Оглавление
Введение
Российская (национальная) система противодействия финансированию терроризма (далее – НС ПФТ) способствует укреплению национальной безопасности и стабильности финансового сектора. В связи с имеющейся террористической угрозой, с которой сталкивается все мировое сообщество, необходимость глубокого понимания факторов, обуславливающих наличие и возникновение в государстве случаев финансирования терроризма (далее – ФТ), выходит на первое место. При этом, ввиду ограниченности ресурсов, находящихся в распоряжении НС ПФТ, их расходование и распределение должны быть направлены на минимизацию ключевых рисков.
В этой связи, назрела необходимость проведения данной национальной оценки рисков финансирования терроризма (далее – НОР ФТ), позволяющей выявить те направления противоправной финансовой деятельности, которым следует уделять первостепенное внимание, а также определить наиболее уязвимые места НС ПФТ. НОР ФТ проведен Росфинмониторингом, с привлечением своих Межрегиональных управлений, и иных участников НС ПФТ, в том числе 7 органов государственной власти Российской Федерации, Банк России и 22 организаций частного сектора, являющихся субъектами первичного финансового мониторинга, что позволило сделать разносторонний анализ существующей ситуации в сфере противодействия ФТ в Российской Федерации
НОР ФТ проведен Росфинмониторингом, с привлечением своих Межрегиональных управлений, и иных участников НС ПФТ, в том числе 7 органов государственной власти Российской Федерации, Банк России и 22 организаций частного сектора, являющихся субъектами первичного финансового мониторинга, что позволило сделать разносторонний анализ существующей ситуации в сфере противодействия ФТ в Российской Федерации.
Результаты НОР ФТ будут рекомендованы для учета в правоприменительной практике, при выборе конкретных мер минимизации определенных рисков ФТ и при распределении ресурсов на всех уровнях НС ПФТ.
История
После терактов 11 сентября
США Патриотический акт , принятый после терактов 11 сентября в 2001 году, дает правительство США полномочие по борьбе с отмыванием денег , чтобы контролировать финансовые учреждения. Закон о патриотизме вызвал в Соединенных Штатах с момента его принятия. Соединенные Штаты также сотрудничали с Организацией Объединенных Наций и другими странами в создании Программы отслеживания финансирования терроризма .
Многие инициативы вытекают из Закона США PATRIOT, таких как Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями , которая уделяет особое внимание отмыванию денег и финансовым преступлениям.
Резолюция 1373 Совета Безопасности ООН — это контртеррористическая мера, направленная на отказ в финансировании террористическим организациям и отдельным лицам.
В 2001 году также был принят Закон об объединении и укреплении Америки путем предоставления соответствующих инструментов, необходимых для пресечения и пресечения терроризма, также известного как Закон США «Патриот». В 2009 году этот закон помог заблокировать около 20 миллионов долларов и еще 280 миллионов долларов, поступивших от государственных спонсоров терроризма. .
В 2020 году Вейт Бюттерлин, который проводил расследования на местах в более чем 20 странах и который был похищен в ходе своей работы, объяснил в интервью CNN, что борьба с финансированием терроризма будет постоянной проблемой («на самом деле невозможно победить концепцию »). Он отметил, что годовой бюджет 10 крупнейших террористических организаций мира оценивается в 3,6 миллиарда долларов США.
Основные угрозы и этапы финансирования терроризма
В Российской Федерации основная угроза терроризма исходит от следующих типов террористов либо террористических групп, которые применяют или могут применить один из способов привлечения, перемещения или использования средств для целей ФТ:
1) вооруженные бандформирования, действующие на Северном Кавказе;
2) ячейки международных террористических организаций на территории страны;
3) российские граждане, выезжающие в зоны с повышенной террористической активностью с целью присоединения к международным террористическим организациям, а также возвращающиеся из указанных зон;
4) иностранные граждане, выезжающие в зоны с повышенной террористической активностью с целью присоединения к международным террористическим организациям, а также возвращающиеся из указанных зон, и использующие в качестве транзитной территорию Российской Федерации;
5) участники террористических организаций, незаконных вооруженных формирований и радикальных групп, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и вовлекающих россиян в террористическую деятельность посредством сети Интернет.
Риски ФТ разделены в соответствии с этапами процесса финансирования терроризма:
дальнейшее чтение
- Адамс, Джеймс. Финансирование террора. Севеноукс, Кент: Новая английская библиотека, 1986.
- Американский совет по внешней политике. Противодействие финансированию терроризма. Лэнхэм, доктор медицины: Университетское издательство Америки, 2005.
- Бирстекер, Томас Дж. И Сью Э. Эккерт. Противодействие финансированию терроризма. Лондон: Рутледж, 2008.
