Формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Формы устройств детей, оставшихся без попечения

Защита детей, которые остались без родительского попечения, является обязанностью государства. Одним из ее проявления является устройство детей. Законодателем определены три формы, в рамках которых сироты и дети, лишенные родительской опеки, могут быть устроены.

Одной из таких форм является усыновление. Под усыновлением необходимо понимать принятие ребенка, признанного сиротой, в семью, где он будет считаться кровным родственником, являться носителем прав и обязанностей, вытекающих из такого принятия. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в форме усыновления, является для государства приоритетным. После прохождения процедуры усыновления, родители, принявшие ребенка, являются носителями обязанности по его воспитанию, развитию и содержанию. Существует ряд ограничений в отношении детей, которые не могут быть усыновлены.

Установление опеки и попечительства означает передачу ребенка в семью на праве воспитанника. Детям, которые не достигли 14 лет, назначается воспитатель – опекун. Попечитель назначается детям, возраст которых находится в пределах 14 – 18 лет. Лицо, принявшее на себя опеку над несовершеннолетним, наделяется практически полным спектром прав, которые были бы присущи родителю по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетнего.

Такие лица принимают на себя ответственность за действия ребенка, принятого под опеку. Обязанностью органов опеки является осуществления регулярного контроля за условиями, в которых проживает ребенок, его воспитанием и обучением. Назначение опеки может быть осуществлено с установлением ее срока или без него. Статистика показывает, что опека нередко выступает в виде промежуточной формы, используемой на пути усыновления ребенка.

Дети, которые не имеют опеки со стороны биологических родителей, могут быть устроены в приемную семью. Пребывание ребенка в приемной семье осуществляется в договорном порядке. Над ребенком, который передается на воспитание приемной семье, устанавливается опека или попечительство, в зависимости от его возраста.

Договор о передаче ребенка в приемную семью является срочным. Сторонами его заключения выступают приемные родители или родитель, а также орган опеки и попечительства. Как правило, сирот передают на воспитание приемной семьи в том случае, если усыновить или взять под опеку такого ребенка невозможно. Примером может послужить фактическое воспитание в одной приемной семье нескольких братьев и сестер. Таким образом, при помощи домашнего воспитания обеспечивается процесс развития детей, их обучения и содержания.

Данные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, имеют различные основания, среди которых судебное решение и договор, но все они направлены на удовлетворение интересов ребенка.

Усыновление

     Ребёнок принимается  в семью  на правах кровного и  становится родственником (сыном или дочерью) со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Усыновление является приоритетной формой устройства. Для родителей это высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

 
   Отличия от других форм устройства:

  • ребёнок чувствует  себя полноценным членом семьи;
  • сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по достижении совершеннолетия;
  • имеется возможность присвоить ребенку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения;
  • оформляется дольше, чем опека (попечительство), так как усыновление устанавливается  гражданским судом;
  • государство не оказывает никакой помощи после усыновления, за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребенка в том случае, если усыновляется младенец до 3-х месяцев, а также отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет;
  • органы опеки осуществляют ежегодный контроль за семьей усыновителей в течение как минимум трех лет после усыновления;
  • закон предъявляет самые жесткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами устройства;
  • не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен. В случае лишения родителей родительских прав нужно выждать шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

     Пункты 2 и 3 статьи 124 Семейного кодекса РФ разъясняют, что усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.

     Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный родитель или оба родителя которых умерли; неизвестны; признаны судом безвестно отсутствующими или объявлены умершими; признаны судом недееспособными; лишены судом родительских прав; дали в установленном порядке согласие на усыновление; по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от воспитания и содержания.

Какого ребенка отдадут в патронатную семью?

Опека – это форма устройства детей. Поговорим, кого могут отдать в патронатную семью. Другая подобная форма — это попечительство.

Если у ребенка возникают проблемы с родителями временного или постоянного характера, его могут направить проживать в патронатную семью. Ситуации, при которых человек становится сиротой:

  • родители признаны умершими или без вести пропавшими;
  • родственники находятся на лечении в больнице или заключены под арест и направлены в тюрьму;
  • вследствие судебного разбирательства родственники признаны недееспособными либо лишены родительских прав;
  • родители не могут обеспечить потребности ребенка, поэтому чадо испытывает дискомфорт в жизни (голодает, мерзнет, не обучается и подобное).

