Статья 21. права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

Оглавление

Информирование налоговой инспекции

Налогоплательщики должны сообщать в налоговую инспекцию:

об участии в российских организациях, если доля прямого участия превышает 10 процентов, – в течение одного месяца со дня начала такого участия по форме № С-09-6, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Исключение составляет участие в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью – об этих фактах в инспекции сообщать не нужно. Кроме того, организации освобождены от обязанности информировать инспекции о предстоящей ликвидации или реорганизации;

об обособленных подразделениях, созданных на территории России (за исключением филиалов и представительств) – в течение одного месяца со дня создания подразделения по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Подробнее о порядке уведомления см. таблицу;

об изменениях в ранее поданных в налоговые инспекции сведениях об обособленных подразделениях (например, об изменении местонахождения обособленного подразделения) – в течение трех рабочих дней со дня изменения указанных сведений по форме № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362;

об обособленных подразделениях на территории России (включая филиалы и представительства), деятельность которых прекращается:

1) в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (при закрытии филиала или представительства);

2) в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности организации через иное обособленное подразделение.

Сообщение нужно представить по форме № С-09-3-2, утвержденной приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362. Подробнее о порядке уведомления см. таблицу;

о своем участии в иностранных организациях (если доля такого участия, определенная в порядке, предусмотренном ст. 105.2 НК РФ, превышает 10%);

об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой;

о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых налогоплательщик является контролирующим лицом.

Кроме того, в налоговые инспекции должны направлять сведения:

1) налогоплательщики – физические лица – о наличии у них объектов недвижимости и транспортных средств, которые облагаются налогом на имущество или транспортным налогом. Сообщения можно не подавать:

если из инспекции было получено уведомление об уплате налога;

если налог был уплачен без уведомления;

если инспекция не направляла уведомление в связи с имеющейся у плательщика льготой по уплате налога;

2) иностранные организации, имеющие в России недвижимое имущество, – о своих учредителях (участниках). Иностранные структуры без образования юридического лица обязаны информировать о своих бенефициарах и управляющих. Сведения нужно подавать в налоговую инспекцию по местонахождению объекта недвижимости, а при наличии нескольких объектов – в одну из таких инспекций по выбору иностранной организации (структуры).

Это следует из положений пунктов 2, 2.1, 3.1, 3.2 статьи 23, статьи 6.1, пункта 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ, постановления Президиума ВАС РФ от 20 июля 2010 г. № 3018/10 и письма Минфина России от 7 февраля 2011 г. № 03-02-08/12.

Внимание: со 2 мая 2014 года налогоплательщики освобождены от обязанности информировать налоговые инспекции об открытии (закрытии) банковских счетов, в том числе валютных (подп. «б» п. 1, п. 11 ст. 1 Закона от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ)

Это правило не распространяется на банковские счета, открытые за рубежом. Об открытии (закрытии) таких счетов организации по-прежнему обязаны сообщать в налоговые инспекции по месту своего учета (ч. 2 ст. 12 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ).

Основные обязанности налогоплательщиков:

Главной обязанностью каждого налогоплательщика – своевременно исчислять налоги в государственные фонды. Исходя из этого, налогоплательщик обязан:

  • встать на учет в местные налоговые органы;
  • вести налоговую отчетность (доходы и расходы), которая вместе  с налоговыми декларациями, предоставляется в налоговые органы;
  • обеспечить необходимой  информацией и документацией  налоговые органы, на основании которых происходит уплата налогов;
  • выполнять требования должностных лиц  ФНС по устранению недочетов и ошибок в налоговой документации;
  • уведомлять об  изменениях в своей деятельности, которые повлияют на изменения или прекращения налогообложения (чаще касается юридических лиц);
  • обеспечивать сохранность налоговой документации в течение 4 лет.

Выполнение налоговых обязательств перед государством гарантируются правовыми способами обеспечения, которые прописаны в  ст. 72 НК РФ

Вид способа

Сущность

Залог имущества

Между налогоплательщиком и залогодержателем (налоговый орган) оформляется договор. В этом документе предметом залога становится имущество и его оценочная стоимость. В случае не выполнения обязанностей налогоплательщиком, залогодержатель вправе осуществить возмещение долга путем продажи залога.