- Кларк, CP Terrorism, Inc .: Финансирование терроризма, повстанческих действий и нерегулярных войн. ABC-CLIO, 2015.
- , Шон С. и Дэвид Голд. Терроромика. Олдершот, Англия; Берлингтон, VT: Ashgate, 2007.
- Эренфельд, Рэйчел . Финансирование зла: как финансируется терроризм и как его остановить. Чикаго: Бонусные книги, 2003.
- Фриман, Майкл. Примеры финансирования терроризма. Фарнем: Ашгейт, 2011.
- Хиральдо, Жанна К. и Гарольд А. Тринкунас. Финансирование терроризма и ответные меры государства: сравнительная перспектива. Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 2007.
- Мартин, Гас и Харви В. Кушнер. Энциклопедия терроризма мудрецов. Таузенд-Окс, Калифорния: SAGE Publications, 2011.
- Пит, Марк. Финансирование терроризма. Дордрехт: Kluwer Academic Publishers, 2002.
- Шотт, Пол Аллан. Справочное руководство по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк, 2006.
- Виттори, Джоди. Финансирование терроризма и обеспечение ресурсами. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Palgrave Macmillan, 2011.
Комментарий к Ст. 208 Уголовного кодекса
1. С точки зрения объективной стороны статья предусматривает два состава преступления. Состав преступления, содержащийся в ч. 1, характеризуется альтернативно предусмотренными действиями: а) созданием вооруженного формирования, не предусмотренного федеральным законом; б) руководством таким формированием; в) его финансированием. Состав преступления, содержащийся в ч. 2, характеризуется участием в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, либо участием на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам Российской Федерации (российский уголовный закон применим на основании ч. 1 или 3 ст. 12 УК). Содержание перечисленных действий в целом аналогично признакам соответствующих действий, предусмотренных ст. 205.1, 209 УК.
2. Вооруженное формирование, не предусмотренное федеральным законом, может быть создано в форме объединения, отряда, дружины или иной группы (например, учебного центра, лагеря, базы и т.д.), а его конститутивными признаками являются, во-первых, незаконность (т.е. непредусмотренность федеральным законом) и, во-вторых, вооруженность (предполагающая наличие хотя бы у одного участника формирования пригодного к целевому применению оружия любого типа и происхождения, а также различных взрывных устройств).
3. Примечание к статье (распространяющееся только на преступные действия, предусмотренные ч. 2 статьи) предусматривает основание освобождения от уголовной ответственности за данное преступление в связи с деятельным раскаянием.
4. Совершение незаконным вооруженным формированием преступных действий, образующих самостоятельные составы преступлений, следует квалифицировать по совокупности со ст. 208 УК.
5. От организации террористического сообщества (ст. 205.4 УК), бандитизма (ст. 209 УК), организации преступного сообщества (преступной организации) (статья 210 УК РФ), вооруженного мятежа (ст. 279 УК), организации экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК) рассматриваемый состав преступления отличается отсутствием конститутивных целей, характеризующих данные составы преступлений.
Как работает борьба с финансированием терроризма (БФТ)
Поскольку любой, кто умышленно предоставляет деньги для совершения террористического акта, прямо или косвенно, считается виновным в финансировании терроризма, отдельные лица и организации, финансирующие терроризм, должны скрывать, как эти деньги будут использоваться и откуда они. Террористы используют разные методы для финансирования своей деятельности и скрывают источники своего финансирования с помощью средств, характерных для их местной экономики, поэтому регуляторы финансового рынка и правоохранительные органы должны использовать различные методы для поимки этих преступников.
Средства могут поступать из законных источников, таких как законный бизнес, государственное финансирование, религиозные или культурные организации, или из незаконных источников, таких как незаконный оборот наркотиков, похищение людей с целью получения выкупа и коррупция в правительстве. Деньги также могут поступать из незаконного источника, но, по всей видимости, поступают из легального источника в результате отмывания денег.
Отмывание денег и финансирование терроризма часто связаны. Когда правоохранительные органы способны обнаруживать и предотвращать деятельность по отмыванию денег, они также могут препятствовать использованию этих средств для финансирования террористических актов. Борьба с отмыванием денег – ключ к CFT. Вместо того, чтобы пытаться поймать преступного заговора или совершения террористического акта с помощью других средств, сотрудники правоохранительных органов могут решить проблему с финансовой стороны, преследуя поток финансирования, который поддерживает деятельность.
