Федеральный закон «о политических партиях» от 11.07.2001 n 95-фз (ред. от 30.04.2021)

Оглавление

↑ Политические организации, виды.

Политическая организация —  1) система соответствующих органов и общественных объединений, с помощью которых осуществляется политическая власть; 2) добровольное неформальное объединение граждан со своими программными и другими организационными документами и определенным порядком деятельности, которое участвует в политической жизни.Виды политических организаций по форме и содержанию деятельности: 

  1. Общественные объединения;
  2. Профсоюз
  3. Партии

Политическая партия — это добровольное объединение граждан, созданное в целях влияния на политическую жизнь общества посредством участия в выборах и представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. 
 признаки политической партии:

  • стремление к завоеванию и осуществлению государственной власти в интересах поддерживающей ее группы населения;
  • наличие определённой идеологии, выраженной в политической программе;
  • наличие программы действий;
  • характерные способы осуществления программы (участие в выборах, парламентская деятельность, акции, пропаганда и др.);
  • наличие организационной структуры — устава, членства, партийной дисциплины, руководящих органов, местных организаций с определенной иерархией должностей
  • легитимность. 

В современной России функционируют 75 политических партий (по данным Министерства юстиции), из них лишь 4 составляют фракции в Государственной думе (Единая Россия, КПРФ, ЛДПР, Справедливая Россия). 

Фракция – объединение депутатов одной партии в парламенте. Согласно действующему Федеральному закону политические партии в РФ создаются свободно, без разрешений органов государственной власти и должностных лиц, но должны соответствовать следующим требованиям: Основные цели политических партий 1) формирование общественного мнения;2) политическое образование и воспитание граждан;3) выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизнидоведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; 4) выдвижение кандидатов на выборах. ( Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов).

Функции организационного комитета

Задачи комитета довольно просты. Но какими функциями обладает комитет? Об этом рассказано в статье 13 ФЗ «О политических партиях». Согласно закону, комитет должен самостоятельно определить порядок своего функционирования. Он устанавливает сроки проведения учредительного собрания и занимается его проведением. В обязанности комитета входит открытие расчетного счета в одной из российских кредитных организаций. Именно на этот счет должны поступать финансы для эффективной деятельности комитета и дальнейшего политического движения. Стоит отметить, что бюджет для функционирования партии должен формироваться из пожертвований сторонников.

Организационный комитет прекращает свою деятельность по итогам деятельности учредительного съезда, на котором ставились вопросы о том, как создать партию и обеспечить дальнейшее ее функционирование. Все имущество комитета переходит во владение самой партии.

Государственная регистрация партии

Вопрос о том, как создать партию, не может обойтись без решения проблемы с государственной регистрацией. Согласно рассматриваемому нормативному акту, как само политическое движение, так и его региональные отделения подлежат государственному оформлению с учетом установленного в законе порядка. Факт государственной регистрации заносится в единый информационный реестр юридических лиц.

Как зарегистрировать партию? 15-я статья 95-ФЗ гласит о регистрации движения федеральным исполнительным органом или ее региональными отделениями. Федеральным органом здесь выступает Министерство юстиции. За регистрацию необходимо оплатить государственную пошлину, размер которой установлен законом.

Какие документы необходимы для регистрации политического движения? Организаторы должны предоставить:

  • заявление по форме № Р11001 в двух экземплярах;
  • копию и оригинал решения учредительного съезда;
  • копию и оригинал документа о регистрации партии;
  • копию и оригинал Устава и Программы партии;
  • справку о месте регистрации партийного руководителя;
  • список членов партии.

Этот же перечень документов придется использовать при внесении сведений о политическом движении в Единый государственный реестр юридических лиц.

Политические партии зарубежных стран

В конце 19 в. начале 20 в. Исследователь из Германии В. Хасбах рассматривал партию немного в другом ключе.

Определение 2

Партия – это некий союз людей, имеющих одинаковые политические взгляды, цели, стремящиеся к завоеванию политической власти для ее использования в процессе реализации личных интересов.

Немецкий социолог Макс Вебер, немного по-другому интерпретировал понятие партии.

Определение 3

Партия – общественные организации по привлечению избирательских голосов, которые, в свою очередь опираются на добровольное вступление членов своего объединения и ставящие целью завоевание власти для своего руководства и обеспечения своим активным участникам соответствующих условий как материального, так и духовного характера с целью последующего получения материальной выгоды и прочих привилегий.

