Оглавление
Другой комментарий к Ст. 3.8 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Из смысла и содержания этой статьи вытекает два вида запрета: лишение права управления транспортными средствами и лишение права охоты.
В данной статье в отличие от прежнего КоАП РФ не предусмотрено лишение специального права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.
Данный вид административного наказания значительно ограничивает возможности тех правонарушителей, которые своими противоправными действиями могут нанести вред и ущерб безопасности, здоровью, жизни отдельных граждан. Особенно это касается права на управление транспортным средством. Транспортное средство является источником повышенной опасности, требует определенных навыков вождения, знания правил дорожного движения, достижения определенного возраста, соответствующего состояния здоровья.
Применение лишения специального права управления влечет за собой запрет заниматься определенной деятельностью: для водителя-профессионала — запрет работать по специальности, а для водителя-любителя — запрет управлять принадлежащим ему транспортным средством. Лишение права охоты означает запрет заниматься охотой.
2. Основанием назначения данного вида наказания является прямое установление его в санкциях Особенной части КоАП РФ и только в качестве основного административного наказания. Так, административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством устанавливается за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передачу управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст.12.8); превышение установленной скорости (ст.12.9); нарушение правил движения через железнодорожные пути (ст.12.10); нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона (ст.12.15) и др.
3. Лишение специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Указанные критерии характеризуют не только объективную сторону административного правонарушения, но и указывают на применение данного наказания в исключительных случаях.
4. Ранее право налагать административное наказание в виде лишения специального права относилось к компетенции различных надзорных органов. Теперь лишение специального права назначается судьей.
5. Как и прежде, срок лишения специального права имеет относительно-определенный характер и назначается в пределах санкций статей Особенной части. Например, превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час может повлечь лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев (ст.12.9). Однако изменились общие минимальные и максимальные их временные границы. Минимальный срок лишения специального права не может быть менее одного месяца, а максимальный — более двух лет.
6. По смыслу данной статьи лишение специального права применяется к физическим лицам. Ее предписания предусматривают следующие ограничения применения лишения специального права:
лишение специального права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся;
лишение специального права в виде права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
Как назначается лишение
Факт выявленного правонарушения подтверждает процессуальным протоколом. Полномочия на составление протоколов предоставлены должностным лицам, государственным и муниципальным ведомствам. Например, за нарушение ПДД протоколы могут составлять должностные лица ГИБДД. Процедура рассмотрения дела и назначения санкции состоит из следующих этапов:
- оформление протокола, выдача или направление этого документа правонарушителю – лицо, привлекаемое к ответственности, вправе указывать в протоколе свои пояснения или возражения в письменной форме;
- административный материал направляется в суд для рассмотрения дела;
- на период рассмотрения лишение права не происходит, а изъятие разрешительных документов допускается только при возникновении сомнений в их подлинности (например, сотрудник ГИБДД не может принудительно изъять бланк водительских прав, кроме выявления случаев подделки);
- если при выявлении нарушения возникает угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо имущественного ущерба, привлекаемое лицо может быть отстранено от использования специального права (например, если остановлен водитель в состоянии алкогольного опьянения);
- о месте и времени рассмотрения дела правонарушитель уведомляется в письменной форме – неявка в назначенное время без уважительных причин не является основанием для переноса процесса;
- суд может вынести постановление даже без участия нарушителя, если в деле имеются доказательства уведомления о месте и времени заседания.
В содержании статьи Особенной части КоАП РФ может содержаться несколько основных санкций, в том числе лишение права, штраф, обязательные работы, арест. Выбор одного из вида наказания входит в полномочия суда, а одновременное применение двух санкций допускается только в случаях, прямо указанных в законе.
Копия постановления вручается лично нарушителю или направляет по его адресу. До момента вступления в силу судебного акта нарушитель сохраняет специальное право. Вступить в силу постановление может по истечении сроков на обжалование, либо немедленно после рассмотрения жалобы. Если рассмотрение дела закончилось оправданием правонарушителя, дополнительных последствий или ограничений в отношении специального права не возникает.
