Ст 23 закон 273-фз об образовании в рф 2021 новый

Оглавление

Школьные образовательные учреждения

В современной России существуют разные формы, типы образовательных учреждений:

  •  начальная общеобразовательная школа;
  •  основная школа;
  •  полная (средняя) школа;
  •  учреждения с углубленным изучением отдельных предметов;
  •  сменная (вечерняя) школа;
  •  гимназия;
  •  центр образования;
  •  кадетские школы;
  •  ИТУ (заведения при исправительно-трудовых учреждениях).

Образовательные учреждения для ребят младшего школьного возраста функционируют на основе специально разработанной программы. Целью подобных учреждений является создание оптимальных условий для развития гармоничной личности учащихся.

Школы — основные типы образовательных учреждений в России, укрепляющие физическое и психическое здоровье детей. Начальные предназначены для детей от трех до десяти лет. В таком образовательном учреждении задействованы педагогические работники, родители (либо законные представители) и сами воспитанники.

Между дошкольными учреждениями и начальной ступенью обучения существует преемственность в физическом, художественном, эстетическом, интеллектуальном направлении

Именно в самом начале обучения важно сформировать в ребятах любознательность, коммуникативность, познавательную способность. Для подобных целей введены федеральные государственные стандарты второго поколения

Согласно им выпускник 4 класса (начальной ступени образования) должен иметь собственную гражданскую позицию, быть патриотом своей страны, бережно относиться к традициям, природе, семейным ценностям. Младшие школьники обязаны получить навыки самостоятельного мышления, представлять целостность картины мира.

В школах существует и вторая ступень обучения – общее девятилетнее образование. Здесь присутствуют уже другие типы и виды образовательных учреждений: гимназии, лицеи. Первые предполагают углубленное обучение по одному либо нескольким предметам. В РФ часто гимназии взаимосвязаны с высшим профессиональным образованием, в таких учебных заведениях работают преподаватели академий, университетов.

Ребята с пятого класса вовлекаются в проектную и исследовательскую деятельность, проводят эксперименты на базе научно-исследовательских лабораторий. В лицеях кроме классических образовательных программ, утвержденных Министерством образования РФ, реализуется дополнительная профильная подготовка. В гимназистах формируется трудолюбие, воспитывается уважение к старшему поколению, любовь к родному языку, правам и свободам личности. Выпускники этих элитных учреждений легко адаптируются в современном обществе, поступают в престижные вузы, быстрее находят свой профессиональный и жизненный путь.

Целью любого государственного образовательного учреждения считается формирование полноценной личности на основе усвоения минимума по ФГОСу второго поколения. Все основные типы образовательных учреждений, функционирующих в России, являются бесплатными, доступными для граждан нашей страны в возрасте от 7 до 17 лет.

При наличии запроса со стороны родителей в школах открывают специальные группы продленного дня. Под присмотром опытных наставников школьники делают домашние задания, посещают выставки в музеях, обедают в столовой. Кроме того, при соответствующем согласовании в ОУ можно открывать специальные классы компенсирующего обучения.

Кому нужна лицензия

Для начала выясним, когда лицензия на образовательную деятельность не требуется. В постановлении Правительства РФ от 28 октября 2013 г. N 966, утвердившего положение о лицензировании образовательной деятельности, указана только одна такая возможность. Лицензия не нужна, если услуги оказывает лично индивидуальный предприниматель. Это услуги репетиторов, частных учителей, студий, кружков и т.д., где занятия ведет сам предприниматель, имеющий соответствующее образование и стаж работы.

Обращаем внимание индивидуальных предпринимателей – если вы нанимаете других педагогических работников, то лицензия на образовательную деятельность ИП необходима. При этом работников другого профиля, которые не предоставляют непосредственно образовательные услуги, нанимать можно без лицензии

В предыдущей редакции положение о лицензировании образовательной деятельности допускало еще одну возможность работать без лицензии – если по итогам обучения не проводилась итоговая аттестация и не выдавался документ об образовании. Проводить без лицензии тренинги, семинары, лекции, о прохождении которых не выдаются подтверждающие документы, можно и теперь, но такая деятельность не называется образовательной, а культурной или досуговой.

