Что такое трансферты. межбюджетные трансферты и их виды

Виды бюджетного перераспределения

Способы передачи финансовых ресурсов регионам Российской Федерации прописаны в шестнадцатой главе Бюджетного кодекса. Там же перечислены основные формы трансфертов, а также дается их описание. Прежде всего, из их числа выделяют дотации, субсидии и субвенции. Дотации используются для более равномерного снабжения финансовыми ресурсами субъектов Российской Федерации.

Субсидии адресуются непосредственно в региональные бюджеты и представляют собой компенсацию за расходы, понесенные в ходе реализации общегосударственных проектов. Субвенции, как и субсидии, имеют целевое назначение. Они также представляют собой компенсацию затрат местных бюджетов, но только в большем объеме. Что такое трансферты, кроме перечисленных трех основных форм?

Функции

Различные виды межбюджетных трансфертов используют для достижения следующих целей:

  • Устранение горизонтальных диспропорций между регионами. Таким образом, различные виды межбюджетных трансфертов в местные бюджеты позволяют ликвидировать социальную напряженность, связанную с экономическими спадами.
  • Возмещение бюджетов менее развитых регионов средств, потраченных на выполнение задач общегосударственного значения. Таким образом, они не позволяют диспропорциям увеличиваться во время осуществления масштабных проектов.
  • Устранение недостатков системы взимания налогов.

Иные виды бюджетного перераспределения

Законодательство Российской Федерации обособляет часть денежных средств в еще одну группу. Ее называют иными межбюджетными трансфертами. Что это такое? Данная категория появилась в последней редакции Бюджетного кодекса, а ранее законы РФ не предусматривали существования подобной группы. Иные межбюджетные трансферты, как и дотации, субсидии и субвенции, осуществляются на безвозмездной основе. Они не требуют от субъектов федерации возврата денежных средств в будущем. К данной категории, например, относят финансирование закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

Виды бюджетного перераспределения

Способы передачи финансовых ресурсов регионам Российской Федерации прописаны в шестнадцатой главе Бюджетного кодекса. Там же перечислены основные формы трансфертов, а также дается их описание. Прежде всего, из их числа выделяют дотации, субсидии и субвенции. Дотации используются для более равномерного снабжения финансовыми ресурсами субъектов Российской Федерации.

Субсидии адресуются непосредственно в региональные бюджеты и представляют собой компенсацию за расходы, понесенные в ходе реализации общегосударственных проектов. Субвенции, как и субсидии, имеют целевое назначение. Они также представляют собой компенсацию затрат местных бюджетов, но только в большем объеме. Что такое трансферты, кроме перечисленных трех основных форм?

Бюджетный трансферт

Официальный трансферт в госбюджете — безвозмездное необязательное поступление в виде дотации, субвенции, дарения, полученного от национального или иностранного учреждения государственного управления.

Действие трансферта зависит от его типа. Региональные или местные власти получают нецелевой трансферт для использования средств по своему усмотрению на цели. Процент федерального налога в бюджет субъектов страны или финансирование общественных благ — нецелевой трансферт.

Целевой трансферт — перемещение средств на определенные правительственные задачи. Программа — хороший метод передачи ресурсов для функций, важных с точки зрения Правительства.

Сущность и виды трансферта

Трансферт — различные платежи, услуги или товары, перераспределяемые на федеральном уровне на безвозмездной основе:

  • перемещение средств между счетами субъекта в результате сделки;
  • передача права собственности на ценные бумаги;
  • перераспределение акций общества между учредителями;
  • перемещение денежных средств из фонда поддержки регионов в бюджеты нижнего территориального уровня.

Трансферт включает в себя различные инструменты: дотации, субвенции и другие пособия.

Трансферт различается по видам:

  • текущий трансферт — отчисления подоходного налога, социальное страхование, пособия, добровольные взносы, подарки, штрафы;
  • капитальный вид — передача права собственности активов на безвозмездной основе.

Межбюджетные трансферты

Следует подчеркнуть, что в большинстве стран мира различные регионы развиваются неравномерно. Это обусловлено географическими и климатическими особенностями, экономической конъюнктурой, распределением рабочей силы и прочими объективными факторами. Современные государства отличает управленческая вертикаль, состоящая из нескольких уровней. Как правило, полнота исполнительной власти сосредоточена в центральном аппарате. Это может быть Кабинет Министров или Правительство.