Сущность политических партий может определяться посредством использования нескольких подходов:

  • Рассмотрение партии в качестве группы людей, которые придерживаются единых политических взглядов. Б. Констан.
  • Рассмотрение политической партии в качестве транслятора интересов определенных классов населения. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.
  • Партия воспринимается как организация, действующая в системе государства. Данную трактовку предложил современный французский политолог Морис Дюверже, которая изначально звучит как объединение людей, имеющее собственную структуру, а также прочное, существующее продолжительное время, социальное объединение, ставящее перед собой цель овладения учреждениями государственной власти.
  • Понимание партии с точки зрения исполняемых ею функций.

Достаточно существенные различия, иногда даже откровенные противоречия просматриваются в оценке места, роли и перспектив партии как ключевого политического института во взглядах мыслителей и ученых в течении всего периода существования партий. Даже такой знаменитый мыслитель, как Ж. Ж. Руссо, учитывая концепцию общего договора и государства, как изъявителя воли общественности, нелестно отзывался о всевозможных партийных объединениях, которые выражают интересы узкого круга, что в свою очередь разрушительно влияет на государственный механизм и общую волю. Он отмечал, что наличие партий провоцирует длительные дебаты и разногласия в общественно политической жизни.

Замечание 1

Многие отцы основатели США также имели крайне негативное отношение к партиям и считали их откровенно ненужными. Особо ярым противником партий был и первый президент США Джордж Вашингтон.

↑ Политическое движение

Политическое (социально-политическое, общественно-политическое) движение — добровольное формирование, возникающее в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.Признаки политического движения

  1. Стремится не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для него направлении (например, в требовании от власти изменения во внутренней или внешней политике, решения социальных проблем и т. д.).
  2. Имеет добровольное членство либо вообще не имеет чётких, формальных процедур, связанных с членством:в большей степени приближено к обыденной жизни людей, чем политическая партия;
  3. Более широкая, аморфная, пёстрая социальная база, чем у политической партии;
  4. Необязательность полного идеологического единения участников в отличие от политической партии.
  5. Не имеет строгой иерархии, т. е. чёткого распределения между центром и периферией в нём не обнаруживается.
  6. Ориентируется на выражение частных интересов той или иной группы людей.
  7. В большей мере зависит от своего лидера, его популярности, чем от чёткости программных установок.

Этапы развития политического движения:I этап – зарождение идей, появление активистов, выработка общих взглядовII этап – пропаганда взглядов, агитация, привлечение максимального количества сторонниковIII этап  — более четкое формирование идей и требований, развитие общественно-политической активности ——-оформление в общественно-политическую организацию или партию и участие в политической власти-цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения и движение затухает

Однопартийные системы

Существуют и варианты, когда в стране есть многопартийная система, но реальной поддержкой избирателей пользуется только одна партия. В Японии население неизменно голосует за либерально-демократическую партию, в России 21 века – за единороссов.

Такое постоянство имеет как свои плюсы, так и свои минусы.

С одной стороны, правящая партия может утратить активность, принимая симпатии избирателей как должное. С другой – политическая система при этом отличается высокой стабильностью, а организованная вертикаль власти, состоящая из единомышленников, позволяет быстро и эффективно реализовать любое начинание.

В настоящее время политические партии России, несмотря на все свои старания, не могут составить конкуренцию лидеру. Хотя в средствах массовой информации и звучат обвинении в подтасовке результатов выборов, большинство избирателей все же предпочитает голосовать за «Единую Россию».

↑ Плюрализм, виды плюрализма.

Виды плюрализма:

  • политический;
  • идеологический; 
  • религиозный;
  • культурный;
  • плюрализм мнений;
  • духовный.

Политический плюрализм (от лат. «pluralis» – «множественный») – это принцип, согласно которому в государстве признается политическое многообразие, многопартийность и сосуществование различных политических идеологий. Политический плюрализм предполагает такое общественное устройство, в соответствии с которым общественно-политическая жизнь в государстве сочетает множество различных взаимозависимых социальных и политических групп, партий, организаций, чьи идеи и программы находятся в постоянном соревновании и конкурентной борьбе. При этом каждый гражданин имеет право обратиться в любую подобную организацию и стать ее участником. Признаки политического плюрализма:

  • идеологическое многообразие;
  • уважительное отношение к противоположным взглядам, инакомыслию; – наличие оппозиционных сил и их беспрепятственная деятельность;
  • ограничение центральной власти, разделение властей;
  • светский характер государства;
  • признание политического многообразия и многопартийности;
  • равенство всех общественных объединений перед законом.

