Распределение входного ндс при оказании услуг, местом реализации которых не признается территория рф, с 01.07.2019

Рекламные услуги

При отнесении услуг к рекламным Минфин России в Письме от 03.06.2009 N 03-07-08/118 рекомендует руководствоваться нормами Закона о рекламе (Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»), где дано определение этого понятия, указано, что является объектом рекламирования и кто такие рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель.

Как правило, затруднения (судя по ежегодным вопросам Минфину) возникают при реализации услуг по организации рекламных выставок, которые прямо не поименованы в абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Опираясь на ст. 3 Закона о рекламе, чиновники финансового ведомства пришли к выводу, что услуги по организации выставки на территории РФ с целью рекламирования продукции нужно относить к категории рекламных услуг. Из чего следует, что такие услуги, оказываемые российской организацией иностранной организации, объектом обложения НДС на территории РФ не являются (см. Письма от 24.06.2013 N 03-07-08/23692, от 01.02.2012 N 03-07-08/21, от 17.06.2009 N 03-07-08/135).

Примечание. Что касается выставок в сфере культуры и искусства, то в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг по организации этих выставок определяется по месту фактического проведения выставок (Письмо Минфина России от 24.06.2013 N 03-07-08/23692).

Что касается рекламопроизводителей, то в отношении их положения абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ не применяются (см. Письмо Минфина России от 27.04.2010 N 03-07-08/131).

Примечание. Лица, осуществляющие полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Исключения и правила

Прежде чем перейти к частностям, кратко остановимся на общих нормах, согласно которым предписывает определять место реализации ст. 148 Налогового кодекса.

В большинстве случаев решающее значение имеет место ведения деятельности исполнителя услуг. То есть если поставщик зарегистрирован и трудится в России (фирма, предприниматель, иностранное представительство), то и оказанные им услуги или проделанные работы считаются реализованными на территории нашей страны. И, соответственно, облагаются НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 5 п. 1, п. 2 ст. 148 НК РФ).

Однако упомянутое правило весьма богато на исключения. К примеру, в некоторых случаях определяющим будет местонахождение не исполнителя, а покупателя (заказчика) работ или услуг. В других — все будет зависеть от местонахождения имущества, с которым связаны эти работы (услуги), либо от места их проведения (оказания).

Каковы особенности освобождения от НДС авансов?

Согласно Правилам заполнения декларации по НДС налогоплательщик обязан указывать в ней только авансы, полученные в счет поставки товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом изготовления. С этих сумм налог придется платить.

В то же время, на основании пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, НДС не исчисляется с авансов, полученных в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), которые:

  • имеют длительный производственный цикл изготовления и включены в специальный правительственный Перечень.

При получении авансов за облагаемые по нулевой ставке или не облагаемые товары налогоплательщики счет-фактуры не составляют. Кроме того, такие суммы не отражаются в декларациях по НДС, а значит и не подлежат обложению налогом.

Перевозка и транспортировка

Услуги по перевозке и транспортировке, как и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой, тоже входят в число исключений по части определения места реализации. Необходимость налогообложения таких операций возникает, когда одновременно выполняются два условия (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ):

  • исполнителем услуг является российская организация или предприниматель;
  • пункт отправления и (или) пункт назначения находится на территории России.

То есть, например, при транспортировке товаров в нашу страну из-за рубежа российской фирмой местом реализации услуг перевозчика будет территория России.

Несколько иначе определяют место реализации услуг, непосредственно связанных с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита. По сути, здесь применимо общее правило определения места реализации по месту деятельности исполнителя. То есть в этом случае достаточно, чтобы местом деятельности перевозчика признавалась территория РФ. Тогда и связанные с транспортировкой услуги будут считаться реализованными в нашей стране и облагаться НДС (пп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ). Таким образом, процедура определения места реализации работ или услуг подчас оказывается довольно непростым делом. Чтобы не ошибиться с решением вопроса об уплате НДС, каждый случай следует рассматривать в индивидуальном порядке и с учетом всех факторов.

Комментирует практик. Нина Заварзина, налоговый адвокат

Как облагать НДС рекламу российской компании в зарубежных изданиях?

По данном вопросу существуют официальные разъяснения УФНС России по Московской области (Письмо от 11 января 2007 г. N 23-24/0008).