Поручительство

Между налоговым органом и поручителем оформляется договор, по которому поручитель обязуется возместить налоговый долг налогоплательщика, в случае не выполнения последним налоговых обязанностей.

Пеня

Сумма денежных средств, которую налогоплательщик обязан дополнительно выплатить за задолженность долга. Дополнительный платеж взимается за каждый календарный день просроченного платежа.

Приостановление операций по банковским счетам

Операции по счетам налогоплательщика приостанавливаются банком по указаниям налогового органа до взыскания средств на погашение налоговой задолженности.

Арест имущества

Должник (только организации) временно не имеет возможность проводить сделки относительно имущества. Процесс описания имущества происходит с санкции прокурора с присутствием понятых.

Банковская гарантия

Специальные банки принимают на себя роль гаранта за налогоплательщика перед государством.

Уклонение выполнять обязанности налогоплательщиком влечет за собой юридическую ответственность.  Наказанием за неуплату налогов становится штраф. Злостным нарушителям предусмотрено лишение свободы до 2 лет. Однако есть условия, согласно которым, происходит прекращение налоговой обязанности. Например, смерть налогоплательщика или ликвидация организации.

Смотрите также:

  1. Налоги
  2. Особенности уголовного процесса
  3. Гражданство Российской Федерации
  4. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба
  5. Правоохранительные органы. Судебная система

Какие права имеются у плательщиков налогов?

Права налогоплательщиков и обязанности налогоплательщиков закреплены в НК, причем все они могут немного отличаться для граждан и фирм, обладающих разным статусом.

К основным правам относится:

Возможность получения разных консультаций или разъяснений в устной форме от работников налоговой инспекции, если сведения относятся к применению разнообразных налоговых режимов, к составлению отчетностей, расчету сборов или правилам заполнения многочисленной документации. Право получить разъяснения в письменном виде по всем вопросам, которые являются интересными и важными для налогоплательщика. Оформление консультаций, касающихся налогов и отчетности. Возможность получить справочную или информационную поддержку от работников налоговой службы. Предоставление уже правильно заполненных деклараций и других документов, которые далее используются в качестве образца. Использование многочисленных льгот, если налогоплательщик соответствует требованиям, предъявляемым к гражданам, предпринимателям или фирмам, имеющим право на снижение налоговой нагрузки. Формирование актов сверки, чтобы убедиться, что работники налоговой инспекции верно рассчитали размер налогов по разным сборам. У налогоплательщиков имеется право засчитывать суммы переплат по разным сборам. Излишне уплаченные средства могут возвращаться, если причиной такой ситуации выступала халатность и неправильный расчет со стороны работников ФНС. Граждане и предприниматели могут давать пояснения относительно реализованных расчетов по разным налогам и перечисленным средствам в бюджет. Налогоплательщики могут принимать непосредственное участие в процессе многочисленных налоговых проверок или других действий со стороны ФНС, которые связаны с изучением финансовой деятельности граждан и фирм

Существует возможность отстаивать свои права и точку зрения, если имеются доказательства того, что результаты проведенной проверки являются ложными и неправильными, для чего важно пользоваться официальными документами

Только при знании своих возможностей каждый плательщик может правильно рассчитывать и уплачивать налоги. Права и обязанности налогоплательщиков строго закреплены в законодательстве, поэтому нарушение прав является наказуемой деятельностью ФНС.

На соблюдение каких прав могут рассчитывать налогоплательщики?