Политика CFT включает расследование и анализ подозрительных финансовых потоков, а также регулярное наблюдение и сбор огромных объемов данных о транзакциях в экономике. Усилия ЦФТ могут быть сосредоточены на благотворительных организациях, неформальной банковской деятельности (например, « хавала» ) и зарегистрированных предприятиях по оказанию денежных услуг, среди других организаций. Тем не менее, большинство политик и правил в области CFT по необходимости применяются в целом ко всему населению и финансовым рынкам.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ «Борьба с финансированием терроризма» (ФТ) »
Борьба с финансированием терроризма (ФТ) предполагает расследование, анализ, сдерживание и предотвращение источников финансирования деятельности, направленной на достижение политического , религиозных или идеологических целей посредством насилия и угрозы насилия в отношении гражданских лиц. Отслеживая источник средств, которые поддерживают террористическую деятельность, правоохранительные органы могут предотвратить некоторые из этих видов деятельности. Вместо того, чтобы пытаться поймать криминальный заговор или совершить террористический акт с помощью других средств, таких как надзор, правоохранительные органы решают проблему с денежной стороны, обнаруживая подозрительные финансовые операции и отслеживая всех лиц и организации, участвующие в этих транзакциях.
ЦФТ включает в себя обучение методам проведения финансовых расследований правоохранительным органам, обучение прокуроров делу борьбы с отмыванием денег и подготовку финансовых надзорных и регулирующих органов для выявления подозрительной деятельности. ТФТ могут рассматривать благотворительные организации, подпольные банковские организации и зарегистрированные предприятия по обслуживанию денежных средств, среди прочих организаций.
Также известен как противодействие терроризму.
Второй комментарий к Ст. 208 УК РФ
1. Объективная сторона состава характеризуется несколькими альтернативными действиями:
а) созданием незаконного вооруженного формирования (НВФ); б) руководством таким формированием;
в) его финансированием;
г) участием в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, а также участие на территории иностранного государства в вооруженном формировании, не предусмотренном законодательством данного государства, в целях, противоречащих интересам РФ (ч. 2 ст. 208).
2. Незаконным признается вооруженное формирование, создание которого осуществлено вопреки требованиям, установленным федеральным законодательством (ст. 13 Конституции РФ, п. 9 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» и др.).
Незаконными могут признаваться и такие вооруженные формирования, которые создаются на основе решений органов власти и управления субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также федеральных органов исполнительной власти, в связи с тем, что оборона и безопасность относятся к исключительному ведению РФ (ст. 71 Конституции РФ).
Если устойчивая вооруженная группа создается для совершения террористических актов, насильственного изменения основ конституционного строя или нарушения территориальной целостности РФ, то уголовная ответственность должна наступать по ст. 205.4, а не ст. 208.
Под формированием законодатель понимает объединение, отряд, дружину или иную группу. НВФ является специальным видом организованной группы, поэтому оно должно обладать теми существенными признаками, которые ей присущи: устойчивостью, внутренней дисциплиной, распределением ролей и т.п.
Формирование будет считаться вооруженным при наличии у его членов любого оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, в том числе кустарного производства, а также боевой техники.
3. Создание, руководство и участие в НВФ см. комментарий у ст. 205.4 УК.
4. Под финансированием понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием, что они предоставлены для финансирования НВФ.
В тех случаях, когда лицо содействует террористической деятельности путем финансирования незаконного вооруженного формирования, его действия охватываются ч. 1 ст. 208, и дополнительной квалификации по ч. 1 ст. 205.1 УК как финансирование терроризма не требуется.
5. Преступление признается оконченным с момента создания НВФ, или совершения действий по руководству таким формированием, или финансирования его (ч. 1 ст. 208), или с момента участия в нем (ч. 2 ст. 208).
При совершении участником незаконного вооруженного формирования конкретного преступления его действия должны квалифицироваться по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 208 и соответствующей статьей УК.
6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Мотивы и цели могут быть различными. НВФ может преследовать непреступные цели, которые вследствие его незаконности и вооруженности, т.е. очевидной потенциальной опасности формирования, становятся деструктивными для общества.
7. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. По ч. 1 ст. 208 подлежат ответственности организаторы, руководители и лица, финансировавшие НВФ, а по ч. 2 ст. 208 — лица, участвовавшие в нем.
8. В соответствии с примечанием к ст. 208 лицо, освобождается от уголовной ответственности при наличии нескольких условий:
1) преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 208, совершено впервые;
2) оно должно добровольно прекратить участие в НВФ, сдать оружие;
3) в его действиях не содержится признаков иного преступления.