Инспекторы указали, что в этом случае местом реализации следует считать территорию России. Ведь покупателем, то есть заказчиком рекламы, несмотря на фактическое оказание услуг за границей, является фирма, зарегистрированная и ведущая деятельность в России. А раз так, то российская компания — заказчик становится налоговым агентом по НДС и должна удержать и перечислить налог в бюджет.

А вот если, наоборот, отечественная фирма оказывает рекламные услуги на территории нашей страны иностранному партнеру, не имеющему представительств в России, то начислять НДС не нужно. Ведь покупатель находится за рубежом, а значит, местом реализации услуг Россия не считается.

Наша справка. Покупая услуги у иностранной фирмы, российская компания становится налоговым агентом, а следовательно, должна удержать и перечислить в бюджет НДС. Но, разумеется, лишь в том случае, если местом реализации таких услуг является территория России. В противном случае налог удерживать не нужно.

Очевидно, что это относится ко всем услугам, место реализации которых привязано к месту деятельности покупателя (то есть покупатель имеет госрегистрацию либо постоянное представительство на территории нашей страны). Такие услуги перечислены в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (маркетинговые, рекламные, консультационные, юридические и т.п.). Если же иностранная фирма оказывает подобные услуги (например, консультационные) зарубежному представительству российской компании, такую операцию облагать НДС не нужно. Ведь представительство-покупатель ведет деятельность за пределами нашей страны. Следовательно, и услуги считаются реализованными вне ее территории (Письмо ФНС России от 26 октября 2005 г. N 03-4-03/1827/28).

Если место реализации услуги привязано к деятельности иностранного продавца, то обязанности налогового агента у российского покупателя тоже не возникнут.

К примеру, если иностранная компания сдает автомобиль в аренду российской фирме, то последняя (как налоговый агент) НДС удерживать не должна. Ведь место аренды автотранспорта определяется по месту деятельности продавца (арендодателя). А продавец (зарубежная организация) как раз и находится за пределами нашей страны. Значит, Россия не считается местом оказания данной услуги.

О.Чевина

Эксперт журнала

Налоговый агент — арендатор: как правильно заполнить налоговую декларацию по НДС

Согласно п. 3 ст. 161 НК РФ юридические лица и индивидуальные предприниматели являются налоговыми агентами по НДС в случаях, когда они арендуют:

— федеральное имущество, имущество субъектов РФ у органов государственной власти и управления;

— муниципальное имущество у органов местного самоуправления.

Налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога отдельно по каждому объекту арендованного имущества. Налоговый агент удерживает НДС из доходов, уплачиваемых арендодателю. При удержании налоговым агентом налога из суммы арендной платы (с учетом НДС) применяется ставка 18/118 (п.4 ст. 164 НК РФ).

Налоговым периодом для налоговых агентов является квартал (ст. 163 НК РФ). Налоговые агенты — арендаторы производят уплату суммы налога по месту своего нахождения равными долями не позднее 20-го числа каждого месяца в течение квартала, следующего за истекшим налоговым периодом (п.п. 1 и 3 ст. 174 НК РФ). Налоговую декларацию налоговые агенты представляют по общим правилам – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Налоговый агент, являющийся налогоплательщиком НДС, вправе включить в состав налоговых вычетов суммы НДС, фактически уплаченные им в бюджет в качестве налогового агента (п. 3 ст. 171 НК РФ). Вычет можно заявить при соблюдении стандартных условий:

— арендуемое имущество используется в операциях, облагаемых НДС;

— имеется счет-фактура (налоговый агент составляет ее сам);

— арендная плата начислена в бухгалтерском учете на основании бухгалтерской справки, акта, счета или иного документа, предусмотренного графиком документооборота организации;

— сумма налога перечислена в бюджет, что подтверждается платежным поручением.

Если налоговый агент не является налогоплательщиком НДС (применяет спецрежим или освобожден по ст. 145 НК РФ), то уплаченную в бюджет сумму налога он включает в стоимость арендной платы (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Налоговый агент при перечислении арендодателю предоплаты (аванса) должен исчислить и уплатить в бюджет налог с суммы предоплаты (аванса). Если в последующем арендодатель изменит условия договора или расторгнет договор и вернет сумму предоплаты (аванса), то налоговый агент вправе заявить вычет налога, исчисленного с авансов и уплаченного в бюджет (п. 5 ст. 171 НК РФ).

