Изменение налогового кодекса рф с 23 ноября 2020 года

Понятие и содержание налоговых отношений

Как уже было указано, под налоговыми
отношениями, регулируемыми кодификационным документом, понимается весь комплекс
общественно-государственных правоотношений, сформировавшихся между субъектами
данных отношений в процессе оценки их налогооблагаемой базы, расчета и начисления налоговой
нагрузки, разработки правил и исключений из них при взимании налогов и сборов, а также порядка
обжалования неправомерных действий в ходе реализации данных правоотношений.

Исходя из определения, к объектам этого вида
общественных отношений относятся взимаемые ставки налогов и сборов.

Субъекты в данной сфере определяются с одной стороны как налогоплательщики, представленные
лицами, обязанными в установленный срок и в полном объеме выплачивать надлежащую сумму налоговой
нагрузки. С другой стороны – это государство в лице законодательно установленных органов и
должностных лиц. К ним относятся:

  • Налоговые инспекции;
  • Таможенные пункты;
  • Иные уполномоченные структуры исполнительной власти (федеральные или местные).

Указанные категории субъектов, согласно должностным обязанностям осуществляют
аккумулирование средств налогоплательщиков и перечисление их в бюджет страны или его субъекта
исходя из распределения налоговых поступлений, регулируемых бюджетным правилом и иными
законодательными актами.

Порядок предоставления рассрочки по налогам

  • по федеральным налогам, сборам, страховым взносам, а также в случае, предусмотренном пп. 2 п. 1.1 статьи 63 НК РФ, — непосредственно ФНС России;
  • по региональным и местным налогам, а также в случае, предусмотренном пп. 2 п. 1.1 статьи 63 НК РФ, — налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица.
  • при наличии условий, установленных абзацем 15 п. 5.1 статьи 64 НК РФ, — налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица;
  • при наличии условий, установленных абзацем 16 п. 5.1 статьи 64 НК РФ, — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Максимальные сроки предоставления рассрочки по уплате налога зависят от причины возникновения задолженности и составляют:

  • 1 год — при сумме налогов, сборов, страховых взносов, пеней и(или) штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, составляющей менее 30 процентов по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения налогового органа по результатам такой проверки;
  • 3 года — при сумме налогов, сборов, страховых взносов, пеней и(или) штрафов, подлежащих уплате по результатам налоговой проверки, составляющей 30 и более процентов по отношению к выручке от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) за год, предшествующий году вступления в силу решения по результатам такой проверки.

Налоговые вычеты по НДС

  • суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (застройщиками или техническими заказчиками) при проведении ими капитального строительства (ликвидации основных средств), сборке (разборке), монтаже (демонтаже) основных средств;
  • суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, создания нематериальных активов;
  • суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении объектов незавершенного капитального строительства, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при выполнении работ (оказании услуг) по созданию нематериального актива.

Законодательство в сфере налогообложения

Законодательная база, регулирующая каждую сферу общественных или общественно-государственных
отношений, представляет собой упорядоченную систему нормативных актов, находящихся в
иерархическом подчинении. Они отличаются по протяженности действия во времени, по пространству
охвата и кругу лиц.

Налоговое законодательство Российской Федерации формируется следующей иерархией правовых
актов:

