Общественные организации — что такое общественная организация?

Оглавление

Как создать некоммерческую общественную организацию

Общественная организация — это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественная организация свободна в выборе целей — это может быть достижение социальных, благотворительных, культурных, научных, в целях охраны здоровья, развития физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан.

Также наименование организации должно содержать территориальную сферу деятельности.

Как открыть общественную организацию – с чего начать?

Если вы решили заняться созданием общественной организации, данная статья точно окажется полезной для вас. Оставайтесь с нами, чтобы узнать самую актуальную и достоверную информацию по данному вопросу.

деятельность неспроста считается серьезным шагом в профессиональном, личностном, карьерном росте и развитии. Каждый человек делает свой выбор, но, согласитесь, хорошо, когда кто-то занимается делами, важными для общества.

Как проводится создание общественной организации

Неравнодушным людям сложно пассивно смотреть на какие-то сложные и, может быть даже несправедливые моменты в жизни, которые задевают не только их личные интересы, а также интересы других, порою, совершенно посторонних людей.

Брошюра издана в рамках проекта ««Центр развития и поддержки НКО», поддержанного Президентом Российской Федерации в соответствии с рекомендациями Общественной Палаты Российской Федерации, Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, советов при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах.

Планируете ли вы создать некоммерческую организацию или уже работаете в ней — как руководителю и как менеджеру, вам необходимо знать правовое поле, в котором вы и Ваша организация осуществляете свою деятельность, поскольку «незнание законов не освобождает от ответственности» за их нарушение или неисполнение.

Необходимо начать с того, что вся Ваша деятельность по работе в некоммерческом секторе связана с правом.

 Нет необходимости для этого изучать всё законодательство (хотя хороший юрист никогда не будет лишним в организации), а достаточно хорошо ориентироваться в нём и знать, куда можно заглянуть для решения той или иной задачи, чтобы она не переросла в проблему.

5.

Как создать некоммерческую организацию: пошаговая инструкция (1 из 2)

Некоммерческая организация не несёт в себе цели получения прибыли.

В неё могут входить разные люди, основной её деятельностью может быть организация благотворительной, творческой, культурной, политической и другой социальной деятельности. Можно сказать, что она объединяет людей, чтобы творить благо.

Её можно назвать правом людей иметь своё мнение и помогать нуждающимся людям. До того, как создать некоммерческую организацию, необходимо её зарегистрировать.

Для этого нужно подать документы в Министерство Юстиции.

Как создать общественную организацию?

Сама по себе общественная организация является негосударственным (неправительственным) добровольным объедением граждан, которые имеют совместные цели, а также интересы.

Именно такой вид деятельности способствует карьерному, профессиональному и личностному росту.

Прежде чем рассказать о том, как создать общественную организацию, давайте рассмотрим ее возможные профили.

Символика общественного объединения

Общественное объединение с юридическим статусом может иметь личную символику, эмблему или флаг, который подлежит регистрации согласно закону. Однако она не должна отображать следующее:

  • государственные символы страны;
  • другие символы или знаки, которые используются госорганами власти, государственные награды, печати или другие отличительные знаки этих органов;
  • государственный герб, флаг или официальные названия других государств;
  • имя или изображение физ. лица без письменного соглашения, засвидетельствованного в установленном законом порядке, если другое не предусмотрено законом;
  • другие символы или знаки, использование которых ограниченно законом.

Что касается символики общественного объединения, то она обязана иметь свои уникальные отличительные особенности в сравнении с изображениями уже зарегистрированной символики иного общественного объединения. Такая символика утверждается уполномоченным органом в порядке, который предусмотрен его статусом. Решение про утверждение должно содержать: вид символики, ее изображение и непосредственно ее описание. Описание в свою очередь должно иметь в себе информацию о цвете, масштабе и пропорции имеющихся элементов данной символики. Изображение указанной символики должно иметь полное или же сокращенное название общественного объединения.

