Что представляет собой право на благоприятную окружающую среду?

Введение

В разделе экологических прав человека право на благоприятную окружающую среду является ключевым. Юридическое оформление это право получило сравнительно недавно. Впервые оно было провозглашено в испанской конституции в 1978 году, но широкое распространение экологического права пришлось на начало 1990-х годов. Встречалось оно в основном в правовых документах постсоциалистических стран. Данное право обязывает всех юридических и физических лиц, а также государственные органы к приложению максимума усилий для сохранения условий окружающей среды. Российское законодательство дополняет это право пунктом о том, что каждый человек имеет право знать об экологической обстановке того места, в котором он проживает. Также возможно возмещение ущерба в том случае, если было совершено экологическое правонарушение.

Экологическая безопасность населения

Право граждан на благоприятную окружающую среду предполагает то, что человек должен иметь реальную возможность проживать в местности, которая отвечает не только российским, но и международным стандартам. Кроме того, это означает возможность участвовать в принятии решений, связанных с экологией, контролировать выполнение решений, получать своевременную и точную экологическую информацию и требовать ущерб в случае нарушений.

Как обеспечивается экологическая безопасность? Здесь важную роль играет нормирование и планирование, принятие мер по улучшению качества окружающей среды и предотвращению вредной с точки зрения экологии деятельности, недопущение и ликвидация последствий катастроф, аварий и стихийных бедствий при помощи государственного и социального страхования населения, создание частных и государственных фондов, организации доступной медицинской помощи. Также следует регулярно следить за состоянием экологии и контролировать исполнение законодательства.

Способы защиты гражданами права на благоприятную окружающую среду

— участие в общественных организациях, цель которых — защита окружающей среды;

— обращения граждан в органы государственной и местной власти  при  обнаружении фактов загрязнения природы, а также с целью получения необходимой информации о состоянии окружающей среды.

— участие в митингах в защиту природы

— личное участие в сохранении чистоты природы, например, в субботниках.

Судебные способы:

— обращение в суд при получении вреда здоровью из-за загрязнения природы

— для получения необходимой информации от соответствующих органов, если запрос на неё остался без ответа

— при отказе на проведение экспертизы среды органами власти и др.

Организация и развитие системыэкологического образования, воспитание иформирование экологической культуры.

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования, утвержденный приказом Минобраз РФ от 05.03.1994 №1089 включает экологическое образование в рамках стандартов: начального общего образования по окружающему миру, основного общего образования по иностранному языку, основного общего образования по природоведению, основного общего образования по географии, основного общего образования
по биологии, основного общего образования по технологии, основного общего образования по литературе, среднего(полного) общего образования по истории и других. Предусмотрено экологическое образование и в рамках естественно-научного компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Нарушение права на благоприятную окружающую среду

Говоря о защите нарушенного экологического права, следует иметь в виду, что ее реализация возможна только при наличии состава преступления в совершенном деянии и причинении вреда организму человека или его имуществу. Помимо прямого проявления экологического преступления (нарушение установленных нормативов, правил), существует косвенное. Таковым является сокрытие информации о нарушениях права на благоприятную окружающую среду, которые привели или могут привести в будущем к нанесению вреда здоровью человека или всего населения страны. За это предусмотрена уголовная ответственность (ст. 237 УК России).

Одним из главных составляющих экологического преступления является фактор угрозы. Она может проявляться в опасности изменения:

  • допустимого уровня природопотребления;
  • экологической стабильности;
  • ландшафта и свойств почвы.

При рассмотрении экологических преступлений доказывание прямой связи между нарушением права и нанесенным вредом здоровью человека не требуется. Достаточно косвенных доказательств. Например, увеличение уровня заболеваемости в районе, где был построен завод по переработке мусора.

Куда обратиться за защитой нарушенного права?

Для защиты нарушенного экологического права созданы учреждения на всех уровнях власти:

  • международная защита – ООН, Международное агентство по атомной энергии, ЮНЕСКО, Международный союз охраны природы и ее ресурсов, Всемирная организация здравоохранения, Римский клуб, Гринпис;
  • внутригосударственная защита – Министерство охраны природы и природных ресурсов, Россельхоз, Правительство РФ, Госкомитет по санитарному и эпидемиологическому надзору, Министерство здравоохранения, Росгидромет, Департамент по охране и рациональному использованию охотничьих животных ресурсов, Департамент по рыболовству;
  • защита на уровне субъектов РФ – органы исполнительной власти, контролирующие использование природных ресурсов по установленным нормативам и обеспечивающие их охрану;
  • негосударственная защита – Сибирский экологический центр, экологическое движение «Кедр», российская партия «Зеленые», общественная организация «Зеленый патруль», Союз охраны птиц России, благотворительный фонд «Центр охраны дикой природы».