Перед тем как отдать ребенка в патронатную семью, сотрудники социальной службы проверяют новых опекунов и их способность содержать еще одного человека. Если ребенку на момент принятия такого решения исполнилось 10 лет, то представители соцзащиты должны спросить его согласия. Если у малыша есть братья, сестры, то такие дети оформляются вместе с ним. Исключения возможны только по медицинским показаниям после прохождения обследования.

Особенности патроната

Данная форма также рассчитана на детей, которые не переданы под опеку или усыновлены из-за юридического статуса. Разница заключается в том, что воспитатели становятся сотрудниками Уполномоченной службы по патронату в договоре. Перед этим кандидаты проходят специальную подготовку. Эта форма также может быть переходной к другим способам заботы с большей ответственностью со стороны родителей.

Срок патронажа зависит от различных факторов, поэтому может отличаться в зависимости от ситуации. Контроль содержания ребенка здесь возлагается на патронатных воспитателей, Уполномоченную службу, кровных родителей и органы опеки.

Плюсами такой формы семейного устройства считаются:

  • улучшение условий проживания детей, которые ввиду юридического статуса могут оказаться в детдоме;
  • менее жесткие требования по сравнению с усыновлением, но строже, чем опека;
  • выплата средств на содержание и транспортные расходы ребенка;
  • выдача жилья совершеннолетнему воспитуемому;
  • переход ответственности на уполномоченную службу в некоторых сферах жизни ребенка;
  • содействие нескольких структур в воспитании и решении сложных проблем;
  • финансовая помощь в обеспечении достойных условий проживания.

Минусами патронажа является ограниченно распространение, затрагивающее лишь отдельные регионы страны. Со стороны родителей ожидается строгая отчетность перед несколькими службами, также ответственными за благополучие ребенка. При этом воспитуемый может быть изъят из патронажной семьи в любой момент. Обязательным считается общение ребенка с родственниками. Эти контакты строго регулируются регламентом.

Выявление детей оставшихся без попечения родителей

Порядок выявления ребенка, без родительского попечения устанавливается ст. 122 СК РФ.

Он включает:

  1. Получение сигнала от граждан, сотрудников медицинских или образовательных организаций.
  2. Проведение проверки в течение 3 дней с момента получения сигнала.
  3. Проведение обследования жилья, где проживает ребенок.
  4. Составление акта обследования.
  5. В случае подтверждения сведений, присвоение статуса.
  6. Направление информации о ребенке в региональный банк данных.
  7. В течение 30 дней, специалисты отдела опеки должны принять меры для семейного устройства выявленного ребенка.

Кто и куда должен сообщать?

Обязанностью по сообщению в районный отдел опеки о ребенке, оставшемся без родителей, наделяются все граждане (ст. 122 СК РФ).

В соответствии с законом от 1999 года № 120 дополнительные обязанности возлагаются на органы профилактики безнадзорности и беспризорности детей.

К ним относятся:

  • медицинские работники;
  • сотрудники образовательных учреждений;
  • специалисты социальных служб;
  • сотрудники полиции.

Любой гражданин, который узнал о факте отсутствия родительского попечения, должен немедленно сообщить в районный отдел опеки по месту выявления.

Действия органов опеки

Порядок действий специалистов отдела опеки установлен ст. 122 СК РФ:

  1. В течение 3 дней с момента получения сигнала специалисты обязаны посетить место проживания ребенка.
  2. В случае подтверждения информации, несовершеннолетний должен быть помещен в безопасное место (в семью родственников, центр реабилитации, центр семейного устройства).
  3. В течение 3 дней информация о ребенке передается в региональный банк данных.
  4. В течение 30 дней специалисты принимают меры по семейному устройству несовершеннолетнего.
  5. Если по истечение месяца отсутствует семья, готовая принять ребенка в семью, то он передается под надзор в центр содействия семейному устройству.

