Принципы участия граждан в выборах. гарантии избирательных прав

Избирательные права в субъективном смысле

В определение данного понятия входят конституционные права граждан РФ, которые предполагают участие в проведении и установлении результатов выборов, выдвижении кандидатов, в предвыборной агитации и работе избирательных комиссий.

Первый раздел этой палаты в порядке от 29 апреля единогласно согласился не допускать заявления о манифестном отсутствии содержания, отклонения, которое было отклонено любым другим из-за приостановления исковой силы оспариваемого решения, которое иначе было предусмотрено.

В процессе упорядочения 15 течений было решено подать апелляцию на подачу ампаро, обратившись в Палату с просьбой о расследовании разбирательства, а также о местонахождении сторон и уведомить об этом жалобу в прокуратуру, с тем чтобы в Однодневный период мог бы сформулировать свои утверждения.

Все свободные и дееспособные граждане, независимо от оснований приобретённого гражданства, национальной и расовой принадлежности, имущественного и социального положения, языка и образования, характера политических убеждений и занятий, отношения к религии, обладают равными избирательными правами. В выборах не участвуют лица, признанные судом как недееспособные, и те, которые содержатся по приговору суда в местах лишения свободы.

Прокурор в краткой форме, поданной 16 мая, просит уволить апелляцию. С этой целью он утверждает, что заявитель был исключен из своей кандидатуры по двум причинам: один был отстранен от права голоса, а другой был дисквалифицирован, оба из которых являются результатом окончательного решения, вынесенного в одном случае второй палатой Верховного суда. Юрисдикция этого Суда также была урегулирована как предполагаемая оговорка к избирательному закону о причинах дисквалификации. Поэтому ясно, и это ясно из-за ликвидации приговора второй палаты Верховного суда, что во время выдвижения кандидатов приговор был исполнен, так что осужденный фактически был вовлечен в неправомочность.

«Этот ход власть делает не от слабости, а от силы»

Бывший зампредседателя кировского правительства Сергей Карнаухов в эфире YouTube-канала «Соловьёв LIVE» одобрил нововведения. Несмотря на то, что он еще не принят, Карнаухов выразил надежду, что «Альянс врачей»* и «Альянс учителей» тоже будут признаны экстремистскими и не смогут работать.

Руководитель Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков написал, что законопроект логичен и что он внесен не из-за страха проиграть оппозиции на выборах:

— Этот ход власть делает не от слабости, а от силы. От осознания собственной уверенности и правоты. Подобным образом действует игрок, чувствующий приближение окончательной победы и намеревающийся получить как можно больше причитающихся ставок. <…> В таких условиях любая власть, обладающая хоть минимальным инстинктом самосохранения, руководствуется простой логикой: воспринимает угрозы серьезно и серьезно действует, мобилизует все силы и использует все средства.

Экс-руководитель нижегородского Центра «Э» Алексей Трифонов считает, что «этот закон – народный» и что он помешает Западу вмешиваться в российскую политику:

— Люди крайне негативно относятся ко всему, что связано с терроризмом и экстремизмом. При этом закон уже поддержан всеми фракциями – а это важный показатель. И главное, его инициаторы – члены комиссии по борьбе с иностранным вмешательством, в том числе Пискарёв. По сути, навальнята, годами работающие на Запад для подрыва внутренней ситуации в России, понимают, что теперь у них не останется никаких шансов пролезть во власть, чтобы и так заниматься своей деструктивной деятельностью.

Что относится к первостепенным избирательным гражданским правам?

К избирательным гражданским правам относятся:

  • участие в выдвижении конкретных кандидатов;
  • участие в мероприятиях по предвыборной агитации;
  • участие в качестве наблюдателя на выборах за деятельностью избирательных комиссий (в том числе, за процессом подсчёта голосов избирателей и определения итогов выборов);
  • иная избирательная деятельность в рамках Конституции и иных законов.

