Оглавление
Как определить категории значимости объекта КИИ
Критерии значимости рассмотрены в постановлении Правительства РФ №127 от 08.02.2018 «Об утверждении Правил категорирования объектов КИИ РФ, а также перечня показателей критериев значимости объектов КИИ РФ и их значений». Критериев всего пять: социальный, политический, экономический, экологический, а также обеспечение обороноспособности, безопасности государства и правопорядка. В каждом критерии выделяется четыре категории: первая (высшая), вторая, третья и самая низшая — без значимости. Последняя применяется, если показатели значимости ниже, чем в третьей категории.
Первое, что нужно сделать, проанализировать уязвимости и смоделировать действия злоумышленников, которые могут привести к возникновению компьютерных инцидентов на объектах КИИ. В результате формируется модель угроз и модель нарушителя. После этого необходимо оценить показатели критериев значимости, установить соответствие объектов КИИ значениям этих показателей и присвоить каждому из объектов одну из категорий значимости (либо принять решения об отсутствии необходимости в присвоении категории).
Показатели значимости подробно расписаны все в том же 127-м постановлении правительства. Если взять, к примеру, социальный критерий, можно говорить об ущербе для жизни и здоровья людей. Третья категория присваивается, если в результате инцидента пострадает один и более человек, а первая — если есть риски для более чем 500 человек. Следующий показатель социального критерия — нарушение или прекращение функционирования объектов обеспечения жизнедеятельности населения. Это системы водоснабжения, канализации, теплоснабжения, очистки сточных вод и электроснабжения. Тут категории присваиваются по площади, на которой возникают нарушения. Третья категория — муниципальные образования, а первая присваивается, если происходит выход за пределы субъекта федерации.
Социальный критерий оценивается еще по нескольким показателям: транспорт, сети связи и доступ к государственным услугам. С другими критериями ситуация аналогичная — есть множество показателей, и по каждому из них мы оцениваем категории в соответствии со степенью возможного ущерба: количеству пострадавших, затронутым инцидентом территориям, времени недоступности услуг, снижению дохода, уровню вредного воздействия на окружающую среду и т. д. По результатам составляются акты категорирования объектов КИИ, которые необходимо направить в ФСТЭК в течение 10 дней после подписания (приказ ФСТЭК России №236 от 22.12.2017 «Об утверждении формы направления сведений о результатах присвоения объекту КИИ одной из категорий значимости либо об отсутствии необходимости присвоения ему одной из таких категорий»). Категорирование объектов КИИ нужно закончить до 1 января 2019 года.
Оценивая объекты КИИ, выгодно делать их разбивку: если у вас есть один большой объект с множеством критичных систем и разными критериями значимости, для него будет установлена максимальная из всех возможных категория значимости. Если такой объект можно разбить на несколько более мелких, то у них могут быть разные (в том числе и более низкие) категории значимости в соответствии с определенными постановлением правительства критериями и показателями. Такой подход выгоден, поскольку для менее значимых объектов меры по защите будут проще и дешевле.
Общие положения 390 ФЗ
Закон о национальной безопасности РФ был принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года, а одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года. Последние изменения в него были внесены 5 октября 2015 года. Закон РФ о безопасности в действующей редакции содержит 4 главы и 20 статей. Этот закон регулирует и регламентирует все существующие виды безопасности, как экологическая, национальная, защита государства и населения и т. д. Закон также контролирует деятельность всех органов гос. власти, органов субъектов РФ и других органов в этой области, определяет статус и деятельность Совета Безопасности России.
Вам будет интересно также ознакомиться с основными положениями закона №161 в последней редакции. Подробности тут:
Краткое содержание Федерального закона номер 390 о безопасности:
- В первой главе описаны общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, на которую влияет закон. Перечислены основные условия, требования, принципы и нюансы закона. Дан список видов деятельности, которая осуществляется для выполнения условий закона. Оформлена область, которую затрагивает данная сфера деятельности во внешней и внутренней политике Российской Федерации. Перечислены другие законы, акты и нормативы, регулирующие описываемую сферу деятельности. Оформлена информация о том, что координирует область безопасности президент России и совет безопасности. Оформлена информация о сотрудничестве Российской Федерации с другими странами в области обеспечения защиты стран и граждан этих стран;
- В главе второй перечислены полномочия, права и обязанности гос. органов в области безопасности. Оформлен список полномочий президента РФ, фед. органов исполнительной власти, федерального собрания России, правительства РФ, органов субъектов России и органов местного самоуправления;
- В главе номер три описаны функции, полномочия, права и обязанности совета безопасности. Дано определение совета безопасности, перечислены задачи сотрудников, их цели и сфера влияния. Дан список сотрудников, оформлены сведения о главном секретаре и его полномочия и функции. Перечислены мероприятия, меры развития, деятельность, процессы организации Совета. Описаны принимаемые решения, причины отказа и т. д.;
- В г. четыре оформлены дополнительные положения закона, включая его заключительные условия и требования.