В 2019 году закон не предусматривает ответственность для отдела опеки в случае несвоевременного реагирования на сигнал.

Учет детей

В 2019 году учет детей ведется сразу на 3 уровнях:

  1. Муниципальный уровень – районный отдел опеки.
  2. Уровень субъекта РФ – региональный оператор.
  3. Уровень РФ – федеральный оператор.

Общий порядок предоставления сведений в государственный банк данных о детях-сиротах регулируется ФЗ от 2001 года № 44. Однако каждый регион самостоятельно разрабатывает административные регламенты по оказанию государственной услуги кандидатам в опекуны.

Договор

Когда распределяются дети в патронатные семьи, то оформляется договор с попечителями в десятидневный срок с момента принятия положительного решения. Официальная бумага – основная форма сотрудничества граждан и органов социальной защиты, в которой оговорены нюансы нахождения несовершеннолетнего лица в семье.

Стандартный договор содержит информацию о:

  • правах и обязанностях воспитателей;
  • правах и обязанностях службы патроната;
  • объеме выплат;
  • сроке действия документа;
  • возможностях прекращения действия договора;
  • социальных гарантиях.

Документ предоставляется в двух экземплярах. Один выдается попечителям, второй оставляется у руководителя патронатной службы. Если необходимо внести изменения в текст документа, то отдельно составляется протокол и прикрепляется к договору.

Если в семью распределяется несколько детей, то договор заключается на каждого из них.

Дети, оставшиеся без попечения родителей

Законодательством определен список обстоятельств, по которым ребенок признается утратившим родительскую опеку. К ним относятся такие случаи с родителями:

  • ограничение или полное лишение родителей прав на малыша;
  • невыполнение воспитательной деятельности или отказ от обеспечения защищенности прав и интересов детей;
  • наступление недееспособности;
  • заболевание;
  • долгое отсутствие;
  • смерть и др. (ст. 121 СК РФ).

Данные факты должны иметь документальное подтверждение. Поводы, по которым несовершеннолетние остаются без родительской опеки являются основаниями для устройства их государством на попечение. Они выясняются в отношении каждого родителя.

Адаптация приемного ребенка

Патронатная семья – это форма опеки над ребенком, которая также имеет проблемы. Одной из них является адаптация личности в новых условиях. Чтобы она прошла успешно, несовершеннолетнему лицу необходимо подружиться с воспитателями и другими сожителями, освоить правила нового дома.

В психологической практике принято выделять три этапа адаптации:

  1. Постинтернатный, срок – до 1 месяца. В это время ребенок может вести себя по-разному: тихо прятаться или активно сопротивляться новому режиму. Если постепенно малыш привыкает к обстановке и чувствует себя более уверенно, раскрепощенно, то адаптация проходит успешно. Многие дети замыкаются, боятся задавать вопросы – так проявляется страх снова вернуться в неблагополучную семью или приют. Главная задача воспитателей – проявить ласку и дать понять ребенку, что его любят и защитят. Ругать не стоит, необходимо объяснять малышу свои действия и показывать положительное отношение.
  2. Проявление характера – этап длится 2-4 месяца. В это время ребенок показывает свои негативные стороны и смотрит, как реагируют воспитатели. Проблемы могут появиться в социальной жизни, обучении, эмоциональной нестабильности. Возможно, в семье будут происходить скандалы, таиться обиды. Если ребенок не привык, например, убирать свои вещи и ежедневно выполнять гигиенические процедуры, то такие требования могут быть восприняты с агрессией. Рекомендовано консультироваться с психологом.
  3. После привыкания ребенка к воспитателям наступает период лояльного отношения. Несовершеннолетнее лицо начинает чувствовать себя необходимым, родным и проявляет положительные эмоции к окружающим.

Поскольку длительность адаптации разнится у каждого ребенка, то об этом следует поговорить с детским психологом перед тем, как взять ребенка в патронатную семью. Специалист расскажет, чего ожидать и как реагировать на происходящее. Обычно воспитателям рекомендуют не давить на ребенка, прислушиваться к его мнению и потребностям, больше разговаривать.