  1. Российская Конституция. Ее нормы обладают прямым действием на всей
    территории страны и указывают на обязанность всех лиц уплачивать закрепленные законом сборы
    и налоги. Это положение зафиксировано в главе 2 статьи 57. В ней же подчеркивается, что новые сборы и взимаются только с даты их
    установления, а вводящие их законодательные акты не имеют обратной силы.
  2. Налоговый Кодекс. Систематизированный кодификационный акт федерального
    значения, содержащий принципиальные основы политики государства в сфере налогообложения.
    Иные законы или подзаконные акты (федеральные или региональные), направленные на
    регулирование данной сферы, конкретизирующие или устанавливающие новые правила, касающиеся
    налогов и сборов должны соответствовать положения кодекса.
  3. Указы Президента. Могут выступать в качестве правоустанавливающих актов
    данной сфере, однако чаще всего служат для закрепления поручений руководителя страны,
    направленные на разработку или совершенствование уже существующих норм налогового
    законодательства. Указы не могут противоречить Конституции и НК РФ.
  4. Постановления Правительства. В сфере налогообложения данные акты носят
    характер перечней, реестров или списков, которые конкретизирую положения законодательства в
    налоговой сфере, принимаются для их исполнения, но не могут изменять их по существу. Ими
    также уточняется порядок выполнения принятых норм.
  5. Законодательные или подзаконные акты федеральных и местных органов власти.
    Издаются на основе федерального налогового законодательства и не могут расширять его
    положения или противоречить ему. Используются, например, для конкретизации его при учете
    региональных особенностей при реализации фискальной или бюджетной политики.
  6. Постановления исполнительных органов в сфере сбора и уплаты налогов. При
    реализации отдельных положений ими могут вводиться определенные требования по
    уплате/взиманию, при нарушении которых для лиц наступает административная или уголовная
    ответственность. Основная же их часть (письма, разъяснения, инструкции и указания)
    сосредоточена на конкретизирующей или технической стороне – методах расчета, введении актов
    в действие, предложениях по изъятиям и т.д. или же на частных случаях при взимании тех или
    иных сборов с отдельных лиц.
  7. Постановления, разъяснения и предписания судебных органов (арбитражных
    палат или Конституционного Суда) по делам, связанным с обжалованием решений по налогам и
    сборам и защите интересно государства/граждан в данной сфере общественных отношений.

Справка. Отдельное место в сфере налогового
законодательства занимают международные договоры, участником которых является Россия. К ним
относятся различные уставные и конвенциональные документы международных финансовых организаций,
специализированные договорные акты, связанные с налогообложением (например, в рамках ВТО или
региональных интеграционных объединений, таких как ЕАЭС), а также многосторонние и двухсторонние
межправительственные соглашения, конкретизирующие отношения по налогам и сборам применительно
юр. и физ. лицам стран участниц на их территориях.

Согласно толкованию положения части 4 статьи
15 Конституции их положения внутри страны имеют большее юридическое значение, чем
таковые, предусмотренные законом.

Освобождение от обложения НДС

  • гражданских воздушных судов;
  • авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий;
  • печатных изданий, опытных образцов и (или) их составных частей при условии представления документа, подтверждающего целевое назначение ввозимого товара.

Реализация авиационных двигателей (запчастей и комплектующих), гражданских воздушных судов, зарегистрированных в российском реестре, реализация услуг по передаче таких судов по договору аренды (лизинга), а также реализация работ (услуг) по строительству гражданских воздушных судов облагается по нулевой ставке НДС.

  • авиационных двигателей, запасных частей и комплектующих изделий, предназначенных для строительства, ремонта и (или) модернизации на территории РФ гражданских воздушных судов, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;
  • услуг по передаче гражданских воздушных судов, зарегистрированных (подлежащих регистрации) в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, по договорам аренды (лизинга) при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
  • контракт (копию контракта) на реализацию гражданского воздушного судна либо на выполнение работ (оказание услуг) по строительству гражданского воздушного судна, подлежащего государственной регистрации (зарегистрированного) в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, заключенный налогоплательщиком, реализующим это гражданское воздушное судно, с покупателем или заключенный налогоплательщиком, выполняющим работы (оказывающим услуги) по строительству гражданского воздушного судна и передающим его заказчику;
  • документы (копии документов), подтверждающие передачу гражданского воздушного судна, подлежащего государственной регистрации (зарегистрированного) в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ, налогоплательщиком покупателю (заказчику).

Комментарий к Статье 2 НК РФ

Статья 2 НК РФ говорит о том, какие отношения подпадают под действие налогового законодательства. Согласно данной статье «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения».

Статья 2 настоящего Кодекса дает определение налоговым отношениям, то есть отношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах.

Налоговые отношения — это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, связанные с налогами, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Властные отношения складываются между государством в лице его органов и должностных лиц и налогоплательщиками в лице юридических и физических лиц.

Иными словами, государство создает властные предписания, подлежащие обязательному применению налогоплательщиками: устанавливает, вводит в действие и взимает налоги и сборы, в связи с чем осуществляет налоговый контроль и привлекает к ответственности за совершение налоговых правонарушений. Однако такие акты налоговых органов, действие (бездействие) их должностных лиц можно обжаловать.

