Статья 15 конституции россии

Оглавление

Конфликт национальных и наднациональных норм

Если детально проанализировать ст. 15 пункт 4 Конституции РФ, то в этой части нормы можно увидеть положение, которые разрешает проблему «спора» внутригосударственных официальных документов и международных. Особенность состоит в том, что приоритет во всех случаях отдается нормам наднационального права. Отличным примером являются моменты, когда одни и те же правоотношения регулируются по-разному положениями актов РФ и какими-либо международными документами. В данном случае приоритет будут иметь последние. Такой подход позволяет более полно и эффективно приобщаться к тенденциям, которые сегодня существуют в мировом сообществе.

Конституция РФ, ст. 15, п. 4: толкование (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Одной из наиболее важных проблематик современной правовой системы любого государства, в том числе России, является вопрос юридического статуса международных актов (договоров, конвенций и т. д.). Суть в том, что сфера международного права на сегодняшний день является весьма развитой. Её нормы все больше проникают в национальные законодательства многих государств.

В этом вопросе РФ не является исключением из правил. Ведь наше государство все более активно пытается приобщиться к мировому сообществу и тем тенденциям, которые в нем существуют. Поэтому положение международных нормативных актов закреплено прямо в основном законе. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ говорит о том, что межнациональные акты являются частью юридической системы современной России. То есть использование норм международного права не просто допускается, но еще и является само собой разумеющимся моментом.

Конечно, такое положение дел является весьма позитивным, так как РФ может использовать зарубежный опыт в процессе регулирования определенных социальных отношений. Таким образом, толкование ч. 4 ст. 15 Конституции РФ показывает, что международные официальные документы есть весомая часть основного закона.

Что собой представляет основной закон?

Право есть основа практически всех правоотношений, существующих сегодня

Однако, если принимать во внимание конкретно Российскую Федерацию, то в нашей стране этот институт общественного управления подчинен нормам единого документа, основного закона – Конституции. Данный нормативный акт характеризуется высшей юридической силой и наличием норм, которые закрепляют особенности деятельности высших органов государственной власти, территориальное устройство страны и т

д.

Таким образом, Конституция является основой правовой системы и всех возникающих на территории России отношений. Основной закон в РФ имеет писаную форму и особый порядок внесения изменений, что не дает возможности «подбивать» нормативный акт под себя разным политическим группировкам. Наличие и действие Конституции является основой демократии в стране.

Миф № 2. Россия по конституции подчиняется Западу

Итак, чтобы разобраться во всех тонкостях ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, надо её детально разобрать.

П. 4 ст. 15 Конституции гласит, что:

Разберёмся в терминах.

Что такое «общепризнанные принципы и нормы международного права»?

Об этом нам говорит Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5, которое также очень любят критиковать НОДовцы: дескать, этим постановлением мы окончательно подчинены международному сообществу.

Итак, общепризнанные принципы международного права — основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

Общепризнанные нормы международного права — правила поведения, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в качестве юридически обязательного.

Каким образом уважение прав и свобод человека может отрицательно повлиять на Россию? Непонятно.

Кроме того, пунктом 16 того же Постановления предусмотрено, что в случае возникновения затруднений при толковании общепризнанных принципов и норм международного права рекомендуется обращаться не только к документам ООН и иных международных организаций, но и в Министерство иностранных дел и Министерство юстиции Российской Федерации.

Таким образом, окончательное решение по порядку использования и исполнения в России общепризнанных принципов и норм международного права принимается государственными органами России, а не международными или иностранными организациями.

Что такое «международные договоры Российской Федерации»? Да, именно «Российской Федерации», а то НОДовцы регулярно теряют эти два слова.

Об этом нам говорит пункт «а» статьи 2 Федерального Закона РФ «О международных договорах Российской Федерации», международный договор Российской Федерации — международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры.

В соответствии с пунктом «б» той же статьи 2 Федерального Закона РФ «О международных договорах Российской Федерации» международный договор становится обязательным для Российской Федерации только в случае его ратификации.

В соответствии со ст. 14 Федерального Закона РФ «О международных договорах Российской Федерации» ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона, а федеральный закон, как уже говорилось выше, подписывается, или отклоняется Президентом. То же справедливо и об участии России в международных организациях, которым, в соответствии со статьёй 79 Конституции, может быть передана часть суверенитета России.