Другой комментарий к Ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации

1. В ст. 123 СК РФ определены основные правила устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Прежде всего в п. 1 закреплен исчерпывающий перечень форм отмеченного устройства, которые по своей правовой природе представляют собой юридические процедуры. К ним отнесены, во-первых, передача ребенка в семью на воспитание: усыновление (удочерение), передача ребенка под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, в патронатную семью. Во-вторых, такими формами являются передача детей в организации различных типов, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 155.1 СК РФ). Причем передаче ребенка в семью на воспитание законодатель отдает приоритет. Соответственно устройство детей в отмеченные организации осуществляется только при невозможности устройства детей в семью.

Кроме обозначенного перечня форм устройства детей, п. 1 ст. 123 СК РФ устанавливает основное нормативное требование, которое должно учитываться при выборе конкретной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также ее параметров. В данном случае требуется учитывать этническое происхождение ребенка, принадлежность его к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

2. С момента, когда ребенок попал в трудную жизненную ситуацию (остался без родительского попечения), и до определения его судьбы в порядке устройства в семью или в названные в п. 1 ст. 123 СК РФ организации, в частности, до назначения ему опекуна или попечителя, может пройти довольно значительное время. Поэтому п. 2 ст. 123 СК РФ устанавливает правило о временном возложении исполнения обязанностей опекуна (попечителя) детей на органы опеки и попечительства. В данном случае эти органы должны обеспечить, в первую очередь, надлежащие условия проживания ребенка, а также реализацию его прав на содержание, защиту, воспитание и образование (об указанных правах см., в частности, ст. 148 СК РФ и комментарий к ней).

В связи с осуществлением предусмотренных СК процедур устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут совершаться различные неправомерные деяния. За подобные деяния закон устанавливает ответственность. Так, ответственность в виде административного штрафа, накладываемого на граждан, установлена ст. 5.37 КоАП РФ за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Если вам нужна помощь Адвоката

Обязанность по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей

Несмотря на то, что защита интересов детей в случаях смерти родителей или иной ситуации потери их опеки — обязанность государства, граждане и организации (образовательные, лечебные и пр.) не должны отказываться от предоставления им помощи в такой ситуации. П. 1 ст. 122 СК РФ установлено, что любой гражданин или организация должны информировать попечительные органы об обнаружении малыша, оставшегося без родительской опеки.

Кто должен сообщать информацию в органы опеки

Организация или гражданин, нашедшие несовершеннолетнего, обязаны информировать о произошедшем событии ОВД или по месту обнаружения малыша в течение 2-х суток.

Дети, оказавшиеся без попечения родных, помещаются в различные учреждения, органы и организации:

  • ОВД;
  • медицинские учреждения;
  • воспитательные и образовательные организации;
  • органы и учреждения социальной защиты и др.

О произведении регистрации найденного несовершеннолетнего они обязаны заявлять в срок до 7 суток со дня обнаружения малыша.

Порядок выявления и учета

Порядок выявления и учета детей, оставшихся в России без попечения родителей, регламентирован законодательством. Статьей 122 СК РФ закреплена обязанность информирования государственный орган о ставшем известным случае.

С целью определения обстоятельств, доказывающих отсутствие у несовершеннолетнего гражданина родительской опеки, попечительский орган в течение 3-х дней должен осуществить обследование, включающее:

  • проверку истинности поступивших сведений;
  • рассмотрение условий его проживания;
  • нахождение родственников, способных к обеспечению временного ухода за ним.

Основания и порядок проведения обследования, а также форма акта, составляемого по его результатам, установлены в Приказе Минобрнауки РФ № 334. При отсутствии у найденного малыша родственников, он сразу определяется в воспитательное учреждение,  предусматривающее соответствующие формы содержания и воспитания несовершеннолетних граждан.

Учет детей ведется исполнительными органами власти. Для его осуществления предусмотрены специальные информационные базы местного, регионального и федерального уровня, в которые включаются данные о детях до нахождения им новых семей.

