Содержание права государственной и муниципальной собственности

Споры об определении назначения помещения: жилое или нежилое? Как определить?

Назначение помещения (предназначено ли для постоянного проживания или нет) не может определяться произвольно или в зависимости от фактического использования, пусть и длительного. Назначение помещения должно определяться технической документаций, где указывается его изначальное назначение. К примеру, если на момент ввода дома в эксплуатацию, помещение, согласно технической документации являлось жилым помещением, т.е. имело назначение «для постоянного проживания», то даже несмотря на его длительное использование в качестве нежилого, первоначальное назначение не меняется. 

Так, например, гражданин обратился в суд с требованием о признании права пользования комнатой на условиях договора социального найма. Проблемы при оформлении права пользования у него возникли в связи с тем, что администрация города считала данное помещение нежилым, поскольку в комнате, занимаемой истцом, ранее «располагались административные помещения ЖЭУ».

Суд первой инстанции в иске отказал. В кассационной жалобе истец приводил, в частности, следующие доводы:

Факт использования какой-либо организацией жилого помещения не по назначению (не для проживания граждан), не влечет автоматического перевода данного жилого помещения в нежилое.

Является ли помещение жилым или нежилым определяется техническими документами. Определять статус помещения, руководствуясь какими-либо пояснениями или фактическим его использованием не по назначению (что и сделал суд) — недопустимо, поскольку это ненадлежащие средства доказывания, что становится очевидным при прочтении соответствующих норм Градостроительного и Гражданского кодекса РФ. Является аксиомой, что назначение вновь строящегося объекта задается в технической документации с самого начала, отражается в акте сдачи-приемки результата работ (статьи 743, 753 ГК РФ, статьи 52, 55 Градостроительного кодекса РФ в редакции 2004 года) и в техническом паспорте органов технической инвентаризации. Предназначенность жилого помещения для проживания, как изначально заданная функция, не зависит от характера его фактического использования и от сохранения им способности удовлетворять жилищные потребности граждан.

Если собственник пожелал изменить назначение принадлежащего ему объекта недвижимости, то при соблюдении порядка и условий перевода, он вправе осуществить такой перевод. Ответчиком не предоставлены доказательства, что перевод указанных жилых помещений в нежилые когда-либо осуществлялся.

Смена назначения жилого помещения путем установления судом или кем-либо иным факта использования жилого помещения не для проживания, законодательством РФ не предусмотрена.

Областным судом решение суда первой инстанции отменено, а при новом рассмотрении требования истца удовлетворены, решением суда постановлено: признать за истцом право пользования комнатой на условиях договора социального найма. При этом суд указал следующее: Проанализировав техническую документацию, суд считает, что с момента ввода дома в эксплуатацию — 06.11.1967 года, секция, где расположено спорное помещение, являлась и является жилой. Доказательств перевода для использования жилых помещений не в соответствии с их первоначальным назначением (под административное здание) в установленном законом порядке суду ответчиком не представлено.

Порядок выкупа арендованных муниципальных земель

Для того, чтобы произвести процедуру выкупа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заинтересованное лицо должно предоставить соответствующий орган местного самоуправления:

  • паспорт;
  • заявление установленного образца;
  • договор аренды муниципальной земли;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

После согласования с органами местной власти в Росреестр предоставляются:

  • оригинал договора купли-продажи земельного участка;
  • заявление соответствующего образца о переходе права собственности;
  • квитанция об уплате государственной пошлины;
  • квитанция об уплате стоимости земельного участка;
  • расчет стоимости выкупа земли, выданного оценочной комиссией;
  • постановление о предоставлении земельного участка, выданного местными органами власти.

В выкупе муниципальной земли в собственность может быть отказано на следующих основаниях:

  1. при подаче неполного пакета документов либо его ненадлежащем оформлении;
  2. при установлении факта процедуры банкротства/прекращения деятельности покупателя – юридического лица;
  3. при предоставлении недостоверной информации о покупателе либо выкупаемом земельном участке;
  4. при невозможности выкупа муниципальной земли ввиду ее особого целевого назначения (земли общего пользования, заповедники, земли лесных и водных фондов и т.д. ).
  5. выкуп муниципальных земельных участков невозможен для нерезидентов Российской Федерации.