Описание федерального закона о политических партиях

Принятый Государственной Думой 21 июня 2001 года, одобренный Советом Федерации 29 июня того же года Федеральный Закон «О политических партиях» N 95-ФЗ регламентирует тождественность всех партий перед законом. При этом их идеологии и целенаправленность значения не имеют.

Право, предусмотренное ФЗ «О Политических Партиях», позволяет добровольно вступать или воздерживаться от вступления в политические партии, создавать и участвовать в их непосредственной деятельности. В выборе направленности общественного объединения, гражданин руководствуется исключительно своими интересами и идеологией.

Одной из основных задач действующего закона 95-ФЗ является регулирование социальных отношений, возникающих в процессе осуществления гражданами их конституционного права на организацию политических движений

Важно обеспечить юридическую и социальную безопасность в условиях разницы в политических взглядах и чаяний в социуме

Современное законодательство гласит, что политическая партия создаётся свободно, на добровольных началах. Любое давление со стороны федеральных и управленческих органов на её основателей рассматривается как неправомерное.

В статье 3 рассматриваемого закона даётся чёткое разъяснение внутренней структуры политической партии. Согласно тексту второй части статьи, она должна соответствовать следующим критериям:

  • Региональные отделения каждой должны базироваться минимум в половине субъектов Российской Федерации. В каждом из городов может быть только один филиал конкретной общественной организации.
  • Минимальное количество членов подобного объединения должно составлять 500 человек.
    Штаб руководства и все региональные представительства политической партии находятся на территории Российской Федерации.
  • Партийная эмблема должна отличаться от символики РФ и других государств. Все совпадения в данном случае исключены. В качестве личной символики не может быть использовано изображение, носящее оскорбительный или угрожающий характер по отношению к государству и его гражданам. Также при использовании того или иного изображения не должны нарушаться авторские права (ст. 7, ч. 1-3).

При соблюдении всех указанных выше условий и при соответствующем решении, принятом на учредительном съезде, политическая партия считается созданной. Необходимо уточнить, что любое партийное решение принимается на основании подавляющего большинства голосов политиков, представляющих по меньшей мере половину территориальных субъектов Российской Федерации.

Новое социально-политическое объединение заносится в государственный реестр, как юридическое лицо. С этого момента им могут свершаться предусмотренные пропагандистские и информационные деяния, не противоречащие уставу Конституции РФ (ст. 11, ч. 2, 3).

Согласно действующему закону 95-ФЗ, действия политической партии не могут быть негласными. Вся её деятельность должна быть открытой и поддающейся структурному анализу. Принципы и идеология, которые исповедуются той или иной партией, не должны нарушать конституционные права граждан, угрожать их жизни или свободам, вне зависимости от пола, этнической принадлежности, вероисповедания этих людей. В противном случае, подобное сообщество признаётся экстремистским, и, как следствие, – противозаконным.

Ликвидация политической партии может быть провозглашена на съезде, на основании голосов большинства её членов. Однако она может быть упразднена по решению Верховного Суда Российской Федерации. Это происходит в случаях:

  • Несоблюдения нормативов, указанных в пунктах 4 и 5 ст. 9 95-ФЗ;
  • Непринятия своевременных мер по купированию нарушений, из-за которых деятельность партии ранее была временно приостановлена;
  • Отказа от участия в выборах (статья 37);
  • Качественного несоответствия региональных филиалов требованиям подпункт «а» ч. 2 ст. 3;
  • Наличие идеологии, агитации и деятельности, признанных экстремистскими.

Таким образом, государство обеспечивает политическую и социальную безопасность граждан, не позволяя разрастаться расовой, межнациональной и классовой неприязни.

Как и любой другой современный закон, 95-ФЗ периодически претерпевает правки и изменения. Это связано с постоянно и стремительно меняющейся политической и социально-экономической обстановкой в государстве.

В 95 Федеральный Закон «О политических партиях» последние поправки были внесены 28 декабря 2016 года и вступили в силу 1 марта следующего года.

Скачать

Закон о политических партиях в новой редакции доступен на нашем сайте. Скачать текст действующего Федерального Закона «О политических партиях» N 95-ФЗ можно здесь:

Закон 1990

Начало российской партийной системе было положено весной 1990, когда была отменена 6-я статья конституции СССР — о руководящей роли КПСС. Вслед за этим — осенью — был принят союзный закон «Об общественных объединениях», который признавал общественными объединениями, в частности, политические партии и массовые движения.

