Статья 26.2. коап рф. доказательства

Виды доказательств

Все доказательства, которые могут быть представлены в материалах дела, законодательство делит на несколько категорий, в зависимости от различных факторов. По источнику происхождения принято отделять друг от друга документы, личные и вещественные доказательства. Документы — это носители, на которых в письменной или иной форме зафиксированы сведения о совершении правонарушения. Что касается вещественных доказательств по делам об административных правонарушениях, то они представляют собой исключительно предметы, которые являются орудием правонарушения или несут в себе информацию по рассматриваемому вопросу. Вещественным доказательством может послужить, например, материальный объект правонарушения, орудие, а также фотоснимки.

Что касается личных доказательств, то к ним относятся показания, предоставляемые свидетелями, объяснения нарушителя, а также любая другая информация, которая предоставляется физическим лицом.

Имеется и другой признак, по которому классифицируются административные правонарушения, — это способ формирования доказательств. По данному критерию все доказательства разделены на первоначальные и производные. К первому случаю относятся факты, взятые напрямую из источника, а ко второму те, которые были получены на основе имеющихся первоначальных сведений, через некоторых посредников.

И наконец, третья группа в классификации доказательств — по характеру взаимосвязи между доказательством и фактом, который подлежит установлению. По данному критерию они делятся на прямые и косвенные. Прямые четко указывают на причастность физического или юридического лица к предмету доказывания доказательства по делу об административном правонарушении. Косвенные же служат обоснованием для каких-либо фактов, которые могут послужить разгадкой к раскрытию сути дела.

Другой комментарий к статье 26.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Об административном наказании в виде возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также об административном наказании в виде конфискации указанного предмета см. комментарии к ст. 3.6, 3.7.

Статус имущественных объектов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, обусловлен осуществлением предусмотренных КоАП процессуальных действий: указанные имущественные объекты могут быть изъяты у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо на эти объекты может быть наложен арест (о применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях см. соответственно комментарии к ст. 27.10, 27.14).

В указанных случаях орудия совершения или предметы административного правонарушения являются вещественными доказательствами до вынесения постановления по делу. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия (см. ч. 3 ст. 29.10 КоАП).

В случае вынесения постановления о назначении административного наказания в виде возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения указанная вещь (предмет) подлежит принудительному отчуждению у их собственника либо у лица, в законном ведении которого она (он) находится (о порядке исполнения данного постановления см. комментарий к ст. 32.4). Постановления, предусматривающие применение указанных административных наказаний, могут быть вынесены судьей.

Применительно к ч. 2 комментируемой статьи к иным способам фиксации вещественных доказательств, кроме фотосъемки, относится видеозапись и киносъемка (см. ч. 2 ст. 26.5 КоАП, а также п. 1 комментария к указанной статье).

Согласно ст. 76 АПК вещественными доказательствами являются предметы, которые своими внешним видом, свойствами, местом нахождения или иными признаками могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для дела.

О приобщении вещественных доказательств к делу арбитражный суд выносит определение.

Статус вещественных доказательств, установленный АПК, совпадает с их правовым положением, определенным правилами гражданского судопроизводства (см. ст. 73 ГПК).

В соответствии со ст. 77 АПК вещественные доказательства хранятся по месту их нахождения. Они должны быть подробно описаны, опечатаны, а в случае необходимости — засняты на фото- или видеопленку.

Вещественные доказательства могут храниться в арбитражном суде, если суд признает это необходимым.

2. По смыслу ч. 2 комментируемой статьи о наличии вещественных доказательств должно быть указано в одном из следующих протоколов: в протоколе об административном правонарушении; в протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении; в протоколе о взятии проб и образцов; в протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении.

3. Вещественные доказательства необходимо отличать от документов (письменных доказательств). См. п. 1, 2 комментария к ст. 26.7.

4. См. п. 4 комментария к ст. 25.9, п. 2, 4 комментария к ст. 26.4.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому проводится судебная экспертиза.