Подведём итог:

Ни один из международных договоров не может стать обязательным для Российской Федерации и её граждан, ни одна из международных организаций не может диктовать России свои условия в обход Президента.

Миф № 2 развеян.

Применение.

В первой части 15-й статьи зафиксирована высшая юридическая сила нормативного акта. Согласно первому пункту, Конституция применяется на всей территории российского государства. Все законы и нормативные акты, принимаемые в стране, должны отвечать требованиям и основным положениям Конституции, и не противоречить им.

Законы, принятые на территории Российской Федерации, и являющиеся действующими, должны применяться во всех субъектах Федерации. Никто из них не может их изменять.

Важной частью 15-й статьи является пункт о документах международного масштаба, которые являются частью юридической системы. Здесь применяется следующая трактовка: при возникновении конфликта между официальными внутригосударственными и международными документами предпочтение отдается вторым

Толкование.

  1. Первая часть 15-й статьи Конституции объясняет само понятие основного закона, и определяет причину присвоения ему такого названия. Эта часть гласит, что Конституция является основным законом с высшей юридической силой и прямым действием.
  2. Важным моментом закона, согласно второй части 15-й статьи, можно считать и принцип его территориального распространения.
  3. В части третьей основного закона упоминаются условия, необходимые для принятия того или иного законодательного акта. В том числе и условие необходимости официальной публикации любого принятого постановления.
  4. Четвертая часть статьи регламентирует вопросы о юридическом статусе международных документов. (Это договора, конвенции, и т. п.). Нормы международного права используются в качестве части основного закона при осуществлении международных отношений.

Хулителям Статьи 15 конституции РФ..

Конституция предусматривает защиту семьи, материнства, отцовства и детства; защиту института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях.

Что это значит?

Поправка запрещает однополые браки. КС утверждает, что формулировка «брак — это союз мужчины и женщины» законна. Есть два основания: положение о том, что «одно из предназначений семьи — рождение и воспитание детей», и отсутствие обязательств по поддержке однополых пар.

В Российской Федерации в соответствии с федеральным законом гарантируются обязательное социальное страхование, адресная социальная поддержка граждан и индексация социальных пособий и иных социальных выплат.

Что это значит?

Индексация пенсий будет производиться каждый год. Пенсии будут повышаться настолько же процентов, насколько выросла инфляция и подорожали товары.

Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык как язык государствообразующего народа Российской Федерации.

Что это значит?

Русские признаются государствообразующим народом, а русский язык подлежит более усиленной защите. КС пояснил, что эта поправка не умаляет значимости других народов. По данным пробной переписи населения в 2018, в России доля русских от всех россиян составила 67,3%.

Ст.55 Конституции РФ гласит: права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Продолжите фразу:

  1. Не могут
  2. Решением Суда
  3. Федеральным законом
  4. Указом Президента

Комментарии.

Определение Конституции как законодательного акта прямого действия, зафиксированное в данной статье, характеризуется её принятием в качестве «Абсолютной нормы». Этот принцип является доказательством легального характера документа, определяет условия действия Конституции существованием в интересах общества.

С помощью Конституции осуществляется эффективное регулирование человеческих отношений в различных сферах жизни общества. Эти отношения регламентируются соответствующими правовыми нормами и законодательными актами. 15-я статья устанавливает режим производства законов, и условия их применения, которые обязательны для соблюдения и исполнения. В противном случае закон не будет иметь юридической силы.

Что касается территориальной направленности применения законов, то здесь действуют положения о всеобщем, независимом от региона или территориального положения, применении.

Разрешение спора между документами внутреннего общероссийского и международного порядка в пользу последних является положительным моментом в развитии международных отношений. Это-залог приобщения России к нормам мирового сообщества.

Актуальные вопросы по вакцинации от коронавируса (covid-19):


Как законно отказаться от вакцинации коронавируса

Что будет с теми кто откажется от вакцинации от коронавируса

Гороскоп по знакам зодиака на март 2021 года

Лунный посевной календарь на март 2021

Лунный календарь стрижек на март 2021

Лунный календарь маникюра на март 2021

Статья 15 Конституции РФ. Соотношение международного и национального права

Часть 1 комментируемой статьи 15 КРФ содержит указание на содержательную характеристику прямого действия в смысле ее регулирующего воздействия на общественные отношения; в этом смысле оно упоминается в одном ряду с высшей юридической силой и обязательностью применения всеми правоприменителями. Прямое действие Конституции и ее норм присуще всем способам правореализационного процесса, в том числе соблюдению, исполнению, использованию и применению.

