Поправки к конституции: как и зачем в мире меняют основной закон

Оглавление

Роль конституции в стране

В жизни страны этот документ имеет большое значение, как уже говорилось. Благодаря этому документу представителям власти становится проще реализовать национальные идеи. Члены Правительства показывают, какой они видят государственность, которая постоянно обновляется.

В жизни страны и управлении государством у Конституции всегда была своя роль, предназначение. Это юридический акт, обладающий всеми чертами и свойствами, присущими Основному Закону. В системе права у документа ключевое, приоритетное значение.

Закреплённые в тексте идеи и принципы определяют характер следующих явлений:

  1. Общество.
  2. Экономика.
  3. Политика.
  4. Государство.
  5. Право.
  6. Социальная сфера.

Роль Конституции в развитии общества становится эффективнее, если сам документ максимально приближается к национальным идеям и их реализации.

Но государство и народ не признают документ, если текст Конституции противоречит национальным идеям, как-либо с ними расходится.

Благодаря Конституции общественная жизнь становится более упорядоченной. Она направлена на регулирование взаимоотношений между гражданами и Правительством. Становится легче определить, какое место занимает человек в том или ином обществе.

Также закрепляются основополагающие принципы по следующим направлениям:

  • Право.
  • Функции государственных органов.
  • Методы, формы действия контролирующих учреждений.

Справка! Конституция определяет не только особенности внутреннего регулирования, но и мировую политику, отношения с различными странами.

Оглавление КРФ

  • Раздел первый

    • Глава 1. Основы конституционного строя

      • Статья 1 Конституции РФ
      • Статья 2 Конституции РФ
      • Статья 3 Конституции РФ
      • Статья 4 Конституции РФ
      • Статья 5 Конституции РФ
      • Статья 6 Конституции РФ
      • Статья 7 Конституции РФ
      • Статья 8 Конституции РФ
      • Статья 9 Конституции РФ
      • Статья 10 Конституции РФ
      • Статья 11 Конституции РФ
      • Статья 12 Конституции РФ
      • Статья 13 Конституции РФ
      • Статья 14 Конституции РФ
      • Статья 15 Конституции РФ
      • Статья 16 Конституции РФ
    • Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

      • Статья 17 Конституции РФ
      • Статья 18 Конституции РФ
      • Статья 19 Конституции РФ
      • Статья 20 Конституции РФ
      • Статья 21 Конституции РФ
      • Статья 22 Конституции РФ
      • Статья 23 Конституции РФ
      • Статья 24 Конституции РФ
      • Статья 25 Конституции РФ
      • Статья 26 Конституции РФ
      • Статья 27 Конституции РФ
      • Статья 28 Конституции РФ
      • Статья 29 Конституции РФ
      • Статья 30 Конституции РФ
      • Статья 31 Конституции РФ
      • Статья 32 Конституции РФ
      • Статья 33 Конституции РФ
      • Статья 34 Конституции РФ
      • Статья 35 Конституции РФ
      • Статья 36 Конституции РФ
      • Статья 37 Конституции РФ
      • Статья 38 Конституции РФ
      • Статья 39 Конституции РФ
      • Статья 40 Конституции РФ
      • Статья 41 Конституции РФ
      • Статья 42 Конституции РФ
      • Статья 43 Конституции РФ
      • Статья 44 Конституции РФ
      • Статья 45 Конституции РФ
      • Статья 46 Конституции РФ
      • Статья 47 Конституции РФ
      • Статья 48 Конституции РФ
      • Статья 49 Конституции РФ
      • Статья 50 Конституции РФ
      • Статья 51 Конституции РФ
      • Статья 52 Конституции РФ
      • Статья 53 Конституции РФ
      • Статья 54 Конституции РФ
      • Статья 55 Конституции РФ
      • Статья 56 Конституции РФ
      • Статья 57 Конституции РФ
      • Статья 58 Конституции РФ
      • Статья 59 Конституции РФ
      • Статья 60 Конституции РФ
      • Статья 61 Конституции РФ
      • Статья 62 Конституции РФ
      • Статья 63 Конституции РФ
      • Статья 64 Конституции РФ
    • Глава 3. Федеративное устройство