Таким образом, право на благоприятную окружающую среду является ядром в системе экологических норм.

Право

  • 15 сложных планов по блоку «Право»
  • Базовые термины по праву, которые проверяют на экзамене
  • Система и отрасли российского права
  • Права, свободы и обязанности человека

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Выбери ответ

Понятие

Окружающая среда – это совокупность объектов, процессов и явлений, внешних по отношению к какому-либо отдельному организму, популяции или сообществу организмов, но взаимодействующих с ними. Термин «окружающая среда» означает как природный, так и созданный человеком материальный мир. В международном законодательстве под окружающей средой подразумевают природные условия и экологическую обстановку в определенной местности.

Понятие «благоприятная среда» предполагает такое состояние окружающей среды, при котором естественные экологические системы, природные и природно-антропогенные объекты благополучно существуют и нормально функционируют. Это среда обитания, обеспечивающая оптимальные условия для существования живых организмов и не оказывающая на них негативного воздействия. Установлены конкретные требования и нормативы чистоты, ресурсоемкости, стабильности экологических систем, разнообразия биологических видов, в которых человек может вести здоровую, нормальную жизнь и реализовывать свои интересы.

Качество окружающей среды определяется нормативами:

  1. Допустимых концентраций вредных веществ: химических, радиоактивных, биологических (вирусных, бактериальных, паразитарных). Они служат оценке состояния атмосферного воздуха, водных источников, почв.
  2. Допустимых уровней вредных воздействий на нее: шума, вибрации, разнообразных излучений, выбросов, сбросов, антропогенной нагрузки, изъятия природных компонентов. Воздействие планируемой хозяйственной деятельности человека на природу всегда оценивается с точки зрения потенциального вреда.

Эти нормативы имеют научное обоснование, определены на уровне, исключающем вредное воздействие на здоровье человека, растительный и животный мир. Они едины для всей территории России, но в отдельных случаях (например, для заповедников, курортных зон) могут быть более жесткими. Соответствие состояния природных объектов экологическим и санитарным нормам не в полной мере указывает на «благоприятность» природной среды. Благоприятная среда должна быть не только здоровой, незагрязненной, но и ресурсоемкой, экологически устойчивой и разнообразной.

Требования

Защита прав на благоприятную окружающую среду должна проводиться четко. Реализуется она при помощи разработки нормативов предельно допустимых норм вредных веществ, выбора методов их определения. Утверждается это все уполномоченными государственными органами и санитарно-эпидемиологическим надзором. Экологическое законодательство динамично, оно корректируется и изменяется с развитием науки и техники. Если требования к надлежащему качеству окружающей среды нарушаются, происходят несанкционированные выбросы вредных веществ или осуществляются другие виды негативного воздействия, деятельность субъектов может быть приостановлена, ограничена или прекращена Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов, Федеральной службой лесного хозяйства или другими уполномоченными государственными органами.

Участие граждан

Право на благоприятную окружающую среды подкрепляется широкими возможностями самих граждан для реализации своих свобод. Граждане могут создавать различные фонды или общественные организации для охраны природы. Люди могут добровольно вступать или не вступать в такие организации, вносить в них свои денежные средства, принимать участие в сборах, принятии решений, митингах, шествиях и референдумах. Кроме того, каждый гражданин, вне зависимости от того, состоит он в какой-либо экологической организации или нет, может обращаться к уполномоченным органам государственной власти с письмами, петициями требовать рассмотрения своих претензий. Также есть право, согласно которому граждане могут требовать отмены строительства, проектирования, эксплуатации объектов, загрязняющих окружающую среду, в судебном или административном порядке. Можно говорить о привлечении к ответственности физических или юридических лиц в случае нарушения ими норм экологического права. Гражданские и должностные лица поддаются гражданско-правовой, административной и дисциплинарной, уголовной ответственности, а учреждения, организации и предприятия – гражданско-правовой и административной ответственности.

Платность природопользования ивозмещение вреда окружающей среде.