Но, помимо этого, существуют и органы местного самоуправления. В государствах, функционирующих по принципу федераций, также присутствует еще один промежуточный орган администрирования. Он выполняет свои функции в пределах провинции, области, штата, кантона, земли или другого субъекта. С целью создания более-менее похожих условий для прогресса разных регионов в пределах одного государства и используются межбюджетные трансферты.

Данный способ передачи финансовых ресурсов дает возможность эффективно компенсировать непропорциональное развитие отдельных территорий страны. Далее будут рассмотрены основные функции и виды трансфертов этой категории. Следует отметить, что такого рода перераспределение средств является только одним из используемых инструментов создания равновесия в развитии регионов.

Формы и условия предоставления

Дотации – это безвозмездные нецелевые МТ, не требующие возврата, без указания условий и регламентации направлений применения. Предоставляются в случае недостаточности собственных доходов в бюджет. Объём их определяется бюджетными нормативами;

Субсидии – безвозмездные целевые МТ, направляемые в субъекты для софинансирования расходов страны, субъектов РФ и органов местного самоуправления;

Субвенции – безвозмездные целевые МТ, выделяемые субъектам РФ из фонда федерального бюджета. Их целью является обеспечение целевых расходов с учётом налогового законодательства. Целевое назначение определяется государством.

Кредит бюджетный – предоставление требуемого финансирования другому бюджету с обязательством возврата.

Следует учесть: идеальной модели принципов распределения МТ не существует. Как правило, чьи-либо интересы оказываются ущемлёнными.

Основными направлениями трансфертной политики считаются:

  • снижение зависимости субъектов от федерального центра;
  • повышение региональных бюджетных потенциалов;
  • реализация максимальной бюджетной сбалансированности.

Комментарий к Ст. 130 Бюджетного кодекса РФ

Статья 130 БК РФ устанавливает порядок передачи расходов и доходов бюджетов. Так, отдельные виды расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Российской Федерации путем включения соответствующих норм в федеральный закон о федеральном бюджете с одновременным внесением изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации; отдельные виды расходов, финансируемых исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 86 БК РФ), — путем включения таких норм в закон субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

В отдельных случаях финансирование государственных объектов субъектов Российской Федерации может производиться из федерального бюджета (пункт 4 ст. 85 БК РФ).

Под расходами бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством России в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок передачи доходов из бюджета одного уровня бюджетной системы Российской Федерации бюджету другого уровня производится в следующем порядке.

Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться бюджетам нижестоящего уровня по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет в соответствии с Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» <*>. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство (ст. 52 БК РФ).

———————————
<*> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4464.

Согласно ст. 4 упомянутого Закона увеличение расходов или уменьшение доходов местных бюджетов подлежат компенсации одновременно с принятием об этом решения.

Собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации как от региональных налогов и сборов, так и закрепленных за ними федеральных налогов и сборов передаются местным бюджетам в аналогичном порядке (ст. 58 БК РФ).

Собственными доходами считаются налоговые и неналоговые платежи, закрепленные за определенным уровнем бюджета (федеральным, региональным, местным) полностью или частично на постоянной основе соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляемые в местные бюджеты (см. также ст. 47 БК РФ).

Ст. 63 БК РФ определяет, что доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.

Статьей 130 БК РФ определяется порядок передачи средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, не относящихся к предметам ведения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, передаваемых из соответствующего бюджета.

Иные виды бюджетного перераспределения

Законодательство Российской Федерации обособляет часть денежных средств в еще одну группу. Ее называют иными межбюджетными трансфертами. Что это такое? Данная категория появилась в последней редакции Бюджетного кодекса, а ранее законы РФ не предусматривали существования подобной группы. Иные межбюджетные трансферты, как и дотации, субсидии и субвенции, осуществляются на безвозмездной основе. Они не требуют от субъектов федерации возврата денежных средств в будущем. К данной категории, например, относят финансирование закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

Методы распределения бюджетных трансфертов

Мировая практика выделяет следующие методы распределения бюджетных трансфертов:

  •  Пропорционально доходам местного сообщества;
  •  Многофакторная формула;
  •  Компенсация фактических расходов местных общин;
  •  Как часть годового бюджета местных общин.

Чтобы распределить бюджетные дотации часто применяются второй и четвертый методы, для связанных бюджетных трансфертов – первый и третий.

Межбюджетные трансферты — это совокупность отношений, которые возникают в процессе перечисления средств из одного бюджета бюджетной системы государства в другой.
Отношения между разными уровнями государственной власти, также как и характер межбюджетных отношений, обязательно закрепляются в Конституции страны.