Избирательные права граждан имеют определённые свойства:

  • после их реализации на пройденных выборах не прерываются и не появляются снова, а присутствуют постоянно;
  • обладают схожим объёмом и смысловым содержанием для всех людей;
  • имеют специфический способ обеспечения.

Обобщая все перечисленные свойства, можно дать общее качественное определение современного избирательного права. Избирательное право – это комплекс правовых норм, регламентирующих социальные связи, которые защищают права граждан (а также иностранцев в определённых законом случаях) избирать и быть избранными, предоставляют возможность участия в других избирательных действиях, регламентируют порядок осуществления данных прав в ходе организации и проведения выборов (а также в межвыборный период).

В избирательном праве существует целый комплекс элементов, которые отражают объективное распределение производящих его норм по самостоятельным институтам, обусловленное разнообразием их целевого назначения в законном обеспечении осуществления и защиты избирательных гражданских прав.

В структуре объективного избирательное права существует 2 института:

  • материальный (статусный);
  • процессуальный (этапный).

Материальные (или статусные) институты определяют то, какой правовой статус будет у разных субъектов в качестве участников электорального цикла: у кандидатов, избирателей, ЦИКа, наблюдателей, региональных избирательных комиссий и др.

Процессуальные (или этапные) институты регулируют сам избирательный процесс, алгоритм его циклов, этапов, очерёдность совершения производящих избирательный процесс операций: от назначения даты выборов до высчитывания и официального опубликования властями результатов этих выборов.

Организация и осуществление выборов возможны только в рамках избирательного процесса и ряда поочерёдных стадий, соединяющих весь комплекс юридически необходимых действий, которые совершаются разнообразными субъектами избирательных взаимоотношений.

К основополагающим стадиям избирательного процесса относятся:

  • назначение даты выборов;
  • организация избирательных округов, региональных избирательных участков и создание списков избирателей;
  • продвижение и регистрация народных кандидатов (или, например, партийных списков);
  • предвыборная агитация;
  • процедура голосования и подсчитывание итогов выборов.

Без этих стадий не представляется возможным проведение самих выборов, потому что эти стадии являются прежде всего юридической формой, которая обеспечивает целостность и нужную преемственность всех осуществляемых для выборов действий. Необходимо учитывать наличие и дополнительных стадий, помимо обязательных основных стадий избирательного цикла. К ним могут относиться выдвижение дополнительных кандидатов или списков из кандидатов (например, по партийным спискам), повторное голосование и др.

По масштабам и охватам избирательные нормы могут быть общими и особенными.

К общим нормам относятся универсальные, не зависящие от типов и уровней осуществляемых выборов избирательные нормы. К ним относятся целый ряд политических институтов: принципы и субъекты избирательного права, различные типы избирательных систем, сам избирательный процесс, информационное и финансовое обеспечение выборов, процедуры обжалования нарушений электорального цикла и др.

К специальным нормам относятся избирательные нормы, применимые только в соответствующих видах выборов (например, на выборах в местные и региональные органы самоуправления, в республиканские и федеральные органы власти и др.).

Участие в выборах: право или долг гражданина?

Даже если на избирательный участок явился только один человек, выборы считаются проведенными

В России ходить на выборы – не обязанность, а возможность: избирательное право признается свободным. Однако такая система действует не во всех странах: в некоторых государствах закон обязывает граждан участвовать в политической жизни страны.

Такая система получила название обязательный вотум: если гражданин не пришел на выборы, он должен назвать уважительную причину и подтвердить ее. Если ее нет, то на него налагается крупный штраф, а в некоторых случаях возможен даже административный арест.

В последнее время во многих цивилизованных странах наблюдается абсентеизм – этим термином обозначают неучастие граждан в избирательном процессе. При этом минимального порога явки нет: если на участок пришел хотя бы один избиратель, выборы все равно признают состоявшимися, а их результат будет считаться законным.