Наследуется или нет

Согласно законодательству, в случае смерти жильца квартира возвращается государству. Наследовать по закону возможно только личную собственность граждан.

Есть исключения из этого правила:

  1. Если в помещении прописаны члены семьи основного квартиросъемщика, они продолжают пользоваться квартирой, их никто не выселит.
  2. Если родственники не прописаны в помещении, но у них имеется составленное умершим квартиросъемщиком завещание с распоряжением о приватизации. Такая бумага служит основанием для передачи жилья наследникам.

В остальных случаях родственникам придется покинуть квартиру.

Муниципальная собственность на землю и ее особенности

Ключевые особенности института муниципальной собственности на землю:

  • сложность, межотраслевой характер;
  • публичная природа;
  • очевидное сходство режима с режимом государственной собственности.

Правоотношения в сфере муниципальной собственности на земельные ресурсы имеют сложную систему. Они одновременно регламентированы предписаниями разных отраслей законодательства. В структуре института муниципальной собственности на землю присутствуют нормы конституционного, земельного, гражданского и муниципального права. И это далеко не полный перечень.

При реализации правомочностей в отношении земель муниципалитеты учитывают интересы населения.

Нельзя утверждать, что этот принцип реализуется повсеместно. Однако это проблема выходит за рамки земельного права. Рычагов влияния на местные власти (выборы, местные инициативы, референдум, отзыв депутатов) вполне достаточно. Чтобы ими воспользоваться, община должна быть достаточно зрелой и организованной.

В российской правовой доктрине рассматривают понятие «публичная собственность», противопоставляемое частной собственности. Публичная собственность на землю органично включает государственную и муниципальную. Обе названные формы весьма схожи, имеют много схожих черт. Их связующий элемент – публичный интерес.

Муниципальная земельная собственность принципиально не отличается от государственной по:

  • источникам ее образования;
  • экономическому содержанию;
  • методам управления;
  • правилам оценки;
  • формам и целям использования.

Единство характеристик муниципальной и госсобственности обусловлено современным состоянием развития местного самоуправления в целом. Эта модель относительно нова для российской правовой доктрины и менталитета.

Превалирование государственных начал и несамостоятельность местного самоуправления привели к отсутствию дополнительных отличительных признаков муниципальной земельной собственности. Обыватель зачастую не разделяет органы госвласти и местного самоуправления, не видит возможности своего участия в управлении делами общины и решении земельных вопросов от ее имени.

Разница между зданием и помещением

20.02.2019 12:54

Лабинский отдел

Жизнедеятельность человека немыслима без наличия специальных строений, в которых можно укрыться от воздействия внешней среды. Комфорт требует просторного и хорошо оборудованного дома или квартиры. Работать немыслимо без наличия рабочего места или помещения для того, чтобы переодеться или принять пищу во время обеда.
Применения понятий «здание и помещение» используется в определении юридического термина недвижимости и в строительной, архитектурной сфере.