Основные условия предоставления

Законодательство РФ определяет порядок того, как выделяются межбюджетные трансферты. Виды, условия предоставления каждого из них также описаны в Кодексе. Рассмотрим сначала ограничения, выдвигаемые законодателем к трансфертам из федерального бюджета. Среди них:

  1. Субъект не может брать на себя новые расходные обязательства, если 20 % его бюджета приходится на трансферты.
  2. При получении дополнительных средств регион обязуется более тщательно следить за финансовой дисциплиной.
  3. Счетная палата РФ, как и Федеральная служба бюджетного надзора, может в любой момент осуществить внешнюю проверку субъекта, который получил трансферты.

Несколько иным является порядок получения средств от отдельных субъектов с более высоким уровнем развития. Среди основных условий:

  1. Трансферты из бюджетов субъектов федерации предоставляются только при соблюдении органами местного самоуправлении законодательства РФ.
  2. Отсутствие просроченной задолженности у потенциального получателя.
  3. Законодательством субъектов РФ могут устанавливаться дополнительные условия получения и предоставления трансфертов.

Роль в региональном бюджете

Основная цель существования органов власти – это обеспечение комплексного развития государства. Все виды межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, как и другим субъектам, необходимы именно для выполнения этой задачи. На сегодняшний день во многих странах проводится децентрализация управления. Считается, что органы местного самоуправления лучше знают, куда вкладывать деньги, чтобы добиться максимального эффекта. Поэтому возможности субъектов РФ все больше расширяются, в том числе и за счет трансфертов. Для России характерна дотационность большинства регионов. Такое положение дел вызывает недовольство субъектов-доноров, ведь трансферты за последние десять лет так и не улучшили ситуацию. Решение проблемы лежит в освоении природных ресурсов, которые имеются во многих дотационных регионах, их использование гарантировало бы динамичное развитие экономики, если не в кратко-, то в среднесрочном периоде.

Межбюджетные трансферты

Следует подчеркнуть, что в большинстве стран мира различные регионы развиваются неравномерно. Это обусловлено географическими и климатическими особенностями, экономической конъюнктурой, распределением рабочей силы и прочими объективными факторами. Современные государства отличает управленческая вертикаль, состоящая из нескольких уровней. Как правило, полнота исполнительной власти сосредоточена в центральном аппарате. Это может быть Кабинет Министров или Правительство.

Но, помимо этого, существуют и органы местного самоуправления. В государствах, функционирующих по принципу федераций, также присутствует еще один промежуточный орган администрирования. Он выполняет свои функции в пределах провинции, области, штата, кантона, земли или другого субъекта. С целью создания более-менее похожих условий для прогресса разных регионов в пределах одного государства и используются межбюджетные трансферты.

Данный способ передачи финансовых ресурсов дает возможность эффективно компенсировать непропорциональное развитие отдельных территорий страны. Далее будут рассмотрены основные функции и виды трансфертов этой категории. Следует отметить, что такого рода перераспределение средств является только одним из используемых инструментов создания равновесия в развитии регионов.

Ассигнования в системе межбюджетных трансфертов

В федеративных государствах система межбюджетных трансфертов , как правило, включает обусловленные и безусловные ассигнования.

Обусловленные трансферты предполагают, во-первых, наличие определенных условий их предоставления, а во-вторых, финансовую ответственность и полную отчетность получателей трансфертов. Обычно обусловленные трансферты направлены на финансирование проектов деятельности, которые соответствуют национальным интересам государства и которые без данных трансфертов не могут быть реализованы за счет средств собственных бюджетов. В качестве примеров обусловленных трансфертов можно привести средства, которые выделяются на дорожное строитель­ство или охрану окружающей среды. Чаще всего обусловленные трансферты выступают в виде субсидий, которые могут принимать самые различные формы и применяться к разным видам нижестоящих бюджетов.

Безусловные трансферты представляют собой денежные ассигнования бюджетов-получателей и используются последними по собственному усмотрению. Эти трансферты, как правило, направлены на выравнивание уровня жизни малообеспеченного населения или на выполнение государством определенных обязательств перед своими гражданами, которые закреплены в Конституции государства. В Российской Федерации из-за значительного неравенства между налоговым потенциалом субъектов Федерации и потребностью в расходах по обеспечению минимальных социальных стандартов объективно существует потребность в наличии выравнивающих межбюджетных трансфертов.

В настоящее время межбюджетные трансферты являются важнейшей составляющей поддержки отдельных регионов Российской Федерации из федерального бюджета государства.