Перечень услуг, для которых нужна лицензия, включает в себя такие виды образования: дошкольное, общее, среднее профессиональное, высшее, дополнительное общеобразовательное, дополнительное профессиональное и образование религиозного персонала религиозных организаций.

Получение лицензии на образовательную деятельность – сложный и длительный процесс. Только рассмотрение документов и принятие решения о выдачи лицензии или об отказе в выдаче занимает 60 дней. А до этого надо подготовить ещё ряд разрешений других государственных органов и разработать собственные образовательные программы. И всё же, бизнес в сфере образования можно назвать доходным, поэтому если вы хотите заниматься этим направлением, то надо один раз пройти процедуру лицензирования.

Лицензия выдаётся бессрочно, и если вы не будете её переоформлять, то обращаться к чиновникам по этому вопросу уже не придётся.

Устав

В ст. 25, ч. 1 ФЗ №273 определено, что в образовательной организации должен присутствовать документ, устанавливающий основные положения ее деятельности. Им является устав. Этот документ утверждается в порядке, определенном законодательством. В части второй указанной статьи предусмотрен перечень условий, которые должны присутствовать в уставе. Так, в документе указываются сведения о:

  1. Типе организации.
  2. Учредителе.
  3. Реализуемых образовательных программах с указанием направленности или уровня обучения.
  4. Компетенции и структуре административного аппарата учреждения, сроках его полномочий, порядке его создания.

В устав также включается и иная информация, предусмотренная в российском законодательстве.

Педагогические работники

Право на преподавание имеют лица, обладающие высшим или средним профобразованием и отвечающие профстандартам и требованиям квалификационных справочников. Каждый специалист получает некоторые свободы и права, соцподдержку, государственные гарантии, направленные на повышение значимости преподавательской работы.

Для ведения основной образовательной деятельности педагогическим работникам предоставляются определенные полномочия:

  • свободный выбор форм и методов преподавания;
  • самостоятельный подбор методических пособий и информационных материалов;
  • сопричастность к управлению образовательным учреждением, вхождение в состав коллегий;
  • осуществление научной, экспериментальной, творческой, исследовательской и других видов деятельности;
  • защита чести и достоинства, обращение в комиссию по спорным вопросам, участие в деятельности общественных профорганизаций;
  • участие в выработке календарных графиков и учебных планов.

Педагогические работники обязаны:

  • относиться с уважением к другим работникам и обучающимся;
  • воспитывать и давать образование, развивать у обучающихся творческие способности, инициативность, самостоятельность, патриотизм, трудолюбие;
  • повышать свой профуровень;
  • периодически проходить проверки на соответствие занимаемой должности;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения и его устав.

Образовательные организации — что это такое?

Образовательная деятельность осуществляется в специальных организациях, которые могут носить государственный, муниципальный или частный статус. Сегодня на законодательном уровне открывать собственные учреждения могут как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Порядок привлечения педагогических работников, заработной платы и оплаты обучения при этом определяет сам учредитель. Естественно, для того чтобы заниматься образовательной и воспитательной деятельностью у организации должна быть соответствующая лицензия.

Также в настоящий момент идёт активное переустройство всех действующих законов и положений на предмет совместного обучения детей с ограниченными возможностями и без таковых. В связи с этим многие учебные заведения занимаются реорганизацией классов и программ, чтобы приспособить их к совместному учебному процессу.

Всё о правах родителей при разводе и не состоявших в браке: можно ли обязать бывшую жену привозить ребёнка

Отказать в предоставлении сведений указанные организации могут лишь на том основании, что они могут причинить вред ребенку. Но если выяснится, что отказ был необоснованным, то суд отменит его.
Общаться с ребенком. К такому соглашению родители должны прийти обоюдно. Но не всегда им получается договориться мирно. В таком случае порядок общения определяет суд. Отец, который после развода проживает отдельно, может подать иск, а мать имеет право заявить об ограничении общения.

Когда имеет место ограничение?

  • один из родителей угрожает ребенку, жестоко обращается с ним или применяет в его отношении насилие;
  • встречи могут угрожать жизни и здоровью ребенка;
  • отец или мать имеют наркотическую или алкогольную зависимость;
  • один из родителей уклоняется от исполнения своих обязанностей в отношении ребенка;
  • обратная ситуация – злоупотребление родительскими правами.