  1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
  2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
  3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
  4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

.из Постановления КС РФ N 10-П от 07.06.2000г.

Наличие решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционной той или иной нормы закона не препятствует применению закона в остальной его части*(56). Наиболее сложной проблемой при прямом применении норм Конституции РФ является оценка противоречия того или иного нормативно-правового акта как противоречащего ей. Ведь эта функция отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ.

1) Гражданский кодекс РФ (п. 2 ст. 3 ГК);

2) принятые в соответствии с ГК иные федеральные законы, регулирующие гражданско-правовые отношения (п. 2 ст. 3 ГК).

IV. Иные акты, содержащие нормы гражданского права:

1) указы Президента РФ (п. 3 ст. 3 ГК);

2) постановления Правительства РФ (п. 4 ст. 3 ГК);

3) акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы гражданского права (п. 7 ст. 3 ГК).

V. Обычаи делового оборота (ст. 5 ГК).

VI. Акты органов власти и управления субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей (пп. 2 п. 1 ст. 8 ГК).

VII. Локальные нормативные акты юридических лиц.

РФ обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия, направленные на отчуждение части территории РФ, а также призывы к таким действиям не допускаются.

Что это значит?

Любые действия, которые могут нарушить суверенитет страны, в том числе, призывы к «отчуждению части территории РФ», будут наказуемы. Если поправки примут, то за призывы об отделении или возврате российских территорий, например, Крыма Украине или Курильских островов Японии можно будет получить наказание.

Обязательность публикации законодательных актов (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Нормативные документы, в структуре которых присутствуют правовые положения, имеют большое значение для всей юридической системы государства. Суть в том, что именно благодаря законам и подзаконным актам государство имеет исключительную возможность непосредственного регулирования общества. Поэтому к нормативным документам такого рода выдвигаются довольно серьезные требования, одно из которых имеет конституционный статус. В части третьей основного закона говорится о необходимости официального опубликования всех без исключения законов. Толкование ст. 15 Конституции РФ, а именно представленного элемента нормы, дает возможность разобраться в двух основополагающих особенностях:

во-первых, любой закон создается путем реализации определенной, нормативно установленной процедуры;

во-вторых, официальное опубликование НПА подразумевает собой донесение их положений до населения РФ.

Таким образом, любые законы и другие официальные документы, принимаемые на территории современной Российской Федерации, должны отвечать представленным требованиям в полном объеме. В противном случае их действие будет признано нелегитимным.

Конституция РФ. Статья 15. Расшифровка терминов и подробный комментарий.

Пункт 1 Статьи 15 Конституции Российской Федерации.

1) имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории . и иные правовые акты, принимаемые в , не должны противоречить .

Пункт 3 Статьи 15 Конституции Российской Федерации.

3) подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные не применяются. Любые , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Пункт 4 Статьи 15 Конституции Российской Федерации.

4) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее . Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные , то применяются правила международного договора.

Расшифровка терминов статьи 15 Конституции РФ.

Нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт представляет собой документ специально установленной формы, который принимается в пределах компетенции уполномоченного государственного органа.

Правовая система
Правовая система представляет собой связь системы права, правовой культуры и процесса реализации права.

Местное самоуправление
Местное самоуправление представляет собой такую форму организации деятельности граждан, обеспечивающих самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Российская Федерация
Российская Федерация представляет собой государство, образованное в 1991 году на обломках СССР. Население Российской Федерации составляет приблизительно 146 миллионов человек. Российская Федерация согласно конституции является демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Российская Федерация один из мировых лидеров в сферах науки, экономики, культуры, а также в военной сфере.

Правовое государство
Правовое государство представляет собой государство, в котором права и свободы человека провозглашены высшей ценностью. В правовом государстве в обязательном порядке действует режим законности, соблюдаются права и свободы человека, существуют реальные механизмы защиты своих прав и гарантии обеспечения и защиты нарушенных прав.

