Местная администрация муниципального образования: структура, полномочия, ответственность

Перечень ключевых полномочий органов местного самоуправления

В Федеральном законе 2003 г. № 131-ФЗ предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления установлены с опорой на систему утвержденных положений. Прежде всего, это те вопросы местного значения, которые относят к сфере влияния МСУ. Они сформулированы на базе деления муниципальных образований на типы, а именно:

  • вопросы местного значения поселения,
  • вопросы местного значения муниципального района,
  • вопросы местного значения городского округа.

Для всех муниципальных образований имеет место общий перечень вопросов, к которым можно смело отнести следующее:

  • формирование, утверждение и исполнение соответствующих бюджетов,
  • контроль за исполнением бюджетов,
  • установление, изменение и отмена закрепленных за данным уровней местных налогов и сборов,
  • владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом .

Все иные местные вопросы решаются в соответствии с полномочиями поселений и муниципальных районов. Что касается городских округов, то весь перечень вопросов местного значения находится в сфере влияния.

Органы Местного самоуправления поселений решают широкий круг вопросов, которые связаны с повседневным жизнеобеспечением населения. К примеру, именно местные власти занимаются вопросом обеспечения малоимущих граждан жилыми помещениями в полном соответствии с нормами действующего законодательства. Также к числу полномочий органов МСУ поселков относят:

  • организацию в границах поселения тепло- и водоснабжения населения,
  • обеспечение первичных мер пожарной безопасности,
  • создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры,
  • организация благоустройства и озеленения территории,
  • планирование застройки поселений,
  • организация освещения улиц,
  • установки уличных указателей и т. п.

Ряд аспектов перенесены в сферу «вопросы местного значения» и успешно решаются местными властями. Разграничение между полномочиями поселения и полномочиями муниципального района выглядит примерно следующим образом: что в границах поселения за их решение отвечает поселение, а за межпоселенческие вопросы – муниципальный район.

В качестве примера можно привести организацию транспортного обслуживания населения. Так, в границах поселения вопросы с транспортом решает поселение, а муниципальный район решает проблемы организацияи транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

В настоящее время активно используется градация поселений по уровню загруженности теми или иными полномочиями. К уровню поселения отнесены:

  • организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,
  • организация библиотечного обслуживания населения,
  • организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

К уровню муниципального района относится:

  • организация утилизации и переработки бытовых отходов и мусора,
  • организация библиотечного обслуживания поселений,
  • содержание межпоселенческих мест захоронения и организация ритуальных услуг и т. д.

Полностью на уровень муниципального района вынесены вопросы, решение которых требует наличия развитой инфраструктуры крупных затрат на ее поддержание. К ним относятся:

  • организация общественного порядка,
  • предоставление начального и общего образования, дошкольного образования, отдыха детей в каникулярное время,
  • предоставление основных видов медицинской помощи, организация и осуществление экологического контроля территории, и ряд других.

Однако не следует забывать, что в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению образовательного процесса возложены на органы государственной власти субъектов РФ. Это сделано для избежания халатности на местах, снижения коррупции и воровства муниципальных властей.

Теперь рассмотрим полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения. Они представлены на рисунке ниже.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

Рассмотрев полномочия органов местного самоуправления можно с уверенность утверждать, что вся система нуждается в реформировании. Необходимо усиливать вертикаль власти. Только сильный контроль позволит снизить уровень разгильдяйства и воровства на местном уровне.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ
  3. Бобылева Е.А. Принцип субсидиарности в праве Европейского Союза // Актуальные проблемы российского права №. 2008 г. Стр.437-449

Ответ

Согласно ч. 2 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ контракт с главой местной администрации заключается на срок полномочий представительного органа муниципального образования (до дня начала работы представительного органа нового созыва), но не менее чем на два года. Данная норма императивно устанавливает минимальный срок контракта, не предусматривая каких-либо исключений

При этом обращаю Ваше внимание на важное уточнение, содержащееся в скобках. Оно указывает на то, что контракт должен заключаться на оставшийся срок полномочий представительного органа муниципального образования (это может быть, например, два или три года). Если же до истечения срока полномочий представительного органа остается менее двух лет, контракт следует заключить на два года

По истечении этого срока новый состав представительного органа муниципального образования назначит на должность главу местной администрации до истечения срока своих полномочий

Если же до истечения срока полномочий представительного органа остается менее двух лет, контракт следует заключить на два года. По истечении этого срока новый состав представительного органа муниципального образования назначит на должность главу местной администрации до истечения срока своих полномочий.