Исследования проводятся также в отношении живых лиц.

При проведении исследований вещественные доказательства и документы с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, могут быть повреждены или использованы только в той мере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачи заключения. Указанное разрешение должно содержаться в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы либо соответствующем письме.

Повреждение вещественных доказательств и документов, произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебную экспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственнику государственным судебно-экспертным учреждением или экспертом.

В случае, если транспортировка объекта исследований в государственное судебно-экспертное учреждение невозможна, орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, обеспечивают эксперту беспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования.

Комментарий к Ст. 26.3 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе давать объяснения. Такие объяснения являются источником доказательств по делу (см. комментарий к ст. 25.1 КоАП РФ). Отказ от дачи объяснений, так же как и несообщение этим лицом в своих объяснениях убедительных данных, свидетельствующих о его невиновности, не доказывает его виновности.

2. Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Согласно ст. 25.2 КоАП РФ потерпевший вправе, в частности, давать объяснения (см. комментарий к ст. 25.2 КоАП РФ). Показания потерпевшего, данные им как по собственной инициативе, так и по требованию судьи, органа, должностного лица, являются источником доказательств по делу.

3. В своих объяснениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший в своих показаниях вправе затрагивать любые вопросы, которые, как они считают, имеют значение для дела. Они могут, в частности, сообщить данные о смягчающих (потерпевший — отягчающих) обстоятельствах, причинах и условиях, способствующих совершению данного правонарушения. Объяснения (показания) могут касаться характеристики потерпевшего (лица, в отношении которого ведется производство по делу), свидетелей, взаимоотношений с ними и между ними и т.д. Сообщаемые данные должны быть полными и конкретными, по поводу каждого факта должен указываться источник осведомленности о нем.

4. При оценке доказательств необходимо исходить из доказательственного равенства объяснений нарушителя и показаний потерпевшего. Поэтому их необходимо сопоставлять друг с другом, с иными доказательствами, собранными по делу.

5. В качестве свидетелей по делу об административном правонарушении вызываются лица, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Согласно ст. 25.6 КоАП РФ свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания, сообщив все известное ему по делу и ответив на поставленные вопросы (см. комментарий к ст. 25.6 КоАП РФ).

6. Показания свидетеля также являются источником доказательств по делу. Они должны содержать ответы на заданные ему вопросы, которые позволяют оценить их правдивость, возможность свидетеля объективно воспринять обстоятельства дела. В частности, свидетелю в случае необходимости должны быть заданы вопросы о его взаимоотношениях с лицом, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшим, другими свидетелями, с должностными лицами, материалы которых послужили основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. Если свидетель в своих показаниях ссылается на информацию, полученную от других лиц, он должен сообщить все известные ему данные об этих лицах. Если речь идет о лицах, незнакомых свидетелю, необходимо рассказать, при каких обстоятельствах и где он встретился с этими лицами, описать их, назвать, кто может подтвердить содержание разговора, и т.д. При наличии нескольких показаний одного и того же свидетеля они должны быть сопоставлены.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

8 (495) 899-03-81 (Москва и МО)

8 (812) 213-20-63 (Санкт-Петербург и ЛО)

8 (800) 505-76-29 (Регионы РФ)

7. Если объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу, показания потерпевшего и свидетелей изменились, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, должны выяснить и проверить причины таких изменений. Для обоснования вывода по делу после проверки могут использоваться первоначальные объяснения и показания этих лиц, если они согласуются со всеми материалами дела и установлена необоснованность их изменения.

8. Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, в других предусмотренных Кодексом протоколах о применении мер обеспечения производства по делу (если они составляются), а также в протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении коллегиальным органом. В случае необходимости эти объяснения и показания могут записываться отдельно и приобщаться к делу.