      • Статья 65 Конституции РФ
      • Статья 66 Конституции РФ
      • Статья 67 Конституции РФ
      • Статья 67.1 Конституции РФ
      • Статья 68 Конституции РФ
      • Статья 69 Конституции РФ
      • Статья 70 Конституции РФ
      • Статья 71 Конституции РФ
      • Статья 72 Конституции РФ
      • Статья 73 Конституции РФ
      • Статья 74 Конституции РФ
      • Статья 75 Конституции РФ
      • Статья 75.1 Конституции РФ
      • Статья 76 Конституции РФ
      • Статья 77 Конституции РФ
      • Статья 78 Конституции РФ
      • Статья 79 Конституции РФ
      • Статья 79.1 Конституции РФ
    • Глава 4. Президент Российской Федерации

      • Статья 80 Конституции РФ
      • Статья 81 Конституции РФ
      • Статья 82 Конституции РФ
      • Статья 83 Конституции РФ
      • Статья 84 Конституции РФ
      • Статья 85 Конституции РФ
      • Статья 86 Конституции РФ
      • Статья 87 Конституции РФ
      • Статья 88 Конституции РФ
      • Статья 89 Конституции РФ
      • Статья 90 Конституции РФ
      • Статья 91 Конституции РФ
      • Статья 92 Конституции РФ
      • Статья 92.1 Конституции РФ
      • Статья 93 Конституции РФ
    • Глава 5. Федеральное Собрание

      • Статья 94 Конституции РФ
      • Статья 95 Конституции РФ
      • Статья 96 Конституции РФ
      • Статья 97 Конституции РФ
      • Статья 98 Конституции РФ
      • Статья 99 Конституции РФ
      • Статья 100 Конституции РФ
      • Статья 101 Конституции РФ
      • Статья 102 Конституции РФ
      • Статья 103 Конституции РФ
      • Статья 103.1 Конституции РФ
      • Статья 104 Конституции РФ
      • Статья 105 Конституции РФ
      • Статья 106 Конституции РФ
      • Статья 107 Конституции РФ
      • Статья 108 Конституции РФ
      • Статья 109 Конституции РФ
    • Глава 6. Правительство Российской Федерации

      • Статья 110 Конституции РФ
      • Статья 111 Конституции РФ
      • Статья 112 Конституции РФ
      • Статья 113 Конституции РФ
      • Статья 114 Конституции РФ
      • Статья 115 Конституции РФ
      • Статья 116 Конституции РФ
      • Статья 117 Конституции РФ
    • Глава 7. Судебная власть и прокуратура

      • Статья 118 Конституции РФ
      • Статья 119 Конституции РФ
      • Статья 120 Конституции РФ
      • Статья 121 Конституции РФ
      • Статья 122 Конституции РФ
      • Статья 123 Конституции РФ
      • Статья 124 Конституции РФ
      • Статья 125 Конституции РФ
      • Статья 126 Конституции РФ
      • Статья 127 Конституции РФ (исключена)
      • Статья 128 Конституции РФ
      • Статья 129 Конституции РФ
    • Глава 8. Местное самоуправление

      • Статья 130 Конституции РФ
      • Статья 131 Конституции РФ
      • Статья 132 Конституции РФ
      • Статья 133 Конституции РФ
    • Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

      • Статья 134 Конституции РФ
      • Статья 135 Конституции РФ
      • Статья 136 Конституции РФ
      • Статья 137 Конституции РФ

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Специальная форма конституций

В большинстве случаев, конституция, которая является современной имеет специальную форму основного закона, то есть является консолидированным, систематизированным документом, обладающим наивысшей (максимальной) силой юридического характера, а также является выступающей базой для иных законов.

Замечание 1

Многообразие тех государств, которые существуют в мире предопределяет достаточно значительное количество конституций, которые в свою очередь можно условно классифицировать по каким-либо признакам.

