Представительные органы местного самоуправления

Понятие и сущность представительного органа

Представлять интересы населения призван орган, именуемый представительным, в состав которого входят депутаты. Основная роль данного органа – осуществление местной власти в интересах населения народными избранниками. На местном уровне данный орган обычно именуется думой, собранием.

Представительный орган действует коллегиально. Он может приступать к своим полномочиям при наличии не менее двух третей от той численности, которая установлена уставом города или района.

Депутаты осуществляют свою деятельность путем заседаний, на которых должно присутствовать не меньше половины от общего числа. Заседания проводятся не менее одного раза в квартал, за исключением случаев внеочередных заседаний по инициативе мэра.

Функции представительного органа

Представительный орган МТО кроме решения вопросов, относящихся к его исключительной компетенции, наделяется и иными полномочиями.

Собрание депутатов МТО принимает участие в формировании всех органов муниципальной власти. Так, депутаты:

выбирают главу МТО из своего состава или из числа кандидатов, предложенных конкурсной комиссией, если уставом не предусмотрено его избрание на муниципальных выборах (подп. 1 п. 2 ст. 36 закона № 131-ФЗ);

  • устанавливают структуру администрации МТО и назначают на должность главу администрации (пп. 6, 8 ст. 37 закона № 131-ФЗ);
  • создают контрольно-счетный орган МТО (п. 1 ст. 38 закона № 131-ФЗ).

Одной из задач представительного органа местного самоуправления является контроль за функционированием других органов МТО. Депутаты заслушивают ежегодные доклады главы МТО, главы администрации о результатах работы местной администрации и иных подведомственных главе МТО органов самоуправления (п. 11.1 ст. 35 закона № 131-ФЗ).

Вышеуказанные полномочия определяют ведущее положение собрания депутатов в структуре органов МТО.

Обратите внимание! Вместе с тем не следует забывать, что и сам представительный орган несет ответственность перед избравшим его населением и государством (ст. 71, 72 закона 131-ФЗ)

Рекомендуем к прочтению статью на сайте КонсультантПлюс «Правовой статус представительного органа местного самоуправления». Если у вас еще нет доступа к системе КонсультантПлюс, вы можете оформить бесплатный пробный доступ на 2 дня.

О соглашениях между исполнительными и представительными органами власти

В силу Закона N 131-ФЗ и устава муниципального образования исполнительный орган муниципального образования наделен своими полномочиями по вопросам местного значения, обязан их исполнять и отчитываться за их исполнение перед представительным органом. Из чего следует, что контроль за переданными полномочиями может осуществляться посредством заслушивания отчета главы местной администрации и иных должностных лиц об исполнении переданных полномочий. Для чего необходимо, чтобы орган местного самоуправления, которому переданы соответствующие полномочия, регулярно отчитывался об их исполнении перед органом, передавшим полномочия. Порядок и форма представления таких отчетов должны быть предусмотрены в заключаемых соглашениях.

Для того чтобы эффективно осуществлять контроль за переданными полномочиями, депутатам необходимо знать, часть какого полномочия передается администрацией, какие финансовые расходы повлечет за собой эта передача, нужно детально вникать в суть соглашений, заключенных администрациями муниципальных образований поселения и района, с целью определения эффективности такой передачи.

Исходя из муниципальной практики Ульяновской области, представительный орган местного самоуправления — Совет депутатов не подписывает соглашений о передаче полномочий администрации, но знать о таком соглашении он должен, так как передача полномочий влечет за собой расходование бюджетных средств. В данном случае администрация муниципального образования должна направить в Совет депутатов проект соглашения для согласования и только после получения согласия Совета депутатов может подписать соглашение. Так как пока не будут внесены соответствующие изменения в бюджеты поселений и районов, исполнить соглашение не представляется возможным. Кроме того, поскольку соглашение о передаче полномочий заключается между двумя органами местного самоуправления, то в них определяются права и обязанности сторон по отношению друг к другу. Исходя из чего следует, что включение в соглашение пункта об отчете администрации района перед Советом депутатов поселения является неправомерным.

Структура представительного органа

Внутренняя структура представительного органа определяется уставом МТО и регламентом представительного органа.

Собрания депутатов небольших МТО могут функционировать с достаточно простой внутренней структурой, включающей в себя, как указано в п. 14 ст. 35 закона № 131-ФЗ, председателя и, возможно, его заместителя.