Ответственность за неисполнение обязанностей

В определенных российским законодательством случаях предусмотрена ответственность за несообщение информации об обнаружении несовершеннолетнего, утратившего родительскую опеку, и иные нарушения в этой сфере:

  • дисциплинарная;
  • административная;
  • уголовная.

Статьей 125 УК РФ установлена ответственность лица за оставление без помощи человека, который находится в опасности и лишен возможности самосохранения в связи со своим малолетством, если оно:

  • было обязано позаботиться о гражданине и имело на это возможность;
  • само поставило его в опасное положение.

В случае небрежного или недобросовестного отношения к работе служащий может быть наказан за халатность, т.е. если он не осуществляет или осуществляет ненадлежащим образом свои должностные функции (ст. 293 УК РФ). Обвинить его можно только, если в результате бездействия наступили вредные последствия.

Если должностные лица неправильно осуществляют выявление и учет детей, нарушают сроки сообщения о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, руководство юридического лица, в котором пребывают такие малыши может быть привлечено к ответственности по ст. 5.36 КоАП РФ.

Учет детей, оставшихся без попечения родителей

Если несовершеннолетнего не удается определить в семью в населенном пункте, где он находится, в месячный срок, то информация о нем направляется в региональную базу данных, ведущуюся исполнительной властью области, края, республики. Далее принимаются меры по устройству одинокого малыша в новую семью на всей территории региона.

Граждане, которые хотят взять себе ребенка, обращаются к операторам, ведущим банки данных (в местных и региональных исполнительных органах власти, Минобразовании РФ) с документами:

  • заявлением о предоставлении сведений о детях, находящихся в банке данных, в связи с желанием взять в семью малыша;
  • анкетой;
  • , подтверждающим возможность заявителя стать приемным родителем, опекуном, усыновителем.

Оператор рассматривает полученный пакет документации 10 дней. После изучения он предоставляет заявителю детские анкеты и фотографии, которые соответствуют его пожеланиям. Для посещения понравившегося ребенка выписывается направление. В установленный срок человек, желающий взять малыша под опеку, должен письменно известить ответственный орган о своем решении. В случае отказа ему выдается направление к следующему.

Банк данных о детях

Информация о каждом ребенке, потерявшем родительскую опеку, вносится в специальную базу, называющуюся государственным банком данных. Такое правило учета установлено ФЗ № 44 и правительственным постановлением № 217 от 2002 г.

Информационные базы ведутся на всех уровнях управления. Региональные банки и единый федеральный банк составляют единую государственную базу. Порядок ее формирования и использования определяется законом.

Опека

      Ребёнок поступает в семью на правах подопечного в целях его содержания, воспитания и образования, а также для защиты его прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Приоритетное право быть опекуном принадлежит близким родственникам ребёнка.   Ребенок сохраняет свои фамилию, имя, отчество, а кровные  родители не освобождаются от обязанностей по принятию участия в содержании своего ребенка (чаще — алиментного). Опекун обязан предоставлять подопечному ребёнку возможность общаться с родственниками, а в некоторых случаях и с родителями. В случае восстановления родителей в родительских правах ребёнок возвращается к родителям (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). 

   Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания  ребенка, и несет ответственность за ребенка. На содержание ребенка государством ежемесячно  выплачиваются денежные  средства, согласно установленному  в регионе нормативу. По состоянию на 1 августа 2011 года размер ежемесячных выплат на ребёнка дошкольного возраста в Волгоградской области составляет 5691 рубль, на ребёнка школьного возраста — 6444 рубля (в том числе 200 рублей на проезд). Государством установлены дополнительные гарантии по бесплатному обучению в учреждениях профессионального образования (кроме того,  дети и лица из их числа содержатся в учреждениях на полном государственном обеспечении) и внеочередному предоставлению жилой площади. Опекун (попечитель) ежегодно — письменно по установленной форме —  отчитывается перед органом опеки и попечительства об управлении и использовании имущества несовершеннолетнего подопечного.

   Органы опеки и попечительства   осуществляют  регулярный контроль  за условиями содержания, воспитания подопечных детей.