Стоит отметить, что документы конституционного характера по времени различаются на определенные поколения:

  • первого поколения – это самые первые за все время в истории человечества и до сих пор осуществляющие свою деятельность конкретные конституции (США – от 1787 года, Норвежская Конституция – от 1814 года, Бельгийская – 1831 года, и Конституция Люксембурга – 1868 года);
  • второе поколение – это определенные конституции, которые в свое время были приняты до, а также во время Второй мировой войны (Конституция принятая в Мексике – 1917 года; Ливане – 1926 года, Ирландии – 1937 года, и Исландии – 1944 года);
  • третье поколение конституции – это те виды конституций зарубежных стран, которые были приняты во время послевоенного периода (В Японии – 1946 год, Италии – 1947 года, ФРГ – 1949 года, Франции – 1958 года);
  • четвертое поколение – это постсоциалистические конституции принятые (В Болгарии, Македонии – 1991 год; Чехии и Словакии – 1992 год; Польша – 1997 год).

Значение самостоятельной направленности имеет самые новые основные законы таких развитых государств, как Швейцария и Финляндия, которые были приняты соответственно в 1999 году и 2000 году.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

«Гибкие» и «жесткие» конституции

Конституции этого вида различаются по способу изменения.

Определение 6

«Гибкие» конституции» – конституции, которые изменяются так же, как и иные законодательные акты (пример – неписаная конституция Великобритании).

«Жесткие» конституции требуют иных, более жестких условий:

  • Квалифицированное большинство голосов;
  • Проведение двойное голосования;
  • Утверждение на референдуме.

В современном мире наблюдается закономерность появления конституций, которые по своему характеру являются смешанными с точки зрения изменений конституционных положений: одни статья не подвергаются изменениям вовсе, другие – изменяются в более сложном порядке, третьи – в упрощенном.

В «жестких» конституциях существует некоторые особенности, применяемые в различных странах:

  • Конституционные нормы должны быть изменены квалифицированным числом голосов, то есть двумя третями, тремя четвертями и так далее;
  • Принцип двойного голосования, подразумевающей возможность внесения поправок только процедур проведения голосования;
  • В федеративных государствах для внесения изменений в «жесткие» конституции существует правило, которое гласит, что поправки в конституцию помимо государственного парламента должны быть приняты еще и квалифицированным большинством федеративных субъектов. Касаемо Конституции США, поправки должны быть приняты 2/3 голосов каждой из палат Конгресса, а одобрена ¾ штатов (36-ю штатами, как минимум).
  • Такой вышеуказанный аспект, как принцип двойного голосования, подразделяется на следующее разновидности:
  • Простой – за внесение поправки голосование проходит дважды через определенный промежуток времени. В Конституции Италии указано, что двойной вотум проводится с промежутком не менее трех месяцев;
  • Усложненный – первая поправка подлежит голосованию и принимается квалифицированным большинством, второй раз она выставляется на голосование, но в составе уже переизбранного государственного парламента.

В определенных государствах установлены неизменяемые нормы конституции.

Пример 2

В конституции Португалии или в статье 139 Конституции Италии указано, что республиканская форма правления никак и никогда не может быть изменена.

Высшая юридическая сила конституции российской федерации

Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юридические свойства:

1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции.

Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ.

Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

3. Центральное место во всей правовой системе. Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.

), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прежнему российскому законодательству: в соответствии с ч. 2 разд.

2 Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей.

При этом для некоторых положений прежнего законодательства, в частности уголовно-процессуального, не соответствующих Основному Закону, установлен переходный период для приведения в соответствие с Конституцией РФ. О верховенстве Конституции РФ говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1,2 ст. 15).

Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ – задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля – Конституционному Суду РФ.

Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» — закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п.

2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; Нарушение авторского права страницы

Без конституционных рамок не может нормально функционировать и развиваться никакое современное суверенное демократическое государство. Конституция, в большинстве своем, представляет собой некий правовой акт, который имеет основополагающее юридическое значение в той или иной стране. Предметом рассмотрения настоящей статьи является высшая юридическая сила Конституции Российской Федерации.

Что Конституция дает рядовому россиянину

Конституция – это основной закон, и все остальные законы и подзаконные акты не могут ей противоречить. То есть, если в Конституции сказано, что граждане имеют право «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование», то и никакой закон не может этому противоречить.

Законы на соответствие Конституции может проверять только один орган – Конституционный суд РФ. И в него могут обращаться не только чиновники и политики, статья 96 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» дает это право гражданам, чьи права и свободы нарушаются законом, который применен в конкретном деле.

Фактически Конституционный суд – это последняя инстанция, где гражданин может найти справедливость. Каждый год КС принимает примерно по 15 тысяч жалоб, но удовлетворяются из них только 30. Гражданин имеет право подать жалобу в КС только после того, как получит отказы от всех остальных судебных инстанций.

