Оглавление
Основные термины
- Село – объединение одного или нескольких населенных пунктов, обладающих признаками сельской местности, МСУ здесь может осуществляться непосредственно населением.
- Городское поселение – это либо город, либо поселок, в которых также имеется возможность по созданию управленческих структур.
- Муниципальный район – объединение сразу нескольких поселений, в которых создаются отдельные органы местного управления для разрешения межтерриториальных важнейших вопросов.
- Межселенная территория – это такого рода земли, которые не имеют отношения ни к одному из населенных пунктов.
- Должностное лицо МСУ – гражданин, который работает либо о трудовому контракту в управленческих подразделениях, либо которого выбрало население путем проведения открытых выборов.
Существуют определенные виды органов, каждый из которых обладает своей компетенцией и полномочиями, например, администрации, иные исполнительные органы и др. В каждом конкретном регионе такие органы могут называться по разному.
Публичные слушания
В федеральном законе содержится перечень способов выражения воли граждан. Это могут быть обращения групп жителей с правотворческой инициативой, сходы и собрания, проведение слушаний для населения, выборы, референдумы и т.д.
Остановимся подробнее на одном из видов, публичном слушании. На повестку дня выносится документ, назначается время и дата, и любой гражданин может прийти на слушание и высказать свою точку зрения о том, что нужно внести или убрать из проекта. Инициатором проведения слушаний может выступать и народ, и представитель власти в лице главы МО или органа МО.
По закону основными документами, подлежащими обсуждению, являются:
- учреждение устава или его корректировка;
- бюджетный проект, информация об исполненном проекте;
- акты, касающиеся жизни города: распоряжение муниципальными землями, программы развития территории, разрешение на возведение капитальных построек, благоустройство территории;
- преобразование МО.
Регламент проведения публичного слушания устанавливается самостоятельно каждым территориальным объектом.
Последние изменения в 2020 году
В этом году на весенней сессии парламента был принят ряд правок к федеральному закону. Изменения коснулись понятия «Городской округ», теперь под ним подразумеваются заселенные места, находящиеся в одной местности и не признанные МО.
В границы городского округа войдут земли объединившихся городов и деревень, земли общественного пользования и рекреационного назначения, а также резерв для развития округа.
В редакции от 2020 года вводится административный центр городского округа – заселенный объект, в котором расположена Администрация округа. На расположение центра влияют народные обычаи местности и близость общественной инфраструктуры.
В тенденции укрупнения муниципальных образований есть положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, вместе с территорией объединяются и органы власти, и доходы бюджета, что позволит эффективнее управлять территорией, развивать инфраструктуру. Исчезнет проблема нехватки средств у отдельных поселений.
С другой стороны, жители бывших поселений столкнутся с большими изменениями в управлении пунктом, повышением тарифов на предоставление благ, насущные вопросы будут решаться медленнее из-за отдаленности центра. Поэтому динамика изменений будет зависеть от выбранного курса развития территории.
Основные термины закона
С целью доступности информации, закрепленной конкретным законодательным актом, всем гражданам, в нормативном правовом документе дается разъяснение употребленной терминологии:
- муниципальный район – группа заселенных территорий (область), а также земли между ними, расположенные в близлежащей местности, в территориальных границах которых органы власти уполномочены решать проблемы локального характера (в отношении указанных территорий), а также выполнять государственные распоряжения, делегированные на законодательном уровне РФ;
- городской округ – населенный пункт, не имеющий отношение к территории муниципального района, власть которого уполномочена осуществлять решение вопросов, возникающих на уровне муниципалитета (перечень полномочий закрепляется действующими нормативными правовыми актами России), а также исполнять полномочия, переданные федеральными органами власти;
- городское поселение включает городскую или поселковую местность, на территории которой локальным управлением занимается непосредственно население (ОМС при избирательном методе);
- должностное лицо органов местной власти – гражданин, занимающий должность на основании подписанного трудового соглашения или назначенный в результате выборов, наделенный полномочиями распорядительного и исполнительного характера, направленными на урегулирование вопросов локального значения, а также организацию деятельности органов местной власти;
- член выборного ОМС – гражданин, занимающий должность в органах местной власти, организованных на местных выборах (кроме представительских органов муниципальных образований).
