Оглавление
А что будет за нарушение постановления?
На данный момент законом не установлена специальная ответственность за нарушение ограничительного режима.
Однако, КоАП РФ и УК РФ предусматривает ответственность за:
— Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что влечет за собой предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст. 6.2 КоАП РФ);
— Неповиновение законному распоряжению уполномоченного органа, что влечет за собой предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей (ст. 19.4 КоАП РФ)
— Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до 10 лет (238 УК РФ).
Государственная дума сейчас спешно рассматривает законопроект, предусматривающий ответственность за нарушение ограничений, введенных в рамках пандемии короновируса.
В действительности карантина нет, различные постановления и указы принимаются на региональном уровне, но ответа, каким образом и к какой ответственности будут привлекаться нарушители, пока нет.
Пунктом 4 постановления рекомендовано ГУ МВД по НСО, ГУ МЧС и Росгвардии принимать необходимые меры для обеспечения реализации этого постановления.
Соответственно меры приниматься будут. Опыт принудительной госпитализации на территории Новосибирской области уже имеется.
Правительство будет координирующим органом и вправе вводить обязательные для граждан ограничения
31 марта Государственная Дума приняла в третьем чтении закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Дополнены полномочия Правительства по введению режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации на всей территории России либо на ее части, а также правом устанавливать обязательные для исполнения правила поведения во время действия спецрежимов.
После введения закона в силу скорее всего последует официальные действия и от федеральных властей.
Зарубежный опыт
11 марта 2020 года Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) объявила о пандемии коронавируса.
Для предотвращения распространения вирусной инфекции во многих государствах был введен режим чрезвычайного положения/чрезвычайной ситуации. Это решение принимается правительством или президентом, а в некоторых странах — парламентом.
Как правило, вместе с этим вводятся ограничения на проведение массовых мероприятий, приостанавливается работа музеев, школ, детских садов, вводятся дистанционное обучение и работа «на удаленке». Ограничения на передвижение граждан рассматривается в качестве одной из крайних карантинных мер.
Для соблюдения указанных ограничений вводятся жесткая система штрафов (до 50 тыс. долларов), реальные сроки лишения свободы и даже смертная казнь (Китай).
В числе стран с введенным режимом ЧС или Ч П Италия, Испания, Казахстан, США, Чехия, Эстония, Румыния, Болгария, Венгрия и др. (см. таблицу).
Страна |
Дата введения ЧП |
Кол-во заболевших на дату введения ЧП |
Кол-во умерших на дату ведения ЧП |
Срок действия ЧП |
Италия |
31 января |
2 |
— |
6 месяцев |
Венгрия |
11 марта |
13 |
— |
— |
Словакия |
11 марта |
10 |
— |
— |
США |
13 марта |
1629 |
41 |
— |
Эстония |
13 марта |
27 |
— |
до 01 мая 2020 |
Чехия |
12 марта |
96 |
— |
30 дней |
Болгария |
13 марта |
23 |
1 |
30 дней |
Сербия |
15 марта |
48 |
— |
— |
Испания |
15 марта |
6500 |
195 |
15 дней |
Румыния |
16 марта |
158 |
— |
30 дней |
Республика Казахстан |
16 марта |
8 |
— |
30 дней |
Таким образом, вопрос о введении ограничительных мер в большинстве государств принимался на федеральном уровне, что является законным и обоснованным способом предотвращения пандемии.
Обеспечение защиты личности
Индивидуальные неимущественные свободы и права считаются предметом пристального внимания Конституционного Суда. По определенным делам КС были приняты решения, направленные на отмену законов, умаляющих либо нарушающих их. В частности постановления защищают права и свободы на:
- Жизнь.
- Личную неприкосновенность. Согласно решениям, человека нельзя лишить свободы, заключив его под стражу по произволу представителей органов власти.
- Честь и доброе имя.
- Передвижение и выбор места проживания, выезда за пределы государства, кроме случаев, при которых имеются конституционные, законные основания для запрета.
На какой транспорт распространяется ограничение прав?
Исполнителю разрешено приостанавливать (ограничивать) права на управление любым ТС, включая:
- Автомобили.
- Мопеды, мотоциклы, трициклы, квадрициклы.
- Самоходные машины (например, вас легко могут лишить права управления трактором, комбайном и любой другой сельскохозяйственной техникой).
- Воздушные и водные суда.
Приостанавливать какие-либо другие специальные права (например, право на осуществление какой-либо деятельности) сотрудник ФССП не может. Хотя наряду с ограничением действия ВУ применяется ещё одна мера воздействия на должников, связанная с запретом на свободу передвижения, – это запрет покидать страну, который применяется у нас в стране уже давно на основании ст. 67 Закона № 229-ФЗ.
Если долгов у вас нет, ограничить действие вашего ВУ не могут. Проверить наличие задолженности можно на сайте судебных приставов.
В отношении кого осуществляется приостановление действия ВУ?
Согласно ст. 67.1 Закона № 229-ФЗ ограничить действие ВУ можно только, если задолженность суммарно или по одному исполнительному листу составляет более 10 000 руб. и образовалась вследствие уклонения гражданина от:
- Компенсации имущественного и морального ущерба.
- Алиментных платежей.
- Участия в содержании ребёнка.
- Возмещения вреда, нанесённого здоровью.
- Выплаты компенсации за смерть кормильца.
- Внесения административных штрафов.
Других должников ограничение не касается. Также эта мера воздействия не применяется, если могут пострадать конституционные права граждан, например, право на труд или свободу передвижения. Так, должника, который честно зарабатывает, предоставляя населению услуги извоза, не смогут ограничить в специальных правах.
Статьи в тему:
Когда возможна отмена решения пристава?
Суды отменяют постановления пристава в таких случаях:
- Наличие уважительных причин у должника, исключающих возможность своевременного исполнения постановления об открытии в отношении них производства. Например, когда должник предупреждал пристава о невыплате ему заработной платы и подтвердил это справкой о доходах, а исполнитель не учёл данного обстоятельства.
- Грубое нарушение пристава положений ст. 67.1 Закона № 229-ФЗ, регламентирующей применение меры воздействия. Например, приостановление специального права, когда долг не достигает необходимого размера или когда ТС необходимо должнику для транспортировки инвалида.
- Несоответствие вида долга. Исполнитель не может ограничить специальные права гражданина, который имеет долг по кредитам или по коммунальным платежам. Перечень долгов, при которых применяется приостановление действия ВУ, является исчерпывающим.
- Неизвещение должника. Данное обстоятельство исключает возможность пристава передать данные о должнике в ГИБДД, кроме случая пребывания уклониста в розыске.
Необходимо отметить, что часто сами должники виновны в том, что действие их удостоверения приостанавливают приставы.
Пример
Пристав вынес в отношении О. постановление о приостановлении действия водительского удостоверения должника. О. решил оспорить это решение и обратился с жалобой на исполнителя в суд.
На заседании О. рассказал, что он не может быть ограничен в специальных правах, так как у него на иждивении находится отец, инвалид 1 группы, которого дважды в неделю необходимо возить на приём к врачу. В семье, кроме О., водительского удостоверения никто не имеет. Пристав же пояснил, что не знал о таком положении дел в семье О., поэтому действовал в рамках закона, когда выносил постановление.
Суд, выслушав доводы сторон, решил, что в действиях исполнителя нет нарушений и отказал О. в удовлетворении жалобы, но указал на обязанность О. своевременно подавать приставу информацию, исключающую возможность применения к нему ограничительных мер. После заседания О. принёс в ФССП документы, подтверждающие инвалидность отца, вследствие чего постановление пристава было отменено.
Зачем я привёл здесь этот пример? Дело в том, что, если бы О. заранее предоставил приставу всю необходимую информацию о ситуации в семье, к нему бы вообще не применялось приостановление действия ВУ и не понадобилось бы тратить время на поход в суд. Поэтому не старайтесь утаить какие-либо сведения от государственных структур, ведь иногда это может сработать против вас.
Чем ограничение отличается от лишения водительских прав?
Как вы уже несомненно поняли, лишение и ограничение (приостановление) прав – это далеко не одно и то же. Разграничение этих категорий приведу в виде таблицы:
Критерий разграничения | Лишение | Ограничение |
Основной нормативный акт, регламентирующий процедуру установления запрета на езду | КоАП РФ, уголовное законодательство | Закон № 229-ФЗ |
Субъект, устанавливающий запрет на вождение | Суд | Сотрудник ФССП, в редких случаях суд на основании обращения пристава или взыскателя |
Субъект, в отношении которого вводится запрет | Водитель, нарушивший ПДД | Должник, в отношении которого открыто производство, имеющий определённый вид долга в размере свыше 10 000 руб. |
Срок установления | Определённый срок, указанный в решении | Устанавливается до погашения долга |
Начало исполнения | После сдачи ВУ в ГИБДД | Не требует каких-либо действий от водителя, вводится сразу после уведомления должника путём передачи необходимых данных в ГИБДД |
Необходимость сдачи ВУ | Есть | Нет |
Ответственность за езду после запрета на вождение | Наступает по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ | Наступает по ст. 17.17 КоАП РФ |
Является ли поимка водителя после введения запрета на управление ТС повторным нарушением КоАП РФ | Да | Нет. Гражданин считается ранее не привлекавшимся к административной ответственности |
Порядок снятия запрета | Требует определённых действий со стороны водителя: сдачи экзамена, уплаты штрафа, прохождения медобследования | Достаточно оплатить штраф и уведомить об этом пристава |
Как видим, лишение и ограничение прав – категории разные, но у них есть и общие моменты:
- Водить ТС запрещено во время действия запрета.
- Запрет на вождение можно в обоих случаях оспорить в вышестоящую инстанцию.
- ГИБДД – основной контролирующий субъект исполнения постановлений как пристава, так и суда. Именно у представителей ДПС есть доступ к базам, с помощью которых можно выявить нарушителей.
- Составляется протокол об административном нарушении, если инспектор ловит водителя, управляющего ТС незаконно.
- Меру наказания для нарушителя избирает суд. После передачи материалов инспектором, суд привлекает водителей к ответственности на основании нарушенных норм.
Статьи в тему:
Основания для ущемления
В качестве основания для ограничения информационных прав граждан выступают следующие факторы:
- защита Конституции и демократии;
- предотвращение нарушения прав, интересов и свобод других лиц;
- защита нравственности;
- необходимость обеспечения безопасности и обороны страны;
- применение ограничений во время чрезвычайного положения, но они устанавливаются на определенный срок;
- запрет на использование прав или свобод, касающихся информации, чтобы рекламировать социальную, расовую или социальную ненависть, а также пропагандировать языковое или религиозное превосходство;
- предотвращение распространения личных сведений о людях;
- обеспечение правосудия.
Дополнительно в России существует перечень данных, к которым невозможно ограничить доступ. Они перечисляются в ст. 8 ФЗ «Об информации». За разглашение таких сведений не предусматриваются какие-либо меры ответственности.
Порядок лишения (ограничения) водительских прав
Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает должника об установлении в отношении него временных ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судебный пристав не имеет права лишать водителя прав, он может только наложить временное ограничение на их использование.
Судебный пристав обязан оповестить должника о том, что в случае неуплаты долга он будет лишен водительских прав. Т.е. должнику направляют уведомление, в котором указывается срок добровольного погашения долга, а также меры, которые будут предприняты, если долг не будет погашен. Стоит иметь в виду, что должник считается извещенным, если:
- адресат отказался от получения повестки или иного извещения;
- несмотря на наличие почтового извещения, адресат не явился за повесткой или иным извещением, которое было направлено по его адресу;
- повестка или иное извещение были направлены по последнему известному месту жительства или адресу электронной почты, которое лицо, участвующее в исполнительном производстве, в письменной форме предоставило судебному приставу для уведомлений, но данное лицо не получило повестку или иное извещение;
- повестка или иное извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом — исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, направленное с помощью информационно — телекоммуникационных сетей в порядке, установленном законодательством РФ.
Каждому водителю стоит быть максимально внимательным, так как лишение прав может оказаться для него неприятной неожиданностью. Если об этом, лицо узнает только от сотрудника ГИБДД, то такая остановка повлечет за собой довольно суровое наказание.
Если требование, по которому ведется производство, не является судебным документом и применяется не по судебному постановлению, то пристав или представитель взыскателя могут выйти в суд для установления меры такого воздействия на лицо, как временное ограничение пользования правами. После получения постановления суда, пристав может привести его в исполнение.
В постановлении, которое передается должнику (в настоящее время судебный пристав обязан передать постановление лично в руки) подробно излагаются разъяснения о необходимости выплаты всей суммы долга, невозможности управления ТС до дня отмены постановления на неопределенный срок.
Наказание за нарушение временного лишения прав
Статья 17.17 КоАП РФ (кодекса об административных правонарушениях) устанавливает наказание за нарушение должником установленного в соответствии с действующим законодательством об исполнительном производстве временного ограничения управления ТС.
Таким наказанием являются обязательные работы на срок от 50 часов или лишение водительских прав на срок до 1 года.
Скачать для просмотра и печати:
На какой срок лишают водительских прав
Временное ограничение действительно до того момента, пока должник не погасит свой долг полностью и не представит подтверждающие документы. На следующий день после уплаты долга, судебный пристав снимает ограничение и передает информацию в ГИБДД.
Так как действует временное приостановление, а не лишение прав, водителю, после прекращения производства, не нужно пересдавать теоретический экзамен в ГИБДД или проходить медицинскую комиссию.
Важно: стоит помнить, что судебные приставы не всегда срабатывают оперативно, поэтому снятие ограничения может затянуться
Как работает мера воздействия на должников в виде приостановления прав на практике?
Приставы часто используют возможность ограничить водителей в праве управления ТС. К тому же ГИБДД и другие структуры (ГИМС, например) помогают им в этом, так как заинтересованы в том, чтобы штрафники скорее уплачивали денежные взыскания.
Следует сказать, что мера оказалась действенной на практике, и многие неплательщики алиментов и штрафники уплатили часть долга, только узнав о возможности применения к ним такой меры воздействия как ограничение действия ВУ, а часть таксистов легализовала свою деятельность.
Тем не менее сами приставы допускают много ошибок при ограничении действий ВУ, поэтому говорить о стопроцентной действенности этой меры нельзя. Незаконные постановления можно оспорить в суде, чем воспользовались только за первый год существования Закона № 340-ФЗ более семисот должников.
Зачем введено ограничение специальных прав?
Ограничение на управление транспортными средствами (ТС) появилось в нашем законодательстве в связи с принятием проекта № 661379-6, более известного как Закон № 340-ФЗ. Нововведения начали действовать с января 2016 года.
Основной целью принятия закона являлось воздействие на должников, уклоняющихся от выплат. С инициативой ввести такую меру выступили представители ГИБДД, так как большинство штрафов, выписанных за нарушения ПДД, не уплачивались в бюджет при реальной возможности должников вносить деньги.
Эту идею поддержали и приставы, кроме того сама задумка не была нова. В ФСПП России ещё с 2009 года изучали зарубежный опыт ограничения действия ВУ.
Мера воздействия уже длительный период даёт хорошие результаты в Англии, в Польше, в Израиле и в Казахстане. Как показывает опыт, особенное влияние эта мера оказывает на мужчин с собственными автомобилями, ведь многие из них боятся потерять возможность садиться за руль авто больше всего на свете.
Кроме устрашающего воздействия на собственников ТС, правительство, наделяя исполнителей полномочиями по вынесению решений о приостановлении специальных прав, преследовало ещё одну цель – легализовать доходы, полученные с помощью транспортных средств.
Если гражданин докажет приставу с помощью документов о трудоустройстве, что автомобиль ему жизненно необходим, так как является единственным источником дохода, представитель ФССП не будет ограничивать управление ТС такому должнику.
А как у нас?
Главы различных регионов принимают указы, постановления о введении режима повышенной готовности, о введении мер для защиты от угрозы возникновения ЧС.
25 марта подписан Указ президента «Об объявлении в России нерабочих дней» (режим ЧС/ЧП/карантин не вводятся). В действительности это просто указ о «каникулах».
31 марта губернатор Новосибирской области Андрей Травников подписал постановление № 48 «Об ограничении доступа людей и транспортных средств».
Как это понимать и что это значит?
Губернатор указал не покидать место проживания (пребывания), кроме случаев:
- обращения за экстренной помощью, в случае прямой угрозы жизни и здоровью;
- следования к месту (от места) работы, передвижение по области, для работников непрерывно работающих организаций и организаций, деятельность которых не приостановлена (доставка, перевозка);
- следования к ближайшему месту приобретения товаров первой необходимости, работ, услуг;
- выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания);
- выноса отходов до ближайшего места накопления мусора.
Проверяем наличие ограничения прав на вождение автомобиля
Смотрите сайт Госуслуги. В специальном разделе вводите номер удостоверения водителя и госномер транспортного средства. Услуга доступна зарегистрированным пользователям.
Другой способ – посмотреть в базе gibdd.ru в сервисе «Проверка штрафов». Указывайте номер автомобиля и серию/номер регистрационного свидетельства.
Наличие исполнительного производства можно посмотреть на сайте ФССП.
Вопрос юристу
Что будет за нарушение запрета? Если должник нарушил постановление и его поймал сотрудник ДПС, составят протокол о нарушение. Порядок составления документа указан в ст. 17.17 КоАП РФ. Копию протокола ГИБДД передаст в суд, где будет определено наказание для водителя:
• Исправительные работы не более 50 часов.
• Лишение прав сроком до одного года.
Чтобы обжаловать решение, у водителя есть 10 суток. Затем водительское удостоверение передается в ГИБДД или гражданин отправляется на общественные работы. По истечении регламентированного срока права возвращаются автолюбителю без медицинских справок и экзаменов на знание ПДД.
Спасет ли замена прав? Нет. Никто не ограничивает автовладельцев в замене прав, но запрет будет распространяться также на новый документ.
Изымают ли удостоверение? Нет. В отличие от лишения прав при ограничении права остаются у владельца.
Каков размер долга должен быть, чтобы ограничили права? По закону сумма долга по алиментам или по имущественному и моральному ущербу должна превышать 10 000 рублей. Если задолженность меньше, пристав не может вынести постановление об ограничении прав.
Просто за долги санкции ввести не могут. Нужно решение суда.
Меня лишили водительских прав, я могу обжаловать решение? На это есть 10 календарных дней с момента вынесения постановления. Отчет начинается с момента, когда водитель или его законный представитель получат документ. Обжалуют решение в районном суде.
Предупреждают ли должников об ограничении прав? Да. Пристав обязан предупредить автовладельца о возбуждении исполнительного производства. Для этого он может:
1. Лично известить или прислать повестку.
2. Отправить сообщение по почте. Заказное письмо всегда отправляется с уведомлением.
3. Сообщить по электронной почте письмом с электронной подписью.
Если постановление об ограничении водительских прав судебными приставами вынесено, его передают нарушителю лично. Одновременно с этим копию документа отправляют в ГИБДД. Отговорка, что «меня не предупредили» не сработает.
Фактически, после вынесения решения об ограничении на водительские права приставами, оно вступит в законную силу автоматически. Даже если должник о нем не знает.
Права граждан по Конституции
Основные сведения, касающиеся информации содержатся в ст. 24 и ст. 29 Конституции РФ. Этими положениями гарантируется, что каждый гражданин может заниматься поиском и получением, а также передачей, созданием и распространением информации, если для этих целей применяются исключительно законные методы. Запрет накладывается исключительно на данные, которые относятся к государственной тайне.
Но статьи Конституции дополнительно содержат ограничения, связанные с использованием полученных данных. В ФЗ «О государственной тайне» и Указе Президента №1203 содержится список данных, которые относятся к государственной тайне, поэтому их распространение становится причиной нанесения существенного ущерба для безопасности государства. К ним относится информация, которая касается военной, экономической, разведывательной, оперативно-розыскной или внешнеполитической области.
Бесплатная консультация Юриста
+8 800 100-61-94
Внимание! Все россияне обладают одинаковым правом на информацию, поэтому оно ограничивается исключительно необходимостью защиты страны, нравственности, прав или интересов других лиц.
Другим ограничением прав на доступ выступает возможность нарушения неприкосновенности частной жизни или тайны переписки. Снимается личностное ограничение только после принятия соответствующего судебного решения.
На международном уровне
В международном законодательстве право на информацию выступает основой права любого человека на самовыражение, а также оно позволяет бороться с коррупцией и реализовать собственные цели.
К основным нормативным международным актам, касающимся этого вопроса, относится:
- 19 Всеобщая декларация прав человека.
- Статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. По ней государства должны распространять сведения, которые обладают общественным интересом. Доступ к этим данным должен быть эффективным и быстрым. Благодаря такому регулированию любой человек может эффективно реализовать свои права.
- Замечание общего порядка, выпущенное Комитетом ООН и определяющее границы права на получение информации. Здесь указывается на необходимость утверждения странами специфических процедур и нормативных актов, на основании которых реализуется право на информацию. Если органы власти отказывают в предоставлении каких-либо сведений, то такой отказ должен быть обоснованным, а также должна иметься возможность для его обжалования.
- Статья 13 Конвенции ООН против коррупции. Она требует, чтобы страны пользовались разными эффективными мерами, чтобы обеспечить жителям быстрый доступ к информации. Дополнительно гарантируется защита информаторов.
Справка! Право людей на информацию содержится и в других международных актах, договорах и соглашениях, которые касаются мигрантов, изменения климата или ограниченных возможностей.
В России
Первоначально в России право людей на информацию было зафиксировано в Декларации прав и свобод в 1991 году. Указывалось право россиян на охрану персональной информации, а также на получение общедоступных сведений.
Сейчас такие права закрепляются в действующей Конституции. По этому документу обеспечивается право на свободу мысли, слова и массовой информации, а также на творчество, преподавание и получение юридической помощи. При этом эти права ограничиваются неприкосновенностью частной жизни, переписки и телефонных разговоров, а также исключением выступает государственная тайна.
Другим важным нормативным актом выступает ФЗ №149, регулирующий использование информации и информационных технологий, а также устанавливающий меры защиты сведений.
За какие долги могут временно лишить водительских прав
В статье 67.1 ФЗ (федеральный закон) N 229 прописаны все случаи лишения (ограничения) водительских прав граждан и ИП (индивидуальных предпринимателей):
- Неуплата алиментов. Для этого необходимо иметь веские основания — невыполнение или несвоевременное выполнение алиментных обязательств, согласно исполнительному документу.
- Возмещение вреда, причиненного здоровью.
- Возмещение вреда в связи со смертью кормильца.
- Имущественный или моральный вред, причиненный преступлением.
- Требования неимущественного характера, связанные с воспитанием детей.
- Требования о взыскании штрафов ГИБДД.
Многих водителей очень волнует, могут ли лишить водительских прав за неуплату или несвоевременную уплату кредитов. Неуплата кредитов, как и другие случаи, прямо не указанные в законе, не являются основаниями, по которым могут лишить (ограничить) действие водительских прав.
Если лицо, в отношении которого ведется производство, заранее, до вступления постановления в законную силу, оплатит хотя бы часть долга, то подобные действия будут свидетельствовать о нем как о человеке, готовом выплачивать долг. Соответственно у сотрудников федеральной службы исполнительного производства уже не будет оснований применять к гражданину данный закон.
Скачать для просмотра и печати:
Можно ли поменять водительские права пока они приостановлены
Часто у водителей возникает вопрос, можно ли заменить права в то время, когда они приостановлены, например, в связи со сменой фамилии или в связи с окончанием срока действия.
Так как ограничение накладывается только на управление ТС, а не само удостоверение, водитель может спокойно обратиться в ГИБДД для его замены. Однако не стоит забывать, что:
- ограничение будет автоматически перенесено на новое удостоверение;
- замена прав в связи с истечением срока действия не имеет смысла, потому что они выдаются ровно на 10 лет и часть этого срока займет выплата долга и прекращение временного лишения, поэтому фактический срок пользования новым удостоверением будет менее 10 лет.
Основания ограничений прав и свобод
Как и всякое иное правовое явление, правовое ограничение имеет основания, обуславливающие целенаправленную деятельность по ограничению прав и свобод.
Основания ограничений прав и свобод можно рассмотреть в двух аспектах – нормативном и фактическом.
Нормативный аспект предполагает рассмотрение оснований правовых ограничений с точки зрения их закрепления в нормативно-правовых документах международного, регионального и внутригосударственного характера. Данные основополагающие документы содержат схожие основания ограничений прав и свобод.
К таким основаниям относятся:
- охрана и защита государственной безопасности (ч. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах; ч. 2 ст. 9 Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека), национальной безопасности (ч. 2 ст. 8 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод); защита основ конституционного строя, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ);
- охрана общественного порядка и общественной безопасности (ч. 3 ст. 12, 18, 19 МПГПП, ч. 2 ст. 8, 9 ЕКПЧ);
- охрана и защита здоровья, морали, нравственности населения, прав и свобод других лиц, общего благосостояния (ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах; ч. 3 ст.12, 18, 19 МПГПП; ч. 2 ст.8, 9, 10, 11 ЕКПЧ; ч. 2 ст. 9 Конвенции СНГ о правах и свободах человека; ч. 2 ст. 55 Конституции РФ);
При введении ограничений прав и свобод недостаточно ссылок лишь на нормативные основания, предусматривающих введение этих ограничений. Помимо них, необходимы указания и на фактические основания, т.е. реальные факты, обусловившие действия уполномоченных органов и лиц. Такие фактические основания правовых ограничений также формулируются как в международных и региональных актах, так и в актах национального законодательства. К таким фактам относятся индивидуальные или коллективные действия, в том числе действия со стороны государств, которые создают реальную угрозу: а) безопасности государства, его территориальной целостности; б) нарушению общественного порядка и общественной безопасности; в) жизни нации; г) здоровью населения; д) нравственности и морали населения; е) нарушению прав, свобод и законных интересов иных лиц.
Следует особо подчеркнуть, что при оценке фактических оснований для законодательного введения исключительно большое значение имеет характер и степень объективности оценки компетентными органами и лицами реальности той или иной из перечисленных угроз. Отсутствие таких условий может привести к негативным последствиям самого разного свойства.
В заключение
Закон может устанавливать те или иные ограничения для реализации прав граждан, но в рамках конституционных норм. В противном случае такие действия признаются неприемлемыми. Конституционный Суд, рассматривая дела, связанные с оценкой правомерных ограничений, сформулировал дополнительные предписания. Соблюдение этих требований обязательно для законотворцев. В частности КС разъясняет, что:
- Ограничения должны соответствовать конституционным целям.
- Предписания, содержащиеся в Федеральном законе, касающиеся установления предельно допустимого поведения людей, не должны быть неясными и неопределенными, допускающими произвол. Они должны трактоваться четко и ясно.