Платность природопользования,возмещение вреда окружающей среде предусмотрены целым рядом правовых норм,установленных законами и подзаконными актами.

Установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду,размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду является полномочием органов государственной власти Российско йФедерации (Статья 5 Федерального
закона «Об охране окружающей среды»).

В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды»негативное воздействие на окружающую среду является платным. Установленный частью второй статьи 16 перечень видов негативного воздействия, за которое должна устанавливаться плата, не является исчерпывающим. Вместе с тем базовые ставки платы установлены только для трех видов негативного воздействия: выбросы в атмосферу от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих
веществ вводные объекты, размещение отходов (см.постановление Правительства РФ от 12.06.2003№344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками,сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления», в первичной редакции опубликовано: Собрание законодательства РФ. — 2003. — №25. — Ст. 2528. ).

Вопрос о необходимости установить предусмотренную Законом
«Об охране окружающей среды» плату за другие виды негативного воздействия ставится давно. В качестве примера можно привести приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, изданный еще в период действия предыдущего закона «Об охране окружающей природной среды»: в пункте 2 приказа МПР РФ от 30.11.1994 №361 «О расширении системы платежей за негативное воздействия на окружающую среду»содержится поручение рабочей группе»рассмотреть необходимость и целесообразность
введения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду: тепловое, радиоактивными изотопами и ионизирующей радиацией;неионизирующим и электромагнитным излучениями; пестицидами,животноводческими стоками; выбросами передвижных источников; передвижными и стационарными источниками шума; сбросом загрязняющих веществ в моря; закачкой загрязненных вод в подземные горизонты;другие виды загрязнения».

Таким образом, необходимо признать, что принцип платности природопользования,известный в других
странах как принцип «загрязняющий платит», реализуется не в полной мере. Отдельного рассмотрения также требует и вопрос размера платы, которые,как правило, не стимулируют природопользователей к уменьшению уровня негативного воздействия на окружающую среду.

↑ Способы (механизмы) защиты права на благоприятную окружающую среду

НормативыНесудебные способы

  • Непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.
  • Обращение в органы государственной власти РФ, её субъектов, органы местного самоуправления, в иные организации и к должностным лицам:
  • в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;
  • с жалобами, заявлениями, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на неё.
  • Активное участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях.
  • Выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке.
  • Оказание содействия органам государственной власти РФ, её субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.
  • Обращение в правоохранительные органы по фактам совершения уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжалование действия (бездействия) органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.

Судебные способы, используемые гражданами:

  • Обращение граждан в суды общей юрисдикции. Нарушенные экологические права восстанавливаются путём вынесения решения, например:
  • в возмещении вреда, причинённого здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;
  • об обязании уполномоченного органа власти представить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;
  • об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;
  • об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.
  • Обращение граждан в арбитражный суд, если имеют место следующие факты, например:
  • отказ специально уполномоченного органа в выдаче лицензии на природопользование;
  • нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;
  • принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в сфере природопользования, например, о недопущении гражданина- предпринимателя к участию в конкурсе на освоение участка недр.

Экономические способы, используемые государством:

  • Планирование и финансирование природоохранных мероприятий.
  • Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

Поскольку человек не может не воздействовать на окружающую среду — не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие вещества, не извлекать минеральных ресурсов и т. д., установлены научно обоснованные пределы (нормы) такого воздействия. С этой целью вводится экологическое нормирование — закреплённые в нормативных правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на окружающую среду.Нормативы качества — это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий.Нормативы устанавливают пределы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ для различных источников воздействия на окружающую среду.

  • Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду; размещение отходов и другие виды вредного воздействия.
  • Предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии.
  • Возмещение вреда, причинённого окружающей природной среде и здоровью человека.

Защита права на благоприятную окружающую среду станет эффективной, если граждане будут выполнять свои экологические обязанности.

Наказание

Штраф накладывается на граждан, предприятия, организации и должностных лиц в том случае, если они имеют отношение к несвоевременной подаче информации, ее утаиванию или искажению. Граждане подвергаются штрафу в размере 10-кратной минимальной зарплаты, а должностные лица – 20-кратной минимальной зарплаты. Если отдельные граждане, организации или учреждения своей деятельностью навредили здоровью или имуществу человека, то нанесенный урон должен быть возмещен в полном размере.