Структура местной власти
Власть в административно-территориальных единицах имеет иерархическую структуру, которая включает:
- лицо, возглавляющее муниципалитет;
- орган, организованный на основании избирательного принципа (представительный);
- администрация населенного пункта (орган, наделенный исполнительными полномочиями, а также функциями распорядительного характера);
- структура, уполномоченная осуществлять контроль над ОМС;
- Иные должностные лица, а также структуры, закрепленные уставной документацией муниципалитета и наделенные индивидуальными полномочиями по решению проблем локального характера (местный уровень).
Действующее законодательство Российской Федерации обязует каждый муниципалитет в обязательном порядке включать в свою структуру первые три из выше представленных составляющих ОМС (представительный орган, глава администрации и непосредственно администрация). Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные ФЗ №131.
Местная власть сельского поселения наделена правом закрепления в уставной документации возможности формирования органа с функциями исполнительного и распорядительного характера, во главе которого будет избран (назначен) председатель.
Все вопросы организации деятельности структурных единиц органов самоуправления, перечень полномочий, которыми они наделены, порядок и способ их реализации закрепляются и регламентируются на уровне закона, а также дублируются и в обязательном порядке дублируются в уставе муниципального образования.
Что из себя представляет закон
Издание подобного акта позволило создать систему управления на местах на всей территории РФ, а также выявить следующие проблемы при реализации вышеназванного акта:
- нечеткость и неорганизованность системы;
- неорганизованность полномочий органов;
- неопределённость муниципальных территорий;
- неясность порядка создания и учреждения органов самоуправления;
- несоответствие существующих ресурсов объёму поставленных и решаемых задач;
- удалённость управлений от самой территории и проживающего там населения;
- неясность при взаимодействии иных государственных (контролирующих органов) с управлениями на местах.
Все перечисленные проблемы послужили поводом для создания ФЗ -ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Указанный закон был принят 6 октября 2003 года, первоначальная редакция которого была напечатана сразу в нескольких изданиях.
Однако, несмотря на всестороннее изучение и исследование материалов, при написании закона создать всеобъемлющий нормативный акт, без внесения в него постоянных соответствующих поправок в него, не удалось.
Общее количество редакций, которые претерпел ФЗ-, на май 2019 года уже перевалило за 100. Последняя редакция начала своё действие 1 мая 2019 года на основании изданного ФЗ от 01.05.2019 № 87-ФЗ.
Обзор структуры 131-ФЗ
Закон ФЗ-131 в действующей редакции содержит 12 глав и 86 статей с комментариями. Нормативно-правовой акт регулирует деятельность местных администраций субъектов РФ.
Имеет 9 статей и дает определение понятию «местное самоуправление», а также иным терминам, применяемым в данном законодательном документе. Данная глава обозначает полномочия местной администрации и принципы совместной работы с муниципальными организациями.
Имеет 4 статьи. В данной главе содержатся организационные принципы местного самоуправления РФ:
- территориальное разделение;
- изменение и разграничение территорий;
- преобразование муниципалитета.
Содержится информация о правилах ликвидации поселений и разработке на данных территориях новых населенных территорий.
Имеет 5 статей. В главе дается определение компетенции местных администраций. А также описаны принципы осуществления контроля, правового регулирования работы администрации и оценка на эффективность.
Имеет 3 статьи. Обозначаются правила предоставления государственных полномочий, реализации и осуществление надзора по результатам исполнения местными органами самоуправления своих обязанностей.
Имеет 12 статей. В главе закреплены правила участия граждан в выборах, референдумах, голосованиях, сборах, публичных слушаниях.