Комментарии по статье 142 ТК РФ

1.
Появление комментируемой статьи в ТК направлено на защиту конституционного
права работников на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37 Конституции) и в
соответствии с основным принципом трудового права об обеспечении права каждого
работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной
платы (ст. 2 ТК) способствует устранению нарушений сроков выплаты заработной
платы, которые приобрели массовый характер в последние годы.

На устранение указанных нарушений в бюджетных организациях был
направлен также ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ (Указ
Президента РФ от 19.01.1996 N 66 «О мерах по обеспечению своевременности
выплаты заработной платы за счет бюджетов всех уровней, пенсий и иных
социальных выплат» (в ред. от 17.04.2003) <*>; Постановление
Правительства РФ от 06.03.1996 N 230 «О мерах по реализации указов
Президента Российской Федерации, направленных на обеспечение своевременной
выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы» (в ред. от
30.05.1997) <**>).

———————————

<*> СЗ РФ. 1996. N 4. Ст. 265; 2003. N 27. Ст. 2697.

<**> СЗ РФ. 1996. N 12. Ст. 1116.

2. За
нарушение сроков выплаты заработной платы установлена административная
ответственность должностных лиц организаций в виде административного штрафа в
размере от 500 до 5000 руб., который налагается государственной инспекцией труда
(ст. 5.27 КоАП). За повторное аналогичное административное правонарушение
руководитель организации по решению суда может быть дисквалифицирован на срок
от 1 года до 3 лет.

3. Статьей 145.1 УК установлена уголовная ответственность за нарушение
сроков выплаты заработной платы. Согласно указанной статье невыплата заработной
платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат свыше 2 месяцев, совершенная
руководителем организации независимо от формы собственности из корыстной или
иной личной заинтересованности, наказывается штрафом в размере от 10000 до
20000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период от 1 до 2 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо лишением
свободы на срок до 2 лет.

То же деяние, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом в
размере от 30000 до 70000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период от 3 до 7 месяцев либо лишением свободы на срок от 3 до 7
лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

4. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает право работника
приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы, если
заработная плата была задержана на срок более 15 дней. О своем решении
приостановить работу работник обязан предварительно известить работодателя в
письменной форме.

Пленум ВС РФ в п. 57 Постановления от 17.03.2004 N 2 указал, что при разрешении
споров, связанных с несвоевременной выплатой заработной платы, судам следует
иметь в виду, что в силу комментируемой статьи работник имеет право на
приостановку работы (за исключением случаев, перечисленных в ч. 2
комментируемой статьи) при условии, что задержка выплаты заработной платы
составила более 15 дней и работник в письменной форме известил работодателя о
приостановлении работы. При этом необходимо учитывать, что исходя из названной
нормы приостановление работы допускается не только в случае, когда задержка
выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошла по вине работодателя,
но и при отсутствии таковой

Поскольку комментируемая статья не обязывает
работника, приостановившего работу, присутствовать на своем рабочем месте в
течение периода времени, на который им приостановлена работа, а также принимая
во внимание, что в силу ч. 3 ст

4 ТК нарушение установленных сроков выплаты
заработной платы или выплата ее не в полном размере относятся к принудительному
труду, он вправе не выходить на работу до выплаты ему задержанной суммы.

Соответственно, если работник в такой ситуации не выйдет на работу,
работодатель не может привлечь его к дисциплинарной ответственности, в том
числе уволить за прогул.

5. Комментируемая статья устанавливает также перечень случаев, когда
приостановка работы не допускается, поскольку это может создать угрозу жизни
здоровью, людей, безопасности.

6. Работодатель также несет материальную ответственность перед
работником за задержку выплаты заработной платы. Работодатель обязан выплатить
работнику все причитающиеся суммы с процентами (см. комментарий к ст. 236).

Принципы межбюджетных отношений

Межбюджетные отношения в государстве базируются на таких основных принципах:

  1.  принцип разделения и закрепления доходов всех бюджетов по определенным уровням бюджетной системы государства;
  2.  принцип распределения и утверждения расходов всех бюджетов по определенным уровням бюджетной системы государства;
  3.  принцип максимального эффективного выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов всех уровней бюджетной системы государства.