Общественные объединения обладают правом на использование личной символики со дня ее регистрации. Запрещается использовать зарегистрированную символику общественного объединения физ или юрлицами без согласия такого объединения и для любых других целей, которые не связаны с деятельностью данного общественного объединения.

Ликвидация и прекращение деятельности.

Прекращение деятельности общественного объединения может произойти по причине нарушения законов организацией. Основаниями являются:

  • нарушения прав и свобод граждан;
  • нарушение законодательства;
  • противоречие деятельности целям устава.

О прекращении деятельности заявляет прокурор. До 2002 года это была ликвидация объединения, но сейчас порядок изменился. На основании поправки в законодательстве прокурор приостанавливает деятельность на полгода или неопределенный срок.

Существуют общие правила реорганизации и ликвидации, аналогичные применяемым к юридическим лицам. Это добровольное прекращение деятельности или основанное на решении суда (принудительное). Оставшиеся средства и имущество расходуются согласно целям устава или на основании решения суда, но не распределяется между участниками. Закон о банкротстве распространяется на общественные объединения, вследствие чего они могут быть признаны несостоятельными.

Клубы по интересам

Достаточно близкой к группам интересов, занимающихся лобби, формой общественных активностей можно считать клубы. Их основная специфика — в них собираются люди, которые изначально не ставят задач, связанных с коммуникацией с государственными структурами и лоббированием. В клубах по интересам люди общаются, развлекаются, дискутируют, обсуждают какие-либо значимые события. Подобные учреждения чаще всего не имеют официального статуса — как и группы по интересам.

Вместе с тем клубы могут формироваться участниками действующих общественных объединений. Например, профсоюз, с одной стороны, может консолидировать активности IT-специалистов, с другой — становиться базой для организации клуба любителей языка Pascal. Первое направление активностей может включать некие общественно значимые коммуникации, второе — предполагать взаимодействие людей, объединенных общим увлечением. Клубы, безусловно, также могут быть и политическими, но активности в рамках них, как правило, не предполагают коммуникаций с действующими органами власти и партиями. Люди ограничиваются общением на политические темы на досуге, обмениваются мнениями, дискутируют.

Сущность и структура

Общественные объединения в политической системе общества имеют четкую внутреннюю структуру, состоящую из:

  1. Высшего лидера и штаба, выполняющие руководящие функции.
  2. Активных членов партии, принимающих участие во всех сферах жизни, не связанных с бюрократией.
  3. Стабильного бюрократического аппарата, который обязан делать то, что приказывает руководство.
  4. Пассивных членов, значащихся в составе партийного объединения, но практические не участвующих в его деятельности. В данную категорию также включаются материальные покровители, выражающие симпатию и согласие с применяемой политикой.

В соответствии с методом российских исследователей, общественное объединение можно рассмотреть на основе социально-классовых признаков и функциональных характеристик.

Определение 4

Политическая партия – высшая форма классовой организации, которой считается наиболее активная и структурированная группа определенной части социума с общими интересами.

Замечание 5

Главная цель каждого общественного объединения – получить государственную власть и влияние на политическую жизнь социума.

Современная партия определяется по четырем критериям:

  • долговременности организации – срока политической жизни по отношению к периоду деятельности действующего руководства;
  • нацеленности партийных представителей на борьбу за руководящую должность;
  • существованию устойчивых местных организаций, имеющих постоянную связь с центральным правительством;
  • способам, при помощи которых организация пытается заполучить народную поддержку.

У политических партий есть множество общих черт с другими самодеятельными субъектами политики:

  1. Аппарат власти и управления.
  2. Открытые и скрытые программные установки.
  3. Массовая база, состоящая из членов и сторонников.
  4. Идейные принципы, которых они придерживаются.

Главное отличие политического объединения – ориентация на борьбу за государственную власть при помощи открытых методов.

Сущность партии зависит от:

  • социального состава;
  • основных преследуемых интересов;
  • руководства;
  • объективной направленности осуществляемой деятельности.