Судебное постановление об административном аресте
Судебное постановление об административном аресте исполняется конкретными органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Лицо, которое было подвергнуто аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами дел внутренней направленности.
Замечание 5
Во время применения постановления об административном аресте осуществляется досмотр личного характера данного арестованного лица.
В ситуациях, которые устанавливаются Федеральным конституционным законом от 2001 года 30 мая № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении», арест административной направленности представляет собой определенную санкцию, которая применяется по отношению к нарушителям правил комендантского часа во время пресечения насильственных действий противоправного характера, отмеченных в статье 3 пункте «а» данного Закона. По смыслу пункт «а», «в» в статье 12, 31 статья часть 1 и статья 33 часть 2 Конституционного закона Федерации от 2001 года 30 мая № З-ФКЗ использованию данной меры всегда предшествует доставление лица или же его задержание административного характера, когда происходит несоблюдение определенных правил комендантского часа или же при других нарушениях режима чрезвычайного положения. В такой ситуации, время задержания обусловлено истечением срока комендантского часа; граждане, которые не имеют у себя каких-либо документов, удостоверяющих личность, задерживаются до момента выяснения их личности, но не более чем на срок трех суток, по решению заместителя начальника ОВД или даже по его личному решению.
Вывод
Отсюда можно сделать вывод, что арест административной направленности, применяемый по отношению к нарушителям правил комендантского часа в соответствии с Федеральным конституционным законом от 2001 года 30 мая № З-ФКЗ, ограничивается данным сроком. Назначение такого ареста на срок до 30 суток возможно только, когда было совершено административное правонарушение, предусмотренное в статье 20.5 и в части 3 статьи 20.27 КоАП (нарушение лицом при должности режима правового характера контртеррористической операции).
Согласно Федеральному закону от 2006 года 6 марта № 35-Φ3 «О противодействии терроризму» контртеррористическая операция показывается, как определенный комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и других мероприятий с использование техники боевой направленности, а также оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению защищенности у физических лиц, учреждений и организаций, и максимального уменьшения последствия террористического акта.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Нюансы наказания
Лишение специального права применяется на срок указанным судом, но это далеко не все особенности этого административного взыскания. Если после вынесения приговора у гражданина были изъяты права, а по завершении срока наказания он пришел за ними, то ему их отдадут назад при некоторых условиях. Так, гражданин обязан вновь сдать экзамены по правилам дорожного движения. Если правонарушитель не приходит за своими документами, они отправляются в архив, где хранятся три года, после чего утилизируются.
Есть люди, которые считают, что законы РФ слишком требовательны, но если рассматривать этот вопрос объективно, то можно с уверенностью говорить о том, что без таких жестких мер не обойтись. Лишение специального права применяется на срок, который необходим для нарушителя, чтобы сознать ошибки и пересмотреть свое поведение. Чаще всего под это административное нарушение попадают пьяные водители, которые в состоянии алкогольного опьянения рискуют не только своей жизнью, но и несут угрозу для жизни окружающих.
Применение такого наказания способно изменить ситуацию на дорогах, уменьшить вред от браконьерства, дисциплинировать граждан при обращении с оружием.
Как узнать срок окончания лишения водительских прав
Процесс расчета совсем несложный, вам необходимо лишь знать дату начала срока и сам период, на который были наложены санкции в отношении водительских прав. Например, день, когда в силу вступило постановление, был 1 декабря 2014 года, а сам срок составляет 3 месяца. Складываем и получаем, что 1 февраля 2015 года вы можете уже начинать забирать свои права, но учтите, что если истечение срока лишения прав попадает на выходной день, то вам стоит немного подождать до первого рабочего дня и тогда вы можете отправлять в отделение ГИБДД, куда сдавали свое водительское удостоверение.
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!
Срок на сдачу
В каких случаях изымается водительское удостоверение, выяснили. И как это делается в целом тоже
Но что еще важно знать?
К примеру, сколько времени по закону отводится на сдачу прав после их лишения. Это крайне важный момент. За несвоевременное исполнение судебного постановления без веских оснований гражданина могут оштрафовать.
На сдачу прав после их лишения дается всего 3 дня. Отсчет времени начинается с момента вступления судебного решения в силу.
