Акт экспертизы товара

Оглавление

Недостатки при организации закупок.

В ходе проверки данного вопроса контрольные органы в сфере закупок довольно часто выявляют:

– несоблюдение принципа профессионализма в контрактной системе и неприменение профессиональных стандартов. Напомним, что до 01.01.2017 работником контрактной службы или контрактным управляющим могло быть лицо, имеющее профессиональное либо дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ч. 23 ст. 112 Закона о контрактной системе). Начиная с указанной даты работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона о контрактной системе). Отметим, что с 01.07.2016 профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника, которые предусмотрены федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ согласно ст. 195.3 ТК РФ. Бюджетные учреждения обязаны соблюдать установленные Законом о контрактной системе требования к образованию сотрудников контрактной службы и контрактных управляющих, а также руководителя организации, если он исполняет трудовые функции по обеспечению закупочных процедур;

  • нарушения порядка формирования комиссии (комиссий) по осуществлению закупок, формирования контрактной службы (назначения контрактных управляющих), а также выбора специализированной организации и наделении ее соответствующим функционалом. Довольно распространенными ошибками являются принятие решения о создании комиссии по осуществлению закупки после размещения извещения об осуществлении обозначенной закупки, несоответствие количества членов комиссии по осуществлению закупок требованиям ч. 3 ст. 39 упомянутого закона, а также неправомочное осуществление комиссией своих функций в случае присутствия на заседании менее 50% общего числа ее членов;
  • нарушения порядка организации централизованных закупок (ст. 26 Закона о контрактной системе);
  • нарушения порядка организации совместных конкурсов и аукционов (ст. 25);
  • несоблюдение требований по осуществлению закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций (ч. 1 ст. 30);
  • неприменение национального режима при осуществлении закупок товаров (предоставление преференций участникам закупки, предлагающим для поставки товары иностранного производства) (ст. 14);
  • отсутствие утвержденных требований к отдельным видам товаров, работ, услуг, в том числе к предельным ценам на них, и (или) нормативных затрат на обеспечение функций заказчиков (ст. 19).

Статья 94 ФЗ-44 «Особенности исполнения контракта»

Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» регулирует порядок осуществления закупок, заключение контрактов и их реализацию. Содержание документа подразделяется на 8 глав, которые включают в себя 114 статей. В данной публикации более подробно будет рассмотрена ст 94 ФЗ-44 «Особенности исполнения контракта», содержащая 12 пунктов.

Пункт 1. Реализация контракта включает в себя целый комплекс мер, осуществляющихся после заключения контракта. Они направленны на достижение определенных задач по осуществлению закупки, реализовать которые можно путем взаимодействия заказчика с поставщиком в соответствии с гражданским законодательством соответствующем Федеральным законом, в том числе:

  • прием поставленного товара, выполненной работы и ее результатов, оказанной услуги, а также отдельных этапов по вопросу поставки товара, которые предусмотрены соглашением. В данный список входит и проведение экспертизы поставленного товара;
  • денежную оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы и ее результатов, оказанной услуги и отдельных условий соглашения;
  • положительное взаимодействие заказчика с поставщиком.

Пункт 2. Согласно всем условиям контракта, поставщик (подрядчик или исполнитель) обязуется предоставлять достоверные сведения о ходе выполнения своих обязательств в положенный срок, возникающие при исполнении договора.

Пункт 3. Чтобы проверить достоверность предоставленных поставщиком результатов, заказчик должен провести специальную экспертизу результатов исполнения контракта по 44-ФЗ.

Пункт 4. Заказчик должен привлекать экспертов и экспертные учреждения к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, за исключением случаев:

  • предустановленные параграфами 1-9, 14, 15, 17-23, 24;
  • реализации закупок услуг экспертов и экспертных учреждений.

Пункт 4.1. Администрация РФ имеет право определить и другие случаи обязательного проведения экспертизы.