Установить налог можно только единственным способом — внести в настоящий Кодекс соответствующие поправки (ст. 1 НК РФ).

Введением налога и сбора является принятие соответствующего нормативного правового акта, подробно устанавливающего порядок, условия и процедуру взимания того или иного налога и сбора в бюджет, что может проходить на федеральном, региональном и местном уровне. При введении налога должны быть определены существенные элементы налоговых обязательств.

Властные предписания государства о взимании налогов и сборов касаются исполнения обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов по уплате налогов и сборов (общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов содержатся в разд. IV настоящего Кодекса).

Налоговый контроль, то есть проведение налоговых проверок, получение объяснительных, осмотров и т.п., необходим для реализации системы налогов и сборов, установленной настоящим Кодексом, регулирования исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Формы и методы налогового контроля изложены в разд. V НК РФ.

В случае нарушения налогового законодательства (совершения налоговых правонарушений) устанавливаются меры по привлечению к ответственности нарушителей.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом; к таким отношениям применяются нормы Таможенного кодекса РФ.

Нормы Таможенного кодекса РФ регулируют установление, введение и взимание таможенных платежей, проведение контроля за уплатой таможенных платежей, регулируют привлечение к ответственности лиц, виновных в уклонении от уплаты таможенных платежей, и обжалование актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

НДФЛ и льготы по нему

  • доходы физического лица, не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, в виде выигрышей, полученных им от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов;
  • доходы в виде сумм налога на доходы физических лиц, уплаченных налоговым агентом за налогоплательщика при доначислении (взыскании) таких сумм по итогам налоговой проверки в соответствии с настоящим Кодексом в случае неправомерного неудержания (неполного удержания) указанных сумм налоговым агентом.

Если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект, то кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости недвижимости.

  • доходы в денежной и натуральной формах, полученные в соответствии с законодательством в связи с рождением ребенка;
  • оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых родителям, опекунам и попечителям, осуществляющим уход за детьми-инвалидами;
  • оплата стоимости проезда работника, работающего и проживающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и неработающих членов его семьи к месту отпуска и обратно в пределах РФ;
  • денежная компенсация взамен полагающегося из публичной собственности участка, установленная федеральным или региональным законодательством;
  • суммы материальной помощи, оказываемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, студентам (курсантам), аспирантам, адъюнктам, ординаторам и ассистентам-стажерам.

При этом доходы в виде компенсаций за неиспользованные отпуска, а также за неиспользованные предоставленные дополнительные сутки отдыха не подлежат освобождению от налогообложения.

Доходы в виде суммы задолженности перед кредитором (организацией или индивидуальным предпринимателем), от исполнения требований по уплате которой налогоплательщик полностью или частично освобождается при прекращении соответствующего обязательства в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию освобождаются от обложения НДФЛ при одновременном соблюдении следующих условий:

  • налогоплательщик не является взаимозависимым лицом с кредитором и (или) не состоит с ним в трудовых отношениях в течение всего периода наличия обязательства;
  • доходы фактически не являются материальной помощью либо формой встречного исполнения организацией или индивидуальным предпринимателем обязательства перед налогоплательщиком, в том числе оплатой (вознаграждением) за поставленные налогоплательщиком товары (выполненные работы, оказанные услуги).

Изменения 1 части НК РФ

Изменений, коснувшихся первой части кодекса, не так много. Они все связаны с общим порядком уплаты налогов, страховых взносов и ответственности, которую могут понести граждане за нарушения. Нововведения следующие:

  • Обновлена форма заявления на возврат и зачёт в налоговую
  • Изменены правила заверки документов для налоговой
  • Добавлена возможность для налоговиков получить информацию об организации у её аудитора
  • Добавлена возможность уточнить счёт Федерального Казначейства по вопросу платежей в бюджет
  • Обновлена форма уведомлений о контролируемых сделках
  • Объявлено, что контролируемые сделки следует определять по-новому
  • Рекомендовано обновить формат сдачи отчётов в налоговую
  • Объявлено, что расчёт пени за просрочку уплаты следует рассчитывать иначе в 2019 году

Все указанные выше изменения были заявлены на январь 2019 года.

