Постановление пф рф от 02.09.2009 n 195п

Обзор документа

Сокращены сроки уведомления работодателями ПФР о принятых и уволенных сотрудниках.

Данные за период с 1 апреля 2020 г. и до опубликования постановления подаются не позднее рабочего дня, следующего за датой опубликования постановления. В последующие дни по 31 декабря данные подаются не позднее рабочего дня, следующего за датой приема/увольнения.

Ранее данные подавались раз в месяц.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Права органов Пенсионного фонда РФ

Он закрепляет следующие права и обязанности ПФР:

  • субъектом этих правоотношений закон наделяет застрахованных лиц, страховщиков и страхователей;
  • страховщик может проверять документы страхователей, имеющих отношение к назначению или выплате обязательного страхового обеспечения, а также заниматься предоставлением информации об индивидуальном учете застрахованных лиц;
  • страхователь имеет право через собственных представителей принимать участие в управлении обязательным страхованием, а также получать необходимую информацию от страховщиков;
  • застрахованное лицо может через органы собственных представителей получать информацию о начислении ему обязательных средств социального обеспечения.

Именно ПФР несет ответственность за исполнение обязательств, возникающих при поступлении страховых взносов, перед застрахованными лицами.

Положение об обязанностях ПФР

Пенсионный фонд России является одним из крупнейших государственных институтов, к сфере ведения которого относятся самые социально значимые услуги, в первую очередь, по установлению и выплате пенсий и иных выплат, имеющих пенсионных характер.

Среди обязанностей ПФ РФ выделяют следующие:

  1. страховщики должны предоставлять достоверную информацию о ведении индивидуального учета, назначать и в указанное время выплачивать все виды пенсий и пенсионных накоплений и участвовать в составлении и выполнении пенсионного бюджета;
  2. так как страхователи являются юридическими лицами, они обязательно должны пройти процедуру регистрации, выплачивать необходимые средства и вести учет этих перечислений;
  3. застрахованные лица имеют обязанность представлять достоверные документы и сведения о себе, сообщать обо всех факторах, имеющих отношение к размеру выплат, а также соблюдать необходимые условия для их начисления.

Важно! Застрахованные лица несут ответственность за несоблюдение собственных обязанностей в размере, соответствующим размеру причиненного ущерба

ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ)

(в ред. — Постановления ВС РФ ; Указа Президента РФ ; Федеральных законов , , )

Верховный Совет Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 января 1992 года прилагаемые Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России) (в ред. Федерального закона ).

<1> Пенсионный фонд Российской Федерации (России) — ПФР.

2. Установить, что проекты нормативных актов по вопросам, связанным с финансированием выплат за счет средств ПФР, представляются Фонду на предварительную экспертизу для подготовки заключения.

3. Пенсионному фонду Российской Федерации (России):

обеспечить сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, полнее используя в этих целях предоставленные ему права;

организовать до конца 1992 года государственный банк данных по плательщикам страховых взносов в ПФР на основе современных аппаратно-программных средств, отвечающих международным стандартам; с 1992 года развернуть подготовительную работу по организации индивидуального учета поступающих в ПФР от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея в виду в дальнейшем увеличивать размеры государственных пенсий за счет вносимых ими средств;

подготовить и представить в I квартале 1992 года на рассмотрение сессии Верховного Совета Российской Федерации отчет о деятельности ПФР в 1991 году.

4. Банку России предоставить ПФР кредит на 1992 год для обеспечения своевременного финансирования выплаты государственных пенсий с условием его погашения в конце года за счет средств ПФР с учетом выплаты 5 процентов годовых.

5. Финансирование выплаты государственных пенсий и иных выплат, осуществляемое в соответствии с пунктом 4 Положения о Пенсионном фонде Российской федерации (России), производится за счет ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации, поступающих в ПФР не позднее чем за 20 дней до начала выплатного периода.

6. Банки осуществляют операции по зачислению во вклады граждан сумм государственных пенсий и иных выплат, перечисляемых на их счета органами, осуществляющими выплату пенсий и пособий, а также прием страховых взносов от лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров, без истребования комиссионного вознаграждения за эти операции.