Комментарий к статье 26.6. КоАП РФ:

1. Вещественные доказательства — предметы материального мира. Законодатель определяет в качестве вещественных доказательств по делу об административном правонарушении орудия совершения или предметы административного правонарушения. Это важные источники информации, позволяющие устанавливать фактические обстоятельства дела, определять виновных лиц, осуществлять объективное рассмотрение дела. Орудия совершения и предметы административных правонарушений весьма разнообразны. По делам об изготовлении неучтенных избирательных бюллетеней, сокрытии остатков их тиражей в качестве вещественных доказательств (предметов правонарушения) рассматриваются указанные бюллетени, изъятые из типографии, или не уничтоженные избирательной комиссией лишние бюллетени. По делам о нарушении правил охоты вещественными доказательствами могут быть орудия правонарушения (ружье, капкан и др.) и предметы правонарушения (объект животного мира), по делам о незаконном приобретении или хранении наркотических средств предметом правонарушения является упаковка, содержащая наркотическое вещество; по делам о нарушении авторских и смежных прав предметом правонарушения является контрафактная продукция (экземпляры литературных произведений, фонограмм), а орудием совершения правонарушения — материалы и оборудование, используемые для воспроизведения продукции.

2. Согласно ч. 2 комментируемой статьи вещественные доказательства при необходимости фотографируются или фиксируются иным установленным способом (с помощью иных технических средств). Об изъятии вещей см. комментарий к ст. 27.10. Изъятые в установленном порядке вещи приобщаются к делу вместе с протоколом об их изъятии, а если в силу громоздкости вещи и по иным обстоятельствам ее изъять невозможно, к делу приобщается подробное описание такого вещественного доказательства, прилагаются фотографии, видеозаписи и т.п. с соответствующим протоколом осмотра (ст. 27.8) либо производится арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14).

3. Часть 3 данной статьи устанавливает обязанность субъекта административной юрисдикции (судьи, органа, должностного лица) принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств. В соответствии с п. п. 9 — 12 ст. 27.10 уполномоченными должностными лицами решаются вопросы об упаковке вещей на месте их изъятия и о месте их хранения до рассмотрения дела. Порядок хранения определяется либо Правительством РФ, либо по его поручению — федеральным органом исполнительной власти (например, МВД России установлен порядок хранения изъятых огнестрельного оружия и боеприпасов; ФТС России — порядок хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях). Постановлением Правительства РФ определены меры реализации или в необходимых случаях уничтожения вещей, подвергающихся быстрой порче, а также порядок направления на переработку или на уничтожение изъятых наркотических средств (они, как правило, уничтожаются), психотропных веществ, спиртосодержащей продукции. При этом образцы указанных вещественных доказательств хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 27.10). Статья 27.11 устанавливает случаи, при которых изъятые вещи подлежат оценке, в том числе если изъятые вещи подвергаются быстрой порче и направляются на реализацию или уничтожение.

4. В ч. 3 данной статьи содержится норма об обязанности судьи, органа, должностного лица по окончании рассмотрения дела принять решение о вещественных доказательствах, приобщенных к делу (см. комментарий к ст. 29.10).

Другой комментарий к статье 26.11 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. По смыслу данной статьи оценка доказательств происходит при осуществлении предусмотренных КоАП процессуальных действий, предшествующих исполнительному производству.

Исчерпывающий перечень органов административной юрисдикции, должностные лица которых осуществляют производство по делу об административном правонарушении, определен ст. 23.2 — 23.63 КоАП.

Доказательства должны быть оценены (исследованы) судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении (см. ч. 2 ст. 29.7 КоАП).

Квалификация заранее установленной силы доказательств несовместима с осуществлением гражданского и уголовного судопроизводства (см. ст. 67 ГПК, ч. 5 ст. 71 АПК, ст. 74, 87, ч. 1 ст. 88 УПК).