Власть
Власть представляет собой возможность одних субъектов общественных отношений диктовать свою волю и руководить другими субъектам общественных отношений.

Суд
Суд представляет собой орган государственной власти, относящийся к судебной ветви власти и осуществляющий правосудие в форме рассмотрения и разрешения судебных дел.

Конституция
Конституция представляет собой основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства. Конституция — один из важнейших институтов демократии.

Закон
Закон представляет собой нормативно-правовой акт, принимаемый представительным органом государственной власти по наиболее значимым и актуальным вопросам общественной жизни.

Государство
Государство представляет собой особую форму организации политической власти. Для государства как особой формы организации политической власти характерно наличие следующих признаков: наличие публично-властных институтов (т.е. институтов власти, находящихся вне общества, выделенных из него); наличие органов управления и поддержания правопорядка внутри государства; наличие организованной налоговой системы, необходимой для поддержания функционирования государства и государственных институтов, а также решения иных социальных вопросов; наличие обособленной территории и государственных граница, которые отделяют одно государство от другого; наличия независимой правовой системы, при этом, по мнению большинства правоведво: государство не может существовать без права; монополия на насилий, только государство имеет право на применение насилия; наличие суверенитета, т.е. независимости во внутренних и внешних делах.

Статья 15

Правовое регулирование необходимо во всех сферах общественной жизни. Нормы «Права» как такового закреплены в Конституции РФ. Она применяется в материальной «книжной» форме. Внесение необходимых изменений и поправок осуществляется с соблюдением особого порядка. Это исключает использование и интерпретацию закона различными политическими партиями в собственных интересах.

Поэтому необходимой частью документа является раздел о правилах использования и применения Конституции. Он содержит пункты, определяющие применение основного закона. Именно 15-я статья закона и посвящена толкованию самой Конституции. Она фиксирует статус документа как юридического акта. А также:

  • регламентирует ее применение,
  • устанавливает нормы принятия законов органами государственной власти,
  • определяет условия, согласно которым принятые законодательные акты приобретают официальный статус, и подлежат исполнению
  • посвящается принципам и нормам международного права,
  • объясняет применение международных договоров

Какова суть пункта 4 статьи 15 Конституции РФ?

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Жёсткая пропаганда сепаратизма. Подразумевается, что природные ресурсы России принадлежат вовсе не российскому народу целиком, а конкретно той народности, которая проживает над месторождением. Таким образом, Конституция прямо подталкивает богатые природными ресурсами регионы к борьбе за отделение от России.

Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Конституция РФ 1993 года является единственной конституцией мира, в которой прямо прописана возможность частной собственности на природные ресурсы.

Показательно также, что слово «частный» стоит перед словом «государственный»: как будто природные ресурсы в первую очередь должны быть именно частными.

Конституционный суд РФ трактует эту норму, как то, что вопросы регулирования использования природных ресурсов находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. То есть так, что нельзя по решению Президента добывать нефть под ногами у людей, если региональная власть с этим не согласна.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Благодаря этой статье президент и губернаторы не имеют юридической власти над мэрами и выборными депутатами. Так как норма закона об отзыве населением избранных мэров и депутатов фактически не работает, мы получаем значительную прослойку никому не подчинённых феодалов, которые полностью игнорируют интересы народа и государства.

Формально контроль над мэрами и депутатами осуществляется через суды, прокуратуру и институты непосредственной демократии. На практике эти инструменты работают в России плохо, из-за чего контроль получается скорее номинальным и работает только в случаях совсем уж вопиющих злоупотреблений народных избранников.

В новой редакции Конституции Российской Федерации, 1, 2 и 9 главы которой не менялись, так как не проводился референдум и не собиралось Конституционное собрание, в оставшейся без изменений статье 15, п. 4 утверждается: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Учитывая это, нельзя говорить о существовании верховенства российского права над международным, о чем ошибочно высказывались некоторые российские политики и государственные деятели, но вполне допустимо говорить о приоритетности исполнения норм международных договоров, подписанных и ратифицированных Россией, в отношении норм российской системы права (при наличии несоответствия между ними).

При этом, по словам Президента В.В. Путина, «требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции».