Из перечисленных критериев особую важность имеет социальная база, поскольку от нее зависит, насколько организация поддерживается народом. Партии часто создаются в условиях межклассовой борьбы, поэтому пользуются различными программными установками и идеологическими манипуляциями

Чтобы определить сущность, необходимо изучить, чьи взгляды и интересы обслуживает политическое объединение, с какой целью оно действует, и поможет ли это прогрессивному развитию.

В историческом плане партия определяется в качестве специализированной, организованной упорядоченной группы, которая объединяет самых активных членов общества и используется для завоевания власти. Она преследует различные общегрупповые цели, имеющиеся у социальных и национальных слоев населения.

Создание и регистрация общественного объединения, составление протокола

Создание такого объединения происходит на собраниях его основателей и оформляется протоколом.

Протокол должен содержать в себе:

  • дату и время проведения собраний;
  • список лиц, принимающих в нем участие;
  • цель проведения данного собрания;
  • задачу определения названия общественного объединения;
  • итог решения об обозначении статуса общественного объединения;
  • итог решения об избрании руководителя, включая органы управления;
  • решение об избрании лица, которое сможет представлять организацию в правовых отношениях с государством и иными лицами, а также совершать любые действия от имени объединения;
  • решение об избрании лица, которое будет иметь право представлять указанное общественное объединение для проведения необходимых регистрационных действий, в случае, если оно имеет намерение осуществлять деятельность будучи в статусе юрлица.

Юридическое лицо частного права принимает участие в создании общественного объединения через своего руководителя или другого уполномоченного представителя, который действует на основании доверенности для осуществления действий касательно создания общественного объединения. Однако необходимо учитывать, что в случае если создание общественного объединения, которое имеет намерение осуществлять деятельность без наличия статуса юрлица, тогда решения предназначенные пунктами 5 и 6 второй части данной статьи закона, принимаются, если наличие статуса или создание органов управления предназначено решением про создание такого объединения.

В протоколе собраний могут отображаться и другие факты принятые на собраниях, любые решения касательно создания или же деятельности общественного объединения.

Лицо может быть избрано руководителем, или избрано для состава управленческого органа общественного объединения, в том случае, когда оно владеет правом представлять общественное объединение для проведения регистрационных действий, или же обозначено лицом, которое уполномочено представлять общественные объединения, исходя из наличия его личного согласия. Протокол собрания подписывается ответственным и секретарем собрания. Общественные объединения, которые желают осуществлять свою деятельность имея статус юрлица, или не имея подобного статуса, подлежат регистрации в порядке установленном законодательством страны о Государственной регистрации юрлиц, физлиц, лиц, ведущих предпринимательскую деятельность и гражданских объединений на протяжении 60 дней с момента проведения таких собраний.

В случае неподачи документов для проведения процедуры регистрации общественного объединения на протяжении 60 дней, общественные объединения нельзя считать созданными.

Действия от имени любого незарегистрированного общественного объединения запрещаются. Исключением являются только действия, которые связаны с проведением процедуры регистрации указанного общества. Требования этой статьи относятся и к принятию решений касательно создания нового общественного объединения, которые принимаются в связи с проведением реорганизации определенного общественного объединения.

Неотъемлемой частью протокола собрания общественного объединения, служит регистрация лиц, которые берут участие в собраниях.

Стоит отметить следующие особенности:

  • что касается физических лиц – имя, фамилия и отчество лица, даты рождения, а для иностранцев и лиц не имеющих гражданства – данные
    национального паспорта, или же документа который может его заменить. Данные такового лица будут засвидетельствованы его личной подписью.
  • что касается юридических лиц – полное наименование, индификационный код, юридический адрес, фамилия, имя и отчество лица, которое уполномочено брать участие в собраниях. Эти данные будут засвидетельствованы подписью того лица, которое уполномочено принимать участие в собраниях.

Общественное объединение обязано сообщать о внесенных изменениях касательно статуса общественного объединения, изменения в составе руководства общественного объединения, смена лиц, уполномоченных представлять общественные объединения, смену месторасположения общественного объединения на протяжении 60 суток с момента принятия решения.