 
      Отличие от усыновления:

  • опека устанавливается постановлением руководителя органа опеки и попечительства (главы администрации городского поселения, муниципального района) и  оформляется в течение 15 дней;
  • опекуну(попечителю)  выплачиваются денежные средства на  содержание подопечного, органы опеки оказывают содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения подопечного;
  • по достижении подопечным, не имеющим закреплённого жилого помещения, совершеннолетия, ему предоставляется жилое помещение;
  • к кандидату в опекуны предъявляются менее жёсткие требования в части доходов, жилищных условий;
  • ребенок имеет статус  подопечного и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна;
  • не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребенка (крайне редкий случай);
  • нет тайны передачи ребенка под опеку и контакты с кровными родственниками ребенка возможны.</LI>

     Опекун (попечитель) должен зарегистрировать подопечного ребёнка в своём жилом помещении по месту пребывания (а не жительства). Подопечный ребёнок сохраняет регистрацию по месту жительства в закреплённом жилье.

     С 2008 года виды опеки (попечительства) подразделяются на безвозмездную опеку, когда опекун (попечитель) выполняет свои обязанности по воспитанию ребёнка бесплатно и опеку возмездную приёмная семья, патронатная семья), когда за свои хлопоты законный представитель получает денежное вознаграждение.

Опека (попечительство)

Опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и законных интересов.

Опека — форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Попечительство — форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

Передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.

Опекун осуществляет контроль за сохраненностью и использованием имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.

Устройство детей под опеку (попечительство) не влечет за собой возникновения между опекуном (попечителем) и несовершеннолетним подопечным алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

      Защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства

Законодательные нюансы

Социальным устройством детей занимаются органы опеки города, в котором находится ребенок. В приютах и детских домах за малышами наблюдают воспитатели. До устройства ребенка в семью его развитием занимаются специальные учреждения.

Патронат отличается от опеки и попечительства. Дети-сироты без попечения родителей распределяются в патронатные семьи до окончательного решения их дальнейшей судьбы. При этом государство выделяет средства для обеспечения жизни подопечного.

Здоровье ребенка не имеет значения для патроната. Семья опекунов обязуется заботиться, кормить, ухаживать за маленьким человеком. Законодательно определено, что такое патронатная семья, в СК РФ (Семейный кодекс России).

Определение «патронат» часто сравнивают с патронажем, но в Законе эти понятия различаются:

  1. Патронат – возмездная форма опеки, при которой приемная семья выполняет функции, оговоренные в договоре. За состоянием и жизнью ребенка следит государственное учреждение путем регулярных проверок.
  2. О патронаже написано в Гражданском кодексе. Он устанавливается над пожилыми людьми, которым необходима помощь в быту. Опекун в этом случае безвозмездно следит за состоянием подопечного.

Опека и попечительство

Обе формы семейного устройства предполагают переход ребенка в качестве воспитанника. Разница между определениями заключается в возрасте. Опека распространяется на сирот до 14 лет. Попечительство затрагивает подростков 14-18 лет. Данный способ заботы предполагает решение задач воспитания, обучения и проживания, а также принятие высокой доли ответственности. Однако контроль процесса сохраняется и за органами опеки.

Опека иногда устанавливается на определенный срок или бывает бессрочной. Данная форма часто бывает промежуточной перед усыновлением. Она связана со следующими достоинствами:

  • процесс оформления документов занимает меньше времени, поскольку за решение ответственны главы местного самоуправления;
  • опекун вправе рассчитывать на пособие и другую государственную поддержку в период заботы о ребенке, что позволяет лучше организовать его жизнь;
  • ребенок вправе рассчитывать на получение отдельного жилья после наступления совершеннолетия;
  • менее жесткие требования.

Однако в таких условиях воспитанник не сможет ощущать себя полным членом семьи. Взрослые должны быть готовы, что в вопросы ухода за ребенком могут вмешаться органы опеки. Кроме того, данные об опекунстве не хранятся в секрете. Поэтому ребенок может поддерживать связь с кровными родственниками или быть усыновленным другими людьми. Также опекунство затрудняет смену фамилии и делает невозможным корректировку имени, отчества или даты рождения.