Из-за этого сами выборы могут потерять смысл: в них принимает участие не большинство, а только небольшая группа сознательных граждан, интересы которой могут не совпадать с надежами большинства. Однако именно те, кто пришел голосовать, решают, представители каких партий окажутся на важных должностях, и, соответственно, от этого решения зависит будущее всего общества.

Демократия дала каждому гражданину шанс проявить собственную позицию, причем тайное голосование исключило любое преследование граждан за их убеждения. Приходя на выборы, мы получаем возможность хотя бы немного изменить жизнь к лучшему

Важно помнить, что именно молчание и безволие миллионов порождает в итоге произвол единиц, и за любые негативные последствия несет ответственность все гражданское общество

Мнение юриста-эксперта:

Автор очень подробно изложил материал на тему статьи, которая дает начальное представление об избирательном праве как в мире, так и в современной России. Наше избирательное право в новейшей истории России постоянно изменяется от выборов к выборам. И это у нас называется совершенствованием избирательной системы. Можно этот процесс представить и так. Избирательное право в любой стране играет очень важную роль как для власти, так и для народа.

Власть показывает, насколько она доверяет избирателям пользование своим активным избирательным правом, а народ показывает свою политическую зрелость. Одним из важнейших показателей этой зрелости является явка избирателей на выборы, а точнее если сказать, процент явки

Следует обратить внимание наших читателей, что, опять же, в любой стране законы пишут победители в прошедших выборах или те, кто каким-то иным образом получил власть. Вот и у нас также, все законы пишет правящая партия

Как известно – Единая Россия. И это закономерно, так везде, и это уже отмечалось.

Депутатов различных уровней каждые выборы выбираем по новым правилам. Одно время вообще существовали правила выборов наших избранников исключительно по партийным спискам. Сейчас все делается вперемежку, так, что трудно разобраться. Последние годы новых губернаторов начали выбирать с предварительной стажировкой, иначе это не назовешь. Имеется в виду, что Президент России сначала назначает временно исполняющего обязанности губернатора, а потом выборы. То есть он несколько месяцев, а то и год и более, так сказать «набивает руку», зарабатывает авторитет в регионе, заодно и у вышестоящих властей. И после этого не победить в регионе просто невозможно. Такой подход к реализации избирательного права формально противоречит интересам самих избирателей, но положительно влияет на стабильность исполнительной власти.

Есть еще два заметных изъяна в избирательной системе нашей страны. Первый – отсутствие возможности у избирателей во время голосования проголосовать «против всех», хотя в 90-е годы такая возможность была. И второй – назначаемость судей всех уровней. А результат – судебная власть в нашей стране не избирается народом, а назначается Президентом РФ, а мировые судьи – региональным законодательным органом. Такого положения в России раньше не было никогда.

Все, что может заинтересовать вас в вопросе «что такое избирательное право», вы можете найти в видеоматериале:

Типы выборов

Выборы – это метод определения, который широко распространён во многих политических организациях любого масштаба.

В политике это:

  • муниципалитет (муниципальные выборы);
  • местные органы власти (региональные выборы, окружные выборы);
  • парламент (парламентские выборы, выборы в сенат);
  • глава государства (например, президентские выборы);
  • политические партии (первичные выборы);
  • наднациональные образования (выборы в международные политические союзы, выборы в Европарламент и др.);
  • ассоциации (общие собрания, собрания совладельцев);
  • компании (Совет директоров, собрания акционеров);
  • профсоюзы (профсоюзные выборы);
  • религиозные, церковные организации (конклав собирается для назначения папы, выборы для назначения аббата) и др.

По регулярности выборы бывают нескольких типов:

  • обычные – по истечении установленного законом срока предоставления полномочий;
  • досрочные – осуществляются при досрочном прекращении полномочий выборных должностных лиц;
  • внеочередные – они проводятся в чрезвычайных, часто кризисных обстоятельствах, когда необходимо оперативно уполномочить новых представителей власти;
  • повторяющиеся (так называемый второй тур) – проводится при отсутствии явного победителя при первом этапе голосования по правилам действующего законодательства.