Лица, исполняющие обязанности налогового агента, представляют в составе налоговой декларации по НДС раздел 2.

При заполнении раздела 2 налоговый агент-арендатор заполняет следующие строки:

1) строку 020 «Наименование налогоплательщика-продавца». По этой строке указывают наименование арендодателя – органа государственной власти и управления, органа местного самоуправления, с которым заключен договор аренды;

2) строку 030 «ИНН налогоплательщика-продавца». По этой строке надо указать ИНН арендодателя;

3) строку 040 «Код бюджетной классификации»;

4) строку 050 «Код по ОКАТО»;

5) строку 060 «Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет»;

6) строку 070 «Код операции». По этой строке надо проставить код 1011703.

Другие строки налоговому агенту-арендатору заполнять не надо.

Пример

Организация на общем режиме арендует объект недвижимости, находящийся в муниципальной собственности. Договор заключен с департаментом муниципального имущества администрации города. Сумма арендной платы в месяц составляет 30 000 рублей плюс НДС 5 400 рублей, итого арендная плата с учетом НДС – 35 400 руб. По условиям договора арендатор должен уплачивать арендную плату ежемесячно не позднее 10-го числа текущего месяца.

Из-за временных финансовых трудностей во 2-м квартале арендатор осуществил только два платежа – в апреле и мае, перечислив всего 60 000 рублей. Июньский платеж арендатор перечислил в 3-м квартале.

Налоговая база определяется арендатором как сумма арендной платы, перечисленной арендодателю, плюс НДС. Таким образом, налоговая база за 2 квартал составит 70 800 руб. (60 000 + 10 800).

При заполнении раздела 2 налоговой декларации по НДС за 2 квартал налоговый агент отразит по строке 060 сумму налога, подлежащую уплате в бюджет – 10 800 руб. (70 800 х 18/118).

Указанную сумму налоговый агент должен перечислить в бюджет тремя равными платежами по 3 600 руб. не позднее 20 июля, 20 августа и 20 сентября.

После уплаты налога в бюджет арендатор вправе заявить его к налоговому вычету в налоговой декларации по НДС за 3 квартал. Для этого арендатору надо сумму вычета в размере 10 800 руб. указать по строке 210 раздела 3 декларации.

П.1.1 ст.148 НК РФ

Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если: (В редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ)

пп.1 работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся за пределами территории Российской Федерации. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;

пп.2 работы (услуги) связаны непосредственно с находящимся за пределами территории Российской Федерации движимым имуществом, а также с находящимися за пределами территории Российской Федерации воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание;

пп.3 услуги фактически оказываются за пределами территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

пп.4 покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Положение настоящего подпункта применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в подпункте 4 пункта 1 настоящей статьи;

пп.5 услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в подпунктах 4.1 — 4.3 пункта 1 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 19.07.2011 № 245-ФЗ)

(Пункт введен — Федеральный закон от 22.07.2005 № 119-ФЗ)

Туризм

Другой проблемный вид услуг — туристические.

Правда, если говорить о туризме внутри страны, то вопросов не возникает, поскольку место оказания туруслуги — Россия. А раз так, то налицо объект по НДС.

Проблемы начинаются, когда речь заходит о выездном туризме. Сложность определения места реализации таких услуг может быть связана, например, с тем, что продают путевку в России, а сами услуги клиенту оказывают уже за рубежом.

Если российская компания (турагент) не оказывает туристические услуги непосредственно, а только подбирает клиентов и оформляет для них необходимые бумаги по поручению зарубежного (или российского) партнера, то правила пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ не действуют. Зато действует другая норма (пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ), согласно которой место реализации услуг — это место деятельности их исполнителя. Ведь в данном случае российский турагент (исполнитель) оказывает посреднические услуги партнеру-заказчику. Поэтому агент должен начислить НДС на стоимость своих услуг (ст. 156 НК РФ).

Туроператор не должен начислять НДС на стоимость тех услуг, которые туристу оказывает за рубежом принимающая сторона (иностранная компания), — размещение, питание, проживание, экскурсионное обслуживание и т.п. Перечисляя деньги иностранным партнерам, удерживать НДС (в качестве налогового агента) туроператор также не должен. А вот со стоимости туруслуг, которые клиенту оказывают на российской территории (страхование, обеспечение проездными документами, другие действия туроператора), налог придется заплатить. По крайней мере, так считают налоговики.