Для получения статуса юрлица общественное объединение, которое производит деятельность без статуса юрлица, по решению высшего органа управления может обратиться для проведения процедуры регистрации в порядке, установленном действующем законодательством.

Формы и виды общественных объединений.

К общественным объединениям относятся творческие союзы, общества добровольцев, политические партии и другие подобные объединения. Их разделяют на виды по организационно-правовым формам или масштабу деятельности.

В первом случае это следующие формирования, которые могут быть созданы в РФ.

  • Организация.
  • Движение.
  • Фонд.
  • Учреждение.
  • Самодеятельность.
  • Политическая партия.

Общественными объединениями считаются и профессиональные союзы. На практике они функционируют, как общественная организация с возможностью членства.

По масштабу деятельности на пространстве нашего государства возможны следующие объединения.

  • Международные.
  • Общегосударственные.
  • Межрегиональные.
  • Региональные.
  • Местные.

Закон защищает деятельность партий.

Деятельность.

Корпоративное формирование, основа которого – членство, представляет собой общественное объединение, созданное удовлетворения потребностей участников. Эти цели обычно нематериальные, имеют духовный характер. Регламент деятельности общественных объединений излагается в ФЗ (Федеральном законе) “Об общественных объединениях” и некоторых других законах.

При приобретении статуса юридического лица они могут участвовать в гражданских процессах, но это не единственная сторона. Правоспособность объединений (например, предпринимательство) должна быть подчинена цели по уставу. Но они могут учреждать организации коммерческого характера, на которые не действуют эти ограничения, а также состоять в них. Так у профсоюзов могут быть фонды, как страховые, так и культурные, и даже банки при целевом соответствии уставу. Подобные коммерческие дополнения укрепляют базу деятельности и отвечают задачам объединения.

Имущество общественного объединения также состоит из взносов участников: вступительных, членских и в виде пожертвования. Доход может приносить издательская деятельность, лотереи, выставки, продажа символов.

Плюсы общественной организации без регистрации юридического лица

Итак, существует возможность создать общественную организацию, которая начинает функционировать без государственной регистрации. 

Это очень удобная возможность, если в работе планируется обходится только собственными средствами, без привлечения их со стороны, в том числе от других людей и организаций. Для начала нужно узнать поподробнее планируемое направление деятельности и только после приступить к оформлению общественной организации в статусе юридического лица.

Общественная организация, без образования юридического лица, имеет право: 

  1. свободно распространять информацию о своей деятельности;
  2. проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;
  3. осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений;
  4. выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
  5. представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Очень часто задают вопрос, а где регистрируют общественные организации без образования юридического лица? Юридическое лицо не регистрируется, соответственно, документы также никуда не подаются. Провели собрание учредителей, утвердили устав и т.д. и организация готова. 

Обращаю Ваше внимание, что организация не становится юридическим лицом.  А что же это значит?

Во-первых, сведения об общественной организации не содержатся в едином государственном реестре юридических лиц, соответственно не фиксируются сведения об учредителях, наименовании общественной организации. 

Во-вторых, так как не подаётся в Министерство юстиции предусмотренный законодательством пакет документов на регистрацию общественной организации в качестве юридического лица, это значит, что никакие зарегистрированные уставные документы в Минюсте и не получаем. 

В-третьих, общественной организации без образования юридического лица не присваивается основной государственный регистрационный номер, Идентификационный номер налогоплательщика, Код причины постановки на учет. Организация не встает на учет в пенсионном фонде и фонде социального страхования. В такой организации не могут быть оформлены сотрудники, и выплачиваться им заработная плата по трудовому договору тоже не может. 

В-четвертых, раз общественная организация не зарегистрирована в качестве юридического лица, это значит, что она не обязана осуществлять ежегодную публикацию отчета об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом и ежегодно сообщать Минюсту о продолжении своей деятельности с указанием адреса организации, постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителе организации. 