Избирательные объединения и политические партии

Важными субъектами избирательного права и процесса в современных условиях являются избирательные объединения (политические партии). Федеральный закон об основных гарантиях содержит следующее определение избирательного объединения: политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня. При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации, либо общественного движения, и зарегистрировано не позднее чем за год до дня голосования.

Понятие избирательного объединения определяет его правовой статус, который распадается на две части: основной (общий) и процессуально-правовой статус избирательного объединения. Основной (общий) статус избирательного объединения означает его потенциальную возможность (способность) участвовать в избирательной кампании. Условием обладания таким статусом является государственная регистрация избирательного объединения в качестве политической партии.

Избирательным объединением может быть только политическая партия, которая создана и зарегистрирована в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. № 95 «О политических партиях». Согласно ст. 3 данного закона политическая партия — это общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Политическая партия должна отвечать необходимым требованиям — иметь не менее пятидесяти тысяч членов партии, не менее чем в половине субъектов Федерации должны быть созданы и зарегистрированы региональные отделения не менее чем с пятьюстами членами партии в каждом.

Политическая партия будучи избирательным объединением имеет ряд важных преимуществ: она является единственным видом общественных объединений, обладающим правом выдвигать кандидатов на выборные должности в органы государственной власти; она пользуется государственной поддержкой, государство оказывает партиям финансовую поддержку из бюджета при условии эффективного участия в выборах из расчета «один рубль — один голос».

Участие политической партии в выборах является не только правом, но и ее обязанностью. Поэтому главное заключается в том, что партия должна регулярно участвовать в выборах различного уровня. В противном случае, если это не делается партией в течение пяти лет, она подлежит ликвидации в установленном порядке. Партия считается участвующей в выборах, если на выборах проводилось голосование за:

а) выдвинутый ею и зарегистрированный федеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС РФ;
б) выдвинутого ею и зарегистрированного кандидата на должность Президента РФ;
в) выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов в депутаты законодательных органов не менее, чем в 20 % субъектах РФ;
г) выдвинутых ею и зарегистрированных кандидатов на выборах в органы местного самоуправления не менее, чем в 50 % субъектах РФ.

Намерение избирательного объединения участвовать в выборах выражается посредством выдвижения списка (списков) кандидатов.

Действующий ныне Федеральный закон об основных гарантиях не предусматривает возможности создания для участия в выборах избирательных блоков.

Избирательные объединения обладают определенными правами. Можно выделить следующие виды полномочий избирательных объединений, возникающие на разных стадиях избирательного процесса: полномочия в отношении кандидатов (списков кандидатов). Избирательные объединения вправе: на своих съездах (конференциях) выдвигать кандидатов, списки кандидатов; осуществлять сбор подписей в поддержку выдвинутых кандидатов (списков кандидатов), вносить избирательный залог для регистрации списка кандидатов и др. Избирательные объединения вправе в допускаемых законом формах вести предвыборную агитацию. Они имеют также полномочия в отношении избирательных комиссий. В соответствии с законом избирательные объединения вправе выдвигать представителей для назначения в составы избирательных комиссий членов с правом решающего голоса, а также назначать в комиссии членов с правом совещательного голоса и др.

показать содержание

В объективном смысле

Объективное избирательное право — одна из подотраслей конституционного законодательства, представленная в виде совокупности юридически значимых норм, направленных на регулирование отношений и действий, возникающих в процессе выборов.

Наконец, аргумент о том, что дисквалификация будет только для должности мэра, может быть приемлемой для наказания за дисквалификацию, но не за приостановление права избирательного права в качестве дополнительного наказания по сравнению с уголовным осуждением лишения свободы. С другой стороны, если это второй из упреков, которые вынесены на оспариваемое решение, формальный характер которого не умаляет его значение, поскольку формы в законе и в демократической системе являются гарантиями свобод. В структуре Судебного решения всегда содержится часть, предназначенная для юридического обоснования решения, постановляющей части или постановления, которое принимает внутри империи или потеста.