Важно: если по тем или иным причинам шофер не может сдать документ, ему нужно при визите в ГИБДД описать ситуацию и подкрепить ее документальными доказательствами
Как происходит назначение санкции
Факты нарушений ПДД могут выявлять и пресекать сотрудники ГИБДД – специальной службы полиции. Это происходит при следующих обстоятельствах:
- выезд на место аварии по вызову участников ДТП или случайных свидетелей;
- остановка транспорта при выявленном нарушении (например, при превышении скоростного режима);
- проверка документов на дороге.
Факт нарушения фиксируется в процессуальном протоколе. Составлять его могут только должностные лица и органы, наделенные соответствующими полномочиями по КоАП РФ.
Для лишения прав должна быть точно соблюдена процедура привлечения к ответственности, а любое процессуальное нарушение повлечет отмену постановления.
В зависимости от характера выявленного нарушения, при составлении протокола могут осуществляться следующие дополнительные процедуры:
- проводится освидетельствование гражданина на предмет употребления спиртного, либо составляется акт об отказе от этой процедуры;
- составляется акт о наличии на автомобиле запрещенных световых приборов – в акте указываются параметры ксенона, Led лампы или иного оборудования для последующего замера характеристик;
- проводится проверка тонировки на предмет нарушения законодательных норм.
В ряде случаев допускается задержание транспортного средства и/или водителя, для пресечения нарушения и обеспечения правильности рассмотрения дела. Например, при остановке водителя в состоянии опьянения, дальнейшее управление автомобилем создает угрозу для безопасности остальных участников дорожного движения. Поэтому автомобиль будет задержан и передан на хранение в спецучреждение, а собственник сможет забрать транспорт позже.
При составлении протокола указываются следующие сведения, имеющие значение для рассмотрения дела:
- дата, время и место выявленного нарушения, а также оформления протокола;
- сведения о должностном лице, составившем документ;
- личные данные нарушителя, с указанием реквизитов водительского удостоверения;
- обстоятельства нарушения, в том числе пункт ПДД и статья КоАП РФ, по которым будет назначено наказание;
- регистрационные данные автомашины, реквизиты свидетельства о регистрации ТС, доверенности на право управления и т.д.
Нарушителю гарантировано право на защиту. Непосредственно после выявления нарушения он может пользоваться услугами защитника, подавать замечания к протоколу, давать письменные пояснения. Это сведения также отражаются в протоколе.
После составления протокола, административный материал направляется для рассмотрения в суд. В материалах дела могут присутствовать акты освидетельствования, схемы ДТП, протоколы опроса свидетелей и иные документы.
Бланк водительского удостоверения не может быть изъят сотрудником ГИБДД, кроме случаев, когда водитель уже был лишен прав и не сдал документ при исполнении наказания.
Судебная процедура проходит по следующим правилам:
- нарушитель уведомляется о месте и времени рассмотрения дела при составлении протокола, либо путем направления повестки;
- если в составе санкций по статье КоАП РФ присутствует арест, может обеспечиваться принудительное доставление нарушителя;
- при рассмотрении материала суд должен учесть смягчающие и отягчающие обстоятельства, а также квалифицирующие признаки – они повлияют на выбор санкций (если это допускает статья КоАП РФ), либо на их размер.
По отдельным нарушениям ПДД важное значение имеет повторность проступка. Например, если водитель уже был лишен прав за езду в пьяном виде, либо за отказ от медосвидетельствования, за повторное аналогичное нарушение он привлекается по ст
264.1 УК РФ. В этом случае административное дело прекращается, а материалы передаются в правоохранительные органы для уголовного преследования.
Если нарушение ПДД совершено впервые, имеет небольшую опасность, а по статье КоАП РФ указано несколько санкций, суд должен мотивировать свой выбор в постановлении. Если лишение прав указано как основное наказание, суду предстоит аргументировать выбор срока действия наказания.
Постановление с назначенным наказанием вручается нарушителю лично, либо направляется по почте. Обжаловать судебный акт можно в течение 10 суток.