Описанную сферу регулирует не только настоящий Федеральный закон, но и другие ФЗ, Конституция РФ, международные договоры и международные нормы и акты. О ФЗ №16 читайте тут:
Последние изменения
Как уже было обозначено выше, последние изменения в закон были внесены 5 октября 2015 года.
Изменения коснулись только 16 статьи. В нее был добавлен 4 пункт, в котором говорится о том, что секретарь Совета Безопасности в незамедлительном порядке должен сообщать о возникновении конфликтов интересов, о коррупции или других действий, запрещенных законом. Согласно изменениям, секретарь должен предпринять всевозможные меры, чтобы урегулировать сложившиеся конфликтные ситуации.
Ниже будут описаны статьи, в которые при последней редакции Закона РФ «О безопасности» изменений внесено не было.
Статья 7 глава 2
В статье 7 описаны основные цели международного сотрудничества в области обеспечения сохранности:
- защита суверенитета и целостности территории РФ;
- защита прав и интересов граждан за территорией РФ;
- укрепление деловых отношений со стратегическими партнерами России;
- вовлечение в деятельность организаций международного уровня, которые занимаются проблемами безопасности;
- развитие отношений многостороннего и двухстороннего типа в целях исполнения задач, связанных с обеспечением безопасности;
- участие в миротворческой деятельности.
Статья 8 глава 2
В статье 8 определены полномочия Президента РФ в сфере обеспечения безопасности:
- определяет основные ветки госполитики в сфере обеспечения безопасности;
- подтверждает стратегию и иные документы, связанные с национальной безопасностью РФ;
- собирает и возглавляет Совет Безопасности;
- определяет компетенцию органов федерально-исполнительной власти в сфере обеспечения защиты;
- в случае необходимости вводит чрезвычайное положение в стране и на территориях ее регионов;
- согласно законодательству, принимает решение относительно применения определенных экономических мер, чтобы защитить страну;
- принимает меры по противодействию терроризму и экстремизму;
- согласно закону решает вопросы, которые связаны с защитой государственной тайны и информации, а также с безопасностью населения и территорий, на которых было объявлено чрезвычайное положение;
- осуществляет другие полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Статья 9 глава 2
В статье 9 описаны полномочия Палат Федерального Собрания РФ в области обеспечения сохранности страны и ее граждан:
- рассмотрение принятых Госдумой федеральных законов в области обеспечения надежности и сохранности;
- утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения в стране или в ее отдельном регионе.
Госдума принимает федеральные законы в сфере обеспечения надежности.
Статья 14 глава 3
В статье 14 главы 3 обозначены основные задачи и функции Совета Безопасности.
Задачи:
- предоставление необходимых условий Президенту России для исполнения своих полномочий в сфере защищенности;
- формирование и контроль за реализацией госполитики в области защиты страны и ее граждан;
- прогнозирование угроз военной опасности, реализация мер по ее нейтрализации;
- предоставление предложений о введении или отмене чрезвычайного положения и других важных мероприятий Президенту;
- контроль за реализацией принятых Президентом решений;
- анализ и оценка эффективности деятельности федеральных органов в обеспечении сохранности и надежности.
Функции:
- рассмотрение вопросов, касающихся защищенности страны и ее граждан;
- разработка и анализ стратегий;
- подготовка проектов нормативно-правовых актов для Президента РФ и другие.
Согласно Закону, Президент РФ вправе возложить на Совет и иные функции, если они предусмотрены Законодательством.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Описание закона о безопасности
Федеральный закон «О безопасности» был издан 7 декабря 2010 года Госдумой РФ. Одобрен законодательный акт был 15 декабря того же года. Действовать ФЗ-390 начал 28 декабря 2010 года.
Краткое содержание Закона о национальной безопасности РФ:
Глава 1 включает в себя 7 статей. В главе описываются общие положения, связанные с защитой граждан и страны. (все что касается безопасности зданий и сооружений изложено в ФЗ 384 — Технический регламент о безопасности зданий и сооружений).
Глава 2 содержит 5 статей. В них раскрываются полномочия и функции государственных органов, обеспечивающих национальную сохранность граждан РФ.