Срок полномочий главы местной администрации по общему правилу федерального законодательства связан со сроком полномочий представительного органа муниципального образования. Предложенный в обращении вариант избрания главы местной администрации на пять лет, когда до истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования остается менее двух лет, данному правилу противоречит, следовательно использован быть не может.

Как указано в обращении, в соответствии с уставом муниципального района глава местной администрации района назначается на должность по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего решение о назначении лица на должность главы местной администрации (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва), но не менее чем на два года. Контракт с действующим главой заключен на пять лет и истекает в 2017 году. Срок полномочий Совета народных депутатов муниципального района, назначившего действующего главу местной администрации, также составляет 5 лет и также истекает в 2017 году. Учитывая указанные выше нормы Федерального закона № 131-ФЗ, положения устава муниципального района, а также то, что в контракте с главой местной администрации нет конкретной даты окончания его полномочий, действующий глава местной администрации должен замещать эту должность до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва, перед которым ему следует сложить свои полномочия.

Ответ

В соответствии со ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131 Конституции Российской Федерации).

Указанный принцип, в полной мере реализованный в Федеральном законе № 131-ФЗ, не предусматривает возможности осуществлять полномочия по решению вопросов местного значения через иные органы, кроме органов местного самоуправления. При этом ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ закрепляется гибкая структура органов местного самоуправления, предусматривающая возможность создания иных органов местного самоуправления, которые также наделяются в соответствии с уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации (структурные подразделения местной администрации) самостоятельными органами местного самоуправления не являются, поэтому не обладают правом решать вопросы местного значения, выступать от своего имени.

Органы местной администрации, являясь лишь структурными подразделениями местной администрации, подчиняются главе местной администрации, руководящему администрацией на принципах единоначалия, могут выполнять только отдельные управленческие функции в целях реализации полномочий местной администрации в целом. Издание структурными подразделениями местной администрации муниципальных правовых актов по вопросам, решение которых уставом муниципального образования отнесено к полномочиям органа местного самоуправления – местной администрации, является неправомерным. Должностные лица структурных подразделений местной администрации в соответствии с ч. 7 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ издают распоряжения и приказы по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования.

Отдельно следует заметить, что наличие или отсутствие у органов местной администрации (впрочем, как и у органов местного самоуправления) статуса юридического лица в данном случае правового значения не имеет, поскольку не влияет на объем и характер публично-правовой компетенции указанных органов.

Как уже отмечалось выше, Федеральный закон № 131-ФЗ позволяет сформировать помимо «обязательных» и иные органы местного самоуправления. Так, уставом может быть предусмотрено создание, например, управления экономики и имущественных отношений, управления земельных отношений. Причем они могут быть как структурными подразделениями местной администрации, так и самостоятельными органами местного самоуправления.

Согласно норме ч. 1 ст. 7 Федерального закона №131-ФЗ по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

При этом в систему муниципальных правовых актов входят, в частности, правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 131-ФЗ).

Таким образом, если указанные выше управления будут иметь статус органа местного самоуправления, они будут вправе издавать муниципальные правовые акты, в том числе имеющие нормативный характер, например, по вопросу владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками.

Ответ

Нормы ч. 3 ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают, что органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования.

В соответствии с положениями п. 9 ч. 10 ст. 35  Федерального закона № 131-ФЗ к исключительной компетенции представительных органов муниципальных образований относится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. При этом положения ч. 5 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

В рамках регламентации такой подотчетности Федеральным законом от 7 мая 2009 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 90-ФЗ) в ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ была включена ч. 51, согласно которой глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, — о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Федеральным законом № 90-ФЗ в ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ была также включена ч. 111, устанавливающая соответственно, что представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования выражается также в возможности отзыва избирателями главы муниципального образования (п. 9 ч. 6 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ) и удаления главы муниципального образования в отставку (ст. 741 Федерального закона   № 131-ФЗ).

При этом подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования не означает его подчиненности представительному органу муниципального образования. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования (ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ). В связи с этим у представительного органа нет юридически обоснованного права давать обязательные для исполнения поручения (в том числе решения, принятые не в форме нормативного правового акта) главе муниципального образования.