Статья 15 Конституции: описание

Многие нормы основного закона имеют большое влияние на положение дел в России. В данном случае ст. 15 Конституции РФ закрепляет юридический статус ключевого нормативного акта державы и его специфику. В структуру этой нормы входит четыре части. Первые две относятся непосредственно к юридическому статусу Конституции. Третья и четвертая части объясняют иные пункты правовой системы государства. Чтобы максимально полно разобраться в положениях ст. 15 Конституции РФ, необходимо рассмотреть все её части в отдельности. Это даст возможность понять специфику основного закона и роль, которую он играет в современной России.

Особенности части 1 статьи 15 Конституции (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

В начале упомянутой нормы объясняется суть основного закона и факт, из-за которого он так называется. Часть 1 ст. 15 Конституции РФ закрепляет высшую юридическую силу нормативного акта. Таким образом, в соответствии с положениями этого элемента статьи основной закон является актом прямого действия, или же абсолютной нормой. Существование данного принципа действия Конституции доказывает её легальный характер. Иными словами, она существует во благо общества.

Основной закон консолидирует общий социальный интерес и осуществляет эффективное регулирование людских отношений. Помимо этого, все созданные нормативные акты на территории России не могут противоречить Конституции и её отдельным положениям. Это значит, что в процессе издания НПА, уполномоченные органы должны учитывать нормы основного закона и специфику юридического режима, который они устанавливают. В противном случае нормативные акты могут быть признаны попросту недействительными.

Комментарий к Ст. 16 Конституции Российской Федерации

Согласно данной статье положения главы 1 Конституции составляют основы конституционного строя России, то есть основополагающие принципы конституционно-правового регулирования. Устанавливается их приоритет в системе самой Конституции и в правовой системе страны в целом.

Предусматривается также, что изменение положений главы 1 производится в особом порядке, закрепленном статьей 135 Конституции.

Как уже отмечалось, в гл. 1 Конституции закрепляются конституционный строй страны, основополагающие его начала, которые в последующих главах получают свое развитие и конкретизацию.

Глава «Основы конституционного строя» определяет важнейшие черты государственного и общественного строя, характер отношений власти, формы правления и политического режима, главные стороны правового регулирования общественных отношений, а также порядок взаимодействия политической, социальной и экономической систем общества.

Все эти и другие положения главы признаны особо важными и потому они нуждаются в особой юридической и процессуальной защите, в том числе защите от временных, текущих обстоятельств.

До принятия Конституции 1993 г. происходил процесс подгонки Основного Закона под принимаемые десятками новые законы. Практика показала всю пагубность спешки, с какой вносились изменения в конституционный текст.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

+7 (499) 653-60-72 — доб. 543 (Москва и МО)+7 (812) 426-14-07 — доб. 698 (Санкт-Петербург и ЛО)+8 (800) 500-27-29 — доб. 242 (Регионы РФ)

Правовой нигилизм усиливался демонстрацией неуважения к Основному Закону страны как со стороны законодателя, с легкостью латающего ее основополагающие предписания, так и со стороны исполнительной власти, критикующей принятые поправки.

Поэтому столь важно закрепление в новой Конституции нормы о недопустимости пересмотра парламентом положений данной главы. Если же предложения о пересмотре положений будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то они могут быть рассмотрены в особом порядке, который предусмотрен гл

9. Тем самым обеспечивается стабильность конституционного строя, необходимая для нормального развития общества

Если же предложения о пересмотре положений будут поддержаны 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то они могут быть рассмотрены в особом порядке, который предусмотрен гл. 9. Тем самым обеспечивается стабильность конституционного строя, необходимая для нормального развития общества.

Подобный порядок не является чем-то исключительным, он характерен для многих зарубежных конституций. Его назначение — установить особо усложненные процедуры внесения каких-либо изменений и дополнений в положения, связанные с основами конституционного строя.

Основы конституционного строя представляют, как было сказано, систему принципов, поэтому в известной степени гл. 1 можно назвать конституцией в Конституции.

И если Конституцию можно считать нормативным стандартом, которому должны соответствовать другие законодательные акты, то гл. 1 Конституции можно представить нормой, по которой следует сверять все иные положения Конституции. Следовательно, они должны полностью соответствовать положениям гл. 1.

Наконец, именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством и никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам ее конституционного строя.