Итак, для налогообложения НДС услуг в сферах, перечисленных в пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ, решающее значение имеет место их непосредственного оказания.

То есть на стоимость таких услуг, оказанных в России, нужно начислять налог даже в случае, когда их исполнителем является иностранная компания. Если при этом она не имеет представительства в нашей стране, российский покупатель должен выполнить обязанности налогового агента.

То есть заплатить в бюджет НДС за зарубежного партнера.

О месте реализации услуг и работ.

Реализация услуг и работ на территории РФ облагается НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ. Если услуги оказаны (работы выполнены) не на территории России, местом реализации услуг (работ) признается территория иностранного государства (в том числе государства – члена ЕАЭС) и порядок обложения НДС соответствующих операций регулируется нормами иностранного законодательства.

Таким образом, для грамотного исчисления НДС вначале нужно определиться с местом реализации услуг (работ) и изучить соответствующие нормы ст. 148 НК РФ (Письмо Минфина России от 30.05.2019 № 03-07-11/39440).

По общему правилу место реализации услуг и работ устанавливается по месту деятельности их исполнителя, если в ст. 148 НК РФ (для конкретного вида услуг и работ) не предусмотрен специальный порядок.

Виды работ, услуг (норма ст. 148 НК РФ)

Место реализации работ, услуг

Работы, услуги, связанные непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ (пп. 1 п. 1):

– строительные работы;

– монтажные работы;

По месту нахождения имущества

– строительно-монтажные работы;

– ремонтные работы;

– реставрационные работы;

– работы по озеленению;

– услуги по аренде

Работы, услуги, связанные непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ (пп. 2 п. 1):

– монтаж;

– сборка;

– переработка;

– обработка;

– ремонт и техническое обслуживание

По месту нахождения имущества

Работы, услуги, которые не связаны с конкретным местом их выполнения, оказания (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ):

– предоставление патентов, лицензий;

– консультационные услуги;

– юридические услуги;

– рекламные услуги;

– маркетинговые услуги

По месту деятельности покупателя

Услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта (пп. 3 п. 1 ст. 148)

По месту оказания услуг

Услуги по перевозке и транспортировке, а также непосредственно связанные с ними услуги, работы (пп. 4.1 – 4.4 п. 1)

В зависимости от того, кто осуществляет перевозку, что перевозится и по какому маршруту

Работы, услуги в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ (п. 2.1)

Если работы, услуги указаны в закрытом перечне, приведенном в п. 2.1 ст. 148 НК РФ, местом их реализации является Россия

Вспомогательные работы, услуги (п. 3)

По месту реализации основных работ, услуг

Далее для примера подробно остановимся на оказании российской организацией рекламных услуг иностранной компании.

Маркетинг

Среди прочих услуг, место реализации которых нужно определять в зависимости от регистрации покупателя, поименованы и маркетинговые. Однако в налоговом законодательстве такого понятия нет. Какие же действия исполнителя можно отнести к области маркетинга при решении вопроса о налогообложении НДС?

Минфин России частично ответил на этот вопрос в Письме от 24 января 2006 г. N 03-04-08/21. Так, финансисты указали, что к маркетинговым относятся услуги по исследованию рынка товаров. А ФНС России в Письме от 20 февраля 2006 г. N ММ-6-03/183@ осветила проблему еще более подробно.

Согласно обнародованной позиции налоговиков, согласованной с Минфином России, понятие «маркетинговые услуги» соответствует понятию «исследование конъюнктуры рынка» из подгруппы 74.13.1 группы 74.13 ОКВЭД <1> и может предполагать, в частности, следующие процедуры:

  • анализ факторов, влияющих на развитие рынка;
  • определение степени насыщенности рынка;
  • определение типов потребителей по основным характеристикам: возраст, пол, доход, профессия, социальное положение, место проживания, объективная потребность в предлагаемом продукте и т.п.

<1> Классификатор утвержден Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N 454-ст.

