Оглавление
Порядок рассмотрения
На предварительном этапе рассмотрения жалоба направляется к одному из судей Президиума Верховного суда. Он запрашивает материалы уголовного дела и проверяет наличие грубых нарушений. Если судья выявит основания для пересмотра дела, жалоба передается в Президиум. В противном случае заявление остается без рассмотрения.
На практике пересмотры ранее принятых судебных решений происходят крайне редко. Причина – безосновательность жалоб. Чтобы заявление было принято к рассмотрению, составитель должен указать в его тексте действительно веские основания.
Пересмотр происходит по такому алгоритму:
- Собирается коллегия, в которую должно входить минимум 3 судьи. Тот судья, который изучал жалобу изначально, не может быть членом этой коллегии.
- Начинается рассмотрение. Проверяется явка участников. При рассмотрении жалобы обязательно должен присутствовать государственный обвинитель. Прочие лица привлекаются к процессу при необходимости.
- Судья-докладчик информирует присутствующих о ключевых обстоятельствах уголовного дела, содержании судебных актов, основаниях для подачи жалобы.
- Каждый из присутствующих получает слово.
- Судьи изучают материалы дела и выносят окончательное решение. Вердикт определяется в ходе голосания.
Написание жалобы
Надзорный суд стартует с отправки жалобы. Форма и содержание документа строго контролируются. Что нужно прописать:
- название органа суда, куда направляется жалоба;
- ФИО гражданина-составителя документа, место его проживания или же местонахождение в текущий момент;
- перечисление лиц, принимающих участие в деле, адреса их проживания;
- постановления, с которыми гражданин не согласен;
- причина для пересмотра дела с подробным описанием;
- просьба гражданина – автора документа.
Для начала производства должна быть составлена жалоба
Жалоба надзорной разновидности закрепляется подписью автора. Закон разрешает отправление документа представителем автора. В такой ситуации обязательно нужно прикрепить доверенность либо прочее официальное подтверждение полномочий доверенного лица. Надзорное представление следует утвердить подписью Генпрокурора страны либо лица, его замещающего. К подобному оспариванию требуется прикрепить копии постановлений по делу, утвержденных каким-либо судом. Помимо этого, обязательно нужно приложить квитанцию о выплате госпошлины.
Жалоба отправляется конкретно в надзорный суд. Обязательно нужно прикрепить к документу копию приговора.
К жалобе прикрепляют копии приговора, иных бумаг, которые касаются производства
Развитие на начальном этапе
В советское время на формирование института надзора влияло три фактора:
- Принцип законности. Имея конституционный характер, данное положение обуславливало необходимость аннулирования актов правосудия, вступивших в силу, но при этом противоречащих нормам законодательства.
- Ограниченность обжалования. Для защиты интересов сторон не разрешалось подавать бесконечное число жалоб, снижая таким образом стабильность решений, затягивая исполнение, пересматривая дело только лишь потому, что кто-то из участников был не согласен с выводами суда (зачастую необоснованно).
- Государственное влияние. В качестве одной из основных задач власти на тот момент выступало максимальное продвижение и усиление вмешательства государства в частные правовые отношения.
Основания отмены решений судом надзорной инстанции
- Нарушены права и свободы, прямо прописанные в Конституции и международных документах, которые признаются Россией.
- Нарушаются интересы неограниченного числа лиц, публичные интересы.
- Нарушается единство практики применения законодательства.
Как видно, полномочия суда надзорной инстанции в гражданском процессе затрагивают широчайший набор ситуаций.
Как толкуются положения законодательства? Суд проверяет решения нижестоящих судей в свете исполнения и Конституции, и международных договоров. Например, регулярно суд публикует надзорную практику и в своих актах ссылается и на российское законодательство, и на международные акты.
Второй пункт обычно связан с делами, в которых принимает участие прокуратура. Например, спор затрагивает организацию оплаты услуг ЖКХ напрямую поставщику, а не через посредников. На момент 2017 года в ГПК наконец-то прописали право выходить с иском защиты неограниченного числа граждан и самим гражданам и общественным организациям.
Единство практики не выполняется при игнорировании разъяснений Конституционного суда, того же ВС РФ, либо не учитывается практика международных учреждений, в частности, ЕСПЧ.
Наиболее яркие примеры – игнорирование примеров из обзоров практики, издаваемых ВС РФ, вернее его Президиумом.
