
  • Социальная защита населения
  • КДН и ЗП
  • Центр занятости населения
  • Гражданская оборона
  • Поселения
    • Городское поселение Морки
    • Зеленогорское сельское поселение
    • Коркатовское сельское поселение
    • Красностекловарское сельское поселение
    • Октябрьское сельское поселение
    • Себеусадское сельское поселение
    • Семисолинское сельское поселение
    • Шалинское сельское поселение
    • Шиньшинское сельское поселение
    • Шоруньжинское сельское поселение
  • Правосудие
    • Прокуратура
    • Полиция
    • Районный суд
  • Нормотворческая деятельность
    • Постановления администрации
    • Проекты нормативных правовых актов
    • Административные регламенты
    • Административные регламенты архив
    • Обжалование нормативных правовых актов
    • Формы обращений
    • Оценка регулирующего воздействия
  • Экономика
    • Социально-экономическое развитие
    • Инвестиционная деятельность
    • Аналитическая информация
    • Малое и среднее предпринимательство
    • Конкурсы
    • Нестационарные торговые объекты
    • Часто задаваемые вопросы
    • Защита прав потребителей
    • Реализация распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2017 г. №232-р
    • Содействие развитию конкуренции в районе
    • Антимонопольный комплаенс
    • Национальные проекты
    • Муниципальный контроль
  • Транспортное обслуживание
  • Аукционы, торги, конкурсы
    • Извещения
    • Итоги
    • Размещение заказов
  • Информация о деятельности органа власти
    • Муниципальные услуги
    • Планы, отчеты
    • Муниципальные программы
    • Информационные и аналитические материалы
    • Международное и межрегиональное сотрудничество
    • Использование бюджетных средств
    • Реализация указов Президента РФ от 7 мая 2012 г.
    • Проекты муниципальных программ
  • Координационные и совещательные органы
    • Комиссия по безопасности дорожного движения
    • КЧС и ОПБ
    • Антитеррористическая комиссия
    • Центр профилактики правонарушений Моркинского района
  • Кадровое обеспечение
    • Порядок поступления на службу
    • Вакантные должности
    • Резерв управленческих кадров
  • Независимая оценка качества оказания услуг
  • Год культуры и безопасности
  • Благотворительный фонд
  • Спортивная жизнь
  • Антинаркотическая комиссия
  • УПФР
  • УФМС
  • Туризм и отдых
  • Экология
  • ЖКХ
  • Открытые данные
  • Обращения граждан
    • Порядок и время приема, обзор обращений
    • Контактная информация
    • Обратная связь
  • Градостроительство
    • Генеральный план
    • Правила землепользования и застройки
    • Местные нормативы градостроительного проектирования
    • Реестр сведений
    • Проекты планировки и проекты межевания
    • Рекламная конструкция
    • О возможном установлении публичного сервитута
  • Реестр муниципального имущества «Моркинского муниципального района»
    • Объекты недвижимости
    • Земельные участки
    • Реквизиты для перечисления арендной платы
  • Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства
    • Нормативные правовые акты
    • Имущетсво для бизнеса
    • Материалы Корпорации МСП
    • Коллегиальный орган (рабочая группа)
    • Вопрос-ответ
  • Противодействие коррупции
    • Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
    • Методические материалы
    • Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения
    • Сведения о доходах и расходах
    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов
    • Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
  • Сельскохозяйственные земли
  • Прогнозный план приватизации
  • Расписания движения маршрутов
  • Книги Памяти района
  • Книги о районе
  • Библиотеки

Комментарий к Ст. 88 Уголовного кодекса

1. В ст. 88 УК предусмотрена дополнительная, или усеченная, система наказаний. Дополнительная система производна от основной системы наказаний, так как в ней нет ни одного вида наказания, не входящего в основную систему (ст. 44 УК).

2. Лишение свободы назначается несовершеннолетним лишь в исключительных случаях. Как отмечается в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», при решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним суду прежде всего следует решать вопрос о возможности применения наказания, не связанного с лишением свободы, а решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы суд вправе принять лишь тогда, когда его исправление невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение.

Уголовный кодекс запрещает назначать наказание в виде лишения свободы любому несовершеннолетнему, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, а также лицу, совершившему в возрасте до 16 лет впервые преступление средней тяжести. В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 октября 2009 г. N 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» если несовершеннолетнему в силу положений ч. 6 ст. 88 УК не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, а санкция статьи Особенной части УК, по которой он осужден, не предусматривает иного вида наказания, то суду следует назначить ему другой, более мягкий, вид наказания, который может быть назначен несовершеннолетнему с учетом положений ч. 1 ст. 88 УК.