Регулируемые положения НК РФ

Основные положения, регулирование которых осуществляется на основании Налогового Кодекса России,
приводится в первом разделе документа (главы и ), в -18 статьях. В них приводятся:

  • Основания действия Кодекса в его связи с иными законодательными актами в данной отрасли
    законодательства и международными договорами РФ;
  • Отношения и принципы налогового законодательства;
  • Базовые понятия и терминология, применяемая в документе;
  • Участники
    налоговых отношений и их краткая характеристика;
  • Характеристика, особенности и уровни системы налогообложения РФ;
  • Основы системы страховых взносов.

Важно. Приведенные положения формируют в документе
кодифицированные разделы, каждый из которых раскрывает и уточняет тот или иной элемент
существующей законодательной базы в сфере налогообложения.

НДФЛ

  • договору уступки прав требования;
  • договору участия в долевом строительстве;
  • договору инвестирования долевого строительства;
  • другому договору, связанному с долевым строительством.

Также изменен срок владения жильем, приобретенным по:

  • договору участия в долевом строительстве (по договору инвестирования долевого строительства или по другому договору, связанному с долевым строительством);
  • договору об участии в жилищно-строительном кооперативе.

Он исчисляется с даты полной оплаты стоимости такого жилого помещения или доли (долей) в нем в соответствии с соответствующим договором.

Отнесение суммы налога на затраты

  • применения правопреемником общего режима налогообложения либо при переходе правопреемника на специальный налоговый режим по отдельным видам предпринимательской деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ с одновременным применением общего режима налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ по другим видам деятельности;
  • перехода правопреемника на специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2, 26.3 и 26.5 НК РФ;
  • перехода правопреемника, являющегося вновь созданным юридическим лицом в результате реорганизации юридического лица, на специальный налоговый режим в соответствии с главами 26.2 и (или) 26.3 НК РФ;
  • применения правопреемником, образовавшимся в результате реорганизации организации путем присоединения одного юридического лица к другому юридическому лицу, специального налогового режима.

Информирование ФНС банками

  • предоставил право или прекратил право организации, индивидуального предпринимателя использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
  • предоставил или прекратил права физического лица использовать персонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств;
  • предоставил право физическому лица, в отношении которого, в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, проведена упрощенная идентификация, использовать неперсонифицированные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов электронных средств платежа.

Банк должен передать информацию в ФНС в электронной форме в течение трех дней со дня соответствующего события.

Изменения 2 части НК РФ

2 часть претерпевает гораздо большие изменения, нежели первая. Они коснулись следующих глав нормативного акта: 21, 23, 25, 26, 26.2, 26.3, 28, 30, 31, 33. Изменения произойдут по вопросам

  • налогов на добавленную стоимость,
  • на доходы физ.лиц и прибыль организаций,
  • на добычу полезных ископаемых,
  • упрощённой системы,
  • налога на вмененный доход,
  • транспортного налога,
  • на имущество организаций,
  • земельного налога,
  • торговых сборов,
  • взносов по страхованию,
  • экологических платежей,
  • личного учёта и форм отчётности,
  • контрольно-кассовой техники

Помимо этого указали, что увеличится перечень товаров, которые подлежат обязательной маркировке (в них войдут обувь и табак), изменятся формы заполнения платёжек. Отметили, что 4 региона вступили в долгосрочный (10 лет) налоговый эксперимент по «выведению на свет» фрилансеров. Создан специальный режим налогообложения, по которому самозанятые должны будут оплачивать так называемый «налог на профессиональный доход».

По большей части, изменения, коснувшиеся 2 части НК РФ, относятся к изменениям форм ведения отчётности, написания заявлений и т.д. по документальной части. Утратила силу 426 статья 34 главы о тарифах на страховые взносы — она перестала действовать с 1 января 2019 года. Помимо этого, изменились и другие некоторые расчёты тарифов и коэффициентов. Преобразовались также некоторые льготные режимы.

Предоставленная информация (больше смотрите на http://www.consultant.ru) может профессионально заинтересовать бухгалтеров, а также пригодиться всяким гражданам — изменения могли коснуться их профессиональной деятельности или личной жизни.

Структура и востребованность

Справка

ФЗ №146 имеет чёткое деление на две части. Оно носит формальный и функциональный смысл. В этом законе, как и в других, имеющих подобные деления, первая часть выполняет функцию общего базиса, на котором строится разнообразие нормативов специфического характера.