Мнения экспертов
Положения, перечисленные в ст. 304 АПК, достаточно неоднозначно оцениваются в отечественных юридических изданиях. Отдельные авторы считают, что законодатель использовал наиболее удачные формулировки ГПК в приведенных выше случаях. Это, по мнению экспертов, умаляет право получения судебной защиты. Однако имеет место и иное, противоположное заключение. Оно состоит в том, что к гражданскому судопроизводству нельзя применять положение об абсолютизации права на разбирательство в порядке проверки. Надзорные производства судебных актов, подписанных высшим органом или судом третьей инстанции, в ряде случаев, определенных законом, могут ограничиваться. Это, в свою очередь, не будет свидетельствовать об умалении или ненадлежащей реализации возможности получить защиту. Данная позиция представляется не только более, но и единственно верной. Здесь следует сказать, что она соответствует и основным идеям, которые заложены в основание нового АПК. С учетом того, что надзор в арбитражном процессе выступает в качестве третьей проверочной стадии, на которой выполняется оценка согласованности с законом актов, вступивших в действие, указание на то, что данная процедура должна носить выборочный характер, предотвращает вероятность дублирования действий кассационного органа, а также подчеркивает специфику функций и задач, которые возложены на ВАС.
Понятие и значение производства
Производство в суде надзорной инстанции представляет собой анализ соблюдения законодательства, обоснованность приговоров, который производится по прошению участника судебного разбирательства
В роли утверждения инстанции надзора выступают:
- люди, участвующие в ходе суда;
- процессуальный статус участников;
- выдвинутые временные рамки;
- вердикт об утверждении постановления в форме документа.
Надзорная роль в судебных процессах:
- используется для отслеживания следования законодательству, постановлений нижестоящих органов, анализа причин для вынесенных приговоров, начавших действовать;
- помимо оспариваемого постановления либо приговора, отслеживаются любые акты, оформленные в процессе кассационного либо апелляционного пересмотра;
- само предоставление обжалования не обещает, что дело будет рассмотрено заново;
- на подачу обжалования имеет право должностное лицо, действия должны быть согласованы с правилами УПК.
Новое рассмотрение дела произойдет:
- когда цель жалобы – улучшить положение осужденного гражданина;
- после выдвижения предположительного решения о допуске по выбору судьи.
Производство в суде надзорной инстанции не гарантирует, что приговор будет изменен
Прежде чем начать производство по надзору, законодатель установил необходимость решения основных задач.
- Обнаружение отклонений от существующих законов нижестоящими инстанциями суда.
- Избавление от проблем, связанных с отсутствием официальных пояснений к использованным нормам права.
- Обнаружение и исправление ошибок и совершенных нарушений посредством отправки дела обратно нижестоящей инстанции либо смена приговора.
Зачем нужно надзорное производство:
- для общего анализа апелляции с гарантией соблюдения прав, регламентируемых Конституцией: иными словами, осужденный может защищать собственные права любыми законными путями;
- для преграды, не позволяющей выносить несправедливые судебные решения, если нормы законодательства игнорируются;
- для наибольшей эффективности работы суда посредством применения различного рода разъяснений со стороны органов надзора.
Дело не всегда проходит «надзорный» этап
Данное производство в прокуратуре способно помочь не только осужденному и его адвокату. Если углубиться в этот вопрос, то порой пересмотр уголовного дела имеет выгоду даже для судей.
Аналогия надзора с прочими пунктами нового рассмотрения дела:
- правовое значение;
- цели, обязательные к достижению;
- невозможность ухудшения положения осужденного;
- анализ деятельности нижестоящих инстанций суда;
- обнаружение упущений и указание на необходимость внесения поправок;
- объяснение, как нужно поступать, если поступила жалоба;
- произведение проверок относительно соблюдения законов в вынесенных вердиктах.
Данное производство происходит, как правило, при желании осужденного
Различия между надзором и апелляцией.
- Отправка на новое рассмотрение вердиктов.
- Процессуальные временные рамки, регуляция решений (временные рамки относительно надзора не контролируются законодательно, а относительно апелляции – нужно смотреть УПК нашей страны).
- Субъективный состав (в апелляции отсутствует такой термин, как «заявитель»).
- Мероприятия по пересмотру.
В производстве в суде надзорной инстанции приведенные доказательства спокойно принимаются. Если говорить об апелляции, то там могут заново изучать дела, заново рассматривать доказательства.
Апелляция и «надзор» — разные вещи
Отличия между надзорным и кассационным регламентом.
- Надзор входит в прерогативу ВС России. Кассацией занимается Верховный Суд.
- Регламент надзора относительно оспаривания вердикта суда разрешает присутствие Генпрокурора нашей страны, должностных лиц и заявителя. Что касается кассации, здесь за участников принимают потерпевших, доверенных лиц, обвинителей, сторону защиты, осужденного гражданина.
- За гарантию проведения кассационного судебного дела берут жалобу, оформленную в соответствии со всеми правилами. Что касается надзора – здесь подобное не предусмотрено, все решает судья.