Согласно п. 1 ч. 61 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.

На главу местной администрации возложены функции, связанные с необходимостью обеспечивать осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Подконтрольность и подотчетность главы местной администрации представительному органу муниципального образования проявляются, в частности, в том, что глава местной администрации представляет представительному органу муниципального образования:

— ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации;

— отчеты о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (п. 2 ч. 61 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ).

Ответ

Нормы ч. 3 ст. 91 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и ч. 4 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают, что функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют только уполномоченные органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Из норм ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что одним из основных признаков органов местного самоуправления является наличие у них собственных полномочий по решению вопросов местного значения. Положения Федерального закона № 131-ФЗ не предусматривают возможность включения органов местного самоуправления в структуру иных органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 8 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. При этом органы местной администрации не могут иметь статус органов местного самоуправления, поскольку они являются лишь структурными подразделениями местной администрации и не обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В ст. 6 БК РФ казенное учреждение определяется как государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Учитывая, что органы местного самоуправления, которые наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, органы местной администрации как юридические лица также должны приобретать статус казенных учреждений, поскольку они, как и в случае с органами местного самоуправления, осуществляют исполнение муниципальных функций.

Казенному учреждению запрещается выступать учредителем (участником) каких-либо юридических лиц (ч. 4 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Данное требование применяется также в отношении органов местной администрации, как казенных учреждений.

Необходимо также учитывать, что органы местного самоуправления, а также органы местной администрации наделяются статусом юридического лица для осуществления собственной финансово-хозяйственной деятельности, участия в гражданском обороте от своего имени для удовлетворения исключительно собственных материально-технических, организационных и иных потребностей. Во всех остальных случаях органы местного самоуправления действуют как органы публичной власти для реализации публично-властных полномочий, участия в гражданском обороте от имени и в интересах муниципального образования, являющегося самостоятельным участником гражданских отношений (ст. 124 – 125 ГК РФ). В связи с этим, органы местного самоуправления осуществляют функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений, как органы публичной власти, а не как юридические лица в качестве казенных учреждений.

Таким образом, органы местной администрации (как структурные подразделения местной администрации, так и как казенные учреждения) не могут быть наделены непосредственно функциями и полномочиями учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ от имени муниципального образования могут приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. В связи с этим руководитель отраслевого органа администрации муниципального района, являющейся должностным лицом местного самоуправления, от имени муниципального образования может приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, в случае, если такая возможность будет предусмотрена уставом соответствующего муниципального образования.

Функции местной администрации

В муниципальном образовании возникает достаточно много актуальных проблем. Их необходимо решать. Образование местной администрации в муниципальном районе, поселении и пр. как раз и направлено на решение актуальных вопросов, связанных с развитием административно-территориальной единицы.

В полномочия исполнительно-распорядительного органа входят следующие.

Разработка проектов бюджета, смет, программ, планов социально-экономического развития территории. Эти документы предоставляются на утверждение законодательному органу МО.
Исполнение бюджета и предоставление отчета.
Обеспечение работы ЖКХ, транспорта, предприятий связи, муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и пр.
Распоряжение и управление муниципальной и другой собственностью, переданной МО в порядке, установленном законодательством.
Разработка предложений о создании, ликвидации или реорганизации учреждений и предприятий МО.
Утверждение уставов муниципальных организаций.
Реализация отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с федеральным законодательством.
Осуществление иных полномочий, определенных нормативными актами представительного органа МО, в т. ч. функций заказчика по контрактам на исполнение подрядных работ для муниципальных нужд.
Подготовка и предоставление законодательному органу проектов правовых актов местной администрации муниципального образования, разработка штатного расписания муниципальных должностей, практических рекомендаций, касающихся предметов своего ведения.
Создание рабочих групп и коллегий, консультативных экспертных и общественных советов, привлечение на договорной основе научных организаций, ученых, специалистов к решению вопросов территориального значения.
Взаимодействие с органами государственной власти, другими структурами местного управления, учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами, населением по вопросам своего ведения.
Участие в разработке проектов договоров, соглашений с другими МО, исполнительными органами государственной власти.
Направление запросов на получение от территориальных и отраслевых структур, предприятий, учреждений, организаций документов, информации, материалов, необходимых для реализации задач, возложенных на местную администрацию муниципального образования.