Источниками избирательных прав являются:

  1. Федеральные законы.
  2. Конституция РФ.
  3. Законодательство субъектов РФ: уставы краёв, конституции республик, городов с федеральным значением.

Кроме того, понятие избирательного права охватывает совокупность нормативных актов (регулируют выборы президента и депутатов), а также сложившиеся обычаи, на основании которых проводятся выборы. Обычное право также считается составной частью системы избирательного законодательства.

Аргументы, предшествующие торжественному судебному исполнению, наделяют его аукторитами, предоставляя ему силу разума. С одной стороны, он раскрывает отражения, которые приводят к провалу, как фактор рациональности при осуществлении власти и в то же время облегчает контроль за ресурсами, которые продолжаются. Короче говоря, он выступает за более полное право защиты в суде и в качестве превентивного элемента произвола.

Однако в наших законах уголовного прецедента нет правила, которое накладывает априори определенное расширение или определенный способ рассуждения

Мотивация должна быть достаточной, и эта неопределенная юридическая концепция берет нас в руки к каждому конкретному делу в зависимости от его неотъемлемой важности и вопросов, которые он ставит, не забывая субъективного аспекта автора рассуждений. Это также не подразумевает рабский параллелизм рассуждений, который служит основой для Суждения с дискурсивной схемой судебной литературы, содержащей аргументы сторон

Отличие между пропорциональной и мажоритарной системами

Разделение систем по этому признаку не имеет смысла, если речь идёт о выборах единого должностного лица (президента, мэра и т. д.). Так что здесь речь идёт о выборах крупных коллективных органов власти (парламента или одной из его палат, местных советов и т. п.).

При пропорциональной системе избиратели голосуют за партии, блоки партий или иные политические силы. От результатов голосования зависит то, сколько своих представителей будет иметь каждая политическая сила в органах власти. Чем больше избирателей проголосовало за политическую силу, тем больше представителей этой силы должно быть в этом органе власти.

При мажоритарной системе территория, на которой проживают избиратели, делится на избирательные округа. Как правило, в каждом округе предстоит выбрать одного члена данного органа власти (в этом случае округа называются одномандатным). При этом изредка практикуются и многомандатные округа при сохранении принципов мажоритарной системы. Избиратели голосуют за конкретных кандидатов, баллотирующихся в данном округе (как правило, запрещено баллотироваться в нескольких округах одновременно). Чем большую поддержку избирателей в округе получит кандидат, тем больше у него шансов стать членом данного органа власти. Орган власти, таким образом, состоит из представителей разных округов.

Иногда часть органа власти избирается по пропорциональной системе, а часть – по мажоритарной. Тогда вообще такую избирательную систему называют смешанной.

Человек и общество

  • 10 сложных планов по блоку «Человек и общество»
  • Основные понятия по теме «Человек»
  • Базовые термины по блоку «Общество»
  • Основные термины по разделу «Познание»
  • Список понятий по блоку «Культура»

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

> Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право

Соответствовать своему социальному назначению выборы могут лишь в том случае, если они базируются на определенных принципах. Можно выделить две группы таких принципов: во-первых, принципы избирательного права, определяющие статус, положение каждого гражданина на выборах; во-вторых, общие принципы организации выборов, характеризующие основополагающие организационные, в том числе социальные, условия их демократичности. Демократические принципы избирательного права
включают:

1. Всеобщность — все граждане, независимо от пола, расовой, национальной, классовой или профессиональной принадлежности, языка, уровня дохода, богатства, образования, конфессии или политических убеждений, имеют активное (в качестве избирателя) и пассивное (в качестве кандидатов) право на участие в выборах. Всеобщность ограничивается лишь крайне небольшим количеством цензов, т.е. условий допуска граждан к участию в выборах. Возрастной ценз разрешает участие в выборах лишь с определенного возраста, как правило, по достижении совершеннолетия. Возраст кандидатов должен быть несколько выше. Ценз недееспособности ограничивает избирательные права психически больных, что должно быть подтверждено судебным решением. Моральный ценз ограничивает или лишает избирательных прав лиц, находящихся по приговору суда в местах лишения свободы. Широко распространен также ценз оседлости, выдвигающий в качестве условия допуска к выборам определенный срок проживания в данной местности или в стране.