Пример 3. Российская компания ЗАО «Интерсервис» оказала иностранной фирме, не имеющей представительства в России, такие услуги: подобрала и составила список потенциальных клиентов, готовых заключить с данной фирмой договоры. Решив, что подобные услуги относятся к разряду маркетинговых, бухгалтер «Интерсервиса» не стал начислять на них НДС, поскольку покупатель находится за пределами территории России. Однако это неправильно. В данном случае речь идет не о маркетинговых услугах, а об услугах по поиску клиентов. Место их реализации нужно определять по общим правилам, которые установлены пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ, то есть по месту деятельности исполнителя — ЗАО «Интерсервис».

Какие услуги считаются реализованными по месту оказания?

Этот критерий применяют при определении места реализации услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Если данные услуги фактически оказаны на российской территории, они признаются реализованными в РФ

И не важно, оказывает их российский или иностранный субъект

И наоборот, при оказании данных услуг исполнителем из России за пределами нашей страны РФ не признается местом их реализации – например, при оказании российской организацией за рубежом услуг:

  • по обучению эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования, методам монтажа и модернизации и т.д. (письма Минфина России от 05.12.2011 № 03-07-08/342, от 02.09.2011 № 03-07-08/273);
  • в сфере отдыха и санаторно-курортных (п. 3 письма Минфина России от 27.04.2010 № 03-05-04-01/27).

Статья 148 — структура и статьи

  • Статья 143. Налогоплательщики
  • Статья 145. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
  • Статья 145.1. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследовательской и научно-технологической деятельности
  • Статья 146. Объект налогообложения
  • Статья 147. Место реализации товаров
  • Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)
  • Статья 150. Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)
  • Статья 151. Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории Российской Федерации
  • Статья 153. Налоговая база
  • Статья 154. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)
  • Статья 155. Особенности определения налоговой базы при передаче имущественных прав
  • Статья 156. Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров
  • Статья 157. Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи
  • Статья 158. Особенности определения налоговой базы при реализации предприятия в целом как имущественного комплекса
  • Статья 159. Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления
  • Статья 160. Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией
  • Статья 161. Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами
  • Статья 162. Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
  • Статья 162.1. Особенности налогообложения при реорганизации организаций
  • Статья 162.2. Особенности определения налоговой базы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
  • Статья 163. Налоговый период
  • Статья 164. Налоговые ставки
  • Статья 165. Порядок подтверждения права на применение налоговой ставки 0 процентов
  • Статья 166. Порядок исчисления налога
  • Статья 167. Момент определения налоговой базы
  • Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
  • Статья 169. Счет-фактура
  • Статья 169.1. Компенсация суммы налога физическим лицам — гражданам иностранных государств при вывозе товаров за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Порядок и условия осуществления такой компенсации
  • Статья 170. Порядок отнесения сумм налога на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)
  • Статья 171. Налоговые вычеты
  • Статья 171.1. Восстановление сумм налога, принятых к вычету в отношении приобретенных или построенных объектов основных средств
  • Статья 172. Порядок применения налоговых вычетов
  • Статья 173. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет
  • Статья 174. Порядок и сроки уплаты налога в бюджет
  • Статья 174.1. Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности), договором инвестиционного товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением на территории Российской Федерации
  • Статья 174.2. Особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме
  • Статья 176. Порядок возмещения налога
  • Статья 176.1. Заявительный порядок возмещения налога
  • Статья 177. Сроки и порядок уплаты налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией

П.2.1 ст.148 НК РФ

В целях настоящей главы местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если выполнение работ, оказание услуг осуществляются в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Положения настоящего пункта распространяются на следующие виды работ (услуг):

пп.1 работы (услуги), выполняемые (оказываемые) в границах континентального шельфа Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в границах российской части (российского сектора) дна Каспийского моря, по региональному геологическому изучению, геологическому изучению и разведке морских месторождений углеводородного сырья (включая услуги по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы, услуги по геофизическим исследованиям скважин, геологоразведочные и сейсморазведочные работы, разведочные буровые работы, услуги по мониторингу состояния недр, услуги по аэрофотосъемке), созданию, доведению до состояния готовности к использованию (эксплуатации), техническому обслуживанию, ремонту, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению, консервации, демонтажу, ликвидации (иные работы капитального характера) искусственных островов, установок и сооружений, а также иного имущества, расположенного на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации либо в российской части (российском секторе) дна Каспийского моря, которое используется (создается для использования) в деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на морском месторождении углеводородного сырья; (В редакции Федерального закона от 30.09.2013 № 268-ФЗ)

пп.2 работы (услуги) по добыче углеводородного сырья, в том числе по строительству (бурению) скважин; (В редакции Федерального закона от 30.09.2013 № 268-ФЗ)

пп.3 работы (услуги) по подготовке (первичной обработке) углеводородного сырья;

пп.4 работы (услуги) по перевозке и (или) транспортировке углеводородного сырья из пунктов отправления, находящихся на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также работы (услуги), непосредственно связанные с такой перевозкой и (или) транспортировкой, выполняемые (оказываемые) российскими и (или) иностранными организациями.