3. При условном осуждении помимо обязанностей, которые могут быть возложены на него в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 73 УК, суд в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» при наличии к тому оснований вправе обязать осужденного пройти курс социально-педагогической реабилитации (психолого-педагогической коррекции) в образовательных учреждениях, оказывающих педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии.

При принятии решения об условном осуждении несовершеннолетнего за новое преступление, которое не является особо тяжким, следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 6.2 ст. 88 УК испытательный срок по каждому из приговоров исчисляется самостоятельно в рамках постановленных приговоров, которые также исполняются самостоятельно.

Какие санкции назначаются

После совершения правонарушения суд выносит лицу, не достигшему совершеннолетия, меры воспитания. Суд может применить как одну меру, так и все сразу. Нарушение предписания вынесенных  мер, влечёт за собой уголовную ответственность без права послабления.

Статья 90 УК РФ содержит в себе 4  вида принудительных воспитательных мер, назначаемых по отношению к несовершеннолетней лицу.

Предупреждение

Предупреждение- самая лёгкая мера наказания. Нарушителю разъясняют суть его преступления, какой вред понёс проступок и последствия повторного правонарушения.

Несовершеннолетнему отдаётся постановление, где зафиксирована информация о преступлении, последствия повторного правонарушения и данные подростка.

Передача под надзор

Срок надзора зависит от степени тяжести преступления. Если преступление не тяжёлое, то срок надзора составляет до 2 лет. За преступления средней тяжести, назначается надзор сроком от 6 месяцев до 3 лет.

Рассмотрев дело, суд передаёт ребёнка родителям, опекунам или специальным государственным органам под надзор. Но при этом, суд должен удостовериться в добропорядочности лиц, кому передан несовершеннолетний. Лица ведущие асоциальный образ жизни, отстраняются от надзора над несовершеннолетним.

Обязательства в виде компенсации причинённого вреда

Данная воспитательная мера назначается только в случае материального благосостояния подростка или его трудовых способностей. Это связано с тем, что мера возмещения основывается на том, что совершивший преступление обязуется оплатить стоимость или ремонт сломанной вещи или предоставить взамен другую вещь.

Ограничение досуга

Данная мера воспитания назначается дополнением к другим мерам. Ограничение свободного времяпровождения выражается в следующих запретах:

  1. ограничение нахождения вне дома;
  2. комендантский час;
  3. запрет или ограничение покидать границы населённого пункта.

Справка! Суд может применить и другие воспитательные меры, такие как трудоустройство несовершеннолетнего или восстановление в образовательном учреждении.

Учреждения закрытого типа

Если ни одна воспитательная мера недостаточна для исправления правонарушителя, то его помещают в учреждение закрытого типа. Находиться в воспитательной учреждении, подросток может сроком до 3 лет.

Если на время пребывания в учреждении, подростку исполняется 18 лет или его поведение изменилось в лучшую сторону, то нахождение в воспитательном учреждении отменяют досрочно. Также, по состоянию здоровья данная мера может быть отменена или заменена на другую.

Глава 9. ИНЫЕ МЕРЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА

Бизнес

: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • АудитПромышленность : • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • ЭнергетикаСтроительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства

Номер документа: 17
Дата принятия: 31/01/2017
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 01/01/2019
Органы эмитенты: Парламент

В соответствии со статьей 1 Закона Кыргызской Республики от 24 января 2021 года №10 настоящий Кодекс вводится в действие с 1 января 2021 года.

Примеры правонарушений, повлекших применение санкций

Принудительные, воспитательные меры применяются к несовершеннолетним, совершим правонарушение небольшой или  средней тяжести.

Воспитательные меры распространяться на такие правонарушения как: 

  • драка;
  • мелкая кража;
  • употребление табачных, алкогольных или лёгких наркотических веществ;
  • порча чужого имущества и т. д.

Распитие спиртных напитков или употребление запрещённых веществ, а так же появление в общественных местах в алкогольном или наркотическом опьянения несовершеннолетним лицом, влечёт за собой задержание полицией, передача несовершеннолетнего ответственным лицам, а затем применение принудительной воспитательной меры. Родителям может быть присужден штраф от пятисот до полутора тысяч рублей.

Хулиганство, нецензурная брань в адрес человека, унижение  и оскорбление личности человека, порча чужого имущества так же влечёт за собой наказание и штраф от пятисот до тысячи рублей. Преднамеренное справление нужды в общественном месте является правонарушением и влечёт за собой ответственность.