Вам будет интересно:Запись в ГИБДД для замены водительского удостоверения, режим работы ГИБДД

Разумеется, это далеко не все функции исполнительно-распорядительного органа. Полный перечень фиксируется в уставе МО и Положении о деятельности местной администрации муниципального образования.

Администрация муниципального образования

Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Это конкретный человек, который избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.

Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Структурные единицы администрации

Они различаются по объему полномочий, направленности деятельности, кадровому составу и многим другим признакам. Различия зависят от уровня муниципалитета, особенностей социально-экономической ситуации, количества населения и прочих обстоятельств.

В городских округах, к примеру, создаются подразделения, решающие проблемы здравоохранения, образования, ЖКХ, культуры, строительства, инженерной инфраструктуры, градостроительства и архитектуры, рынка недвижимости, соцзащиты, благоустройства, потребительского рынка, сферы обслуживания, спорта, финансов, управления имуществом, антимонопольной политики, защиты природы, военнослужащих, международных связей, чрезвычайных ситуаций, связи с прессой.

В муниципальных районах обычно создаются подразделения, осуществляющие организацию:

  • народного образования;
  • ЖКХ;
  • строительства;
  • сельского хозяйства;
  • управления земельными ресурсами, муниципальным имуществом;
  • деятельности по защите природы;
  • социально-экономической поддержки граждан и пр.

Несмотря на то что наименования подразделений в различных муниципалитетах практически одинаковые, кадровое их наполнение существенно различается. В городских поселениях отделы, управления, департаменты значительно превышают по своей численности районные подразделения. В сельской местности штатные отделы весьма малочисленны. В них работает от 2 до 5 сотрудников. При этом круг вопросов, которые они решают, достаточно узкий и ограничивается управлением земельными ресурсами, содержанием муниципального жилого фонда, записью актов гражданского состояния, учетной работой.

Досрочное прекращение полномочий

Руководитель местной администрации муниципального образования, назначенный на должность в соответствии с контрактом, лишается своих полномочий в следующих случаях.

Смерть.
Увольнение по собственному желанию.
Признание ограниченной дееспособности или полной недееспособности судом.
Признание без вести отсутствующим либо умершим.
Вступление в силу обвинительного приговора.
Выезд за границу для постоянного проживания.
Прекращение российского или иностранного гражданства государства-участника международных договоров с РФ, согласно которым лицо не может быть избрано в органы местной власти.
Призыв в ряды ВС РФ, направление на альтернативную службу.
Упразднение/преобразование МО.
Утрата населенным пунктом статуса муниципалитета вследствие объединения с городским округом.
Увеличение количества избирателей МО больше чем на 25%, обусловленное изменением границ или объединением поселения и городского округа.

Права и обязанности

Стоит учитывать, что права и обязанности структур местного управления имеют тесную взаимосвязь с предметами их ведения. Так, если при определении данных предметов актуальным становится ответ на вопрос, в каких сферах жизни местного общества орган является компетентным, то обязанности и права характеризуют границы возможностей структуры в той или иной области муниципальных отношений. Федеральным законом от 2003 года касательно общих принципов организации местной власти закрепляются правила правового регулирования и осуществления компетенции органов местного самоуправления:

  • Список вопросов местного характера может быть изменен лишь посредством внесения соответствующих дополнений и изменений в представленный закон.
  • Финансовые обязательства, которые возникают по причине решения проблем местного плана, выполняются за счет денежных средств бюджетов местного уровня. При этом федеральные законодательные акты, а также законодательные акты субъектов не могут включать в себя положения, которые определяют объем расходов, покрываемых средствами бюджетов местного уровня.
  • Правовое регулирование ответственности должностных лиц и структур местного самоуправления, их прав и обязанностей включается в число полномочий органов федерального значения, а также органов гос. власти субъектов РФ.
  • Согласно вопросам местного характера должностные лица и органы местного управления принимают правовые акты муниципального типа. Стоит дополнить, что данные документы являются обязательными для исполнения на всей территории соответствующего формирования муниципального типа.
  • При решении вопросов местного характера органы местного самоуправления в полномочиях соответствующего ранга и их пределах могут заключать соглашения и договора. Например, для формирования объединений межмуниципального значения.
  • Структуры местного управления имеют право – согласно уставам муниципальных образований – решать, привлекать ли граждан к исполнению работ, значимых для общества, на добровольной основе (например, к дежурству или уборке территории). Стоит дополнить, что к социально-ориентированной может быть отнесена только деятельность, которая не требует профессиональной подготовки. К реализации подобных активностей могут быть привлечены трудоспособные совершеннолетние граждане во время, свободное от учебы или основной работы, при условии безвозмездности труда не более чем 1 раз в 3 месяца. Кроме того, продолжительность этих работ не должна превышать 4-х часов без перерыва.
  • Допустимость подчиненности структуры или должностного лица местной власти одного муниципального формирования представительному органу местного самоуправления другого муниципального формирования.