Первая часть НК РФ содержит основные понятия налоговой системы и всех процессов, с ней связанных. Часть вторая определяет порядок взимания налогов:

  • федерального уровня;
  • на доходы физлиц;
  • на прибыль организаций;
  • на объекты ресурсного характера (вода из природных источников, биоресурсы, полезные ископаемые);
  • на землю;
  • с сельхозпроизводителей.

Кроме регламентации разных видов платежей в госбюджет вторая часть кодекса включает в себя перечень и специфику уплаты акцизов, а так же нормативы, регламентирующие особые налоговые режимы (упрощённый, для сехозпроизводителей, при разделе продукции и т.п.).

Главными потребителями информации, сосредоточенной в НК РФ, являются:

  • госструктуры, осуществляющие контроль деятельности экономических агентов России;
  • руководители организаций;
  • индивидуальные и частные предприниматели.

Часть вторая Налогового кодекса РФ

Вторая часть Кодекса устанавливает принципы исчисления и уплаты каждого из налогов и сборов, установленных Кодексом.

Каждому налогу либо специальному налоговому режиму посвящена отдельная глава второй части Кодекса.

Также отдельной главой установлен порядок исчисления и уплаты государственной пошлины.

Кроме того, порядок исчисления и уплаты сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов также установлен отдельной главой второй части Кодекса.

С 1 января 2001 года вступили в силу лишь четыре главы Кодекса, которыми установлены:

  • Налог на добавленную стоимость;

  • Акцизы;

  • Налог на доходы физических лиц;

  • Единый социальный налог (взимался по 1 января 2010 г., заменен взносами на конкретные виды страхования);

С 1 января 2002 года введены главы:

  • Налог на прибыль организаций;

  • Налог на добычу полезных ископаемых;

  • Налог с продаж;

  • Единый сельскохозяйственный налог (специальный налоговый режим);

С 1 января 2003 года введены также главы:

  • Транспортный налог;

  • Упрощенная система налогообложения (специальный налоговый режим);

  • Единый налог на вменённый доход (специальный налоговый режим);

В июне 2003 года введена система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (специальный налоговый режим).

С 1 января 2004 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

  • Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

  • Налог на игорный бизнес;

  • Налог на имущество организаций;

С 1 января 2005 года действуют главы Кодекса, которыми установлены:

  • Водный налог;

  • Государственная пошлина;

  • Земельный налог.

Действующий НК РФ и его становление

С принятием в 1993 г. новой Конституции, официально узаконившей переход России к
капиталистической форме экономических отношений при формальных
рыночно-либеральных механизмах регулирования, остро встал вопрос о реформировании системы
налогообложения.

Первый проект кодификации налогового законодательства, которая бы одновременно учитывала
существующие постсоциалистические и возникающие рыночные, зачастую еще в примитивной форме
«дикого капитализма», экономические реалии разрабатывался с 1993 по 1995 гг. Документ
предусматривал шесть разделов, представляя, по сути, общую часть:

  • Общие
    положения и определения;
  • Базовые принципы налогообложения;
  • Основы налоговой системы и правила ее администрирования;
  • Виды
    налогов федерального, регионального и местного значения.

Кодекс был внесен в Государственную Думу Министерством финансов вначале 1996 г. и подвергся значительной критике – последовала почти годовая процедура внесения различных
доработок, уточнений и поправок. В ходе первого чтения 600 страничный документ был отправлен на
доработку, но впоследствии к апрелю 1997 г. он был буквально продавлен административным ресурсом
Президента Ельцина и полностью подконтрольного ему Правительства.

Одновременно с предлагаемым проектом оппозиционными партиями и общественными объединениями
предлагалось не менее 10-ти сторонних проектов. Большая часть из них содержала различные
радикальные инновационные предложения, которые, согласно экспертному мнению не применялись
нигде.

И хотя отдельные содержащиеся в них предложения как раз и отражали существующие российские
реалии, но они не укладывались в либеральную логику правящего экономического блока.

Тем не менее, сказать, что альтернативные проекты были полностью проигнорированы нельзя. Так,
предложенное в ряде из них разделение Кодекса на несколько частей и принятие их
постепенно.

Кодифицированная первая
часть документа, включившая в себя общие положения, определения и правила, регулирующие
функционирование налоговой системы, прошла законодательные органы в июле 1998 г.
и вступила в силу в январе следующего года.

Параллельно с этим продолжалась работа над особенной частью, непосредственно касавшейся перечня
вводимых в стране налогов на различных уровнях, режимах налоговой нагрузки, а также обязательных
страховых взносах.

Основная систематизация завершилась в 2000 г. с принятием ФЗ №118, которым вторая часть НК РФ вводилась в действие.
Согласно ему с января 2001 г. также предусматривалось внесение изменений в существующие законы о
налогах и сборах в России, с тем, чтобы они были приведены в соответствие с нормами принимаемого
Кодекса.

На сегодняшний день действуют обе части НК РФ в последней редакции от
ноября 2018 г. Это означает, что законодательная база в налоговой сфере развивается
постоянно, подстраиваясь под изменяющуюся экономическую ситуацию внутри страны.

НК РФ и налоговая система страны

В качестве основополагающего законодательного акта, устанавливающего и регулирующего правила
функционирования налоговой системы страны, НК РФ решает следующие задачи:

  1. Устанавливает принципы, на которых вводятся новые и прекращают действие устаревшие налоги и
    сборы на федеральном, региональном и местном уровнях.
  2. Формулирует процедуру и порядок уплаты налоговых начислений.
  3. Регулирует права и обязанности лиц подлежащих налогообложению, а также органов
    исполнительной власти и специализированных служб, являющихся участниками
    общественно-государственных налоговых отношений.
  4. Определяет взимаемые в государстве налоги и сборы.
  5. Устанавливает методы регулирования и контроля над начислением и сбором налогов.
  6. Вводит степень ответственности за несвоевременную или неполную оплату налогов,
    укрывательство и иные преступления в сфере налогообложения, а также меры административного
    или уголовного преследования по данным основаниям.
  7. Предусматривает механизмы защиты интересов (включая судебные) граждан и организаций в
    случаях злоупотреблений, неправомерных действий или бездействия представителей налоговых
    органов и иных должностных лиц, так или иначе вовлеченных в сферу налогового регулирования.

Таким образом, на основе НК формируются основные правила регулирования налоговой
системы России, и раскрывается принципиальная составляющая налоговых
правоотношений.

Увеличение ставок акцизов и признание подакцизными товарами

Также обязанность платить акциз возникает при использовании винограда, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, для производства вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), виноматериалов, виноградного сусла, спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, реализованных в налоговом периоде.

  • этилового спирта для дальнейшего производства спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке, и (или) спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в малой емкости, и (или) спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке соответственно;
  • ректификованного этилового спирта, произведенного налогоплательщиком из спирта-сырца, подразделению, осуществляющему производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, в том числе виноматериалов;
  • налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство фармацевтической продукции, этилового спирта для дальнейшего производства лекарственных средств, и (или) лекарственных препаратов, и (или) медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством РФ и включенных в соответствующий реестр.
  • сидр, пуаре, медовуху — до 22 руб. за 1 литр;
  • игристые вина (шампанские) — до 40 рублей за 1 литр;
  • пиво с содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5% — до 22 руб. за 1 литр;
  • табак, сигары, сигариллы (сигариты), биди, кретек, сигареты и папиросы, а также табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания;
  • электронные системы доставки никотина и жидкости для них — до 50 рублей за штуку;
  • легковые автомобили с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и мотоциклы;
  • автомобильный бензин класса 5, дизельное топливо и моторные масла.

Также введен особый порядок определения ставок акциза на средние дистилляты.

  • парфюмерно-косметическая продукция без учета объемной доли этилового спирта разделена на две позиции — в металлической аэрозольной упаковке и в малой емкости;
  • пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5% включительно (со ставкой акциза 0 рублей за литр);
  • виноматериалы, виноградное и фруктовое сусло выделены в самостоятельную позицию перечня, и дополнительно включен виноград, используемый для производства спиртных напитков по технологии полного цикла.

В статье скорректировано понятие электронных систем доставки никотина (исключено указание на одноразовые устройства), включены устройства для нагревания табака.