В-пятых, так как общественная организация не является юридическим лицом в нее не могут поступать запросы от Министерства юстиции о решениях руководящих органов общественной организации и должностных лиц Организации. Общественная организация без образования юридического лица не имеет в штате бухгалтера, не сдает никакую отчётность, в том числе годовую и квартальную отчетность о своей деятельности. Сведения об организации не предоставляются ни в какие государственные органы. 

Государственная регистрация: устав и иные документы

Объединения рассматриваемого типа, работающие в РФ, должны проходить государственную регистрацию. Каковы нюансы данной процедуры?

Регистрация общественных объединений предполагает, прежде всего, сбор ряда необходимых документов. В числе таковых:

  • заявление, которое должно быть подписано уполномоченным субъектом — в двух экземплярах;
  • устав — в 3-х копиях;
  • выписка из протокола, составленного на учредительном съезде;
  • данные об учредителях — в 2 экземплярах;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • документы, подтверждающие право на пользование теми или иными продуктами интеллектуальной собственности.

Главный источник, используемый при регистрации общественного объединения — устав. В нем излагаются основные сведения, касающиеся специфики работы ассоциации, цели ее создания, идеологические моменты, структура учреждения. Как правило, общественные структуры в своей деятельности придерживаются только тех формулировок, что присутствуют в уставе.

Государство может отказать учреждению в регистрации, если: устав общественного объединения противоречит законам РФ, документы предоставлены не полностью, указанные в заявлении лица не могут быть учредителями структуры, документы недостоверны, наименование создаваемой организации — некорректно.

Если регистрирующий государственные орган отказывает учреждению во внесении сведений о нем в соответствующие реестры, то данное решение должно быть мотивировано в письменном виде. Организация, получившая отказ в регистрации, может обжаловать действия конкретного подразделения компетентного госоргана в вышестоящих структурах либо в суде. Учреждение в любой момент вновь подать заявление на внесение сведений в государственные реестры — если причина, по которой компетентный орган отказал в регистрации организации, устранена (например, необходимые документы собраны в полном комплекте).

Наименование общественного движения

Рассмотрим вопрос о наименовании общественного движения. Каким должно быть наименование общественного движения для того, чтобы пройти правовую экспертизу в Министерстве Юстиции? 

Основой для всех общественных движений является наименование. Наименование общественного движения определяет вектор его развития. Такая некоммерческая организация, как общественное движение имеет особенности, которые дают возможность осуществлять успешную деятельность. Наименование общественного движения представляет собой один из самых важных моментов при регистрации общественного движения.

Для того чтобы правильно составить наименование общественного движения, нужно знать законы, регулирующие детальность некоммерческих организаций. Практика также играет непоследнюю роль. Очень часто мы сталкиваемся с ошибками в наименовании общественных движений. 

Итак, наименование общественного движения должно состоять из организационно-правовой формы, характера деятельности и территориальной сферы деятельности.  

Если говорить простым языком, то характер деятельности общественного движения — это то, чем общественное движение будет заниматься и какие цели планирует достичь. Подробнее — «Деятельность НКО»

Обращаем Ваше внимание, что все цели создания общественного движения должны соответствовать ст. 2 ФЗ 7 «О НКО» и ст

9 ФЗ 82 «Об общественных объединениях». Это могут быть социальные, политические и иные общественно полезные цели

Наименование Общественного движения должно быть на русском языке, при этом не могут присутствовать транскрипции английского, латинского или других языков. С иностранными словами на практике очень строго, так же, как и с включением в название иностранных государств — ст. 1473 ГК РФ запрещает использовать в названия юридических лиц наименования иностранных государств и производные от них. 

Общественное движение вправе иметь сокращенное наименование на русском языке и вправе иметь в дополнение как полное, так и сокращенное на любых иностранных языках мира. В случае, если присутствует необходимость включить в наименование иностранное слово, то это возможно при использовании перевода в скобках. Например, «Аутсайд» (вовне). Такой вариант допускается и пройдет правовую экспертизу в Министерстве Юстиции. 