В странах Запада длительное время существовал имущественный и целый ряд других цензов, не допускавших к выборам лиц наемного труда, бедные слои населения, женщин (во Франции этот ценз отменен в 1944 г., Италии и Японии — 1945, Греции — 1956, Швейцарии — 1971, Португалии — в 1974 г.), негров (в США последние ограничения на их участие в выборах сняты в законах 50-х — 70-х гг.). Всеобщее избирательное право утвердилось в демократических странах мира непосредственно после второй мировой войны. Это открыло новый этап в развитии демократии, положило начало эпохе «массовой политики», привело к складыванию партийных и политических систем современного типа.

2. Равенство — каждый избиратель имеет только один голос, который оценивается одинаково, независимо от его принадлежности тому или иному человеку. При этом ни имущественное положение, ни должность, ни какие-либо другие статусные или личные качества не должны влиять на положение гражданина как избирателя. Равенство избирательных прав предполагает также примерное равенство избирательных округов, которое необходимо, чтобы голоса избирателей имели приблизительно одинаковый вес при избрании депутата. На практике постоянно обеспечивать точное равенство избирательных округов достаточно сложно и дорого, поэтому некоторые отклонения от этого принципа допускаются. Так, по избирательному закону ФРГ избирательные округа могут отличаться по численности населения на одну треть.

3. Тайна выборов — решение конкретного избирателя не должно быть кому-либо известно. Этот принцип обеспечивает свободу выбора, предохраняет граждан от возможных преследований, а также подкупа. Он действует применительно лишь к пассивному избирательному праву. Практически тайна выборов обеспечивается закрытой процедурой голосования, наличием специальных кабин для голосования, стандартной формой, одинаковостью бюллетеней для голосования, включением в них имен всех кандидатов или же использованием вместо бумажных бюллетеней специальных машин, сохраняющих тайну избирательного решения и облегчающих технику голосования и подсчет его результатов, опечатыванием избирательных урн, строгим наказанием за нарушение избирательной тайны и т.д.

4. Прямое (непосредственное) голосование — избиратель принимает решение непосредственно о конкретном кандидате на выборную должность, голосует за реального человека. Между избирателями и кандидатами нет каких-либо инстанций, опосредующих их волеизъявление и непосредственно определяющих персональный состав депутатов. В случае, если граждане выбирают лишь выборщиков или специальный орган, непосредственно избирающий кандидата, имеют место непрямые (косвенные) выборы. Такие выборы из-за деперсонализации, абстрактности выбора гасят интерес граждан к участию в голосовании и способствуют развитию абсентеизма. Они искажают волю избирателей в пользу крупных партий или блоков, поскольку на каждом уровне выборов теряются голоса, полученные партиями-аутсайдерами. В наши дни непрямые выборы используются редко.

Избирательная система в России

В России принято использовать и мажоритарную, и смешанную избирательные системы. 

Основные принципы

Указаны в Конституции РФ.

  1. Всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании.
  2. Каждый гражданин может участвовать в выборах и быть избран в государственные органы власти и местного самоуправления.
  3. Возрастные рамки: кандидаты в Госдуму должны быть не моложе 21 года, в президенты — 35 лет и старше.
  4. Выборы в Госдуму назначает президент, а регламентирует федеральное законодательство.
  5. Выборы президента назначает Совет Федерации. Регламентируются они также с помощью федерального закона.
  6. Принцип федерализма (используются оба варианта избирательных систем).