Гарантии и ограничения

Закон устанавливает ряд условий, соблюдение которых обязательно для глав муниципалитетов. Они не вправе являться депутатами Госдумы и представительных региональных органов, членами СФ. Главам МО запрещено одновременно замещать выборную должность и быть муниципальными или госслужащими.

Высшие лица не могут заниматься предпринимательством или иной коммерческой деятельностью, связанной с извлечением прибыли. Исключение составляет работа в сфере педагогики, науки или искусства.

Главы муниципалитетов обладают неприкосновенностью. Закон запрещает привлекать их к уголовной ответственности, арестовывать, задерживать, допрашивать, обыскивать и проводить в отношении них оперативно-розыскные мероприятия.

Еще немного о местной администрации

Она является центром жизни местной бюрократии. Занимается тем, что принимает целевые акты органов исполнительной власти местного самоуправления и воплощает их в жизнь. Местная администрация тесно взаимосвязана и является единой системой, которая работает над обеспечением работы. Следует отметить, что в законодательстве не предусмотрены нормы о возможности прекращения ее полномочий. Это может быть сделано только по отношению к должностным лицам. Следует запомнить, что местная администрация – это орган общей компетенции с правами юридического лица. Она исполняет бюджет, а также представляет на утверждение представительному органу отчет об его исполнении. На местную администрацию возложена обязанность обеспечения функционирования жилищно-коммунального хозяйства, муниципальных учреждений транспорта, здравоохранения, культуры, образования и иных организаций, которые подчиняются им. Также на нее возложено управление и распоряжение имеющейся собственностью. Местная администрация ведет территориальный кадастр, а также проводит техническую инвентаризация не/движимого имущества. Может она выступать и в роли заказчика по муниципальному контракту (но только в порядке и случаях, что установлены представительным органом). Таким образом, покрывается вся потребность в оказании услуг и поставке товаров для муниципальных нужд города. При надобности местная администрация имеет право готовить и передавать представительному органу проекты правовых актов, а также практические рекомендации по оформлению порядка. В случае возникновении потребности могут создаваться в установленном порядке коллегии и рабочие группы, общественные, экспертные и консультативные советы, привлекаться научные организации и отдельные специалисты.

Какие обязанности у главы муниципального образования?

Полномочия исполнительных органов местного самоуправления, как правило, довольно неплохо описываются в их названии. Глава же должен следить за всем. Так, в его обязанности входит:

  1. Представлять муниципальное образование во время взаимодействия с органами местного самоуправления иных территориальных общин, государственной властью, организациями, гражданами. Он может действовать от имени населенного пункта без доверенности. То есть подписывать соглашение, высказывать позицию и прочее, за исключением оговоренных в законодательстве или уставе случаях.
  2. Издает в рамках своих полномочий необходимые правовые акты.
  3. Может созывать внеочередное заседание представительного органа.
  4. Подписывает и публикует в установленном порядке нормативные акты, что принимаются местными депутатами.
  5. Обеспечивает решение и разбор вопросов местного значения.

Эти полномочия принадлежат ему независимо от того, как он был избран и какой орган возглавляет. С помощью устава можно расширить перечень его полномочий. Причем с учетом того, какой орган он возглавляет – исполнительные или представительный. Глава муниципального образования отчитывается и находится под контролем населения территории, а также депутатского корпуса. Если есть желание получить определенные разъяснения или обратиться с какой-то проблемой, то предусмотрены определенные приемные дни и часы. Хотя если населенный пункт не очень большой, то, как правило, для возможности пообщаться достаточно застать его на рабочем месте. Также граждане, желающие тесно взаимодействовать, могут сформировать общественную организацию, которая будет работать с ним.