Регулирование межбюджетных отношений существует для того, чтобы обеспечить соответствия между полномочиями государственных органов на осуществление расходов, которые закреплены законодательными актами за республиканским и местными бюджетами, а также бюджетными ресурсами, которые должны обеспечивать исполнение этих полномочий. К межбюджетным отношениям относят прежде всего оказание финансовой помощи, которая называется межбюджетными трансфертами. Например, финансовая помощь федерального бюджета региональному бюджету, или регионального — местному.

Цели трансферта

Трансферт предоставляется для выполнения задач:

  • обеспечение вертикального баланса бюджета;
  • горизонтальное выравнивание дохода;
  • выравнивание доходов населения услугами, финансируемыми из казны;
  • стимуляция местных органов власти к политике, отвечающей интересам региона.

Трансферт из бюджетов всех уровней

Из федеральной казны страны трансферт предоставляется как помощь субъектам РФ, субсидирование программ правительства, бюджетные ссуды регионам и другие безвозмездные перечисления.

Трансферы предоставляются на условиях:

  • соблюдение субъектами бюджетной и налоговой базы;
  • отсутствие долга перед федеральной казной;
  • запрет на предоставление госкредита из казны юридическим лицам.

Если в течение двух последних лет доля дотации превысила 50%, то средства предоставляются после подписания договора с Минфином страны о мерах по увеличению эффективности расхода бюджетных денег.

Трансферы предоставляются из бюджета субъекта:

  • субвенция местной казне из регионального фонда;
  • субсидии для долевого финансирования правительственных программ и приоритетных расходов на социальные нужды;
  • государственные кредиты из казны на год.

Местные бюджеты также предоставляют трансферт — дотации, обеспечивающие финансовую поддержку населению, и субсидии, направленные на решение муниципальных задач.

Любой вид трансферта — правительственный инструмент органов власти, помогающий регулировать финансы отдельных субъектов страны.

Суть и предназначение межбюджетных трансфертов

Для значительного повышения эффективности и результативности решения текущих задач территориальных бюджетов, важную роль играют межбюджетные трансферты.

Межбюджетные трансферты — это бюджетные средства, которые передаются на безвозвратной и безвозмездной основе из одного бюджета в другой бюджет (как правило, из вышестоящего нижестоящему).

Межбюджетные трансферты осуществляются через разные Российские фонды, а именно: Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсаций, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд регионального развития.

В настоящее время все существующие в России межбюджетные трансферты можно условно разделить на следующие группы:

  1. нецелевые (или их еще называют блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;
  2. целевые трансферты;
  3. компенсационные выплаты.

В соответствии с бюджетным законодательством государства межбюджетные трансферты могут предоставляться в разных формах: дотации, субвенци и другие межбюджетные трансферты. 

Бюджетным кодексом Российской Федерации определены такие формы межбюджетных трансфертов:

Бюджетный кредит — это особая форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление необходимых средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

Дотация — это бюджетные средства государства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Предоставляются дотации при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Дотация – это межбюджетный трансферт, который предоставляется , как правило, из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету только в том в случае, если для сбалансированности нижестоящего бюджета собственных и регулирующих доходов недостаточно. Объем дотации на планируемый период определяется на основании нормативов бюджетной обеспеченности и корректирующих коэффициентов нормативов бюджетной обеспеченности.

Под нормативом бюджетной обеспеченности понимается главным образом гарантированный государством в пределах имеющихся бюджетных средств уровень финансового обеспечения полномочий местных исполнительных и распорядительных органов.

Субвенция — это средства бюджета, которые переданы бюджету другого уровня бюджетной системы. Субвенция– это говоря более точно межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету (обычно нижестоящему) на осуществление определенных целевых расходов.

Целевое назначение и состав межбюджетных трансфертов формируют на основании расходов федерального бюджета, при этом учитываются изменения бюджетного и налогового законодательства в стране.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета Российской Федерации поступают в таких видах:

  • дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;
  • субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации;

Многообразие типов и видов трансфертов продиктовано их назначением в практике межбюджетного регулирования.

Межбюджетные трансферты подразделяются на следующие виды:

  1. дотация выравнивания;
  2. субвенция;
  3. средства, которые передаются в государственный бюджет и местных бюджетов из других местных бюджетов;
  4. дополнительная дотация.

Дотации

Межбюджетные трансферты, понятие и виды которых определены в главе 16, различаются не только своим направлением, но и порядком возврата. Самой выгодной формой являются дотации. Они даются регионам на безвозмездной основе. При этом их назначение не является заранее определенным. Полученные субъектом дотации могут быть использованы по его усмотрению. Эти средства выделяются из специального Федерального фонда финансовой поддержки. Он формируется исходя из минимального уровня обеспеченности средствами регионов РФ. Точная сумма выделяемых каждому субъекту дотаций утверждается на каждый финансовый год. За счет данных средств государство уменьшает диспропорции в развитии различных регионов Российской Федерации.