Налоговое законодательство предусматривает для плательщиков ряд прав, которыми они могут пользоваться вне зависимости от принадлежности их к крупным или малым предпринимателям. В числе основных прав приводится перечень:

  1. Право на получение устных разъяснений о порядке применения норм налогового учета и отчетности, правилах заполнения отдельных бланков документов и расчета сумм налоговых отчислений.
  2. Право на письменные пояснения по интересующим налогоплательщика вопросам, получение бесплатной справочной и информационной поддержки, проведение консультаций.
  3. Налогоплательщик вправе требовать предоставления ему для ознакомления и заполнения форм налоговых деклараций.
  4. Применение на практике льгот в форме налоговых вычетов или путем перехода на упрощенные режимы налогообложения.
  5. Составлять акты сверок с налоговой инспекцией в разрезе по отдельным налогам и в целом по организации.
  6. Осуществлять зачет сумм переплаты по налогам, оформлять возврат излишне перечисленных в бюджет средств в виде авансовых платежей, текущих налоговых отчислений, штрафных санкций, пени.
  7. Давать пояснения относительно произведенных расчетов по налоговым платежам, произведенным оплатам.
  8. Участвовать в проверках по контролю их финансовой деятельности.
  9. Отстаивать свою точку зрения в рамках правового поля при несогласии с результатами проверки налоговыми органами, давать дополнительные объяснения по актам проверок.

Классификация налогоплательщиков

Плательщиков налогов можно разделить на две крупные группы – физических и юридических лиц.

Налогоплательщики физические лица

Физические лица в роли налогоплательщиков могут выступать как индивидуальные предприниматели, ведущие свою деятельность на общих основаниях, и в качестве предпринимателей, пользующихся льготными условиями упрощенной системы налогообложения.

По отношению к правилам исчисления подоходного налога физические лица налогоплательщики могут иметь место постоянного пребывания в пределах территории РФ или за пределами государства.

Налогоплательщики юридические лица

Особенность статуса юридического лица в том, что организация может выступать как самостоятельный налогоплательщик, перечисляя налоги за все свои структурные подразделения. Обособленные подразделения, у которых есть собственный расчетный счет и отдельный баланс, штат бухгалтеров, по действующим нормам тоже могут выступать в роли налогоплательщиков.

Для иностранных юридических лиц предусмотрена возможность реализации своих прав и обязанностей в сфере налогового законодательства в форме постоянного представительства. Характерной особенностью акционерных обществ является возможность регулирования их деятельности нормами Конституции, применимыми для физических лиц.

По размеру юридических лиц принято делить на:

  • обычных;
  • малых;
  • упрощенцев.

По направленности действий налогоплательщики подразделяются на коммерческих и некоммерческих.

Права и обязанности налогоплательщика

Раздел ЕГЭ: 5.19. Права и обязанности налогоплательщика

Поскольку государство выступает гарантом соблюдения и сохранения прав и свобод граждан, граждане наделяются определёнными обязанностями, которые направлены на поддержание нормального функционирования государства. Одной из таких обязанностей является выплата налогов. Налоговое законодательство довольно обширно, оно регулирует все вопросы, касающиеся уплаты налогов: от определения категорий лиц, подлежащих обязательной уплате налогов, их прав и обязанностей, до последствий невыплаты налогов.

Налоги — обязательные безвозмездные платежи в пользу государства, которые служат основой для государственного бюджета, который распределяется на благо населения страны.

Физические и юридические лица — субъекты общественных налоговых отношений, на которых Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги за счёт собственных средств.

Права налогоплательщиков:

  • своевременное бесплатное информирование от налоговых органов по месту учёта о действующих налогах и сборах;
  • право на запрос информации о нормативных актах, регулирующих уплату налогов;
  • предоставление налоговым органам документов, подтверждающих права на льготы;
  • возврат излишне уплаченных сумм в бюджет (получение льгот) в случаях: о получения ими или их детьми платного обучения;
  • прохождения ими или их детьми платного лечения;
  • траты на лекарства и медикаменты для самих налогоплательщиков или их детей;
  • ознакомление с актами проверок, проведённых налоговыми органами, с возможностью их квалифицированного обжалования; предоставление налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов и по актам проведённых проверок с возможностью разрешения спорных вопросов на ранней стадии;
  • обжалование в законном порядке решений налоговых органов и действий их должностных лиц.

Обязанности налогоплательщиков:

  • своевременная и полная уплата законно установленных налогов;
  • постановка на учёт в налоговых органах; предоставление в налоговый орган по месту учёта в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые налогоплательщик обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена государством;
  • ведение в установленном порядке бухгалтерского учёта своих доходов и расходов, объектов налогообложения и сохранение их в течение пяти лет;
  • выполнение законных требований налоговых органов касательно устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
  • внесение исправлений в бухгалтерскую отчётность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода, выявленного в ходе проверок налоговыми органами;
  • предоставление письменного пояснения мотивов отказа от подписания акта проверки в случае несогласия с его фактами;
  • сообщение налоговым органам в течение 10 дней о принятом решении ликвидации или реорганизации юридического лица.

Отказ выплаты налогов и сокрытие доходов считаются противоправными нарушениями. Для общества невыплата налогов ведёт к непоступлению денежных средств в бюджет государства, что затрудняет справедливое перераспределение материальных благ.

Обход налогов — избежание возникновения обязательств налогообложения как законными способами, так и незаконными.

Способы уклонения:

  • незаконное использование предприятием налоговых льгот;
  • умышленное включение в налоговую декларацию заведомо ложных сведений;
  • умышленное непредоставление налоговой декларации или иных документов.

Все способы уклонения от налогов ведут к юридическому наказанию нарушителей.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

⊕ По правовому положению:

  • физические лица (простые граждане и индивидуальные предприниматели);
  • юридические лица.

⊕ По месту пребывания:

  • постоянно пребывающие в РФ;
  • не имеющие постоянного места пребывания.

⊕ По величине налогоплательщиков:

  • малые (предприниматели, российские юридические лица, действующие по упрощённой системе налогообложения);
  • обычные.

⊕ По типу организации:

  • коммерческие;
  • некоммерческие.

Вы смотрели конспект «Права и обязанности налогоплательщика». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

6.3. Права и обязанности налогоплательщиков

Налогоплательщики
имеют право:

— 
получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о
действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных
актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и
обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных
лиц;

— 
получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных
органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о
налогах и сборах;

— 
использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке,
установленном законодательством о налогах и сборах;

— 
получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный
налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом;

— 
на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне
взысканных налогов, пени, штрафов;

— 
представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через
своего представителя;

— 
представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения

— 
по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых
проверок;

— 
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

— 
получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а
также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

— 
требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения
законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении
налогоплательщиков;

— 
не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их
должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным
законам;

— 
обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия
(бездействие) их должностных лиц;

— 
требовать соблюдения налоговой тайны;

— 
требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков,
причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями
(бездействием) их должностных лиц;

— 
другие права.

Обязанности
у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и
по основаниям, установленным законодательными актами.

На
налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством возлагаются
следующие обязанности:

— 
уплачивать законно установленные налоги;

— 
встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена
Налоговым кодексом;

— 
вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов
налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законо­дательством о
налогах и сборах;

— 
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке
налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая
обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также
бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском
учете»;

— 
представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях,
предусмотренных Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и
уплаты налогов;

— 
выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных
нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать
законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими
своих служебных обязанностей;

— 
предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в
случаях и порядке, предусмотренном Налоговым кодексом;

— 
в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского
учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также
документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и
произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

— 
нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и
сборах.

Налогоплательщики-организации
и индивидуальные предприниматели,
помимо перечисленных обязанностей,
обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета:

— 
об открытии или закрытии счетов — в 10-дневный срок;

— 
обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в
срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

— 
обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, — в
срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

— 
об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или
реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

— 
об изменении своего места нахождения или места жительства — в срок не
позднее десяти дней с момента такого изменения.

Предыдущая

Права и обязанности налоговых органов

Права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов идут нераздельно, так как эти две составляющих процесса налогообложения постоянно взаимодействуют друг с другом

А потому важно изучить пункты закона для обеих сторон.  Итак, права налоговых органов заключаются в:

  • Возможности потребовать документацию, касающуюся данной отрасли;
  • Проведении проверок;
  • Возможности требовать пояснения об уплате за тот или иной период времени;
  • Осуществлении ареста имущества;
  • Выдвигать требования об устранении нарушений;
  • Назначении процентной ставки при просрочке выплат;
  • Подавать прошения в органы, выдающие лицензии на деятельность определенного рода, отозвать таковую по причине ряда факторов;
  • Подавать иски в суд.