Мелкое хищение чужого имущества в сумме более одной тысячи рублей, но менее двух тысяч рублей обязывает несовершеннолетнего возместить ущерб. Порой возмещение доходит до пятикратной стоимости украденного имущества.

Вождение транспортных средств без права управления. Такое правонарушение влечёт за собой штраф от пяти до пятнадцати тысяч рублей и применение принудительных воспитательных мер.

Ложный вызов экстренной службы- правонарушение, которое влечёт за собой административный штраф и ответственность.

Внимание! О привлечении несовершеннолетнего к принудительным, воспитательным мерам становится известно родителям, учителям, органам системы профилактики, т. К

Согласно статье 23.2 КоАП РФ каждое правонарушение несовершеннолетнего рассматривается комиссией по делам несовершеннолетних.

Юридическая оценка нормы

Правовая характеристика воспитательных мер является достаточно неоднозначной. Юристы и правоведы рассматривают данные меры по-разному. Проблема точной оценки правового характера возникает из-за отсутствия законодательного определения принудительных мер и конкретности в их отнесении к тому или иному институту ответственности.

В юридической среде часто возникает вопрос о направленности применения средств воспитательного характера. Так, некоторые правоведы считают, что данные способы воздействия на молодых людей являются чисто педагогическими и не имеют отношения к правовым положениям.

В поддержку своего мнения данные юристы приводят доводы:

  • виновный не считается преступником;
  • деяние не признаётся преступлением;
  • меры не рассматриваются в качестве уголовного наказания.

Существует и иная точка зрения. С ней согласно большинство учёных-правоведов.

Данное мнение заключается в том, что по своей природе меры имеют юридически-педагогический характер и аргументируется оно следующим:

  1. Меры применяются только при совершении соответствующего противоправного действия.
  2. Средства воздействия отражены в законодательстве РФ.
  3. Механизм применения установлен в норме 427 УПК РФ.
  4. Назначаются соответствующим органом – судом.

Кроме того, выделяют отсутствие конкретики в определении органов, контролирующих исполнение обязанностей, наложенных на виновного подростка. Это означает, что нечёткая расшифровка понятия на практике приводит специализированные органы к разным толкованиям данной нормы права.

Правоведы и практикующие юристы, анализируя и характеризуя данную норму права, сходятся во мнении что она недоработана и имеет множество пробелов. Решить эти проблемы можно путём корректирования уголовного закона. Необходимо дать правовое определение ПМВВ и их задачи.

Комментарий к Ст. 92 УК РФ

1. Институт освобождения несовершеннолетних от наказания, равно как и институт освобождения от уголовной ответственности, обусловлен гуманным отношением государства по отношению к лицам, совершившим преступления в несовершеннолетнем возрасте. Освобождение несовершеннолетнего от наказания является одной из форм реализации уголовной ответственности, при которой суд, постановляя приговор, дает уголовно-правовую оценку действиям виновного, но тем не менее находит возможным освободить лицо от наказания с применением ПМВВ. Комментируемая статья предусматривает два самостоятельных вида освобождения от наказания несовершеннолетних: освобождение от наказания в связи с применением ПМВВ и освобождение от наказания в связи с применением особой ПМВВ — помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

2. Освобождение несовершеннолетнего от наказания с применением ПМВВ может иметь место при постановлении обвинительного приговора за совершение преступления небольшой или средней тяжести. При этом суд в приговоре, если он придет к убеждению о необходимости применения принудительных мер воспитательного характера, должен привести мотивы принятия такого решения (привлечение несовершеннолетнего к уголовной ответственности впервые, положительные данные о его личности, критическое отношение к содеянному, случайное стечение обстоятельств, которые повлияли на поведение подростка, и др.). Принудительные меры воспитательного воздействия могут назначаться неоднократно. О ПМВВ см. коммент. к ст. 90.

3. Помещение несовершеннолетнего, совершившего преступление, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием — одно из оснований освобождения несовершеннолетнего от наказания при совершении им преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления. Такая мера воздействия применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода.

4. Помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение может применяться как после применения ПМВВ, предусмотренных ч. 2 ст. 90 УК, так и вместо названных мер, если суд придет к выводу о необходимости помещения несовершеннолетнего в специальное учреждение (неоднократное совершение преступных деяний до достижения возраста уголовной ответственности, отсутствие контроля со стороны родителей, игнорирование общепризнанных правил поведения, употребление алкогольных напитков или наркотических средств и т.д.). При постановлении приговора суд может дать специализированному учебно-воспитательному учреждению указание: учесть определенные особенности личности несовершеннолетнего при обращении с ним.

5. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учреждении может быть прекращено до истечения указанного в решении суда срока, если поведение несовершеннолетнего свидетельствует об отсутствии необходимости в дальнейшем пребывании в данном учреждении (добросовестное отношение к учебе и работе, отсутствие нарушений дисциплины, положительные характеристики от администрации учреждения и т.д.). Психолого-медико-педагогическая комиссия каждые шесть месяцев рассматривает динамику реабилитационного процесса и вносит коррективы в индивидуальный план работы с воспитанником. При положительных результатах администрация учреждения вносит в комиссию по делам несовершеннолетних по месту нахождения этого учреждения предложение о досрочном выпуске воспитанника из учреждения. Выпуск воспитанника из учреждения закрытого типа производится по решению суда по месту нахождения этого учреждения на основании заключения администрации учреждения.

6. Самостоятельным основанием для досрочного прекращения пребывания несовершеннолетнего в специализированном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа является выявление заболевания, препятствующего содержанию и обучению несовершеннолетнего в названном учреждении. Перечень таких заболеваний установлен Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 518 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специализированных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием» .
———————————
СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2873.

7. В ч. 5 комментируемой статьи указаны преступления, при совершении которых несовершеннолетние освобождению от наказания в соответствии с правилами ч. 2 комментируемой статьи не подлежат.

Назначение принудительных мер лицу, по своему психическому состоянию не представляющему опасности

Согласно ч. 2 статьи 97 УК РФ принудительные меры медицинского характера назначаются не во всех случаях совершения общественно опасного деяния лицом, страдающим психическими расстройствами, а только в случаях, когда эти психические расстройства связаны с возможностью причинения данными лицами иного (помимо совершенного общественно опасного деяния) существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц, т.е. тогда, когда эти лица представляют опасность не только для себя, но и для окружающих.

Об опасности лица для себя или других лиц либо о возможности причинения этим лицом иного существенного вреда могут свидетельствовать характер психического расстройства, подтвержденного выводами судебно-психиатрической экспертизы, его склонность в связи с этим к совершению насильственных действий в отношении других лиц или к причинению вреда самому себе, к совершению иных общественно опасных действий (изъятию чужого имущества, поджогов, уничтожению или повреждению имущества иными способами и др.), а также физическое состояние такого лица, с учетом которого оценивается возможность реализации им своих общественно опасных намерений (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 7 апреля 2011 г. N 6 «О практике применения судами принудительных мер медицинского характера»).

В Определении Конституционного Суда РФ от 17.11.2009 N 1531-О-О содержится следующая правовая позиция:

«Действующие уголовный и уголовно-процессуальный законы прямо закрепляют, что принудительные меры медицинского характера назначаются только в том случае, когда психическое расстройство лица связано с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда (ч. 2 ст. 97 УК РФ и ч. 2 ст. 433 УПК РФ). При этом если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию либо им совершено деяние небольшой тяжести, то суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера; одновременно суд решает вопрос об отмене меры пресечения (ч. 2 ст. 433 УПК РФ). Таким образом, положения главы 51 УПК РФ, действуя в системной связи с соответствующими нормами уголовного закона, не предполагают возможности суда произвольно применять принудительные меры медицинского характера, в том числе в отношении лиц, не представляющих в силу своего психического состояния опасности для себя и для других лиц».

В отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, но не представляющих опасности по своему психическому состоянию, согласно ч. 4 ст. 97 УК РФ суд может передать необходимые материалы в федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения или орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения для решения вопроса о лечении указанных лиц в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь, или направлении указанных лиц в стационарные учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами, в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.

В настоящее время исключена возможность назначения принудительных мер медицинского характера к лицам, совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма и наркомании, поскольку такие положения закона противоречили принципам добровольности лечения лиц, не страдающих тяжелыми психическими расстройствами, а также потому, что практика назначения такого лечения показала свою неэффективность.

Производство о применении принудительных мер

Производство о применении принудительных мер медицинского характера осуществляется на основании положений гл. 51 УПК РФ. При решении вопроса о применении принудительной меры медицинского характера суд должен разрешить вопросы, перечисленные в ст. 442 УПК РФ.

Признав доказанным, что деяние, запрещенное уголовным законом, совершено данным лицом в состоянии невменяемости или что у этого лица после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение, суд выносит постановление об освобождении этого лица от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительных мер медицинского характера с указанием конкретной меры.