Что интересно, если КС признает какую-либо примененную в деле заявителя норму незаконной, то она теряет свою силу, и с учетом этого дело направляется на пересмотр. То есть, КС не выносит конкретные решения в пользу заявителей – он выносит постановления (если жалоба подтвердилась) и определения (если не подтвердилась), по которым работают нижестоящие суды.

За подачу жалобы нужно заплатить госпошлину в размере 450 рублей, а если заявитель получил определение (то есть, отказ), то он может снова обратиться в Конституционный суд по тому же делу, но уже с просьбой пересмотреть какую-то другую норму права.

Конституционный суд рассматривает жалобы по мере возможностей – особенно учитывая, что судей всего 19, и каждый год они получают по 30 тысяч жалоб, в каждой из которых нужно подробно разобраться.

КС рассматривает разные дела, и чаще выносит определения. А среди постановлений за 2018 год (более свежего обзора практики пока нет) выделяют несколько самых важных:

  • налоговые агенты не должны нести ответственность за несвоевременную уплату НДФЛ, если задержка перечисления связана с техническими ошибками и не была преднамеренной;
  • с пенсионера, получающего пенсию по инвалидности, нельзя взыскать выплаченные ему суммы в случае признания его справки об инвалидности недействительной, если это следствие лишь формальных нарушений;
  • законодательство должно четко определять, какой именно государственный орган должен обеспечивать жильем сотрудников военной прокуратуры и военных следственных органов СК;
  • тот, кто, будучи в нетрезвом состоянии за рулем автомобиля попал в ДТП с тяжкими последствия и скрылся с места аварии, не имеет преимущества перед тем, кто в этой ситуации остался на месте происшествия.

То есть, Конституционный суд рассматривает самые важные и сложные дела, помогая найти справедливость там, где ее не видят нижестоящие суды.

Именно это и есть та роль, которую Конституция России играет в жизни любого россиянина – ее обязаны выполнять все, а неисполнение рано или поздно будет иметь соответствующие последствия.

Основополагающие законы

Юридическая, а также фактически неписаная конституция является определенной совокупностью основополагающих законов, а также судебных прецедентов и каких-либо обычаев. Точно так же, как и конституции писанного характера, они содержат специальные нормы, которые служат для определения формы правления, государственного устройства, системы органов государственной власти, права и обязанности граждан (подданных) и т.д. Но все таки данные положения имеющие базовый характер содержатся не в каком-либо едином акте, а в большом количестве источников разнопланового характера, различающихся также и по времени принятия. Это осложняет их толкование и использование.

Замечание 3

Стоит учесть, что в зависимости от происхождения различаются конституции оригинального и заимствованного характера. К оригинальным конституциям чаще всего относятся конституционные акты государств, имеющих собственную конституционную традицию (США, Великобритания, Франция, Германия, Швейцария). Заимствование характерно для бывших колоний, получивших независимость, в большинстве случаев, именно в послевоенное время. Формально, акты основополагающей направленности данных государств представляют собой слепок или некую модифицированную копию конституций их бывших метрополий.

При этом можно подразделять эти документы базового порядка в зависимости от формы правления (то есть конституции республиканских или же монархических государств) и формы государственного устройства (законы, которые являются основными в унитарных или федеративных государствах).

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Права в обмен на интересы

Конституционные документы продолжали писать по всему миру. Среди них, например, «Русская правда» XI—XII веков, в которой описывались судебные нормы. Но современная теория и практика конституционного строительства начала складываться только в XVII веке.

Ключевым стал вопрос о том, откуда берется право устанавливать порядок в государстве и почему все должны этому порядку следовать — то есть вопрос о легитимности. В Средние века проблема решалась просто: верховными законами считались библейские, а императоров как ставленников бога на земле короновали римские папы. Дополнительно власть опиралась на традиции — «так было, так есть и так будет всегда». С секуляризацией этот подход начал давать сбои и пришлось находить другие основания. Таким стал общественный договор.