Право на благоприятную окружающую среду – экологическое право, которое при его нарушении подлежит возмещению, о чем нарушители очень часто забывают. Но при этом стоит сказать, что в любом случае учитывается степень вреда, таким образом государство защищает и права нарушителя, который не обязан выплачивать огромные штрафы при минимальном уроне. К примеру, если человек теряет работоспособность в результате негативного воздействия окружающей среды, то учитывается степень ее потери. При этом нарушитель должен оплатить восстановление и лечение человека, взять на себя затраты по уходу за больным и компенсировать ему те профессиональные возможности, которые он упускает из-за временной потери трудоспособности. В некоторых случаях дополнительно компенсируются затраты, связанные с необходимостью сменить место жительства, невозможностью иметь детей и т.д. Поводом для возмещения становится решение суда. Заявление может подать не только сам пострадавший, но и члены его семьи, уполномоченные органы или общественные организации. Если нарушитель не может компенсировать в полной мере ущерб, денежные средства взыскиваются с государственных экологических фондов.

Список литературы

  1. Анисимов А.П. Право человека и гражданина на благоприятную окружающую природную среду // Гражданин и право. 2009. N 2. С. 72 — 80.
  2. Апелляционное определение Архангельского областного суда от 30.10.2013 по делу N 33-6321/2013 (документ опубликован не был). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  3. Апелляционное определение Смоленского областного суда от 20.08.2013 по делу N 33-3487/2013 (документ опубликован не был). Доступ СПС «КонсультантПлюс».
  4. Боголюбов С.А. Экологический потенциал Конституции // Журнал российского права. 2013. N 10. С. 5 — 13.
  5. Бринчук М.М. О понятийном аппарате экологического права // Государство и право. 1998. N 9. С. 23.
  6. Бринчук М.М. Эколого-правовой механизм: понятие и сущность // Экологическое право. 2013. N 3. С. 12 — 19.
  7. Васильева М.И. Закон и право граждан на здоровую окружающую среду // Вестник МГУ. Серия 11: Право. 1990. N 6. С. 54.
  8. Васильева М.И. Право на благоприятную окружающую среду как элемент правового статуса личности // Экологическое право. 2005. N 1.
  9. Ермолина М.А. Принцип платности природопользования и проблемы правоприменения // Правовые вопросы строительства. 2012. N 1. С. 12 — 15.
  10. Комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК, 1996. С. 184.
  11. Николаев А.В. Защита права гражданина на благоприятную окружающую среду по гражданскому законодательству Российской Федерации: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2004. С. 36.
  12. Определение Верховного Суда РФ от 06.11.2013 N 83-КГпр13-8. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  13. Определение Верховного Суда РФ от 09.11.2010 N 69-Впр10-12. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  14. Определение Верховного Суда РФ от 18.06.2013 N 70-КГПР13-4 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. N 12.
  15. Определение Верховного Суда РФ от 23.07.2008 N 67-Впр08-2. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  16. Определение Верховного Суда РФ от 28.07.2009 N 78-Впр09-21. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  17. Определение Верховного Суда РФ от 30.11.2010 N 78-Впр10-33. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  18. Паламарчук А.В. О задачах прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экологии // Законность. 2012. N 4. С. 14 — 19.
  19. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 «О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» // Российская газета. N 28. 2008. 9 февр.
  20. Приказ Рослесхоза от 04.04.2012 N 126 «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» // Российская газета. N 165. 2012. 20 июля.
  21. Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 (в ред. от 27.03.2008) «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 31.
  22. Стокгольмская декларация: принята в городе Стокгольме 16.06.1972 на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (извлечение) // Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. Т. 3. С. 682 — 687.
  23. Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. Киев, 1989. С. 21 — 22.

Независимость контроля в областиохраны окружающей среды.

Одной из основных правовых гарантий независимости экологического контроля, по замыслу законодателя, является закрепленный
в статье 65 Закона «Об охране окружающей среды» запрет на совмещение функций государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) и функций хозяйственного использования природных ресурсов. Проведенная в 2004 году административная реформа действительно способствовала разделению функций государственного контроля и надзора, которые были переданы федеральным службам, и функций управления государственной собственностью, в том числе находящимися в федеральной
собственности природными ресурсами, — эти функции закреплены за федеральными агентствами.