Согласно действующему законодательству общественные движения выступают в гражданском обороте под собственным наименованием и имеют исключительное право на его использование. Наименование общественного движения не может заключать в себе информацию, которая оскорбляет нравственные, религиозные и национальные чувства граждан.

Последние поправки

Как уже говорилось выше, последние изменения в ФЗ 82 были внесены 20 декабря 2017 года. В частности, изменения коснулись следующей статьи:

Ч 5 ст 8

Общественная организация должна обладать руководящим органом. Все основные решения принимает руководящий орган или руководящая коллегиальная группа в общественном объединении.

Ниже рассмотрены важные статьи, в которые изменения за последнее время не вносились.

Ст 5 ФЗ 82

В статье 5 описывается понятие общественного объединения. Под таковым понимается самоуправляемое добровольное сообщество, созданное без преследования коммерческих целей. Участники сообщества обладают общими интересами и целями.

Ст 7 ФЗ об общественных объединениях

Статья 7 перечисляет формы, по которым могут быть организованы сообщества:

  • Общественная группа;
  • Общественное учреждение;
  • Движение;
  • Фонд;
  • Политическая партия (ФЗ здесь:).

82 ФЗ статья 29

В статье 29 перечисляются обязанности коллективного объединения. Оно должно:

  • Следовать законодательству Российской Федерации и общепринятым принципам и нормам международных соглашений;
  • Публиковать отчетность об эксплуатации собственного имущества каждый год;
  • Ежегодно сообщать гос органу, который зарегистрировал объединение о продолжении деятельности;
  • Не препятствовать появлению уполномоченного сотрудника на проводимые коллективные объединения предприятия;
  • Информировать федеральный орган государственной регистрации по объемам денежных средств или другого имущества, которые получаются от иностранных источников. Они указаны в Федеральном законе «О некоммерческих организациях», о целях расследования подобных денежных средств и эксплуатации недвижимости.

Сообщество в обязательном порядке должно информировать орган, который принял решение о государственной регистрации этого сообщества изменить информацию, которая указывается в статье 5 Федерального закона «О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и физических лиц». Не предоставлять можно информацию, полученную в течение трех дней с момента подобных изменений.

Если информация несколько раз подряд не предоставлялась, уполномоченный госорган может обратиться в судебную инстанцию с письменным заявлением о том, чтобы сообщество прекратило свою работу.

Чтобы получать финансирование от иностранных источников и участвовать в политической деятельности Российской Федерации, сообщество должно зарегистрировать свое объединение в качестве некоммерческой организации, которая выполняет функцию иностранного объекта.

Статья 35

Ст 35 описывает управление имуществом в общественных учреждениях. Сообщества, которые финансируются одним или несколькими собственниками, могут управляться на основе оперативного управления.

Сообщества, которые управляются юридическими лицами, могут являться собственностью данных граждан. Если права собственности на недвижимость переходит к третьему лицу, то закрепленное имущество переходит также к нему, при этом он вправе осуществлять оперативное управление.

Коллективные сообщества отвечают по обязательствам денежных средств, которые находятся на их счету. Если они недостаточно субсидируются, возникает ответственность по обязательствам. Ее несет собственник закрепленного имущества (движимого и недвижимого).

Исторические разновидности общественных объединений

Рассмотрим некоторые наиболее примечательные исторические разновидности общественных объединений.

В числе таковых можно выделить:

  • антивоенные организации (первые из них появились после Второй мировой войны в целях недопущения появления и распространения в обществе милитаристских идей);
  • национально-освободительные структуры (их деятельность направлена на преодоление наследия колониализма);
  • индустриальные движения (как правило, это профсоюзы работников различных промышленных сфер в развитых странах);
  • экологические ассоциации;
  • детские общественные объединения;
  • молодежные ассоциации;
  • региональные организации (их деятельность может быть направлена на обеспечение сохранности локальных культур, самобытности, социальных принципов, ставших традициями на той или иной территории).

Общественные ассоциации могут возникать как результат технического прогресса. Например, по ряду признаков таковыми могут быть группы в соцсетях, форумы и иные форматы виртуальных коммуникаций.