Теоретики современного конституционализма — Томас Гоббс, Джон Локк, Жан-Жак Руссо и многие другие — исходили из идеи о том, что у каждого человека есть естественные права. Свобода, справедливость, равенство, защита от насилия, право на труд (список может меняться) принадлежат людям от природы, по факту отношения к человеческому роду. Идея не новая — так думали еще в Античности.

Заключая общественный договор, люди отказываются от некоторых естественных прав или соглашаются на их ограничение, потому что это в их интересах. Например, мы принимаем, что нашу свободу могут ограничить тюремным заключением, если мы совершим кражу — потому что не хотим, чтобы нас самих могли грабить без каких-либо последствий. Главное условие этого обмена — отказ от прав должен использоваться в общих интересах.

Фото: Leon Neal / Getty Images

Детали могут разниться — в рамках этой конструкции можно оправдать как абсолютную монархию, так и радикальную демократию. В любом случае основные законы государства или конституция становятся документом, который фиксирует взаимные обязательства.

Проблема перевода

Слово «конституция» происходит от латинского constituere — учреждать, устанавливать, устраивать. В русском языке мы используем слово в этом значении, когда говорим о конституции человека, имея в виду телосложение. В английском, например, сохраняется значение слова constitution как набора ключевых принципов, прецедентов и процедур, по которым управляется государство. Поэтому говорят о некодифицированных — не записанных в единый документ — конституциях. Такая конституция работает, в частности, в Великобритании.

Характеристика Основного Закона

Конституция, выполняя регулятивную функцию, призвана обеспечивать внутреннюю целостность норм внутригосударственной правовой системы. Вместе с этим она должна способствовать установлению эффективного взаимодействия с иностранными законодательными структурами. Конституция исчерпывающим образом определяет перечень основных нормативных актов. В него, в частности, входят законы о судебной системе, порядке функционирования Правительства страны при чрезвычайном положении и так далее. Всего их 14.

Конституция РФ (последняя редакция), фиксируя основные законы, круг отношений, которые они регулируют, закрепляет их центральную позицию в действующем законодательстве. Вместе с этим они приобретают особую юридическую силу. Принятие Конституции РФ осуществляется по усложненному порядку. Для одобрения Основного Закона необходимо не меньше 3/4 голосов всех членов СФ.

Усилению позиции Конституции в правовой системе страны весьма способствует и тот факт, что на нее не может наложить вето Президент. По своей структуре Основной Закон представляет собой «кодекс». Однако это не означает, что его регулирование существующих государственно-правовых отношений можно считать исчерпывающим. В связи с этим некоторые авторы используют несколько иную формулировку, характеризующую Основной Закон, — «кодексообразный документ».

Свойства Конституции страны – на примере РФ

Конституция обладает рядом характерных особенностей, которые отличают ее от других законодательных актов. Они в правовой науке именуются юридическими свойствами. К таковым относятся:

  1. Верховенство в общей системе законов Общества. Эта черта является основоопределяющей для остальных пунктов. Об этом говорится в самой Конституции РФ (ст.15).
  2. Высшая юридическая сила. Конституция закрепляет основные начала для остальных законов любой правовой отрасли. Это доказывается тем, что в ней имеются ссылки к более 14 федеральным конституционным законам и более 40 федеральным. А в случае возникновения коллизии между нормами закона и Конституции, применению подлежат положения последней. Сам закон должен быть приведен в соответствие с Конституцией либо отменен. Данное правило нашло свое отражение в ст.85, где говорится о праве приостановления Президентом РФ применения актов органов исполнительной власти субъектов (в силу их противоречия действующей Конституции) до вынесения судебного решения по данному вопросу.
  3. Прямое действие на всей территории. Это юридическое свойство является наиболее важным для России в связи с ее федеративным устройством. Введено разграничение полномочий между самим государством и его субъектами. Согласно ст.71, исключительной компетенцией РФ является осуществление принятия и внесение изменений в Главный закон страны, а также контроль за его соблюдением. Совместно с субъектами должно обеспечиваться соответствие Конституций республик Конституции страны (ст.72).
  4. Особый порядок введения и изменения. Данный юридический факт присутствует в гл.9, который устанавливает список субъектов, обладающих правом внесения предложений о поправках, пересмотре Конституции. Таковыми являются Президент, Парламент, Правительство, группы депутатов Совета Федерации и ГосДумы в составе не менее 1/5 от общего количества депутатов палаты, законодательные органы субъектов.
  5. Конституционный контроль. Гарантом Конституции признается глава государства – Президент. Обязанность соблюдения и защиты Конституции гарантируется присягой. Также создан Конституционный Суд РФ, призванный защищать положения Конституции. Он рассматривает вопросы о соответствии отдельных правовых положений нормативных актов Главному Закону страны. Инициаторами могут стать: Президент, Парламент, Правительство, Верховный и Высший Арбитражный суды, органы государственной власти субъектов Федерации. В ст.125 перечисляются акты, которые могут быть рассмотрены Конституционным судом на соответствие. Немаловажную роль в защите конституционных положений играет прокуратура.