Функции

Разнообразные виды межбюджетных трансфертов используются для достижения нескольких ключевых целей. Первая из них заключается в ликвидации возникающих горизонтальных диспропорций в экономическом развитии регионов. Направление в местные бюджеты дополнительных финансовых средств дает возможность предупредить или устранить уже возникшее социальное напряжение, которое может быть вызвано экономическими трудностями.

Другой целью межбюджетных трансфертов является компенсация местным бюджетам затрат, направленных на реализацию общегосударственных проектов. Это дает возможность предотвратить увеличение диспропорций в процессе выполнения регионами задач, имеющих для страны глобальное значение. Кроме того, необходимо отметить, что межбюджетные трансферты нередко используются для нивелирования последствий использования несовершенной системы налогообложения.

Направления совершенствования

С каждым годом в России происходит расширение количества форм поддержки регионов. Все более распространенными становятся узкоцелевые виды межбюджетных трансфертов РФ. Последнее может негативно сказываться на укреплении финансовой самостоятельности отдельных субъектов. Поэтому рациональным является введения блочных трансфертов. Таким образом могла бы осуществляться модернизация всей отрасли в регионе в целом. В этом случае федеральные власти устанавливают формулу распределения средств и условия их расходования, а местные – пропорции использования на нужды каждого из направлений. Важна и методика расчета объема трансфертов.

Одним из направлений совершенствования могло бы стать использование индекса благосостояния населения. При этом распределение дотаций должно быть ориентировано исключительно на выравнивание обеспеченности денежными средствами регионов. Задачи вроде стимулирования расширения налоговой базы субъектов РФ и повышения финансовой дисциплины лучше решать с помощью иных инструментов. Только в этом случае трансферты могут эффективно выполнять свою основную функцию. В России необходимо создание обоснованных принципов распределения средств. Только так можно обеспечить устойчивость экономики государства. Пока система распределения бюджетных трансфертов в России работает неэффективно, поэтому вопрос её совершенствования как нельзя актуален.

Обзор документа

В соответствии с Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов (ИМБТ) регионам предоставляются средства на обеспечение дорожной деятельности приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» госпрограммы развития транспортной системы.

Соответствующее соглашение заключается между Росавтодором и региональной властью. В нем содержится обязательство субъекта Федерации направить на вышеуказанные цели средства консолидированного бюджета региона (без учета федеральной поддержки) в размере не менее объема предоставляемых ИМБТ. Таким образом, Правилами не предусмотрено предоставление субъектами Федерации за счет средств федерального бюджета ИМБТ местным бюджетам на указанные цели.

Указаны коды направлений расходов, которые используются при перечислении субсидий в местный бюджет.

Также обращено внимание на то, что поправками к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации добавлены новые коды классификации доходов бюджетов на обеспечение дорожной деятельности. Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Виды трансфертов

По виду различают трансферты капитальные и текущие.

Капитальные трансферты представляют собой безвозмездную передачу права собственности на активы (кроме наличных денег и материальных оборотных фондов) или передачу необходимых средств для их приобретения от одной институциональной единицы к другой. Обычно капитальные трансферты  являются единовременными и существенными по величине операциями, связанными с приобретением или выбытием активов у участников этой операции.

Они включают:

  • налоги на капитал;
  • инвестиционные субсидии;
  • разные другие капитальные трансферты.

К текущим трансфертам относятся:

  • текущие налоги на доходы;
  • отчисления на социальное страхование;
  • социальные пособия; штрафы и так далее.

Субвенции

Данный инструмент обеспечения равномерности развития регионов используется в целях восполнения расходов, связанных с исполнением муниципальными образованиями полномочий центрального аппарата. Субвенции выделяются из специального Федерального фонда компенсаций. Средства из него распределяются согласно требованиям нормативно-правовых актов. Они, как и два предыдущих вида, предоставляются на безвозмездной основе. Однако особенностью субвенций, как и субсидий, является их целевой характер. Эти две категории различаются только по объему финансирования. Субвенции полностью покрывают целевые расходы, а субсидии – только их часть.

Что касается межбюджетных кредитов, то они полностью соответствуют обычным. Они предоставляются на возвратной и возмездной основе субъекту федерации на заранее оговоренный период.