Как забирают «водительские карты» – встреча с сотрудниками ДПС
Согласно Кодексу об административных правонарушениях, водительские права могут изъять, но только при наличии веских на то оснований. Более того, сотрудники ДПС не наделены соответствующими полномочиями. Специальные права по новым правилам отбираются по решению суда.
Как выглядит порядок изъятия водительского удостоверения? При лишении прав сотрудники ДПС должны действовать следующим образом:
- Остановить шофера и провести проверку.
- Составить протокол о совершенном нарушении.
- Написать и подать иск о лишении прав.
- Принять участие в судебном заседании и предъявить доказательства своей позиции.
- Получить на руки постановление суда о лишении В/У того или иного шофера.
Как правило, изъятие водительского удостоверения в принудительной форме не имеет места. При наличии судебного постановления сотрудники ГАИ просто получают право на хранение соответствующей документации у себя, но не более того.
Каким образом и кем производится?
Такого рода правонарушения можно со всей ответственностью отнести к уголовному процессу, но различие между ними достаточно существенное, так как лишение специального права производится намного проще и оперативнее.
Так что если вы оказались в подобной ситуации, то должны помнить, что вам и другим людям, которые принимали участие в нарушении закона, должны разъяснить ваши обязанности и права, а также подобная информация должна быть записана в протоколе.
После чего вам должны предоставить данный протокол для того, чтобы вы могли в полной мере ознакомиться с написанным в нем.
Далее представитель органов должен подписать протокол и предоставить на подписание вам. Но если вы отказываетесь подписывать, в таком случае представитель, заполнявший его, должен написать об этом в документе (о вашем отказе). После чего вам должны предоставить копию данного документа.
Рассмотрением вашего дела должен заниматься непосредственно районный суд и во время заседания вы должны присутствовать. На какой срок лишить вас специального права, назначается также судом.
Но если вы не пришли на суд, то судебные органы могут заниматься рассмотрением вашего вопроса без вас только в том случае, если вы не предоставляли ходатайство об отложении рассмотрения вашего вопроса, либо если и предъявляли, но вам было отказано.
Но вы должны помнить, что можете отстаивать свои права в суде, предоставлять объяснения, касающиеся вашего проступка, заявлять отводы и ходатайства, предоставлять какие-либо доказательства своей невиновности, также вы можете воспользоваться услугами адвоката и пр.
Процесс рассмотрения включает в себя следующее: должен быть озвучен протокол, оформленный в вашем присутствии который касается вашего проступка, а также могут быть предоставлены другие свидетельства относящиеся к делу.
После чего вам буде предоставлено слово как обвиняемому, а также будут выслушаны свидетели, или люди, которые были вместе с вами на момент нарушения закона, после чего свое заключение должен предоставить эксперт (в редких случаях) и специалист. Так же если в деле принимает участие прокурор, то и его заключение выслушивается.
После того, как вопрос рассмотрен, вам должны огласить решение о наказании (административном) или о закрытии вашего дела. Если «вашу судьбу» решает коллегиальный орган, то итоговый результат принимается обыкновенным количественным методом, то есть большинством голосов.
Решение принимается с учетом нормы КоАП либо другого закона, в котором указывается степень наказания за данного рода проступок.
Для того, чтобы вынести справедливое наказание судебные органы принимают во внимание такого рода факторы:
- Личность того, кого обвиняют.
- Характер проступка.
- Положение (имущественное) виновного.
- Отягчающие или смягчающие обстоятельства, которые влияют на ответственность.
Сопоставив все факты, суд может принять решение о том, что проступок не является существенным, тогда с вас как с обвиняемого снимут все обвинения и сделают устное замечание.