Обязанности:

  1. Регистрировать юридические и физические лица и вести их учет;
  2. Соблюдать все пункты НК;
  3. Информировать налогоплательщиков об изменениях в системе оплаты;
  4. Предоставлять отчеты;
  5. Разъяснять систему функционирования того или иного закона;
  6. Возвращать средства, оплаченные сверх нормы;
  7. Представлять налогоплательщику справки о состоянии проверок, а так же об учете его деятельности;
  8. При нарушении НК РФ, направлять дело в правоохранительные органы.

Важно помнить, что права и обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов защищены Налоговым Кодексом Российской Федерации и их невыполнение может привести к разбирательствам на уровне правоохранительных органов

Административный способ защиты прав налогоплательщиков

Защита прав налогоплательщиков в административном порядке происходит в режиме гл. 19 и 20 НК. В рамках административной защиты обжалуются:

  • ненормативные акты налоговых органов (влияют на конкретных лиц, скажем, требование об уплате налога или пеней);
  • действия (бездействие) должностных лиц этих органов, которыми, по мнению налогоплательщика, нарушены его права.

Такое обжалование происходит в вышестоящем налоговом органе.

Виды жалоб:

  • жалоба в вышестоящий налоговый орган (ВНО) — оспаривают вступившие в силу ненормативные акты налоговиков, действия (бездействия) соответствующих должностных лиц;
  • апелляционная жалоба — когда оспаривают не вступившее в силу решение фискальщиков об ответственности за налоговое правонарушение или отказ в этом, которые вынесены в режиме , когда лицо считает, что таким образом нарушают его права.

Решение по жалобам ВНО принимают в течение месяца с момента ее поступления, при необходимости его продлевает. По иным жалобам подобный срок — 15 дней, также может быть продлен. Если в указанные сроки на претензию не отреагировали, ее можно обжаловать в суд. Итоги рассмотрения жалоб перечислены в п. 3 .

Решения фискальщиков, действия (бездействие) их сотрудников могут обжаловаться в суде лишь после их административного оспаривания. Исключениями, с которыми можно отправляться сразу в суд, будут:

  • реакции ВНО на жалобы, включая апелляционные, причем и их можно обжаловать в вышестоящем органе;
  • акты ФНС, поступки (их отсутствие) ее сотрудников — с ними спорят только через судопроизводство.

Обжалование акта или действия в ВНО не приостанавливает их. По заявлению обжалователя приостановка (до принятия решения по претензии) возможна, когда оспаривают вступившее в силу привлечение к ответственности за налоговое нарушение либо отказ в этом. Соответствующее заявление подается одновременно с жалобой и банковской гарантией, по которой банк обязуется внести обязательный платеж по спорному решению. Банковская гарантия должна соответствовать п. 5 и другим условиям из п. 5 .

Ответственность и защита прав налогоплательщиков

За налоговые правонарушения отвечают юридические и физические лица, а также ИП в случаях, обозначенных НК РФ. К налогоплательщикам, не исполняющим своих обязанностей, применяют меры государственного принуждения. Это могут быть штрафы:

  • в твердой сумме: 200 000–500 000 рублей;
  • в процентах: 0,2–100 % от конкретных сумм за налоговые правонарушения (гл. 16, 18 НК);
  • способы принудительного взыскания налоговых недоимок: ст. 46–48 НК.

Другой вариант — обеспечительные меры из гл. 11 НК (имущественный залог, поручительство, пеня, приостановление операций по банковским счетам, арест имущества, банковская гарантия).

Налоговая ответственность для физлиц возможна с шестнадцати лет. Срок давности, когда к ней можно привлечь, — три года (с момента совершения нарушения).

Противоправные деяния в области налогообложения могут также привести к уголовной (ст. 198–199.2 УК РФ) либо административной (), а также дисциплинарной () ответственности. Последняя разновидность ответственности накладывается приказом работодателя, например, на бухгалтеров, которые не вовремя подали необходимую отчетность.