7. Правительству Российской Федерации:

принять неотложные меры по предоставлению органам и уполномоченным ПФР служебных помещений;

выделять для ПФР валютные средства, необходимые для приобретения вычислительной и информационной техники;

совместно с ПФР в месячный срок определить порядок возмещения Фонду расходов в связи с назначением досрочных пенсий безработным, а также решить вопросы о порядке и условиях пересылки и доставки государственных пенсий и пособий.

8. Признать утратившими силу с 1 января 1992 года Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденные Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. N 556-1.

Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р.И.ХАСБУЛАТОВ

Утверждено Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2122-1

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) — накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Бюджет Пенсионного фонда России

ПФР – государственное учреждение, оно имеет отдельный бюджет, из которого выплачиваются пенсии, а также оказывается материальная помощь в соответствии с дополнительными государственными программами. Деньги из бюджета Пенсионного фонда никто не может изымать (кроме, собственно, выплат их гражданам).

Бюджет Пенсионного фонда утверждает Государственная дума в виде отдельного закона вместе с принятием Федерального бюджета.

ПФР ежегодно выплачивает пенсии более чем 40 миллионам пенсионеров. Кроме них, выплаты получают и 20 миллионов иных льготников. С 2005 году после очередного кризиса фиксируется дефицит пенсионной системы – но он ежегодно покрывается перечислениями из бюджета.

Бюджет Пенсионного фонда пополняют в основном, работодатели. Они оплачивают страховые взносы за своих сотрудников. Законодательством не утверждена максимальная или минимальная сумма таких взносов. Она рассчитывается как 22% от уровня заработной платы (общий тариф), но понятно, что раз работнику нельзя платить меньше МРОТ, то и взносы поступают с этой суммы.

Что касается индивидуальных предпринимателей, они уплачивают в ФНС фиксированные пенсионные взносы (в 2021 году – 32 448 рублей), а малые и средние предприятия платят взносы в размере 10% по выплатам, превышающим МРОТ. Также льготные условия установлены для IT компаний, они оплачивают взносы в размере 6%.

Другие способы пополнения бюджета Пенсионного фонда такие:

  • добровольные перечисления граждан РФ;
  • перечисления из государственного бюджета;
  • пени и штрафные санкции за невыполнение налогоплательщиками своих обязательств;
  • доходы от инвестирования (ПФР размещает свободные денежные средства в инвестиционных фондах).

Все поступления аккумулируются на определенных счетах.

Деятельность ПФ РФ в цифрах

Это и персонифицированная «перепись» средств, идущих на счет будущей пенсии каждого гражданина Российской Федерации, и выплата социальных пособий льготникам (ветеранам, Героям СССР и РФ). В этот же список можно отнести начисление пособий по инвалидности, а также назначение материнского капитала.

Чтобы судить о деятельности организации достаточно просто взглянуть на цифры. Так как назначением ее бюджета занимается нижняя палата Федерального собрания или Госдума, то обычно он выходит отдельным законом. При этом в ВВП его доля занимает 10,8 процента по доходам и 10,2 по расходам.

Масштаб населения, достигшего пенсионного возраста (пятьдесят пять и шестьдесят лет у женщин и мужчин соответственно) и попадающих под программу страховых выплат, составляет на данный момент сорок миллионов человек.

Количество льготников исчисляется в двадцать миллионов человек, а застрахованных лиц, для которых ведется индивидуальный учет, сто двадцать восемь миллионов граждан.

Функции Пенсионного фонда России по Положению №2122-1

В целях повышения эффективности и качества учета формирования финансовых ресурсов, предназначенных для назначения, выплаты пенсий, ПФР выполняет целый ряд функций.

Среди них можно отметить следующие:

  • назначение и начисление пенсий;
  • учет средств обязательного страхового обеспечения, идущих на их начисление;
  • назначение и начисление средств отдельным категориям российских граждан: ветеранам, инвалидам, Героям РФ и СССР и т. п.;
  • правовые взаимоотношения со страхователями;
  • выдача документов на получение материнского капитала и его выплата;
  • надлежащее управление материальными ресурсами, подвластными организации;
  • реализация государственной программы софинансирования пенсионных накоплений граждан;
  • распределение средств, идущих по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию;
  • установка федеральной доплаты к пенсиям в целях доведения ее до уровня прожиточного минимума, установленного для пенсионеров.

Особенной обязанностью сотрудников фонда является индивидуальный учет средств, идущих на обязательное социальное обеспечение.

Обратите внимание: любой гражданин РФ имеет право при наличии СНИЛС проверить операции по начислению страхователем этих средств

Правовое регулирование деятельности ПФР

В качестве основных законов, регламентирующих действия этой организации, можно назвать нормативно-правовые «о негосударственных пенсионных фондах», «об обязательном пенсионном страховании» и т. д.

Действующие законы Пенсионного фонда касаются различных сторон вопроса начисления и выплат ежемесячных пособий, поэтому могут содержаться  в отдельных кодифицированных актах. Так, в Налоговом кодексе установлены правила определения налоговой базы в договорах страхования.

Взносы обязательного страхования по закону о ПФ РФ

В качестве основы всего российского ПФ лежат деньги, а именно взносы, которые начисляются страхователями.

Вместе с этим взносы в случае некоторых трудящихся не входят в заработную плату, но засчитываются  при учете.

Страховые начисления сразу направляются в несколько основных государственных фондов, в том числе и в пенсионный. Ограничения в этой системе представляют работники, имеющие годовой заработок, превышающий четыреста пятнадцать тысяч рублей.

Важно! В этой ситуации с этих граждан взносы не берутся, поэтому и права обычных застрахованных лиц к ним не применяются

Программа софинансирования: увеличение ставки страховых взносов

В настоящее время наблюдается увеличение ставки страховых взносов, что благотворно влияет на уровень пенсий по стране. Этому способствует государственная программа софинансирования взносов, благодаря которой сам гражданин может увеличить сумму своей будущей пенсии за счет своих средств или материальных ресурсов государства.

Росту начислений по стране способствует и активное использование гражданами Фонда национального благосостояния, оборот которого по официальным данным составил более четырех миллиардов рублей.

Таким образом, по состоянию на сегодняшний день ПФ РФ представляет собой крупнейшую в мире по числу работников организацию данного типа. Он занимается не только начислением и назначением пенсий, но и другими видами социального страхования граждан.

Пенсионный фонд РФ: история

Пенсионный фонд был основан 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Его основной задачей являлось управление финансами пенсионного обеспечения России. Благодаря созданию фонда правительству удалось решить несколько проблем:

  • стабильное финансирование пенсий;
  • своевременную выплату пенсий и пособий.

В 1991 году Положением о Пенсионном фонде закрепили целевой характер денежных средств. Также был утвержден запрет на изъятие денег из бюджета ПФ на различные цели.

Основной задачей Пенсионного фонда являлось финансирование выплат пенсий по старости/инвалидности и при потере кормильца. Несмотря на это, в 1992 году в ряде регионов стали проводить эксперимент, в рамках которого были созданы ЕПС – единые пенсионные службы. Они назначали и выплачивали пенсии.

В 1997 году в законодательстве снова произошли изменения. Вступил в силу закон №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». На основании этого закона был создан Информационный центр персонифицированного учета для обеспечения взаимодействия с территориальными отделениями Пенсионного фонда.

Уже в 2000 году был издан Указ №1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации». Региональным властям было рекомендовано заключить с Пенсионным фондом договор о передаче полномочий по назначению и выплате пенсий, которые находились у органов социальной защиты регионов.

Основные изменения в деятельности Пенсионного фонда произошли в 2001 году. Был принят Федеральный закон №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В нем ПФР определен как государственное учреждение и страховщик.

С 2001 года Пенсионный фонд финансирует дополнительные программы. Например, с 2008 г. по 2014 г. граждане могли стать участниками программы по увеличению размера будущей пенсии. Они должны быть вносить в ПФР дополнительные взносы, а Пенсионный фонд их обязан удваивать.

В 2005 году на ПФР были возложены обязанности по начислению ежемесячных выплат гражданам и реализации их прав на получение государственной социальной помощи. В 2007 году – выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала.

В 2009 году был принят свод законов и актов, которые расширили полномочия и функции Пенсионного фонда и изменили пенсионную систему.

С 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование были переданы Федеральной налоговой службе Российской Федерации. То есть, оплату взносов на ОПС администрирует налоговая служба. В компетенции ПФР остался контроль за полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов до 01.01.2017 года, администрирование страховых взносов по добровольному пенсионному страхованию.

В 2020 году ПФР исполнилось 30 лет.