В крупных МТО со значительным количеством депутатов структура представительного органа местного самоуправления сложнее и включает в себя:

  • Подразделения, деятельность которых носит постоянный или временный характер. Постоянные комиссии представительных органов местного самоуправления создаются на весь срок полномочий собрания депутатов и наделяются конкретными функциями (по организации заседаний, проработке вопросов к заседаниям и т. д.). Для подготовки специфических вопросов могут формироваться временные комиссии, а также рабочие группы, в которые включаются разные специалисты и представители заинтересованных организаций.
  • Аппарат представительного органа. В него могут входить организационный отдел, юридическая, аналитическая служба, отдел по работе с избирателями и пр. В небольших МТО данная работа может выполняться сотрудниками местной администрации.

Какие обязанности у главы муниципального образования?

Полномочия исполнительных органов местного самоуправления, как правило, довольно неплохо описываются в их названии. Глава же должен следить за всем. Так, в его обязанности входит:

  1. Представлять муниципальное образование во время взаимодействия с органами местного самоуправления иных территориальных общин, государственной властью, организациями, гражданами. Он может действовать от имени населенного пункта без доверенности. То есть подписывать соглашение, высказывать позицию и прочее, за исключением оговоренных в законодательстве или уставе случаях.
  2. Издает в рамках своих полномочий необходимые правовые акты.
  3. Может созывать внеочередное заседание представительного органа.
  4. Подписывает и публикует в установленном порядке нормативные акты, что принимаются местными депутатами.
  5. Обеспечивает решение и разбор вопросов местного значения.

Эти полномочия принадлежат ему независимо от того, как он был избран и какой орган возглавляет. С помощью устава можно расширить перечень его полномочий. Причем с учетом того, какой орган он возглавляет – исполнительные или представительный. Глава муниципального образования отчитывается и находится под контролем населения территории, а также депутатского корпуса. Если есть желание получить определенные разъяснения или обратиться с какой-то проблемой, то предусмотрены определенные приемные дни и часы. Хотя если населенный пункт не очень большой, то, как правило, для возможности пообщаться достаточно застать его на рабочем месте. Также граждане, желающие тесно взаимодействовать, могут сформировать общественную организацию, которая будет работать с ним.

Контрольный орган муниципального образования

Контрольный орган МСО появляется с помощью представительного. Положения о его работе закреплены в ФЗ No6 от 2011 года. Он сформирован для того, чтобы контролировать реализацию статей сформированного администрацией бюджета, контролировать общепризнанный порядок по вопросам проекта бюджета, отчетности его исполнения.

Нужен для поддержания управленческого и распорядительного порядка за имуществом МСО. Выполняет контрольный, ревизионный, экспертный, аналитический и информационный вид работы, который поможет обеспечить контроль за местным бюджетом и его направленностью.

Полномочия членов представительного органа

Депутаты имеют исключительную компетенцию на осуществление следующих полномочий:

  • Принимать и вносить корректировки в главный документ муниципалитета, именуемого уставом
  • Депутатам отводится роль в формировании местного бюджета, путем его принятия на заседании
  • Принимать, изменять и отменять налогообложение жителей
  • Разрабатывать планы и прогнозы развития территории города или района
  • Распоряжаться имуществом местного значения
  • Создавать, реорганизовывать и ликвидировать муниципальные предприятия
  • Осуществлять сотрудничество с другими муниципальными территориями
  • Выполнение контрольных функций за органами муниципальной власти, в том числе удалять мэра в отставку

Уставом могут закрепляться иные полномочия, не противоречащие законодательству.

Депутат представительного собрания

Депутатом представительного органа является гражданин:

достигший 18 лет;

  • избранный на основе всеобщего, равного и прямого голосования;
  • уполномоченный представлять в нем интересы избирателей, населения МТО.

Рекомендуем! Основные вопросы, связанные с проведением муниципальных выборов, регулируются законом «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ…» от 26.11.1996 № 138-ФЗ.

Избирают депутатов, как мы уже говорили, на срок не менее 2 и не более 5 лет. Конкретный период указывается в уставе МТО. Депутаты приступают к исполнению своих обязанностей с момента своего избрания (пп. 2, 3 ст. 40 закона № 131-ФЗ).

Согласно п. 5 ст. 40 закона № 131-ФЗ депутаты могут осуществляют свою деятельность:

  • На постоянной основе в совете депутатов и получать за это денежное вознаграждение.
  • Без отрыва от основной работы. В этом случае они получают зарплату по месту основной деятельности и, как правило, вознаграждение за исполнение депутатских обязанностей.