2. Доказательства подлежат исследованию при осуществлении следующих процессуальных действий:

— при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП;

— в случае обжалования в районный суд постановления по делу, вынесенного должностным лицом, и (или) решения вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление — при рассмотрении дела в районном суде (ч. 1 ст. 30.1 КоАП);

— при опротестовании прокурором не вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении и (или) последующих решений вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление (ст. 30.10 КоАП);

— при пересмотре вступивших в законную силу постановлений по делам, решений по результатам жалоб, протестов председателями верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов Москвы и Санкт-Петербурга, судов автономной области и автономных округов и их заместителями, Председателем Верховного Суда РФ и его заместителями (ст. 30.11 КоАП);

— при пересмотре в порядке надзора Высшим Арбитражным Судом РФ вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (ч. 4 ст. 30.11 КоАП).

Комментарий к статье 26.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

Комментарии к статьям КоАП помогут разобраться в нюансах административного права.

1. Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

К ним относятся:

1) орудия совершения административного правонарушения (например, орудия незаконного лова рыбы, орудия незаконной охоты);

2) предметы административного правонарушения (например, похищенное виновным при совершении мелкого хищения).

Имущественные объекты, имеющие отношение к производству об административном правонарушении, могут быть изъяты у лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо на эти объекты может быть наложен арест.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия.

В случае вынесения постановления о назначении административного наказания в виде возмездного изъятия или конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения указанная вещь (предмет) подлежит принудительному отчуждению у их собственника либо у лица, в законном ведении которого она (он) находится.

2. Вещественные доказательства при необходимости могут фиксироваться указанными в ч. 2 ст. 26.6 Кодекса способами. Данные способы являются неисчерпывающими.

Согласно ст. 76 АПК РФ вещественными доказательствами являются предметы, которые своими внешним видом, свойствами, местом нахождения или иными признаками могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для дела.

О приобщении вещественных доказательств к делу арбитражный суд выносит определение.

Статус вещественных доказательств, установленный АПК РФ, совпадает с их правовым положением, определенным ст. 73 ГПК РФ.

Вещественные доказательства всегда приобщаются к делу об административном правонарушении. Об их наличии необходимо указать в протоколах: об административном правонарушении; о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении; о взятии проб и образцов; о рассмотрении дела об административном правонарушении.

9.2. Общие положения производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об
административных правонарушениях
— особый вид процессуальной
деятельности, урегулированная законом процедура рассмотрения определенной
группы дел по наложению административных наказаний. Таким образом, производство
по делам об административных правонарушениях является составной частью
административного процесса.

Задачи производства по делам
об административных правонарушениях
, согласно ст. 24.1 КоАП РФ:

— 
всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех
обстоятельств каждого дела;

— 
разрешение его в соответствии с законом;

— 
обеспечение исполнения вынесенного постановления;

— 
выявление причин и условий, способствовавших совершению административных
правонарушений.

Система принципов производства по
делам об административных правонарушениях основывается на принципах — основных
положениях, руководящих идеях, закрепленных в Конституции РФ, административном
и ином законодательстве.

Система принципов:

— 
принцип законности (точное и неуклонное исполнение закона всеми участниками
административных правоотношений);

— 
обеспечение привлекаемому к ответственности права на защиту (лицо,
привлекаемое к административной ответственности, пользуется на всех стадиях
производства правами для доказывания своей невиновности либо для приведения
обстоятельств, смягчающих ответственность);

— 
гласность производства по делам об административных правонарушениях
(производство по делам об административных правонарушениях осуществляется
гласно и открыто, за исключением случаев, когда это может привести к
разглашению охраняемой законом тайны или если этого требуют интересы
обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делам об административных
правонарушениях);

— 
принцип объективной истины (в ходе рассмотрения дела должны выявляться все
обстоятельства: факт совершения правонарушения, виновность или невиновность
лица, привлекаемого к административной ответственности, смягчающие и отягчающие
ответственность обстоятельства и др.);

— 
принцип оперативности (сжатые сроки рассмотрения дел, наложения
административных наказаний и др.);