Суд надзорной инстанции предполагает при необходимости присутствие генерального прокурора
Решение каких судов можно оспорить в надзорном порядке?
Производство надзора призвано внести поправки в судебные недочеты и должно контролировать права и законные интересы всех участвующих в суде граждан. По сравнению с кассацией, предмет рассмотрения надзора – исключительно постановление суда, начавшее действовать.
Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора
Чтобы обращение было удачным, следует знать, какие именно причины могут повлечь полную отмену или внесение изменений в судебные постановления. В основном среди оснований нет ничего нового и в целом они сходны с имеющимися в других стадиях. Формально можно выделить два вида нарушение прав и противоречие закону.
В первой категории нарушение прав трактуется достаточно широко и подразумевает все права, свободы и законные интересы
Причем для достижения результата не важно, нарушены ли права конкретного лица или большой категории лиц, которых невозможно перечислить поименно (неопределенного круга лиц)
В эту же категорию включается и нарушение публичных интересов.
Вторая категория предусматривает несоответствие или неправильное применение законов, а также неверное и противоречащее принятому в государстве пониманию норм права судебными органами.
При наличии одного из перечисленных видов нарушений в постановлении, вступившем в законную силу, есть шанс на его отмену или изменение в надзорном производстве.
Состав кассационного суда общей юрисдикции
Состав кассационного суда общей юрисдикции установлен ст. 23.3 ФКЗ от 07.02.2011 N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации».
Кассационный суд общей юрисдикции действует в составе:
- президиума суда;
- судебной коллегии по гражданским делам;
- судебной коллегии по административным делам;
- судебной коллегии по уголовным делам.
Президиум кассационного суда общей юрисдикции
Президиум кассационного суда общей юрисдикции образуется в составе:
- председателя;
- заместителей председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности;
- других судей соответствующего суда.
Количественный и персональный состав президиума суда утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению председателя соответствующего суда.
Председатель кассационного суда общей юрисдикции назначается на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
По истечении срока полномочий председатель кассационного суда общей юрисдикции может быть назначен на должность председателя этого же суда на новый срок.
Полномочия Президиума кассационного суда общей юрисдикции:
- утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по административным делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда;
- рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики;
- рассматривает вопросы работы аппарата суда;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.
Заседания президиума суда созываются председателем суда по мере необходимости и считаются правомочными, если на них присутствуют более половины членов президиума суда.
Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда.
Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции
Судебные коллегии (по гражданским, административным и уголовным делам) кассационного суда общей юрисдикции формируются из числа судей этого суда по представлению председателя суда. Составы указанных судебных коллегий утверждаются президиумом суда, однако председатель кассационного суда общей юрисдикции вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.
Судебные коллегии возглавляют председатели коллегий.
Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции рассматривают дела:
- по кассационным жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;2. по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу судебных актов, принятых соответствующей судебной коллегией кассационного суда общей юрисдикции.
Судебные коллегии кассационного суда общей юрисдикции изучают и обобщают судебную практику, а также анализируют судебную статистику.
Надзорная инстанция в арбитражном процессе
Согласно ст. 304 АПК, отмене либо изменению Президиумом ВАС подлежат акты, которые нарушают:
- Свободы и права гражданина и человека, гарантируемые принципами и нормами мирового права или международными соглашениями РФ.
- Единообразие в применении и толковании арбитражными судами законодательства.
- Законные интересы и права неопределенного количества лиц либо прочие публичные интересы.
Указанные нарушения выступают также в качестве оснований для возбуждения производства по пересмотру постановлений на уровне Президиума ВАС в порядке надзора. Эти обстоятельства перечислены в ч. 3 и 4 ст. 299 АПК. В данном случае становится ясно, что, используя одни и те же обстоятельства, законодатель обуславливает возможность осуществления сравнительно самостоятельных процедур: допуска дела к пересмотру и отмены (изменения) оспариваемого акта.
Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел судом надзорной инстанции
1. Суды надзорной инстанции
В качестве судов надзорной инстанции действуют:
- президиумы верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов;
- судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ;
- Президиум Верховного Суда РФ.
2. Рассмотрение дела в порядке надзора и вынесение определения
Если пересмотр не вступивших в законную силу решений и определений суда первой инстанции допускается в единственной кассационной инстанции, то в порядке надзора дело может «пройти» всю систему судов, поступая из одной инстанции в другую. По общему правилу такое движение должно быть последовательно восходящим, т.е. после нижестоящей надзорной инстанции допускается обращение в ближайшую вышестоящую инстанцию и так вплоть до Президиума Верховного Суда РФ.
Поскольку суд надзорной инстанции выполняет функции контроля, то дела рассматриваются постоянными судьями, коллегиальный состав которых определяется в зависимости от того, какой орган действует. Судебная коллегия Верховного Суда РФ в порядке надзора рассматривает дела в составе трех постоянных судей (ими могут быть Председатель Верховного Суда, его заместитель или члены суда). Заседания президиумов судов правомочны при наличии большинства членов президиума, с тем, однако, чтобы их было не менее трех. Прокурор участвует в судебно-надзорном рассмотрении дел, если он является лицом, участвующим в деле. Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ не более чем два месяца со дня вынесения судьей определения.
Судья, участвующий в рассмотрении дела по первой или второй инстанции, не вправе после этого повторно принять участие в работе суда надзорной инстанции (ст. 17 ГПК).
Судебное заседание надзорной инстанции в основном проходит так же, как и заседание кассационной инстанции. В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу или представление прокурора, если их права и законные интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым судебным постановлением.
В случае, если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:
- прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, военного округа (флота) или его заместитель в президиуме верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда;
- Генеральный прокурор РФ или его заместитель в Президиуме Верховного Суда РФ;
- должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генерального прокурора РФ в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ.
В подготовительной части заседания председательствующий выясняет, кто из лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, явился в заседание, объявляет состав суда, после чего решается вопрос об отводах. Затем приглашенным в заседание лицам разъясняются их права и обязанности. Далее суд обсуждает поступившие ходатайства и заявления присутствующих в судебном заседании.
Вторая часть заседания — рассмотрение материалов дела — начинается докладом судьи. Дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда. В Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, Военной коллегии Верховного Суда РФ дело докладывается одним из судей коллегии. Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, мотивы надзорной жалобы или представления прокурора и определения суда о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.
Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие жалобу или представление прокурора, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее надзорную жалобу или представление прокурора.
По результатам рассмотрения дела суд надзорной инстанции выносит определение. При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, надзорная жалоба или представление прокурора считаются отклоненными. О вынесенном судом надзорной инстанции определении сообщается лицам, участвующим в деле.
Порядок возбуждения надзорного производства
Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам
-
- лиц, участвующих в деле, и
- других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.
Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.
Содержание надзорных жалобы, представления
- наименование суда, в который они подаются;
- наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
- наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
- указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
- указание на судебные постановления, которые обжалуются;
- указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
- просьбу лица, подающего жалобу или представление.
В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
Возврат надзорной жалобы, представления без рассмотрения по существу
Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если:
- надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
- пропущен срок обжалования судебного постановления в порядке надзора и в надзорных жалобе, представлении не содержится просьба о восстановлении этого срока или в его восстановлении отказано;
- поступила просьба о возвращении или об отзыве надзорных жалобы, представления;
- по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
- по материалам истребованного дела.
В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.
По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:
- об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
- о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора
Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
- права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
- единообразие в толковании и применении судами норм права.
Производство в суде надзорной инстанции
Судом надзорной инстанции производится изучение на соответствие требованиям законности актов, вынесенных судами предыдущих инстанций. Данная стадия может быть включена в процесс следующих видов судопроизводства:
- гражданского (гл. 41.1 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ);
- уголовного (гл. 48.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ);
- из административных правонарушений (ст. 30.12–30.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ);
- арбитражного (гл. 36.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ);
- из обжалования действий и актов государственных/муниципальных органов и должностных лиц (гл. 36 Кодекса административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 № 21-ФЗ).
Понятие и значение производства в надзорной инстанции
Производство в надзорной инстанции – это стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по ходатайству осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, а также прокурора проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений мирового судьи, судов первой инстанции, а также определений и постановлений судебных органов, вынесенных в кассационном или надзорном порядке.
В порядке надзора могут быть обжалованы:
- приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение краевого, областного и приравненного к ним суда – в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда;
- судебные решения, если они обжаловались в порядке надзора в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда, приговор, определение и постановление краевого, областного и приравненного к ним суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке, постановление президиума краевого, областного и приравненного к ним суда – в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ;
- приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда;
- приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда – в Военную коллегию Верховного Суда РФ;
- определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ, постановление судьи Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания – в Президиум Верховного Суда РФ.
Надзорное производство имеет целью исправление судебных ошибок и обеспечение прав и законных интересов участников процесса. В отличие от кассационного производства предметом надзорного производства может быть только судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившие в законную силу.
Надзорная жалоба или надзорное представление направляется непосредственно в суд надзорной инстанции. К ним должны быть приложены:
- копия приговора или иного решения, которые обжалуются;
- копия приговора или определения апелляционной инстанции, определения кассационной инстанции, постановления надзорной инстанции, если они выносились по данному делу;
- в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе или представлении.