Пункт 5. Чтобы провести соответствующую экспертизу поставленного товара, экспертные учреждения могут запросить у заказчика или поставщика дополнительные сведения.

Пункт 6. Согласно решению заказчика, для приема поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, итогов отдельного этапа исполнения контракта может быть основана приемочная комиссия, состоящая не менее чем из 5 человек.

Пункт 7. Принятие результатов отдельных этапов исполнения договора осуществляется в определенном порядке и сроки, установленные контрактом.

Пункт 8. Заказчик наделен полномочиями не отказывать в приеме результатов отдельного этапа исполнения государственного контракта по 44-ФЗ либо поставленного товара, если данное несоответствие не мешает приемке соответствующих результатов.

Ознакомьтесь Статья 27 ФЗ 114 о порядке выезда из РФ и въезда в РФ

Пункт 9. Итог отдельного этапа исполнения контракта, сведения о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге обязательно отражается в отчете, который размещается в единой информационной системе, содержащий следующие сведения:

  • об исполнении договора, о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
  • о ненадлежащем исполнении договора;
  • о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Пункт 10. К вышеуказанному отчету, заказчик должен приложить заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта.

Пункт 11. Процедура подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, упомянутая в 9 части настоящей статьи, форма указанного отчета определяется Правительством РФ.

Пункт 12. Служба государственной власти объектов РФ и служба местного самоуправления имеет право самостоятельно устанавливать порядок размещения отчетов об итогах отдельного этапа исполнения контракта.

Последние поправки и дополнения в 94 статью Федерального закона №44 вносились 7 июля 2021 года. Изменения коснулись п. 1 части 4 ст 94. Согласно новой редакции, при осуществлении закупок для обеспечения федеральных органов была включена 50 часть 1 статьи 93 соответствующего закона.

А что вы знаете о статье 34 закона 44 и банковской гарантии по 44 ФЗ?

Комментарий и разъяснения к статье 94 ФЗ 44

Комментарий к 94 статье закона о госзакупках 44 ФЗ будет кратким, поскольку ее положения достаточно просты даже для понимания обывателя.

Во многом они созвучны с отдельными положениями гражданского законодательства. Для наглядности:

Часть 2 статьи 94 ФЗ 44 устанавливает обязанности сторон при исполнении контракта:

  • Поставщик обязан информировать заказчика о ходе работ и своевременно предоставлять результаты поставки, выполнения работы или оказания услуг;
  • Заказчик обязан обеспечить приемку и оплатить работу поставщика.

Гражданский кодекс РФ (часть 2):

  • «Покупатель обязан принять переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи» (гл. 30 «Купля-продажа»);
  • «Заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность» (из гл. 37 «Подряд»);
  • «Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором, осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, немедленно заявить об этом подрядчику.»

Привлечение к проведению экспертизы специалистов профильных организаций регулируется положениями статьи 41 и части 5 статьи 94 закона о госзакупках ФЗ 44.

Чтобы ознакомиться с порядком составления и публикации отчета в единой информационной системе (ЕИС), предлагаем скачать Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 (804) 333-01-43

Возврат товара ненадлежащего качества

Предположим, что товар, купленный вами в магазине, оказался некачественным, и вы желаете вернуть его в магазин, получив деньги обратно. Товар ненадлежащего качества как вернуть?

  1. Требование магазину при покупке товара ненадлежащего качества может быть только одно. Нельзя выбирать сразу несколько путей решения (например, либо вернуть деньги, либо обменять товар). Возможные требования описаны в ст. 18 ЗоЗПП.
  2. К примеру, вы выбрали полный возврат денег и расторжение договора купли-продажи. Данное требование вы прописываете в письменной претензии на имя руководителя фирмы, а затем относите ее вместе с паспортом и товаром ненадлежащего качества в магазин, где совершили покупку.
  3. Продавец должен либо принять товар и вернуть деньги за него, либо доказать через проведение собственной экспертизы, что дефект товара вызван вашими действиями и магазин тут ни при чем. Максимальный срок удовлетворения претензии – 10 дней.
  4. Если деньги вам не вернули, а результаты экспертизы магазина вызывают сомнения, организуйте собственную экспертизу в независимой фирме. Когда эта экспертиза показала, что вы не виноваты в дефекте товара, и он был бракованный на момент покупки, вручаем руководству магазина повторную претензию. К ней прикладываем результаты независимой экспертизы и просим вернуть деньги за нее. Если экспертиза в вашу пользу, продавец обязан оплатить ее на основании п. 1 ст. 18 ЗоЗПП. Если и результаты повторной экспертизы не убедят продавца в необходимости возврата денег, обращаемся в суд.
  5. Обращение в суд с исками о защите прав потребителей не облагается госпошлиной, если сумма иска не превышает 1 млн. рублей. Процедура судебных разбирательств долгая и требует много усилий, но позволяет взять с ответчика не только сумму покупки, но и пеню за просрочку выполнения законных требований, а также моральный вред. Сумма морального вреда часто превышает общую стоимость поданного иска. Место расположения суда потребитель выбирает по своему усмотрению (ст. 17 ЗоЗПП). Иски до 50 тыс. рублей рассматривают мировые судьи, свыше – районные суды.

Если продавец не желает принимать от вас письменную претензию на возврат или обмен товара, отправьте ее по почте. Почтовая квитанция на отправку претензии будет достаточным основанием в суде, когда будет решаться вопрос об отказе продавца выполнять ваши законные требования. Лучше посылать письмо с уведомлением о вручении. Если магазин откажется его принять, в уведомлении работником почты будет отображен факт отказа.

Отказ в добровольном исполнении законных требований покупателя влечет уплату продавцом дополнительного штрафа в размере 50% от общей суммы иска, если покупатель выиграет дело в суде. Это очень невыгодно для магазина, именно поэтому они чаще всего идут на уступки покупателям в досудебном порядке.

Нормативная основа

Основное регулирование процедуры исполнения государственного или муниципального контракта происходит с помощью статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд»

Данная статья является ключевой в отношении регулирования всех вопросов, касающихся того, каким образом должно осуществляться исполнение того или иного контракта, а также того, на что именно следует обращать внимание всем участникам закупочной процедуры. Так как при осуществлении государственных или муниципальных процедур

закупок

следует принимать поставляемый товар, выполняемые работы или оказываемые услуги, статья 94 Федерального закона № 44-ФЗ осуществляет регулирование того, каким именно образом происходит приемка такого товара, а также в каких случаях является обязательным использование внутренних или внешних экспертиз, которые смогут определить качество осуществленного исполнения того или иного контракта.

Для тех случаев, когда речь идет о нежелании заказчика принимать результат исполнения контракта, указанная статья предусматривает возможности воздействия на такого заказчика со стороны непосредственно исполнителя либо со стороны уполномоченных контролирующих государственных органов.

Порядок осуществления процедуры обмена купленной продукции по договору на гарантийное обслуживание

Если между продающей и покупающей сторонами возникла конфликтная ситуация, нужно обратиться к Закону «О защите прав потребителей». Статья 28 указывает на конкретные действия, которые должен предпринять покупатель после получения бракованного товара на гарантии.

К ним относят:

  • обмен модели на аналогичный образец надлежащего качества;
  • обмен модели на похожий товар другой марки с перерасчетом стоимости;
  • снижение цены за продукт в зависимости от степени его повреждения;
  • оплата продавцом всех услуг, связанных с проведением ремонтных работ;
  • отказ от товара и возврат за него положенной суммы.

Клиент должен помнить о том, что обращаться с претензиями в магазин можно лишь в ситуации, если он не знал о дефекте до покупки. В противном случае закон будет на стороне продавца.

Процедура возврата может осуществляться в соответствии с общими положениями закона, даже если гарантия не распространялась на отдельные комплектующие товара, имеющие дефекты до совершения сделки.

Порядок и правила возврата и обмена товаров с гарантийными сроками

Чтобы вернуть продукт обратно продавцу, нужно выполнить конкретные законные действия. Обнаружив дефект, покупатель ни в коем случае не должен устранять поломку самостоятельно. Это сделать возможно только после того, как магазин согласится возместить все расходы на ремонт. Самым первым шагом должно быть устное обращение клиента к реализатору.

Если речь идет о дорогом товаре, то лучше сразу подавать претензию в письменной форме. Так, понадобятся два экземпляра. Один бланк остается у ответчика. Заявитель получает бумагу с отметкой о принятии магазином документа на рассмотрение. В содержание претензии входит описание дефектов, характеристика товара. Оно должно быть четким и лаконичным.

Причинами, в связи с которыми возможно осуществить процедуру возврата или обмена продукции, могут быть:

  • фабричные дефекты, не дающие изделию нормально функционировать;
  • не соответствие товара заявленным параметрам или государственным стандартам.

Если изъян продукта возник по причине небрежного или неправильного использования самим потребителем, то вернуть его обратно в магазин невозможно. Также следует помнить и о том, что покупатель не обязан предоставлять фискальный чек или упаковку при возврате товара на гарантии.

Возврат технически сложного товара по гарантии в течение гарантийного срока

Если речь идет о вещах, которые имеют сложное техническое строение, то процедура их возврата значительно отличается от других изделий.

Выделяют целую группу товаров, в которую входят:

  • различные виды летательных аппаратов, которые функционируют на моторе внутреннего сгорания;
  • автотранспорт, мотоциклы, мопеды, сельскохозяйственная техника и изделия, перемещающиеся по снегу;
  • плавсредства, которые функционируют на ДВС или электромоторе;
  • навигационные аппараты, мобильные телефоны, имеющие сенсорный экран;
  • компьютерная техника, различные виды принтеров;
  • телевизоры, фотоаппараты, видеокамеры;
  • техника бытового назначения;
  • электрические инструменты;
  • различные типы часов – карманные, наручные и т.д.

Для возврата изделия, не соответствующего стандартам качества, и не входящего в группу сложно технических товаров, дается не больше 15 дней со дня покупки. Это общее правило распространяется практически на все виды товара.

Если потребитель не смог возвратить вещь в положенный срок, закон дает ему возможность это сделать лишь при определенных условиях:

  • наличии серьезного изъяна;
  • нарушении периода, связанного с проведением гарантийного ремонта, который определен законом, — 45 суток;
  • когда изделие на протяжении года ни разу не работало подряд 30 дней в нормальном режиме.

Если продукт каждый гарантийный год не функционирует больше одного месяца, находясь постоянно в ремонте, то его разрешается возвратить продавцу.

Ответственность экспертов

В силу ч. 7 ст. 41 Закона № 44-ФЗ за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертом, экспертной организацией требования о допустимости своего участия эксперт, экспертная организация, уполномоченный представитель экспертной организации, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. С января 2019 года введена административная и уголовная ответственность внешних экспертов за дачу заведомо ложного экспертного заключения.
Согласно ст. 7.32.6 КоАП РФ дача экспертом, экспертной организацией, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
  • наложение административного штрафа на юридических лиц – от 100 000 до 150 000 руб.

Федеральным законом № 510-ФЗ установлено, что физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, давшие заведомо ложное заключение, несут ответственность как должностные лица.
С 08.01.2019 введена уголовная ответственность за дачу экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации заведомо ложного экспертного заключения в сфере закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд

Она наступит в случае причинения крупного ущерба, а также ущерба, повлекшего по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека, причинения смерти двум и более лицам:. 1)  причинение крупного ущерба:

1)  причинение крупного ущерба:

  • штраф в размере до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • принудительные работы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;
  • лишение свободы на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет;

2) причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека:

  • штраф в размере от 300 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет;
  • принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет;
  • лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет;

3) причинение смерти двум и более лицам:

  • ограничение свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
  • принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет;
  • лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Отметим, что по указанным делам предварительное следствие проводится следователями Следственного комитета РФ.