Глава 3 описывает статус Совета Безопасности. Глава включает в себя 6 статей.
Глава 4 содержит заключительные положения закона, описанные в 2-х статьях.
ФЗ-390 регулирует принципы обеспечения безопасности:
- личной;
- общественной;
- государственной;
- экологической;
- национальной.
Федеральным законом №390 устанавливаются полномочия и функции гос органов в сфере сохранности. Важным в данном вопросе является и ФЗ о государственной охране 57.
Скачайте так же ФЗ о гражданской обороне в последней редакции.
Принципы обеспечения защиты:
- защита и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- системность и комплектность применения социальных, политических, экономических и других мер органами управления;
- приоритет предупредительных мер для обеспечения защиты граждан;
- взаимодействие органов федеральных служб с общественными объединениями, организациями международного масштаба и с гражданами РФ.
Безопасность так же лежит на плечах сотрудников ФСБ. О том, какими полномочиями они обладают по закону читайте в статье:
Деятельность, которая обеспечивает защиту, включает в себя:
- анализ, оценку, прогнозирование и выявление потенциальных угроз;
- выявление направлений гос политики и планирование в сфере обеспечения и соблюдения сохранности;
- правовое регулирование в сфере обеспечения сохранности;
- локализацию и нейтрализацию последствий от устранения угроз;
- создание и применение комплексных мер по предупреждению и устранению потенциальных угроз безопасности;
- использование экономических мер;
- создание и внедрение нового военного оружия и техники;
- регулирование научной деятельности;
- координирование деятельности органов федеральных органов гос власти;
- контроль расходов выделенных средств;
- сотрудничество с международными компаниями в целях обеспечения безопасности;
- проведение иных мероприятий в сфере защиты страны и граждан, согласно ФЗ-390.
Какие были внесены изменения?
Последние изменения в закон о национальной безопасности РФ были внесены 5 октября 2015 года, при принятии ФЗ номер 285. Согласно принятым изменениям, в статью 16 был добавлен 4 пункт. В этом пункте написано, что если секретарь Совета Безопасности обнаруживает случаи, когда при исполнении должностных обязанностей сотрудники принимали решение в личных интересах или были лично заинтересованы в принятом решении, он обязан сообщать об этом вышестоящему руководству. Этот пункт был принят согласно указу Президента России.
ФЗ 416 с изменениями на 2018 год. Подробности тут:
В седьмой статье описываемого закона оформлен список целей, которые преследует исполнители международных договоров в описываемой сфере деятельности:
- Защита целостности России;
- Помощь другим странам в урегулировании возникающих на их территории конфликтов, поддержка в благотворительной и миротворческой деятельности;
- Проводится защита и обеспечение безопасности граждан РФ за рубежом;
- Развитие отношений между двумя странами и между большим количеством стран для достижения эффективных результатов;
- Участие и помощь России в деятельности, осуществляемой организациями из других стран для развития международных отношений в настоящей сфере;
- Укрепление и развитие отношений с партнерами страны.
Вам будет интересно: Федеральный закон 116 в последней редакции. Подробности здесь:
В статье восемь перечислены полномочия в описываемой сфере Президента РФ:
- Президент составляет и устанавливает направление, в котором необходимо развиваться в области безопасности;
- Принимает экономические меры безопасности, меры защиты граждан, информации, государственных тайн, населения, территории государства;
- Устанавливает стратегию политики Российской Федерации в этой области;
- Вводит на определенных территориях чрезвычайное положение или выводит его;
- Определяет полномочия и функции органов власти в описываемой области;
- Определяет количество сотрудников совета безопасности и возглавляет совет.
В статье девять оформлены полномочия и функции Палат СРФ. Совет Федерации рассматривает и анализирует принятые в Государственной Думе Федеральные законы, в том числе и законы, регулирующие безопасность. Также Совет Федерации подтверждает и подписывает принятое Президентом РФ решение о введении на определенной территории чрезвычайной ситуации.
Важнейшими задачами, поставленными на выполнение совету безопасности, по статье 14, считаются:
- Сотрудники совета обеспечивают президенту России все необходимые условия для выполнения обязательств по безопасности;
- Совет оценивает принятые решения, меры и деятельность, выполненные органами исполнительной власти;
- Сотрудники формируют и устанавливают вектор политики в настоящей сфере и реализуют задачи для ее развития;
- Совет координирует принятые решения и действия органов исполн. власти;
- Сотрудники анализируют, выявляют причины и угрозы безопасности государству, населению, территории, наносящие вред или угрозу военной опасности, оценивают и принимают определенные инструкциями меры, действия, мероприятия и операции (ФЗ о военной службе тут:);
- Совет подготавливает президенту все имеющиеся предложения и документацию по этим предложениям для рассмотрения.