Методика НОР ФТ
Целью НОР ФТ является определение наиболее рискованных методов и инструментов, применяемых террористами либо террористическими группами в Российской Федерации с целью привлечения, перемещения или использования средств на преступные цели. В задачи НОР ФТ равным образом входит исследование существующих угроз, уязвимых мест в НС ПФТ и возникающих при этом рисков ФТ, понимание происходящих в данной системе процессов, а также определение потенциальных инициатив для её развития.
НОР ФТ предоставит возможность в определенной последовательности и оперативно принимать необходимые управленческие решения в отношении угроз, уязвимых мест и в целом рисков ФТ, что позволит повысить эффективность противодействия ФТ в Российской Федерации.
Оценка рисков производится в соответствии с этапами процесса финансирования терроризма, через которые определяются способы привлечения, перемещения или использования средств.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ НОР ФТ |
|
УГРОЗА |
Для выявления угрозы необходимо ответить на два вопроса: «кто?» и «как?». В случае с ФТ ответом на вопрос «кто?» является лицо или группа лиц, имеющих потенциал нанести вред государству, обществу, экономике и т.д. При этом необходимо учитывать, что лицо или группа лиц могут быть как известными (например, включены в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень), или иные санкционные списки), так и неустановленными лицами или группами лиц. Ответом на вопрос «как?» будут являться способы привлечения, перемещения или использования средств. Угроза оценивается на основании следующих факторов:
|
УЯЗВИМОСТЬ |
Для определения уязвимости необходимо ответить на вопрос «почему террористы либо террористические группы используют данный способ?». Ответом будет являться совокупность доступности и видимости способов привлечения, перемещения или использования средств, при которой ими можно воспользоваться для реализации угрозы. При этом:
|
ПОСЛЕДСТВИЕ |
Последствием ФТ является ответ на вопрос «к чему приведет?», а именно непосредственно террористическое проявление. Учитывая данный факт считаем, что последствие — это постоянная величина, основанная на оценке потенциала для привлечения и перемещения средств:
|
РИСК |
Рассматривается в качестве функции трех факторов: угрозы, уязвимости и последствия в следующей формулировке: Вероятность применения террористами либо террористическими группами способа привлечения, перемещения или использования денежных средств ввиду ряда обстоятельств (доступности и видимости), что приводит к террористическим проявлениям. |
ПРИОРИТЕТНОСТЬ |
Приоритетность — это оценка очередности принятия мер по управлению риском в отношении ко времени. Риски, в отношении которых необходимо в кратчайший срок принимать меры по их минимизации, относятся к группе рисков высокого уровня. Риски, состояние которых необходимо контролировать и при необходимости принимать сдерживающие меры, относятся к группе рисков среднего уровня. Риски, которые потенциально могут развиться и необходимо начинать работу по их минимизации, относятся к группе рисков низкого уровня. |
Второй комментарий к Ст. 205.1 УК РФ
1. Понятие террористической деятельности дается в Федеральном законе от 06.03.2006 № 35—ФЗ «О противодействии терроризму».
2. Объективную сторону (ч. 1 и ч. 1.1) образуют следующие альтернативные действия:
1) склонение, вербовка или иное вовлечение в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК;
2) вооружение либо подготовка лица в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений;
3) финансирование терроризма.
Вовлечение лица в совершение преступлений, предусмотренных перечисленными статьями УК, означает совершение действий, направленных на возбуждение у него желания участвовать в совершении одного или нескольких указанных преступлений. Способами совершения деяния могут быть обещания, обман, угроза и т. п.
Склонение предполагает убеждение другого лица в необходимости совершить какой-нибудь поступок, а вербовка означает нанимать, набирать, привлекать в какую-нибудь организацию. Вербовка не предполагает никакого психического воздействия на вербуемое лицо.
Склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение хотя бы одного из преступлений, перечисленных в ч. 1 и ч. 1.1 ст. 205.1, следует считать оконченным преступлением с момента совершения указанных действий, независимо от того, совершило ли вовлекаемое лицо соответствующее преступление террористической направленности. Вместе с тем вовлекаемое лицо должно выполнить хотя бы приготовительные действия к совершению того преступления, в которое оно вовлекалось. В противном случае деяние должно быть квалифицировано как покушение на вовлечение в совершение преступления террористической направленности (ч. 3 ст. 30, ч. 1 (или ч. 1.1) ст. 205.1).
Вооружение связано с поставкой любого типа оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств и обеспечением ими виновного в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
Подготовка — обучение необходимым навыкам по обращению с оружием и взрывчатыми веществами, ведению военных действий, идеологическая обработка лица, его физическая тренировка и т. п.
Действия по финансированию могут быть двух типов. Первый тип предполагает финансирование совершения конкретных преступлений, второй — финансирование организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации) созданной или создаваемой для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
Уголовная ответственность между ч. 1 и ч. 1.1 ст. 205.1 дифференцируется в зависимости от вида преступления, в которое лицо вовлекается, склоняется и т.д.
3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком при вооружении либо подготовки лица является цель — совершение преступлений террористической направленности.
4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.
5. Использование служебного положения при совершении преступлений, предусмотренных ст. 205.1, выражается не только в умышленном использовании такими лицами своих служебных полномочий, но и в оказании влияния, определяемого значимостью и авторитетом занимаемой ими должности, на других лиц в целях побуждения их к совершению действий, направленных на содействие террористической деятельности (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»). Пленум Верховного Суда РФ толкует использование служебного положения в широком смысле.
6. Ответственность за пособничество по ч. 3 ст. 205.1 наступает при условии, если оно имело место в совершении хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, ч. 3 ст. 206, ч. 1 ст. 208 УК. Указанное пособничество охватывается ч. 3 ст. 205.1 и не требует дополнительной квалификации по ст. 205, ч. 3 ст. 206 или ч. 1 ст. 208 УК.
7. Объективную сторону (ч. 4) образуют следующие альтернативные действия: организация совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.3, ч.ч. 3 и 4 ст. 206, ч. 4 ст. 211 УК; руководство его совершением; организация финансирования терроризма.
Организация совершения или руководство совершением иного преступления террористической направленности, в том числе организация осуществления других видов содействия террористической деятельности, квалифицируются по соответствующей статье Особенной части УК со ссылкой на ч. 3 ст. 33 УК, за исключением случаев, когда такие действия осуществлены участником организованной группы.
8. Лицо освобождается от уголовной ответственности при наличии двух условий, перечисленных в примечании 2 к ст. 205.1.
Заключение
Проведенная работа по НОР ФТ позволила выявить ключевые риски, характерные для НС ПФТ, в Российской Федерации на текущий момент.
Продолжающийся длительное время конфликт на территории Сирии и Ирака, а также образование международной террористической организации ИГИЛ, являются своеобразными катализаторами процессов финансирования терроризма в Российской Федерации
Потребность террористов в людских и финансовых ресурсах как раз и обуславливает выявленные риски, на которые все участники НС ПФТ должны обратить внимание и принять соответствующие меры по минимизации формирующих их угроз и уязвимостей
Кроме того, отмечается ряд сложностей на различных этапах процессов возбуждения уголовного дела и расследования преступления, связанных с финансированием террористической деятельности.
При выявлении каналов финансирования терроризма отмечается, что большинство таких преступлений совершается путем передачи наличных денежных средств, что осложняет документирование данных фактов.
Подобные преступления могут носить латентный характер, в связи с сокрытием террористами и их пособниками истинных целей сбора или перемещения средств. На практике в ходе проведения контртеррористических мероприятий подавляющее большинство террористов уничтожается на месте, что лишает следствие возможности дальнейшего установления источников финансирования терроризма.
При возбуждении уголовных дел и расследовании преступлений по ст
205.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в части, касающейся финансирования терроризма, необходимо обратить внимание на то, что доказательная база по данному составу преступления собирается достаточно слабая, что в свою очередь отражается в недостаточном количестве уголовных дел по указанной статье
В настоящий момент существуют сложности правоприменительной практики со стороны частного сектора механизмов отслеживания операций (действий) с наличными денежными средствами или иным имуществом, в том числе действий по использованию банковских ячеек, совершаемых фигурантами Перечня террористов и лицами, в отношении которых принято решение Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, либо лицами, действующими по их поручению, попыток совершения таких операций (действий), а также механизмов замораживания активов перечисленных лиц в указанных ситуациях.
Группа рисков высокого уровня
1. Риск: Привлечение средств, предназначенных для финансирования терроризма, в сети Интернет.
2. Риск: Перемещение средств, предназначенных для финансирования терроризма, с использованием наличных денег.
3. Риск: Перемещение средств, предназначенных для финансирования с использованием банковских счетов и банковских карт.
4. Риск: Перемещение средств, предназначенных для финансирования с использованием операций с денежными средствами без открытия банковских счетов.
Группа рисков среднего уровня
1. Риск: Привлечение средств, предназначенных для финансирования терроризма, с использованием незаконных способов получения средств.
2. Риск: Перемещения средств, предназначенных для финансирования терроризма, с использованием нерегулируемых субъектов.
Группа рисков низкого уровня
1. Риск: Финансирование из законных источников.
2. Риск: Привлечение средств на финансирование террористической деятельности через некоммерческие организации
3. Риск: Перемещение средств с использованием некредитных финансовых организаций и нефинансовых предприятий и профессий.