Создание, регистрация и ликвидация

Общественные объединения были разделены на общесоюзные, межреспубликанские (в нескольких ССР или АССР), республиканские и местные. Общесоюзная партия должна была действовать в большинстве союзных республик и насчитывать не менее 5 тысяч членов.

Создать общественное объединение можно было по инициативе 10 человек, созвав учредительный съезд или конференцию и сформировав на ней устав и руководящие органы. Затем нужно было зарегистрировать устав общественного объединения в Минюсте, который мог отказать, если — например — был неверно оформлен устав. Отказ можно было оспорить в суде.

Кроме того, запрещалось создавать общественные объединения, выступающие за насильственное изменение конституционного строя, пропаганду войны и насилия, разжигание розни, а также посягающие на права или здоровья граждан. Общественным объединениям было запрещено также создавать военизированные или вооруженные формирования. (ст. 3)

Ликвидировать общественное объединение мог либо его съезд (или конференция), либо по решению суда — если объединение нарушило 3-ю статью закона или дважды за год нарушило закон либо вышло за рамки своего устава.

Структура и членство

При этом в партии можно было вступать только советским гражданам и только индивидуально — коллективное членство (в том числе членство учреждений или других партий) не допускалось.

Членство в партии было фиксированным, а в массовом движении — свободным и могло быть коллективным.

Финансирование

Общественные объединения имели право вести хозяйственную деятельность и создавать предприятия — но только в уставных целях, распределять доходы между членами объединения было нельзя.

Государство могло выделять деньги партиям и другим политическим движениям только на финансирование избирательных кампаний.

Политическим объединениям также запретили получать деньги из-за рубежа.

Кроме того, политические объединения должны были ежегодно публиковать свой бюджет.

Государственный контроль

Вообще следить за соблюдением общественными объединениями закона было поручено прокуратуре, а за соблюдением устава следил Минюст. За доходами общественных объединений следили государственные финансовые органы.

Проект закона о партиях 1994

Весной 1994 коммунисты внесли в Думу отдельный закон о партиях, в конце 1995 он был принят, но не прошел Совет Федерации. Предполагалось разрешить иностранцам вступать в партии и инициировать их создание.

Регистрировать предлагалось только партии, либо набравшие 5% на выборах в Госдуму, либо представивших список из 5 тысяч членов. Партии предлагалось обязать по-прежнему публиковать ежегодные данные о своих доходах и расходах.

Большинство этих положений было включено в принятый в 1995 новый закон «Об общественных объединениях». Требование о минимальной численности партии вернулось лишь с принятием закона о партиях в 2001.

Недостатки многопартийных систем

Многие необходимые экономические реформы никогда бы не осуществились, если бы для их реализации нужно было одобрение большинства. Увеличение налоговой ставки, поднятие пенсионного возраста, закрытие крупных убыточных предприятий, дающих работу большому числу людей — все эти объективно необходимые мероприятия проводились не благодаря, а вопреки волеизъявлению большинства. Да, рост налоговой ставки приведет в конечном итоге к повышению уровня социальной защищенности. Да, при увеличившейся средней продолжительности жизни имеет смысл поднять возрастную планку выхода на пенсию – это снизит нагрузку на пенсионные фонды и увеличит поступления в бюджет за счет налогов, взимающихся с заработной платы. Да, убыточные предприятия дотируются государством и выгоднее их закрыть, организовав новые рабочие места, чем содержать, продолжая расходовать деньги впустую. Теоретически это очевидно, но практически люди, интересов которых касаются эти изменении, будут против. Деятельность политических партий, поддерживающих подобные реформы, избирателями будет не просто не понята. Они сочтут ее прямым предательством их интересов.

Вместе с тем не раз бывало, когда большинство поддерживало политические программы, не принесшие ничего, кроме бед.

Фашисты в Германии пришли к власти в результате законного голосования. Лидирующая политическая партия Палестины, Хамас, в ряде стран Европы считается террористической организацией. Многие чудовищные преступления против человечности совершались именно при поддержке большинства. Ксенофобия, расовая, религиозная нетерпимость, приверженность жестоким традициям – это ведь далеко не всегда удел самых отсталых слоев общества. В бедных странах, в странах с низким уровнем образования, в странах, измученных войной или голодом именно эти настроения являются доминирующими. И, конечно, общественно-политические партии будут отражать стремление народных масс найти врага и уничтожить его. А уж справедливо это или нет, гуманно или не очень – об этом будут говорить в лучшем случае дети тех, кто голосует за радикалов. А может, и внуки.