Не состоящие в браке, несовершеннолетние родители в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и (или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет.

В соответствии со статьями 63, 64 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Равные ли права у обоих родителей:

Во время совместного проживания родители имели равные права и обязанности по отношению к своим детям. В случае раздельного проживания права принадлежали только родителю, проживавшему с ребенком. При наличии спора между родителями мо вопросу воспитания детей решающее значение придавалось мнению отца….

https://youtube.com/watch?v=1noRVZ95khw

Лишение родительских прав – это крайняя мера, на которую суд пойдет, если на то имеются веские основания: отказ от выполнения родительских обязанностей, подтверждение факта, что длительное время на детей не платились деньги.

Суть такова, жили — неформальный брак, сожительство. Родилась дочь, сделали отцовство, прописан ребёнок по месту жительства отца, мать гражданка другой страны постоянного места жительства нет. В данный момент вместе не проживаем, мать ребёнка берёт к себе, но приходит время (очередь) быть с ребёнком, мать ( ребёнка) с трудом и заморочками отдаёт дочь, пугает службой опеки. У ребёнка Российское гражданство, фамилия отца. Помогите пожалуйста разобраться в ситуации.

Как осуществляются права отца на ребенка в случае развода?

Следует помнить о том, какие права имеет отец на своего ребенка после развода. Потому как некоторые недобросовестные люди могут воспользоваться незнанием и попытаться самовольно прекратить встречи с ребенком, отомстив этим бывшему супругу. Как уже говорилось, в подобной ситуации положено сразу же обращаться в судебный орган, если отец рассчитывает на свидания с родными детьми. Тогда уже придётся определить порядок общения непосредственно по решению суда.

При возникновении разногласий между родителями и детьми закон остается на стороне последних, устанавливая запрет на родительское представительство. Кому передать эту функцию – решают органы опеки и попечительства.

Дошкольные группы государственных образовательных учреждений «центр образования»

Центр образования — вид государственного общеобразовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, программы профессиональной подготовки обучающихся и дополнительного образования на основе преемственности, непрерывности, доступности и личной ориентации обучающихся с учетом образовательных запросов населения.

В жизни практически каждого ребенка наступает момент, когда его отведут в первое образовательное учреждение — , чтобы мама смогла работать. Конечно, каждый родитель хотел бы, чтобы его любимое чадо попало в самый лучший детсад и к самому лучшему воспитателю. Но, как правило, ребенка удается отдать в то дошкольное учреждение, которое расположено поблизости с домом и в котором имеется место. И возможно вы узнали, что ваш детский садик комбинированного вида. Для многих мам и пап это понятие совсем неизвестно, и потому родители начинают переживать о том, куда отдают «кровиночку». Чтобы этот момент перестал быть непонятным, мы расскажем, что значит комбинированный детский сад.

Комбинированный детский сад — что это?

Вообще детские сады классифицируются по направлению специализации. Так, например, существуют детские сады общеобразовательного типа, где осуществляется интеллектуальное, физическое и нравственное развитие детей. В детских садах – центрах развития выполняются те же задачи, но эти учреждения оснащены игровыми комплексами, компьютерными классами и бассейнами. Узкоспециализированные (или компенсирующие) детские сады созданы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой физического и психического развития.

А если говорить о детском саде комбинированного вида, то такой вид дошкольного учреждения включается в себя несколько групп различной направленности. В таком детском саду наряду с группами с обычным, общеобразовательным направлением воспитания, имеются группы с особой специализацией, например, оздоровительные или компенсирующие. Сочетание групп в общеобразовательном учреждении могут быть самые разные. Нередко среди комбинированных групп в детском саду встречаются группы с логопедической направленностью, созданные для детей с нарушениями речи. Существует и детский сад с группами школы развития. Во многих учреждениях бывают группы для детей с задержкой психического или физического развития.

На самом деле детские сады комбинированного вида распространены в большей степени, нежели другие виды, что отвечает требованиям современного общества. Поэтому родители смогут выбирать необходимую для своего ребенка специализацию группы, будь-то коррекция речи, воспитание одаренности или оздоровление организма. Получить направление можно в органах управления образования на основе результатов осмотра врачами.