Скачать текст закона о безопасности
Федеральный закон номер 390 был принят для регулирования действий всех органов Российской Федерации в области защиты населения, государства и территорий. Так как гос. органов и учреждений в стране большое количество, должен был быть закон, контролирующий их действия и определяющий принципы их работы. Безопасность — обширная тематика, так как охватывает и государство, и население, и территории. Именно поэтому для регламентирования всех процессов всех существующих органов, работающих в описываемой сфере был принят настоящий закон. Для лучшего понимания особенностей и нюансов, а также для изучения какие полномочия предоставлены сотрудникам органов, а какие нет, рекомендуется прочитать описываемый закон.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Фабула статьи 20 ФЗ-196 «О БДД»
Итак, сама фабула звучит так, цитирую:
Статья 20. Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам при эксплуатации транспортных средств.
Понятно, что все требования (с пункта 1 по пункт 3) предъявляются к:
— юридическим лицам,
— индивидуальным предпринимателям,
— физическим лицам.
Вопросы возникают немного другого плана.
Например, а если у нас всего один авто…, а если у нас нет штатного водителя…, а если мы отдали авто в аренду…, а если мы взяли авто в аренду у собственного сотрудника…
Этих вопросов поступает очень много.
Здесь я дам простой и очень понятный комментарий.
Как только эти два условия выполняются, то вы уверенно можете сказать, что статья 20 ФЗ-196 «О безопасности дорожного движения» ваша.
Кстати, подробнее об этих условиях (и не только) я рассказываю в видео-материале ЗДЕСЬ>>>
Организация проектов по защите объектов КИИ. Рекомендации
С учетом высокой загрузки отделов и департаментов по ИБ и нехватки профильных специалистов в самих организациях, данные работы обычно реализуют в виде проектов с привлечением подрядчиков. Далее рассмотрим рекомендации «с другой стороны баррикад», так как часто организации сами загоняют себя в угол, и из-за банальных неточностей в постановке задачи получают не те результаты, на которые рассчитывали.
1. Разбейте проект на части
Не стоит объединять в один проект (договор) все работы «под ключ». Есть несколько этапов, от результата которых зависит объем всех последующих работ, поэтому до их завершения подрядчик не сможет корректно оценить сроки и бюджет проекта. Соответственно, будет или демпинг и не слишком качественный результат, в случае объема работ выше ожидаемого, или, наоборот, попытка перезаложиться для закрытия своих рисков. Поэтому в «Стэп Лоджик» рекомендуют разбить проект на этапы и реализовывать их последовательно, приступая к следующему этапу только после завершения предыдущего:
- Категорирование объектов. На данном этапе фактически определяется область дальнейших работ – перечень объектов КИИ и их границы;
- Разработка требований ИБ. Это ключевой этап, на котором осуществляется оценка угроз и формируются требования к необходимым мероприятиям и средствам защиты или обосновывается возможность использования существующих мер защиты;
- Все последующие работы, связанные с реализацией мер, определенных на втором этапе.
2. Используйте результаты предыдущих работ
Нередко объекты КИИ также являются информационными системами персональных данных (ИСПДн) и/или государственными информационными системами (ГИС). В таких случаях необходимо выполнить требования нормативных документов из нескольких сфер. Стоит включить в работы ревизию уже выполненных ранее проектов и ответить на следующие вопросы:
- Соответствуют ли друг другу «старая» и «новая» модели угроз, выполненные для одной и той же системы – например, для ГИС (ИСПДн), которая стала еще и объектом КИИ?
- Насколько соответствуют реализованные ранее требования по защите информации новым, какие из существующих средств защиты планируется использовать для защиты объекта КИИ?
- Насколько соответствуют существующие нормативно-методические документы организации по вопросам ИБ новым требованиям?
3. Не стоит изобретать велосипед
В приказах ФСТЭК №235 и №239 в явном виде определены все работы, их содержание и документация, которая должна быть разработана в ходе реализации проектов по защите объекта КИИ. При формировании задания на работы рекомендуется строго придерживаться этих формулировок, чтобы четко выполнить поставленную задачу и не увеличить сроки и бюджет проекта. Даже незначительная корректировка может иногда повлечь заметные изменения в проекте.