* * *

Проведение приёмки

Ч. 7 ст. 94 44-ФЗ предписывает осуществлять приёмку результатов госконтракта либо этапов его исполнения именно в той последовательности, которая зафиксирована в контракте.

Процесс оформляется автономным приёмочным документом, подписываемым либо непосредственно заказывающей стороной, либо приёмочной комиссией. Её создание разрешается ч. 6 ст. 94 44-ФЗ, причём наличие приёмочной комиссии является желательным в случае, например, приёмки технически сложных закупочных объектов, но не обязательным действием заказчика.

В случае принятия заказчиком решения о создании приёмочной комиссии он должен подписать соответствующий приказ, в котором фиксируется состав комиссии.

Чаще всего в неё входят контрактный управляющий и сотрудники контрактной службы. Деятельность комиссии регламентируется разработанным заказывающей стороной положением, в которое зачастую включается стандартная форма акта о приёмке результатов закупок.

Приёмочные документы оформляются, как правило, контрактным управляющим или сотрудником контрактной службы.

Успешная приёмка сопровождается составлением акта приёма-передачи, в котором содержатся сведения о соответствии закупочных объектов требованиям госзаказа.

Если по итогам исполнения контракта заказывающей стороне были предъявлены товары, работы, услуги, не соответствующие заявленным в контракте характеристикам, заказчик должен в оговорённые контрактом сроки направить поставщику мотивированный отказ от подписания приёмочного документа.

Вместе с тем приёмка заказывающей стороной объектов закупок, не соответствующих установленным требованиям, что приводит к снижению объёмов поставки и повышению бюджетных трат, чревато для заказчика штрафными санкциями в размере от 20000 до 50000 руб. Административная ответственность грозит должностным лицам заказчика и в случае неотправления поставщику мотивированного отказа от приёмки. Даже если заказчик просто не составит документацию о приёмке результатов исполнения госконтракта, то он подлежит административной ответственности в виде штрафных санкций на сумму 20000 руб.

Ценность любого контракта — в его корректном исполнении. Тщательно разработанное действующее законодательство страны при точном следовании его нормам предоставляет для этого хорошие возможности.

Когда товар считается некачественным

Товар считается некачественным в следующих случаях:

  1. Товар не соответствует условиям договора, спецификациям и приложениям к нему.
  2. Товар не соответствует нормативным актам — например, отраслевым подзаконным нормативным актам или требованиям ГОСТ. Если договор содержит условия о качестве, которые отклоняются от тех, которые предусмотрены в нормативных актах или ГОСТ, то соответствующие нормативные акты и ГОСТ, по общему правилу, не применяются, учитывая свободу сторон договора.
  3. Товар не соответствует обычаям делового оборота — например, рекомендательным нормам о качестве определенных видов продукции, принятым министерствами или крупными ассоциациями.
  4. Товар не может использоваться для целей, для которых он обычно используется.
  5. Товар не соответствует целям, для которых он приобретался, о которых поставщик знал или должен был знать — например, когда договор содержит указание на цель поставки, но товар не может применяться для этих целей.
  6. Товар не соответствует образцу или описанию – только если по условиям продажи товар продавался по образцу или по описанию (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.07.2012 года No. 17 пункт 13).

Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-05-08/38833

Случаев, при которых положения ст.95 Закона № 44-ФЗ не применяются, в том числе при осуществлении закупки на основании п.4 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, Законом о контрактной системе не предусмотрено.Учитывая положения Закона о контрактной системе, бюджетного законодательства РФ, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена контрактом и по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги, которые не только не должны превышать десять процентов цены контракта, но и не должны превышать лимиты бюджетных обязательств, доведенных до заказчика.Положения статей 34 и 95 Закона о контрактной системе распространяются на все контракты независимо от способа осуществления закупки.