Что такое здание?
Зданием называют сооружение наземного типа, которое имеет определенную конструкцию и внутреннее пространство. Подобный объект предназначен для проживания, работы или для использования в производственных технических нужд.
Терминология исключает понимание под зданием построек, которые лишены внутреннего пространства. Некорректно называть эстакады, мосты, градирни, наземные и подземные сооружения, тоннели, плотины зданиями. Они относятся к сооружениям технического и производственного назначения.
Результаты работ строителей принято называть термином «здание» если оно обладает такими отличительными параметрами как:
Объемных параметров архитектурной конструкции;
Наличие надземной части;
Наличие подземной части;
Внутренний тип помещения;
Наличие сетей и коммуникаций;
Существует и определенная структура здания, которая подразумевает существование следующих элементов:
Помещение. Формируются за счет зонирования внутреннего пространства здания путем возведения стеновых перегородок.
Помещение формирует этажность в зависимости от уровня расположения над линией горизонта, исчисляемая при проведении работ проектного характера.
Подвальное помещение. Представляет собой этаж, который расположен в фундаментальной зоне здания.
Цокольный этаж. Подразумевает расположение в зоне отмостки здания.
Наземный этаж, располагается выше уровня горизонта здания.
Чердачное помещение, располагается в преддверии крыши, в самом верху здания.
Мансарда. Представляет собой переведенное в эксплуатацию помещение под перекрытиями односкатной или двускатной крыши.
Технический этаж. Предусматривает зону, где концентрируется вся коммуникационная сфера здания.
Помещение, его суть и особенности.
Составной частью любого здания принято считать помещение. Оно подразумевает зону, в строении ограниченную потолочными перекрытиями и стенами со всех сторон, с подведенными коммуникациями.
В зависимости от типа помещения или здания, различают два основных состояния — жилое и нежилое.
Жилым помещением/зданием принято считать объект в случае:
Ограничения пространства в виде отдельной комнаты или их комплексом с возможностью проживания человека на постоянной основе.
Жилым объектом может быть:
— частный жилой дом или его определенная часть;
— квартира в многоэтажном доме, или ее часть;
— комната в квартире или доме;
Нежилым помещением/здание принято считать такое, в котором проживание человека считается невозможным, проблематичным, составляет угрозу для жизни или здоровья, в случае постоянного пребывания и использования как жилища. Нежилое объект может выступать как рабочее, то есть допустимо рассматривать его как: офис, магазин, или любое иное рабочее помещение.
Законодательная база предусматривает перевод жилого помещения в нежилые. К примеру, использование квартир из жилого фонда, которые расположены на первых этажах многоэтажных зданий. Использование и перепланировка подобных помещений возможна только после перевода их в нежилой статус через процедуру законодательного характера.
Жилой объект не может быть использован под офис или магазин без разрешения на то со стороны органов местного самоуправления и подтверждения комиссией. В случае нарушения данного параметра могут быть наложены штрафные санкции на владельца помещения.
Чем отличается здание от помещения?
Здание и помещение — термины, которые часто используются в строительстве и в юридическом описании вопросов, касательно жилищного фонда. Фактически это слова, обозначающие абсолютно разные объекты. Зданием принято называть сооружение, которое имеет составляющие в качестве помещения. Помещение в свою очередь является частью здания, его функциональной особенностью. В зависимости от назначения здание может отличаться предназначением, собственно как и помещение — быть жилым или нежилым. 

Продажа земли, находящейся в муниципальной собственности

Разберемся в вопросах терминологии. С позиции гражданского законодательства земельный участок – это вещь, а муниципалитет – собственник, который вправе осуществлять все обычные правомочности, в том числе – распоряжение. В публично-правовых отношениях орган местного самоуправления действует как субъект властных полномочий. Среди прочего, он уполномочен передавать земли в собственность или пользование частным лицам. Причем, речь зачастую идет о целинных землях, муниципальная и госсобственность на которые не разграничена, а участки не образованы.

Гражданский кодекс России не предусматривает возможности совершения сделок с такими объектами.

Термин «продажа» к рассматриваемым правоотношениям неприменим еще и потому, что публичные земли зачастую предоставляются частным лицам безвозмездно.

Итак, гл. V.1 ЗК РФ «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» регламентирует не только продажу, но и другие случаи перехода земель из муниципальной собственности в частную. По общему правилу (ст. 39.3 ЗК РФ) продажа муниципальной земельной собственности осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.

Случаи возможной продажи участков вне торгов жестко ограничены. Это выкуп земель:

  • предоставленных в аренду для комплексного освоения;
  • переданных некоммерческой организации для индивидуального жилищной застройки, ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства;
  • образованных в результате раздела участка, предоставленного для комплексного освоения территории в целях индивидуальной жилищной застройки и относящейся к имуществу общего пользования;
  • на которых размещены сооружения, принадлежащие покупателю участка;
  • сельскохозяйственного назначения фермерским хозяйствам.

Выкупная цена, а также начальная оценка участка, выставленного на торги, определяется согласно правилам, утвержденным муниципалитетом (ст. 39.4 ЗК РФ).

Выкуп муниципальной земли в собственность

Начиная с 30 октября 2007 г., в силу вступили новые изменения в Федеральный закон №212-ФЗ от 24.07.2007 г., направленные на обеспечение слияния муниципальных и государственных земель и расположенных на них строительных объектов в единые объекты недвижимости. Если до вступления в силу нового закона допускалось приватизировать только жилищные и промышленные здания и сооружения, и при этом земельный участок, на котором они находились, можно было оформить в бессрочное пользование на безвозмездной основе, то новый закон обязал произвести выкуп муниципальной земли в собственность либо оформить договор аренды в срок:

  • до 01.01.2010 г. — для юридических лиц негосударственных форм собственности;
  • до 01.01.2013 г. – для юридических лиц, объекты которых находятся на муниципальных земельных участках, с прохождением через них путепроводов, автомобильных и железны дорог, линий связи и электропередач, иные объекты крупномасштабного значения.

Нарушение сроков оформления перехода муниципальных земель в собственность повлекло за собой штрафы на юридических лиц в размере от 20 до 100 тысяч рублей (ст. 7.34 КоАП). Оформление муниципальной земли в собственность возможно при наличии соответствующих документальных оснований:

  1. документы, подтверждающие право частной собственности на все объекты индивидуального жилищного строительства, находящиеся на этом земельном участке (эти же документы будут основанием для оформления муниципальной земли в частную собственность);
  2. распоряжение органа местного самоуправления о передаче земельного участка в бессрочное пользование либо пожизненное владение (акт, свидетельство, выписка из похозяйственной книги, выданной в администрации по месту расположения участка, и т.д.).

Выкуп муниципальной земли в собственность представляет собой многоэтапный процесс, число действий в котором зависит от местонахождения земельного участка, вида разрешенного использования земли, места расположения региона или муниципалитета, к которому относятся данные земли. В перечень основных этапов по процедуре выкупа муниципальной земли входят:

  • Заключение договора, с указанием в нем размера и срока внесения авансового платежа за участок.
  • Оценка и сравнение рыночной и кадастровой стоимости объекта.
  • Принятие решения по вопросу купли-продажи земельного участка.
  • Непосредственно заключение договора купли-продажи.
  • Оформление права собственности на землю в государственном органе.

Договор купли-продажи недвижимости, в данном случае — земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, предусматривает переход права собственности к арендатору. Порядок заключения договора регламентируется ст. ст. 609 и 624 ГК РФ. При заключении договора присутствие и участие владельца земли (арендодателя) является обязательным. В случае уклонения арендодателя от оформления договора по купле-продаже муниципального земельного участка, арендатор может обратить с иском в суд, и на основании решения суда совершить сделку. В данном случае стоимость выкупа муниципальной земли буде определена в соответствии с результатами экспертизы, проведенной независимым оценщиком. Выкуп муниципальной земли возможен в следующих случаях:

  1. Лица, имеющие в собственности объекты недвижимости, находящиеся на выкупном земельном участке. При этом цена выкупа в данном случае не должна превышать его кадастровую стоимость, независимо от собственника (государство или муниципалитет).
  2. Религиозные организации вправе выкупать муниципальные земли с нахождением на них зданий и строений религиозного и благотворительного назначения – на все время их использования.
  3. Муниципальные земли сельскохозяйственного назначения арендатор может выкупить только по истечении 3-х лет со дня подписания договора аренды на этот земельный участок и его надлежащем использовании на протяжении всего срока.

Возможности приватизации объектов из специализированного жилищного фонда

Можно ли приватизировать специализированное жилье?

Возможность приватизации объекта СЖФ определяется с учетом его собственника и вида помещения. Точнее:

  • если специализированное жилье принадлежит негосударственной организации, то приватизация возможна исключительно с согласия его собственника;
  • если же жилье принадлежит государству (в том числе и муниципалитету), то приватизация проводится по согласию собственника, если помещение имеет статус специализированного объекта или введено в эксплуатацию после 1 марта 2005 года. В ином случае – применим законный порядок приватизации в РФ.

Непосредственно процедура приватизации ничем не отличается от аналогичной при получении прав собственности на жилье из социального фонда. Для того чтобы приватизировать служебное помещение понадобится:

  1. Доказать или просто подтвердить свое право на это (осуществляется процедура согласно описанным выше положениям).
  2. Заключить договор перехода прав собственности с владельцем жилья.
  3. Зарегистрировать права собственности на приватизированное жилье в Росреестре.