Этими соображениями в свое время руководствовались и древние греки, критикуя демократию. Большинство – это толпа, чернь. Она необразованна, жестока и эгоистична. Не лучше ли передать управление достойным правителям, упразднив политические партии? В обществе, управляемом людьми образованными и высокоморальными, будут невозможны жестокость или несправедливость.

Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 95-ФЗ “О внесении изменений в статью 238.1 Уголовного кодекса Российской Федерации”

2 апреля 2020

Принят Государственной Думой 19 марта 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 марта 2020 года

Статья 1

Внести в статью 238.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2015, N 1, ст. 85) следующие изменения:

1) дополнить частью первой.1 следующего содержания:

«1.1. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные с использованием средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», —

наказываются принудительными работами на срок от четырех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от четырех до шести лет со штрафом в размере от семисот пятидесяти тысяч до двух миллионов пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.»;

2) абзац первый части второй изложить в следующей редакции:

«2. Деяния, предусмотренные частями первой или первой.1 настоящей статьи, если они:»;

3) абзац первый части третьей изложить в следующей редакции:

«3

Деяния, предусмотренные частями первой, первой.1 или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -«;. 4) примечания дополнить пунктом 3 следующего содержания:

4) примечания дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи сбыта и (или) ввоза на территорию Российской Федерации в целях сбыта незарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств или медицинских изделий, если указанные лекарственные средства или медицинские изделия в Российской Федерации не производятся, и (или) если сбыт и (или) ввоз таких лекарственных средств или медицинских изделий допускаются в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств и законодательством в сфере охраны здоровья соответственно, и (или) если указанные лекарственные средства или медицинские изделия рекомендованы к применению Всемирной организацией здравоохранения.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

1 апреля 2020 года

№ 95-ФЗ

Классификация партий и партийных систем

Политические партии могут разделяться по следующим признакам:

  • По отношению к социальным преобразованиям – умеренные, радикальные и консервативные.
  • По территориальному признаку – республиканские, региональные, городские.
  • По социальной ориентации – партии аграриев, предпринимателей, пенсионеров.
  • По идеологической базе – коммунисты, анархисты, либералы, фашисты.
  • По степени приближенности к власти – оппозиционные и правящие, нелегальные и легальные.

Как видно из списка, политические партии 20 века отличаются большим разнообразием. Любая социальная тенденция немедленно приводит к появлению новых общественных организаций.

Политические системы различных государств тоже разнятся. В некоторых странах традиция предполагает существование двух равнозначных партий, борющихся за голоса избирателей. Так, в США за власть сражаются либералы и демократы, а население страны решает, кому же в этот раз отдать предпочтение.

В Канаде и Великобритании за власть борются не две, а три силы. Две основные политические партии, пользующиеся симпатиями населения, и третья – новичок. Она редко набирает достаточное число голосов для победы на выборах, но может объединиться с одной из крупных партий, тем самым обеспечив ей победу.

В большинстве стран действует многопартийная система. При этом проходной балл зачастую настолько низок, что большинства в парламенте ни одна из сил получить не может. Это приводит к образованию коалиций, которые постоянно перетасовываются, придавая политической жизни дополнительную остроту.

Существуют государства, в которых партий нет вообще. Это абсолютные монархии – Оман, Иордания, Кувейт. В СССР официально существовала только одна партия. Правда, в Конституции было прописано право на свободное выражение политических предпочтений граждан, но оно так и осталось декларативным.

Обзор документа

Усилена ответственность за оборот в Интернете фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарств, медизделий и БАДов.

При этом ответственность не распространяется на сбыт или ввоз в Россию незарегистрированных лекарств, если они не производятся в стране или их ввоз допускается законодательством, а также если их рекомендует ВОЗ.

Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Влияние всеобщего избирательного права на возникновение партий

Развитие индустриального общества с его социально-классовой дифференциацией и углублением конфликта между социальными группами спровоцировало возникновение массовых партий, которые становились одновременно связующим звеном между социальными группами и механизмом рекрутирования политического персонала для государственных структур.