Вместе с тем, нельзя выпустить из внимания тот факт, что и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, и Федеральная служба по экологическому,технологическому и атомному надзору — с одной стороны, и Федеральные агентства водных ресурсов, по недропользованию — с другой стороны находятся в ведении одного Министерства экологии и природных ресурсов РФ и, таким образом, подчиняются одному министру.

Кроме
того, принцип независимости контроля в области охраны окружающей среды не реализуется в полной мере из-за наличия правовых пробелов в определении уполномоченных органов на осуществление экологического контроля в определенной сфере. Целый ряд экологически опасных видов деятельности практически выпадаю тиз-под государственного экологического контроля, что предоставляет значительные полномочия по «самоконтролю».

Сохранение среды

У каждого человека есть право на благоприятную окружающую среду, но ее сохранение требует от контролирующих и исполнительных органов учета трех составляющих, из которых и складывается благоприятная экологическая обстановка:

  • компоненты природы, такие как почва, воздух, растительный и животный мир, космическое пространство, окружающее землю, которые в совокупности обеспечивают положительную экологическую ситуацию;
  • состояние природных объектов и комплексов, которые взаимозависимы;
  • состояние природно-антропогенных объектов.

Для того чтобы окружающая среда всего мира была благоприятной, важно соблюдение баланса между этими тремя составляющими

Организации по охране природы:

Международный уровень:

  • Международный союз охраны природы и природных ресурсов, МСОП(англ. International Union for Conservation of Nature and Natural Resources, IUCN) .основан в 1948 г. При  ООН имеет статус наблюдателя. Цель: освещения экологических проблем, поведение с этой целью конгрессов в разных странах мира. Штаб-квартира в Швейцарии, в  городе Гланде. Это неправительственная организация, от РФ её членами являются Министерство  природы, Всероссийское общество охраны природы, Институт эволюционной морфологии и экологии животных РАН.
  • Программа ООН по окружающей среде – ЮНЕП. Создана в 1972 г. штаб-квартира в Кении, в городе Найроби. ЮНЕП имеет Совет управляющих, Совет по координации ООС и Международный Фонд ООС.
  • ЮНЕСКО— организация при ООН, осуществляет руководство экологическими программами, включая более 100 стран. Создана в 1948 г., штаб-квартира в Париже.
  • Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), созданное в 1957г.  Цель —  обеспечение ядерной безопасности и охраны природы от радиоактивного загрязнения. МАГАТЭ разрабатывает правила строительства и эксплуатации АС, проводит их экспертизу при проектировании и реконструкции, дает оценку влияния радиации на окружающую среду и др.
  • Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), созданная в 1946г., занимается вопросами охраны здоровья человека и влиянием на него изменений окружающей среды.
  • Сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН создана в 1945г. и занимается мировыми продовольственными ресурсами и сельскохозяйственными вопросами, охраной земель, животного мира и биоресурсов Мирового океана.
  • Гринпис (англ..green peace — «зелёный мир») — международная независимая неправительственная экологическая организация, созданная в 1971 году в Канаде. Рассматривает проблемы : глобальное изменение климата, коммерческий китобойный промысел,  радиационная опасность, развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и ресурсосбережение, загрязнение окружающей среды опасными химическими веществами и др.В РФ – с 1989 г.
  • Римский клуб — международная общественная организация, созданная в 1968 г., объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты. Организация внесла значительный вклад в изучение перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармоничного отношения человека и природы.

Российский уровень:

  • Государственные органы: Правительство Российской Федерации, Министерство охраны природы и природных ресурсов, Государственный комитет по метеорологии и мониторингу окружающей среды (Госгидромет), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, соответствующие департаменты Министерства сельского хозяйства РФ (Департамент по охране и рациональному использованию ресурсов охотничьих животных и Департамент по рыболовству), Министерства здравоохранения РФ и др.
  • Рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды в 89 субъектах РФ осуществляют органы исполнительной власти регионов и территориальные органы.
  • Благотворительный фонд «Центр охраны дикой природы”
  • Всероссийское общество охраны природы.
  • Сибирский экологический центр
  • Союз охраны птиц России
  • «Кедр»- конструктивное экологическое движение России
  • «Зелёный патруль»- общественная организация
  • Российская экологическая партия «Зелёные» и др. В

( в каждом субъекте РФ).

Природа — наш дом, наша жизнь. Охрана её — долг каждого, живущего на планете Земля.

 «Управлять природой можно лишь подчиняясь ей».

                                                                                           (Ф.Бэкон)

             Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна