44‑фз «для чайников»: как проводятся госзакупки

Оглавление

Кого нельзя включать в комиссию

В комиссию не могут входить (ч. 6 ст. 39 Закона N 44-ФЗ):

  • супруг (супруга), близкие родственники руководителя организации — участника закупки, его усыновители или им усыновленные;
  • заинтересованные лица, состоящие, например, в штате участника закупки или подавшие заявку на участие в этой закупке;
  • лица, на которых могут повлиять участники закупки. Например, член комиссии не должен состоять в органах управления организации — участника закупки и не должен быть ее участником, акционером, кредитором;
  • должностные лица контрольного органа в сфере закупок, которые осуществляют контроль закупок;
  • эксперты, которые оценивали конкурсную документацию, заявки участников в ходе предквалификационного отбора, соответствие участников конкурса дополнительным требованиям.

Когда проводится электронный аукцион?

Если обратимся к ч. 2 ст. 59 44-ФЗ, то увидим, что заказчики обязаны проводить такие аукционы при закупках товаров, работ, услуг (ТРУ), занесенных:

  • в перечень, установленный Правительством РФ (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 г. № 471-р). Этот перечень представлен в виде таблицы с кодами ОКПД2 и наименованиями ТРУ, приобретаемых путем ЭА. Из этого списка есть несколько исключений;
  • в дополнительный перечень, разработанный соответствующими субъектами РФ.

Объекты закупок могут попасть в названные перечни при одновременном совпадении 2-х факторов:

  1. Возможно составить детальное и точное описание объекта закупки;
  2. Условия выбора победителя ЭА имеют количественную и денежную оценку.

Что нельзя указывать в описании

Когда описываете предмет, не требуйте указать:

  • кто произвел товар;
  • какая деловая репутация;
  • какие производственные мощности, трудовые, финансовые и иные возможности.

Исключения прописаны в Постановления № 99 от 04.02.2015 о дополнительных требованиях к участникам. В нем же и указано, какие документы можно потребовать. Оно применяется только в конкурсах и аукционах.

Не указывайте товарные знаки и другие эксклюзивные маркеры (п. 1.1 ст. 33). С 11.01.2018 из правил описания предмета госзакупок исключили норму о том, что описание объекта закупки носит объективный характер. Если указываете товарный знак, то нужно сопроводить его словами «или эквивалент». Это правило не работает, если:

  • продукция, которая производится под другими товарными знаками, не совмещается с продукцией, имеющейся у госзаказчика;
  • покупаются запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, в соответствии с технической документацией и правилами эксплуатации.

Заявка на участие в электронном аукционе

Заявка на участие в ЭА состоит из 2-х частей (ч. 2 ст. 66 44-ФЗ). Первую часть принято называть «Форма 2», на ее оформление влияет предмет контракта, а также тот факт, включена ли в аукционную документацию проектная документация, указан ли товарный знак или иные персональные критерии.

К структуре первой части заявки установлены требования в соответствии с положениями ч. 3, 3.1, 4 ст. 66 44-ФЗ.

Содержание первой части заявки (ч. 3 ст. 66 44-ФЗ):

1) согласие участника на исполнение обязательств на утвержденных условиях и не подлежащих изменению после проведения электронного аукциона. Данное согласие дается на ЭТП путем выставления «галочки» в соответствующем окне, поэтому отдельно готовить документ с согласием не нужно;

2) при закупке товара, а также товара, в том числе поставляемого при выполнении работ (оказании услуг):

а) наименование страны происхождения товара;

б) конкретные характеристики товара, и указание на товарный знак (при наличии). Данная информация вносится в заявку, если в аукционной документации отсутствует указание на ТЗн или ТЗн отличается от указанного заказчиком.

Важно самым внимательным образом оформлять первую часть заявки. Она является своеобразным инструментом, которым пользуются недобросовестные заказчики, чтобы продвинуть на исполнение контракта «своего» исполнителя

Отнеситесь серьезно к этому моменту, не допускайте ошибок и не давайте таким заказчикам оснований для отклонения вашей заявки.

В ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ говорится, что первая часть заявки должна содержать только согласие на выполнение контракта, если в закупочную документацию включена проектная документация в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.  Такое согласие дается с помощью функционала электронной площадки.

Содержание второй части заявки:

1) ФИО, адрес, контакты, ИНН (для иностранного лица – аналог ИНН) участника, учредителей, членов исполнительного органа;

2) соответствие участника требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника требованиям, указанным в п. 3 — 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ. Декларация подается на ЭТП, однако лучше подготовить отдельный файл с декларацией и включить его во вторую часть заявки;

3) копии документов о соответствии ТРУ требованиям законодательства РФ (если эти требования прописаны в аукционной документации).

Не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром;

4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки (либо копия);

5) документы, подтверждающие право участника ЭА на получение преимуществ согласно ст. 28 и 29 44-ФЗ (если участник заявляет о получении таких преимуществ), или копии данных документов (Примечание: преимущества для учреждений и организаций уголовно-исполнительной сферы, а также организаций инвалидов);

6) документы, предусмотренные нормами закона, принятыми согласно ст. 14 44-ФЗ, в случае закупки ТРУ, на которые действуют данные нормативы, или копии таких документов.  (Примечание: если участник не подает эти документы, то заявка считается заявкой, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными поставщиками);

7) декларация о принадлежности участника к СМП или СОНКО, если заказчик установил ограничения согласно ч. 3 ст. 30 44-ФЗ (Примечание: декларация подается на ЭТП. Однако, лучше подготовить отдельный файл с ней и подать его вместе со второй частью заявки).

Когда оператор ЭТП может вернуть заявку:

1) заявка нарушает требования ч. 6 ст. 24.1 44-ФЗ (документы не подписаны электронной подписью);

2) один кандидат направил более одной заявки на участие, не отозвав предыдущие заявки;

3) заявка от участника поступила после истечения срока подачи заявок;

4) заявка нарушает нормы ч. 9 ст. 24.2 44-ФЗ (до конца регистрации участника в ЕИС остается менее 3-х месяцев);

5) участник, ответственные или уполномоченные лица числятся в РНП;

6) в реестре участников закупок отсутствуют электронные документы (или их копии), утвержденные Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 г. согласно ч. 3 ст. 31 44-ФЗ, либо несоответствие таких документов (или их копий) требованиям, установленным в извещении о проведении ЭА в соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 44-ФЗ.

Какие требования установлены к составу комиссии по закупкам и ее численности

Комиссия должна состоять из председателя и членов комиссии. На практике часто из числа членов комиссии также назначают заместителя председателя комиссии и секретаря.

В комиссию могут входить:

1)работники учреждения независимо от должности;

Это могут быть директор учреждения, сотрудники бухгалтерии, контрактный управляющий, сотрудники контрактной службы, юристы и т.д.

Прежде чем включить в состав комиссии сотрудников контрактной службы, убедитесь, что это не запрещено вашим положением (регламентом) о контрактной службе (п. 8 Типового положения N 631).

На практике встречаются случаи, когда актами субъекта РФ или муниципального образования определены дополнительные требования к составу комиссии или порядку ее формирования. Однако Закон N 44-ФЗ не наделяет их правом устанавливать такие требования. За подробными разъяснениями по данному вопросу рекомендуем обратиться в Минфин России;

2) работники других организаций, не состоящие в трудовых отношениях с вашей организацией (Письмо Минэкономразвития России от 17.03.2016 N Д28и-634).

Публикация тендера по 44-ФЗ

При оформлении заявки на ЕИС государственной закупки необходимо соблюдать правила публикации технического задания:

  1. Требования в ТЗ должны быть изложены максимально просто. Закон запрещает использовать без оговорки «или эквивалент» различные торговые знаки, бренды, патенты, а также любые другие наименования, ограничивающие конкуренцию. Исключение составляют товарные знаки, бренды, патенты, которые участвуют в ограниченных конкурсах и существует необходимость в закупке запчастей к тем или иным моделям техники.
  2. Описание заявки к закупке должно быть максимально подробно описано. Здесь могут использоваться спецификации, различные чертежи и планы, а также любые другие разрешенные Гражданским Кодексом документы.
  3. При закупке лекарственных средств заказчик должен указать непатентованные международные названия.
  4. Закупка товаров по 44-ФЗ осуществляется исключительно на новые, не бывшие в употреблении и в ремонте предметы.

Иногда заказчик может устанавливать дополнительные требования к качеству и характеристикам тех или иных товаров, к квалификации исполнителей работ и их опыту. Довольно часто оценивается деловая репутация, поэтому это тоже может быть требованием к условиям работы по 44-ФЗ.

В случае необходимости устанавливаются еще и требования к гарантии по 44-ФЗ на товары, расходы по эксплуатации, а также монтажу и наладке.

Понятие и правила описания объекта

Описать объект закупки означает зафиксировать качественные и количественные его характеристики (стандарт), позволяющие идентифицировать объект. В статье 33 прописаны такие правила описания объекта закупки по 44-ФЗ:

1. Запрещено указывать показатели, которых нет у подобных товаров.

При описании нельзя указывать показатели, которых нет у аналогичных товаров. Требования к предмету закупки соответствуют реальной потребности заказчика. Характеристики прописывают одинаково для участников, без излишеств и противоречий.

К примеру, необоснованное требование к наградной продукции: ширина ленты для медали — 22 см. Это не позволило предложить к поставке товары, которые отвечали бы запросам заказчика (дело об административном правонарушении Новгородского УФАС России № 1037/03 от 04.03.2015).

2. Требуется указывать функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики.

Это означает, что описание объекта закупки должно содержать максимальные или минимальные показатели и значения, которые не изменяются. К примеру: «Бумага для офисной техники. Формат А4. Плотность: не менее 80 г/м². Белизна: не менее 146%. Листов в пачке: 500».

Не допускается устанавливать требования:

  • к производителю;
  • к участнику;
  • к его деловой репутации;
  • к наличию у него производственных мощностей, трудовых, финансовых и других ресурсов, за исключением случаев, если возможность их установления предусмотрена 44-ФЗ, к примеру, при проведении конкурса или аукциона, который подпадает под нормы Постановления от 04.02.2015 № 99.

Вот пример качественных функциональных и экологических характеристик объекта закупки.

3. Нельзя указывать в описании товарные знаки и иные уникальные признаки (п. 1.1 ст. 33), требования, которые влекут за собой ограничение количества участников.

Делать это не обязательно, если:

  • товары, которые выпускаются под другими товарными знаками, несовместимы с товарами, которыми пользуется госзаказчик;
  • закупаются запчасти и расходные материалы к машинам и оборудованию, которыми пользуется заказчик, в соответствии с техдокументацией.

4. Необходимо использовать в описании показатели и термины, предусмотренные техническими регламентами и документами национальной системы РФ.

Иные показатели, требования, обозначения и термины используют, обосновав необходимость их применения в документации (п. 2 ч. 1 ст. 33 закона № 44-ФЗ).

Вот пример, что такое объект закупки по 44-ФЗ: «Хлебобулочные изделия из пшеничной муки вырабатывать в соответствии с ГОСТ 31805-2012, по рецептуре и технологической инструкции, которые согласованы и утверждены в установленном порядке, с соблюдением санитарных норм и правил».

5. При необходимости включать в описание спецификации, планы, чертежи, эскизы, гарантийный срок и обслуживание, необходимость монтажа, наладки и обучения лиц, которые используют и обслуживают оборудование.

К примеру: «Гарантийный срок асфальта: по земляному полотну — 8 лет; по основанию дорожной одежды — 6 лет; по верхнему слою покрытия — 4 года».

6. При покупке лекарственных средств обязательно указывать в описании их международное непатентованное наименование. А если оно отсутствует — химические, группировочные наименования, список которых доступен на сайте государственного реестра.

К примеру: «Лекарственное средство, группировочное название: Цефоперазон + , лекарственная форма — порошок для приготовления раствора для внутривенного введения».

7. Допустимо заказывать новый товар, не бывший в употреблении или в ремонте.

Структура

У начинающих поставщиков часто возникает большое количество вопросов о закупочной деятельности. Сегодня процедуру проведения тендеров регулирует 44-ФЗ, который принят в 2013 году, но постоянно совершенствуется и модернизируется.

Если кратко описать структуру 44-ФЗ, она будет выглядеть таким образом:

  • статьи федерального закона с 1 по 15 дают подробное описание общих положений, отвечают на вопросы и принципы заключения договорных отношений с физическими и юридическими лицами, дают определение основным понятиям и терминам;
  • статьи закона о государственных закупках с 16 по 23 формируют у читателя представление о планировании таких процедур;
  • в статьях с 24 по 96 дана подробная информация о порядке государственного регулирования, участниках тендеров и предъявляемым к ним требованиям;
  • пункты 97 и 98 посвящены принципам мониторинга закупок и контролю в части выполнения каждого контракта в рамках 44-ФЗ;
  • в 99 -104 статьях представлена подробная информация о контроле в сфере ФЗ. Данные разделы чаще всего претерпевают внесение изменений и дополнений для усиления надзора в области закупок;
  • 105-107 статьи закона знакомят с порядком разрешения споров между поставщиком и заказчиком;
  • в 108-111 статьях дана информация о том, как заключать договоры и основные принципы их исполнения при определенных видах госзакупок;
  • в заключительных статьях с 112 по 114 44-ФЗ подведены краткие итоги и изменения с момента вступления в законную силу.

Часто задаваемые вопросы

Когда и с какой целью принят №44-ФЗ?

Федеральный закон принят 5 апреля 2013 года. Целью его разработки стало дальнейшее совершенствование правил проведения государственных закупок и снижение бюджетных расходов, направляемых на это.

Какие закупки подпадают под действие положения №44-ФЗ?

Практически все, осуществляемые для удовлетворения потребностей самых разных государственных и муниципальных организаций, включая учреждения исполнительной, законодательной и судебной власти, здравоохранения, образования и т.д.

Кто выступает участником госзакупок?

Выделяют несколько категорий участников госзакупок. Главными выступают две: поставщики и заказчики. Вспомогательные функции выполняют ЭТП, предоставляющие место для проведения торгов, и контролирующие органы, которые следят за соблюдением требований законодательства.

Какие основные критерии выбора победителя госзакупки?

Для большей части конкурентных торговых процедур, например, самой популярной из них – электронного аукциона, главным критерием определения выигравшего участника становится низкая цена. В некоторых случаях основным параметром для сравнения становится оптимальное соотношение цены и условий поставки, предложенных участником.

Отдельные нюансы

Документы о приемке товара – важный инструмент в закупочной деятельности учреждений. От них зависит оплата подрядчику (поставщику, исполнителю), а также они необходимы:

1) для включения сведений в реестр контрактов (п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ). Напомним, что правила ведения такого реестра определены ст. 103 Закона № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084.

В частности, заказчик в течение пяти рабочих дней с момента приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги должен направить в Федеральное казначейство документ о приемке – в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Если приемка осуществляется частями, сведения нужно подавать после каждого ее этапа. Данный вывод следует из п. 13 ч. 2, ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказало Минэкономразвития в Письме от 08.04.2015 № Д28и-865;

2) для составления отчета об исполнении контракта, его отдельного этапа. Здесь стоит обратиться к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093. Согласно порядку подготовки и размещения отчета, утвержденному данным постановлением, если учреждение оплатило поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги (обязательства по контракту) и подписало документ о приемке (утвердило подписанный приемочной комиссией документ), оно должно составить отчет об исполнении контракта.

Отчет составляется также о результатах отдельного этапа контракта, если его цена превышает 1 млрд руб. или если предметом контракта является выполнение работ (ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ):

  • по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства;

  • по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

Минфин в Письме от 18.05.2018 № 24-03-07/34121 отметил: если обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила до 01.07.2018, отчет размещается в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, установленными до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

Если контракт заключен до 01.07.2018, а обязанность размещения отчета об исполнении контракта в ЕИС для заказчика наступила после этой даты, такой отчет размещается с учетом вступивших в силу изменений.

Отчет составляется в форме электронного документа, подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в ЕИС в течение семи рабочих дней с момента оплаты заказчиком обязательств и подписания им документа о приемке.

Отметим, что оплата заказчиком товара (работ, услуг) и подписание документа о приемке зачастую не совпадают во времени (например, когда в соответствии с условиями контракта оплата производится в определенный срок после приемки). В таких случаях отчет следует размещать в течение семи рабочих дней со дня совершения последнего из указанных действий. Данный вывод следует из Письма Минэкономразвития РФ от 29.07.2015 № Д28и-2214.

* * *

Приемка результатов исполнения контракта или его отдельного этапа – важное звено в процедуре исполнения контракта. Контрактному управляющему или сотрудникам контрактной службы стоит учитывать ряд особенностей при приемке

Во-первых, в некоторых случаях необходимо привлекать сторонних экспертов. Во-вторых, документ о приемке составляется и подписывается заказчиком или членами приемочной комиссии, только если приемка прошла положительно. Если при приемке выявлены недостатки товара, работы или услуги, нужно составить в письменной форме мотивированный отказ от приемки. В-третьих, сведения о приемке направляются заказчиком в реестр контрактов, а также включаются в отчет об исполнении контракта.

Что такое электронный аукцион?

Знакомство с электронным аукционом следует начинать с ч. 1 ст. 59 44-ФЗ.

Извещение о проведении аукциона в электронной форме и аукционная документация размещаются в единой информационной системе (ЕИС). Так, заказчик информирует неограниченное число лиц о проведении закупки. Каждый участник (исключений нет!) должен соблюдать единые и дополнительные требования, предъявляемые к нему. Все этапы электронного аукциона проходят на соответствующей электронной торговой площадке (ЭТП). Оператор ЭТП обеспечивает эффективную работу площадки.

Проще говоря, электронный аукцион — это электронные торги, которые проводятся на ЭТП. Побеждает участник, предложивший самую низкую цену, по которой он готов исполнить госзаказ.

Полная инструкция по проведению ЭА «от и до» расписана в 44-ФЗ: ст. 59, 63-69, 71, 83.2.

ФЗ для чайников: основные понятия и действующие лица

В закупках принимают участие несколько сторон. Чайнику достаточно запомнить, основных. Заказчик — госучреждение или муниципальное предприятие, которое пользуется бюджетными средствами. Поставщик по ФЗ — это любое, желающее предоставить свои товары, а также услуги, юрлицо или физлицо, соответствующее немногочисленным критериям:

  • никак не связано с заказчиками, всегда исправно платило налоги, а также никогда не имевшее судимостей;
  • без оффшорных покровителей;
  • не замечено в списках РНП, иначе Реестра с перечнем недобросовестных поставщиков.

В ФЗ 44 указано, что 15% объёма закупок должны проводиться у соцориентированных некоммерческих фирм и субъектов бизнеса малого формата. Немаловажным участником закупок являются ЭТП. Для информации чайникам — официально их сейчас 8.

Ну и, пожалуй, основная сторона, о которой нужно знать чайникам — органы, представляющие власти:

Закон 44 ФЗ определяет порядок разработки планов, мониторинга и проверки госзакупок, а также регулирует очерёдность поставщиков, оформление контрактов. Ну и, конечно, регламентирует действия госорганов по контролю закупок. Однако, для чайников напомним, этот нормативно-правовой акт не распространяет своё влияние на следующие предполагаемые лоты:

  • покупка услуг у иностранных финорганизаций;
  • госзащита лиц должностного статуса, судебных чиновников, прочих граждан;
  • обеспечение Госфонда ресурсами путём закупа драгметаллов и драгкамней;
  • покупка защитников, работающих для клиентов на бесплатной основе;
  • стоимость участия закупочной процедуры;
  • приобретение услуг избирательных комиссий.

Что изменилось в 2021 году

Собрали в таблицу основные изменения в правилах описания объекта закупки по 44 ФЗ 2021 года:

Когда вступило в силу Что изменилось Содержание изменений
01.07.2019 Добавили п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ Закупочная документация в тендерах на строительные работы, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, которая утверждена по градостроительному законодательству.

Исключение:

  1. Проектная документация по этому законодательству не готовится.
  2. Закупка проводится по ч. 16 и 16.1 ст. 34 44-ФЗ, в которых предмет контракта — проектирование объекта капстроительства.

Если включили проектную документации в закупочную документацию, это означает, что выполнили требования п. 1-3 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ.

01.07.2019 Новая редакция ч. 4 ст. 33 44-ФЗ Сформулировали понятие гарантийных обязательств — это требования к гарантии качества товара, работы, услуги и требования к гарантийному сроку или объему предоставления гарантий.

Требования к участникам госзакупки

Единственным требованием к заказчикам госзакупок выступает финансирование из бюджета. Контроль над поставщиками предусматривает намного больше условий, выполнение которых требуется для допуска к участию в торгах. Первым и главным становится статус – ИП или ООО. Не допускаются к участию в госзакупках хозяйствующие субъекты, которые:

  • имеют задолженности по налогам или обязательным сборам в размере, превышающем четверть стоимости активов;
  • включены в реестр недобросовестных поставщиков;
  • находятся на стадии приостановки деятельности;
  • пребывают в процессе банкротства или ликвидации;
  • признаны банкротом;
  • имеют судимость за правонарушения в экономической сфере (распространяется на ИП, руководителей и учредителей ООО).

Наличие любого из перечисленных условий становится основанием для отказа от заключения с поставщиком государственного контракта или отклонения его заявки на участие в госзакупке. Исполнителю предоставлено право обжаловать такое решение в установленном порядке.

Общие правила проведения

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 249 вводит новые разрешительные меры для электронных закупок малого объема. С 1 апреля 2021 г. к таким процедурам будут причислены закупки до 3 млн. руб. в соответствии с ч.12 ст.93 44-ФЗ. Такие торги будут проводиться по следующему сценарию:

  1. Потенциальные исполнители подготавливают и размещают на электронных торговых площадках (ЭТП) первоначальное предложение о поставке объекта закупки.
  2. Заказчики заполняют и размещают извещение о госзаказе малого объема.
  3. Электронная площадка в течение 1 часа отбирает 5 оферт с наиболее выгодным ценовым предложением за единицу товара. Предпочтения отдаются предложениям с минимальной ценой. В случае отсутствия 2-х оферт претендентов, оператор ЭТП сообщает эту информацию заказчику и публикует уведомление в ЕИС повторно. В процессе мероприятия заказчику не направляются заявки, сведения и документы. Если набралось необходимое количество оферт, заказчик должен их изучить и вынести решение в течение 1 рабочего дня. Уполномоченный специалист контрактного отдела составляет итоговый протокол и вносит в него результаты данного этапа, а затем направляет его на ЭТП для публикации. Протокол должен содержать решение по каждой поступившей заявке с обоснованиями.
  4. Государственный контракт заключается по упрощенной схеме. После публикации итогового протокола проект контракта направляется в ЕИС и на электронную площадку в течение 3-х часов. Обеим сторонам дается 1 рабочий день на подписание документа. Составление протокола разногласий не допускается. Контракт должен быть подписан не ранее 2-х рабочих дней со дня размещения итогового протокола.

Введение функции взаимосвязи закупок малого объема и Единой системы запланировано на 1 октября 2021 г.

В статье 93 44-ФЗ пока отсутствует часть 12, но она уже разработана и начнет действовать с 1 апреля 2021 г. Согласно этому новому положению заказчики получат право проводить процедуры для единственного поставщика стоимостью до 3-х млн. руб. Проведение таких закупок будет доступно только в электронном виде.

В связи с новыми мерами у заказчиков и поставщиков накопился ряд вопросов, на которые Минфин ответил в своем Письме от 12.02.2021 № 24-06-08/9591.

Кто входит в состав

Закон предусматривает создание заказчиком таких видов комиссий:

  • конкурсных;
  • аукционных;
  • котировочных;
  • по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений;
  • единых, которые объединяют функции всех вышеупомянутых комиссий.

При этом регламентируется минимальное число членов коллегиального органа:

  • в конкурсной, аукционной или единой комиссии — 5 человек;
  • в котировочной, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений — 3 человека.

Также при проведении конкурсов, в ходе которых подписываются контракты на создание литературных, кинематографических или произведений из других сфер искусства в состав конкурсных коллегиальных органов предписывается включение минимум 50% представителей творческих профессий от общего числа их членов.

При этом закон не регламентирует процентный состав таких специалистов в коллегиальном органе, а ограничивается термином «преимущественно».

Зато гораздо более категорично законодательство очерчивает круг лиц, которым противопоказано участие в закупочных комиссиях. Среди них значатся:

  • физлица, привлечённые в виде экспертов для осуществления экспертной оценки конкурсной документации и заявочных документов;
  • физлица, имеющие личную заинтересованность в итогах определения поставщиков, подрядчиков, исполнителей;
  • подавшие заявки на участие в конкурсных процедурах или состоящие в штате направивших заявки компаний физлица;
  • физлица, находящиеся под влиянием участников закупок;
  • пребывающие в браке или близком родстве с руководителем закупочного участника физлица;
  • должностные лица, представляющие контрольный орган, действующий в закупочной сфере.

Если в составе коллегиального органа обнаружатся подобные лица, они подлежат немедленной замене.

Закон также регламентирует функционирование самой комиссии. Например, её решения будут правомочны лишь при участии в её работе не менее 50% от общего количества её членов. При этом они должны быть своевременно проинформированы председателем о месте и времени проведения очередного заседания.

Нарушение вышеозначенных требований влечёт за собой возможность обжалования со стороны любого участника торговой процедуры.