(Пункт введен — Федеральный закон от 19.07.2011 № 245-ФЗ)

«Прописка» имущества

Открывают перечень особых случаев работы и услуги, непосредственно связанные с недвижимым имуществом. Когда недвижимость находится на территории России, местом реализации таких услуг признают нашу страну (пп. 1 п. 1 ст. 148 НК РФ). Ну а если имущество имеет заграничную «прописку», то о российской реализации услуг (работ) речь идти не может (пп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Примерный список работ из Кодекса, непосредственно относящихся к недвижимости, включает строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению и услуги по аренде. Однако закрытым этот перечень не является. То есть в описанном порядке можно определять место реализации и для других работ (услуг). Главное — подтвердить их непосредственную взаимосвязь с данным недвижимым имуществом.

Важно помнить, что для описанного вида услуг действительно не имеют значения никакие иные факторы, помимо местонахождения самого имущества. Так, услуги будут считаться реализованными в России и НДС-облагаемыми, даже если недвижимость принадлежит иностранной фирме, но при этом находится в нашей стране

И наоборот, услуги, связанные с российским имуществом, расположенным за рубежом, под обложение НДС подпадать никак не могут.

Пример 1. Российская фирма ЗАО «Прогресс» имеет в собственности здание, находящееся на территории г. Созополь (Болгария). «Прогресс» сдает этот объект в аренду болгарской компании. В данном случае объекта по НДС не возникает, поскольку местом реализации арендных услуг не является территория России (недвижимость находится за рубежом).

Примечание. Место реализации работ и услуг, непосредственно связанных с недвижимым или движимым имуществом, зависит от местонахождения этих активов.

Аналогичные правила действуют и для движимого имущества. По месту его нахождения определяют место реализации, в частности, таких работ (услуг), как монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание. Этот список также не является полным. То есть описанный порядок нужно применять и к другим видам услуг (кроме аренды), непосредственно связанных с конкретным движимым активом.

Комментирует юрист. Вячеслав Леонтьев, руководитель организации «Адвокатский кабинет N 774 Адвокатской палаты Московской области»

Нужно ли платить НДС, если российская фирма передает в аренду иностранной компании, не зарегистрированной и не имеющей постоянных представительств в России, движимое имущество?

Ответ на этот вопрос зависит от того, какое именно имущество передается. Если в аренду сдают любое движимое имущество, кроме автотранспортных средств (скажем, оборудование), то НДС платить не нужно. Ведь в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ сказано, что местом реализации услуг по сдаче движимого имущества (кроме наземных транспортных средств) в аренду является Россия, только если арендатором (покупателем услуг) выступает фирма, находящаяся в России. Значит, если имущество арендует компания, находящаяся за рубежом, то местом реализации услуг Россия не считается. Следовательно, объекта по НДС не возникает.

Другое дело — аренда автотранспортных средств. Здесь действуют нормы пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ и п. 2 ст. 148 НК РФ. А именно услуги считаются оказанными на территории России, если исполнитель (поставщик) осуществляет свою деятельность в России. Значит если арендодателем является российская фирма, то местом реализации услуг по аренде автомобиля считается Россия. Следовательно, возникает объект по НДС.

Место реализации каких услуг определяется по специальным правилам?

Специальные правила определения места реализации установлены:

  • для услуг по перевозке (транспортировке) и услуг, непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой;
  • услуг по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по территории РФ;
  • услуг по перевозке товаров воздушными судами;
  • работ (услуг), осуществляемых на участках недр, расположенных на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ, в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья.

Эти правила закреплены в подп. 4.1–4.4 п. 1 и п. 2.1 ст. 148 НК РФ. Данные работ и услуги специфические, поэтому подробно останавливаться на них мы не будем.