Подходя к возрасту ребенка в 3 года, работающие родители вынуждены искать ответ на вопрос «с кем оставить малыша, пока мы будем на работе?». Оставить с бабушкой или дедушкой, нанять няню или отдать в детский сад? Сомнения возникают по каждому варианту, но многие родители склоняются к определению своего сокровища в сад. Бабушка не сможет выдержать долгого пребывания с малышом по состоянию здоровья, няня окажется неподготовленной или, того хуже, грубой и наглой, остается единственный выход – детский сад.

Доверие к учреждению, где работают специалисты, обученные воспитанию малышей, перевешивает. Ребенок получает возможность общения со сверстниками, узнает много нового, в ДС идет его всестороннее развитие. Тем не менее, и в этом варианте обнаруживаются подводные камни в виде разных типов детского учреждения. Какой вид выбрать, в чем их особенности, что лучше для вашего ребенка – во всем этом мы и попробуем разобраться.

Образовательные программы

С учетом требований практики и рынка труда, а также изменения уровней образования Закон об образовании систематизирует и расширяет видовое разнообразие образовательных программ, чтобы обеспечить более гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда.

Согласно ст. 12 Закона об образовании к основным образовательным программам относятся: основные общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования); основные профессиональные образовательные программы (образовательные программы среднего профессионального образования — подготовки квалифицированных рабочих (служащих), специалистов среднего звена; образовательные программы высшего образования — бакалавриата, специалитета, магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуры, ассистентуры-стажировки); основные программы профессионального обучения (профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих, должностям служащих).

Формы обучения

Также в Законе об образовании уточнены существовавшие ранее терминологические противоречия в отношении форм получения образования и форм обучения. С учетом международной практики, различающей понятия формального, неформального, информального образования, Закон об образовании устанавливает, что образование может быть получено как посредством обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций (в форме семейного образования и самообразования) (ст. 17).

Получение образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме

Обратите внимание, что экстерн не вошел в этот список. Экстернат рассматривается в новом Законе не как форма обучения, а как форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательных организациях, а также получения документа об образовании лицами, получившими образование вне образовательных организаций (ст

34 Закона об образовании).

Что такое образовательная деятельность

Начнём с популярного заблуждения. Предприниматели говорят: «Мы не школа, мы не выдаём аттестаты, поэтому к нам не должно быть вопросов». Но аттестат — не единственный критерий образовательной деятельности. Закон об образовании определяет множество признаков. Наличие любого из них может привести к спорам с Рособрнадзором. 

Вот они:

Обучение ведётся по программе, где обозначены:

  • предмет, объем и режим обучения;

  • результаты обучения;

  • преподаватели и условия обучения;

  • способы и формы оценки результатов.

Образовательная программа:

  • представлена в виде рабочей программы, графика, учебного плана или расписания занятий;

  • содержит методические и оценочные материалы.

Обучение ведут преподаватели (штатные или по договорам ГПХ).  

Уровень полученных знаний и навыков проверяется, оценивается и, в итоге, подтверждается.

На самом деле учебные центры, языковые курсы, онлайн-школы — занимаются образованием. Просто не общим, а дополнительным.

Рособрнадзор это знает. Даже если в ОКВЭДе указана развлекательная деятельность, школа позиционирует себя как «центр досуга», а учителя называют себя как-то иначе, инспекторы постараются выяснить две вещи:

1.      Является ли деятельность фактически образовательной. 

2.      Попадает ли предприниматель или организация в список исключений, которые освобождают от получения лицензии.

Основные образовательные программы

                     Основные образовательные программы
       Основные      общеобразовательные      программы     
    Основные профессиональные        образовательные программы    
 Основные программы    профобучения
 - дошкольное        образование;        - начальное общее   образование;        - основное общее    образование;        - среднее общее     образование        
     Среднее      профобразование 
     Высшее      образование  
- профессиональнаяподготовка попрофессиям рабочих,должностямслужащих;- переподготовкарабочих, служащих;- программыповышенияквалификациирабочих, служащих
- подготовка     квалифицированныхрабочих,         служащих;        - подготовка     специалистов     среднего звена   
- бакалавриат; - специалитет; - магистратура;- подготовка   научно-        педагогических кадров в       аспирантуре    (адъюнктуре);  - ординатура;  - ассистентура-стажировка     

Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и (или) профессиональной квалификации обучающихся. К дополнительным образовательным программам относятся дополнительные общеобразовательные программы (общеразвивающие, предпрофессиональные — это новые виды программ), дополнительные профессиональные программы (повышения квалификации, профессиональной переподготовки).