На этом наиболее важные положения по сегодняшней теме подошли к концу. Надеемся, сегодняшняя статья была для вас полезна. Удачи в получении помещений СЖФ!

О том, стоит ли пользоваться маневренным фондом в случае необходимости отселения из аварийного жилья, вы можете узнать, посмотрев видео:

Watch this video on YouTube

18 Сен 2017      kasjanenko    
    1424      

Признание судом права муниципальной собственности

Способы защиты гражданских прав оговорены ст. 12 ГК РФ. В их числе – признание права через суд. Спор о праве на землю у муниципального образования может возникнуть с любым субъектом:

  • другим муниципалитетом;
  • гражданином, иностранцем;
  • организацией;
  • государством.

В зависимости от субъектного состава, спор может оказаться подсуден общему или арбитражному суду. Муниципалитет в таком деле может выступать истцом, ответчиком, третьей стороной с самостоятельными требованиями на предмет спора или без таковых.

В отношении судебных споров о земле следует учесть следующее. Право собственности в России гарантируется. А ст. 35 Конституции РФ специально устанавливает, что частный собственник может быть лишен имущества исключительно по вердикту суда.

Чтобы изъять из ЕГРП данные о регистрации прав на земельный участок за гражданином или организацией, муниципалитет должен предъявить вступившее в силу решение суда. Вердикт суда – самостоятельный и самодостаточный правоустанавливающий документ.

Право муниципальной собственности на землю на основании судебного вердикта устанавливается, например, в случаях:

  • платного изъятия земель частной собственности для публичных нужд;
  • принудительного отчуждения земель, не могущих находится в собственности частного владельца (например, иностранец унаследовал земли сельскохозяйственного назначения и не продал их гражданину РФ на протяжении года);
  • лишение права собственности владельца, который использовал их не по целевому назначению, своими бесхозяйственными действиями привел к истощению и ухудшению качества земель сельскохозяйственного назначения.

Система собственности местного самоуправления

По большому счету такой вид собственности включает в себя объекты имущества конкретного территориального формирования, представляющей важную роль в его общественном существовании с сохранением культурных традиции и памяти и в одинаковой степени служащей для удовлетворения нужд его населения. Таким образом, к числу имущества в муниципальном владении свободно можно отнести бюджетные средства местного значения, здания и учреждения во владении местной власти, различные фонды бюджетного и внебюджетного значения и другое. Не выделяя частностей, все объекты, принадлежащие муниципальной власти, можно разделить на 2 главные группы.

  1. В первую группу можно отнести объекты муниципального значения, которые были предоставлены органами местного самоуправления в собственность и для пользования, а также закрепленные за муниципальными предприятиями и формированиями.
  2. Во вторую входит казна местной власти, которая контролируется и хранится собственно муниципальными властями, но не имеет отношения к муниципальным учреждениям и предприятиям.

Первая группа отвечает, прежде всего, за общественно-социальные и производственные задачи, направленные напрямую в такие сферы.

  1. Образование.
  2. Культура.
  3. Медицина.

Выделяют несколько типов объектов, принадлежащих муниципальной власти

Вторая группа объектов выполняет задачи, которые касаются удовлетворений потребностей населения, находящегося и проживающего на конкретной территории. Такое имущество в первую очередь уплатами налога пополняет казну местного самоуправления. В эту группу также включают местный бюджет, фактическое движимое и недвижимое имущество местных органов власти, муниципальные земли и т.д. Муниципальное казначейство пополняется деньгами за счет финансовых средств местного бюджета, а также с участием частных предприятий, не закрепленных за муниципальными властями.

Из этого следует, что муниципальное имущество – одно из главных видов общественной собственности, содержащейся под контролем государства. Но несмотря на это, все имущество муниципального владения не является государственной собственностью.

Имущество муниципального владения не является государственной собственностью

К ее основной деятельности свободно можно отнести пособничество по разрешению различный видов проблем и вопросов на местном уровне среди учреждений, касающихся удовлетворения потребностей общества. Кроме того, собственность муниципального значения нужна и для реализации властями местного самоуправления своих прямых задач и обязанностей, и для деятельности муниципальных органов и систем в общем.