Имеет 9 статей. В главе содержаться правила по осуществлению деятельности должностными лицами местной администрации.
Имеет 6 статей. В главе определяются правила ведения нормативно-правовых актов на местном уровне и их подготовке, регистрации, вступлении и отмене.
Имеет 17 статей. Регулирует распределение имущества муниципалитета, бюджетов.
Имеет 4 статьи. Содержится информация об осуществлении работы между муниципалитетами.
Имеет 9 статей. В главе обозначены правила осуществления контроля за работой местной администрации, а также меры ответственности перед гос-вом.
Имеет 4 статьи. В главе дается определение организации работы местной администрацией на подведомственных ей территориях.
Имеет 4 статьи. Содержатся данные о начале действия нормативно-правового акта, принципы работы местной администрации. А также о замене актов.
Основные положения закона об общих принципах организации местного самоуправления №131-ФЗ
Федеральный закон определяет местное самоуправление как участие жителей в решении местных проблем в прямой форме, например, через референдумы, сборы, избрание главы и депутатов, и в косвенной — через учрежденные органы власти.
Право народа на участие в управлении закреплено в международных документах, прежде всего в Европейской хартии о МСУ, в Конституции нашей страны, федеральных законах, иных законах и подзаконных актах всех уровней власти, уставах субъектов и МО.
Правовые основы деятельности, привилегий и ответственности органов МСУ и должностных лиц, состоящих на службе в МО, устанавливаются федеральными и региональными органами власти. Кроме того, в отдельных случаях государство осуществляет контролирующие мероприятия и разработку курса политики на местном уровне.
Законодательные инициативы на местном уровне осуществляются с помощью муниципальных актов, регламентирующих принятые решения по предметам своей компетенции.
Муниципальные органы имеют право:
- проводить программы, посвященные развитию и улучшению уровня жизни в МО;
- принять местный устав и конституцию, вносить в него изменения;
- учреждать муниципальные организации и финансировать их деятельность;
- регламентировать тарифы на услуги, которые исполняют муниципальные предприятия;
- проведение выборов.
В системе власти МО должны присутствовать глава МО, представительный, исполнительный и контрольный органы, а также иные органы, прописанные в уставе.
В ведении местной администрации находятся насущные вопросы поселения и делегированные государственными органами полномочия. Во главе администрации стоит глава МО либо назначенное лицо.
Органы контроля МО следят за исполнением бюджетных обязательств, соблюдением правил распоряжения имуществом.
Вопросы, отнесенные к ведению
Местное самоуправление, согласно действующего ФЗ- уполномочивает местные органы на осуществление целого ряда функций и решение определённых вопросов. Перечень названных вопросов условно можно отнести к вопросам, которые возникают в процессе существования всего населённого пункта. Так, муниципальные образования могут самостоятельно осуществлять деятельность по управлению собственностью, бюджетом, общественной безопасностью, налогами.
Полномочия сельских и городских поселений можно назвать следующие:
- Ведение, составление и планирование бюджета.
- Работа с налогами, а именно их установление, изменение и отмена.
- Распоряжение собственным имуществом.
- Организация работ по оказанию коммунальных услуг в пределах предоставленных полномочий.
- Организация и проведение работ на дорогах местного назначения.
- Работа с социально незащищёнными слоями населения, а также в малоимущими.
- Регулирование деятельности транспорта и создание собственной транспортной инфраструктуры.
- Участие в мероприятиях, направленных на профилактику терроризма либо ликвидацию наступивших последствий.
- Участие и ликвидация последствий чрезвычайных происшествий.
- Работы по проведению и соблюдению пожарной безопасности.
- Создание и формирование социально значимых, культурных и спортивных объектов, а также библиотечных и архивных фондов.
- Разработка правил застраивания и утверждение землепользования.
- Присвоение адресов объектам.
- Осуществление контроля за использованием земель, а именно за использованием земли по назначению, соблюдением сроков использования, реализацией договоров на землю, сбор всей необходимой информации.