Нововведением Закона об образовании является регламентация профессионального обучения по некоторым важным направлениям. В частности, отдельными статьями оговорено получение медицинского и фармацевтического образования (ст. 82), обучение в области искусств (ст. 83), физической культуры и спорта (ст. 84).

Структура системы образования

Образование можно получить путем усвоения одной образовательной программы или сразу нескольких. В процессе обучения обычно учитывается уже имеющееся образование, а также практический опыт и квалификация.

Выделяются следующие уровни образования:

1) Общее:

  • дошкольное;
  • начальное (начинается с семилетнего возраста ребенка, длится обычно 4 года);
  • основное (5 лет обучения);
  • среднее (рассчитано на 2 года).

2) Профессиональное:

  • среднее (продолжительность обучения зависит от образовательного учреждения);
  • высшее – бакалавриат (4 года обучения), специалитет (5 лет), магистратура (2-2,5 года);
  • высшее – подготовка кадров, обладающих высшей квалификацией;

3) Дополнительное образование.

Полномочия органов власти

Закон об образовании перераспределяет полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по обеспечению госгарантий на получение образования.

В соответствии с п. 13 ст. 108 Закона об образовании до 01.01.2014 органы государственной власти субъекта РФ в сфере образования осуществляют:

а) обеспечение госгарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего начального, основного и среднего образования, а также допобразования в общеобразовательных организациях посредством выделения субвенций местным бюджетам. Субвенции выделяются в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда, на учебники и пособия, техсредства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг, осуществляемых за счет средств местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ;

б) финансовое обеспечение получения гражданами дошкольного, общего начального, основного и среднего образования в аккредитованных частных общеобразовательных организациях. Обеспечение выделяется в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда, расходов на учебники и пособия, техсредства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами финансового обеспечения образовательной деятельности государственных образовательных организаций субъектов РФ и муниципальных образовательных организаций.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в рамках решения вопросов местного значения в сфере образования до 01.01.2014 осуществляют:

а) организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего, начального, основного, среднего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса органов государственной власти субъектов РФ;

б) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных детских садах в размере, необходимом для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда, пособия, техсредства обучения, игры, игрушки, расходные материалы в соответствии с нормативами, установленными для муниципальных образовательных организаций.

Особое внимание в Законе об образовании уделено формам участия представителей общественности и работодателей в управлении образованием. В качестве одного из инструментов оценки качества образования ст

96 вводится их профессионально-общественная аккредитация.

Ступени общего образования

В зависимости от уровня образовательных программ, выбранных в ОУ, предполагается три ступени обучения:

  • общее начальное образование (начальная ступень), рассчитано на 4 года;
  • общее основное образование (вторая ступень) — 5-6 лет;
  • полное (среднее) образование — 2 года обучения

Общее начальное образование направлено на освоение обучающимися счета, основ чтения, письма, овладение теоретическим мышлением, элементами самоконтроля, основами гигиены, навыками проектной и исследовательской деятельности.

Именно эта ступень является базой, фундаментом для формирования и становления личности, социального самоопределения.

Среднее (полное) образование предполагает развитие творческих способностей школьников на базе индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребенку. Помимо обязательных предметов сами обучающиеся имеют право выбирать элективные и факультативные курсы, чтобы правильно определиться с будущей профессией.

Учитывая запросы родителей, на старшей ступени обучения могут быть введены профильные и базовые классы. Программы, используемые на данном этапе, создаются, реализуются на базе образовательных государственных стандартов второго поколения. Элективные и факультативные курсы также преподаются по специальным программам, утвержденными в установленном порядке.

Во всех типах государственных образовательных учреждений ученики бесплатно пользуются библиотечными, информационными ресурсами, беспрепятственно участвуют в работе ОУ, посещают спортивные секции, занимаются в компьютерном классе.