Важно! Законодатель устанавливает, что количество постоянно работающих депутатов не может превышать 10% от общего числа избранных граждан (если общее количество депутатов менее 10 человек, то это 1 депутат). Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются с началом работы представительного органа в обновленном составе

В некоторых случаях депутат может быть лишен своего статуса досрочно (пп. 10, 10.1 ст. 40 закона № 131-ФЗ)

Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются с началом работы представительного органа в обновленном составе. В некоторых случаях депутат может быть лишен своего статуса досрочно (пп. 10, 10.1 ст. 40 закона № 131-ФЗ).

Больше узнать о депутатах можно в системе КонсультантПлюс: чтобы зайти в систему оформляйте бесплатный пробный доступ или подключайте систему на постоянной основе (здесь можно заказать прайс).

Прекращение деятельности представительного органа

Истечение полномочий членов представительного органа связывают с рядом обстоятельств:

  • Они могут быть прекращены досрочно за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей
  • В результате самороспуска
  • В результате изменения территории города или района, вследствие чего изменилось численность населения
  • Если принято решение об упразднении муниципальной территории

При досрочном прекращении полномочий, проводятся досрочные выборы нового состава депутатов.

В качестве мер ответственности депутаты могут прекратить полномочия за утрату доверия перед населением. Утрату доверия связывают с неисполнением своих полномочий надлежащим образом или исполнением не в интересах населения.

Представительный орган муниципального образования

Представительный орган состоит из выбранных на народных выборах депутатов по смешанной системе. Он представляет обычных граждан, их интересы и принимает от них решения по всем общественно-важным вопросам, которые распространяются на всю местность муниципалитета. Именно с его помощью каждый человек реализовывает свои права выбирать и властвовать.

Это избранный орган, который собирается на заседаниях для реализации безотлагательных решений, касаемо бюджетных денег и социальных вопросов.

Как правило, он требуется, чтобы:

  • принимать устав и вносить в него корректировки;
  • назначать бюджет и составлять отчетность о его осуществлении;
  • делать установку, изменения и отмену местных налогов и сборов согласно законам РФ;
  • принимать планы с программами развития региона;
  • управлять и распоряжаться всем имуществом муниципалитета в гражданских интересах;
  • принимать решения по созданию, процессам ликвидации с реорганизацией учреждений, устанавливающих тарифы;
  • обеспечивать эффективную работу органов МСО, делать изменение структуры выборных органов МСУ;
  • осуществлять контроль за работой соответствующих органов МСО;
  • контролировать работу главы муниципалитета и решать вопросы о его смене и увольнении.

Местное самоуправление в России

К МСУ или местному самоуправлению в Российской Федерации причисляется деятельность сообществ по проблемам муниципалитета, которая осуществляется прямо через власть. Ее признает и гарантирует конституция РФ, поскольку МСУ — основа конституционного строя РФ.

Имеет определенную местность, которая закреплена за муниципалитетом, выборный вид органов и законные формы соучастия граждан в вопросах собственности, власти с бюджетом.

МСУ находится отдельно от госорганов, обладает собственным бюджетом, налоговыми сборами и собственностью. Суть ее в том, что люди, живущие на определенной территории, решают вопросы местного значения вместе. Структура также определяется населением, что затем вносится в устав.

Полномочия представительного органа местного самоуправления

Компетенция представительного органа МТО в общих чертах определена в Конституции РФ (решение локальных вопросов), а подробнее регламентируется законами (федеральными и региональными).

В законе № 131-ФЗ устанавливается исключительная компетенция собрания депутатов независимо от вида МТО, т. е. перечисляются вопросы, которые вправе решать только этот и никакой другой орган. К исключительным правомочиям депутатов относят (п. 10 ст. 35 закона № 131-ФЗ):

Этот список является закрытым. Вопросы расширения компетенции представительного органа МТО в соответствии с п. 11 ст. 35 закона № 131-ФЗ могут разрешаться в нормативных актах субъектов РФ. Но такие вопросы нельзя будет отнести к исключительной компетенции.

Ответ

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, — это депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса. Должности председателя, заместителя председателя и аудитора контрольно-счетного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Учитывая данное определение, к лицам, замещающим муниципальные должности, относятся все депутаты представительного органа муниципального образования, независимо от того, на постоянной или не непостоянной основе они исполняют свои полномочия.

Обращаем внимание, что использованная в данном определении формулировка «действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса» относится исключительно к избирательной комиссии. Ст

2 Федерального закона № 131-ФЗ была дополнена новым понятием «депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, – председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования»

Ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ была дополнена новым понятием «депутат, замещающий должность в представительном органе муниципального образования, – председатель представительного органа муниципального образования, его заместитель (заместители), председатель постоянной и временной комиссии (комитета) и его заместитель (заместители), депутат, замещающий иные должности в представительном органе муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования».

Учитывая положения ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ, заместитель председателя представительного органа муниципального образования является депутатом, замещающим должность в представительном органе муниципального образования.

Что касается вопроса, является ли заместитель председателя представительного органа муниципального образования должностным лицом местного самоуправления, необходимо отметить следующее.

Должностное лицо местного самоуправления – это выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления (ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ).

Под определение должностного лица местного самоуправления подпадают глава муниципального образования, глава местной администрации, назначенный по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности, председатель представительного органа муниципального образования. Их заместители, а также иные лица могут являться должностными лицами местного самоуправления, однако только в том случае, когда муниципальными правовыми актами они наделены полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Последняя редакция ФЗ 131

Как и другие нормативно-правовые акты РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ претерпевает регулярную процедуру внесения поправок. Данный процесс необходим для обеспечения актуальности текущего документа.

Последние поправки в ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ были внесены 30 октября 2017 года. В качестве модифицирующего акта выступил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» N 299-ФЗ.

В статье 3 ФЗ 299 указывается перечень поправок, вносимых в Федеральный закон № 131. Таковыми являются:

Дополнение статьи 17 пунктом 4.4, гласящим, что в числе прочих полномочий, органы муниципального самоуправления уполномочены принимать меры по стратегическому планированию (в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»);

Пункт 6 той же статьи в новой редакции определяет, что муниципальные управляющие структуры обязуются организовывать сбор статистической информации в отношении экономической и социальной сферы подвластного им субъекта Российской Федерации. Полученные данные направляются в органы официальной государственной власти;

Статья 28 изучаемого Федерального закона, повествующая о порядке проводимых по инициативе населения публичных слушаний, дополнилась пунктом 2.1. Согласно рассматриваемой части изучаемого нормативного акта, в числе других предложений, на рассмотрение должен выноситься проект стратегии социального и экономического развития населённого пункта;
В пункте 3 той же статьи исключаются слова «проекты планов и программ развития муниципального образования»;
В статье 35, раскрывающей принципы работы представительных органов самоуправления, преобразовался 4 пункт. В соответствие с текущей редакцией рассматриваемого Федерального закона, данный орган может состоять из глав объектов Российской Федерации, входящих в определённый муниципалитет. Члены данной правительственной структуры избираются на тайном закрытом голосовании

Важно помнить, что число представителей одного поселения не в представительном органе местного самоуправления не может превышать 2/5 от общего числа депутатов.

Предыдущие существенные изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ были внесены 29 июля 2017 года. Основные изменения коснулись проблемы теплоснабжения в регионах Российской Федерации. В соответствии с изменениями, снесёнными в статью 14 ФЗ 131, органы муниципальной власти обязаны следить за строительством и поддержанием строений, перерабатывающих и поставляющих гражданам теплоэнергию. Также в полномочии местных правящих структур прослеживание и вмешательство в ценовую политику в рассматриваемой сфере.

О законодательстве

Раз мы уж затронули правовую документацию, то давайте развивать эту тему и дальше. Органы исполнительной власти местного самоуправления в Российской Федерации действуют согласно закону №131-ФЗ от шестого октября 2003 года. В нем четко прописана структура всей системы. Согласно закону, в самоуправление включены такие элементы:

  1. Представительный орган территориального образования.
  2. Местная администрация.
  3. Глава территориального образования.
  4. Контролирующий орган.
  5. Местная администрация.
  6. Иные структуры, что предусмотрены уставом и занимаются местным самоуправлением.

Причем субъекты из первых трех пунктов должны быть обязательно. Местная администрация и глава – это исполнительные органы местного самоуправления в РФ, на которые возложено выполнение как общих законов, так и решений, что принимаются представительным органом. Здесь следует остановиться подробнее. Представительный орган местного управления является выборным. Он обладает правом представлять интересы населения, а также принимать решения от его имени. Следует отметить, что наименование представительного органа может варьироваться зависимо от народных или исторических традиций, как то совет, дума, сход, собрание, рада и тому подобное. Это настолько интересно, что, пожалуй, о нем лучше рассказать дополнительно.

Работа представительного органа

Порядок работы представительного органа определяется его регламентом — актом организационно-распорядительной направленности. Данный документ содержит все этапы работы представительного органа, начиная с планирования деятельности и заканчивая принятием решений и контролем за их исполнением. Как правило, в него включены следующие положения:

  • порядок созыва и периодичность проведения заседаний совета депутатов, в том числе внеочередных заседаний;
  • права и обязанности депутатов при подготовке и проведении заседания представительного органа, его постоянных комиссий и иных рабочих органов, а также в работе с избирателями;
  • порядок ведения заседаний, права и обязанности председателя;
  • порядок внесения проектов муниципальных правовых актов на рассмотрение представительного органа;

порядок рассмотрения отчетов должностных лиц МТО.

Основной формой работы представительного органа МТО являются заседания (сессии). Заседания данного органа носят открытый характер. Законодатель обязывает проводить их не реже 1 раза в 3 месяца. Конкретная периодичность депутатских заседаний устанавливается в регламенте.

Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не меньше половины избранных депутатов (п. 1.1 ст. 35 закона № 131-ФЗ). Решения, как правило, принимаются большинством голосов присутствующих. Но иногда требуется большинство списочного состава депутатов (например, для принятия нормативных актов, бюджета и решения других важнейших вопросов).

***

Таким образом, представительный орган местного самоуправления занимает особое, ведущее положение в системе органов МТО.

Данный орган власти наделен правом принимать решения по наиболее важным вопросам, касающимся всех людей, проживающих в конкретном месте. Решения представительного органа обязательны для исполнения на территории всего МТО.

Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Представительный орган

Он занимается вопросами исключительного ведения. То есть тем, что не требует проведения публичных обсуждений, опросов общественного мнения, референдумов. И эти вопросы может решать исключительно представительский орган. Согласно действующему законодательству, их перечень такой:

  1. Принятие устава территориального образования, внесение в него дополнений и изменений.
  2. Утверждение местного бюджета и отчетность о его исполнении.
  3. Принятие плана и программ развития, работа с отчетами об их исполнении.
  4. Установление, изменение и ликвидация местных сборов и налогов согласно законодательству РФ.
  5. Определение порядка распоряжения и управления имуществом, которое находится в муниципальной собственности.
  6. Выработка подхода принятия решений про создание, реорганизацию и ликвидацию местных учреждений и предприятий, а также установление тарифов на их услуги.
  7. Определение порядка участия в межмуниципальном сотрудничестве.
  8. Принятие решения об отправке в отставку главы территориального образования.
  9. Определение порядка организационного и материально-технического обеспечения деятельности структур местного управления.
  10. Контроль за исполнением должностными лицами обязанностей по решению вопросов территориального значения.

Следует принимать во внимание, что это минимальный перечень полномочий. Они могут быть расширены в определенных случаях

Но сужение полномочий не допускается. Представительные и исполнительные органы местного самоуправления вместе трудятся на благо и процветание муниципального образования. Когда у них есть достаточно много полномочий, то их роль и значимость значительно возрастают.

Еще немного о местной администрации

Она является центром жизни местной бюрократии. Занимается тем, что принимает целевые акты органов исполнительной власти местного самоуправления и воплощает их в жизнь. Местная администрация тесно взаимосвязана и является единой системой, которая работает над обеспечением работы. Следует отметить, что в законодательстве не предусмотрены нормы о возможности прекращения ее полномочий. Это может быть сделано только по отношению к должностным лицам. Следует запомнить, что местная администрация – это орган общей компетенции с правами юридического лица. Она исполняет бюджет, а также представляет на утверждение представительному органу отчет об его исполнении. На местную администрацию возложена обязанность обеспечения функционирования жилищно-коммунального хозяйства, муниципальных учреждений транспорта, здравоохранения, культуры, образования и иных организаций, которые подчиняются им. Также на нее возложено управление и распоряжение имеющейся собственностью. Местная администрация ведет территориальный кадастр, а также проводит техническую инвентаризация не/движимого имущества. Может она выступать и в роли заказчика по муниципальному контракту (но только в порядке и случаях, что установлены представительным органом). Таким образом, покрывается вся потребность в оказании услуг и поставке товаров для муниципальных нужд города. При надобности местная администрация имеет право готовить и передавать представительному органу проекты правовых актов, а также практические рекомендации по оформлению порядка. В случае возникновении потребности могут создаваться в установленном порядке коллегии и рабочие группы, общественные, экспертные и консультативные советы, привлекаться научные организации и отдельные специалисты.