- Содержание кладбищ.
- Работы по благоустройству, к которым можно отнести действия по облагораживанию существующих объектов и земель, строительству и ремонту существующих объектов, созданию комфортных условий проживания и эстетического оформления.
- Организация мероприятий, направленных на безопасность проживающего населения.
- Содействие в развитие малого бизнеса и предпринимательства на территории муниципального объединения.
- Осуществление контроля в лесных территориях.
- Проведение работ с молодёжью.
- Иные вопросы, которые перечислены в ст. 14 вышеназванного закона.
Общая характеристика №131-ФЗ
Организация местного самоуправления, в соответствии с ФЗ-131 от 06.10.2003 года, предполагает многоуровневую систему муниципальной власти, состоящую из:
- представительного органа. Его глава в обязательном порядке избирается напрямую населением МО;
- местной администрации, которая может состоять как из выборных работников, так и сотрудников по контракту;
- контрольно-счетного органа, наличие которого выступает обязательным условием работы МСУ;
- других подразделений, создание которых предполагается внутренним документами МО.
№131-ФЗ о самоуправлении определяет ключевые параметры работы местной власти, их полномочия, источники финансирования, принципы взаимодействия друг с другом, а также устанавливается гарантии государства по обеспечению их деятельности. Кроме того, Федеральным законом 131-ФЗ устанавливаются возможные способы, при помощи которых граждане имеют право выражать свою волю, начиная с выборов и референдумов и заканчивая сходами, собраниями и публичными слушаниями.
Виды муниципальных образований
Сельское поселение – это одно или несколько расположенных рядом селений и деревень, управляемых с помощью местных органов и/или с помощью прямых волеизъявлений народа. Городским поселением называют более крупные объекты, города или поселки городского типа.
Городской округ — это территория, которая охватывает несколько поселений людей, не считающихся муниципальными образованиями.
В 2014 году была внесена правка, позволяющая оформить районы как отдельные МО в составе городского округа. За прошедшие три года с момента принятия правки городскими округами с внутригородским делением стали Самара, Махачкала и Челябинск.
Комментарии к ФЗ об общих принципах организации местного самоуправления в РФ
Данный нормотворческий акт был узаконен в Российской Федерации в соответствие с Европейской хартией местного правления. Данная хартия нашла свое отражение как в федеральном законе 131, так и в Конституции РФ. МСУ осуществляется под полную ответственность самого населения. Однако такая ответственность не несет никаких правовых аспектов, за исключением неблагоприятных последствий для самих людей, которые в законе 131 не рассматриваются.
Таким образом, согласно статьям ФЗ номер 131 и краткому содержанию к ним, органы народовластия осуществляют деятельность по содержанию местного имущества, управлению местными делами и др. Эти органы не имеют государственного значения и к ветвям власти не относятся.
В соответствие с новой редакцией закона, полномочия МСУ распространяются и на организацию дорожного движения, чего ранее предусмотрено не было.
Видео: Реализация закона в ИО
Мнение эксперта
Давыдов Александр Юрьевич
Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Местное самоуправление – это способ взаимодействия народа с избранной властью. Для определения полномочий, прав и обязанностей местного самоуправления, был создан Федеральный закон № 131-ФЗ, который регламентирует все названные функции.
В данной статье вы найдете основной обзор закона, подробную аналитику изменений произошедших за последнее время и сможете скачать актуальный текст закона с последними изменениями.
Для регуляции процессов создания, функционирования и контроля местного самоуправления 06.10.2003 года был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131-ФЗ (далее – Закон 131-ФЗ). Корректируя его нормы под действующие жизненные реалии, статьи Закона 131-ФЗ были изложены во множестве различных редакций.
В данной статье вы найдете обзор структуры закона с кратким содержанием глав, обзор изменений произошедших за 2017 год и сможете скачать самую актуальную версию Закона о самоуправлении 131-ФЗ с последними корректировками.