Какие системы действуют на выборах:

  • выборы высших должностных лиц (президента, мэра, губернатора) проводятся по мажоритарной системе. Если на первом туре не было кандидата, набравшего абсолютное большинство, назначается второй. В него проходят лишь два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов по сравнению с остальными;
  • выборы в представительные органы страны проходят по смешанной системе. При этом в муниципалитетах можно выбирать форму между смешанной и мажоритарной;
  • Выборы в Госдуму также с 2016 года проходят по смешанной системе.

Минимальный порог явки избирателей

До 2006 года:

  • на региональных выборах — 20%;
  • на федеральных парламентских — не меньше 25%;
  • на президентских — от 50%.

После 2006 года порог явки на любых выборах был отменен. Современный избирательный процесс проходит без назначения такого порога.

Избирательные округа

Для проведения выборов
образуются избирательные округа — изби­рательные территориальные
единицы. Соответствующие избиратель­ные комиссии определяют границы
избирательных округов и число избирателей в них, которые утверждаются
соответствующим предста­вительным органом государственной власти, органом
местного само­управления не позднее, чем за 60 дней до дня выборов. Например,
схема одномандатных избирательных округов для проведения выборов депу­татов
Государственной Думы второго созыва, их описание с указанием численности
избирателей в них были утверждены Федеральным законом*.

*Федеральный закон «Об утверждении схемы
одномандатных округов для проведения выборов депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва» от 17 августа 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3425.

Выборы половины депутатов Государственной Думы,
избираемых по пропорциональной системе, и выборы Президента РФ проводятся по
федеральному избирательному округу, включающему всю территорию страны.

Обычно
образуются одномандатные округа, от которых избирается по одному депутату, но в
регионах могут использоваться и многомандатные избирательные округа (от одного
многомандатного округа избираются два или несколько депутатов).

Образуются
избирательные округа при соблюдении требований примерного равенства
избирательных округов по числу избирателей и единства территории избирательного
округа (не допускается создание избирательного округа из не граничащих между
собой территорий, не примыкающих друг к другу, кроме законных исключений, т.е.
нельзя «разрывать» территорию округа на не связанные друг с другом части).
Допускается в определенных случаях и пределах отклонение от средней нормы
представительства и образование несколько больших или меньших округов. При
образовании избирательных округов с соблюдением указанных выше требований
учитывается вместе с тем административно-территориальное деление.

Для проведения голосования и подсчета голосов
избирателей предусматривается образование избирательных участков.
Избирательные участки образуются главой муниципального образования по
согласованию с соответствующими избирательными комиссиями. Для удобства граждан
участки не должны включать больше определенного числа (3 тыс.) избирателей. Как
уже говорилось, избирательные участки образуются не только по месту постоянного
жительства людей, но и в местах их временного пребывания, в труднодоступных
местах.

Очень большое значение для обеспечения
избирательных прав граждан, подготовки выборов имеет составление списков
избирателей.
Список избирателей составляется отдельно по каждому
избирательному участку соответствующей избирательной комиссией. В списки
избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие на день
голосования активным избирательным правом, причем гражданин может быть включен
в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей
представляется для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 20 дней до дня
выборов.

Важное место в избирательной кампании занимает выдвижение
и регистрация кандидатов; значение этой стадии избирательного процесса
обусловлено тем, что определяется состав кандидатов – тех, из кого избиратели и
выберут президента, депутатов и т.д. Право выдвижения кандидатов принадлежит
избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам

Право выдвижения кандидатов принадлежит
избирателям, избирательным объединениям, избирательным блокам.

     Кандидаты могут быть
выдвинуты непосредственно избирателями (по инициативе избирателя, группы
избирателей) соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения.
Кандидаты, а также списки кандидатов* могут быть выдвинуты и избирательными
объединениями, избирательными блоками.

*Список кандидатов – единый
список лиц, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком на
выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или
представительный орган местного самоуправления.