Постоянные и временные конституции

Конституции, относящиеся к конституциям постоянного действия, не означают неограниченного срока своего действия.

Определение 7

Постоянная конституция – конституция, в которой не установлены хронологические границы ее действия и не предусмотрены события, предполагающие ее замену.

Временная конституция – конституция, ограничивающая срок собственного действия, устанавливающая условия, возникновение которых влечет замену постоянной конституцией.

Временные конституции принимаются без созыва учредительных собраний и не выносятся на референдум. Они провозглашаются или главной государства или руководством страны после осуществления государственного переворота. В тексте временных конституций указывается срок действия по решению учредительного собрания конституционного конвента и в результате проведения референдума. Иногда временная конституция без необходимости ее изменений, становится постоянной. К таковой можно отнести Основной Закон Федеративной Республики Германия, принятой в 1949 году. Этот документа изначально был принят в качестве временной конституцией и первоначальное ее действие распространялось не на всю территорию Германии, а на англо-французскую зону оккупации.

История конституции: от первых вариантов до современных.

Если говорить об этом документе в современном значении, тогда стоит сказать, что первая конституция появилась в США. Она представляла собой свод основных законов, функцией которого была правовая регуляция различных отношений. В то время этот уникальный документ стал необходимой правовой базой, под которую и подстраивался весь гражданский демократический строй в целом.

Но прототипы конституции были еще гораздо раньше. Еще за несколько веков до начала нашей эры начинали создаваться законы, призванные регулировать отношения граждан. Солон, Сервий Туллий и Ликург были первыми, кто создал правовой свод для жизни людей. Но при этом далеко не всегда документ был зафиксирован в письменном виде.

Например, закон Спарты (Большая ретра) передавался исключительно устным путем из поколения в поколение. Эти положения во многом регулировали жизнь общества. Интересно в таком законе также и то, что именно народ наделялся самой большой властью. Перед тем, как принять окончательное решение, собирался совет возле реки. Во время таких собраний вносились предложения или обсуждались уже существующие положения. Таким образом, творцами прототипов конституции являлись сами граждане.

Согласно мнению ряда историков, первая государственная конституция была сформулирована и утверждена в небольшом государстве – Сан-Марино. Она была принята еще в 1600 году, и с тех пор так и используется в качестве основного правового акта. Интересно также и то, что в ее основу была положена конституция от 1300 года, регулирующая правовые отношения в городе.

Согласно другим данным, старейшей конституцией является английская Великая Хартия вольностей – или Magna Carta. По этой причине Великобританию принято считать родиной конституционализма.

Еще одни историки находят корни конституции в Украине. Непризнанный документ Филиппа Орлика был создан в 1710 году на территории Османской Империи. Её основное содержание касалось прав и вольностей войска Запорожского. Заключен документ был между самим Филиппом Орликом и рядом старшин. Тем не менее, этот акт не имел никакого юридического подкрепления.

Еще один из первых образцов конституции – документ США. Это создание конституции происходило в конце XVIII века и используется по сей день. Этот закон был принят еще 17 сентября 1787 года и стал первой конституцией, закрепленной в письменном виде. Документ принимался на совете в Филадельфии и считается первой конституцией в привычном для нас смысле слова.

Состоит нормативно-правовой акт США из 7 основных частей, но и все 27 поправок являются неотъемлемой его частью. Он описывает доминантный государственный строй, обосновывает территориальное деление, осуществляет разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Таким образом, самой первой конституцией в привычном для нас смысле является документ США. Он имел юридическую силу, был зафиксирован на бумаге и продолжает функционировать по сей день.