В качестве основных причин формирования массовых партий можно отметить становление парламентских объединений и групп поддержки, а также повсеместное распространение всеобщего избирательного права. Изначально партии вели активную деятельность только во время избирательных кампаний, они не обладали постоянно функционирующими местными организациями, не проводили съездов или конференций на регулярной основе, а их последователи не имели прямой связи с партийной дисциплиной. Каждая из партий создавалась с целью обеспечения защиты интересов конкретных категорий или слоев населения.

Возрастание значимости выборов, развитие избирательного права провоцирует к более внимательному, в рамках партии, отношению к формированию устойчивого членского состава, борьбу за его расширение, с ориентацией на конкретные группы избирателей.

Замечание 6

Массовые партии оформляют свою политику согласно определенной идее, формируют собственные средства массовой информации. Их называют теперь мобилизационными партиями, поскольку они способны организовывать большие группы людей и направлять их на разрешение крупных социальных, политических и экономических проблем.

В дальнейшем развитие партийного строительства направлено с упором на более тесную связь с государством и самими партиями в частности. Формируется тип так называемых «карательных партий», которые представляют собой некий механизм распределения государственных постов между профессиональными группами политических деятелей. В основу данного алгоритма легла непосредственная связь политика и избирателя без участия партийной организации как таковой.

Партии имеют собственную программу, систему целей, которую активно продвигают и защищают. Теперь организация имеет более разветвленную структуру, а на ее членов накладываются определенные обязательства, также формируются нормы поведения.

Замечание 7

В качестве одной из важнейших функций партии можно выделить формирование политической элиты, которая осуществляет государственную власть и руководит всевозможными жизненными сферами общества, которые подконтрольны государству. В некоторых странах грани между партиями и другими политическими объединениями носят размытый характер и нередко даже полностью отсутствуют.

В конституциях некоторых государств отсутствует понятие политической партии. В этих основополагающих документах определяются только цели и задачи партий:

  • политические партии содействуют выражению мнений в ходе голосования» (ст. 4 Конституции Франции);
  • под партией понимается любое объединение или группа избирателей, которые выступают на выборах под особым наименованием» (Акт о форме правления Швеции).

Более точно функция партии показана в Конституции Греции (ст. 29) где говорится, что партии должны служить свободному функционированию демократического режима». В Основном законе ФРГ (ст. 21) зафиксировано, что партии содействуют формированию политической воли народа и могут свободно формироваться.

Определение 4

Многопартийность – это способ формирования политических структур, которые призваны выражать и защищать интересы конкретных слоев населения. Таким образом, многопартийность является не целью, а средством или инструментом представительства гражданской воли.

Не всегда множественность партии выражается в многопартийности, которая характеризуется рядом определенных признаков. В первую очередь партии должны являть собой часть общества, класса или социального слоя, наиболее полно выражая их стремления и потребности. Важным условием функционирования многопартийности можно назвать сформировавшийся механизм правового регулирования взаимоотношений между партиями и структурами государственной власти, между партиями и обществом.

Причин многопартийности существует несколько:

  • существование современного общества со сложной социальной структурой и дифференциацией;
  • неоднородность идеологии, системы господствующих социально-политических ценностей;
  • наличие развитых многовековых традиций политического плюрализма и свободомыслия (Северная Америка, Великобритания, Франция).

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Функции политической партии

Партии существуют для того, чтобы выполнять определённые функции. Что это за функции и ради чего, соответственно, существуют партии?

Определение целей, задач и инструментов их реализации. Разрабатывая идеологию и программу, партии стремятся определить направляющие стратегии и убедить граждан в возможности реализации действий, альтернативных действиям властей. Следует особо выделить здесь выработку программных установок. К разработке современных стратегий привлекаются квалифицированные идеологические, пропагандистские кадры.

Выражение и объединение общественных интересов. Выражать интересы людей могут и другие организации, однако лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решение центральных государственных органов.

Мобилизация и социализация граждан. Партии стремятся усилить политическую активность граждан и создать основу для долгосрочной политической деятельности. Также партия стремится сформировать этим соответствующее общественное мнение в отношении неё самой, используя для этих целей СМИ. Партия также воспитывает своих сторонников и граждан в целом в духе разделяемых ею традиций, ценностей, идеалов.

Формирование правительства и власти; обеспечение связей между представительными органами власти и обществом; формирование вместе с другими политическими институтами механизма государственного и общественного управления; обеспечение стабильности правительственных органов и структур. Политические партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Политические партии вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации.

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература