Земельный кодекс рф 2021

Основы земельного кодекса РФ

Кодексом закреплены ряд принципов, которые в обязательном порядке должны соблюдаться на территории всей страны:

  • земля является особой ценностью и основой жизнедеятельности человека;
  • сохранность земель и их защита от негативного воздействия считается приоритетным направлением;
  • использование и деление земель обязано быть целевым;
  • оплата за пользование землей и т. д.

Федеральным законом №171 от 23 июня 2019 года Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен рядом положений и изменениями, которые обрели юридическую силу с 1 марта 2019 года. В соответствии с ними существенная часть земли, принадлежавшей ранее государству, передана в управление местным муниципальным органам. Как считает правительство, этот шаг будет активно способствовать ликвидации проблем с пустующими землями, принадлежащими государству. Сейчас такие участки подлежат продаже или передаче в безвозмездную аренду юридическим или частным лицам.

Земельный кодекс РФ последняя редакция с комментариями

ЗК — это государственный Закон №136-ФЗ, который действует с осени 2001 г., но документ постоянно модернизируется, поэтому каждый год вносится какое-либо дополнение, а то и не одно. Это приводит к тому, что главный правовой акт часто имеет новую редакцию, например, на сегодня актуальный новый вариант данного ФЗ от 23 мая 2016 г. Хотя июнь или любой другой месяц может принести новшества, если это будет находить нужным Правительство РФ, Госдума, которые имеют право их вносить, принимать.

Изменения 2016

В текущем 2016 г. уже дважды происходило внесение изменений. Так март текущего года ознаменовался большими новшествами в процедуре образования участков в Дальневосточном ФО. Отдельный пункт установил особенности выделения земельных наделов в собственность гражданам проживающим в указанном регионе (п. 2 статья 39.3). Связано это с тем, что ДФО является особой экономической зоной.

Конец весны 2016 г. принес изменение в ст. 54, этим уточнился порядок принудительного лишения госпредприятия, учреждения земельного участка, переданного ему по решению муниципального или гос. исполнительного органа.

Подача заявления на земельный участок

Прием заявления свидетельствует о начале процесса продажи, о чем муниципалитет в обязательном порядке информирует общественность через публикации в СМИ и на официальном веб-портале. В этих публикациях указывается номер земельного надела в кадастровой карте.

Следует иметь в виду, что если при обращении потенциального покупателя земельный надел еще не сформирован, не создан проект межевания, то покупатель наделяется правом самостоятельного оформления и разработки недостающих документов.

В соответствии с федеральным законодательством в случае предоставления в муниципалитет заявления и нужных документов на приобретение участка администрация должна рассмотреть их в течение 30 дней. После согласования размещает сведения о продаже в СМИ и на своем сайте для информирования заинтересованных лиц. Если таковых нет, то участок должен быть продан по указанной в кадастре минимальной цене.

Собственность и оборот

Эта сфера земельных отношений разработана с максимальной подробностью. Она представлена в Главах 3, 4, 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5,4, 5,6, 6, 7, 7.1, , .

В России владеть и распоряжаться землёй могут (ст. 15):

  • физические лица – граждане РФ;
  • физические лица – граждане других стран (имеются ограничения по категориям земель);
  • юридические лица;
  • государство;
  • муниципалитеты.

Право на земельный участок возникает на основе заключения договоров по передаче прав владения, распоряжения и пользования. Такая передача становится законной только при регистрации договоров в соответствующих госорганах, учитывающих состояние и принадлежность недвижимости (ст. 25 ЗК РФ). Процедура госрегистрации не обязательна только для аренды участков, оформленной на срок менее года.

С точки зрения рынка земли кодекс делит все участки на три части – находящиеся в свободном обороте, имеющие ограничения в переходе от одного владельца к другому и полностью изъятые из оборота (ст. 27). В частной собственности могут находиться только земли, включённые в оборот. Не допускается изменения статуса участков:

  • особо охраняемых природных территорий;
  • постоянно находящихся под военными объектами;
  • занятых зданиями и сооружениями, принадлежащими ФСБ, военным судам, госохране;
  • с ИТС связи и коммуникаций, обслуживающих систему охраны госграницы;
  • занятых под объекты атомной энергетики и захоронения радиоактивных отходов;
  • отданных под кладбища.

Особое значение для страны и государства имеют земли сельхозназначения. Однако особенности их оборота в кодексе раскрыты слабо. Это объясняется наличием специального федерального закона, посвящённого исключительно обороту земель данной категории.

Отдельная глава (седьмая) кодекса посвящена проблемам прекращения прав на земельные участки. Это может происходить на основаниях:

  • добровольной возмездной или безвозмездной передачи прав от одного лица другому;
  • принудительного прекращения пользования или владения при использовании земли не по назначению;
  • изъятия участка, если он не используется по назначению более трёх лет;
  • истечения срока пользования;
  • изъятия участка для муниципальных и государственных нужд;
  • конфискации по решению суда;
  • реквизиции (временное изъятие в условиях ЧС).

Все эти условия касаются только земельного фонда, находящегося в обороте. Земли, уже изъятые из оборота, не могут отчуждаться по определению.

Последние изменения, внесенные в закон о земле

В ходе последней редакции закона о землепользовании, состоявшейся 31 декабря 2017 года, были внесены поправки в пункт 6 статьи 56.3, регулирующей порядок изъятия земельных участков для государственных нужд.

В результате редакции положение, предусматривающее изъятие земли для осуществления федеральных проектов, было расширено условием, устанавливающим обязательный критерий об обозначении планируемого строительства в территориальных документах двух и более федеральных субъектов.

Статья 56.3 определяет следующие условия, при которых государство может изымать земельные участки для своих нужд:

  • Земли могут быть реквизированы для федеральных нужд только при необходимости осуществления государственной программы территориального развития, объекты которой определены в документации о развитии определённых территорий муниципиев и регионов;
  • Также изъятие территорий для государственных и муниципальных нужд может обуславливаться следующими потребностями:
    • создание заповедников и других природных охраняемых зон;
    • для выполнения условий международного договора;
    • для осуществления работ, связанных с использованием недр, при наличии соответствующей лицензии о недропользовании;
    • для сноса и реконструкции аварийного дома;
  • Земли изымаются независимо от права собственности и условий их использования;
  • При реквизировании земли для строительства объектов федерального или муниципального значения, планируемый проект должен быть отражен в документах о территориальном развитии двух и более субъектов Российской Федерации.

Решение об изъятии принимается в течение 3 лет с момента утверждения проекта о строительстве объектов федерального или муниципального значения в соответствии с государственной политикой развития территорий.

Новые правила технологического присоединения

Нормами статьи 39.11 ЗК РФ «Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» в новой редакции предусмотрено получение информации о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), предусмотренной законодательством РФ о градостроительной деятельности, за исключением случаев, если, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.

Установлено:

Определено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если, в том числе, в его отношении отсутствует информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения), за исключением случаев, если, в соответствии с разрешенным использованием земельного участка, не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений.

Все технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, применяемые в целях архитектурно-строительного проектирования, выдаются в целях заключения договора о подключении (технологическом присоединении) без взимания платы в течение 7 рабочих дней. Срок действия технических условий устанавливается правообладателем сети инженерно-технического обеспечения не менее чем на 3 года или, при комплексном развитии территории, не менее чем на 5 лет.

Предусматривается возможность установления платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к инженерным сетям исходя из этапов проектирования, строительства, реконструкции объектов.

Указано, что все изменения не применяются к отношениям, связанным с подключением (технологическим присоединением) объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения на основании технических условий, выданных в порядке, действовавшем до 01.09.2021, в том числе в случае продления срока их действия. Регулирование таких отношений осуществляется в соответствии с положениями федеральных законов в редакции, действовавшей до 01.09.2021.

Какие вопросы регулирует Земельный кодекс РФ?

В Земельном кодексе России отражены основные действующие нормы, отвечающие за регулирование прав на землю во всех рассматриваемых значениях понятия. И с учетом того, что ЗК РФ предусматривает три основных формы собственности на землю: частную, муниципальную и государственную, под юрисдикцию кодифицированного акта подпадают любые вопросы земельных отношений внутри страны.

Наиболее частыми вопросами, решение которых происходит с привлечением судебных органов Российской Федерации, являются:

  • признание права собственности на землю, в том числе в порядке приватизации;
  • споры о границах земельных участков (об установлении (изменении) границ);
  • споры о «прирезках»;
  • споры об устранении препятствий в пользовании участком и другие.

В последней действующей редакции документа немало внимания уделено правовому регулированию приобретения в собственность государственных и муниципальных земельных участков. Связано это с реформами по приватизации земли, с незаконными захватами земельных участков и незаконными отказами уполномоченных органов в их предоставлении.

Основные понятия земельного права

ЗК РФ регулирует взаимоотношения людей и юридических лиц относительно земли, то есть участка суши, находящего в зоне российской юрисдикции. Однако понятие «земля» расплывчато и не конкретно, поэтому в законодательстве используется термин «земельный участок». Это часть территории страны, имеющая отличительные признаки – границы, определённые в документах и на местности, структуру, категорию и разрешённое использование (ст. 6, 11.2).

Земля является объектом рыночного оборота. Однако она может стать таковой только в случае образования земельного участка как юридически значимой единицы. Кроме того, каждый участок должен быть отнесён к определённой земельной категории, что накладывает на пользователей и владельцев обязанности и ограничения. Деление участков на категории является способом управления территорией и землёй как природным ресурсом, источником получения материальных благ, компонентом экологической среды человека.

В стране нет бесхозной земли. Любой участок суши имеет своего владельца. Однако и владельцы могут пользоваться участками только в соответствии с категорией и целевым назначением. Пользование землёй в нарушение её законного предназначения считается правонарушением или преступлением, в зависимости от последствий.

Статья 7 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень категорий, к которым может быть отнесён любой участок суши Российской Федерации. Это земли:

  • сельскохозяйственные;
  • особо охраняемых территорий (заповедники, национальные парки, заказники, военные объекты и т.д.);
  • населённых пунктов;
  • лесного и водного фондов;
  • запаса.

Последняя категория представляет собой территории, которые не вовлечены в оборот, не имеют специфики разрешённого использования и принадлежат государству. Отнесение участков к категории – это юридическая процедура, осуществляемая на государственном или муниципальном уровне.

Таким образом, элементарной единицей земельного права является участок, находящийся на территории юрисдикции России, имеющий кадастровый номер, категорию, разрешённое использование, собственника, план, границы и структуру.

Земельный кодекс Российской Федерации

Земельный кодекс Российской Федерации — последняя редакция. ЗКРФ является основным документом, регулирующим отношения в сфере земельного законодательства.

C изменениями от 2 августа 2019 года.

Представлен полный текст документа с последними изменениями и дополнениями, вступившими в силу.

Файлы для скачивания:

Земельный кодекс РФ

Скачать: «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136-ФЗ

Последняя редакция от 02.08.2019 года.

 02.08.2019

 1.43 MB

 4 705

Скачать

Земельный кодекс Российской Федерации

ПринятГосударственной Думой28 сентября 2001 года

ОдобренСоветом Федерации10 октября 2001 года

Список изменяющих документов(в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ,от 03.10.2004 № 123-ФЗ, от 21.12.2004 № 172-ФЗ, от 29.12.2004 № 189-ФЗ,от 29.12.2004 № 191-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ, от 21.07.2005 № 111-ФЗ,от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 31.12.2005 № 206-ФЗ, от 17.04.2006 № 53-ФЗ,от 03.06.2006 № 73-ФЗ, от 30.06.2006 № 92-ФЗ, от 30.06.2006 № 93-ФЗ,от 27.07.2006 № 154-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ,от 04.12.2006 № 204-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 29.12.2006 № 260-ФЗ,от 29.12.2006 № 261-ФЗ, от 28.02.2007 № 21-ФЗ, от 10.05.2007 № 69-ФЗ,от 19.06.2007 № 102-ФЗ, от 24.07.2007 № 212-ФЗ, от 30.10.2007 № 240-ФЗ,от 08.11.2007 № 257-ФЗ, от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 13.05.2008 № 68-ФЗ,от 14.07.2008 № 118-ФЗ, от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ,от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 30.12.2008 № 311-ФЗ, от 14.03.2009 № 32-ФЗ,от 17.07.2009 № 145-ФЗ, от 17.07.2009 № 164-ФЗ, от 24.07.2009 № 209-ФЗ,от 25.12.2009 № 340-ФЗ, от 27.12.2009 № 343-ФЗ, от 27.12.2009 № 365-ФЗ,от 22.07.2010 № 167-ФЗ, от 29.12.2010 № 435-ФЗ, от 29.12.2010 № 442-ФЗ,от 20.03.2011 № 41-ФЗ, от 05.04.2011 № 56-ФЗ, от 14.06.2011 № 138-ФЗ,от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 193-ФЗ, от 18.07.2011 № 214-ФЗ,от 18.07.2011 № 215-ФЗ, от 18.07.2011 № 219-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ,от 19.07.2011 № 246-ФЗ, от 21.07.2011 № 257-ФЗ, от 21.11.2011 № 331-ФЗ,от 30.11.2011 № 349-ФЗ, от 30.11.2011 № 365-ФЗ, от 06.12.2011 № 401-ФЗ,от 07.12.2011 № 417-ФЗ, от 08.12.2011 № 423-ФЗ, от 08.12.2011 № 424-ФЗ,от 12.12.2011 № 425-ФЗ, от 12.12.2011 № 427-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ,от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 30.12.2012 № 318-ФЗ, от 04.03.2013 № 21-ФЗ,от 05.04.2013 № 55-ФЗ, от 07.06.2013 № 123-ФЗ, от 02.07.2013 № 148-ФЗ,от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 247-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ,от 28.12.2013 № 406-ФЗ, от 28.12.2013 № 411-ФЗ, от 28.12.2013 № 446-ФЗ,от 23.06.2014 № 171-ФЗ, от 21.07.2014 № 217-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ,от 21.07.2014 № 234-ФЗ, от 22.10.2014 № 315-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ,от 29.12.2014 № 485-ФЗ, от 29.12.2014 № 487-ФЗ, от 31.12.2014 № 499-ФЗ,от 08.03.2015 № 48-ФЗ, от 20.04.2015 № 102-ФЗ, от 29.06.2015 № 206-ФЗ,от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 13.07.2015 № 224-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ,от 13.07.2015 № 252-ФЗ, от 05.10.2015 № 277-ФЗ, от 28.11.2015 № 357-ФЗ,от 30.12.2015 № 431-ФЗ, от 30.12.2015 № 460-ФЗ, от 01.05.2016 № 119-ФЗ,от 23.05.2016 № 149-ФЗ, от 23.06.2016 № 206-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ,от 03.07.2016 № 334-ФЗ, от 03.07.2016 № 335-ФЗ, от 03.07.2016 № 336-ФЗ,от 03.07.2016 № 349-ФЗ, от 03.07.2016 № 354-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ,от 03.07.2016 № 365-ФЗ, от 03.07.2016 № 373-ФЗ, от 01.07.2017 № 141-ФЗ,от 01.07.2017 № 143-ФЗ, от 18.07.2017 № 177-ФЗ, от 29.07.2017 № 216-ФЗ,от 29.07.2017 № 217-ФЗ, от 29.07.2017 № 280-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ,от 31.12.2017 № 507-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 29.06.2018 № 171-ФЗ,от 01.07.2018 № 175-ФЗ, от 03.07.2018 № 185-ФЗ, от 19.07.2018 № 212-ФЗ,от 03.08.2018 № 340-ФЗ, от 03.08.2018 № 341-ФЗ, от 03.08.2018 № 342-ФЗ,от 18.12.2018 № 471-ФЗ, от 25.12.2018 № 485-ФЗ, от 27.06.2019 № 151-ФЗ,от 02.08.2019 № 283-ФЗ)

Аренда земли по Земельному кодексу, условия

Предоставление участка в аренду производится на такие сроки:

  • 1. До 10-и лет для реконструкции, строительства сооружения, здания;
  • 2. До 49-и лет под размещение любых линейных объектов;
  • 3. На 20 лет, когда земля предоставляется человеку для индивидуального строительства, причем делает это населенный пункт в своих границах.

Когда предоставляется в аренду участок, который расположен в границах береговой полосы любого водоема, то необходимо обеспечить свободный доступ людей к нему.

Если выполняемые работы ухудшают состояние земли, то нужно будет выполнить ее рекультивацию. Других работ, которые арендатор должен выполнять за свой счет, в соглашении указывать нельзя. Должна предоставляться возможность для разрыва договоренности арендодателем через год после начала аренды, причем без согласования с арендатором. Лицо, у которого объект находится в аренде не имеет преимущественного права подписать новый договор.

Статья 34, 35, 36

Текст указанных статей уточнял, как происходит переход прав собственности на объект, но на сегодня ст. 34, 36 утратили силу. Теперь нужная информация полностью указана в ст. 35. Последний ее вариант гласит, что при переходе права собственности на любое здание, которое находится на участке, новый собственник здания получает в пользование и саму землю. Если таких владельцев несколько, то право будет передано с учетом долей. Передача права на здание с участком будет касаться всех форм отчуждения. Это правило будет являться актуальным даже, если выполнена продажа части здания — вместе с ним передается часть земли, законодательство указывает, что полагается доля пропорциональная доле здания. Следующий важный момент, это то, что не допускается отчуждение земли без здания.

Земельный кодекс РФ 2016 последняя редакция с комментариями по Крыму

Дума решила, что по Крыму будут действовать следующие изменения (законная сила которых наступила еще в 2014 г.):

  • 1. Муниципальная земля осталась таковой;
  • 2. Вся остальная стала имуществом республики, за исключением частной собственности, которая в полном объеме будет находиться во владении тех же людей, что получили ее по законодательству СССР, Украины, даже если она не полностью оформлена.

Примечание

Земля — одна из основных природных ценностей, которая дана человеку. Для ее рационального, правильного использования, охраны и защиты, а также реализации других важных функций необходима законодательная основа. В России ее роль выполняет Земельный кодекс.

В документе закреплены основные принципы, которые обязательны для соблюдения на территории всей страны:

  • земля провозглашена основанием для жизнедеятельности человека, особой ценностью;
  • основным направлением в ее использовании считается сохранение земли, ее охрана от вредного воздействия;
  • деление, целевое использование угодий;
  • оплата за пользование землей, другое.

Таким образом, Земельный кодекс регулирует все отношения, которые связаны с использованием земли.

Также читайте на эту тему:

Земля как ресурс

Земля относится к категории исчерпаемых ресурсов. В этой фразе заключён парадокс. Дело в том, что земля как территория государства может измениться только при смещении государственных границ или береговых линий. Однако земельный ресурс может исчерпаться даже при увеличении территории государства.

Это происходит в том случае, если земля теряет своё плодородие, становится непригодной для производства сельскохозяйственной продукции, а так же формирования экосистем, обеспечивающих оптимальное качество среды жизни людей. По этой причине в ЗК РФ существуют главы, посвящённые:

  • охране земель от загрязнений и потери плодородия;
  • мониторингу состояния земельного фонда страны;
  • землеустройству;
  • формам надзора и контроля в области землепользования;
  • оценке земли.

Данные блоки ЗК РФ позволяют организовать и осуществлять в обязательном порядке контроль использования земли с целью предотвращения её разрушения как ресурса и компонента экологической среды. В этом проявляется несомненное сходство земельного законодательства с экологическим. Специфика этого кодекса проявляется в том, что земля в нём рассматривается одновременно как объект вещных прав и ресурс, подлежащий сохранению.