Судебная практика по статье 3.8 КоАП РФ:
Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД15-30 от 11.09.2015 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Определение N 11-АПУ17-2СП от 02.02.2017 Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция
Решение Верховного суда: Постановление N 45-АД15-5 от 25.08.2015 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 45-АД15-11 от 07.12.2015 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 10-АД16-5 от 08.11.2016 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 69-АД15-5 от 20.08.2015 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 11-АД15-2 от 20.02.2015 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 53-АД15-6 от 11.09.2015 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Постановление N 18-АД14-8 от 21.04.2014 Судебная коллегия по административным делам, надзор
Решение Верховного суда: Определение N 15-АПГ13-4 от 28.08.2013 Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция
Глава 3 — другие статьи
- Статья 3.1. Цели административного наказания
- Статья 3.2. Виды административных наказаний
- Статья 3.3. Основные и дополнительные административные наказания
- Статья 3.4. Предупреждение
- Статья 3.5. Административный штраф
- Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
- Статья 3.9. Административный арест
- Статья 3.10. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства
- Статья 3.11. Дисквалификация
- Статья 3.12. Административное приостановление деятельности
- Статья 3.13. Обязательные работы
- Статья 3.14. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения
Порядок лишения прав
Если исполнительный лист был выдан на основании судебного акта, то судебный пристав, вправе самостоятельно принять решение об исполнительном действии.
Когда исполнительный документ выдавался по иным основаниям, то вопрос о применении такой меры решается в судебном порядке. Инициатором судебного рассмотрения является пристав или взыскатель.
Начальной стадией процедуры ограничения (лишения) прав, является возбуждение исполнительного производства. Процессуально решение судебного пристава оформляется в форме постановления.
Должник предупреждается приставом о возможном применении к нему исполнительного действия.
Если должник без уважительных причин, добровольно не исполняет обязательство в пятидневный срок с момента получения постановления, то судебный пристав выносит постановление о временном ограничении пользования специальным правом.
Копии постановления о временном ограничении пользования должником специальным правом направляются в государственный орган, контролирующий его исполнение и взыскателю.
Лицу, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, постановление вручается лично.
Закон обязывает пристава разъяснить должнику суть ограничения права и предупредить последнего об ответственности за нарушение режима ограничения.
Важно знать, что несоблюдение должностным лицом ССП процедуры, установленной статьей 67.1 Закона, является основанием для признания его действий и решений незаконными, с последующей отменой постановления о временном лишении права управления
Отмена лишения прав
В случае прекращения исполнительного производства или возникновения обстоятельств, исключающих применение указанных мер, пристав-исполнитель безотлагательно выносит постановление о снятии избранных ранее ограничений.
Закон содержит перечень случаев, при наличии которых применение временного ограничения специальных прав недопустимо.
Ограничение права не может применяться:
-
если после его введения должник лишается основного заработка;
-
если должник и его семья не смогут осуществлять жизнедеятельность ввиду транспортной недоступности места проживания;
-
при использовании должником, являющимся лицом – инвалидом транспортного средства;
-
при наличии у должника на иждивении лица-инвалида с группой инвалидности не ниже второй или ребенка-инвалида вне зависимости от номера группы;
-
если задолженность по штрафам составляет менее 10000 рублей;
-
когда лицу, в отношении которого возбуждено исполнительное производство, предоставлена рассрочка исполнения или исполнение требований отсрочено в порядке, предусмотренном законодательством РФ.
Ответственность за нарушение режима временного лишения прав
Любое ограничение права лишено смысла, если его действие не обеспечено мерой ответственности — наказания.
Исключения из правила не последовало и Кодекс РФ об административных правонарушениях пополнился статьей 17.17.
Новая статья Кодекса гарантирует нарушителям режима временного ограничения специального права административное наказание в виде обязательных работ до пятидесяти часов или лишение права управления на срок до двенадцати месяцев.
В среде недобросовестных интернет-консультантов распространено мнение о том, что при нарушении порядка временного ограничения прав, виновное лицо привлекается к ответственности по части 2 статьи 12.7 КРФ об АП – как лишенное права управления.
Данное утверждение изначально ложно и не основано на законе.
Выявлением нарушений статьи 17.17 Кодекса и составлением административных протоколов будут заниматься подразделения полиции, транспортной инспекции, инспекции по маломерным судам и органов в области авиации.
Рассмотрение протоколов об административных правонарушениях, определение, назначение вида и размера наказаний по делам данной категории, возложено на Федеральных судей.
Уважаемые читатели. Предвидя вероятность возникновения у посетителей сайта, вопросов, которые остались за рамками настоящей статьи, предлагаем вам получать бесплатные консультаций наших юристов. Звоните, пишите – мы работаем для вас.