— 
принцип равенства граждан перед законом и органом, рассматривающим дело
(независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и
национальной принадлежности, пола, образования и других обстоятельств);

— 
принцип непосредственности (дела об административных правонарушениях
рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной
ответственности);

— 
принцип публичности (законодательство об административных правонарушениях
осуществляется в интересах государства и от его имени);

— 
принцип состязательности (участники производства по делам об
административных правонарушениях наделены равными процессуальными правами);

— 
принцип национального языка (лицо, привлекаемое к административной
ответственности, вправе выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства,
приносить жалобы на родном языке либо ином избранном им языке общения и
пользоваться услугами переводчика).

Обстоятельства, исключающие
производство по делу об административном правонарушении.

Производство по делу об
административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство
подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств (ст.
24.5 КоАП РФ):

— 
отсутствие события административного правонарушения;

— 
отсутствие состава административного правонарушения, в том числе
недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий или
бездействия возраста, предусмотренного законом для привлечения к
административной ответственности;

— 
невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия
(бездействие);

— 
действия лица в состоянии крайней необходимости;

— 
издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение
административного наказания;

— 
отмена закона, установившего административную ответственность;

— 
истечение сроков давности привлечения к административной
ответственности;

— 
наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий
(бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об
административном правонарушении, постановления о назначении административного
наказания либо о прекращении производства по делу об административном
правонарушении или постановления о возбуждении уголовного дела;

— 
смерть физического лица, в отношении которого ведется
производство по делу об административном правонарушении.

Предыдущая

Статья 26.1 КоАП РФ. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Признаки правонарушения

Согласно статье 2.1 КоАП РФ, правонарушение может иметь две формы: действие и бездействие. В совокупности эти виды именуются деянием. Что характерно для деяния, противоречащего закону? Во-первых, противоправность. Бездействие или действие может быть допущено вопреки законным установкам. Во-вторых, для правонарушения характерна виновность

При этом вина может иметь несколько видов, в числе которых умысел и неосторожность

Умышленное нарушение право характеризуется осознанием виновного лица происходящего. Нарушитель прекрасно понимает, что нарушает закон, однако не желает останавливаться

В случае же с правонарушением по неосторожности виновное лицо могло предвидеть последствия незаконных действий, однако никак не имело возможности повлиять на их предотвращение

Дело об административном правонарушении умышленного характера имеет куда более серьезный характер, чем дело о нарушении по неосторожности. Именно поэтому и санкции здесь устанавливаются более жесткие

В ряду остальных признаков также выделяются субъект правонарушения и наказуемость деяния.

Какие обстоятельства смягчают ответственность?

Стоит обратиться к статье 4.2 КоАП РФ. В ней рассказывается про ряд обстоятельств, которые могут смягчить ответственность за правонарушение. Вот что здесь необходимо выделить:

  • провинившееся лицо раскаялось;
  • лицо, совершавшее правонарушение, осознало незаконный характер своих действий и добровольно попыталось предотвратить последствия содеянного;
  • лицо, совершившее административное правонарушение, добровольно «сдалось» в уполномоченный правоохранительный орган;
  • лицо посодействовало правоохранительным органом в раскрытии дополнительных обстоятельств правонарушения;
  • лицо предотвратило вредные последствия правонарушения;
  • виновное лицо добровольно возместило вред пострадавшим;
  • правонарушение было совершено несовершеннолетним лицом;
  • нарушение закона было реализовано в состоянии аффекта — сильного душевного волнения (здесь же допускаются тяжелые личные или семейные обстоятельства);
  • правонарушение было совершено беременной женщиной или мужчиной, у которого на попечении имеется малолетний ребенок.

Стоит отметить, что некоторые доказательства по КоАП также могут смягчать ответственность. Речь идет о тех моментах, когда предмет доказывания указывает на смягчающие обстоятельства.