4. Используйте средства защиты, «прошедшие оценку соответствия»
Применение сертифицированных средств защиты не во всех случаях является обязательным. Чтобы не загнать себя и исполнителя в угол, пропишите в требованиях формулировку из нормативных документов: «использование средств защиты, прошедших оценку соответствия». Грамотный исполнитель сам определит необходимость применения сертифицированных средств защиты и возможность использования альтернатив.
Пункт 3 статьи 20 ФЗ-196 «О БДД». Для физических лиц…
С фабулой статьи 20 ФЗ-196 «О БДД» разобрались. С пунктом 1 и пунктом 2 статьи 20 тоже разобрались. Мы выяснили для кого эти требования.
Двигаемся дальше. Физические лица?
Хм. Это что-то новенькое…)
Сначала цитирую как есть весь пункт 3. После чего я дам комментарий к фабуле самого пункта 3 статьи 20 ФЗ-196
3. Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны:
- анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
- обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;
- осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в сроки, предусмотренные документацией заводов — изготовителей данных транспортных средств;
- обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;
- соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации;
- соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Скажу честно, очень странно что в пункте 2 пишется просто «грузовые автомобили», а здесь (в пункте 3) пишется «грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов».
Почему? Комментарий и личное мнение ниже.
Факторы, влияющие на стоимость работ по реализации требований 187-ФЗ
Напоследок следует затронуть немаловажный вопрос – стоимость проектов, а точнее, факторов, которые могут на нее повлиять.
Объем работ. Большая часть работ напрямую связана с числом объектов КИИ в организации, так как все объекты необходимо изучить в отдельности, понять их взаимосвязи, интеграцию в общую инфраструктуру. Кроме того, многие обязательные документы разрабатываются для каждого объекта. Меры защиты в части случаев также могут реализовываться раздельно для объектов.
Возможная оптимизация. Рекомендуется укрупнять объекты КИИ при категорировании. Если 10 систем реализуют один технологический процесс и размещены в едином сегменте сети, то их можно обобщить (в части случаев это стоит делать даже с распространением повышенной категории значимости на все системы).
Гетерогенность объектов. Если в организации 20 «офисных» ИС, расположенных в стандартной ЛВС, то объем работ будет меньший, чем, например, для 10 «офисных» ИС и 10 АСУ ТП. Данные типы систем различаются в архитектуре, будут иметь различные риски ИБ и подходы к их защите.
Централизация. Для групп компаний имеет смысл проводить работы в рамках централизованного проекта. В данном случае будет обеспечен стандартизованный подход с использованием типовых документов и проектных решений. Суммарный объем объектов защиты останется прежним, но повысится коэффициент типизации систем, что позволит уменьшить общую стоимость работ.
Зрелость существующих процессов обеспечения ИБ. Если в организации уже реализованы проекты по защите ИСПДн, ГИС, АСУ ТП, существует система управления ИБ с налаженными процессами, такими как управление рисками, мониторинг и выявление инцидентов ИБ, управление конфигурацией и т.д., то весьма вероятно, что проект сведется к грамотному обоснованию достаточности существующих мер и предоставлению ссылок на соответствующую документацию.
Принадлежность к органам государственной власти. Для объектов КИИ, являющихся ГИС, становятся актуальными требования по использованию сертифицированных мер защиты и аттестации объектов. Если данные требования еще не были выполнены, то это значительно повлияет на увеличение бюджета и сроков работ. Для юридических лиц рекомендуется не включать эти требования в задания на работы, так как они не являются обязательными.
ИТОГ. Мнение
Я думаю, многие из вас получили ясный ответ, кому и что надо выполнять.
А по поводу грузовых авто и автобусов мое мнение такое.
Мы знаем, что автобусы бывают разные, и грузовые автомобили тоже бывают разные.
По моему мнению, лучше было бы «привязать» транспортные средства к классификации транспортных средств по категориям обозначеннойРешением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877
«О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».
А то автобус автобусу рознь.
То есть:Категория М1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения — легковые автомобили.
Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства и их шасси, в том числе:
Категория М2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.
Категория М3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.
Категория N — Транспортные средства, используемые для перевозки грузов — автомобили грузовые и их шасси, в том числе:
Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.
Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
А что вы думаете по этому поводу?
У нас единственное в России обучение по БДД, которое проводится при нашей экспертной поддержке на базе собственного образовательного учреждения. Это дистанционное обучение по всей России с выдачей Диплома установленного образца.
Подробнее…
И не забудьте стать подписчиком. Вы всегда будете в теме последних «телодвижений» законодателей.
Комментарии можете оставлять внизу.
Обращаю внимание, что время идет — законы меняются. Поэтому «старые комментарии» есть
Это нормально.